Политэкономия: возникновение и эволюция. Политическая экономика


Экономика как категория зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Активное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователи этапов развития экономической науки выделяют различные научные школы и направления (рисунок 1).

Меркантилизм – первая школа буржуазной экономической теории. Основными представителями эпохи заката феодализма (XVI – XVII вв.) были купцы. Им нужны были теории развития торговли и обогащения, и они получили их от меркантилистов. Наибольшего развития меркантилизма достигла Англия – в стране с самой передовой в то время экономикой. Видными представителями этой школы были англичанин Томас Ман (1571 - 1641) и француз Антуан де Монкретьен (1575- 1621).

Меркантилисты проповедовали следующие идеи:

Главным богатством общества является деньги (золото и серебро);

Главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот);

Государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.

Недостатком данной теории является преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.

Рисунок 1 - Основные этапы развития экономической теории

Классическая школа физиократов, или классическая буржуазная политическая экономия. Видные представители этой школы – французские экономисты XVIII в. Франсуа Кенэ (1694 - 1774) и Анн Роббер Жак Тюрго (1727 - 1781).

Физиократия означает власть природы. В отличие от меркантилистов, Ф. Кенэ и его последователи источником богатства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство – сфера, где создается новое богатство (так называемый «чистый продукт»). Промышленность и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая не приносила ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия. Аграрный сектор Франции находился в то время в кризисном состоянии, а промышленность обслуживала в основном сферу обращения. В этих условиях физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике и его эффективное развитие на капиталистической основе.

Рыночная школа классиков. Яркими представителями этой школы были шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790) и английский экономист Давид Риккардо (1772 - 1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества, т.е. служит источником прибыли, и выдвигали ряд новых концепций, из которых наиболее актуальной и в настоящее время является стимулирование хозяйственной деятельности человека. Основные идеи рыночной школы классиков: источник богатства общества – это производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития возможны при свободной и конкурентной рыночной экономике, без вмешательства в нее государства.


Марксистская экономическая теория. Основоположники теории – немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818 - 1883) и его соратник Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – дали анализ капиталистической системы хозяйствования. Основные идеи данной экономической теории: капиталистическое производство несостоятельно; частную собственность на средства производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества.

Линия «экономикс». В противоположность непримиримо и революционно настроенным марксистам, некоторые западные экономисты конца XIX – начала XX вв. предлагали идею особого направления в экономике – «экономикс», сторонники которого взяли курс на сознательный уход от классов-политических оценок экономических процессов и отказ от идеологизации в экономике.

Неоклассическое направление «экономикс», основоположникомкоторого был английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924) возникло в 70-е годы XIX в. Представители этого направления обосновывали и защищали известный классический принцип – конфронтацию (противостояние) в экономике, а главная идея состояла в том, что частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия.

Кейнсианское направление «экономикс» сформировалось в 30-х годах ХХ в. И названо по имени английского экономиста Джона Кейнса (1883 - 1946).

Разрушительный экономический кризис 1929 – 1933 гг. позволил экономистам, представляющим это направление, сделать следующие выводы:

Рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем;

Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства.

Кейнсианство и неоклассицизм в ХХ веке были основными конкурентами в экономике по вопросу об экономической роли государства.

Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истину. Каждая школа страдает односторонностью и преувеличениями, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию.

1.1.3 Общественное производство и его основные стадии

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления (рисунок 2).

Рисунок 2 – Основные стадии общественного производства

Производство – исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание материальных благ (продукции, товаров и услуг, необходимых человеку).

В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т.е. действующего лица) в производство.

Обмен - это система, позволяющая производителям обмениваться продуктами своего труда и осуществляющая движение материальных благ и услуг от одного субъекту к другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление – это использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Различают производительное и личное потребление. Производство – это основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение и обмен – это сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Производство, являясь первичной стадией, «служит» потреблению, которое представляет собой конечную цель и мотив производства: поскольку в процессе потребления продукт используется, то потребление диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развития потребностей является движущей силой развития производства. Распределение и обмен продукта зависит от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в то же время распределение и обмен не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное воздействие.

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений, каждое из которых представлено одним из трех названий: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Для создания систематической экономической науки в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма.

По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на ее предмет, задачи и метод исследования. Не случайно Р. Люксембург заметила: «Политическая экономия – удивительная наука, трудности и разногласия начинаются уже с первых шагов… с самого элементарного вопроса: каков, собственно, предмет этой науки»

Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом. Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании «чистого продукта» (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве. Представители классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об условиях его производства и накопления.

Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения. Представители «исторической школы» (В. Рошер, Зомбарт, М. Вебер и др.) определяли ее как науку о народном хозяйстве. Они отстаивали приоритет национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономической науки. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.

Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистический способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.

Ограничение предмета политэкономии изучением только капиталистического способа производства подверглось критике со стороны B. И. Ленина. Поэтому начиная с 30 -х гг. XX в. в советской экономической литературе стал обсуждаться вопрос не о конце политической экономии, а о ее понимании в узком и широком смыслах слова. Узкое толкование предмета означало изучение производственных отношений лишь одного способа производства – капиталистического. Политэкономия в широком смысле трактовалась как наука, изучающая различные типы отношений, имевших место в истории развития общества.

Итак, в течение трех столетий (XVII–XIX вв.) экономическая наука развивалась как «политическая экономия» . Термин «политическая» действительно выражал социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству. К. Маркс, исследовавший капитализм в форме противоречий труда и капитала, окончательно утвердил политическую экономию как «политическую» , внедрив приоритет классового подхода.

Экономикс Конец XIX – начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться понятие «экономикс» . Сто лет назад, в 1902 г. , А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Джона Стюарда Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение.

А. Маршалл определил предмет экономикса как: «Исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия» . Самуэльсон приводит шесть определений, среди которых выделяет следующее: «Экономикс – это наука о путях использования редких производственных ресурсов, избираемых людьми» . Макконелл К. Ф. и Брю С. Л. пишут: «Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей» .

По мнению Т. Мэнкью: «Экономикс – это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами» . Экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас. Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Современный экономикс – характерное неклассическое знание. Он не ставит перед собой задачи проникновения в сущностный мир, а довольствуется внешним. Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется стоимостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимости? Дело в том, что экономикс – теория рыночной организации общественного производства. А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена – главное «божество» и «боль» экономикса, ее «основной» вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется. Вот почему в центре логической системы экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена.

Цена в экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. В этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Отвергнув сущностный подход, экономикс представляет экономику в виде графиков, формул, предельных величин и т. п. Но графическое описание предмета – это его показ, а не раскрытие, это только первый этап познания, т. е. лишь констатация причинноследственных зависимостей в экономике. За ним должен последовать сущностный анализ, за который экономикс не берется.

Суммируя различия двух ветвей экономической науки, можно сделать следующие обобщающие выводы: – политэкономия изучает глубинные причинноследственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. - экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономикса ключевой категорией является цена;

– политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность и складываются в обществе экономические отношения между индивидами, группами и классами. Экономикс – социально нейтральная дисциплина. Ее основная проблема – экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов. Поэтому главная задача экономикса – поиски равновесия между спросом и предложением; – политэкономические исследования основаны на воспроизведенном принципе, который отражает движение общественного продукта по стадиям: производство, распределение, обмен и потребление. В учебниках экономикса объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях – микро– и макроэкономики.

Предмет экономической теории Экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию и экономикс. Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной, т. е. новой, экономики.

Назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом: Экономическая теория изучает законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях. Ее объектом является смешанная социально ориентированная экономика. Существенные, объективные, типичные, устойчивые причинно-следственные связи и зависимости, определяющие магистральное направление развития той или иной сферы экономической жизни, принято называть экономическими законами.

Назначение экономической теории состоит, вовторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов. Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия – прибыль, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.

Методы экономического анализа Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные. Общенаучные методы – это диалектикоматериалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим методам, все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении. При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в какой они возникли, развивались и сменяли друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение, от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие или экономическая категория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции, философскосущностным методом.

К частным методам научного познания относятся: наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукция и дедукция, конструирование системы законов и категорий, их проверка, проведение экспериментов, конструирование моделей, их математическая формализация и т. п. Изучение любого явления начинается с наблюдения и сбора фактов. Эту задачу называют описательной, или эмпирической. Обработка фактов может осуществляться методом индукции или дедукции.

Под дедукцией (от лат. deduktio – выведение) понимается умозаключение от общих суждений к частным выводам. Непроверенный, предварительный вывод называется гипотезой. Доскональному изучению фактов помогает мысленное расчленение категории на составные части. Такой прием называется анализом. Например, изучая категорию «товар» , экономист выделяет в ней «потребительскую стоимость» и «стоимость» . Метод, обратный анализу, когда предмет изучается в единстве составляющих его частей, называется синтезом.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Однако увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Центральным звеном в частных методах научного познания является конструирование системы законов.

Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. В основе экономической политики лежит экономическая стратегия государства, т. е. искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.

Между политикой и экономикой существует тесное взаимодействие. Экономика проявляется в политике, что позволило В. И. Ленину заметить: «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах… Полн. собр. соч. , т. 42. С. 278– 279).

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических целей как на макро-, так и на микроуровне. Содержанием экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне являются: стремление к полной занятости населения (борьба с безработицей); обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией); достижение экономического роста и равновесия платежного баланса; проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов); обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками); управление валютным курсом.

На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработку, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей. Содержанием экономической политики правительства на микроуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.

Ценностные суждения (vudgement) – это суждения о том, что желательно или нежелательно, что правильно или справедливо и что неправильно или несправедливо. Это касается таких, например, вопросов, как распределение доходов между людьми, когда разные правительства выражают желание помочь одним группам населения за счет других. Кроме того, правительства придерживаются различных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы страны.

Экономические интересы. Что? Как? Для кого? Экономическая политика правительства определяется его экономическими интересами. В политэкономии интересы рассматриваются в качестве категории, в которой проявляются производственные отношения между отдельными участниками общественного производства (индивидами, их группами, классовыми общностями). Интересы подразделяются на всеобщие, коллективные и личные.

Необходимость реализации экономических интересов является стимулом к труду, двигателем экономической жизни, что отражено в известном положении Гегеля: «Интересы двигают жизнью народов» . Чтобы интересы были удовлетворены, хозяйственная деятельность людей должна протекать в соответствии с экономическими законами и выражаться в следующей причинно-следственной связи: экономические законы – экономические потребности – экономические интересы – хозяйственная деятельность. Как все звенья данной цепи, экономические интересы – объективные явления.

Каждый из хозяйствующих субъектов стремится делать то, что ему выгодно. Предприниматель ставит своей целью максимизировать прибыль или – как вариант – минимизировать убытки, владелец материальных ресурсов пытается установить на них высокую цену, владелец своей рабочей силы хочет получить за нее высокую заработную плату. В свою очередь, потребители стремятся приобрести товары по самой низкой цене. Следовательно, мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.

Интересы общества (public interest) рассматриваются как своего рода точка отсчета, чтобы определить, является ли политика, проводимая всеми участниками хозяйственной деятельности, «плохой» или «хорошей» в плане воздействия на экономическую эффективность и на потребителя. В современной экономической теории внимание акцентируется не на том, что производить, а на том, что потреблять.

Модель человека в экономической теории В современной экономической науке большое внимание уделяется человеку. Задачей экономической теории является анализ соотношения целей хозяйствующих индивидов и целей экономической системы, в рамках которой развертывается эта деятельность. Интерес к роли человека проявлял уже Аристотель. Он полагал, что «экономический человек» – это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей.

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастает. Среди многочисленных направлений «моделирования» человека, разработанных экономической наукой, можно выделить четыре. Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Главным в моделях, разработанных в рамках этого направления, становится эгоистический материальный (денежный) интерес, являющийся основным стимулом деятельности «экономического человека» (homo economics). Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economics» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека в условиях ограниченности ресурсов. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека здесь более сложные, они включают в себя не только стремление к денежным благам, но и определенные моменты психологического характера: милосердие, преодоление «экономического эгоизма» и т. д. Третье направление было разработано К. Марксом. В его концепции человек предстает как персонификация объективных экономических категорий: капиталиста как олицетворения капитала и рабочего – как персонифицированного наемного труда.

Четвертое направление представлено принципиально новой моделью. Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Особого внимания заслуживает концепция человека В. И. Вернадского, согласно которой человек – планетарное явление. Инициатива и активность требуют культурного и мыслящего человека. Только в этом случае возможны самоорганизация и саморазвитие личности. Все модели человека в экономической теории имеют абстрактный характер, однако отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе.

Практикум План семинара Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Философские основы экономической теории, ее предмет и метод. Определение предмета экономической теории представителями разных школ. Экономическая политика и экономические цели, экономические интересы. «Что? Как? Для кого? »

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории? Какую смысловую нагрузку несет термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)? Когда и кем впервые был прочитан курс политической экономии в России и вышел первый учебник на русском языке? Чем объясняется (теоретически и экономически) появление экономикса?

Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикса? Как вы понимаете выражение «сущностный анализ» ? Что означает выражение «функциональные зависимости в экономике» ? Назовите кардинальные различия в методе анализа, которым пользуются политическая экономия и экономикс. Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является стоимость, а «началом» экономикса – цена?

Изучали ли вы экономическую теорию в школе (гимназии, лицее)? Если да, то сформулируйте свое понимание ее предмета. Случалось ли применять полученные знания в жизни? Где, когда, при каких обстоятельствах? Расскажите. Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России. Что такое «ценностные суждения» правительства? Могут ли они определять вектор экономической жизни страны?

Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: что производить, как производить, для кого производить в современной экономической теории? Какая роль отводится потреблению? Прокомментируйте слова Г. Мюрдаля: «Беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать» . О какой функции экономической теории они свидетельствуют? Объясните, какова взаимосвязь между экономикой и политикой. Растолкуйте тезис В. И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики» .

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе Обратитесь к статистике Экономисты для наглядности часто пользуются таблицами и графиками. Ответьте на вопросы: а) Что такое таблица и как грамотно ее составить? б) Что такое график и как его построить? в) Придумайте пример, характеризующий функциональную зависимость двух переменных; оформите эту зависимость графически и покажите в таблице.

Напишите реферат на выбранную тему Роль экономической науки в развитии общества. Философия – основа политической экономии. Математический анализ – кредо экономикса. Начало начал: Аристотель. Золотой фетиш и научный анализ: меркантилисты. Становление классической школы политической экономии: физиократы. Шотландский мудрец: Адам Смит. Гений из Сити: Давид Рикардо. Сочините экономическое эссе (фр. очерк) на любую из тем «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное» (исландский поэт Эйнор Бенедиктссон). «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу).

Дополнительное задание Переведите по своему выбору либо статью, либо главу (параграф) монографии иностранного автора и дайте свой комментарий.

  • 9. Структура и инфраструктура рынка. Программа развития рыночной инфраструктуры и ее роль в экономике рб
  • 4. Торговые дома 9. Аудиторские фирмы
  • 11.Характеристика рынков несовершенной конкуренции
  • 12. Антимонопольное регулирование экономики
  • 13.Спрос и пред-ние. Законы спроса и пред-ния. Неценовые детерминанты спроса и пред-ния.
  • 17.Предпринимательство как тип хозяйствования.
  • 18.Издержки производства фирмы.Кароткосрочный и долгосрочный периоды. Проблема минимализации издержек.
  • 21. Функции, формы и системы оплаты труда. Подходы к формированию систем оплаты труда на предприятиях рб.
  • 22. Понятие капитала, виды. Проблема обновления основного капитала на предприяьтиях рб
  • 23. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Госпрограмма рб возрождения и развития села на 2005-2010годы.
  • 24. Ввп и его измерение. Уровень цен. Дефлятор ввп. Основные показатели соц-экономического развития рб на 2006-2010гг.
  • 25.Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы их определяющие. Неценовые детерминанты ad и as.
  • 26.Макроэкономическое равновесие в модели ad-as и причины его нарушения.
  • 27. Потребление, сбережения, инвестиции в масштабах нац. Экономики.
  • 28.Эконом. Цикл(эц) и его фазы. Антициклич. Политика гос-ва в усл. Мир. Эконом. Кризиса.
  • 29.Безработица (б.) и ее типы. Эк. Издержки б. Особенности рынка труда в рб.
  • 30. Сущность, причины, типы, виды инфляции (и). Антиинфляционная политика, особеннсти ее реализации в рб
  • 31. “Фиаско” р-ка и необход-сть гос. Регулир. Эконом. И его основные элементы. Приоритетные направлен. Гос. Регул. В рб.
  • 32. Доходы и уровень жизни. Соц. Политика гос-ва и особенности ее реализации в рб.
  • 3 Вида дохода на-ия:
  • 33. Происхождение и ф-ии денег.
  • 34. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесие денежного рынка и его нарушение.
  • 35. Кредитно-банковская система государства. Банк.Система рб.
  • 37. Госбюджет (гб), его формирование и использование. Дефицит гб, его причины и способы урегулирования. Гб рб и основ. Направления бюдж. Политики рб
  • 38. Государственный долг (гв) и его экономич. Последствия.
  • 39. Сущность, цели и виды фиск. Политики. Особенности реал. Фиск. Пол. В рб.
  • 40. Принципы и формы налогооблож. Основ. Тенденции и пути совер. Налог. Сис-мы в рб.
  • 41. Объективн. Основы возникн. Миров. Хозяйства. И его эволюция.
  • 42. Характерн. Черты современ. Мир. Хоз.
  • 43.Классификация стран в мировой экономике. Беларусь и ее место в
  • 44.Мрт: формы и современные особенности развития.
  • 45.Теории международной торговли
  • 1.Классическая теория международной торговли.
  • 2. Неоклассические теории международной торговли.
  • 3.Модель Хекшера - Олина.
  • 4.Парадокс Леонтьева.
  • 46. Цели и методы современного протекционизма. Деятельность гатт/вто
  • 51. Валютный курс, факторы, виды и сп-бы его регулирования
  • 52.Эволюция мир вал сис-мы. Современные вал проблемы.
  • 55.Становление и развитие интеграционных процессов в рамках европейского союза.
  • 1 - "Предмет, методы и функции Э.Т."

    Э.т.- наука об экономических отношениях и законах их развития, рациональном использовании редких ресурсов и развитии потребностей.

    Существует несколько подходов к определению предмета эк. теории:

    Суть 1-го (экономикс - западный подход) в том, что материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров ограничены. Результативность производства и экономики достигается путем рационального выбора. Выпуск одного вида продукции м.б, увеличен при сокращении другого. Т.е главным предметом э.т. является соотношение "потребности - ресурсы". Это теория предельной полезности, увеличивающихся потребностей, мотивационные теории (Маслоу, Макгрегера) Т.о., предметом западной э.т. являются именно потребности.

    Суть 2-го подхода (политэкономия) в том, что эффективность производства зависит от систем "производительные силы" и "производственные отношения". Изучаются не только внешние хозяйственные проявления, но и социальная сущность. Производительные силы - это средства производства, к которым относят предметы труда, средства труда. Предмет труда - заготовка, полуфабрикат. Средства труда - оборудование. Для того, чтобы соединить средства и предметы труда д.б. работник.

    Произв. отношения - это отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Они зависят от отношений собственности. Кто владеет средствами пр-ва, тот и диктует правила.

    Суть 3-го подхода состоит в том, что предметом э.т. служит система общества, как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, методов эфф-го использования ресурсов и гос. регулирования экономики с целью достижения стабильного экономического роста.

    Объекты современной э.т.: ресурсы, оборудование, потребности и пр. силы, пр. отношения.

    Субъекты э.т.: предприятия, коммерческие фирмы, домашнее хозяйство, государство.

    Метод науки (методология) - это принципы, подходы, формы и способы познания.

    Общенаучными методами и методами э.т. являются: 1. системный подход, 2. м-д единства исторического и логического, 3. м-д научной абстракции. 4. м-д индукции и дедукции. 5. диалектический м-д.

    Исходной ступенью познания экономики является выделение экономических категорий. Задача э.т. - обосновать и дать трактовку всех экономических категорий, которую признают все экономисты.

    Предметом э.т. и высшей степенью познания э.т. явл-ся эк. законы. Эк. законы - это причинно-следственные взаимосвязи и взаимодействия пр. сил, пр. отношений (причина - большой спрос, а следствие - большое предложение итд).

    3 функции э.т. 1. познавательная ф-я состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях э.т. выражает самые существенные процессы общественного развития и обеспечивает познание сложностей э-ки. 2 практическая функция э.т. в том, что она приводит в систему всю массу процессов эк. жизни и она дает заинтересованность и возможность экономическим субъектам действовать в рамках нац. экономики. 3. мировоззренческая функция в том, что она дает представление не только об экономической, но и социальной направленности развития общества.

    Экономика и политика действуют едино.

    Понятно, что функции, задачи, философские и экономические понятия неразрывно связаны. У каждого государства, у каждой нац. эк-ки есть конкретные задачи.

    Задачи современной ЭТ РБ:

    1.Формирование механизма хозяйствования, предполагающего различные системы и обоснования эк-ой. политики для смешанной эк-ки.

    Хозяйственный механизм- это переход от теории к конкретной практике, т.е. конкретные мероприятия по созданию системы налогообложения, кредитования, трудового законодательства, хозяйствования на предприятии.

    2. достижение стабильного экономического роста в стране.

    2. Эволюция экономических знаний.

    Эк. теория оформляется в самостоятельную науку в 16 - 17 вв. - в период становления и упрочения капитализма.

    В последней трети 15 - сер. 16 вв. возникает первая школа политической экономии - меркантилизм. Merkante - торговец, купец. Меркантильный - жадный.

    Деятельность меркантилистов совпала с периодом первоначального накопления капитала и выражала интересы купечества. Главным источником богатства считали внешнюю торговлю, которая через неэквивалентный обмен позволяла обеспечить активный торговый баланс, и в связи с этим, меркантилисты выступили за необходимость гос. регулирования внешней торговли. В развитии М. два этапа: ранний и поздний. Ранний М (посл. треть15 - сер. 16 в.). выступил с монетарной системой (монетаризм). В основе - идея "денежного баланса". Для достижения положительного сальдо во внешней торговле считали целесообразным: - запрет вывоза золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство), - установление высоких таможенных пошлин; - установление максимально высоких цен на экспортную продукцию; - ограничение ввоза импортных товаров; - надзор за иностранными купцами.

    Представитель Стаффорд (англ.). Говорил, что отток денег ведет к вздорожанию товаров и оскудению народных масс.

    Поздний меркантилизм (2-я половина 16 - 2-я половина 17 вв.) В основе идея активного "торгового баланса". Главный принцип - продавать дороже, покупать дешевле. Политика заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении отечественной промышленности, особенно мануфактурной.

    Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, а поздние - функцию средства обращения.

    Представители ПМ: Томас Мэн ("если стоимость вывоза Англии будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, то денежный фонд страны будет увеличиваться"). Антуан Монкретьен ввел в оборот название "политэкономия" и определил ее предмет как свод практических правил хоз. деятельности (опубликовал "Трактат политической экономии").

    В целом экономическая концепция М. была реальной и отмечалась большим практицизмом, ориентировалась на развитие мануфактуры. Ошибка: в качестве источника богатства рассматривали только внешнюю торговлю.

    Физиократы (2-я пол. 18 в.) - представители классической школы.- Франсуа Кенэ и Жак Тюрго. Заслугой Ф. было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства (считали: богатство создается в земледелии, а не в торговле), - положили начало анализу воспроизводства и распределения общ. продукта, - "чистый продукт" создается только с/х трудом, - делили общество на классы, - выступали против меркантилизма, - сторонники свободной торговли.

    Ошибка Ф. такая же, как и у М. - рассматривали только с/х. а не всю экономику в комплексе.

    Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце 17- начале 18 в. С возникновением КШ эк. теория приобретает статус научной дисциплины и называется ПЭ. Представители: Пети, Смит, Риккардо (Великобритания), Буагильбер, Тюрго, Кенэ (Франция), Сисмонди (Швейцария). В основе: - процессы производства определяются объективными эк. законами. Исследовали: - механизм воспроизводства, -денежное обращение и кредит, - гос. финансы, - разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за эк. свободу, ограничение вмешательства гос-ва в экономику.

    Предпосылкой маржинальной революции в эк. науке является объективное развитие рыночной экономики, где свободная конкуренция достигла высшего уровня. Требовались новые формы и методы теоретического анализа экономических явлений. Marginal - в англо-франц. переводе - предел, граница. В эк. литературе - это "последнее добавление к однородной совокупности".

    Маржинализм (в отличие от КПЭ) базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях (авторы КПЭ довольствовались лишь характеристикой сущности эк. явления (категории). Например, в КШ в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. У маржиналистов по теории предельной полезности цена увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

    Еще одно отличие. "Классики" считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа. Маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хоз. благами, т.е. материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

    М. теория широко применяет математические методы, в т.ч. дифференциальные ур-я.

    Благодаря предпочтению каузальному (причинно- следственному) подходу функционального эк. теория превратилась в точную науку. Это позволило снять вопрос о первичности и вторичности эк. категорий, считавшийся важным у "классиков".

    В этот период термин политическая экономия вытесняется новым названием - экономикс (после выхода в 1890г. книги главы "кембриджской школы" Альфреда Маршалла "Принципы эк. науки"). На основе маржинализма возникла неоклассическая школа.

    Представители неоклассического направления: Менгер, Визер, Беем-Баверк (австрийская школа), Джевонс, Вальрас (матем. школа), Маршалл, Пигу (Кембриджская школа).

    Исследуют поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали: - теорию предельной полезности, - теорию предельной производительности, - теорию общего равновесия (механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование эк. ресурсов), - эк. теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории гос. финансов.

    Кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920 - годов, вылились в грандиозный по своим масштабам мировой эк кризис ("Великую депрессию") 1929 - 1933гг. на авансцену эк. мысли поднимается новое направление научного анализа - кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

    Кейнсианство - теория гос. регулирования эк-ки. Исследует - практические пути стабилизации эк-ки, - количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложений, занятости, потребления+). Решающая сфера воспроизводства - рынок. Основные цели - поддержание "эффективного спроса" и "полной занятости". Эк. программа включает: - всемерное увеличение расходов гос. бюджета, - расширение общественных работ, - абс. или относительное увеличение количества денег в обращении, - регулирование занятости др.

    Кейнсианский подход к механизму функционирования эк-ки имел большой успех с конца 1940-х и до 1960 гг., когда он стал подвергаться критике со стороны монетаристов. Монетаризм возник в США в 1950-х годах как антипод кейнсиансива. Монетаризм представляет собой такое течение эк. мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении нац. хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно- денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления гос. регулирования эк-ки. Задача гос-ва в обл. управления эк-ой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности госбюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

    В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского ун-та Милтона Фридмена. "Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец"

    В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений, каждое из которых представлено одним из трех названий: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г.

    Политическая экономия.

    Конечно, выбор момента, когда «началась» научная политическая экономия, условен. Элементы экономической теории и связанные с ними представления о хозяйственном поведении человека (типа: покупать дешево, а продавать дорого) встречаются уже у древних греков и средневековых схоластов. Но эти наблюдения не выходят за рамки житейских представлений и не являются экономической наукой. Для создания систематической экономической науки в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на ее предмет, задачи и метод исследования. Не случайно Р. Люксембург заметила: «Политическая экономия – удивительная наука, трудности и разногласия начинаются уже с первых шагов… с самого элементарного вопроса: каков, собственно, предмет этой науки» (Люксембург Р. Введение в политическую экономию. М., 1960. С. 27).

    Причина разногласий на самом деле достаточно прозрачна. Она кроется, с одной стороны, в идеологической ориентации исследователя, в его целях и намерениях. С другой стороны, в подвижности и изменчивости самого объекта анализа политической экономии – хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменениями которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете. Поэтому экономические теории не относятся к числу долгожителей.

    Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.

    Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании «чистого продукта» (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве.

    Представители классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об условиях его производства и накопления.

    Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения.

    Наряду с определением политической экономии как науки о богатстве существовали и другие мнения. Так, представители «исторической школы» (В. Рошер, Зомбарт, М. Вебер и др.) определяли ее как науку о народном хозяйстве. Они отстаивали приоритет национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономической науки. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.

    Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистический способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.

    Эти идеи Маркса в какой-то мере послужили основой появившихся в 20-е гг. XX в. взглядов советских экономистов на политическую экономию как науку, изучающую только товарно-капиталистические отношения. Возникновение капитализма считалось ее началом, а исчезновение этого способа производства должно было означать и конец политической экономии. Поскольку Октябрьская революция 1917 г. в России привела к низвержению капитализма, то и политическая экономия, по мнению авторов данной концепции, исчерпала себя. Такой точки зрения придерживались Р. Гильфердинг, Р. Люксембург, Н. Бухарин и др.

    Ограничение предмета политэкономии изучением только капиталистического способа производства подверглось критике со стороны B.И. Ленина. Поэтому начиная с 30-х гг. XX в. в советской экономической литературе стал обсуждаться вопрос не о конце политической экономии, а о ее понимании в узком и широком смыслах слова.

    Узкое толкование предмета означало изучение производственных отношений лишь одного способа производства – капиталистического. Политэкономия в широком смысле трактовалась как наука, изучающая различные типы отношений, имевших место в истории развития общества.

    Итак, в течение трех столетий (XVII–XIX вв.) экономическая наука развивалась как «политическая экономия». Термин «политическая» действительно выражал социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству. К. Маркс, исследовавший капитализм в форме противоречий труда и капитала, окончательно утвердил политическую экономию как «политическую», внедрив приоритет классового подхода.

    Интересно отметить, что официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Христиан Август Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской академии наук. В 1805–1806 гг. был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный все тем же Шлецером, под названием «Национальные основания государственного хозяйства, или Науки о народном богатстве». Интересно отметить, что в словаре В. Даля понятия «государственное хозяйство» и «политическая экономия» тоже отождествляются (Даль В. Толковый словарь: В 4-х т. М.: Русский язык, 1991. C.557).

    Закончилась же политическая экономия в наши дни, в последнем году XX в. решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России, исключившим политическую экономию из перечня экономических специальностей.

    Конец XIX – начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться понятие «экономикс». Сто лет назад, в 1902 г., Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Джона Стюарда Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение.

    В англо-американской литературе «экономикс» и политическая экономия рассматриваются как синонимы. Однако между политической экономией и экономиксом имеются значительные смысловые различия. Так, А. Маршалл определил предмет экономикса как:

    Исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия.

    Самуэльсон приводит шесть определений, среди которых выделяет следующее:

    Экономикс – это наука о путях использования редких производственных ресурсов, избираемых людьми.

    Макконелл К. Ф. и Брю С. Л. пишут:

    Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.

    По мнению Т. Мэнкью:

    Экономикс – это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами.

    Экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.

    Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

    Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

    Политэкономия и экономикс имеют разные методологические корни.

    Политическая экономия, начиная с А. Смита и заканчивая К. Марксом, основывала свой анализ на философском методе. Более того, теоретическая экономия (политэкономия) вышла из философии. Согласно классической философии, познание мира человеком имеет задачу проникновения в сущностный мир, а не сводится к анализу внешних явлений (явленческих).

    Из этой же идеи исходила и классическая политическая экономия, которая базирует свои концепции на таком фундаментальном понятии, каким является стоимость (затраты труда), выражающая не явлен-ческое, а сущностное начало. Наличие понятия стоимости – верный признак классичности науки. Наоборот, отсутствие фундаментального понятия стоимости свидетельствует о неклассичности теоретической концепции. Современный экономикс – характерное неклассическое знание. Он не ставит перед собой задачи проникновения в сущностный мир, а довольствуется внешним.

    Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется стоимостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимости? Дело в том, что экономикс – теория рыночной организации общественного производства. А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена – главное «божество» и «боль» экономикса, ее «основной» вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется. Вот почему в центре логической системы экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена.

    Цена в экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. В этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Отвергнув сущностный подход, экономикс представляет экономику в виде графиков, формул, предельных величин и т. п. Но графическое описание предмета – это его показ, а не раскрытие, это только первый этап познания, т. е. лишь констатация причинно-следственных зависимостей в экономике. За ним должен последовать сущностный анализ, за который экономикс не берется.

    Но было бы неправильно отрицать позитивные черты в методологии экономикса. В характеристике отдельных аспектов экономической жизни в нем имеются тонкие и глубокие исследования. Более того, классический подход по сравнению с экономиксом иногда выглядит анахронизмом, заслуживающим лишь академического внимания.

    Суммируя различия двух ветвей экономической науки, можно сделать следующие обобщающие выводы:

    – политэкономия изучает глубинные причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономикса ключевой категорией является цена;

    – политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность и складываются в обществе экономические отношения между индивидами, группами и классами. Экономикс – социально нейтральная дисциплина. Ее основная проблема – экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов. Поэтому главная задача экономикса – поиски равновесия между спросом и предложением;

    – политэкономические исследования основаны на воспроизведенном принципе, который отражает движение общественного продукта по стадиям: производство, распределение, обмен и потребление. В учебниках экономикса объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях – микро– и макроэкономики.

    Классическая политическая экономия известна с 1777 г. (со времени выхода в свет «Богатства народов» А. Смита), марксистская – с 1867 г. (с момента опубликования первого тома «Капитала» К. Маркса), экономикс – с 1902 г. (с первых лекций А. Маршалла). Их возраст – 230, 130 и 100 лет соответственно. Это значит, что экономикс, будучи самой молодой, отнюдь не является новейшей ветвью в экономической науке. Общим у них является и то, что и политическая экономия, и экономикс несмотря на различные подходы к изучению хозяйственной жизни общества (сущностный – в политэкономии и функциональный – в экономиксе), основаны и функционируют на одной и той же парадигме А. Смита и исследуют один и тот же тип хозяйства – индустриально-рыночный.

    Социальная востребованность и значимость каждой из них определяются прежде всего состоянием общества. Не случайно расцвет политической экономии приходится на период становления и развития капитализма. В дальнейшем оказался востребованным экономикс. В период становления информационно-технологического способа производства перед экономической наукой возникают новые вопросы, которые не входили в область ее интересов еще несколько десятилетий назад. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и экономикса. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Она является учебной дисциплиной нейтральной по форме и собирательной по существу. Это значит, что экономическая теория как учебная дисциплина «явочным порядком» объединила обе ветви экономической науки, вобрав в себя «рациональные зерна» каждой из них. Она призвана дать ответы на новые вопросы, которые встают перед наукой на новом витке развития экономики, на стадии постиндустриального общества, наиболее распространенной социально-экономической формой которого является смешанная рыночная экономика. Именно она становится объектом изучения экономической теории.

    Экономическая наука прошла длинный путь развития. Она зародилась очень давно, несколько тысяч лет назад. Первоначально экономические знания существовали в виде обычаев, традиций, устного творчества. С появлением письменности экономическая мысль проявляет себя в разнообразных письменных источниках: законах, документах хозяйственной деятельности, специальных сочинениях, например, древневосточных государств.

    С точки зрения процесса формирования предмета и метода экономической науки можно выделить следующие этапы ее развития.

    I этап: Зарождение экономической науки. Появление экономики.

    Данный этап связан с зарождением и развитием рабовладельческого общества. Охватывает период времени с IV тысячелетия до новой эры для стран Древнего Востока, где имело место патриархальное рабство, I тысячелетие до н.э. по IV в н.э. - античное или классическое рабство.

    На данном этапе благодаря известным древнегреческим мыслителям Ксенофонту, Платону, Аристотелю экономическая наука получает свое название и предмет. Экономика производное от слова “экономия”. Это слово древнегреческого происхождения, “ойкономия” (“ойкос” - дом, хозяйство; “номос” - правило, закон).Отсюда “экономия” - наука о домашнем хозяйстве, о домоводстве.

    Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) характеризовал ее как науку о введении и обогащении хозяйства (рабовладельческого). Для Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) экономика - это производство (натуральное рабовладельческое хозяйство) для удовлетворения естественных потребностей, в отличие от хрематистики, которая рассматривалась как искусство делать деньги. Аристотель положил начало экономическому анализу исследуя пути укрепления натурального хозяйства, происхождение и функции денег, значение торговли и т.д.

    Исторически воззрения древнегреческих мыслителей образуют теоретические исходные пункты современной науки.

    II этап. Формирование экономической науки как самостоятельной области знаний. Появление первых экономических школ, политической экономии.

    Можно выделить следующие первые экономические школы:

    1) Меркантилизм (от итальянского слова “мерканте”- торговец, купец), получивший распространение в XV-XVII вв. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в сочинении 1615 г. “Трактат политической экономии” ввел в обращение термин политическая экономия, которое стало названием экономической науки, господствовавшем вплоть до второй половины XIX в. Меркантилизм выражал «в теоретической форме» экономическую политику государства. Монкретьен рассматривал политическую экономию как сосредоточие правил хозяйственной деятельности. Центральной проблемой у меркантилистов была проблема богатства. Источник национального богатства, которое отождествлялось с деньгами - золотом и серебром, они видели в торговле. Поэтому, на данном этапе экономическая мысль исследует закономерности сферы обращения: товарного и денежного. Типичными представителями этого направления в Европе были англичанин Томас Мен, француз Жан Батист Кольбер, в России И. Посошков (купец).

    В лице меркантилистов была первая попытка теоретического обоснования экономической политики государства. Практическая прогрессивная роль этого направления состояла в том, что он способствовал переходу к рыночной капиталистической экономике.

    2) Физиократы (Франция, XVIII в.). Название направления образовано от греческих слов и дословно означает “власть природы”. Центральной проблемой остается - проблема богатства, но источник истинного богатства видится в производстве (сельском хозяйстве, т.к. только земля обладает удивительной способностью увеличивать реальное общество). Физиократы исследуют закономерности производства, как непрерывного процесса (воспроизводства); ценообразования. Идея “естественного права и порядка” на которую опирались физиократы, способствовала признанию экономических законов, как естественных, т.е. вечных, не зависящих от воли и желаний людей, идущих от бога.

    3) Классическая политическая экономия (XVIII - н. XIX в., на данном этапе, экономическая наука выступает как стройная система знаний, которая нашла свое воплощение в трудах А. Смита (1723-1790 гг.), Д. Рикардо (1772-1823 гг.) - это вершина политической экономии. Исследуя “природу и причины богатства народов”, классики сосредоточили свое внимание на материальном производстве как источнике стоимости и доходов (сельскохозяйственном, промышленном) и связали его с обращением. Смит рассматривал общество и как большую мастерскую, и как великий меновый союз. Понимание природы человека, сущности его взаимосвязи и взаимодействия с обществом легло в основу категории - “homo economicus”и естественного порядка, как порядка на основе стихийного действия объективных экономических законов. Классики стали основоположниками политики экономического либерализма или естественной свободы (политика Laisser faire). Если А.Смит наибольшее внимание обращал условиям производства и накопления богатства народов, то распределение богатства было в центре исследований Д.Рикардо, причем исследователи не ограничивались только проблемами национальной экономики, но и рассматривали международную торговлю. Последним классиком был Дж.Ст.Милль.

    III этап. Раскол классической политической экономики. Формирование основных современных экономических направлений.

    Критическое отношение к классической политической экономики способствовало ряду фундаментальных переворотов в науке.

    1) Марксизм (сер. XIX в.) - теоретическая концепция связана с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская политическая экономия исследовала производственные отношения, как отношения людей в производстве распределении, обмене и потреблении материальных благ.

    Основу человеческого общества марксистская политическая экономия видела в материальном производстве. Отношения производства отражаются в экономических категориях. Исторический процесс, представляется как жестко-детерминированный, как процесс смены общественно-экономических формаций.

    В отличие от позднее появившихся направлений марксистская политическая экономия имела четко выраженный классовый характер (пролетарская наука) и рассматривала капитализм (и феодализм, и рабовладение) как способ производства, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком. Сущность отношений эксплуатации на базе всеобщих товарно-денежных отношений выразилась в категории «прибавочная стоимость».

    Исторический и критический подход к экономической действительности позволили выявить противоречивый характер рыночных отношений середины XIX века, предвидеть неизбежность социальных потрясений (революций) при своевременном неразрешении противоречий. Марксистская политическая экономия является отправной точкой лево-радикального направления в современной экономической науке.

    2) Маржинализм (вторая половина XIX в.) - первая методологическая революция в экономической науке. Название связано с введением в исследования предельного (от английского - marginal) анализа. В отличие от предшествующих школ и направлений исходная точка в исследованиях сместилась с поиска объективных, общих законов, естественного порядка на уровень отдельного человека, психологии его поведения, ожиданий, предпочтений.

    Маржинализм связан с австрийской школой (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк), кембриджской школой (А.Маршал), американской школой (Дж.Кларк), лозанской школой (Л. Вальрас). Именно субъективно-психологический подход лежит в основе понимания таких экономических категорий как цена, спрос, издержки производства.

    Предельный анализ, позволил, наконец, широко использовать в экономике математические методы. Позднее приоритетность математических методов выразилась в формировании эконометрики, у истоков которой стояли Курно, Вальрас.

    Переключение внимания экономистов на поведение отдельных экономических субъектов, на исследования экономического выбора, на поиск оптимального использования ограниченных (редких) экономических ресурсов способствовали формированию нового неоклассического направления, первоначально как микроэкономики. У истоков этого направления стоит А. Маршалл. Он попытался по-новому подойти к проблеме ценообразования, взаимоотношения спроса и предложения, к исследованию экономики на основе фундаментальных взаимозависимостей. Данное направление получило название “economics’” или экономикс, или экономика. Под таким названием экономическая теория известна во всем мире, но преимущественно в англоязычных странах.

    Неоклассицизм лежит в основе современных направлений экономической теории: монетаризма, неолиберализма, экономики предложения и т.д.

    3) Кейнсианство (30-е гг. XX в.) - вторая методологическая революция в экономической науке. Недостаточность микроанализа, неспособность саморегулирующего рыночного механизма решить все экономические проблемы, в частности безработицы и, как следствие, необходимость вмешательства государства в экономику, послужили основой разработки макроэкономического подхода, регулирования экономики на основе управления эффективным спросом, прежде всего потребительским и инвестиционным.

    Джон Мейнард Кейнс является родоначальником направления экономической теории - кейнсианства, неокейнсианства, посткейнсианства.

    4) Институционализм (первая треть XX) - критическое отношение к классической и неоклассической школе, к анализу экономических отношений с позиции "экономического человека", выдвижение в качестве ведущей силы экономики не рациональные действия отдельных субъектов, а деятельность организаций, социальных институтов - важнейшая идея институционалистов.

    Они расширили предмет экономики считая, что исследования чисто экономических отношений слишком узко и приводит к пустым абстракциям, что необходимо учитывать весь комплекс правовых, социальных, психологических, политических условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

    Институционализм выступает с критикой капиталистической экономики, обращая внимание на то, что рынок вовсе не нейтральный и универсальный механизм распределения ресурсов. Более того, саморегулирующийся рынок становится гигантской машиной, служащей для поддержания и обогащения крупных, крупнейших корпораций, которым помогает и государство. Только совместные скоординированные действия могут противостоять диктату корпораций. Видными представителями этого направлений являются: Т. Веблен - родоначальник, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, А. Танбергер.

    Таким образом, современная экономическая наука неоднородны и представлена разнообразными направлениями и школами. Безусловно было бы полезно познакомится со всеми из них, но это не реально. Мы будем изучать "экономику", на западе этот курс называют "экономикс", по содержанию он представляет собой комбинацию неоклассических теорий.

    Еще по теме 1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.:

    1. 1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
    2. 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
    3. 3.Возникновение и основные этапы развития экономической науки.
    4. 1. Предмет экономической теории. Основные этапы развития экономической теории
    5. 1. Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития
    6. 1.1. Экономическая теория: возникновение и основные этапы развития
    7. 1. Основные этапы и направления развития экономической мысли
    8. Тема №2: «Основные этапы и направления развития экономической мысли. Важнейшие экономические учения (школы)»
    9. 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    10. Глава 1. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории
    11. Глава 1. Зарождение экономической теории, основные этапы и направления развития

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...