Подоходный налог в швеции сколько процентов. Швеция подоходный налог


Развитие системы налогообложения в Швеции происходит под влиянием общей экономической ситуации, для которой характерны следующие тенденции:

Стабильность и неизменность в течение нескольких лет общих правил взимания налогов;

Высокая степень развития регулятивной системы;

Постоянная ориентация государства на поддержку структуровид-ляют ювальнои равновесия;

Гибкость, избирательность по направленности комплекса льгот и санации на реализацию общих целей социально-экономической политики;

Изменчивость и чувствительность к изменениям в формировании доходов объектов налогообложения;

Постоянная противоинфляционную направленность;

Гибкость различных видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного оборота;

Охват различными налогами денежной, имущественной и натуральной собственности как объектов налогообложения.

Налоги в Швеции довольно большие, в отдельные годы составляли более 50% валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе прямые - 25,3, косвенные - 14,7, на социальное страхование - 16,5%.

В Швеции проводится четкое разграничение между налогами, которые относятся к компетенции правительства, и теми, что находятся в компетенции местных органов власти. В соответствии с этим определяется сумма налогов, поступающих в этих уровней. Следует отметить, что большинство этих средств возвращается к плательщикам в виде полученных от государства услуг.

К основных прямых налогов относятся национальный и местный подоходный налог на капитал, наследство, дарение. Кроме того, имеются многочисленные сборы с предпринимателей на социальное страхование, пенсии, помощь на лечение.

К косвенных налогов относятся те, которые в полном объеме поступают в государственный бюджет: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз по отдельным товарам и изделий. Центральные органы Швеции определяют как государственные, так и коммунальные налоги, но некоторые из них местные органы власти имеют право устанавливать самостоятельно. Особым является подход в Швеции в структуру налогов. Наибольшую долю занимают налоги на личные доходы, имущество, товары в виде акцизов и НДС. Из всех сумм 88% - налоги на доходы, из которых 41 - на товары и услуги, 28 - на личные доходы, б% - на имущество.

Особенностью государственной налоговой системы Швеции является ее социальная направленность. Около 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. Следствием проведения такой политики является высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно пенсионеров и инвалидов, экспортная способность шведских компаний, занимающих заметное место на мировом рынке.

Используя механизм перераспределения доходов, государство способствует не только выравниванию доходов различных групп населения, но и текущем потреблению. Решаются социальные проблемы в первую очередь путем повышения занятости, на что тратятся довольно значительные средства.

Однако в 90-х годах прошлого века в экономике Швеции появились и некоторые негативные черты: выросли по сравнению с прогнозируемыми темпы инфляции (на 2%), существенно увеличились затраты на рабочую силу, снизились темпы роста ВВП и производительности труда. Прогрессивное налогообложение высоких доходов существенно повлияло на улучшение уровня жизни различных слоев населения. В результате проведения такой политики в Швеции самая маленькая в мире разница между самым высоким и самым низким уровнем потребления.

Реализация экономических и социальных программ вызвала потребность в дополнительных финансовых ресурсах из государственного бюджета, что, в свою очередь, увеличило налоговую нагрузку на плательщиков. Рост потребностей государства в средствах усилило фискальную функцию налогов за счет увеличения базы и размера ставок, количества налогов к уплате. Это привело к увеличению поступлений от налогов до 56% валового национального продукта (ВНП). Наибольшую долю имеет подоходный налог - 19% в ВНП, взносы на социальное страхование предприятий - 13, акцизы - 5, налоги на потребление - 7%.

Основная цель налоговой реформы, которая проводилась с начала 90-х годов XX в., Была такова:

Устранение негативных социально-экономических последствий налоговой системы, существовавшей;

Невозможность для плательщиков с большими доходами уклоняться от уплаты налогов и обеспечения равных условий налогообложения плательщикам с равными доходами.

Новое правительство, пришедшее к власти 2006г., Планирует снизить налоговую нагрузку на 27 млрд шведских крон. Планируется также уменьшить долю государства в некоторых компаниях, то есть провести их частичную приватизацию.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Система обложения НДС в Швеции подобная системе обложения внутри ЕС. Шдприемство, которое имеет обороты, подлежащих обложению НДС, в размере более 1 млн шведских крон, должен зарегистрироваться в налоговых органах как плательщик НДС. Если обороты меньше 1 млн шведских крон, то регистрация необязательна. Обычная ставка НДС - 25%. Снижена - 12% из продуктов питания и услуг туризма. Самая низкая ставка - 6% с газетных изданий. Отчеты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с подтверждающими документами оплаты НДС.

Резиденты обязаны платить налог по ставке 1,5% от чистой стоимости имущества, превышающей 800 000 шведских крон, расположенного как в Швеции, так и за ее пределами. Имущество, составляющее оборотный капитал, налогом не облагается. Различные фонды и благотворительные организации платят имущественный налог по ставке 0,15% от чистой стоимости имущества, превышающей 25 000 шведских крон.

Нерезиденты уплачивают этот налог только за имущество, расположенное в Швеции. Если имущество, находящееся за рубежом, освобожденное от налогообложения, оно может быть включено в налогооблагаемую базу нерезидента при определении соответствующей налоговой ставки.

Начисления на заработную плату такие (%):

1) на пенсионное обеспечение - 13;

2) медицинское страхование - 8,43;

3) народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) - 5,86;

4) пенсионную страховку - 0,2;

5) страхование от производственного травматизма - 1,38;

6) превентивную защиту сотрудников - 0,17;

7) выплату помощи по безработице, переквалификацию потерявших работу - 2,12;

8) страхование жизни - 0,61;

9) групповую страховку - 0,95;

10) пособие при увольнении - 0,28;

11) дополнительную пенсию - 3,1;

12) гарантию заработной платы при банкротстве компании - 0,2;

13) страховку от травматизма - 1;

14) в гарантийный фонд - 0,06;

15) налог на пенсионные платежи - 0,6. Общая сумма начислений составляет 38.

Если речь идет не о наемного работника, а о владельце фирмы, то структура платежей меняется, а сумма начислений составляет 39,3%.

Корпоративный налог в Швеции. Важное место в системе налогов занимает прибыль корпораций. Все компании и другие виды организационно-правовой формы, такие как общества с ограниченной ответственностью, должны зарегистрироваться в Патентном и Регистрационном отделах для того, чтобы получить статус юридического лица. Конечно как минимум 50% управляющих директоров и главный директор должны быть резидентами страны ЕС или европейских государств. Однако возможны исключения из правил, которые предоставляются отделом патентов и регистраций или правительством, в отношении юридических лиц, большая часть совета директоров которых состоит из нерезидентов Швеции.

Национальный налог на прибыль взимается с резидентов по всему дохода, а с нерезидентов - с доходов, полученных из шведских источников. Компания считается налоговым резидентом, если она образована в Швеции или имеет постоянное представительство на ее территории.

Ставка налога на прибыль корпорации установлена в размере 28%. Нет расхождений при налогообложении распределенной и нераспределенной прибыли компании. Также нет местных налогов для корпораций.

Прибыль определяется в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, с небольшим корректировкой в целях налогообложения. При подсчете прибыли, акции оцениваются по более низкой рыночной цене. Альтернативный метод оценки - 97% цены приобретения, но он должен применяться при оценке всего акционерного портфеля.

Налогооблагаемая база уменьшается на суммы расходов на ведение бизнеса, включая проценты по кредитам на инвестирование филиала или приобретение нового оборудования. Есть перечень расходов, не вычитаются, такие как расходы на развлекательные мероприятия, и расходы, связанные с операциями с алкогольными напитками, превышающих установленные нормы.

Для оборудования, патентов, торговых марок, имиджа фирмы суммы амортизационных отчислений списываются прямолинейным методом по ставке 20% в год или методом уменьшения балансовой стоимости по ставке 25%.

Дома амортизируются по ставкам, варьируют от 2 до 5% от стоимости приобретения. Амортизационные ставки зависят в основном от целей использования зданий. Земля не является предметом начисления амортизации, хотя затраты на рекультивацию земель могут амортизироваться по ставке 5% в год.

Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должно быть включено в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и, следовательно, облагаться по ставке 28%. Убыток, полученный при реализации капитальных активов, списывается в счет совокупной прибыли без всяких временных ограничений. Однако ущерб, возникающий от реализации инвестиционного портфеля акций и других подобных финансовых инструментов, может приниматься к зачету только в счет прибыли, полученной по такому же видом собственности.

Дивиденды, полученные от шведских компаний, освобожденных от налогообложения. Дивиденды, полученные от зарубежного филиала, также могут быть освобождены от обложения налогом при условии, что филиал облагается по ставке не менее 15%.

Причиненные убытки могут быть зачислены на счет полученного дохода в следующем году и не могут переноситься на счета прошлых лет.

Работодатель обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников в размере 33% от валовой заработной платы, включая стоимость дополнительных выплат и льгот. Граждане ЕС, работающие в Швеции, руководствуются законодательными актами ЕС. Снижена ставка взносов в размере 21,39% установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть снижена на 5-10%.

Законодательством установлен налоговый кредит на суммы налогов на доход от капитала, уплаченных за границей. Относительно иностранных дивидендов налоговый кредит предоставляется только на сумму налога, удержанного из источника, но не на сумму зарубежного корпоративного налога. Вместо этого дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25%), также освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее 15%. Если эти условия невыполнимы, то стандартный налоговый кредит в размере 13% добавляется к кредиту с налога, удержанного из источника выплаты, но дивиденды в Швеции облагаются по ставке корпоративного налога (26%). Доход, полученный от зарубежного представительства, должен быть включен в налогооблагаемую базу главного шведского отделения, если нет поправки на налоговое соглашение.

Налогообложение физических лиц. Важная роль в доходах бюджета разных уровней принадлежит подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году.

Резиденты Швеции обязаны платить национальный и муниципальный подоходный налог на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции.

Резиденты Швеции, выезжающих за границу на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Независимо от того, облагается полученный доход налогом в зарубежной стране, резиденту Швеции может быть предоставлен годовой налоговый кредит на сумму причитающихся шведских налогов при следующих условиях:

В течение года он должен находиться в одной и той же стране и работать на том же предприятии;

Все отчисления и льготы, применяемые к полученному доходу в зарубежной стране, установленные общим правилам законодательства той же страны для всех ее резидентов, а не регламентированы международными налоговыми соглашениями;

Работодателем является правительство Швеции.

Нерезиденты Швеции платят налоги с доходов, полученных из шведских источников, а также доход от операций с недвижимым имуществом, оплаты оказанных услуг, пенсий и некоторых видов дохода и капитала.

Заработная плата, включаемая в совокупный доход, состоящий из всех видов выплат, пенсий и натуральной оплаты труда. Возможно получение налогового кредита по заграничным прямыми налогами в пределах сумм шведского национального и муниципального подоходного налога, уплаченного по видам зарубежного налога. Согласно большинству налоговых соглашений налоговый кредит в размере уплаченных налогов за рубежом гарантируется за счет муниципального подоходного налога. Супружеские пары облагаются налогом отдельно.

Доход в размере не более 209 100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке примерно 32%. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом в 25%. Следовательно, максимальная ставка подоходного налога - 57%.

Доход от капитала облагается отдельно по ставке 30%.

Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее шести полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25% должен быть удержан работодателем при оплате произведенных в Швеции работ и услуг. Нерезидент, работающий по найму, не обязан подавать декларацию о доходах в налоговые органы.

Большую часть налога в социальные фонды уплачивает работодатель, однако работник, возраст которого не превышает 65 лет, имеет также уплачивать взносы на индивидуальное медицинское страхование - 3,95% и пенсионное обеспечение - 1%.

Нерезиденты уплачивают налоги на доходы от недвижимости, расположенной в Швеции. Если резидент Швеции становится нерезидентом, то прибыль от шведских акций в течение десяти лет со дня отъезда может облагаться налогом в некоторых случаях по сниженным ставкам. Доход от инвестиций обычно облагается по единой ставке - ЗО%. Нет никаких льгот.

Все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны составлять налоговые декларации, хотя на практике применяются упрощенные формы декларации. Для большинства граждан срок подачи декларации установлен в августе. Налоговое уведомление о сумме, подлежащей уплате, направляется налоговыми органами в сентябре. Сумма недоплаченного налога взимается работодателем из заработной платы работника за первые месяцы следующего года. Индивидуальные предприниматели платят остаточную сумму налога самостоятельно не позднее апреля. Налоговые уведомления хранятся еще пять лет, соответственно, возможны корректировки для получения возмещения излишне уплаченных сумм налогов.

Резиденты Швеции подлежат обложению подоходными налогами по всем своим доходам из всех источников, как в Швеции, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогами только по доходам, полученным в Швеции.

Резиденты платят, муниципальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от осуществления коммерческой деятельности плюс национальный подоходный налог с этих же доходов, если их сумма превышает 200 тысяч крон в год. Они также платят национальный подоходный налог со своих доходов от капитала. Нерезиденты платят муниципальный подоходный налог по доходам от коммерческой деятельности и национальный подоходный налог по всем остальным видам доходов.

Резидентами Швеции в целях налогообложения признаются лица:

  • - постоянно проживающие на территории Швеции или
  • - имеющие обычное место жительства в Швеции, или
  • - имеющие существенные экономические и семейные связи в Швеции.

Законом предусмотрено индивидуальное обложение налогом, и члены семьи должны индивидуально отчитываться по своим налоговым обязательствам, в том числе и несовершеннолетние дети, если они имеют самостоятельные источники доходов. Расчет облагаемого дохода физических лиц ведется в разбивке по следующим видам доходов: доходы от работы по найму, доходы от коммерческой деятельности и доходы от капитала.

Ставки муниципального подоходного налога несколько отличаются по различным регионам и обычно составляют около 31%. Национальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от коммерческой деятельности составляет 25% для доходов, превышающих 229 тысяч крон в год. Доходы от капитала облагаются по ставке 30% (для любых видов доходов).

Нерезиденты, получающие в Швеции заработную плату или пенсию, облагаются национальным налогом по твердой ставке 25% и по доходам от коммерческой деятельности - муниципальным налогом по той же ставке. Если общая сумма этих доходов превышает 200 тысяч крон в год, то с суммы превышения дополнительно взимается национальный налог по ставке 20%.

Доходы иностранных спортсменов и лиц творческих профессий, получаемые ими в Швеции, облагаются специальным налогом по ставке 15%.

Если нерезиденты получают в Швеции доходы от капитала, подпадающие под налогообложение в Швеции, то для них применяется ставка налога 30%.

При этом льготные персональные скидки для нерезидентов не действуют.

Отчетный год для налогоплательщиков - календарный год, заканчивающийся 31 декабря. Срок представления налоговых деклараций установлен до 15 февраля года, следующего за отчетным. Лица, получающие только доходы от работы по найму, представляют декларации по упрощенной форме. Для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, срок предоставления деклараций продлен до 31 марта. Нерезиденты, получающие в Швеции только доходы от работы по найму или пенсию, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации. Налоги с заработной платы удерживаются нанимателями в момент выплаты и переводятся ими в бюджет на счет работников. Окончательный расчет налога делается по итогам года на основании представленных налоговых деклараций, и в соответствии с этим производится доплата или возврат части налога. налог иностранец швеция дания

Платежи по социальному страхованию производятся нанимателями в порядке начислений на заработную плату. Размер таких платежей - 33% суммы всех выплат работникам. Лица, работающие за свой счет, платят взносы по социальному страхованию самостоятельно, и для них размер таких взносов установлен равным 31,25% их чистого дохода. Для некоторых ситуаций предусмотрена замена платежей по социальному страхованию специальным налогом на зарплату. Ставка этого налога составляет 21,39% общей суммы выплаченной заработной платы. Кроме того, и предприниматели, и наемные работники должны платить взносы по страхованию от болезни - по 3,95% суммы выплаченных (полученных) заработков.

Такие же платежи предусмотрены и в отношении иностранцев, работающих на шведских предприятиях. Вместе с тем Швеция имеет с рядом стран специальные соглашения по социальному страхованию, и положение граждан из этих стран, работающих в Швеции, регулируется условиями этих соглашений. Например, граждане скандинавских стран, Великобритании, США и Канады освобождаются от платежей по социальному страхованию, если срок их работы в Швеции составляет менее 1 года, для граждан из большинства западноевропейских стран и Турции льготный срок равен 2 годам, для граждан Франции, Израиля и Марокко - 3 годам.

  1. Прибыль частных лиц облагается пошлиной 55%.
  2. Доход юридических лиц облагается сбором 26,3%.
  3. Налог на прирост капитала составляет 30% (детали ниже).
  4. Уровень НДС: основной - 25%, сниженные - 12 и 6%.
  5. Государственная пошлина отсутствует, гербовый сбор взимается только для некоторых операций.

Налог на прибыль в Швеции для физических лиц

Пошлинами облагаются три категории граждан : резиденты (постоянно проживающие на территории страны), бывшие резиденты в случае, если в государстве осталось их недвижимое имущество, а также иностранные граждане, проживающие в пределах границ республики не менее 183 дней в году. Налоговая база состоит из сборов за предпринимательскую деятельность, заработной платы и прибыль от иных капиталов.

Система налогов в Швеции подразумевает наличие прогрессивной ставки в размере от 30 до 55%. Сбор состоит из двух пошлин: национальной и муниципальной . Муниципальный налог колеблется от 28,9 до 34,2% в зависимости от конкретной местности проживания плательщика. Национальный сбор полагается только тем лицам, чей уровень годового дохода составляет не менее 400100 крон. Общий размер подоходного налога в Швеции составляет:

Доход, шведская крона

Ставка, %

574301 и выше

Налоговый отчетный период приравнивается к календарному году. Подача декларации в уполномоченные органы является обязательной. Налог с зарплаты в Швеции перечисляется работодателем, с остальных источников - самим плательщиком. При просрочке передачи отчета с физического лица взыскивается штраф в размере 1000 крон или 120 евро. Если обнаружится факт сокрытия прибыли или предоставления недостоверных данных, к сумме сбора на все скрытые доходы будет прибавлено еще 40% в качестве наказания.

Налоги в Швеции для юридических лиц

В качестве плательщиков выступают местные компании и нерезиденты. Если фирма прошла регистрацию в Реестре предприятий юрисдикции, она считается резидентом и оплачивает налоги с общемирового дохода. Те, кто не состоит на учете, подают в декларации сумму, заработанную от контрагентов на территории страны. Стандартная ставка налогов в Швеции для предпринимателей составляет 26,3%. Допускается снижение уровня налогообложения до 19,7% в случае, если корпорация использует перераспределение прибыли в фонд периодизации.

Налоговый период для организаций приравнивается к финансовому году. Его протяженность составляет 12 месяцев, однако начинается он с первого числа любого месяца в году. Завершение периода обычно происходит в конце апреля, августа или декабря. Штрафы за просрочку подачи документации, оплаты и предоставление недостоверных данных аналогичны степени наказания, применяемой к физическим лицам.

  1. Допускается уменьшение налоговый базы последующих отчетных периодов при наличии убытков в предыдущем.
  2. В законодательство не включены требования к соотношению акционерного и заемного финансирования, что дает возможность для создания структур по получению процентов в качестве дохода от дивидендов.
  3. Прирост капитала не облагается налоговой ставкой если прибыль получена юридическим лицом от акций другого юридического лица, действующего в пределах границ государства или за рубежом. Физические лица оплачивают пошлину за прирост капитала в размере 30%.

От налога для предприятий освобождаются нелистингованные акции. Листингованные должны быть выпущены не менее года назад и составлять в совокупности более 10% от размера уставного капитала принимающей компании.

Налогообложение дивидендов в Швеции

При передаче прибыли юридическим лицам возможно освобождение дивидендов от ставок в перечисленных случаях:

  1. Акционер является резидентом ЕС, содержит не менее 10% от уставного капитала ООО, оплачивает налоги в государстве учреждения собственного бизнеса.
  2. Акционер находится под защитой регламента соглашения об избежании двойного налогообложения.
  3. Получатель дивидендов зарегистрирован в юрисдикции с аналогичной системой налогообложения, где ставка равна 10-15%.

При выплате финансов физическим лицам уровень обложения составляет 30% , если частное лицо является нерезидентом и на него распространяется действие соглашения о пресечении двойного налогообложения допускается снижение ставки до 15% . В некоторых случаях налог может быть отменен.

НДС в Швеции

Сбор обязаны оплачивать все физические и юридические лица, реализующие товары и услуги на территории государства. Регистрация в налоговом органе обязательна при любом уровне годового товарооборота. Пошлины взимаются на всех уровнях производства и реализации. Существует 4 основные ставки:

  1. 25% - распространяется на большую часть сервиса и продукции.
  2. 12% - для продовольствия, произведений искусства, гостиничных и ресторанных услуг.
  3. 6% - актуальна для транспортных маршрутных перевозок и печатной продукции.
  4. 0% - для финансовых, образовательных, банковских, социальных и медицинских услуг.

Для предприятий с товарооборотом менее 1 миллиона крон налоговый период приравнивается к календарному году. При превышении суммы отчетность требуется сдавать раз в квартал или месяц.

Другие виды пошлин

  1. Налог на собак в Швеции . Оплачивается всеми владельцами. Сумма рассчитывается исходя из роста пса в холке. В среднем налоги на животных в Швеции составляют 50-100 евро в переводе на местную валюту.
  2. Налог на имена в Швеции . Сбор относится к одним из самых комичных в мире. Пошлиной облагаются только те имена, которые при произношении могут создавать дискомфорт другим людям. Взимается с родителей младенца.
  3. Церковный налог в Швеции . Взыскивается с каждого гражданина, который относит себя к какому-либо вероисповеданию. Религия не имеет значения - с каждого верующего требуется оплата в размере 1-2% от годовой суммы дохода.

Историческая справка : как и сегодня, в средние века были актуальны подушные сборы. Чем только не брали с крестьян налог в Швеции: продуктами, непосильным трудом, землей, скотом и прочими ценностями. Тех, кто был не способен оплачивать дань, наказывали длительной военной службой. В этом плане современность радует несколько больше.

Общие понятия о государствах и налоговых системах

Неотъемлемой частью развития нашей цивилизации есть возникновение государств. Это закономерный процесс общественного развития. Его причиной является трудовая деятельность человека и повышение ее эффективности. Появление излишков труда приводит к расслоению общества, появлению классов и каст и формированию государственности.

Определение 1

Государством называют форму и систему управления определенной территорией, населением и хозяйством этой территории.

Определение 2

Государство – это система политической власти в обществе.

Государственный аппарат нуждался в содержании. Поэтому появилась система сборов материальных ценностей (денег, натуральной продукции)на потребности властных структур и на нужды государства (содержание армии и чиновников, судебных органов, обустройство дорог и пр.). У разных народов и в разные времена эти сборы имели различные названия. Сегодня они называются налогами.

Определение 3

Налоги – это обязательные (принудительные) безусловные и безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством (государственными органами различных уровней) для обеспечения выполнения государством его функций.

Определение 4

Совокупность налогов, порядок их введения и отмены, принципы и методы начисления и взимания, органы по осуществлению контроля и сбора налогов, законодательная база, регулирующая эти процессы, образуют налоговую систему государства.

Характер и особенности налоговой системы каждой страны определяется ее законодательной базой и целями государственной политики. Но несмотря на разнообразие, все налоги и налоговые системы призваны выполнять одни и те же задачи. Таковыми являются:

  • формирование приходной части государственного бюджета (фискальная функция налогов);
  • перераспределение поступивших в бюджет средств (распределительная задача налоговой системы);
  • регулирование экономики с помощью налоговой политики (регуляторная задача налоговой системы);
  • контроль финансового состояния как государства, так и субъектов налогообложения (контролирующая функция налоговой системы).

Краткая характеристика Швеции

Швеция – это одна из крупнейших государств Европы. Она расположена на Скандинавском полуострове. По государственному устройству она является унитарным государством, конституционной монархией.

История формирования Шведского королевства восходит к началу $Х$ века. Тогда создавались союзы племен викингов, заслуживших себе славу непревзойденных воинов. Постепенно Швеция в ходе завоевательских воен расширила свои владения на весь Скандинавский полуостров и значительную часть побережья Балтийского моря.

Но поражение в Северной войне с Россией послужило началом длительного упадка в развитии страны. Поэтому на путь индустриализации Швеция встала несколько позже, чем ведущие страны Европы. Только в $ХХ$ веке, проводя политику нейтралитета, Швеция смогла активизировать развитие своей экономики.

В средине $ХХ$ века были заложены основы нынешней стабильности экономического развития страны. В настоящее время Швеция находится в группе стран-лидеров по индексу уровня человеческого развития (по условиям жизни и деятельности граждан). В стране уделяется серьезное внимание доступности образования и медицинского обслуживания всем гражданам. Важное место в государственной политике принадлежит усилиям по поддержанию благоприятной экологической обстановки.

Все это стало возможным в результате тщательно спланированной экономической политики правительства. Основной упор, начиная с $60$-х годов $ХХ$ века, делался на высокие технологии и продуманную социальную политику. Ведущими отраслями национальной экономики являются машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, радиотехника и радиоэлектроника, судостроение), электроэнергетика, легкая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Значительные доходы в бюджет государства поступает от туризма и сферы услуг.

Особенности шведской налоговой системы

Немаловажная роль в поддержании высоких жизненных стандартов принадлежит государственной налоговой системе Швеции. Она построена так, что высокий уровень заработной платы соответствует высоким налоговым ставкам. Они могут достигать $55$% заработка гражданина.

Основными видами налогов, обеспечивающими основные поступления в государственные бюджеты всех уровней в Швеции, являются:

  • налог на прибыль;
  • подоходный налог;
  • налог на добавленную стоимость (НДС).

Замечание 1

Согласно действующему на сегодня налоговому законодательству Швеции, все коммерческие предприятия и организации (в том числен и их филиалы), которые ведут свою экономическую деятельность на территории государства, обязаны платить налог на прибыль (более $20$%). Налогообложению подлежит общемировой доход предприятий-резидентов и доход нерезидентов, полученный из шведских источников. Предприятие считается резидентом, если оно включено в Регистр предприятий Швеции.

Согласно шведскому налоговому законодательству налоговый период равен $12$ месяцам. Но его календарные границы могут не совпадать с календарным годом. Как правило, налоговый период (финансовый год) должен завершаться $30$ апреля или $31$ августа, или $31$ декабря.

Подоходный налог обязаны платить физические лица-резиденты страны. Кроме того налогообложению подоходным налогом подлежат физические лица, которые ранее проживали в Швеции, в случае наличия жилья или семьи в стране. Обязаны платить его и иностранцы, если они пребывали на территории государства более $183$ дней календарного года (или налогового периода). Подоходный налог делится на две части – муниципальную и национальную (общегосударственную).

Налог на добавленную стоимость в Швеции взимается со всех физических и юридических лиц, которые реализуют на территории страны свои товары и услуги. Причем, взимание налога может происходить на любом этапе реализации товара. Ставка налога бывает различной (от $6$% до $25$ %). Она зависит от характера товаров или услуг. В отдельных случаях предусмотрено освобождение от уплаты данного налога.

Местные налоги Швеции

Центральные налоги Швеции

Особенности налоговой системы Швеции

Тема 3 Налоговая система Швеции

Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:

Стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих правил взимания налогов);

Высокая развитость регулирующей системы;

Постоянная ориентация государства на поддержание структурно-воспроизводственного равновесия;

Гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплекса льгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической политики;

Подвижность, "чувствительность" к изменениям в формировании доходов и других объектов налогообложения;

Восприимчивость к изменению политических и социальных
требований развития общества;

Постоянная противоинфляционнная направленность;

Эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного обращения;

Всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной,
имущественной и даже натуральной собственности выступают объектами
налогообложения.

До начала 90-х гг. прошлого века Швеция считалась мировым лидером как по доле ВВП, перераспределяемой через си­стему государственных финансов, так и по размерам нало­говых ставок. В стране даже был принят специальный за­кон, запрещающий изымать в виде прямых налогов более 100 % годового дохода налогоплательщиков (при некоторых обстоятельствах сумма всех подоходных налогов и налога на состояния могла превышать эту величину). Следствием такого жесткого налогового бремени стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, сокращение инвестиций и перевод ряда производств за пределы страны. Поэто­му власти были вынуждены принять серьезные меры по снижению налоговых ставок: в первую очередь НДС (ра­нее его ставка 23,5 % была самой высокой в мире) и затем налога на прибыли компаний (его ставка 28 % - одна из самых низких в Европе). Налоги на личные доходы граж­дан и взносы по социальному страхованию сохраняются на довольно высоком уровне, но их бремя менее ощутимо из-за чрезвычайно развитой системы социальной помощи и пенсионного обеспечения.

Налоговая система Швеции включает следующие основ­ные виды налогов: подоходные налоги с граждан и ком­паний, налог на состояния, НДС, налог на наследства и дарения, акцизы и гербовые налоги (сборы). Кроме того, предприятиями из заработков работников выплачиваются взносы (налоги) по социальному страхованию.



На уровне центрального правительства взимаются по­доходные налоги с предприятий и граждан, НДС, а также акцизы. Региональные (земельные) органы власти полу­чают подоходные налоги с граждан и другие более мелкие налоги. Высшим органом власти в сфере установления на­логов является парламент, вместе с тем местные органы власти имеют право изменять ставки относящихся к их ве­дению налогов (в пределах, определенных национальным законодательством).

Характерная черта налоговой системы Швеции - ее социальная направленность. Высокая доля налоговых изъятий в Швеции в значительной степени компенсируется направленностью бюджетных расходов на социальные программы. Так, из общих расходов бюджетов всех уровней 44 % приходится на долю социального страхования и социального обеспечения и 25 % - на образование и здравоохранение. Большая часть этих расходов покрывается за счет бюджетных дотаций, которые осуществляются как в виде прямых трансфертов из центрального бюджета, так и из фонда «выравнивания доходов» местных бюджетов (введен в 1996 году). Земли и муниципалитеты с уровнем доходов населения выше среднего по стране делают взносы в общий фонд, управляемый правительством. Из этого фонда выделяют субсидии территориям, уровень доходов населения в которых ниже среднего.

Таким образом, налоги в Швеции, по существу, являются инструментами справедливого перераспределения доходов. Из общей суммы доходов населения, составляющей в настоящее время примерно 1,1 трлн. крон (из них 81% - заработная плата, 16 - доходы от капитала (проценты, роялти и др.) и 3 % - предпринимательский доход), посредством прямых налогов около 480 млрд. крон изымается, а почти 430 млрд. крон возвращается в виде встречных бюджетных трансфертов (пособий). При этом крупные налогоплательщики реально теряют часть своих доходов, а пенсионеры и одинокие родители с детьми, наоборот, получают из бюджета в среднем на 36 % больше, чем платят в него.

Швеция на сегодняшний день является абсолютным «чемпионом мира» по налогам, лидируя с существенным отрывом от других соперников. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как передает ПРАИМ-ТАСС, шведы отдают государству больше, чем каждую вторую заработанную крону. В 2005 г. налоговые поступления в бюджет Швеции составили 1366 млрд. крон, или 51,1 % от ВВП. Еще в 2004 г этот показатель равнялся 50,4 %. Большую часть составляют подоходный налог и налог на прибыль, на которые приходится 40 % от всех поступлений, 25 % дает социальный налог.

Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налоги на личные доходы граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.

В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 289 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган -ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект и принимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления - совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).

В соответствии с действующей в Швеции правовой системой основные функции государственного управления и регулирования осуществляют государственные агентства (службы), а министерства фактически ведают только вопросами, имеющими политическое значение (формирование законодательства, работа с парламентом, с общественными организациями, внешние связи и т.д.). Разработкой налоговой политики и формированием налогового законодательства занимается налоговый департамент министерства финансов, а вся работа по сбору налогов возложена на Государственную налоговую службу (ГНС) с общим числом сотрудников 10,5 тыс. человек. (Государственная налоговая служба Швеции была создана в 1971 году в результате слияния нескольких государственных учреждений. Данное ведомство напрямую подчиняется Министерству финансов и Правительству страны, оставаясь при этом независимым от последнего. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы)).

Кроме того, ГНС выполняет функции специализированного органа по выявлению и взысканию любых задолженностей перед государством (не обязательно налоговых), реализуется общий надзор в сфере административного права (контроль при осуществлении процедур) банкротства, сбор информации о неисправимых должниках, обращение взыскания на недвижимое имущество, реструктуризация долгов и др.). Для этого в составе службы создано Управление по взысканию долгов (общее числе сотрудником 2350 человек)

Помимо упомянутых выше на ГНС возложены функции ведения общегосударственного учета и регистрации населения, а также координация работы по учету и налогообложению объектов недвижимости.

Сбор прямых налогов (подоходный налог, налоги на имущество и налог на «состояния») и некоторых видов акцизов осуществляет Национальное на­логовое управление (ННУ) (общее число сотрудником порядка 1150 человек, из них 600 заняты в Департаменте программного обеспечения).

Сбором косвенных налогов (НДС, таможенные пошлины, акцизы) занимается не входящее в состав ГНС Таможенное управление (общее число сотрудников примерно 2300 человек).

Кроме того, функциями налоговых органов наделены суды (взимают гербовый налог), Национальное управление дорог (занимается регистрацией транспортных средств и сбором соответствующего налога) и некоторые другие ведомства.

Расследованием налоговых преступлений занимаются органы прокуратуры и полиция. Вместе с тем в 1998 году в рамках ГНС были созданы собственные подразделения по предотвращению налоговых правонарушений (число сотрудников около 200 человек).

Общий объем бюджетных расходов на ведение налоговой работы в Швеции находится в пределах 1,5 % всех собираемых налогов (из них примерно треть приходится на общие административно-организационные расходы и две трети составляют расходы на поддержание налогового контроля и обеспечение сбора налогов).

В конце 200-х годов правительством Швеции (в целях централизации работы) было принято решение о реорганизации ННУ в общегосударственный налоговый центр с единым банком данных.

Особо следует отметить высокий уровень и полноту ведущейся налоговой статистики. С 1998 года в Швеции издается статистический ежегодник по налогам (в - 14 разделах приводится более 200 таблиц - об объемах и распределении доходов и прибылей (по видам, секторам, отраслям, регионам и т.д.); личных и предпринимательских активах, капиталах, коммерческих и финансовых оборотах: налоговой недоимке и динамике ее взыскания; с оценками и прогнозами собираемости и уклонения от налогов - по категориям и группам налогоплательщиков, по отраслям, секторам формам собственности; с данными опросов налогоплательщиков об их отношении к налоговым обязательствам и желании (возможности) их исполнения, о налоговом администрировании (включая структуру затрат по звеньям налоговой системы и по регионам и т. д.).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...