Платежи при пользовании природными ресурсами. Платежи за пользование природными ресурсами


В России действует четко организованная система учета природных ре­сурсов и система платежей за использование природных ресурсов. Учет при­родных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресур­сов.

Кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологичес­ких, организационных и технических показателей, характеризующих коли­чество и качество природного ресурса, а также состав и категории природо-пользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использо­вания природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определя­ется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Единого када­стра природных ресурсов не существует, они представлены по видам при­родных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.

Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресур­сами: земельными, водными, лесными, объектами животного мира и вод­ными биологическими ресурсами, месторождениями полезных ископаемых. Формы платы за природные ресурсы разнообразны и включают: плату за право пользования ресурсами, выплаты за сверхлимитное и нерациональ­ное использование природных ресурсов, выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природополь-зователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а так­же на возмещение убытков, возникающих из-за экологического ущерба ок­ружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две су­щественно различающиеся между собой составные части.

Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получе­ние части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ре­сурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей дея­тельности предприятия. Обычно абсолютная величина платежа определяет­ся по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффек­тивность их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов, эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими по­казателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине мо­жет быть изъят. В основе практического применения данного принципа ле­жит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществ­ляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методичес­ким принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечис­ленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природо-пользователей в интенсификации использования природных ресурсов, вне­дрении новых, более эффективных безотходных и природоохранных техно­логий.

Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оп­лачиваемые природопользователем расходы специализированных предпри­ятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяй­ственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономи­ческая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и фи­нансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ре­сурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымае­мые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресур­сов, которые определяются уровнем развития техники, технологических про­цессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получа­ют разрешение на использование природных ресурсов.

В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вто­ричные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса. Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ори­ентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользова­ние.

Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающе­го, подготавливающего или производящего первичную переработку ресур­са. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энер­гетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцени­ваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу ис­пользуемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые зем­ли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ. Рассмотрим основ­ные формы платы за ресурсы:

" Плата за пользование землей имеет налоговую форму. Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю являет­ся стимулирование рационального использования, охраны и освоения зе­мель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономичес­ких условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования спе­циальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы яв­ляются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Раз­мер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельно­сти землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользова­ния землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых, и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственно­сти соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (до­хода). Отсюда земельный налог носит фискальную направленность. Сред­ства от его взимания поступают в бюджеты всех уровней. Земельный налог подразделяется на две основные группы: за земли сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий: П 3 = п S, где п - нормативная ставка земельного налога; S - площадь сельскохозяйственных угодий. Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом РФ «О плате за землю». Органам зако­нодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров нало­га и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения с помощью соот­ветствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного нало­га классифицируется с учетом экономической значимости и экологического состояния района РФ; категории и статуса города; уровня социально-куль­турного потенциала; уровня исторической ценности территории. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взи­мается в двукратном размере.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленно­сти (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятель­ностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За зем­ли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяй­ственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли вод­ного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунк­тов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреацион­ных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За ниж­ний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недви­жимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на сле­дующие цели:

Финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земель­ного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодо­родия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

Инженерное и социальное обустройство территории. Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных

участков, при передаче земли, в арендное пользование, при установлении ее общей стоимости, при передаче по наследству и т.п. Нормативная цена зем­ли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли представляет собой базу нало­гообложения имущества физических и юридических лиц. Налоговый кодекс предусматривает определение налоговой базы по земле в виде кадастровой стоимости или нормативной цены земельного участка. Порядок определе­ния нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Норма­тивная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъек­тов РФ. Органы местного самоуправления могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. При осуществлении сделок с земельными участками и иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством РФ, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным фи­зическим и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

Основные изменения, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ, каса­ются прежде всего определения налоговой базы. Она принимается равной кадастровой стоимости земельного участка (при ее отсутствии - ее норма­тивной цене) и рассчитывается на основе нормативов, определяемых по оце­ночным зонам данной территории. Этот налог предполагается применять до введения на данной территории налога на недвижимость.

Платежи за пользование недрами устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:

Платежи за право пользования, разведку, добычу полезных ископае­мых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;

Отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сы­рьевой базы;

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна;

Акцизные сборы;

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на недро­пользование.

Плата за пользование недрами может взиматься в следующих формах: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продук­ции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предостав­ления услуг; зачет сумм предстоящих платежей в соответствующие бюдже­ты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного пред­приятия. Формы внесения платы показываются в лицензии на пользование недрами.

Согласно действующему в РФ законодательству, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом действует так называемое правило «двух ключей», когда лицензия на недропользование выдается и территориальным органом управления фондом недр Министерства природных ресурсов РФ и органами власти соответствующего субъекта Федерации. Плата за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий за пользование недрами является условием регистрации заявки на право получения лицензии пользования недрами. Размер сбора за участие в конкурсе (аукционе) определяется величиной за­трат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона). Сбор за выдачу лицензии имеет также затратный характер и определяется исходя из величины затрат на подготовку, оформление, регистрацию выда­ваемой лицензии.

Платежи за право пользования недрами (роялти) взимаются с пользова­телей недр в процентах от договорной (сметной) стоимости производимых работ. Величина ставок платежей за право на поиски и оценку месторожде­ний полезных ископаемых составляет 1-2 %, и за право на разведку- 3-5 %. Платежи за право на добычу полезных ископаемых устанавливаются в зависимости от экономической оценки и качества месторождений полезных ископаемых по предельным уровням регулярных платежей, критерии опре­деления ставок которых устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий устанавливаются по самостоятельной лицензии в размере 25-50 % платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого ми­нерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость продукции. Величина платежей зак­репляется в лицензионном договоре. Платежи за сверхнормативные потери оцениваются по результатам маркшейдерских замеров и осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Уровень индивидуальнои ставки регулярного платежа за право на добычу полезных ископаемых определяют следующие факторы:

Значимость месторождения, являющегося объектом добычи полез­ных ископаемых;

Сложность геологического строения, обусловливающая степень рис­ка инвестора;

Рентабельность, рассчитываемая по отношению к себестоимости;

Оценка экологической ситуации территории, в пределах которой рас­положено месторождение;

Уровень социально-инфраструктурной обустроенности территории. Следует подчеркнуть, что в группу территориальных факторов введена

характеристика экологической ситуации территории, на которой располо­жен объект недропользования. При этом в условиях неблагоприятной эко­логической ситуации размер ставок более высокий, чем на территориях со средней и тем более с благоприятной экологической ситуацией.

При этом платежи за право пользования недрами осуществляются:

При поиске и разведке месторождений полезных ископаемых по объ­ему инвестиций (договорная стоимость работ по поиску и разведке полезных ископаемых); по результатам конкурса (аукциона), прово­димого в установленном порядке. По окончании поисковых и геоло­горазведочных работ налоговая база корректируется с учетом факти­ческой стоимости проведенных работ;

При добыче полезных ископаемых - как стоимость добытого мине­рального сырья, с учетом размера нормативных потерь полезного ископаемого;

При добыче благородных металлов по объему металла после плавки (аффинажа) и расчетных цен на аффинированные благородные ме­таллы;

При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по фактической стоимости строительства этих сооружений;

При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых по расходам на их содержание и эксплуата­цию.

Плата за право пользования недрами поступает в бюджеты разных уров­ней. Порядок централизации средств и их распределения зависит от вида недропользования. Так, при добыче общераспространенных полезных иско­паемых (песок, гравий, глина, торф и т.д.) 100 % роялти поступает в мест­ные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет 50, 25 и 25 % соответственно. При добыче углеводородного сырья платежи распределяются между местным, региональным и федеральным бюджетами 30, 35 и 40 % соответственно. За пользование недрами континентального шельфа в региональный бюджет поступает 60 % от общей суммы средств платежей и в федеральный бюджет -40%.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществ­ляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископае­мых, разведанные за счет государственных средств. Эти отчисления также носят налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих соответствующий вид минерального сы­рья, в процентах от налогооблагаемой базы, т.е. от чистой выручки (сто­имость добытого сырья, т.е. первого товарного продукта за вычетом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Отчисления на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобы­вающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчис­ления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ и ис­пользуются для финансирования работ по государственному геологическо­му изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.

Отчисления не взимаются (или взимаются в частичном размере) при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов по­лезных ископаемых, при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и, связанного с ним перерабатывающего произ­водства, а также с недропользователей, выкупивших геологическую инфор­мацию у государственного лицензионного органа или ведущих самостоя­тельную геологическую разведку на выделенном участке. Часть суммы от­числений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 % направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку место­рождений полезных ископаемых.

На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторожде­ний с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географи­ческими характеристиками, законодательством России предусмотрено вве­дение акцизов. Акцизный сбор взимается при получении природопользова-телем сверхнормативной прибыли. В качестве таких видов минерального сырья приняты нефть (включая газовый концентрат) и природный газ. В настоящее время акцизы установлены, в частности на нефть, включая газо­вый конденсат. Ставки акцизов вводятся Правительством РФ с последую­щей индексацией. Для нефтедобывающих предприятий акцизный сбор уста­новлен в размере до 30 %. Так, например, акциз на природный газ впервые был введен в 1993 г. в размере 15 % от стоимости реализованного газа газо­сбытовым предприятием непосредственно потребителям, а с 1995 г. данная ставка акцизов была повышена до 30 %. Акциз также взимается при реали­зации нефти, природного газа и газового конденсата на экспорт. Все разно­видности акцизов поступают в бюджет.

Некоторые особенности имеет механизм платного недропользования для предприятий, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О соглашениях о разделе продукции» (1995 г.). Этот закон призван обес­печить правовые гарантии и стимулировать привлечение дополнительных ин­вестиций, в том числе иностранных, в поиск, разведку и добычу минерально­го сырья на территории РФ, в пределах ее исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе. С этой целью в течение срока действия соответствующего соглашения инвестор освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательных платежей по со­циальному и медицинскому страхованию, а также в Государственный фонд занятости населения РФ. Взимание этих налогов, сборов и платежей может заменяться разделом продукции на условиях соглашения.

С пользователей недр также взимается плата за пользование геологи­ческой информацией, если она получена за счет государственных средств.

Государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело существенных изменений и с введением нового Налогового кодекса, согласно которому плата за право пользования недрами преобразуется в налог на пользование недрами, прак­тически сохранив прежний порядок расчета. Отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы получили название «налога на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы». Порядок исчисления остался также пре­жним, но срок действия налога ограничен: он стал применяться в течение 5 лет со дня введения данного кодекса в действие. В течение этого срока став­ка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдель­ные виды минерального сырья введен новый налог на дополнительный до­ход от добычи углеводородов.

Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности ак­ватории, а также с учетом инфраструктурной освоенности (наличие навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений) района работ. Плательщиками являются недропользователи дна территориального моря, осуществляющие поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользо­вание недрами в иных целях.

Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицен­зию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, при согласовании их с природоохранными органами. Порядок и условия взи­мания данных платежей устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах терри­ториального моря (12-мильной зоны) перечисляются в региональный бюджет (60%) и федеральный (40%). Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-миЛь-ной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности: лесные подати и аренд­ная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. В России в настоя­щее время преобладают среднесрочные договоры аренды на срок 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановитель-ных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата опреде­ляется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рент^ ную природу. Они поступают в бюджеты всех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управле­ния лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресур­сов. Однако, поскольку законом лесным платежам не придан статус целе­вых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут ис­пользоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинанси­рованию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступле­ний в бюджет платежей (налогов) за природные ресурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного природопользования и введения ряда новых платежей. Так, с 1995 г. в России впервые были введены платежи за животный мир (Федеральный закон «О животном мире»). Система платежей за пользование животным миром включает плату за пользование животным миром; штрафы за сверхлимит­ное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанав­ливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и ре­гиональный (60%) бюджеты. Сбор за выдачу лицензии на пользование жи­вотным миром поступает на счет специально уполномоченных государствен­ных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным ми­ром полностью поступают в региональные бюджеты. Использование средств, поступивших в бюджеты, происходит по следующим направлениям: на реа­лизацию федеральных и территориальных программ; на мероприятия по ком­плексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредного воздействия; ведение государственного монито­ринга ресурсов животного мира; научно-исследовательские работы. Для от­дельных категорий пользователей устанавливаются льготы. Однако законо­дательно не определен конкретный экономический механизм взимания вы­шеназванных пла"тежей. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты.

В соответствии с Законом РФ «О плате за пользование водными объек­тами» (1998 г.) объектом платы в данном случае является пользование по­верхностными водными объектами, под которыми понимаются сосредото­чения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребнос­ти человеческого общества в воде. К водным объектам относятся:

Реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водотоки и водоемы;

Ледники и снежники;

Гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водонос­ные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

Внутренние морские воды и территориальные моря РФ.

Плата за водные ресурсы введена в целях их рационального использова­ния и взимается: : - за забор воды из водных объектов;

За удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

За использование водных объектов для лесоповала, добычи полез­ных ископаемых, организации рекреации, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудо­вания, для проведения буровых, строительных и иных работ;

За осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

Плательщиками данного вида платежа являются юридические лица, ко­торые непосредственно осуществляют пользование водными объектами, вла­дея сооружениями, техническими средствами или устройствами, подлежа­щими лицензированию.

Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ. На их основе зако­нодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.д. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом 40 % средств от платы за пользование водными объектами (водный налог) должен посту­пать в Федеральный бюджет и 60 % - в бюджеты субъектов РФ.

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

Объем воды, забранной из водного объекта в пределах установленно­го лимита;

Объем воды, забранной из водного объекта сверх установленного лимита;

Объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, ока­занных), при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлек­тростанций, количество вырабатываемой электроэнергии; для пла­тельщиков, осуществляющих сплав леса, объем сплавляемой без при­менения судовой тяги древесины;

Объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты в пределах ус­тановленных лимитов.

Платежи за забор воды из водных объектов, их использование, а также за сброс сточных вод носят воспроизводственный характер и ориентированы на финансирование мероприятий по рациональному использованию, восста­новлению и охране водных объектов. Эти платежи доводятся до плательщи­ков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми).

При превышении этих лимитов ставки платы увеличиваются в 5 раз по срав­нению с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и эколо­гических нормативов является примером совместного использования эконо­мических и административных подходов к управлению природопользовани­ем. Такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное исполь­зование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей увеличиваются также в 5 раз.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федераль­ный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 % и 60 % соответствен­но. Централизованные в результате этого средства не менее чем на полови­ну должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране вод­ных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полнос­тью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия. При пользовании водны­ми объектами, расположенными на территории двух и более субъектов РФ, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Федерации, вносится в бюджет субъекта РФ по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов РФ, на территории которых осуществляется водопользование. Доля поступлений от суммы платы в бюджет соответствующего субъекта РФ определяется бас­сейновыми соглашениями между субъектами РФ или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти этих субъектов РФ.

Значительное место в системе платного природопользованиия должны занимать штрафы, различного рода санкции за нерациональное использова­ние природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбы­тия земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивны­ми элементами, почворазрушающая обработка земли и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов при авариях и прочих подоб­ных нарушениях должны применяться жесткие санкции, включающие эко­номическую и правовую ответственность. В частности, значительным дол­жен быть размер штрафов, чтобы оказать реальное влияние на деятельность производителя.

  • 4. Концепции капитала и процента. Ростовщический и ссудный капитал как экономические категории
  • 5. Общественное воспроизводство и его сбалансированность. Экономический рост и экономические циклы.
  • Пропорции общественного воспроизводства
  • Накопление и его роль в воспроизводстве Понятие накопления связано с воспроизводством. Воспроизводство - это постоянное возобновление производства.
  • Особенности общественного воспроизводства в России
  • 6. Заработная плата, занятость и безработица.
  • 9. Структура оборотных средств предприятия. Оборачиваемость оборотных средств. Оборотные средства – денежные средства, авансируемы для создания оборотных фондов и фондов обращения.
  • 16. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия.
  • 17.Понятие производственного процесса. Принцип его реализации.
  • 18.Структура производственного процесса и типы машин-го производства.
  • 19.Производственный цикл. Его структура.
  • 20.Организация производственного процесса во времени.
  • 21.Поточное производство и его эффективность
  • 22. Основы организации подготовки производства к выпуску новой продукции.
  • 23. Организация научно-исследовательских работ и конструкторской подготовки производства.
  • 24. Организация технологической и организационной подготовки производства.
  • 25. Организация ремонтного хозяйства. Система планово-предупредительного ремонта.
  • 26. Организация инструментального хозяйства.
  • 27. Организация транспортного хозяйства.
  • 28. Организация энергетического хозяйства.
  • 29.Сущность и содержание планирования. Виды планов, их взаимосвязь. Место планирования в менеджменте.
  • 30. Понятие прогнозирования. Виды прогнозов
  • 31. Основные методы и принципы планирования
  • 32. Характеристика плана социально-экономического развития предприятия.
  • 33. Характеристика стратегического планирования. Особенности разработки стратегического плана.
  • 34. Сущность и основное содержание бизнес-плана. Значение его для предприятия.
  • 35. Функции управления производством: сущность и взаимосвязь
  • 36. Методы управления производством: классификация, сущность и содержание.
  • 37. Методы принятия управленческих решений и их практическая реализация.
  • 38. Организация управления производством на предприятии.
  • 39. Организация труда менеджера; характер, содержание, особенности и направления рациональной организации управленческого труда.
  • 40. Личность, власть и авторитет менеджера.
  • 41.Основные школы менеджмента и подходы к управлению.
  • 44. Поведение покупателя.
  • 46. Сегментация рынка.
  • 47. Каналы сбыта.
  • 48. Организация службы маркетинга на предприятии.
  • 49. Финансы и финансовая система.
  • 50. Бюджетная система рф
  • Задачи фин. Службы пред-я
  • 53. Деньги и денежная система.
  • 54. Кредит и кредитная система.
  • 55. Устойчивое экономическое развитие.
  • 57. Природопользование как фактор социально-экономического развития.
  • 58. Экологические издержки хозяйственной деятельности.
  • 59. Ущерб от загрязнения окружающей среды.
  • 60. Экономический механизм экологизации экономики.
  • 60. Элементы экономического механизма природопользования (эмп).
  • 1. Плата за пользование природными ресурсами
  • 63. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем.
  • 1. Плата за пользование природными ресурсами

    Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются ресурсными налогами и регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Предусматривается установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

    Земельный налог; налог на пользование недрами; налог на добычу полезных ископаемых; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; водный налог;

    Кроме того взимаются неналоговые платежи:

    Плата за пользование недрами; плата за аренду земли; плата за пользование лесным фондом; федеральные лицензионные сборы.

    В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

    Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненных в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

    Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции .

    В современных условиях плата за природные ресурсы выполняет воспроизводственную функцию.

    Плата за пользование землей

    Порядок и размер взимания платы за пользование землей установлен Земельным Кодексом РФ № 102 - ФЗ от 19 июня 2007 года. Статья 65. Платность использования земли

    1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) иарендная плата .

    2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    5. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей в процентах от кадастровой стоимости в расчете на год. Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. С учетом инфляции уровень земельного налога индексируется.

    Плата за пользование водой

    В 2006 году принят Водный кодекс РФ (№74 –ФЗ от 3 июня 2006 года, в ред. № 102-ФЗ от 19.06.2007 г.)

    Статья 20. Плата за пользование водным объектом

    1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

    2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

    Стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

    Дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

    Равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

    3. При потреблении воды в пределах лимита забора воды плата взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата за воду взимается в пятикратном размере.

    Предусмотрены два платежа :

    За пользование водными объектами (водный налог);

    Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

    Источником платы за пользование водой (водный налог) и платы, направляемой на восстановление и охрану водных ресурсов является себестоимость продукции (услуг).

    Плата за пользование недрами

    В настоящее время действует следующая система платежей за недра:

    Платежи за пользование недрами;

    Платежи за право добычи полезных ископаемых;

    Платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств;

    Платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

    Согласно действующему законодательству, в России предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии.

    Платежи за пользование лесным фондом

    Лесной кодекс Российской Федерации (№ 200-ФЗ от 4 декабря 2006 года) регламентирует основы рационального использования, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Статья 94. Платность использования лесов

    1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

    2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

    3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

    Платежи за пользование лесным фондом поступают в федеральный бюджет - 40%, в бюджеты субъектов РФ – 60% и используются для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.

    Платежи за пользование объектами животного мира

    В соответствии с налоговым кодексом установлен размер, порядок взимания, распределения и использования сбора за право пользования объектами животного мира. Платежи вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания объекты животного мира.

    62. Платежи за загрязнение окружающей среды. В России введена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за:

    Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

    Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;

    Размещение отходов.

    В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы :

    Плата должна носить единый межотраслевой характер;

    Плата зависит от массы и состава выбросов;

    Плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

    При оплате учитывается региональная экологическая специфика (ассимиляционный потенциал).

    Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, размещение отходов):

    Базовые нормативы платы корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и индексации с учетом инфляции. Устанавливаемые на федеральном уровне коэффициент индексаций платы за загрязнение может регулироваться в субъектах Федерации.

    Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

    Себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

    Прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы.

    При взимании платы установлены льготы для предприятий. Используются следующие виды льгот: при налогообложении имущества предприятий исчисляемая для целей налогооблогаемая база уменьшается на балансовую стоимость объектов природоохранного назначения; из налогооблогаемой прибыли исключаются суммы реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды и другие.

    Частичное освобождение от платы за загрязнениие распространяется на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае природопользователи освобождаются от платы пропорционально объемам загрязнения, связанного с оказанием вышеперечисленных услуг. Полное или частичное освобождение от платы за загрязнение предусматривается при соблюдении установленных для природопользователей природоохранными органами норм и требований, в противном случае плата за загрязнение рассчитывается и взимается на общих основаниях.

    В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется корректировка (снижение) платы с учетом освоения средств природопользователем на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы, начисленной природопользователю за фактическое загрязнение окружающей среды.

    Плата за загрязнение может выступать в 2 формах :

    1.налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы);

    2.вненалоговой (сборы в поступают во внебюджетные фонды).

    В России при введении в практику хозяйственной и экономической жизни принципа «загрязнитель платит» была установлена вненалоговая форма взимания платы за загрязнение, основная часть (90%) которой поступает в государственные внебюджетные экологические фонды. Средства от платежей за загрязнение перечисляются в доходы бюджетов всех уровней,

    Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд недостатков , главный из них:

    Низкий уровень платежей;

    Нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях;

    Многие предприятия обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата является заниженной даже по тем веществам, для которых имеются нормативы платы;

    Коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются;

    Системой платежей не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (радиационное, бактериологическое и др.).

    Тем не менее применение действующего механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов.

    Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходов принята в зависимости от их деления на два вида – нетоксичные и токсичные. В объеме размещения нетоксичных отходов учитываются отходы добывающей промышленности и отходы переработки.

    При размещении отходов на территории природопользователя в соответствии с разрешительными документами в расчет платы вводится понижающий коэффициент. При размещении отходов в водоохранных зонах на ненадлежащем удалении от селитебных территорий в расчет платы вводят повышающие коэффициенты, имеющие значение от 3 до 5.

    Введение

    1. Сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов

    1.1. Принципы определения платы за пользование природными ресурсами

    2. Классификация, виды и формы платежей

    2.1. Плата в сфере землепользования

    2.2. Платежи за пользование ресурсами недр: формы виды

    2.3.Особенности формирования и разновидности платежей за пользование водными и лесными ресурсами

    2.4.Платность пользования ресурсами животного и растительного мира

    3. Проблемы в регулировании платежей за пользование природными ресурсами

    Заключение

    Литература

    Введение

    В подавляющем большинстве случаев право использовать природные ресурсы является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.

    Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране.

    Мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого природной среде и будущим поколениям. Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране.

    Бесплатность пользования природными ресурсами способствовала развитию отношения к ним, как к даровым благам, не воспитывала должного бережного отношения к природе, задержала проведение глубоких экономических исследований по определению их стоимостной оценки. Бесплатность пользования водными ресурсами не только не привела к улучшению экологической ситуации в стране, но в ряде случаев явилась одной из причин экологических кризисов. Катастрофой 20 века считается трагедия Аральского моря. Бесплатность использования вод питающих его рек для орошения сельскохозяйственных угодий привела к полному истощению ресурсов и наступлению необратимых последствий.

    Целью данной работы является рассмотреть сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов, принципы определения платы за пользование природными ресурсами, а также рассмотреть формы платы за использование различных типов природных ресурсов.

    1. Сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов

    Как мы уже сказали, пользование природными ресурсами происходит на платной основе. Основным документом, регламентирующим активность в сфере использования природных ресурсов, является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 г.

    Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    На воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей:

    Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов.

    Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

    Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.

    1.1. Принципы определения платы за пользование природными ресурсами

    Ставки платы за использование природных ресурсов устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР «О плате за землю»1991 г., Федеральным Законом «О плате за пользование водными объектами» 1998 г., постановлениями Правительства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна», утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.

    Анализ российского законодательства в части, касающейся установления принципов платности пользования четырьмя основными видами природных ресурсов, привел к следующим обобщениям.

    1. В большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса (платежи за землю, недра, лес, при некоторых видах водопользования).

    2. При определении размера платежей за землю и недра учитывается качество ресурса. Причем, если дифференциация ставков налога на землю в зависимости от принадлежности к зонам различной ценности закреплена законодательно в Приложениях к Закону РФ «О плате за землю», то в случае с платежами за недра их окончательные размеры устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами с учетом критериев определения ставок, вводимых Постановлением Правительства Российской Федерации «Порядок расчета и критерии определения ставок платежей за пользование недрами».

    3. Зависимость размера платежа от экономических результатов использования ресурса субъектом хозяйствования существует только в случае оплаты пользования водным объектом без забора воды. В Законе РФ «О плате за землю» отдельно оговаривается, что «размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей» (статья 3).

    2. Классификация, виды и формы платежей

    Плата за использование природных ресурсов подразделяется на два основных вида:

    Плата за право пользования

    Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем, и включает в себя следующие составляющие.

    1) Рента (плата за использование природных ресурсов) - доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Изд-во «Аспект - Пресс», 1998, с.13. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве - лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата - при их аренде, водный налог - в водном законодательстве.

    2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

    3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.

    4) Иные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование.

    Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов.

    Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта.

    Конкретные виды платежей установлены в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам.

    В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    Земля. Плата за пользование землей взимается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон.

    Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

    Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

    Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.

    Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

    Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

    Регулярные платежи за пользование недрами;

    Плата за геологическую информацию о недрах;

    Сбор за участие в конкурсе (аукционе);

    Сбор за выдачу лицензий (ст. 39).

    Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;


    Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

    Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.

    Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом "О животном мире". Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52). Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (часть вторая) ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира. Так, ставка сбора за медведя бурого (камчатские популяции), медведя белогрудого - 6000 руб., благородного оленя, лося - 1500 руб.

    Плата за природопользование

    Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и для повышения эффективности их природоохранительной деятельности.

    Экологическим законодательством устанавливается два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду*(81). В свою очередь, каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются в основном природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

    Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

    Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

    Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.

    Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:



    Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

    Регулярные платежи за пользование недрами;

    Плата за геологическую информацию о недрах;

    Сбор за участие в конкурсе (аукционе);

    Сбор за выдачу лицензий (ст. 39).

    Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Порядок и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249*(82). Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

    Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

    Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.*(83)

    Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом "О животном мире". Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52). Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (часть вторая) ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира. Так, ставка сбора за медведя бурого (камчатские популяции), медведя белогрудого- 6 000 руб., благородного оленя, лося - 1 500 руб.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...