Подлежит ли муп обязательному аудиту. Критерии обязательного аудита


АДМИНИСТРАЦИЯ НАРОВЧАТСКОГО РАЙОНА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Наровчат

В целях эффективного использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий Наровчатского района, выявления финансового состояния муниципальных унитарных предприятий, на основании ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федерального закона от 01.01.2001 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности» (с последующими изменениями), администрация Наровчатского района Пензенской области постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке проведения обязательного аудита муниципальных унитарных предприятий согласно приложению 1.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления финансов администрации Наровчатского района и начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Наровчатского района Пензенской области.

Глава администрации

Наровчатского района

Пензенской области

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

постановлением

администрации

Наровчатского района

Пензенской области

от ____________ № _______

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Обязательные ежегодные аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются - предприятия), проводятся при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

Объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год превышает в 500 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда ;

Аудит основных средств

Аудит незавершенного строительства

Аудит долгосрочных вложений

Аудит кассовых операций

Аудит операций расчетного счета

Аудит операций прочих счетов в банках

Аудит краткосрочных финансовых вложений

Аудит расчетов

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками,
дебиторами и кредиторами:
Аудит расчетов по претензиям
Аудит расчетов по авансам полученным
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба
Аудит расчетов с подотчетными лицами
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
Аудит расчетов по совместной деятельности
Аудит расчетов по оплате труда
Аудит расчетов по социальному страхованию и
обеспечению
Аудит расчетов по внебюджетным платежам
Аудит расчетов по перечислению части прибыли в
городской бюджет от использования муниципального
имущества

Аудит фондов и резервов

Аудит кредитов и займов

Аудит формирования финансовых результатов и их
использования

б) составление по итогам аудита ведомости "Сводная ведомость исправления нарушений правил ведения бухгалтерского учета" (приложение N 1);

в) составление приложений

Приложения заполняются по данным на конец проверяемого периода.

Аудиторское заключение и Аудиторский отчет представляются на бумажном и магнитном носителе.

Примечания:

Один экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в адрес руководства предприятия;

Второй экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Наровчатского района - третий экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в адрес иного исполнительного органа местного самоуправления , осуществляющего оперативное руководство соответствующими муниципальными унитарными предприятиями.

Приложение 1

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вид
нарушения

Причина
нарушения

Исправительная
запись

Ожидаемый
результат от
выполнения
рекомендаций

Приложение 2

ПОЛНЫЙ СОСТАВ

ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗА АУДИРУЕМЫЙ И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ АУДИТУ ГОД:

1. "Бухгалтерский баланс" (форма N 1);

2. "Отчет о прибылях и убытках" (форма N 2);

3. "Отчет о движении капитала" (форма N 3);

5. "Приложения к бухгалтерскому балансу" (форма N 5).

Приложение 3

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧТЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЕМ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ,

В Т. Ч. ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Вид НМА, в
т. ч. ОИС

Регистрирующий
орган, номер и
дата
регистрации

Балансовая
стоимость

Срок
амортизации

Приложение 4

РАСШИФРОВКА

ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Наименование
юридических
лиц,
учрежденных со
взносом
предприятия

Величина
взноса в
уставный
капитал, тыс.
руб./% участия

Величина
отчислений от
чистой прибыли
(дивидендов),
полученных в
отчетном
периоде от
юридических
лиц,
тыс. руб.

Рентабельность
долгосрочных
финансовых
вложений, %
(гр.3/гр.4 x 100%)

Приложение 5

РАСШИФРОВКА

ПРОЧИХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Наименование
финансовых
вложений

Общая
стоимость
финансовых
вложений,
тыс. руб.

Доход,
полученный от
финансовых
вложений,
тыс. руб.

Доходность
финансовых
вложений

Приложение 6

ХАРАКТЕРИСТИКА

КРЕДИТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование кредитора,
его адрес

Дата последнего
перечисления
денежных средств в
уменьшение
кредиторской
задолженности

Сумма
кредиторской
задолженности
предприятия,
тыс. руб.

Приложение 7

ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕБИТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование дебитора,
его адрес

Дата последнего
перечисления
денежных средств в
уменьшение
дебиторской
задолженности

Сумма
дебиторской
задолженности
предприятия,
тыс. руб.

Приложение 8

Подлежат ли унитарные предприятия обязательной аудиторской проверке, и, что следует знать при выборе аудиторской организации и заключении договора, читайте в данной статье

В каких случаях законодательство предусматривает проведение обязательного аудита унитарных предприятий?

Проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон №307-ФЗ), а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества регулируется Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В частности указанный Федеральный закон устанавливает, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия (п. 1 ст. 26).

Таким образом, принятие решения о проведении обязательного аудита предприятия относится исключительно к компетенции его собственника (органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления).

Зачастую проведение обязательного аудита обусловлено возможностью осуществления дальнейшей деятельности предприятия. Например, если аудиторское заключение необходимо предоставить в банк для получения кредита. Также, собственник может инициировать аудиторскую проверку для получения реальной информации о финансово-хозяйственном положении предприятия.

Особенности заключения договора на проведение обязательного аудита унитарных предприятий

Если решение о проведении обязательного аудита принято, государственные унитарные предприятия заключают договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по итогам размещения заказов путем проведения торгов в форме открытого конкурса. В открытом конкурсе должны участвовать аудиторские организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, если объем выручки предприятия за год, предшествующий отчетному, составил менее 1 миллиарда рублей. Договор на проведение обязательного аудита предприятия заключается не реже чем один раз в пять (п. 4, 5 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Такой комплексный подход при выборе аудитора подразумевает тщательное изучение предложений аудиторских организаций, при этом анализируется опыт проведения проверок унитарных предприятий и компаний, занимающих лидерские позиции на отраслевом рынке; деловая репутация и стиль работы аудиторской организации и т.д.

В конечном итоге решение об утверждении аудитора и размере оплаты его услуг принимает собственник имущества унитарного предприятия (подпункт 16 п. 1 ст. 20 Закона №161-ФЗ).

На что обратить внимание при выборе аудиторской организации?

Чтобы предстоящая аудиторская проверка прошла с выгодой для предприятия и сполна оправдала затраченные средства, при выборе аудиторской организации следует учитывать ряд ключевых критериев. Не стоит руководствоваться исключительно рейтингом (РА Эксперт) или ориентироваться на цену предлагаемых аудиторских услуг. Из числа аудиторских организаций, участвующих в открытом конкурсе, целесообразно выделить организацию, в штате которой работают профессионалы, качественно выполняющие свою работу основываясь на стандартах аудиторской деятельности.

Опытный аудитор способен выявить ошибки бухгалтерского и налогового учета и предложить комплексное и своевременное решение по их исправлению. Например, в ходе проведения аудита оценит действующий на предприятии внутренний документооборот и при необходимости выдаст рекомендации по его восстановлению, что позволит сформировать достоверную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и сведет к минимуму налоговые риски. Соблюдая такой подход, аудитор станет помощником для предприятия и поможет устранить имеющиеся финансовые риски.

Правильнее предварительно познакомиться с аудиторами, с которыми непосредственно предстоит взаимодействовать в течение проверки, как говорится работать «плечом к плечу» и оценить их потенциал. Например, проконсультироваться по насущному вопросу в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Аргументы в пользу обязательного аудита унитарных предприятий

Выбрав аудитора, целесообразно обговорить «на берегу» перечень дополнительно интересующих вопросов, для того чтобы по итогам завершения проверки, помимо подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, решить еще ряд актуальных для предприятия задач, например:

Провести оценку работы бухгалтерии;

Проверить правильность соблюдения отраслевого законодательства;

Выявить недобросовестных контрагентов;

Выявить просроченную, сомнительную дебиторскую задолженность;

Проверить положения действующей учетной политики на соответствие постоянно меняющемуся законодательству и фактически применяемым методам учета;

Проверить правильность расчетов по заработной плате;

а также обозначить «узкие места» бухгалтерского учета.

В период кризиса для унитарных предприятий вопрос соблюдения налогового законодательства встает особенно остро. Проведение «комплексного аудита», позволит дополнительно найти имеющиеся налоговые риски. Задействовав профессиональных консультантов можно провести аналог выездной налоговой проверки. Полученные рекомендации позволят устранить выявленные налоговые риски и снизить налоговую нагрузку на предприятие.

Решая вопрос о проведении обязательного аудита унитарного предприятия и выборе аудиторской организации важно найти такого эксперта, который, используя накопившийся опыт и профессионализм, поможет избежать налоговых рисков, привести бухгалтерский учет в порядок и получить положительное аудиторское заключение.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательный аудит осуществляется в случаях:

    Если организация имеет организационно-правовую форму ОАО.

2. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ)

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Обязательная аудиторская проверка проводится в отношении годовой бухгалтерской отчетности организации и начинается с выбора аудиторской организации и заключения договора. Заключать договор можно, не дожидаясь окончания года, проводя аудит поквартально. Это позволяет исправить ошибки до составления отчетности и не допускать их в дальнейшем.

Проведение обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Таким образом, были утверждены Правила, которые регламентируют порядок проведения конкурса по от­бору аудиторских организаций для осуществления обязательного еже­годного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале кото­рых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее именуется - конкурс).

Министерство финансов РФ разраба­тывает и по согласованию с Министерством имущественных отно­шений РФ утверждает типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осу­ществления обязательного ежегодного аудита.

Министерство имущественных отношений РФ разрабатывает и по согласованию с Министерством финансов РФ утверждает типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складоч­ных) капиталах которых доля государственной собственности состав­ляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитар­ных предприятий.

В договоре о проведении обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий обязательно предусматрива­ется обязательство аудиторской организации представить в Мини­стерство имущественных отношений РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, 1 экземпляр отче­та аудитора, подготовленного для руководства (собственников иму­щества) предприятия по результатам проведения аудита.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции представляют ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов РФ информацию о нарушениях тре­бований законодательства РФ о проведении обязательного аудита.

Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Конкурс проводится ежегодно и является открытым.

Организатором конкурса является орган управления организа­ции, подлежащей обязательному аудиту.

Организатор конкурса:

Извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса через средства массовой информации о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, в том числе о порядке оформления участия в конкурсе, требованиях, касающихся опыта работы аудиторской организации в области аудита, порядке опреде­ления аудиторской организации, выигравшей конкурс, а также о сроке заключения с ней договора;

В течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляется сбор заявок на участие в нем заинтересованных ау­диторских организаций.

В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе орга­низатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о про­ведении нового конкурса.

Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направ­ляет ей приглашение, которое должно содержать:

Техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обя­зательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

Образец договора на оказание аудиторских услуг.

В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются - технические и финансовые предложения).

Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.

Оценка технических и финансовых предложений, представлен­ных аудиторскими организациями, производится конкурсной комис­сией, создаваемой организатором конкурса.

В состав конкурсной комиссии включаются представители органи­затора конкурса, Министерства финансов РФ, Министерства имущественных отношений РФ или органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ.

На основе типового положения разрабатывается Положение о конкурсной комиссии, которое утверждается организатором конкурса.

После получения организатором конкурса технических и финан­совых предложений аудиторских организаций конверты с технически­ми предложениями вскрываются членами конкурсной комиссии.

Конверты с финансовыми предложениями находятся на хранении у организатора конкурса и вскрываются после оценки технических предложений.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку технических и финан­совых предложений аудиторских организаций в два этапа.

На первом этапе проводится оценка технического предложения по 100-балльной шкале, при этом максимальный балл по каждому крите­рию составляет:

60 баллов - оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответ­ствующие типовому техническому заданию на проведение обязатель­ного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процен­тов, а также сведения о практической пользе, которую получила про­веряемая организация в результате проведения аудита участником конкурса;

20 баллов - оценка методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;

20 баллов - оценка квалификации специалистов, которые пред­лагаются для проведения аудита, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами аудитором, с учетом опыта прове­дения не менее 5 аудиторских проверок по типу деятельности орга­низации.

По результатам первого этапа отбирается не более 5 аудиторских организаций, получивших наибольшее количество баллов, которые допускаются ко второму этапу.

На втором этапе проводится оценка финансовых предложений отобранных аудиторских организаций.

Финансовые предложения, содержащие наименьшую цену про­ведения аудита, получают 100 баллов, а оценка предложения ауди­торской организации, содержащего более высокую цену, рассчитыва­ется как отношение наименьшей цены к более высокой цене, умно­женной на 100 баллов.

После завершения оценки технического и финансового предложе­ний аудиторской организации конкурсная комиссия суммирует оба результата с учетом следующих коэффициентов: оценка технического предложения - 0,6, оценка финансового предложения - 0,4.

По результатам оценки указанных предложений конкурсная ко­миссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, кото­рая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее коли­чество баллов.

При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.

Победитель конкурса и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах, который яв­ляется основанием для проведения дальнейшей процедуры утвер­ждения аудитора проверяемой организации в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Правила отбора применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязатель­ного аудита федеральных государственных унитарных предприятий, однако являются примерными.

Для проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля федеральной собст­венности и (или) собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, орган управления организации, подлежа­щей обязательному аудиту, являющийся организатором конкурса, создает конкурсную комиссию в количестве не менее шести чело­век с правом решающего голоса, включая секретаря комиссии (по федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП) - шесть человек), и утверждает ее персональный состав.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, в ус­тавном (складочном) капитале которой доля федеральной собствен­ности и (или) собственности субъекта Российской Федерации со­ставляет не менее 25 процентов, является совет директоров (наблю­дательный совет) организации.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита ФГУП высту­пает руководитель ФГУП.

Председателем комиссии с правом решающего голоса является руководитель либо заместитель руководителя органа управления организации, подлежащей обязательному аудиту. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии, утверждает регламент ее работы, определяет даты и повестку дня заседаний, организует работу комиссии. Заместителем председателя комиссии с правом решающего голоса является представитель Министерства финансов Российской Федерации, а секретарем комиссии с правом решаю­щего голоса - представитель организатора конкурса.

В состав комиссии с правом решающего голоса также включают­ся представитель Министерства имущественных отношений Россий­ской Федерации (либо органа по управлению государственным иму­ществом субъекта Российской Федерации, в котором зарегистриро­вана в качестве юридического лица организация, подлежащая обяза­тельному аудиту, на который в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений Российской Федерации), представитель федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей от­расли (сфере) управления, и представитель одного из аккредитован­ных при Министерстве финансов Российской Федерации профес­сиональных аудиторских объединений.

В случае если проводится отбор аудиторских организаций для осуществления аудита кредитной организации, в состав конкурсной комиссии с правом решающего голоса включается представитель Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) и комиссия состоит из семи человек с правом решающего голоса. В состав конкурсной комиссии также могут входить не более двух че­ловек с правом совещательного голоса.

Заседание комиссии правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа ее членов с правом решающего голоса.

Промежуточные решения комиссии, носящие внутренний орга­низационный характер, принимаются простым большинством голо­сов от числа членов комиссии с правом решающего голоса, участ­вующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.

Заключение комиссии по определению победителя конкурса принимается простым большинством голосов от числа членов ко­миссии с правом решающего голоса, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим становится голос председатель­ствующего на заседании комиссии.

Промежуточные решения и заключение комиссии по опреде­лению победителя конкурса оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии с правом решающего го­лоса. Протокол в течение трех дней со дня заседания комиссии направляется членам комиссии.

Заключение комиссии в виде выписки из протокола представ­ляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять го­сударственным имуществом.

Организационно-техническое обеспечение деятельности ко­миссии осуществляет организатор конкурса.

Вопросы для самопроверки:

    Какие основные критерии предусмотрены в Законе «Об аудиторской деятельности» для включения организаций и индивидуальных предпринимателей для проведения обязательного аудита?

    Каковы особенности проведения обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий?

В соответствии с действующими законодательными нормами на некоторых предприятиях обязательно раз в год должен проводиться аудит.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем процедура подобная должна осуществляться в соответствии с определенными нормативно-правовыми документами.

Регламент представлен в федеральном законодательстве. Существуют некоторые особые критерии обязательного аудита в 2019 году.

С ними, а также со всевозможными остальными нюансами стоит ознакомиться заблаговременно. Так можно будет избежать большого количества самых разных проблем, затруднений.

Общие моменты

Сегодня все без исключения компании проводят аудит. Он может быть различных типов, преследовать разные цели. Все зависит от большого количества самых разных факторов. При помощи аудита можно будет решить большое количество самых разных задач.

Но прежде всего все типы аудитов можно разделить на две основные группы:

  • необязательные;
  • обязательные.

Под необязательным аудитом обычно подразумеваются проверки, которые осуществляются по инициативе самого предприятия, отдельных его лиц. Это могут быть учредители, исполнительные директор, учредитель – если он один.

В то же время для некоторых предприятий на законодательном уровне установлена необходимость проведения обязательного один раз в определенный промежуток времени.

Причины проведения подобных проведений могут быть различными. Обычно в первую очередь учитывается именно сфера деятельности конкретного юридического лица.

Чтобы избежать различного рода затруднений, необходимо будет внимательно рассмотреть следующие вопросы заранее:

  • определения;
  • с какой целью проводится;
  • законные основания.

Определения

Все моменты, связанные с процедурой проведения обязательного аудита, отражены в действующих законодательных нормах.

Но при этом для верной трактовки, правильного понимания подобного рода процедуры необходимо будет заранее разобраться со всеми применяемыми терминами.

К основным понятиям, знание которых строго обязательно, можно будет отнести следующие:

  • аудит;
  • инициативный аудит;
  • аудиторская деятельность;
  • аудитор;
  • разновидности аудиторских услуг;
  • автоматизация бухгалтерского учета;
  • бухгалтерский учет;
  • оценочная деятельность.
Под термином «аудит» Подразумевается проведение тематической проверки. Она может быть направленной, а также общей. Например, нередко проводится аудит дебиторской или же кредиторской задолженностей. В то же время аудиторская проверка со стороны налоговых органов практически всегда является общей
Инициативный аудит Проверка, инициатором которой выступило само предприятие. Обычно обязательный также классифицируется как инициативный
Аудиторская деятельность Данным термином обозначается процесс ведения аудиторской деятельности конкретным предприятием. При этом имеет место регулирование такой деятельности на государственном уровне
Аудитор Физическое лицо, которое занимается проверками данного типа
Разновидности аудиторских услуг Перечень услуг, которые предоставляет конкретное предприятие, занимающееся аудитом
Бухгалтерский учет Процедура отражения всех хозяйственных операций, которые имеют место на предприятии
Автоматизация бухгалтерского учета Процесс использования специальных программных средств, при помощи которых вся хозяйственная деятельность отражается в документации с минимальным участием человека. Таким образом можно минимизировать вероятность допущения каких-либо ошибок при составлении отчетности
Налоговая учет Процесс отражении информации, связанной с формированием отчислений в пользу государственного бюджета. Данному разделу отчетности на предприятии обычно уделяется достаточно большое количество внимания
«Оценочная деятельность» Пд данным понятием подразумеваются действия, которые позволяют определить стоимость чего-либо. Данная процедура в обязательном порядке выполняется при проведении аудита. Причем вне зависимости от его типа – инициативного в том числе

С какой целью проводится

Вне зависимости от вида аудита необходимо он позволяет одновременно решать различного рода задачи. К основным сегодня относятся следующие.

При помощи подобной проверки можно будет достигнуть следующих целей:

Обязательный аудит назначается предприятиям, которым, по мнению государственных органов, требуется особый контроль.

Законные основания

Сегодня вне зависимости от типа аудита, целей его осуществления необходимо ориентироваться на

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы:

Что представляет собой деятельность аудитора, какие обязанности у него имеются
Включает в себя полный печень законодательных актов, регламентирующих деятельность аудитора
Требования к деятельности компаний, специализирующихся на проведении аудита
Основные требования к лицу, которое может заниматься подобной деятельностью
Как выносится аудиторское заключение, что в него включено
Что подразумевается под независимостью аудиторский учреждений, а также самих аудиторов
Основания для аннулирования аудиторского сертификата, порядок проведения самой такой процедуры
Перечень прав, обязанностей самого аудитора, аудиторской компании
Перечень прав, обязанностей юридического лица, аудит которого проводится
Процедура государственного регулирования деятельности аудиторов
Что представляет собой совет по деятельности данного типа
Освещается вопрос деятельности саморегулирующейся организации
Какие предъявляются требования к желающим стать членом саморегулирующейся организации
Регламентируется процедура составления реестра аудиторских компаний
Дисциплинарные и иные взыскания по отношению к аудиторам, деятельность которые неудовлетворительна или же имеет явные нарушения

Критерии проведения обязательного аудита в 2019 году

Обязательный аудит – особая разновидность проверки, которая осуществляется на в соответствии со специальными нормативными актами.

Лицам, имеющим отношение к подобного рода аудиту, стоит заранее ознакомиться со следующими вопросами:

  • перечень;
  • нюансы для ООО;
  • для муниципальных унитарных предприятий.

Перечень

В Федеральном законе №307-ФЗ от 30.12.08 г., в отражается полный перечень случаев, когда осуществление аудита данного типа строго обязательно.

Полный список включает в себя следующее:

Если имеет место изменение Организационной и правовой формы предприятия
Акции и иные ценные бумаги Были допущены к торгам на специальной бирже
Если компания представляет собой
  • БКИ;
  • участника рынка ценных бумаг;
  • страховое общество (взаимного страхования);
  • НПФ – негосударственный пенсионный фонд;
  • инвестиционный фонд паевого типа;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • иное
Если суммарный объем выручки за уже прошедший год Составил более, чем 400 млн. рублей
Если сумма активов предприятия По какой-то причине на конец года более 60 млн. рублей
Если предприятие осуществляет Предоставление, публикацию консолидированной (финансовой) отчетности

Также существуют иные случаи, когда в обязательном порядке проводится аудит рассматриваемого типа. Подобные случаи регламентируются особыми федеральным законодательными актами.

Нюансы для ООО

В соответствии с законодательными нормами во всех без исключения акционерных обществах проводятся обязательные аудиторские проверки.

Помимо общества с ограниченной ответственностью к таким предприятиям относятся следующие:

  • ЗАО и многие другие.

Необходимо помнить о большом количестве нюансов. В первую очередь о том, что законодательство постоянно реформируется.

Потому необходимо ознакамливаться со всеми реформами своевременно. Например, в 2019 году обязаны проводить обязательный аудит все ООО – вне зависимости от количества выручки.

Для муниципальных унитарных предприятий

Главным отличием муниципальных, унитарных предприятий от всех остальных является то, что для них составляется особый перечень ситуаций, когда должен проводиться обязательный .

Например, он будет требоваться в случае, если муниципальные, государственные учреждения публикую бухгалтерскую отчетность, сдают её в консолидированной форме.

К подобного рода предприятиям относятся следующие:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • государственный внебюджетный фонд;
  • иное.

Характерной чертой унитарного предприятия как коммерческой организации является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним государством или муниципальным образованием, это имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данное отличие унитарного предприятия от других форм коммерческих организаций выдвигает особые требования к проведению и результатам их аудиторских проверок.

Усиленное внимание к соблюдению требований нормативных актов обусловлено двумя причинами.

Первая заключается в том, что соблюдение руководителем унитарного предприятия правоустанавливающих документов, регламентирующих его деятельность, является основополагающим фактором, определяющим эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тем самым полезность его функционирования для экономики государства. Вторая причина заключается в том, что в настоящее время проводится реформа института унитарных предприятий, в результате которой значительное число их должно быть преобразовано в другие организационно-правовые формы или, другими словами, приватизировано.

В связи с этим аудиторская проверка должна выявить вопросы, подлежащие наиболее пристальному вниманию в процессе реорганизации, с тем, чтобы не допустить расхищения или безнаказанной утраты государственного имущества. Наряду с проверкой достоверности финансовой отчетности унитарного предприятия целью аудиторской проверки должно стать соблюдение руководителем предприятия при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности действующего законодательства Российской Федерации, а также надлежащего и своевременного исполнения руководителем своих обязанностей и соблюдения ограничений, связанных с замещением должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Таким образом, выявляется круг вопросов, дополняющий те, которые включены в техническое задание, утвержденное распоряжением Мин имущества РФ.

Предмет аудита регламентируются такими нормативными и внутренними документами как:

1. Подготовка и представление программы деятельности предприятия на текущий год, перечисление части чистой прибыли за текущий год, выполнение утвержденных экономических показателей деятельности предприятия регламентируются - постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования, федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», уставом предприятия, трудовым договором.

2. Проведение обязательной аудиторской проверки за предыдущий год с предварительным конкурсным отбором аудиторской организации. - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»

3. Доведение до сведения вышестоящего органа руководителем унитарного предприятия следующих сведений: о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют % и более акций в совокупности; о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления; об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным - Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Поверка получения согласия соответствующих органов на совершение предприятием: крупных сделок; сделок с заинтересованностью; иных, требующих согласия собственника имущества предприятия (сделок с недвижимостью, заимствования, предоставление займов, поручительств, с иными обременениями, уступкой требования, переводом долга или других, предусмотренных законом об унитарных предприятиях) - Федеральный закон Российской Федерации "О национальной платежной системе".

5. Обеспечение своевременной уплаты налогов и сборов, обеспечение своевременной выплаты заработной платы, надбавок, пособий и пр., использование имущества предприятия по целевому назначению, использование выделенных предприятию бюджетных средств по целевому назначению - трудовой договор с руководителем предприятия.

6. Своевременное представление отчетности (квартальной, годовой, доклада о финансово-хозяйственной деятельности) - Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»

Если в аудируемом периоде предприятие подлежало реорганизации, то необходимо проверить исполнение процедур реорганизации, определенных ГК РФ, в частности, в обязательном порядке подлежит контролю:

1. полнота уведомлений кредиторов;

2. полнота наличия выписок об исключении присоединенных дочерних предприятий из ЕГРЮЛ;

3. надлежащее оформление перехода прав и обязанностей дочерних или присоединяемых предприятий к правопреемнику.

Исходя из выявленного круга дополнительных вопросов аудиторская проверка должна включать:

1. тестирование руководителя на соблюдение требований нормативных документов;

2. проверку соблюдения трудового законодательства;

3. проверку эффективности использования имущества, переданного в хозяйственное ведение;

4. проверку организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Рассмотрим методику проведения проверки.

Тестирование руководителя на соблюдение требований нормативных документов. Исходная информация:

1. утвержденная программа текущего года;

2. аудиторское заключение бухгалтерской отчетности за предыдущий год;

3. протоколы заседания конкурсной комиссии;

4. распоряжение Минимущества России об утверждении аудитора;

5. сведения об аффилированных лицах;

6. справка за подписью директора о соблюдении им требований Закона №161-ФЗ об ограничениях, связанных с замещением должности руководителя предприятия;

7. приказ о назначении главного бухгалтера;

8. приказы о проведении инвентаризации, инвентаризационные ведомости.

Результаты тестирования оформляются нижеследующей таблицей № 2.

Таблица 2 Результаты тестирования

Процедура проверки

Метод проверки

Аудиторские доказательства

Соблюдение сроков выплаты заработной платы

Сравнение фактических дат выплат со сроками, определенными трудовым договором

Таблица дат плановых и фактических выплат

Соблюдение установленных размеров выплат: начисленная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума; выплаты директору предприятия должны соответствовать суммам, определенным контрактом

Сравнение начисленных доходов заработной платы с установленным прожиточным минимумом Сравнение начисленных доходов помесячно и за год с плановым размером, рассчитанным на основе трудового контракта

Таблица фактических начислений

Таблица плановых и фактических выплат

Соблюдение размеров фонда оплаты труда

Сравнение начисленных доходов с фондом оплаты труда, утвержденным в программе деятельности предприятия на текущий год, и фондом оплаты труда по штатному расписанию

Таблица ежемесячных размеров фонда оплаты труда

Выявление случаев неэффективного использования трудовых ресурсов: несоответствие уровня специалиста характеру выполняемых работ; различия в уровне доходов работников одной специальности, занятых на однородных работах

Сравнение уровня доходов внутри подразделения. Сравнение уровней доходов подразделений с одинаковыми функциями Выборка доходов в соответствии с организационной структурой организации

Ведомость дохода персонала, составленная выборочным методом

Соблюдение планового размера численности персонала

Сравнение фактического числа работников и численности по штатному расписанию

Тестирование проводится в соответствии со следующими федеральными стандартами аудиторской деятельности: «Аффилированные лица» и «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации» в ходе аудита».

Результаты тестирования позволяют сформировать мнение об уровне исполнительной дисциплины руководства аудируемого лица и предоставляют исходную информацию для определения аудиторского риска.

Проверка соблюдения трудового законодательства

Исходная информация:

1. справка о средней численности персонала;

2. штатное расписание;

3. схема организационной структуры предприятия;

4. программа деятельности ФГУП на текущий год;

5. регистры бухгалтерского учета о начислении заработной платы и различных выплат персоналу;

6. контракт с руководителем;

7. трудовые договоры с персоналом;

8. положение об оплате труда;

9. положение о премировании.

Результаты теста служат дополнительной информацией для выработки суждений по результатам предыдущего теста. Кроме того, они позволяют выявить финансовые риски предприятия связанные с проверкой надзорных органов. Потенциальный риск финансовых потерь свидетельствует о неэффективной хозяйственной деятельности предприятия, которая выражена в нерациональном расходовании средств налогоплательщиков.

При аудите трудовых отношений с персоналом проверяется также соблюдение финансовой дисциплины.

Выявленные в результате проверки негативные факты трудовых отношений свидетельствуют либо о наличии неформальных отношений между руководством и отдельными работниками, либо об игнорировании руководством требований нормативных документов. Подобные факты влияют на внутрипроизводственные отношения, создавая предпосылки для социальной напряженности. Кроме того, при проверке ГУП нередко наблюдаются регулярные выплаты ниже прожиточного уровня. Типичным нарушением является начисление директору выплат сверх сумм, установленных контрактом и не санкционированных собственником.

Проверка эффективности использования имущества, переданного в хозяйственное ведение.

Исходная информация:

1. первичные акты ОС-1, ОС, ОС, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др.;

2. бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках;

3. оборотно-сальдовая ведомость;

4. устав предприятия;

5. договоры;

6. распорядительная документация;

7. справка о наличии земельных участков;

8. справка о наличии акций или долей в других организациях;

9. расшифровка кредитов и займов с предоставлением кредитных договоров и договоров займа, а также документов, подтверждающих их целевое использование;

10. акты инвентаризации имущества;

11. справка о доходах по аренде (учитываются площади, арендуемые самим предприятием, и площади, сдаваемые в аренду сторонним организациям);

12. учетная политика организации;

13. справки о количестве, марке, годе выпуска автотранспорта, находящегося на балансе предприятия, а также взятого в аренду, количестве израсходованного горючего на каждую единицу ежемесячно;

14. нормы расхода топлива;

15. план-график ремонта автотранспортных средств.

Результаты проверки позволяют сделать вывод о рациональном использовании недвижимого имущества, а также о соблюдении принципов финансового менеджмента в части сохранности недвижимого имущества, переданного собственником в управление. Несоответствие характера использования недвижимого имущества уставным целям является фактором, подтверждающим необходимость реорганизации аудируемого предприятия. Нарушение нормативных сроков проведения ремонта помещений или зданий или выделение незначительных средств на указанные расходы свидетельствует о небрежном, а возможно, о халатном отношении к вверенному недвижимому имуществу, что может привести к невозможности его дальнейшей эксплуатации или к прямым государственным потерям. Если выявленные факты являются следствием неразумного поведения руководителя, то в соответствии с ГК РФ ему могут быть предъявлены иски по возмещению нанесенного данными действиями ущерба. Таким образом, на данном этапе аудита достигается цель по генерированию информации для реализации мер по предотвращению утраты государственной собственности.

Проверка соблюдения финансовой дисциплины при эксплуатации основных средств включает следующие направления:

1. Анализ движения основных средств предполагает определение величины изменений остаточной стоимости по данным бухгалтерского баланса.

2. Факторный анализ уменьшения стоимости основных фондов позволяет определить, за счет чего произошло снижение:

а) начисленной амортизации (руб.);

б) выбытия основных средств (руб.);

в) переоценки.

3. Факторный анализ увеличения стоимости основных фондов показывает источники возрастания стоимости:

а) за счет приобретения основных средств;

б) за счет их безвозмездного получения;

в) за счет переоценки.

Величина изменения стоимости основных средств должна быть равна разности между приростом стоимости основных средств и уменьшением их стоимости.

При проверке составляется перечень выбывшего имущества (наименование, инвентарный номер, основание выбытия, остаточная стоимость) и перечень приобретенного имущества (наименование, стоимость, инвентарный номер, номер, дата ОС, номер, дата ОС).

Отметим, что в процессе аудита операций по выбытию имущества следует обратить внимание на соблюдение требований нормативных документов. В частности, ст. 295 ГК РФ установлено, что продажа недвижимого имущества, находящегося у государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, осуществляется только с согласия собственника. Кроме того, списание оборудования стоимостью свыше 000 руб. и транспортных средств должно производиться также по разрешению собственника.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О реализации федеральными органами исполнительской власти положений по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием. Этим же постановлением определено, что средства, полученные от продажи имущества за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать % цены продажи имущества и его балансовой стоимости, подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение дней с даты оплаты проданного имущества.

Проверка соблюдения финансовой дисциплины включает:

1. сравнение фактических расходов и планового задания;

2. сравнение данных финансового плана и утвержденной вышестоящим органом программы.

Проверка соблюдения требований законодательства по сделкам с активами касается:

1. сделок с недвижимостью;

2. крупных сделок;

3. заимствования (получения кредитов и ссуд, выпуска собственных векселей, облигационных займов);

4. предоставления займов (приобретения векселей, облигаций, предоставления займов);

5. прочих сделок (поручительств, уступок требования, перевода долга и др.).

Кроме того, осуществляется проверка целевого использования займов.

Результаты проверки свидетельствуют об уровне исполнительной дисциплины руководства ГУП, а также о характере инвестиций и их соответствии уставным целям деятельности предприятия. Например, приобретение дорогостоящих программных продуктов, не корреспондирующихся с содержанием выполняемых работ, в сочетании с низкой заработной платой персонала может служить доказательством не только нерационального использования средств, но и того, что оборудование и помещение предприятия используются в личных целях определенного круга лиц.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...