Платежи при пользовании природными ресурсами. Платежи за пользование природными ресурсами
В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за использование природных ресурсов. Учет природных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресурсов.
Кадастры природных ресурсов - это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природо-пользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Единого кадастра природных ресурсов не существует, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.
Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресурсами: земельными, водными, лесными, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, месторождениями полезных ископаемых. Формы платы за природные ресурсы разнообразны и включают: плату за право пользования ресурсами, выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природополь-зователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков, возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.
Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов, эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природо-пользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрении новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.
Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.
Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.
В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса. Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.
Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.
Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ. Рассмотрим основные формы платы за ресурсы:
" Плата за пользование землей имеет налоговую форму. Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых, и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджеты всех уровней. Земельный налог подразделяется на две основные группы: за земли сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения.
Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий: П 3 = п S, где п - нормативная ставка земельного налога; S - площадь сельскохозяйственных угодий. Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом РФ «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Плата за земли несельскохозяйственного назначения с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога классифицируется с учетом экономической значимости и экологического состояния района РФ; категории и статуса города; уровня социально-культурного потенциала; уровня исторической ценности территории. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.
Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:
Финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;
Инженерное и социальное обустройство территории. Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных
участков, при передаче земли, в арендное пользование, при установлении ее общей стоимости, при передаче по наследству и т.п. Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли представляет собой базу налогообложения имущества физических и юридических лиц. Налоговый кодекс предусматривает определение налоговой базы по земле в виде кадастровой стоимости или нормативной цены земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Нормативная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. При осуществлении сделок с земельными участками и иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством РФ, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным физическим и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.
Основные изменения, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ, касаются прежде всего определения налоговой базы. Она принимается равной кадастровой стоимости земельного участка (при ее отсутствии - ее нормативной цене) и рассчитывается на основе нормативов, определяемых по оценочным зонам данной территории. Этот налог предполагается применять до введения на данной территории налога на недвижимость.
Платежи за пользование недрами устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:
Платежи за право пользования, разведку, добычу полезных ископаемых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;
Отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
Платежи за пользование акваторией и участками морского дна;
Акцизные сборы;
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на недропользование.
Плата за пользование недрами может взиматься в следующих формах: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачет сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Формы внесения платы показываются в лицензии на пользование недрами.
Согласно действующему в РФ законодательству, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом действует так называемое правило «двух ключей», когда лицензия на недропользование выдается и территориальным органом управления фондом недр Министерства природных ресурсов РФ и органами власти соответствующего субъекта Федерации. Плата за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий за пользование недрами является условием регистрации заявки на право получения лицензии пользования недрами. Размер сбора за участие в конкурсе (аукционе) определяется величиной затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона). Сбор за выдачу лицензии имеет также затратный характер и определяется исходя из величины затрат на подготовку, оформление, регистрацию выдаваемой лицензии.
Платежи за право пользования недрами (роялти) взимаются с пользователей недр в процентах от договорной (сметной) стоимости производимых работ. Величина ставок платежей за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1-2 %, и за право на разведку- 3-5 %. Платежи за право на добычу полезных ископаемых устанавливаются в зависимости от экономической оценки и качества месторождений полезных ископаемых по предельным уровням регулярных платежей, критерии определения ставок которых устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий устанавливаются по самостоятельной лицензии в размере 25-50 % платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.
Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость продукции. Величина платежей закрепляется в лицензионном договоре. Платежи за сверхнормативные потери оцениваются по результатам маркшейдерских замеров и осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Уровень индивидуальнои ставки регулярного платежа за право на добычу полезных ископаемых определяют следующие факторы:
Значимость месторождения, являющегося объектом добычи полезных ископаемых;
Сложность геологического строения, обусловливающая степень риска инвестора;
Рентабельность, рассчитываемая по отношению к себестоимости;
Оценка экологической ситуации территории, в пределах которой расположено месторождение;
Уровень социально-инфраструктурной обустроенности территории. Следует подчеркнуть, что в группу территориальных факторов введена
характеристика экологической ситуации территории, на которой расположен объект недропользования. При этом в условиях неблагоприятной экологической ситуации размер ставок более высокий, чем на территориях со средней и тем более с благоприятной экологической ситуацией.
При этом платежи за право пользования недрами осуществляются:
При поиске и разведке месторождений полезных ископаемых по объему инвестиций (договорная стоимость работ по поиску и разведке полезных ископаемых); по результатам конкурса (аукциона), проводимого в установленном порядке. По окончании поисковых и геологоразведочных работ налоговая база корректируется с учетом фактической стоимости проведенных работ;
При добыче полезных ископаемых - как стоимость добытого минерального сырья, с учетом размера нормативных потерь полезного ископаемого;
При добыче благородных металлов по объему металла после плавки (аффинажа) и расчетных цен на аффинированные благородные металлы;
При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по фактической стоимости строительства этих сооружений;
При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых по расходам на их содержание и эксплуатацию.
Плата за право пользования недрами поступает в бюджеты разных уровней. Порядок централизации средств и их распределения зависит от вида недропользования. Так, при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, торф и т.д.) 100 % роялти поступает в местные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет 50, 25 и 25 % соответственно. При добыче углеводородного сырья платежи распределяются между местным, региональным и федеральным бюджетами 30, 35 и 40 % соответственно. За пользование недрами континентального шельфа в региональный бюджет поступает 60 % от общей суммы средств платежей и в федеральный бюджет -40%.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископаемых, разведанные за счет государственных средств. Эти отчисления также носят налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих соответствующий вид минерального сырья, в процентах от налогооблагаемой базы, т.е. от чистой выручки (стоимость добытого сырья, т.е. первого товарного продукта за вычетом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобывающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчисления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ и используются для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.
Отчисления не взимаются (или взимаются в частичном размере) при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и, связанного с ним перерабатывающего производства, а также с недропользователей, выкупивших геологическую информацию у государственного лицензионного органа или ведущих самостоятельную геологическую разведку на выделенном участке. Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 % направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, законодательством России предусмотрено введение акцизов. Акцизный сбор взимается при получении природопользова-телем сверхнормативной прибыли. В качестве таких видов минерального сырья приняты нефть (включая газовый концентрат) и природный газ. В настоящее время акцизы установлены, в частности на нефть, включая газовый конденсат. Ставки акцизов вводятся Правительством РФ с последующей индексацией. Для нефтедобывающих предприятий акцизный сбор установлен в размере до 30 %. Так, например, акциз на природный газ впервые был введен в 1993 г. в размере 15 % от стоимости реализованного газа газосбытовым предприятием непосредственно потребителям, а с 1995 г. данная ставка акцизов была повышена до 30 %. Акциз также взимается при реализации нефти, природного газа и газового конденсата на экспорт. Все разновидности акцизов поступают в бюджет.
Некоторые особенности имеет механизм платного недропользования для предприятий, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О соглашениях о разделе продукции» (1995 г.). Этот закон призван обеспечить правовые гарантии и стимулировать привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных, в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, в пределах ее исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе. С этой целью в течение срока действия соответствующего соглашения инвестор освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию, а также в Государственный фонд занятости населения РФ. Взимание этих налогов, сборов и платежей может заменяться разделом продукции на условиях соглашения.
С пользователей недр также взимается плата за пользование геологической информацией, если она получена за счет государственных средств.
Государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело существенных изменений и с введением нового Налогового кодекса, согласно которому плата за право пользования недрами преобразуется в налог на пользование недрами, практически сохранив прежний порядок расчета. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы получили название «налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Порядок исчисления остался также прежним, но срок действия налога ограничен: он стал применяться в течение 5 лет со дня введения данного кодекса в действие. В течение этого срока ставка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдельные виды минерального сырья введен новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.
Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом инфраструктурной освоенности (наличие навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений) района работ. Плательщиками являются недропользователи дна территориального моря, осуществляющие поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях.
Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, при согласовании их с природоохранными органами. Порядок и условия взимания данных платежей устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) перечисляются в региональный бюджет (60%) и федеральный (40%). Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200-миЛь-ной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.
Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности: лесные подати и арендная плата.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. В России в настоящее время преобладают среднесрочные договоры аренды на срок 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановитель-ных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.
Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рент^ ную природу. Они поступают в бюджеты всех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов. Однако, поскольку законом лесным платежам не придан статус целевых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут использоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинансированию лесоохранных и лесовосстановительных работ.
Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступлений в бюджет платежей (налогов) за природные ресурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного природопользования и введения ряда новых платежей. Так, с 1995 г. в России впервые были введены платежи за животный мир (Федеральный закон «О животном мире»). Система платежей за пользование животным миром включает плату за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный (60%) бюджеты. Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром поступает на счет специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступают в региональные бюджеты. Использование средств, поступивших в бюджеты, происходит по следующим направлениям: на реализацию федеральных и территориальных программ; на мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредного воздействия; ведение государственного мониторинга ресурсов животного мира; научно-исследовательские работы. Для отдельных категорий пользователей устанавливаются льготы. Однако законодательно не определен конкретный экономический механизм взимания вышеназванных пла"тежей. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты.
В соответствии с Законом РФ «О плате за пользование водными объектами» (1998 г.) объектом платы в данном случае является пользование поверхностными водными объектами, под которыми понимаются сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде. К водным объектам относятся:
Реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водотоки и водоемы;
Ледники и снежники;
Гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;
Внутренние морские воды и территориальные моря РФ.
Плата за водные ресурсы введена в целях их рационального использования и взимается: : - за забор воды из водных объектов;
За удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;
За использование водных объектов для лесоповала, добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
За осуществление сброса сточных вод в водные объекты.
Плательщиками данного вида платежа являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами, владея сооружениями, техническими средствами или устройствами, подлежащими лицензированию.
Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ. На их основе законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.д. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом 40 % средств от платы за пользование водными объектами (водный налог) должен поступать в Федеральный бюджет и 60 % - в бюджеты субъектов РФ.
Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
Объем воды, забранной из водного объекта в пределах установленного лимита;
Объем воды, забранной из водного объекта сверх установленного лимита;
Объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных), при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, количество вырабатываемой электроэнергии; для плательщиков, осуществляющих сплав леса, объем сплавляемой без применения судовой тяги древесины;
Объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты в пределах установленных лимитов.
Платежи за забор воды из водных объектов, их использование, а также за сброс сточных вод носят воспроизводственный характер и ориентированы на финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов. Эти платежи доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми).
При превышении этих лимитов ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к управлению природопользованием. Такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей увеличиваются также в 5 раз.
Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 % и 60 % соответственно. Централизованные в результате этого средства не менее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия. При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух и более субъектов РФ, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Федерации, вносится в бюджет субъекта РФ по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов РФ, на территории которых осуществляется водопользование. Доля поступлений от суммы платы в бюджет соответствующего субъекта РФ определяется бассейновыми соглашениями между субъектами РФ или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти этих субъектов РФ.
Значительное место в системе платного природопользованиия должны занимать штрафы, различного рода санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбытия земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающая обработка земли и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов при авариях и прочих подобных нарушениях должны применяться жесткие санкции, включающие экономическую и правовую ответственность. В частности, значительным должен быть размер штрафов, чтобы оказать реальное влияние на деятельность производителя.
1. Плата за пользование природными ресурсами
Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются ресурсными налогами и регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Предусматривается установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:
Земельный налог; налог на пользование недрами; налог на добычу полезных ископаемых; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; водный налог;
Кроме того взимаются неналоговые платежи:
Плата за пользование недрами; плата за аренду земли; плата за пользование лесным фондом; федеральные лицензионные сборы.
В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:
Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненных в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.
Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции .
В современных условиях плата за природные ресурсы выполняет воспроизводственную функцию.
Плата за пользование землей
Порядок и размер взимания платы за пользование землей установлен Земельным Кодексом РФ № 102 - ФЗ от 19 июня 2007 года. Статья 65. Платность использования земли
1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) иарендная плата .
2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей в процентах от кадастровой стоимости в расчете на год. Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. С учетом инфляции уровень земельного налога индексируется.
Плата за пользование водой
В 2006 году принят Водный кодекс РФ (№74 –ФЗ от 3 июня 2006 года, в ред. № 102-ФЗ от 19.06.2007 г.)
Статья 20. Плата за пользование водным объектом
1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.
2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
Стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
Дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
Равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
3. При потреблении воды в пределах лимита забора воды плата взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата за воду взимается в пятикратном размере.
Предусмотрены два платежа :
За пользование водными объектами (водный налог);
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Источником платы за пользование водой (водный налог) и платы, направляемой на восстановление и охрану водных ресурсов является себестоимость продукции (услуг).
Плата за пользование недрами
В настоящее время действует следующая система платежей за недра:
Платежи за пользование недрами;
Платежи за право добычи полезных ископаемых;
Платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств;
Платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно действующему законодательству, в России предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии.
Платежи за пользование лесным фондом
Лесной кодекс Российской Федерации (№ 200-ФЗ от 4 декабря 2006 года) регламентирует основы рационального использования, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Статья 94. Платность использования лесов
1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.
2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Платежи за пользование лесным фондом поступают в федеральный бюджет - 40%, в бюджеты субъектов РФ – 60% и используются для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.
Платежи за пользование объектами животного мира
В соответствии с налоговым кодексом установлен размер, порядок взимания, распределения и использования сбора за право пользования объектами животного мира. Платежи вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания объекты животного мира.
62. Платежи за загрязнение окружающей среды. В России введена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за:
Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;
Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;
Размещение отходов.
В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы :
Плата должна носить единый межотраслевой характер;
Плата зависит от массы и состава выбросов;
Плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;
При оплате учитывается региональная экологическая специфика (ассимиляционный потенциал).
Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, размещение отходов):
Базовые нормативы платы корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и индексации с учетом инфляции. Устанавливаемые на федеральном уровне коэффициент индексаций платы за загрязнение может регулироваться в субъектах Федерации.
Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:
Себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);
Прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы.
При взимании платы установлены льготы для предприятий. Используются следующие виды льгот: при налогообложении имущества предприятий исчисляемая для целей налогооблогаемая база уменьшается на балансовую стоимость объектов природоохранного назначения; из налогооблогаемой прибыли исключаются суммы реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды и другие.
Частичное освобождение от платы за загрязнениие распространяется на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае природопользователи освобождаются от платы пропорционально объемам загрязнения, связанного с оказанием вышеперечисленных услуг. Полное или частичное освобождение от платы за загрязнение предусматривается при соблюдении установленных для природопользователей природоохранными органами норм и требований, в противном случае плата за загрязнение рассчитывается и взимается на общих основаниях.
В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется корректировка (снижение) платы с учетом освоения средств природопользователем на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы, начисленной природопользователю за фактическое загрязнение окружающей среды.
Плата за загрязнение может выступать в 2 формах :
1.налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы);
2.вненалоговой (сборы в поступают во внебюджетные фонды).
В России при введении в практику хозяйственной и экономической жизни принципа «загрязнитель платит» была установлена вненалоговая форма взимания платы за загрязнение, основная часть (90%) которой поступает в государственные внебюджетные экологические фонды. Средства от платежей за загрязнение перечисляются в доходы бюджетов всех уровней,
Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд недостатков , главный из них:
Низкий уровень платежей;
Нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях;
Многие предприятия обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата является заниженной даже по тем веществам, для которых имеются нормативы платы;
Коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются;
Системой платежей не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (радиационное, бактериологическое и др.).
Тем не менее применение действующего механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов.
Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходов принята в зависимости от их деления на два вида – нетоксичные и токсичные. В объеме размещения нетоксичных отходов учитываются отходы добывающей промышленности и отходы переработки.
При размещении отходов на территории природопользователя в соответствии с разрешительными документами в расчет платы вводится понижающий коэффициент. При размещении отходов в водоохранных зонах на ненадлежащем удалении от селитебных территорий в расчет платы вводят повышающие коэффициенты, имеющие значение от 3 до 5.
Введение
1. Сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов
1.1. Принципы определения платы за пользование природными ресурсами
2. Классификация, виды и формы платежей
2.1. Плата в сфере землепользования
2.2. Платежи за пользование ресурсами недр: формы виды
2.3.Особенности формирования и разновидности платежей за пользование водными и лесными ресурсами
2.4.Платность пользования ресурсами животного и растительного мира
3. Проблемы в регулировании платежей за пользование природными ресурсами
Заключение
Литература
Введение
В подавляющем большинстве случаев право использовать природные ресурсы является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.
Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране.
Мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого природной среде и будущим поколениям. Установление принципа платности природных ресурсов направлено на решение и экономических, и экологических задач: формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов, повысить материальную заинтересованность в их эффективном использовании и охране.
Бесплатность пользования природными ресурсами способствовала развитию отношения к ним, как к даровым благам, не воспитывала должного бережного отношения к природе, задержала проведение глубоких экономических исследований по определению их стоимостной оценки. Бесплатность пользования водными ресурсами не только не привела к улучшению экологической ситуации в стране, но в ряде случаев явилась одной из причин экологических кризисов. Катастрофой 20 века считается трагедия Аральского моря. Бесплатность использования вод питающих его рек для орошения сельскохозяйственных угодий привела к полному истощению ресурсов и наступлению необратимых последствий.
Целью данной работы является рассмотреть сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов, принципы определения платы за пользование природными ресурсами, а также рассмотреть формы платы за использование различных типов природных ресурсов.
1. Сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов
Как мы уже сказали, пользование природными ресурсами происходит на платной основе. Основным документом, регламентирующим активность в сфере использования природных ресурсов, является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 г.
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
На воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей:
Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов.
Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.
Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.
1.1. Принципы определения платы за пользование природными ресурсами
Ставки платы за использование природных ресурсов устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР «О плате за землю»1991 г., Федеральным Законом «О плате за пользование водными объектами» 1998 г., постановлениями Правительства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна», утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.
Анализ российского законодательства в части, касающейся установления принципов платности пользования четырьмя основными видами природных ресурсов, привел к следующим обобщениям.
1. В большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса (платежи за землю, недра, лес, при некоторых видах водопользования).
2. При определении размера платежей за землю и недра учитывается качество ресурса. Причем, если дифференциация ставков налога на землю в зависимости от принадлежности к зонам различной ценности закреплена законодательно в Приложениях к Закону РФ «О плате за землю», то в случае с платежами за недра их окончательные размеры устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами с учетом критериев определения ставок, вводимых Постановлением Правительства Российской Федерации «Порядок расчета и критерии определения ставок платежей за пользование недрами».
3. Зависимость размера платежа от экономических результатов использования ресурса субъектом хозяйствования существует только в случае оплаты пользования водным объектом без забора воды. В Законе РФ «О плате за землю» отдельно оговаривается, что «размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей» (статья 3).
2. Классификация, виды и формы платежей
Плата за использование природных ресурсов подразделяется на два основных вида:
Плата за право пользования
Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем, и включает в себя следующие составляющие.
1) Рента (плата за использование природных ресурсов) - доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Изд-во «Аспект - Пресс», 1998, с.13. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве - лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата - при их аренде, водный налог - в водном законодательстве.
2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.
4) Иные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование.
Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов.
Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта.
Конкретные виды платежей установлены в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам.
В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:
Земля. Плата за пользование землей взимается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон.
Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.
Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
Регулярные платежи за пользование недрами;
Плата за геологическую информацию о недрах;
Сбор за участие в конкурсе (аукционе);
Сбор за выдачу лицензий (ст. 39).
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.
Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом "О животном мире". Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52). Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (часть вторая) ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира. Так, ставка сбора за медведя бурого (камчатские популяции), медведя белогрудого - 6000 руб., благородного оленя, лося - 1500 руб.
Плата за природопользование
Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и для повышения эффективности их природоохранительной деятельности.
Экологическим законодательством устанавливается два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду*(81). В свою очередь, каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются в основном природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.
Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
Регулярные платежи за пользование недрами;
Плата за геологическую информацию о недрах;
Сбор за участие в конкурсе (аукционе);
Сбор за выдачу лицензий (ст. 39).
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249*(82). Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.*(83)
Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом "О животном мире". Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52). Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (часть вторая) ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира. Так, ставка сбора за медведя бурого (камчатские популяции), медведя белогрудого- 6 000 руб., благородного оленя, лося - 1 500 руб.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации