Платные дороги Беларуси. Транзит через Беларусь


Введение скидки на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России, решение о котором на этой неделе приняли в РЖД, является логичным продолжением стратегии Москвы, стремящейся увеличивать использование собственных портовых мощностей и уйти от взаимодействия с ненадежными транзитерами. Этим решением, как заявили 20 октября опрошенные эксперты, Россия убивает сразу двух зайцев, получая как экономические, так и политические выгоды. В экономическом отношении увеличивается прибыльность российских портов и расширяется грузовая инфраструктура РЖД. Политические преимущества также очевидны, поскольку транзит союзного государства перенаправляется из ненадежных с точки зрения партнерства с Россией прибалтийских портов в отечественные гавани.

«Данное решение не является импульсивным. Это продолжение традиционной российской стратегии по развитию портовых мощностей для экспорта наших и импортных грузов через территорию России. В последние годы стало актуальной задачей избавление от транзитных посредников, которые могут или уже пытаются обусловить какими-то политическими претензиями работу с российским транзитом. Прибалтийские страны идут через запятую с нынешней Украиной, и желание избавиться от их посреднических услуг совершенно понятно и обосновано», - сказал руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память», специалист по Прибалтике Владимир Симиндей .

По словам эксперта, предоставляя Минску скидку на транзит грузов, Россия действует в своих интересах. «Интересы России в этом случае носят комплексный характер. Если мы даем скидку, мы должны что-то получить взамен, а получаем мы, с одной стороны, дополнительные мощности для загрузки наших портов, с другой стороны - показываем, что мы не отступаем от стратегической линии по избавлению от излишнего давления ненадежных транзитеров. Ненадежных в том смысле, что они участвуют в различных антироссийских кампаниях», - отметил Симиндей.

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что решение предоставить скидку для белорусского транзита с тем, чтобы перенаправить белорусские грузопотоки в сторону российских портов, укладывается в общую логику проводимой Россией политики.

«Мы же давно уже исходим из позиции, что будем загружать в большей степени наши порты. „Транснефть“ приняла решение в ближайшие годы вообще отказаться от транзита нефти через Прибалтику. Я думаю, что решение о скидке для белорусского транзита вполне укладывается в общую логику. Это выгодно и для Белоруссии, и для России, и для РЖД, потому что у них возрастают объемы грузоперевозок, которые также повлияют на доходность компании», - заключил эксперт.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заявил, что речь идет о сознательном курсе России на то, чтобы ограничить использование прибалтийских портов как для экспорта, так и импорта.

«Это давно ожидалось из-за перманентно ухудшавшихся политических отношений между Россией и прибалтийскими странами, что постепенно приводило и к ухудшению отношений в экономике. Можно вспомнить самый известный эпизод, когда Литва ввела правила по закупке газа для своих компаний, обязав их закупать газ с терминала СПГ. Все это на каком-то этапе должно было привести к контрмерам со стороны России. Контрмеры заключаются в снижении использования транзитного потенциала прибалтийских портов. И данное решение - логичное развитие этих процессов», - заявил Митрахович.

Руководитель проектов ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова отметила, что на практике при перенаправлении белорусских грузов из Прибалтики можно столкнуться с определенными трудностями, поскольку объективно Белоруссии удобнее пользоваться глубоководными и более доступными прибалтийскими портами. Введение двадцатипятипроцентной cкидки РЖД не достаточно, и нужно прорабатывать всю остальную логистику, которая уже существовала в портах Прибалтики. По словам эксперта, нужно будет решить довольно много вопросов, чтобы эта скидка не оказалась «скидкой в никуда».

«Представьте себе объем белорусских нефтепродуктов, которые приходят на северо-запад. Куда они могут прийти? В какие-то терминалы. Там у нас много свободных мест, и их ждут с распростертыми объятьями? Терминалы, как правило, все заняты. Да и подходы к российским портам у нас достаточно сложно технологически преодолеть, у нас есть заторы. Хороший вопрос, какой объем туда можно будет добавить», - сказала Каткова.

На днях стало известно, что «Российские железные дороги» намереваются ввести скидку в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России. До сих пор Белоруссия пользовалась прибалтийскими портами, поскольку это было для нее рентабельнее. Скидка, как сообщает «Коммерсант», сделает тариф железных дорог России сопоставимым с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. От этого решения выиграют не только российские порты, но и РЖД, поскольку увеличение перевозок нефтепродуктов в условиях ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы позволит компании привлечь новые доходы. У этого решения также есть и политические основания из-за особенностей взаимодействия России с прибалтийскими государствами. Ранее президент «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что к 2018 году компания прекратит экспорт нефтепродуктов через порты Вентспилса и Риги.

17:23 — REGNUM

Белоруссия

На совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России глава РЖД Олег Белозеров упомянул, что белорусские НПЗ не спешат переводить транзит нефтепродуктов в российские порты (Петербургский, Усть-Луга), даже несмотря на 50% скидку к ж/д тарифу, предоставленную им в этом году. В ответ от президента РФ Владимира Путина прозвучала идея увязать поставки нефти с перебросом транзита в российские порты Северо-Запада. Прогнозируемо были высказаны обвинения в шантаже руководства Белоруссии.

Что тут можно сказать? Во-первых, в перебросе транзита в принципе нет никакой сенсации. Сам Александр Лукашенко поднимал эту тему за время общения с Путиным неоднократно, к примеру, ещё в 2012 году. Причём звучит намерение лишить прибалтийские порты вообще всего транзита.

Проблема явно комплексная, в ней тесно переплетены интересы РБ и РФ, в чём-то они пока даже противоречат. Следовательно, и решать её необходимо только на межправительственном уровне. Необходима формула, которая удовлетворит обе стороны. Возможно, она будет не взаимовыгодной, и сторонам придётся пойти на уступки. Например, скидка останется временной, однако РБ перебросит в порты Ленинградской области лишь часть экспортных потоков, за счёт Клайпедского порта: вряд ли что-то способно ещё более ухудшить отношения РБ с Литвой. В свою очередь, сохранение экспорта через Вентспилс будет и уступкой интересам РБ, и прагматичным ходом, исходя из других проектов в регионе. Ведь, как мы помним, Латвия прямо заявила, что не собирается блокировать экспорт и транзит энергии БелАЭС. К слову, в Литве эту позицию напрямую связывают со структурой грузооборота порта Вентспилс, где одни только нефтепродукты из РБ в 2016 году составили 34%.

Сама Литва, разумеется, от блокады БелАЭС отступаться не собирается, однако тоже выражает надежду, что транзит через Клайпеду Белоруссия сохранит.

В свою очередь, решение проблемы транзита нефтепродуктов может подтолкнуть стороны к оптимизации межгосударственных ж/д тарифов. Как отмечает транспортный эксперт Сергей Сигачёв , даже сегодня их приходится компенсировать разного рода скидками.

Зато у Клайпедского порта может появиться новая специализация — поставка газа в Белоруссию. По крайней мере, старший научный сотрудник вашингтонского Атлантического совета Агния Григас сильно надеется на такое развитие событий. На днях первая партия американского СПГ прибыла в Клайпеду. И поскольку Литва объективно не может покупать большие объёмы газа, в Атлантическом совете не оставляют надежд заинтересовать им Минск.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак во время брифинга заявил, что поставки нефти в Белоруссию в текущем году могут оказаться меньшими, чем зафиксировано в апрельских договорённостях (24 млн тонн ежегодно до 2024 года). По его словам, такая возможность оговорена в документе. Его заместитель Анатолий Яновский разъяснил слова министра: «У нас нет обязательств поставить в Белоруссию 24 млн тонн. У нас есть обязательство создать условия для поставки 24 млн тонн нефти согласно индикативному балансу. Если посмотреть определение, что такое индикативный баланс, то станет понятно, что это не исполнительный баланс. Это все зависит от хозяйствующих субъектов: они заключили контракты и должны их исполнять, мы же должны создавать условия и следить за тем, чтобы транспортная система обеспечила необходимый объем поставки ».

Для тех, кто отслеживал квартальную динамику поставок нефти в РБ, такое заявление не стало неожиданностью, мы прогнозировали подобный вариант развития событий. Однако признание этого вскоре после слов Владимира Путина о пакетировании транзита нефтепродуктов через российские порты и поставок нефти белорусским НПЗ неизбежно будет истолковано как начало исполнения «ультиматума».

Белоруссия продолжает сокращать импорт российской электроэнергии. В I полугодии он составил 1,06 млрд кВт.ч (-20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В основном причиной этого стало повышение производства электроэнергии в самой РБ — до 18,3 млрд кВт.ч (+2% к аппг), таким образом, рост производства 366 млн кВт.ч перекрыл падение импорта 212 млн кВт.ч.

Словаки собрались помогать Минску достраивать каскады на Немане и Западной Двине. Такое заявление сделал посол Словакии в Белоруссии Йозеф Мигаш во время встречи с председателем Гродненского облисполкома Владимиром Кравцовым . По предварительной оценке, строительство ГЭС мощностью 20 МВт обойдётся в 130 млн евро, что несколько превышает среднюю норму затрат в гидроэнергетике (6000 долл на 1 кВт установленной мощности).

Заместитель министра энергетики Михаил Михадюк в ходе брифинга озвучил сумму вложений в БелАЭС. К настоящему моменту это 2,7 млрд долл из запланированных 10—11 млрд: строители смонтировали 82% арматуры и залили 69% бетона, а также завершили сварку главного циркуляционного трубопровода — ключевой момент в строительстве. Главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь в эфире телеканала ОНТ уточнил сроки ввода станции в работу — декабрь 2019 года.

В начале августа глава МИД Польши Витольд Ващиковски позволил себе неосторожные и некомпетентные высказывания о белорусской атомной станции. «Мы не изменим наше мнение о покупке энергии с этой атомной станции. Я думаю, что в ее основе лежат небезопасные технологии, а отсутствие безопасности привело к Чернобылю », — заявил он тогда в интервью РИА Новости. Белорусский МИД, в свою очередь, провёл необходимое внушение. И вот уже посол Польши в Белоруссии Конрад Павлик всячески открещивается от политизации вопроса. «Что касается покупки электроэнергии из Островца Республикой Польша, то на данный момент мы в таком импорте не заинтересованы, не имеем в нем нужды. У нас есть свои ресурсы, из которых мы производим электроэнергию, прежде всего это бурый и каменный уголь », — заявил он в интервью «Еврорадио».

Тут следует вспомнить, что энергетическая стратегия ЕС предусматривает отказ от тепловой энергетики и, прежде всего, от станций, работающих на угле. Причём не в такой уж отдалённой перспективе. Т. е. аргумент польской стороны довольно слабенький, а лучше бы вообще перестать комментировать эту тему, чтобы не попадать в неловкие ситуации. Что же до БелАЭС, то именно европейская энергостратегия на стороне Белоруссии. А значит, к вопросу импорта белорусской электроэнергии Европа обязательно вернётся.

Закавказье

Добыча углеводородов в Азербайджане, по официальной статистике, продолжает сокращаться. В январе — июле было добыто 22,5 млн тонн нефти (-8,9%) и 16,606 млрд кубометров газа (-4,9%). При этом лишь частично это объясняется соглашением в рамках ОПЕК+: за 7 месяцев они составили 245 тыс. баррелей (7*35 тыс.), тогда как добыча упала примерно на 275 тыс баррелей. «…наша главная цель состоит в том, чтобы предотвратить продажу нефти за низкую цену. В результате этой политики добыча нефти в Азербайджане хоть и сократилась, но прибыль увеличилась », — прокомментировал это на тот момент президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев в интервью Reuters.

Впрочем, поставки газа в Турцию республика увеличила, даже несмотря на падение его добычи, хотя и незначительно (3,34 млрд кубометров, +2,7% в сравнении с аппг). В ближайшие годы его добыча, согласно озвученным планам президента SOCAR, должна вырасти до 41,4 млрд кубометров. Добиться этого в SOCAR намерены добычей на месторождении Бабек, а также на морском месторождении Карабах.

Соглашение о безопасном использовании атомной энергии в мирных целях подписано между Арменией и КНР. Документ стал логическим развитием стремления Китая стать партнёром Армении в сфере ядерной энергетики — ранее в Китае заявляли, что заинтересованы в строительстве атомной станции в республике.

Правительство Армении приняло решение передать в частные руки высоковольтные линии. Это пока не приватизация, компания «Высоковольтные электросети» будет передана в доверительное управление компании «Ташир капитал» на 5 лет. За это время власти надеются понять, насколько это выгоднее/невыгоднее государственного управления.

General Electric собирается строить в Раздане электростанцию, которая будет работать на мусоре. Предполагаемые параметры станции (мощность, стоимость, сроки реализации) пока неизвестны, впрочем, «мусорная станция» — пока лишь рабочий проект. General Electric пока определилась только с тем, что станцию строить нужно.

Средняя Азия

Казахстан готовится осваивать рынок светлых нефтепродуктов Средней Азии и Афганистана. Министр энергетики Канат Бозумбаев во время брифинга заявил о том, что с января 2018 года в Казахстане могут досрочно отменить запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, действующий до 1 января 2019 года (российский бензин и дизтопливо поставляется в Казахстан беспошлинно в обмен на обязательство отказаться от экспорта этих видов топлива). Однако в конце года завершается модернизация двух казахстанских НПЗ. Как утверждает министр, новых мощностей хватит, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, к тому же образуется резерв для экспорта (1,5—2 млн тонн в год по дизтопливу и по бензинам). Зарабатывая на экспорте, правительство собирается рассчитываться по кредитам, взятым на модернизацию заводов.

Экспорт, в свою очередь, будут обеспечивать ростом добычи нефти. В промежутке 2018—2022 гг она вырастет с 86 до 88,6 млн тонн, сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов на заседании правительства. Пока же в правительстве республики заявляют, что выполняют условия соглашения с ОПЕК+.

США продолжают «окучивать» партнёров РФ по ЕАЭС. После Армении (посол США в этой стране Ричард Миллс смущает умы армянских политиков обещаниями инвестировать 8 млрд долл. в энергетику республики) пришёл черёд Казахстана. «Я приглашаю министра Бозумбаева в Вашингтон для официального запуска Стратегического диалога по энергетике между США и Казахстаном, где мы разработаем план работы по расширению сотрудничества в 2018 году и последующие годы », — заявил замглавы минэнерго США Дэн Бруйетт во время брифинга в Астане. Министр энергетики стратегию подписал, обратив внимание на то, что инвестициям может помешать режим санкций. Канат Бозумбаев выразил надежду на то, что «…ограничения, связанные с санкциями, налагаемыми на Российскую Федерацию, не повлияют на реализацию нефтегазовых проектов с участием американского и казахстанского капитала ».

Оговорка тут чисто условная. Практически во всех энергопроектах есть иностранные партнёры. Просьба к американской стороне сохранить эти инвестиции по факту является просьбой о своего рода санкционном зонтике, защите инвестиций на территории Казахстана от режима санкций.

Руководитель проектов германской организации Energy Watch Group Комила Набиева, выступая на EXPO-2017, заявила, что, по её данным, в Казахстане недооценивают свой потенциал по возобновляемой энергетике. «Как я знаю, в стране разработана государственная программа, согласно которой планируется увеличить долю ВИЭ в электричестве до 50%. Наше совместное исследование с финским лаппеенрантским технологическим университетом показывает, что Казахстан может прыгнуть намного выше и в два раза быстрее достичь этих показателей… В частности, Казахстан ввел тариф для подключения к ВИЭ, который привязан к тенге. Но местная валюта имеет плавающий курс, и для многих инвесторов это недостаточная гарантия для инвестирования в проекты в вашей республике. Это маленький пример, где Казахстан мог бы увеличить систему поддержки энергетики и таким образом открыть доступ для большого количества международных инвесторов. Потому что интерес есть, потенциал — огромный. Есть данные о том, что один только ветровой потенциал может покрыть спрос на электричество в стране до 2030 года. Одним словом, надо научиться грамотно использовать свои возможности », — объясняет она.

Эксперт, сама того не подозревая, предвосхитила действия правительства. Правда, изменения пока касаются скорее традиционной энергетики. В Казахстане вводят практику включения в тариф инвестиционной составляющей.

Соглашение о строительстве Верхненарынского каскада ГЭС в Киргизии с чешской компанией Liglass Trading CZ. SRO всё-таки было подписано.

«Верхненарынский каскад ГЭС будет построен в два основных этапа. Согласно условиям соглашения, на первом этапе будут построены Ак-Булунская ГЭС и «Нарын — 1». Мы прогнозируем здесь сумму в 230 млн долларов и срок 4 года. Пока что говорить рано. Станет известно после рассмотрения в течение 3-х месяцев технико-экономического обоснования Верхненарынского каскада. Кроме того, чешская компания добровольно взяла на себя обязательство вернуть российской компании [«Русгидро» — Ред] 37 млн долларов. Средства будут перечислены в течение 30 дней », — сообщил глава комитета по промышленности, энергетике и недропользованию Дуйшонбек Зилалиев . Кроме того, соглашение предусматривает, что к 2020 году компания должна построить в республике 10 малых ГЭС.

Напомним, ранее в европейской прессе в отношении компании Liglass Trading звучали обвинения в мошенничестве.

В компании «Лукойл» заявили о сдаче крупного энергетического проекта «Юго-Западный Гиссар» в Узбекистане.

«В числе введенных объектов: установка комплексной подготовки газа мощностью 4,4 млрд куб. м в год, установка предварительной подготовки газа, а также четыре газосборных пункта. В результате запуска этих объектов добыча газа на Гиссарской группе месторождений выведена на проектный уровень, который составляет около 14 млн куб. м в сутки, или 5 млрд куб. м в год », — говорится в сообщении пресс-службы компании. Добываемый газ будет делиться между «Лукойлом» и правительством Узбекистана в рамках соглашения о разделе продукции, действующего до 2043 года.

Начальник управления стратегического развития «Узбекэнерго» Эсо Садуллаев во время пресс-конференции заявил о реинтеграции энергосистем республик Средней Азии: «Сегодня энергосистема Узбекистана и Средней Азии уже работает в режиме кольца, передается 500 кВ и 220 кВ. Есть параллельно работающие участки энергосистемы Узбекистана, Казахстана и Киргизии. В дальнейшем мы будем предпринимать меры, чтобы расширить и усилить кольцо ».

Одной из причин, по которой республики решили восстанавливать энергокольцо, стал щедрый сток весеннего паводка, из-за чего, скажем, Токтогульское водохранилище (Киргизия) переполнено второй год подряд. Лишнюю воду приходится сбрасывать безо всякой пользы либо продавать соседям вырабатываемую при этом электроэнергию крайне дёшево — 0,01—0,02 долл/кВт.ч.

В свою очередь, министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Усмонали Усмонзода выразил уверенность, что Россия в будущем также присоединится к среднеазиатскому энергокольцу. Кроме того, Таджикистан продолжает активно занимать деньги на строительство Рогунской ГЭС. В ближайшее время должны состояться роад-шоу 10-летних облигаций. Инвесторам из Европы и США предлагается вложить в строительство 500 млн долл.

«Балтийская топливная компания», которая занимается бункеровкой судов и экспортом нефтепродуктов в порту Петербурга, планирует заниматься транзитом нефтепродуктов с белорусских НПЗ. Как пишет газета «Деловой Петербург», руководство компании хочет обрабатывать около 2,5 млн тонн продукции, пришедшей из Белоруссии. Пока что ни о каких конкретных контрактах с белорусской стороной не говорится. Тем не менее компания вкладывает несколько миллиардов рублей в расширение своего терминала, где и планируется производить перевалку.

Почему петербургская компания решила столь основательно вложиться в такой проект, объяснить сложно. Можно предположить, что какие-то договоренности с Белоруссией уже достигнуты, но вряд ли такая информация за все это время осталась бы в тайне (БТК заявила о расширении терминала еще в 2014 году). К тому же в наиболее активную фазу «транзитные игры» за белорусские нефтепродукты начались только в прошлом году. Тогда Владимир Путин в ходе совещания о развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России заявил о необходимости перевалки нефтепродуктов через российские порты, а не через порты Прибалтики.

«На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, — сказал глава государства. — Поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры».

Еще больше сомнений в наличии реальных договоренностей добавляет то, что даже такая масштабная госкомпания, как «Российские железные дороги», предложив 50% скидку на перевозку товаров в сторону российских портов на Балтике, не смогла заинтересовать белорусскую сторону. Длительные переговоры не имели успеха — белорусские НПЗ отказывались от услуг России в пользу прибалтийской инфраструктуры.

Первоначально объяснением этому было наличие долгосрочных контрактов с партнерами из Прибалтики (основная часть белорусских нефтепродуктов идут по железной дороге до литовской Клайпеды). Уже после этого Белорусская нефтяная компания (БНК), не церемонясь, заключила с Литовскими железными дорогами (Lietuvos gelezinkeliai) трехгодичный контракт на перевозку нефти и нефтепродуктов. Кроме этого, БНК и владельцы латвийской WT OIL Terminal заключили договор о совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском свободном порту.

Единственное, чего удалось добиться России тогда, — 1 миллиона тонн нефтепродуктов, и то на словах. В конце 2017 года председатель государственного концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко заявил, что Белоруссия может экспортировать в 2018 году через порты России до 1 млн тонн нефтепродуктов при наличии благоприятных экономических условий.

В реальности до российских портов не дошла и десятая часть от ожидаемых объемов — по данным за январь — сентябрь нынешнего года с белорусских через российские порты было перевалено всего 40 тыс. тонн нефтепродуктов, сообщало ранее РИА Новости со ссылкой на заявление заместителя гендиректора БНК Сергея Гриба.

Еще более странно, если руководство терминала в петербургском порту просто искренне верит в партнерские отношения между союзными государствами и доверяет обещаниям трейдеров. Более того, никто не отменяет правил логистики: Белоруссия экспортирует львиную долю своих нефтепродуктов в страны ЕС, и зачем везти груз с белорусских НПЗ через Россию, если можно сделать это более коротким путем — через Прибалтику. Кстати, скидка РЖД касается все же порта Усть-Луга, где как раз в избытке мощности по перевалке наливных грузов, так что какое место здесь занимается Петербург — большой вопрос.

Так или иначе конец модернизации проекта БТК намечен на 2020 год, и к тому времени хоть что-то, но может поменяться. Главное сегодня — другое. То, что спустя год дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Обработанное на белорусских НПЗ сырье продолжает идти через порты Прибалтики, тем самым обогащая политических оппонентов как России, так и Белоруссии.

Несмотря на агрессивные политические заявления литовских чиновников (в частности, в отношении БелАЭС), Белоруссия продолжает тесное сотрудничество с литовской стороной. И хотя между союзными государствами есть ряд политических обязательств, Белоруссия и дальше будет проводить линию «экономика отдельно, политика отдельно». И позиция нынешнего руководства Белоруссии не поменяется.

Вопрос транзита нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из российского сырья, долгое время оставался предметом споров между Москвой и Минском. Россия пыталась вынудить Беларусь перенаправить эти грузы из балтийских портов в свои, Беларусь сопротивлялась, настаивая на том, что ей это невыгодно.

8 декабря председатель "Белнефтехима" Игорь Ляшенко сообщил , что Беларусь поставит первую партию нефтепродуктов через российский порт Усть-Луги. А в 2018 году "при наличии благоприятных экономических условий" страна может экспортировать через порты РФ до 1 млн тонн нефтепродуктов, заявил глава белорусского нефтяного концерна. По мнению опрошенных DW экспертов, Беларусь на этом может потерять миллионы долларов.

Не первая попытка поменять логистику

Как напоминает экономический обозреватель Татьяна Маненок, нынешняя попытка Москвы перенаправить экспорт полученных в Беларуси из российского сырья нефтепродуктов в порты РФ вместо балтийских не первая. Несколько лет назад даже рассматривался почти невероятный проект строительства нефтепровода из РБ в российскую Усть-Лугу.

Нефтепродукты в данном случае не являются для Москвы исключением: Россия неуклонно сокращает экспорт своих товаров через порты стран Балтии (хотя это порой не выгодно самим экспортерам), стремясь максимально загрузить собственные. Мотивировка российских чиновников, по мнению Маненок, проста: незачем нам кормить чужие страны.

Это, полагает эксперт, в первую очередь политика чистой воды, особенно ставшая заметной после введения Западом санкций в отношении России из-за ее действий на Украине. Кроме того, для Москвы перенаправление белорусского экспорта в свои порты означало бы получение ими существенной прибыли.

Новое развитие тема транзита белорусских нефтепродуктов получила в августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. Там глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров пожаловался президенту Владимиру Путину на белорусов, которые отказываются от услуг РЖД в пользу балтийской инфраструктуры. В ответ Путин предложил привязать объем поставок нефти на белорусские НПЗ к транзиту их продукции через российские порты.

Простая арифметика транзита

Беларусь вывозит получаемые на двух ее НПЗ - в Новополоцке и Мозыре - нефтепродукты в основном через латвийские порты Рига и Вентспилс, а также через литовскую Клайпеду (всего 13 млн тонн в 2016 году). Нежелание отказываться от их услуг, прежде всего, объясняется географически: от Новополоцкого НПЗ до Риги - примерно 400 км, до Санкт-Петербурга - 800 км. Соответственно двое дороже стоимость транзита.

Понимают это и в Москве. Поэтому Российские железные дороги (РЖД) объявили о готовности предоставить белорусам 50-процентную скидку на транспортировку нефтепродуктов к портам на Северо-Западе РФ. После чего стоимость транзита сравнялась, хотя до Санкт-Петербурга везти белорусский бензин по-прежнему вдвое дольше, чем до Риги.

Контекст

Но и это еще не все. "РЖД - госпредприятие, поэтому они могут с позволения руководства страны дать 50-процентную скидку. Но сами российские порты и компании, работающие на рыночных условиях, не готовы предоставлять такие большие преференции", - уверена Татьяна Маненок.

Лоббисты и интересы

Кроме того, продолжает Маненок, стоимость перевалки нефтепродуктов в балтийских портах ниже, чем в российских: в портах Литвы и Латвии - 6-8 долларов за тонну, в российских портах - 12-18 долларов. Помимо этого, например в порту Санкт-Петербурга, есть проблемы с сохранностью грузов из-за не самой совершенной инфраструктуры.

Да и в суровые зимы порты на Северо-Западе России замерзают, что усложняет доставку нефтепродуктов европейским потребителям. По названным причинам покупатели белорусского бензина предпочитают приобретать его через порты стран Балтии, указывает и.о. главы Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.

В случае с изменением логистики экспорта белорусских нефтепродуктов, отмечает политолог Валерий Карбалевич, экономические интересы Минска не совпадают с российскими. "Политика тут, видимо, не на первом месте. Хотя российские лоббисты приводят аргументы, что союзники-белорусы кормят балтийские порты. Лоббисты пытаются вывести проблему на политический уровень, чтобы президент России надавил на белорусское руководство", - полагает Карбалевич. В то же время, заключает он, пока не будет очень сильного давления со стороны Кремля, власти в Минске будут придерживаться своей нынешней позиции в вопросе маршрутов экспорта нефтепродуктов.

Смотрите также:

    Первый договор после распада СССР

    25 лет назад, в 1992 году, Минск и Москва подписали первый после распада СССР договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. С тех пор счет официальным документам об углублении интеграции идет на сотни. РБ и РФ входят в различные объединения, в том числе, и с другими странами постсоветского пространства - Союзное государство РБ и РФ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Россия - это святое"

    "Россия для нас - это святое", - неоднократно заверял белорусский президент Александр Лукашенко. В декабре 1999-го он подписал договор о Союзном государстве Беларуси и России с бывшим в то время президентом РФ Борисом Ельциным. Лукашенко рвался в союз с Москвой, надеясь стать главой этого объединения. Но с приходом во власть Владимира Путина надежды Лукашенко рухнули.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Союз без гимна

    В Союзном государстве РБ и РФ есть общий парламент, кабинет министров, Госсовет и даже СМИ. Но флага, герба и гимна нет, а руководство осуществляется на основе ротации. Этот союз не признан субъектом международного права. К тому же смысл интеграции Минск и Москва понимают по-разному. Кремль рассчитывает на политическую привязку союзника. Беларусь же добивается внутрироссийских цен на газ и нефть.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Cоциальный пакет в действии

    Реальную выгоду от Союзного государства получили граждане Беларуси и России. В 2006 году был подписан пакет международных договоров, подтвердивших равные права белорусов и россиян на свободу передвижения и трудовую деятельность, а также в сфере здравоохранения и образования.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Торговля как двигатель интеграции

    Россия - главный торговый партнер Беларуси, на ее долю уже много лет приходится около 50% экспорта и импорта. Доля Беларуси во внешнеторговом обороте РФ в 2016 году составила 5%. Главные статьи белорусских поставок в Россию - сельхозпродукция, грузовые автомобили, седельные тягачи и сельхозтехника. Из РФ в Беларусь идут в основном нефть, газ и черные металлы.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Минск подсчитывает прибыль, а Москва убытки

    Продажа на запад нефтепродуктов из российского сырья вносит весомый валютный вклад в бюджет Беларуси. За экспорт этой продукции с территории Союзного государства Минск платит РФ пошлины. А в Москве подсчитывают потери - бюджет России только в 2011-2015 годах недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять союзной Беларуси от 18 до 23 млн тонн нефти ежегодно.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Жизнь взаймы у России

    Большая часть внешнего долга Беларуси приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития, который так же курирует РФ. В 2017 году российским кредиторам Минск вернет более 1,2 млрд долларов, а в 2018-м должен перечислить 1,5 млрд долларов - почти 80% всех расходов по долгам. По данным Forbes, за последние 10 лет Беларусь получила от России также дотаций и скидок на 60 млрд долларов.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Нефтегазовые войны

    Историю интеграции Беларуси и России сопровождали нефтегазовые войны. Серьезные противоречия у союзников возникли в 2006, 2010 и 2016 годах. Минск в ответ на удорожание российских энергоносителей грозил перекрыть газ в Европу, вводил транзитные пошлины, а сам отказывался платить. Москва обещала сократить поставки нефти. Союзники приходили к компромиссам, но конфликты появлялись на другой почве.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Продуктовые скандалы

    Договор о Евразийском союзе, в котором Беларусь и Россия участвуют вместе с Казахстаном, Киргизией и Арменией, с начала действия 1 января 2015 года декларировал свободу рынка и передвижения товаров. На деле же продуктовые скандалы между Минском и Москвой не прекращаются. Россельхознадзор не раз уличал белорусскую сторону в переклейке этикеток и реэкспорте санкционных продуктов из ЕС и Украины.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    На границе союзной дружбы

    Хотя Лукашенко и премьер РФ Черномырдин еще в 1995 году торжественно выкопали пограничный столб на сухопутной границе Беларуси и России, в феврале 2017-го ФСБ потребовала восстановить погранзону и пограничный контроль. Это реакция РФ на "безвиз" для иностранцев, введенный Минском. Весной 2018-го на межу вернут и российские погранпосты. Таможенный контроль Россия ввела там еще в 2007 году.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Атомный кредит

    Госкорпорация "Росатом" строит в белорусском Островце атомную станцию. Официальный Минск утверждает, что АЭС снизит зависимость от российского газа. Но противники строительства прогнозируют еще более зависимое положение Беларуси от России. Придется возвращать 10 млрд долларов российского кредита, выделенного на стройку, и платить РФ за закупки ядерного топлива, а затем за его переработку.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Военное сотрудничество

    После распада СССР в Беларуси остались стратегические военные объекты, подчиненные России на основании межправительственных соглашений. Это узел связи ВМФ в Минской области и радиотехнический узел в Брестской области. Оба объекта не наделены статусом военных баз, там нет летального оружия. Но эксперты указывают, что во время военных действий эти подразделения подвергнутся первому удару.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Славянский базар" в Беларуси

    Фестиваль "Славянский базар" в Витебске затевался в 1992 году как праздник искусств, объединяющий Беларусь, Россию и Украину. В 2001 году здесь собирались президенты Александр Лукашенко, Владимир Путин и Леонид Кучма. На 26-й Международный фестиваль в 2017 году приехали 4 тысячи участников из многих государств. На церемонии открытия Лукашенко нравится выступать в роли радушного хозяина.


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...