Плюсы и минусы безработицы.


Безработица представляет собой социальное и экономической явление, где трудоспособная часть населения не может то есть не может найти к своему труду применение. Причинами безработицы могут быть многие факторы, самая главная причина - это превышение числа людей, которые хотят найти работу, над числом рабочих имеющихся мест.

В результате того, что люди пытаются, но выявляются последствия безработицы. Существуют два понятия последствия безработицы - социальное и экономическое.

Социальное последствие безработицы говорит о том, что в этом случае трудовые ресурсы недоиспользованы. Общество стремиться к тому, чтобы его ресурсы полностью обеспечивали реализацию производственного потенциала. Другими словами можно сказать, что привлечение ресурсов не полностью сказывается негативно для общества, здесь нарушается принцип, который необходимо эффективно использовать. Безработица может отразиться на всей экономической стороне страны. Также, безработица способна нанести психологическую травму людям, которые остались без работы. Эти люди ощущают себя неполноценными и ненужными, лишними в обществе. Не зря врачи утверждают, что последствия безработицы оказывают негативное влияние на психическое и физическое состояние людей, они начинают испытывать недомогание, головные боли и бессонницу.

Безработица очень сильно влияет на молодых людей, которые заканчивают учебные заведения. Отучившись, молодежь старается найти для себя подходящую по квалификации работу, но, между тем, они получают отказ из-за отсутствия профессиональной подготовки.

Некоторые специалисты утверждают, что последствия безработицы могут зайти до такого момента, как смерть или тюрьма. Это комментируется тем, что безработные люди, которые состоят в психологическом негативном настрое, настроены крайне пессимистично и могут принять сторону криминогенной среды. Именно поэтому в каждой стране проблема безработицы стоит на первом месте. К последствиям безработицы -можно отнести - снижение доходов в семье, обострение семейных отношений и социальная напряженность в обществе.

С точки зрения экономической стороны, последствия безработицы приводят к серьезным социальным и экономическим издержкам. Самое главное негативное последствие - это нерабочее состояние граждан, которые трудоспособны, а это, в свою очередь, ведет к сокращению экономического потенциала. Таким образом, можно сказать, что безработица тормозит развитие общества, а также способствует недоиспользованию А в результате этого снижается рост экономики, останавливается рост увеличения ВНП.

На Западе, такое понятие, как безработица типы и ее последствия, рассматривают с нескольких сторон:

Безработица может возникнуть как следствие слишком высокой оплаты за труд;

Если возникает низкий спрос на работников;

Если рынок труда не гибкий и обусловлен спецификой товара как рабочая сила.

Безработицы типы и ее последствия бывают нескольких форм:

Фрикционная или текучая безработица, отражающая которая связана с переменой места жительства, рабочего места и другими направлениями.

Структурная безработица, которая является последствием текучей безработицы. Здесь перестройки происходят не только в компании, но и в целой стране. Текучесть рабочей силы увеличивается тогда, когда создаются новые пропорции, меняется взаимосвязь и распределяются рабочие места. Структурная безработица - очень тяжелая форма, здесь затраты на переквалификацию людей, изменение образования и предоставление учреждений для повышения квалификации, очень высоки.

Институциональная безработица возникает тогда, когда работа организации не эффективна.

Образуется в результате депрессии или кризиса.

Добровольная безработица, когда сами безработные не хотят работать.

Когда люди работают неполный день, а остальную часть рабочего времени находятся в вынужденном отпуске.

Где работники работают у себя дома лишь на некоторые сезоны, в остальное время остаются безработными.

Таким образом, негативные последствия безработицы - это явление, с которыми необходимо тщательно бороться, ведь от этого зависят жизни и дальнейшее взаимоотношение людей.

1.Причины инфляции:внутренние и внешние
2.Социально-экономические последствия инфляции
3.Из истории инфляции
4.Система антиинфляционных мер
5.Можно ли победить инфляцию полностью и окончательно?
6.Особенности инфляции в России
7.Плюсы и минусы инфляции
8. Взаимосвязь инфляции и безработицы

1.Решение главных вопросов экономики направлено на: 1) борьбу с безработицей; 2) эффективное использование и

распределение ресурсов;

3) повышение потребительского спроса;

4) снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях.

2. Одной из причин безработицы является:

1) ограничение розничной торговли;

2) спад производства;

3) увеличение числа частных предприятий;

4) усиление конкуренции среди производителей.

3. Какое из проявлений характеризует распределение как
сферу экономики:

1) заключение предпринимательской сделки;

2) посещение молодёжной ярмарки вакансий;

3) увеличение государственных расходов на социальные программы;

4) изготовление оборудования для автомобильного салона?

4. Верны ли следующие суждения о собственности?

А. Многообразие форм собственности создаёт условия для реализации экономической свободы.

Б. Господство частной собственности в экономике обеспечи­вает единство и гармонию общественных и личных интересов.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) неверны оба суждения.

5. Найдите в приведённом ниже списке проявления, ха­рактеризующие распределение как сферу экономики, и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) посещение научной библиотеки;

2) заключение торговой сделки;

3) увеличение государственных расходов на занятость;

4) установка нового производственного оборудования;

5) выплата пособий семьям на детей.

6.Установите соответствие между объектами и формами
собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, под-
берите соответствующую позицию из второго столбца.

Объект собственности

Форма собственности

1) пограничная застава

А) государственная

2) районная поликлиника

Б) частная

3) швейный кооператив

В) муниципальная

4) национальный природный заповедник

5) семейное кафе

1) Цель государства в рыночной экономике

а)Экономический рост и стабильность цен.
б)Полная занятность
в)Экономическая свобода.
г)Всё вышеперечисленное.
2)Выбери верное утверждение
а) Государство может выполнять свои функции,даже если отменить налоги.
б)Государство решает экономические и социальные проблемы зв счет бюджета, в который поступают деньги от налогов.
в)Налоги не нужны.
г)Налоговые лбготы необходимы всем.
3)Примером товара(услуги) общественного пользования может служить:
а) Светофор на дороге.
б)Услуги портного.
в)Организация торгов на бирже.
г)Нет правилььного ответа.
4)Бюджет состоит:
а) Их доходов
б) Из расходов
в)из налогов
г)из доходов и расходов
помогите плиииз умоляюююю

Тема: «Безработица, её причины и последствия».

Наличие безработицы - это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?

Повторение. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства?

Каждый ли имеет право на труд?

Задание № 1. Прочитайте статью 37 Конституцией РФ, вставьте пропущенные слова:

«1. Труд... Каждый имеет право … к труду, выбирать … 2. ...труд запрещён. 3. Каждый имеет право на …, а также право на защиту от …».

Задание №2. Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах»

Характеристика труда:

1. Обязательный

2. Добровольный

3. Свободный

4. Принудительный

Название системы

Характеристика системы

Характеристика труда

Командная экономика

Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало 100% занятость населения.

Рыночная экономика

Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг.

Вывод: В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был... В рыночной экономике экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого …) и добровольность занятости (работник сам решает …) приводят к тому, что трудоспособный человек …

Что такое безработица.

Задание № 3. Работа с документом. Используя отрывок из документа, выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным и попытайтесь сформулировать определения: безработица; занятость населения.

ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

Статья 1. Занятость граждан . Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход…

Статья 2. Занятые граждане. Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения …временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, …

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными. 1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. … При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов….3.Безработными не могут быть признаны граждане не достигшие 16-летнего возраста;…

Задание № 4. Работа с учебником (стр. 166-168): выяснить причины безработицы, ответ оформите в виде схемы.

Доп. информация. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы : фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

Фрикционная- связана с поиском и ожиданием работы. Имеет в основном добровольный и кратковременный характер. Работу могут искать молодые специалисты, уволившиеся по собственному желанию.

Структурная- связана с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг. Имеет в основном вынужденный и довольно долговременный характер.

Циклическая - связана с наступлением фазы общего экономического спада в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер. В фазах оживления и подъёма появляются новые рабочие места и безработица уменьшается.

Сезонная - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года, т. е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт и, следовательно, уровень безработицы уменьшается, в другие спрос падает, а уровень безработицы растет.

Задание № 5. Распределите последствия безработицы в таблицу по двум показателям: экономические и социальные последствия.

1. Снижается общий объем производимых в стране экономических благ и услуг;

2. Ухудшение физического и психического состояния;

3. Опасность возрастания социальной напряженности в обществе и рост преступности;

4. Размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;

5. Теряется квалификация и стаж работы;

6. Сокращается потребительский спрос;

7. Отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;

8. Потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;

Закрепление. 1. Некоторые экономисты утверждают, что умеренная (5-6%) безработица имеет ряд позитивных последствий. Как вы думаете, они правы?

2.Какие меры предпринимает наше государство для борьбы с таким явлением сегодняшней действительности как безработица?

3.Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах, запишите формулу.

4. При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу?

5. Можно ли утверждать, что безработица – это явление, с которым сталкиваются практически все страны мира?

Доп. информация.

Скрытая безработица заключается в том, что работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, т. к. не может найти другую работу с полной занятостью.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом - «человеческим капиталом».

Экономически активное население - это население страны, включающее в себя женщин в возрасте от 18 до 55 лет и мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.


Цель урока.

  • Познакомить обучающихся с видами безработицы, их причинами и особенностями; с государственной политикой по безработице.
  • Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим экономическим процессам, связанной с адаптацией к современному рынку труда.

Оборудование. Текст с вопросами для кроссворда и сетка кроссворда (Приложение №1). Презентация по теме “Виды безработицы, их причины и особенности” (Приложение №2). Сравнительная таблица №1 “Последствия безработицы”.Сравнительная таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”. Компьютер и проектор экрана.

Индивидуальное обучение. Доклад обучающегося о последствиях безработицы и государственных мерах борьбы с ней.

Ход урока

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

Слово учителя. Каждый из нас мечтает жить в стабильно развивающейся экономике. Осуществить такую мечту непросто в нашей стране, где происходит трудный переход от административно-командной к смешанной экономической системе. Одним из средств решения проблемы является знакомство с темой урока “Виды безработицы, их причины и особенности.

Государственные меры борьбы с безработицей”, в процессе которого обучающиеся получат знания необходимые для адаптации к современному рынку труда.

2. Повторение ранее изученного материала.

Слово учителя.Для достижения поставленной цели, вспомним некоторые понятия и положения, с которыми мы познакомились в теме “Что такое безработица?”. Для того чтобы процесс повторения был интересным, проведём разминку и решимкроссворд на тему “Структура населения с точки зрения занятости”.У каждого из вас на столе набор печатных приложений к уроку. ВозьмитеПриложение №1, перед вами листочки с вопросами.Вопросы на листочке пронумерованы так же, как ответы в сетке кроссворда. Для того чтобы заполнить сетку на доске, мне необходим помощник (я назначаю помощника).

Алгоритм разминки:

Я задаю вопрос (из листочка) и тот, кто первым ответит на этот вопрос, получает право начать разминку;

Обучающийся, начинающий разминку, выбирает номер вопроса и того, кому он будет задавать этот вопрос;

Обучающийся, которого выбрали отвечать, должен ответить на заданный вопрос, после чего выбирает следующий вопрос и того, кто будет на него отвечать, и т.д.

Если тот, кого выбрали отвечать, даёт неправильный ответ, то право ответа и следующего вопроса переходит к тому обучающемуся, который первым поднимет руку, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Начинаем разминку.

Слово учителя.Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно ищет её?(Ответ обучающегося:безработный).

1. Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно её ищет? (Ответ обучающегося: безработный)

2. Как называются граждане, живущие в одной стране, независимо от пола и возраста? (Ответ обучающегося: население)

3. Как называется денежное вознаграждение, которое человек получает за свой труд от работодателя? (Ответ обучающегося: зарплата)

4. Пете Смирнову, недавно исполнилось 10 лет. Определите его статус в составе населения страны с точки зрения его занятости в национальном хозяйстве? (Ответ обучающегося: нетрудоспособный)

5. Как называется государственная служба, куда обратился Саша Смирнов с просьбой о трудоустройстве? (Ответ обучающегося: занятости)

6. Как называется ситуация в стране, когда в ней есть люди, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Ответ обучающегося: безработица)

7. Как называется возраст, в котором должен быть безработный? (Ответ обучающегося: трудоспособный)

8. Как называется экономическое население, которому соответствует понятие “рабочая сила”? (Ответ обучающегося: активное)

9. Нина Пилюлькина работает медсестрой в поликлинике. Определить её статус в составе рабочей силы? (Ответ обучающегося: занятая)

10. Женщина-домохозяйка, которая посвятила себя дому и семье. Определить её статус в составе рабочей силы?(Ответ обучающегося: выбывшая)

Слово учителя. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работникаи надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней нужно бороться.Чтобы вести анализ проблем безработицы, необходимо, прежде всего четко определить, кого считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом илиправительственными документами и могут несколько различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях.

Слово учителя.

Вспомним эти признаки безработного?

(Ответ обучающегося:

Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости;

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, например месяца;

Доказанное стремление человека найти работу, например обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Слово учителя. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.Мы с вами повторили тему “Структура населения с точки зрения занятости”. Теперь послушаем доклад-презентацию на новую тему “Виды безработицы, их особенности и причины” Приложение №2.

Доклад обучающегося по таблице №1 “Последствия безработицы” и таблице №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”.

Таблица №1 “Последствия безработицы”

Таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”

Общие меры для всех типов безработицы Меры сокращения фрикционной безработицы Меры сокращения структурной безработицы Меры сокращения циклической безработицы
Создание службы занятости (учёт и трудоустройство;

выдача пособий по безработице;

переподготовка кадров; помощь психолога и юриста).

Усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличие рабочих мест. Создание служб по переподготовке и трудоустройству кадров. Стимулирование экспорта;

инвестиции в экономику;

создание дополнительных мест в государственном секторе;

обучение специальностям молодёжи необходимых рынку труда.

Слово учителя. На основе изложенного материала можно сделать вывод: несмотря на то, что существуют негативные экономические и неэкономические последствия безработицы, фрикционная и структурная безработицы-явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых странах мира понимают отсутствие циклической безработицы.

Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для неё не существует.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Слово учителя. Вопросы обучающимся:

К каким экономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося:к потере доходов и квалификации)

К каким экономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: недопроизводству ВВП, увеличению расходов на переподготовку кадров и биржу труда)

К каким неэкономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к стрессу, отчаянью, болезни, потере друзей и семьи)

К каким неэкономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к росту преступности, к росту заболеваний и смертности, к политическим переворотам)

Какие меры проводит государство по сокращению циклической безработицы?(Ответ обучающегося: стимулирование экспорта, инвестиции в экономику, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе, обучение молодежи специальностям необходимых рынку труда, помощь в открытие собственной фирмы)

Какие меры проводит государство по сокращению фрикционной безработицы? (Ответ обучающегося: усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличии рабочих мест)

Определите к какому типу безработицы относятся следующие безработные: - Квалифицированный программист уволился с работы, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации?(Ответ обучающегося: фрикционная безработица)

В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%, в разгар “Великой депрессии” 1933 года безработица достигла 25%?

(Ответ обучающегося: циклическая безработица)

Много лет тому назад высококвалифицированные извозчики остались без работы из-за изобретения автомобилей?(Ответ обучающегося: структурная безработица).

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили: (Обучающиеся отвечают коротко, называя только понятия: безработица, безработный, рабочая сила, нетрудоспособное население, выбывшие из состава рабочей силы, государственная служба занятости, заработная плата)

Слово учителя.Сегодня на уроке мы узнали нового: (Обучающиеся отвечают полностью, дают новые определения: фрикционной безработице, структурной безработице, циклической безработице и так же перечисляют государственные меры борьбы с ними)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Для того чтобы легче адаптироваться на рынке труда, обучающиеся должны выполнить творческую работу дома на тему “Анализ рынка труда, с точки зрения трудоустройства по профессии бухгалтер в городе Москве”. Данные средств массовой информации должны быть проанализированы, систематизированы и представлены в письменном видепо следующему плану:

а) показатели экономической активности населения;

б) структура занятости по видам экономической деятельности;

в) структура потребностей в работниках по отраслям;

г) вакантные должности, на которые сохраняется спрос;

д) способы поиска работы;

е) требование к специалистам и оплата труда;

ж) трудоустройство выпускников СПО;

з) плюсы и минусы профессии;

и) подведение итогов.

Подумай : Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее - умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего: зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические. Например, получить профессию, иметь устойчивый источник средств к существованию, возможность отдыха и др. Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способности человека трудиться. Каждый ли имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего ему места работы нет?

Безработица - спутник рыночной экономики. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен». Трудовой кодекс РФ (ст. 2} признает право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

При командной экономике было монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало стопроцентную занятость населения и в этих целях поддерживало даже убыточные предприятия.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. (Вспомни организационно-правовые формы фирм и особенности труда в них.)

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер.

На современном этапе экономического развития государству выгодно стимулировать самостоятельную, активную деятельность граждан по обеспечению собственной занятости. С этой целью и создана Федеральная государственная служба занятости населения. Ее главная задача - создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. В частности, задача службы занятости - снять препятствия, мешающие людям сохранить пли приобрести рабочее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих местах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семенные обстоятельства и т. д. В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами для существования.

Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.

Проверь себя

1. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

3. Как определить уровень безработицы в стране?

4. Чем вызвана безработица?

5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

6. Как государство обеспечивает занятость?

В классе и дома

1. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Впиши перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.

2. Рыночная экономика развивается таким образам, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

3. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера , высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знание, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наемные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

4. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?». Среди ответов преобладали следующие: ориентироваться в выборе на профессию, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Чтобы ты добавил к этим ответам? Обсуди вопрос с одноклассниками.

"" Говорят мудрые

«В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней но личному опыту».

Л ж. Гэлбрейт (р. 1908), американский экономист.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...