Почему производство считается основной экономики. Распределение, обмен и потребление


Вопрос 1. Что такое экономика? Из чего состоит экономическая деятельность? Что такое деньги?

Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. В экономике происходит производство, распределение, обмен, потребление благ. Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д. Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Деньги - специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Вопрос 2. Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

До 18 лет подросток не обладает полной дееспособностью, и все, что ребенок делает, совершает, должен знать родитель, прослеживать.

Вопрос 3. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».

Экономика (от др.-греч. οἶκος - дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος - ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.

Производство, в экономическом смысле - процесс создания какого-либо продукта. Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей.

Распределением является разделение материальных благ между субъектами рыночных отношений. Также, распределением принято считать процесс передачи конечного продукта от производителя к потребителю.

Обмен – это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.

Потребление – использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей.

Рынок – категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Вопрос 4. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Пример: 1) благодаря экономике, любой человек может обеспечить себя пропитанием. Так как разнообразие товаров и цен позволит сделать лучший выбор; 2) досуг – производство массовых шоу-программ, концертов, выступлений позволяет человеку отдохнуть, развлечься.

Вопрос 5. Почему производство считается основой экономики?

Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи. Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг. Без производства не возможно функционирование рынка.

Вопрос 6. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике?

Производство товаров: 1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. 2. Рыболовство, рыбоводство. 3. Добыча полезных ископаемых. 4. Обрабатывающие производства (текстильное и швейное, обработка древесины, химическое и металлургическое, производство машин и оборудования и др.). 5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Сфера услуг играет очень большую роль в экономике. Количество предоставляемых в наше время услуг очень велико.

Производство услуг: 1. Строительство. 2. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. 3. Гостиницы и рестораны. 4. Транспорт и связь. 5. Финансовая деятельность. 6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. 7. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение. 8. Образование. 9. Здравоохранение и предоставление социальных услуг. 10. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. 11. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства и др.

Вопрос 6. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Люди вступают в экономические отношения как индивиды, так как каждый преследует свою выгоду, а не всей группы.

Практикум

1. Что из перечисленного характеризует экономическую сферу общества?

Покупка продуктов в магазине; выборы президента; борьба с безработицей; выпечка хлеба в пекарне; покупка товаров в интернет-магазине; посещение выставки или театра.

Покупка продуктов в магазине; выпечка хлеба в пекарне; покупка товаров в интернет-магазине.

2. Завершите схему «Экономическая деятельность».

3. Соберите информацию на тему «Экономика вокруг нас». Для этого найдите в окрестностях школы, вашего дома предприятия, которые осуществляют: а) производство материальных благ; б) распределение; в) обмен.

а) швейная фабрика; металлургическое предприятие; предприятие по производству техники; станкостроительный завод; тракторостроительный завод.

б) различные предприятия по доставке продукции.

в) магазины розничной торговли; продуктовые магазины.

4*. В романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера» есть эпизод, в котором главный герой красит забор. Перечитайте его и подумайте: можно ли назвать деятельность Тома экономической? Свой ответ обоснуйте.

Да, его деятельность можно назвать экономической, так как за работу он обменивался вещами. То есть ведётся примитивная торговля, товарный обмен.

Первоначальной основой развития любого общества является производство. Производство это целенаправленная деятельность человека по видоизменению и приспособлению предметов природы с целью удовлетворения его потребностей.

Процесс производства включает в себя 3 основных момента:

1. труд (рабочая сила)

2. предмет труда

3. средства труда

Предмет и средства труда образуют средства производства , а последние в свою очередь образуют с рабочей силой продукт. Процесс производства носит общественный характер, т.к. люди прямо или косвенно используют результаты труда других людей. Результатом процесса производства является произведенный продукт. Составными частями производственного продукта являются материальные затраты.

Продукт = Мз + Нп + Пп

Мз – затраты на сырье, материалы, топливо, э/энергию и т.д.

Нп – необходимый продукт – материальная основа воспроизводства рабочей силы: покрывает расходы на питание, одежду, содержание жилища и удовлетворения других социальных и культурных потребностей.

Пп – прибавочный продукт – необходим для расширения производства, удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, создание резервного фонда)

Различают 2 уровня производства :

1. индивидуальное производство – это деятельность в масштабе одной производственной единицы (предприятия, фирмы)

2. общественное производство - когда действует весь комплекс производственных связей между предприятиями (сельское хозяйство, промышленность, транспорт)

Производству присуще разделение труда – совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. Разделение труда характеризуется специализацией и кооперацией (кооперированием). Свойственное содержание разделения труда означает обобществление труда. Производство делится на материаль-ное (материальные блага и услуги) и нематериальное (нема-териальные блага и услуги). Непрерывное возобновление процессов производства называется воспроизводством . Воспроизводство может быть простым – это повторение процессов пр-ва в том же объеме; расширенным - это повторение процессов производства в увеличенном объеме; суженным - это повторение процессов пр-ва в меньшем объеме (недопроизводство ). Результатом процесса производства является совокупный общественный продукт, который в своем движении проходит следующие стадии:

а) производство, б) распределение, в) обмен, г) потребление.

2.2 Ресурсы и факторы производства

Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает общество. Ресурсы материальные и интеллектуальные элементы, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и других ценностей. Ресурсы делятся на: 1) природные (исчерпаемые и неисчерпаемые); 2) материальные (созданные человеком); 3) трудовые; 4) финансово-денежные (рынок).

Факторы производства – это экономическая категория, которая характеризует реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Факторы производства делятся на: 1) объективные (вещественные) и 2) субъективные (личные). Факторы производства в каждый данный момент ограничены по отношению к потребностям. Следует различать абсолютные (недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения потребностей всех членов общества) и относительные (удовлетворение каких-либо выбранных потребностей) ограничения. В западной экономической литературе существует следующая классификация факторов производства: 1) земля, 2) капитал, 3) труд, 4) предпринимательские способности. В процессе производства происходит соединение факторов производства. Оно может быть прямым или косвенным (опосредованным). Эффективность производства - это превышение результатов производства над затратами. Показатели эффективности производства: 1) производительность труда Пртр = П/Т (кол-во созданного продукта в натуральном или денежном выражении / затраты труда) 2) фондоотдача Фо=П/Ф 3) материалоемкость М=Ф/П.

1.Экономическая система и её функции. Типы экономических систем.
2.Что такое социальные конфликты, каковы их виды?
3.Собственность, формы собственности.
4.Что такое свобода совести? Какое влияние она оказывает на культуру общества?
5.Рыночная экономика, условия функционирования рынка. Конкуренция
6.Что такое «жизненные ценности и ориентиры»? Какова их роль в обществе?
7..Производство как основа экономики. Цели производства.
8.Что такое религия, нужна ли она современному человеку? Обоснуй свою точку зрения.
9.Предпринимательская деятельность, её признаки и функции.
10. Назовите основные моральные ценности в современном обществе. Для чего они нужны в 21 в.человечеству?
11. Роль государства в экономике.
12.Что такое мировоззрение? Что влияет на формирование мировоззрения человека?13Распределение доходов.
14. Докажите, что человек – существо биосоциальное. Что сделало человека человеком?
15.Потребление и его слагаемые. Семейное потребление.
16.Что такое личность? Что необходимо человеку, чтобы стать личностью?

Экономика-наука,как и все,-большая скука. скука-это настроенье,никакого наслажденья. наслажденье,как всегда,-много радости без сна. Сон,конечно,-это

отдых,чтоб набраться сил природных. Отдых дарит радость нам,как свежесорванный банан. Банан,конечно,-это фрукт,его так просто не дадут. А чтобы фрукты вам купить,нужно деньги заплатить. Деньги в кошельке лежат и обмену подлежат. А обмены,без сомнений,-это основа ЭКО-отношений. Согласиться можно сразу,что все названные фразы дают уверенность нам в том,что скука вовсе ни при чём. Без ЭКОНОМИКИ не будет ни уик-эндов и ни будней. В итоге наших рассуждений получилось утвержденье: ЭКОНОМИКА-НЕ СКУКА, а прикольная наука! Вопросы: Какими характеристиками наделяет поэт в своих шутливых рассуждениях экономику-науку? Почему автор считает обмен основой экономических отношений? Объясни связь между обменом и потребностями человека. Можно ли согласиться с автором, что без экономики нет ни праздников, ни будней? Найди свои аргументы для утверждения, что экономика-интересная и полезная наука.

В рыночной экономике ресурсы производства и его результат - продукт - принадлежат не общине, как в - ,и не государству, как в - а частным

лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге - .Он также выбирает по возможности наиболее эффективную - производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной - .Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими - .

Каким образом в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяются потребности? Как различаются свободные и экономические блага? Как решается вопрос, что и как производить?

Подумай: Что помогло Робинзону выжить па необитаемом острове? Чем измеряется богатство человека, страны? Почему исчезают одни профессии и появляются другие?

Труд - это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Человек способен привести в движение средства производства, он оживляет их, без него они мертвы.

Капитал как фактор производства - это созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование.

Предпринимательские способности - это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатом (большего количества продукции и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий} и готовности к риску при организации своего дела.

Во второй половине XX в. стал очевиден еще одни источник богатства - информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.

Информация [от лат. information - разъяснение, изложение) - ресурс, используемый в экономических процессах. Как продукт мыслительной деятельности информация - эти прежде всего знания, сведения, сообщении, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д. Информация настолько важный в современном обществе, переживающем информационную революцию, ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

Вы уже знаете из материалов предыдущих параграфов, что особенности использования экономических ресурсов связаны с их ограниченностью. Любой ресурс выступает уникальным (неповторимым, своеобразным) экономическим благом для осуществления хозяйственной деятельности.

Проблема ограниченности и уникальности факторов производства побуждает нас стремиться к более эффективному их использованию. Одним из важных показателен эффективности использования ресурсов является величина производительности этих ресурсов (производительность труда, плодородие почвы, производительность конвейера и пр.).

Под производительностью понимается количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов. Рост производительности может выражаться либо в увеличении выпуска при использовании того же количества ресурсов, либо в сохранении прежних объемов производства при использовании меньшего количества ресурсов.

Ситуация. В одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 мастера, используя 3 швейные машины, изготавливают из 10 м ткани 6 брюк в день; во втором таком же ателье 2 мастера, используя 2 швейные машины, изготавливают из 10 м ткани 6 брюк в день.

В каком ателье производительность выше и почему?

Напомним, что эффективно использовать ресурсы производителям помогают такие способы, как внедрение новых технологии, совершенствование мастерства работников, использование разделения труда и специализация. На последнем способе остановимся подробнее.

Разделение труда и специализация. Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определенным количеством людей.

Ситуация. Мебельная мастерская получила заказ на изготовление стола. Процесс производства делится на отдельные виды работ, или операции: изготовление деталей изделия; обработка деталей ; сборка изделия из деталей. Отдельный работник может сосредоточиться на одном виде работ или на одной операции, а остальные операции будут выполняться другими работниками.

Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. При такой организации труда работник, приобретая больше умения и опыта в своем деле, делает работу точнее и быстрее, т. е. его производительность труда повышается. (Напомним, что производительность труда измеряется количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.) Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

Определяющую роль разделения труда в развитии производства более 200 лет назад исследовал шотландский экономист Адам Смит. Он посетил булавочную фабрику, где работало десять человек. Свои наблюдения и выводы ученый изложил в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов».

Документ. Фрагмент из вышеуказанной работы А. Смита (1723- 1790):

Рабочий, не врученный этому производству... и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем... едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием. Одни рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один коней для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух пли трех самостоятельных ... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день».

Итак, если одни работник, выполняя все операции, делал в день не более 20 булавок, то 10 работников в условиях разделения труда изготавливали 48 000 булавок в день, подняв тем самым производительность труда на одного рабочего в 240 раз. Это позволило Л. Смиту утверждать, что «разделение труда в любом ремесле, и каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».

На основе многочисленных собственных наблюдений А. Смит пришел к выводу, что значительное увеличение количества работы, выполняемой в результате разделения труда рабочими, зависит от ряда условий, в частности, от увеличения ловкости, т. е. профессионального мастерства каждого работника, от сбережен и а времени, которое теряется на переход от одного вида труда к другому, от изобретения машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.

Эти выводы ученого легко подтвердить и проиллюстрировать известным вам из курса 7 класса примером организации производства автомобиля «Форд». Максимальное разделение операций по сборке автомобиля между работниками и использование конвейера позволили увеличить производительность труда в 8 раз.

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация". Специализация - это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В условиях натурального хозяйства разделение труда и специализация между работниками отсутствовали, все необходимые продукты совместно производились и потреблялись. Однако люди заметили, что у одних работников лучше получается делать одну вещь, а у других другую. Производители стали сосредоточивать усилия на изготовление тех предметов, которые им удавалось производить лучше всего. Они стремились совершенствовать свое мастерство, производя все больше и больше продукции в единицу времени, т. е. работая все производительнее. Так возникла специализация в выполнении работ, в результате которой появилась необходимость в обмене между производителями результатами деятельности. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

6. Почему разделение труда о специализация способствуют повышению производительности труда?

В классе и дома

1. Раскрой экономический смысл известных строчек из басини И. А. Крылова «Кот и Щука»: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Проведите конкурс среди одноклассников на лучший экономический комментарии к этим строчкам.

2. Проиллюстрируй примерами следующее положение: каждое новое поколение техники экономит все больше ресурсов.

3. Представь, что твои друзья решили открыть фотосалон (фотосъемка, изготовление фотографий) и им необходим совет, как сделать производство услуг эффективным. Составь перечень советов, которые можно было бы адресовать им.

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них - потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

    Материальное благо - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика - это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

    Экономика - сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

    система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг - основа любой экономики.

    Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов - от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

    Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

    Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство - это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

    Отношения распределения - это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации - фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

    Обмен - купля-продажа товаров и услуг.

    Рынок - общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма - спрос и предложение. Предложение - желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос - способность и желание потребителей купить блага.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг - акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

    Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство - начало цепочки, а потребление - её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги - всеобщее средство обмена. То есть деньги - это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара - это обмен его на деньги, а покупка - обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

    Интересные факты

    Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее - металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Практикум


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...