Перспективы развития строительной отрасли. Перспективы развития строительной отрасли россии


Строительство – одна из ключевых фондообразующих отраслей, от которой во многом зависит формирование национальной экономики. В структуре валовой добавленной стоимости 2013 года, строительный сектор занимает 7%. Общая сумма объема работ за этот период составила 6 019.5 млрд. рублей. В строительной отрасли РФ занято более 5.7 млн. человек, что составляет 8.4% от всех работающих граждан.

За 2014 год в эксплуатацию было введено 297 800 зданий, общей площадью более 138 млн. кв. метров. Из них, жилого назначения – 276 600, общей площадью 103.8 млн. кв. метров, нежилого – 21 200 зданий, общей площадью – 34.2 млн. кв.метров. В процентном отношении общая площадь построенных зданий составляет 75.2 и 24.8% для жилого и нежилого фонда соответственно. Показатели 2014 года являются самыми высокими с начала 21 века.

На строительном рынке России представлены компании различных форм собственности. Больше всего в строительной отрасли частного капитала, на предприятиях этого вида собственности трудится более 88.4% всех работников занятых в строительстве, что в количественном отношении составляет 5.03 млн. человек. На государственных предприятиях и компаниях иностранной и совместной российско-иностранной формы собственности работают 4.3% и 4.4% работников соответственно. Среднемесячная заработная плата в отрасли за 2014 год составила немногим более 30 000 рублей.

На балансе строительных организаций числится более 56 000 единиц различной техники. В том числе:

  • Экскаваторы – 13 600 шт.
  • Скреперы – 500 шт.
  • Бульдозеры – 11 700 шт.
  • Автокраны – 9 000 шт.
  • Краны на гусеничном ходу – 3 100 шт.
  • Краны на пневмоколесном ходу – 1 700 шт.
  • Башенные краны – 3 900 шт.
  • Автогрейдеры – 4 800 шт.
  • Одноковшовые погрузчики – 7 800 шт.

Хотя показатели средней заработной платы и площади построенных зданий с каждым годом повышаются, также растет стоимость постройки 1 кв. метра. В 2014 году средняя фактическая стоимость строительства отдельно стоящих жилых домов составила 39 447 рублей. Это также самый высокий показатель, за все время.

Показатели рентабельности строительной отрасли немного превышают среднестатистические по всей российской экономики в целом. За 2013 год в строительстве составила 8.3%, тогда как общий средний показатель в экономике был на уровне 7%. Финансовое ( минус убытки) по всей строительной отрасли в 2013 году составило 601.3 млрд. рублей, это составляет 8.7% от общероссийского.

Во все времена состояние строительной отрасли характеризовало уровень благополучия и возможности развития регионов и страны в целом. В последние годы объемы капитальных вложений во многих субъектах федерации стремительно растут, однако, несмотря на это налоговая отдача от стройкомплексов падает, причем также стремительно. Причина такого положения – неподконтрольное местным властям и общественности устремление генподрядных организаций «из центра» в регионы вслед за инвестициями, чаще всего числе государственными. Эти «пришлые» генподрядчики используют региональные строительные организации в основном, как вторых и даже третьих субподрядчиков на кабальных условиях, в частности, как поставщиков рабочих кадров и техники. Оплата выполненных ими работ либо задерживается, либо не производится в полном объеме. В итоге, зачастую, многомиллиардные проекты реализуются в регионах в ущерб их строительному комплексу и без учета интересов местного населения, а малый и средний строительный бизнес, не имея условий для развития, просто-напросто разваливается.

В конце прошлого столетия сахалинский строительный комплекс был самодостаточен и удовлетворял региональным потребностям. С начала 2000-х годов большое количество местных компаний получили бесценный практический опыт работы на сложнейших международных шельфовых проектах «Сахалин-I» и «Сахалин-II». Специальным федеральным законом (о СРП) была установлена обязанность инвесторов по обеспечению российского, и в первую очередь, сахалинского участия в их реализации до 80%.

Данные условия в законодательство и в контракты освоения проектов были заложены по настоятельному требованию населения, губернатора, депутатов Сахалинской области и муниципалитетов еще при формировании конкурсных условий в начале 90-х годов. Подготовка, проведение и информация о ходе реализации этих конкурсов были беспрецедентно открытыми, доступными и полными. Поэтому специалисты, жители области и сам регион получили от реализации проектов соответствующий положительный результат. Тысячи сахалинских строителей (а также члены их семей) были удовлетворены развитием их строительных компаний, территории и условиям работы. У строителей появилась уверенность в завтрашнем дне. В процессе совместной работы с иностранными компаниями они значительно повысили квалификацию своих специалистов и рабочих, построили и развили производственные базы, освоили новые технологии и методы организации работ. Они перенимали передовые знания, получали достойные зарплаты и социальные гарантии.

На сегодняшний день многие сахалинские строительные организации имеют большой практический опыт работы, серьезный производственный потенциал и тысячные коллективы высококлассных работников. Они являются крупными многопрофильными генеральными подрядчиками, способными организовать строительство любого объекта на территории области и за ее пределами. Они доказали это свое право также и при ликвидации последствий разрушительных землетрясений на Сахалине, и при работах на мегастройках в ДВФО.

Подобные примеры успешной реализации инвестиционных проектов региональными генподрядчиками есть и во многих других российских субъектах.

Однако, в последнее время, местные строительные рабочие и специалисты практически повсеместно вытесняются из отрасли и деквалифицируются, так как на их территории генподрядчиками «из центра» необоснованно и неконтролируемо завозится большое количество дешевой рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья. Недовольство населения и профессионального сообщества безнадежностью складывающейся ситуации растет. Об открытости и прозрачности процедур выбора генподрядчиков, в этом случае, не приходится говорить. Местным субподрядчикам предлагают чаще всего кабальные договорные условия. А рассчитываются с ними неохотно – с большой пролонгацией оплаты и финансовыми издержками.

Строители в регионах практически повсеместно вытесняются из отрасли и деквалифицируются, так как на их территории внешними, в том числе федеральными государственными генподрядчиками неконтролируемо завозится большое количество дешевой рабсилы из ближнего и дальнего зарубежья

Приход таких генподрядчиков в регионы тормозит, а после и полностью консервирует развитие местных предприятий строительного комплекса. Для того, чтобы оставаться на плаву местным строителям зачастую приходится идти на субподрядные условия пришлых компаний-победителей, которые в свою очередь редко предлагают больше 40-50% реальной цены. Полученной суммы зачастую едва хватает, чтобы наполнить фонд оплаты труда и погасить некоторые производственные затраты – о внушительных прибылях местные строители давно забыли, в отличие от организаций «из центра», чьи аппетиты растут год от года.

Федеральной региональной политики в этой сфере пока нет, как почему-то нет и ее инициации и обсуждения на уровне уже саморегулируемого профессионального сообщества. По нашему убеждению, эти вопросы должны быть в повестке дня Всероссийских съездов СРО строителей. Мы будем инициировать включение таких вопросов в повестку дня следующего Всероссийского съезда.

При этом очевидно: каждый инвестор, приходящий в регион, обязан понимать свою социальную ответственность за стабильность и устойчивость региональных социальных процессов. Он обязан максимально использовать возможности регионального строительного комплекса на первых ролях, и организовывать свою работу так, что бы территория инвестирования получила максимальное количество налогов и платежей. Только в этом случае все возможные налоги от строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов будут поступать в местные бюджеты. И только при выполнении этих условий возможно развитие и модернизация саморегулируемого строительного комплекса регионов, а также осознанная и планируемая подготовка квалифицированных специалистов и рабочих, что является обязательным условием обеспечения качества и безопасности объектов капитального строительства. Это же и является одной из целей саморегулирования в строительстве.

Строительная и иная, связанная с ней деятельность - это особый вид деятельности, которая, с одной стороны связана с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ), т.е., связана с безопасностью неограниченного круга лиц. С другой стороны – предусматривает необходимость сосредоточения в четко определенном географическом месте конкретных квалифицированных человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов для выполнения строительных (в том числе специальных) работ, с целью получения готового к вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, соответствующего утвержденной заказчиком проектной и рабочей документации, определенным параметрам, качеству и гарантированному сроку пользования. Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов – это не одномоментное действие, а сложный производственный процесс, в котором занято большое количество специалистов, квалифицированных рабочих, машины, механизмы, технологии, оборудование, большое количество материалов и конструкций, и который может длиться несколько лет. Во время строительства могут изменяться условия, могут вноситься изменения в проектную документацию в связи с изменением технологии, появлением новой техники, модернизации процессов, появлением новых задач, для которых строится объект и прочие возможные изменения.

Учитывая это, для эффективной организации торгов по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства необходим отдельный закон или отдельная большая глава в Градостроительном Кодексе РФ (по подобию применения ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях») в которой необходимо полно учесть специфику строительной отрасли (организации инженерных изысканий, проектирования и строительства), а также обеспечения удовлетворения требований развития общества, технологии, Технических регламентов и Градостроительного законодательства РФ применительно к климатическим, геофизическим, историческим, культурным, социальным и другим специфическим условиям различных регионов России. Там же, должны быть размещёны Правила предварительной квалификации организаций по допуску на участие в торгах. Эти правила обязаны разработать и представить Правительству РФ для утверждения саморегулируемые сообщества изыскателей, проектировщиков и строителей, единственно которые могут это сделать и нести ответственность за результаты их применения, с точки зрения безопасности и надёжности построенных или отремонтированных объектов.

Предметом торгов должно быть строительство конкретного объекта в конкретном месте в соответствии с разработанной и утвержденной проектной и рабочей документацией, а не сами абстрактные работы. Заказчик, в конкурсной документации, обязан требовать именно этого от подрядчика. При этом никаких других требований, отличных от предусмотренных в проектной и рабочей документации, предъявлять участникам торгов недопустимо.

Сегодня к торгам допускаются любые организации, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства без проверки заказчиками соответствия этих организаций этим Свидетельствам на момент торгов, что предусмотрено Градостроительным Кодексом РФ. При этом «коммерческие» СРО постоянно продуцируют «пустые» фирмы с такими «фальшивыми» свидетельствами, безнаказанно повторяя ситуацию с формальной «коммерческой» подготовкой документов для получения (покупки) значительной части ранее обращающихся на рынке лицензий. К сожалению, при передаче государством саморегулируемым организациям функции выдачи Свидетельств вместо лицензий, государство не учло, что структуры и люди, которые в погоне за необоснованным обогащением развалили лицензирование в строительстве, тоже могут сделать и с выдачей Свидетельств. Те же люди исполняют сейчас те же роли при подготовке и рассылке по всей России «фальшивых» Свидетельств о допусках к работам в погоне за незаконным обогащением, прикрываясь «коммерческими СРО». «Фальшивых» - в смысле реально не соответствующих требованиям к их выдаче. Таким образом, причины и база появления «коммерческих» СРО были готовы, а государство законодательно этот факт не учло. Поэтому сейчас необходимо выявить все моменты, которые формируют спрос и возможность применения «фальшивых» Свидетельств и жёстко перекрыть этот интерес и спрос.

За «продажу-покупку» свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов, должна наступать уголовная ответственность как за участие в подготовке покушения на безопасность неограниченного круга лиц. За такие же действия при «продаже - покупке» Свидетельства о допуске к работам на опасных, технически сложных, уникальных объектах и объектах атомной отрасли - как за участие в подготовке террористического акта с тяжёлыми последствиями.

За «покупку-продажу» свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов, должна наступать уголовная ответственность как за участие в подготовке покушения на безопасность неограниченного круга лиц.

Сейчас, государственные и муниципальные заказчики, выполняя положения ФЗ № 94, часто вынуждены отдавать освоение бюджетных средств случайным компаниям, в том числе «однодневкам» или «прокладкам», не имеющим ни производственных ресурсов, ни квалифицированных специалистов и рабочих кадров, ни профессионального опыта, не обладающих финансовой историей и устойчивостью. Поэтому, вместо «формальных» аукционов необходимо срочно ввести процедуры специального конкурсного отбора участников торгов и с обязательным учетом социального развития регионов и интересов их строительного комплекса. Нужны четко прописанные процедуры предварительной квалификации возможных участников торгов с обязательной проверкой их соответствия требованиям получения Свидетельств о допусках на право организации строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов и конкретных работ на момент торгов. При разработке таких процедур необходимо использовать опыт крупнейших мировых инвесторов, государственных и муниципальных торгов в Европе, Японии, США, а также специально разработанные для этого документы серии стандартов ISO 10845-1:2010 для обеспечения беспристрастности и прозрачности закупок в строительстве.

На прошедшем 1 марта Съезде НОСТРОЙ заместитель председателя Правительства России Дмитрий Козак поддержал предложение о непосредственном участии группы разработчиков от строителей в подготовке отдельной главы по строительным торгам в ФКС и пообещал дать соответствующие указания ФАС и Минэкономразвития России. Государственная Дума, Совет Федерации, ТПП РФ на своих рабочих группах уже пришли практически к такому же пониманию проблем. Сейчас мы максимально концентрируем силы на подготовке этих предложений. В первую очередь мы будем настаивать на профессиональной пред квалификайции участников строительных торгов во время конкурсного отбора участников торгов. Надеемся, что Российский Союз строителей и НОСТРОЙ активизируется в этом направлении. НП СРО «Сахалинстрой» готов оказать всестороннюю поддержку в этой работе.

Далее. Абсолютно очевидно, что необходимо ввести обязательную строгую ответственность руководителей технического заказчика и уполномоченной организации по проведению торгов за возможный сговор или неграмотное ведение торгов, которые ведут к нарушению правил процедуры выбора подрядчика, к некачественному исполнению работ, к работам, не соответствующим проектной и рабочей документации и срыву сроков исполнения контракта. Должна быть также предусмотрена и ответственность за неприменение предусмотренных контрактом санкций к подрядчику, не исполняющему своих обязанностей по контракту. Сама возможность применения санкций к заказчику, уполномоченному органу по размещению заказа, подрядчику за нарушение требований закона о торгах, на усмотрение заказчика или контролирующих лиц – сейчас коррупционна. Применение санкций должно быть не возможностью, а обязанностью, особенно применительно к муниципальному и государственному заказчику.

Заказчики обязаны определять начальную максимальную цену торгов на строительство, (реконструкцию или капитальный ремонт) только на основании утвержденной проектной и рабочей документации с учетом местоположения объекта с применением коэффициентов-дефляторов на период выполнения работ в соответствии с разработанной и утвержденной Минрегионом РФ методикой.

Снижение участником торгов начальной максимальной цены более чем на 10% необходимо рассматривать, как демпинг, при котором оговоренный участник обязан представить конкурсной комиссии соответствующее обоснование такого снижения. При этом, работы должны выполняться в соответствии с проектной и рабочей документацией и с выполнением всех социальных обязательств перед работниками и бюджетами разных уровней, а размер обеспечения исполнения контракта должен увеличиваться на 50%. Участников, допустивших демпинг более 15% и не представившего обоснования такого снижения без снижения качества и безопасности объекта, нужно снимать с торгов.

Необходимо введение в состав конкурсных комиссий представителей саморегулируемых организаций, не аффилированных с членами СРО. Цель – реальное участие представителей саморегулируемого сообщества в работе комиссий и профессиональный общественный контроль качества и полноты конкурсной документации, исполнения процедур принятия решения об объявлении торгов и технологии их проведения. Представитель саморегулируемого сообщества региона должен быть членом комиссий или наблюдателем торгов, так как СРО может нести ответственность за причинение вреда третьим лицам при выполнении работ членом СРО.

Ну и, наконец, строительная отрасль – одна из важнейших отраслей материального производства, которая должна развиваться и модернизироваться как на общегосударственном уровне, так и на региональном. Время настоятельно требует от нее применения новых технологий и материалов, в том числе инновационных, и стимулирование данного фактора тоже должно быть учтено в законодательстве о торгах.

Исправить бедственное и неустойчивое положение строительных организаций на местах и обеспечить более справедливое распределение налогов и платежей в региональные и муниципальные бюджеты можно только при наличии грамотной региональной политики государства, направленной на сохранение и развитие строительного комплекса регионов. Прежде всего, нужно в корне изменить навязываемый крупнейшими государственными и частными инвесторами порядок реализации значимых строительных проектов в субъектах, обязав их максимально учитывать местный социальный аспект освоения инвестиций и использовать региональный строительный комплекс на честной и корректной основе взаимоотношений. Необходимо пресекать развитие синдрома «колониального» управления такими процессами. Реализация больших проектов на конкретных территориях России надо полнее ставить под общественный контроль, добиваясь полной открытости и прозрачности действий всех без исключения участников процесса.

Необходимо в корне изменить навязываемый крупнейшими государственными и частными инвесторами порядок реализации значимых строительных проектов, обязав их максимально учитывать региональный аспект освоения инвестиций, в том числе, необходимость полной доступности населения регионов к информации о возможном влиянии процесса их реализации на социальные условия жизни населения, ходе реализации проектов, о порядке и результате привлечения к их реализации региональных строительных и иных компаний.

Конкретные предложения региональной политики торгов в строительстве и развития строительного комплекса России:

В НП СРО «Сахалинстрой» считают необходимым незамедлительное введение в действующее и будущее законодательство следующих положений о региональных аспектах развития строительной отрасли:

Во-первых, считаем необходимым иметь в составе Правительства России Министерство строительства.

Во-вторых, считаем, что Правила подготовки торгов, профессионального предварительного квалификационного отбора участников торгов, проведения и контроля за ходом и результатами строительных торгов, в том числе на изыскания, проектирование и строительный контроль, учитывая особую специфику инвестиционно-строительной деятельности, учитывая то, что осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельностью связано с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК РФ), должны быть сформулированы с непосредственным участием саморегулируемого строительного сообщества в отдельном Федеральном законе или в отдельной главе Градостроительного Кодекса РФ.

В-третьих, к торгам на реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства в регионах должны допускаться только строительные компании, зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, прошедшие предусмотренную законом предквалификацию.

Четвёртое- то же самое требование должно касаться участников торгов и на строительство объектов со стоимостью контракта не превышающей 3 млрд. рублей.

Если же цена контракта составляет более 3 млрд. рублей, в торгах на строительство объектов могут принимать участие строительные организации России, прошедшие, предусмотренную законом, предквалификацию. Однако, при этом, победитель аукциона обязан зарегистрироваться на территории муниципального образования реализации проекта и до подписания контракта иметь на территории соответствующего субъекта РФ работающий офис.

Строительные организации (также изыскатели и проектировщики) регионов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий должны наделяться определёнными преференциями при участии в таких торгах.

Пятое – субподряд и субпроектировщик, должны быть, преимущественно, региональными. При заключении субподрядных договоров с Сахалинскими строительными компаниями (проектными и изыскательскими организациями) генеральными подрядчиками из других регионов, последние могут получать определённые преференции на муниципальном,региональномили федеральном уровне. При отсутствии в конкретном регионе субподрядчика необходимой квалификации, необходимо привлекать строительные (проектные и изыскательские) организации из соседних регионов со схожими климатическими, геологическими, сейсмическими и другими условиями строительства.

Шестое - для закрепления кадров в региональных строительных организациях регионах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, необходимо вернуться к практике выделения строителям 10% водимого жилья, строящегося за счёт государственного или муниципального бюджета.а также полной компенсации процентной ставки по ипотеке. Необходимо принять молодых специалистов строительной сферы в региональные программы строительства жилья для молодых семей на уровне работников бюджетной сферы.

Седьмое - все студенты строительных факультетов ВУЗов указанных регионов, которые согласны и подпишут контракт на работу в указанных регионах в строительной сфере после выпуска, сроком не менее 5-ти лет, должны обучаться на бюджетной основе, с обеспечением стипендиями и жильём, при необходимости.

Восьмое - все строительные, изыскательские и проектные организации, члены саморегулируемых организаций, зарегистрированные и ведущие деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, освобождаются на 100% от налогов на прибыль со строительства объектов социальной сферы в районах крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

При строительстве других объектов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, малые предприятия строительного бизнеса, члены саморегулируемых организаций, должны освобождаться от налогов на прибыль на 100%, организации среднего строительного бизнеса - необходимо освобождать от налога на прибыль на 50%.

Последние экономические реформы 2016 года в России дали существенный толчок для развития и роста в строительной отрасли. При этом в самой сфере стали заметны существенные и в большей части положительные превращения. Какие же изменения произошли в последние годы? Каково состояние строительной отрасли РФ, и есть ли у нее будущее?

Первое, что стоит отметить — изменение механизма госуправления. В 2016 году происходит постепенная переориентация с госуправления компаниями на регулирование в секторе инвестиций, направленных на строительный сектор. Кроме этого, несмотря на сложности для малого бизнеса, в строительной сфере появляется все больше начинающих предприятий, число которых составляет почти 85% от всех существующих строительных организаций.

Значительный плюс — появление большого числа предприятий, которые занимаются предоставлением лизинга, а также холдинговых структур. Также появились госструктуры сертификации и ценообразования. Важный момент — развитие СРО и ЭТП, возникновение инжиниринговых и маркетинговых служб. Все это свидетельствует о позитивных сдвигах строительной отрасли России.

Развивается и сектор электронных торгов, где в последнее время удалось создать мощную законодательную базу, которая гарантирует высокий уровень организации и непосредственно проведения конкурсов. При этом не имеет значения, где проводится аукцион — внимание уделяется как государственным, так и региональным торгам. Минус лишь в том, что законы, направленные на организацию электронных торгов, еще далеки от идеала. В большей части они требуют доработки для реального повышения эффективности.

Несмотря на создание мощной инфраструктуры в строительной отрасли в 2016-м и прошлых годах, эта сфера остается в некотором роде самобытной, отстающей от инфраструктуры зарубежных аналогов более развитых стран. К примеру, система электронных торгов РФ, которая активно используется в РФ, за границей почти не применяется.

Значительный плюс — рост объемов инвестиций в строительные компании, активное подключение к подрядным работам. В последние несколько лет заметен значительный рост объема введенных в эксплуатацию зданий. При этом в ближайшие годы можно рассчитывать на позитивные сдвиги в строительном секторе не только с позиции количества, но и со стороны качества возводимых (реконструируемых) объектов.

Первое, с чего стоит начать — уделить внимание следующим моментам:

  • Переходу на экологически чистые материалы, применяемые в процессе строительства.
  • Применение современных конструкций, обладающих большей надежностью и ресурсом.
  • Рост качества жилья с позиции энергетической эффективности, уровня комфорта, экологической безопасности.

Как ускорить развитие?

Если учитывать поставленные задачи, то развитие строительной отрасли должно проходить двумя параллельными путями. С одной стороны, требуется должная поддержка со стороны государства, а с другой — отраслевой рост. Рассмотрим эти направления подробнее.

В секторе государственной поддержки должна быть выполнена следующая работа:

  • С позиции работы в социальной сфере важно организовать и проконтролировать внедрение социальных программ. В процессе возведения объектов главный упор должен делаться на удовлетворение потребностей людей в качестве, цене и комфорте предоставляемого жилья. Кроме этого, отдельное внимание должно быть уделено ЖКХ, охране окружающей среды и так далее.
  • С позиции экономики главной задачей государства является создание благоприятных условий для появления и возможности ведения деятельности малых компаний. Здесь главный упор должен делаться на ряд моментов, без реализации которых перспективы сектора весьма туманны. Речь идет о совершенствовании процесса проведения торгов, инвестициях в сектор производства строительных материалов, улучшение условий хоздеятельности по всей территории страны с учетом особенностей каждого конкретного региона, уменьшение таможенных пошлин на высокотехнологичную продукцию и так далее.

В 2016 году многое из намеченного уже воплощено в реальность, но большую часть еще предстоит сделать. При этом конечные цели заключаются в следующем:

  • Улучшить перспективы строительной отрасли за счет роста качества и конкурентоспособности.
  • Сделать производство более эффективным, модернизировать всю техническую часть.
  • Преобразовать сектор строительства, сделать его высокотехнологичным и способным быстро интегрироваться в мировой рынок.

Для достижения поставленных задач требуется большое число преобразований и воля государственных структур. При этом стоит отметить, что на развитие и перспективы строительного сектора России влияет ряд аспектов:

  • Уровень износа основных фондов в сфере производства каждой из отраслей экономики (но в первую очередь, конечно, в строительном и промышленном направлении).
  • Вложение средств в основной капитал компаний, а также инвестиции в строительство (капремонты) и обслуживание жилищного фонда.
  • Скорость и качество развития банковской системы, доступность ипотечных займов.
  • Объемы строительного рынка внутри России.

Важно понять, что перспективы строительного сектора тем выше, чем лучше материальное и финансовое обеспечение. Здесь же стоит выделить и влияние на рост качества строительных материалов, которое в 2016 году пока не идеально.

Итоги

остояние строительной отрасли в 2016 году еще далеко от того, каким видит его цивилизованное общество. Но при выполнении ряда шагов этот сектор может занять лидирующие позиции не только внутри страны, но и в мире. Что стоит сделать? Все просто:

  • Обновить основные фонды компаний, работающих в строительстве.
  • Наладить производство изделий и материалов высокого качества.
  • Добиться роста спроса на качественные материалы посредством государственного стимулирования.
  • Рационально применять природные ресурсы.
  • Проводить мероприятия, направленные на уменьшение себестоимости продукции. В первую очередь это делается за счет снижения трудовых и энергетических затрат.

Тема: состояние развития строительного комплекса, проблемы и перспективы.

1.Развитие строительного комплекса Башкортостана 7

1.1 Государственная политика строительного комплекса 7

Республика стабильно занимает передовые места по объему ввода жилья среди субъектов Российской Федерации. За последние три года в республике построено более 5 млн.кв.метров общей площади жилья, в том числе в 2008 году - 1 млн. 706 тыс. кв.м (с приростом к уровню 2009 года на 6%). 8

Несмотря на значительные объемы ввода жилищного фонда, по показателям обеспеченности населения жильем (19,6 кв.м на одного человека по состоянию на 1 января 2009 года) республика занимает предпоследнее место в Приволжском федеральном округе и потребность в жилье остается большой. 8

Поэтому Республиканской целевой жилищной программой Республики Башкортостан на 2009-2010 годы поставлена задача доведения ввода жилья по республике в объеме не менее 2 млн.кв.метров жилья ежегодно. 9

Значительный вклад в реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» вносят заказчики-застройщики: ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» (ввод жилья в 2008 году составил 230 тыс.кв.м), МУП «Инвестиционно-строительный комитет» ГО г.Уфа (133 тыс.кв.м), МУП «Стерлитамакстройзаказчик» (51тыс.кв.м), наращивает объемы ввода в эксплуатацию жилья МУП «Салаватстройзаказчик» (19 тыс.кв.м). Среди подрядных организаций значительный вклад в жилищное строительство внесли ООО Генподрядный трест «Башкортостаннефтезаводстрой» (99 тыс.кв.м), ОАО «Крупнопанельное домостроение» (59 тыс.кв.м), ООО «Трест Стерлитамакстрой» (53 тыс.кв.м), ОАО «Стронег» (26 тыс.кв.м) и другие. 9

В Республике Башкортостан постоянно идет работа над созданием эффективной системы привлечения банковских кредитов, средств предприятий и организаций, частных инвесторов и населения в жилищную сферу. 9

Активно решают вопросы обеспечения жильем своих работников предприятия республики. Так, в 2008 году предприятиями и организациями всех форм собственности республики направлено на жилищное строительство 274 млн. рублей собственных средств, а в текущем году - запланировано более 600 млн.рублей. Значительная работа в данном направлении ведется на ОАО УМПО Учалинском горно-обогатительном комбинате, ОАО «Сода», ОАО «Уралтранснефтепродукт», ООО «Баштрансгаз». 9

Общий объем ипотечных жилищных кредитов за прошедшие 3 квартала 2009 года, представленных кредитными организациями населению республики, составил 7,7 млрд. рублей или 128% к аналогичному периоду 2008 года. 9

В 2008 году началась реализация приоритетного национального проекта по строительству доступного жилья. Правительством Республики Башкортостан в дополнение к федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы с целью повышения доступности жилья принята Концепция обеспечения жильём различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, утвержден порядок социального жилищного ипотечного кредитования для граждан со средними доходами. 10

Ежегодно из бюджета Республики Башкортостан администрациям муниципальных районов и городских округов выделяются капитальные вложения на строительство инженерных коммуникаций к местам массовой индивидуальной застройки и газификацию населенных пунктов. Например, в 2009-2008 годах на указанные цели из бюджета Республики Башкортостан выделено 400 млн. рублей и 1 млрд.300 млн. рублей соответственно. 10

Считаем, что в ближайшие годы усилия депутатов Государственной Думы Российской Федерации и федеральных органов государственной власти должно быть направлено на расширение полномочий субъектов России по широкому кругу вопросов для решения их на местах. Существующая сегодня практика взаимоотношений в сфере жилищного строительства и имеющая место детализация процедур, проводимая по согласованию всех вопросов на федеральном уровне, могут серьезно сдерживать решение задач строительства жилья. 10

1.2 Развитие рыночных отношений в строительном комплексе республики 10

2. Новые формы собственности и организации производства в Республике Башкортостан 20

Последние годы характеризуются крупными переменами в промышленности строительных материалов. В 2008 году в Республике Башкортостан предприятиями промышленности стройматериалов и стройиндустрии было произведено продукции более чем на 13 млрд.рублей с ростом к 2009 году на 30%. 20

В 2009 году потребность строительной отрасли в инертных материалах составляет около 7 млн.куб.метров. Имеющиеся природные запасы полностью удовлетворяют потребность республики в данных материалах и позволяют реализовать в другие регионы до 1,5 млн.куб.м. ежегодно. 20

Сегодня существующие в республике мощности по производству цемента позволяют удовлетворить потребность строительной отрасли менее чем 50%. Потребность в цементном вяжущем в 2009 году составляет более 1,5 млн.тонн, половину из которого республика завозит из соседних регионов. В 2008 году в республику завезено более 563 тыс.тонн цемента. 20

На ОАО «Сода» в г. Стерлитамаке введена в эксплуатацию новая установка по выпуску цемента сухим способом мощностью 1 млн. 280 тыс.тонн в год цементного клинкера, но отсутствуют мельницы для его размалывания. Завершена реконструкция и введен в эксплуатацию в 2008 году мельничный комплекс и обеспечить выпуск не менее 1,5 млн. тонн продукции. В дальнейшем мощность производства по выпуску цемента планируется довести до 3 млн. тонн в год. 20

Мощности по производству всех видов кирпича сегодня обеспечивают потребность строительной отрасли республики полностью. При потребности в кирпиче объеме 400 млн. штук в год мощности предприятий республики позволяют выпускать более 800 млн. штук. 21

В Уфимском районе идет строительство комбината по выпуску газосиликатных мелкоштучных стеновых блоков, который должен начать поставку продукции в начале 2008 года. 21

Строительный комплекс республики полностью обеспечен бетонными и железобетонными сборными изделиями и конструкциями. 21

Благодаря выполненной реконструкции на заводе ОАО «Салаватстекло» республика не зависит от внешних поставщиков в данном виде строительного материала. 21

Для целей малоэтажного жилищного строительства освоено производство быстровозводимых домов каркасно-панельного типа на ООО «Стерлитамакский завод цементно-стружечных плит», ООО НПО «Полимер» и ООО «Инвестстройпроект». Развивается производство домов из оцилиндрованных бревен на ООО «Галерея окон», ООО «Учалинский Лес Пром», ООО «Технозодчий» г. Уфа. 21

Потребность строительной отрасли в столярных изделиях в настоящее время полностью удовлетворяется за счет действующих производств. 21

В республику активно привлекаются инвестиции на создание новых производственных мощностей по выпуску строительных материалов. 21

Например, в Уфимском районе австрийской фирмой «Ласселсбергер» строится завод по производству облицовочной керамической плитки мощностью 20 млн. кв. метров в год, который введется в эксплуатацию 2008 году. 21

Французская фирма Сен-Гобен начинает строительство завода по производству гипсокартона мощностью 30 млн.кв.м в год. 21

Реализация данных проектов поднимет строительную отрасль республики на новый более качественный уровень, будет способствовать дальнейшему развитию жилищного строительства, в том числе индивидуального. 22

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в Республике Башкортостан пристальное внимание уделяется разработке документов территориального планирования. В настоящее время все городские округа и поселений имеют утвержденные генеральные планы, 88% муниципальных районов обеспечены схемами территориального планирования. 22

В области архитектуры и градостроительства необходимо обеспечить выполнение мероприятий по завершению разработки генеральных планов муниципальных образований, резервированию земель в целях развития жилищного строительства, стремиться к комплексной застройке новых микрорайонов. 22

Заключение 23

В Республике Башкортостан накоплен определенный положительный опыт в сфере жилищного строительства, в том числе по возведению малоэтажных поселений с одновременным строительством инженерной инфраструктуры и дорог. Из года в год не менее 60% вводимого в эксплуатацию жилья приходится на индивидуальное и малоэтажное строительство. 23

В Башкортостане в строительной отрасли начался новый этап в развитии малоэтажного строительства, характеризующегося переходом от точечной к комплексной застройке малоэтажных поселений вокруг городов и вдоль транспортных артерий, а также в малых городах и сельской местности. Необходимо с минимальными затратами привести в соответствие с требованиями градостроительных норм инженерную инфраструктуру в районах с существующей застройкой. 23

Введение

Капитальное строительство – важнейшая отрасль народного хозяйства. С ним непосредственно связаны все экономические и социальные преобразования в любой стране: улучшение жилищных условий, совершенствование технологии и организации производства, обеспечивающее объектами культурного и коммунального назначения.

Актуальность темы определена тем, что капитальное строительство способствует развитию всех отраслей народного хозяйства, повы­шению благосостояния, удовлетворению жилищно-бытовых потребнос­тей общества.

Отрасль формирует совместно с машиностроением основные фонды всех отраслей экономики, в связи с этим подъем экономики непосред­ственно связан с повышением эффективности функционирования ин­вестиционно-строительной отрасли.

Капитальные вложения и ввод ос­новных фондов соотносятся как затраты и результат инвестиционного процесса. Их соотношением определяются возможности удовлетворе­ния разнообразных потребностей общества. Превращение капитальных вложений из финансового ресурса в натурально-вещественный состав основных фондов осуществляется в ходе инвестиционного процесса, который включает стадии проектирования, строительства и освоения проектных мощностей.

Масштабы и пропорции инвестиций в республике в советский пери­од формировались в основном исходя из общесоюзных задач развития вне связи с вкладом республики в национальный доход страны и про­граммой комплексного развития ее хозяйства. Происходило приоритет­ное направление капиталовложений на развитие фондоёмких отраслей промышленности, развитие социальной инфраструктуры оставалось вне интересов центральных министерств и ведомств.

Цель работы: рассмотреть состояние развития строительного комплекса, проблемы и перспективы.

Задачи работы: изучить развитие строительного комплекса Башкортостана; рассмотреть государственную политику строительного комплекса и развитие рыночных отношений в строительном комплексе республики; ознакомиться с новыми формами собственности и организации производства в Республике Башкортостан. комплекса в ЮФО, можно... дальнейшее его развитие в долгосрочной перспективе предполагает существенные...

  • Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования в РФ

    Реферат >> Финансы

    Глава 3. Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования в РФ 3.1 Проблемы развития ипотечного кредитования... , строительный комплекс страны в состоянии сегодня... ресурсы; обеспечить развитие строительного комплекса ; активизировать экономику...

  • Особенности регионального развития и размещения строительного комплекса Российской Федерации

    Реферат >> География

    Большой проблемой являет­ся повышение эффективности строительной организации, где... отраслью строительного комплекса , от которого зависит состояние и развитие экономики... регионы страны. Глава 3. Перспективы развития комплекса 3.1. Ориентиры и возможности: ...

  • Основы развития строительной отрасли и инвестиционной деятельности в Российской Федерации

    Контрольная работа >> Строительство

    ... строительного комплекса и промышленности строительных материалов. Участвует в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ в сфере развития строительного комплекса ...

    • ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
    • ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
    • ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ
    • СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ

    В статье рассмотрены проблемы отечественной строительной отрасли, как имеющие системный характер, так и проявившиеся в условиях усиления экономического кризиса в стране. Авторами анализируются возможности преодоления выявленных кризисных явлений.

    • Психологические аспекты управления человеческими ресурсами организации в современных рыночных условиях
    • Современные проблемы руководства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации
    • Современные инновационные методы в системе образования
    • К вопросу о бюджетно-финансовой политике муниципального образования
    • Фискальная политика государства, как инструмент государственного регулирования экономики

    В условиях стагнации отечественной экономики, обусловленной сложившейся неблагоприятной макроэкономической ситуацией, тема развития строительной отрасли становится особенно актуальной. Поставленные Правительством РФ цели наращивания темпов жилищного строительства скорее всего окажутся не выполнимыми в условиях роста цен на строительные материалы, энергоносители, железнодорожные и автоперевозки, а так же в условиях снижения покупательной способности населения и роста ставок по ипотечному кредитованию.

    Необходимо отметить, что до наступления «черного вторника» 16 декабря 2014г., жилищное строительство демонстрировало положительную динамику (см. данные табл. 1), не анализируя темпы ввода и обеспеченность жилищным фондом в разрезе регионов, мы констатируем данные статистики по РФ в целом.

    Таблица 1

    Динамика некоторых показателей жилищного строительства по РФ за 2005-2013 гг.

    Способствовало такому развитию ситуации, не смотря на ежегодный рост стоимости жилой недвижимости, относительно «спокойная» экономическая ситуация, характеризующаяся стабильностью доходов населения и относительно низкими ставками ипотечного кредитования (динамика сделок по ипотечному кредитованию представлена в табл. 2 и 3).

    Таблица 2

    Отдельные показатели, характеризующие рынок жилой недвижимости

    Зарегистрировано ипотеки жилых помещений, единиц

    Средняя цена на рынке жилой недвижимости за 1 м2 общей площади, тыс. руб.

    Индекс цен на рынке жилья, в % к соответствующему периоду предыдущего года

    первичный рынок жилья

    вторичный рынок жилья

    первичный рынок жилья

    вторичный рынок жилья

    2005

    Таблица 3

    Динамика показателей ипотечного кредитования

    Дата/Показатель

    Количество предоставленных кредитов, единиц

    Объем предоставленных

    кредитов,

    Средневзвешенный срок кредитования,

    Средневзвешенная ставка,

    % годовых

    Как показывают данные табл. 3, количество предоставляемых ипотечных кредитов от года к году возрастало, как в натуральном, так и в денежном выражении при стабильности ставки на уровне 12,5%. На текущий момент ситуация изменилась кардинальным образом, разброс ставок по ипотечному кредитованию составляет от 14,5% (минимальная ставка сбербанка РФ до 18% по данным сайта Альфа-Банка на 03.04.2015, льготное кредитование по ставке 12,5% по программе «военной ипотеки» мы не рассматриваем), в тоже время наблюдается тенденция сокращения кредитных организаций предоставляющих ипотечное кредитование. И это при том, что в России еще до 14 декабря 2014г. отношение кредитов на жилую недвижимость к совокупным кредитам и займам составляло всего 7,4% что в 5 раз меньше чем в Канаде или 2,5 раза чем в Германии (см. данные рисунка 1).

    Рисунок 1. Отношение кредитов на жилую недвижимость к совокупным кредитам и займам на 01.01.2014

    Таким образом, в условиях резкого роста ставок по ипотечному кредитованию и сокращению реальных доходов населения строительный сектор страны будет испытывать проблемы с софинансированием деятельности со стороны населения. С другой стороны наблюдается резкий рост себестоимости строительных работ, в связи с ростом ставок на энергоносители, железнодорожные и автоперевозки, ростом стоимости строительных материалов.

    Так, по данным госкомстата, если в 1 кв. 2014г. 24% опрошенных отмечали среди факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций –высокую стоимость строительных материалов, то в 1 кв. 2015г. уже 32% (см. данные рисунка 2). Обусловлено это использованием импортных компонентов, это касается и производства сухих строительных смесей, использующих импортные модификаторы и производства алюминиевых конструкций, кабельно-проводниковой продукции и кровельных материалов.

    Рисунок 2. Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций (данные на 1 кв. 2014 и 2015 гг.)

    Каким же образом оживлять строительную отрасль? В качестве одной из мер, министерство строительства предлагает разработать предложения по поддержке ипотечного кредитования для сохранения спроса на жилье со стороны граждан с помощью введения плавающей или комбинированной ставки, когда проценты по кредиту фиксируются на определенный период, составляющий 3,5 или 7 лет.

    Так же активно обсуждается вопрос импортозамещения. Это на текущий момент выглядит чуть ли не панацеей в докладах представителей органов власти. В то же время, необходимо отметить, что по данным исследования лаборатории конъюнктурных опросов ИЭП им. Е. Гайдара, 22% предприятий в строительной отрасли столкнулись с отсутствием отечественных аналогов оборудования и сырья, 18% предприятий отмечают низкое качество отечественных аналогов .

    Так же необходимо выделить еще одну важную проблему - развитие инженерной инфраструктуры. Ее деградация, например для Волгограда и области не дает активно продвигаться вперед. Инженерные сети долгое время не реконструировались, не ремонтировались и процентов на 60-70 пришли в негодность. Решить проблему только за счет средств частного инвестора или государства не получится, в данном случае необходимо активно внедрять механизмы государственно-частного партнерства .

    Необходимо отметить, что в Волгоградском регионе создана нормативная база для реализации подобных проектов, так в 2011 году были приняты законы Волгоградской области: «Об участии Волгоградской области в государственно - частном партнерстве» (№ 2257-ОД), "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» (N 2261-ОД). Во многом благодаря этому в рейтинге «развития ГЧП в субъектах РФ в 2014г.», составленным Центром развития государственно-частного партнерства Волгоградская область занимала 30 место и относилась к регионам со средним потенциалом для реализации проектов ГЧП. В данном сегменте рейтинга находятся регионы, в которых государственно-частное партнерство характеризуется стадией формирования первичного опыта, но при этом создаются условия для гармоничного развития механизмов ГЧП.

    Как нами отмечалось выше, базовым проектом на основе которого могла бы произойти консолидация финансовых ресурсов частного бизнеса и государственного сектора, мог бы стать комплексный инфраструктурный проект развития городских территорий. Для реализации подобного проекта предусматривается сотрудничество между муниципалитетом и частными партнерами, которое подразумевает под собой со стороны власти обеспечение социальной инфраструктурой застраиваемого земельного участка, со стороны частного партнера возведение непосредственно жилых зданий .

    Еще один вариантом решения проблемы развития строительной отрасли могло бы стать переключение внимания на комплексное освоение территорий с возведением малоэтажного строительства. Среди различных преимуществ таких проектов специалисты отмечают более низкую себестоимость строительства относительно многоэтажных зданий, при более высокой скорости возведения объекта .

    На сегодняшний день в Волгоградской области малоэтажная недвижимость представлена большей частью жилыми массивами коттеджного типа, а также объектами индивидуального жилищного строительства. В тоже время, интерес застройщиков к комплексному освоению территорий растет, так в р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области осуществляется строительство шести 3-х этажных 18-ти квартирных жилых домов; в Краснослабодске осуществляется возведение жилого комплекса «Букатин луг», расположенного в 5 км от центра Краснослободска. Это обусловлено рядом причин: короткий цикл возведения здания, обеспечивающий быстрый возврат вложенных инвестором средств; более низкая стоимость квадратного метра в связи с применением особых строительных технологий; экономичность в эксплуатации объекта, как правило такие здания оборудованы индивидуальными отопительными котлами или же собственными мини-котельными .

    Таким образом, малоэтажное строительство может стать одним из механизмов вывода отрасли из кризиса. Эксперты, прогнозируя стабильный рост этого рынка, оценивают покупку качественного коттеджа или таун-хауса как выгодную инвестицию.

    Список литературы

    1. Баулина, О. А. Перспективы развития строительной отрасли волгоградской области на базе кластерного подхода // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-2 (45). – С. 81-88.
    2. Беляев М.К., Соколова С.А. Влияние реализации крупных строительных проектов на социально-экономические результаты региона // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 11 (39). - С. 215-221.
    3. Клюшин, В. В., Тарасова, А. В.. Инвестиции в строительство недвижимости. // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития строительной отрасли Материалы XXIII внутривузовской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. Волгоград: Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, – 2011. – С. 54-55.
    4. Материалы федеральной службы статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/stroi29g.htm (дата обращения 01.04.2015).
    5. Першина, Т. А. Повышение энергоэффективности деятельности предприятий строительного комплекса. // Сборник научных трудов Sworld. – 2011. – Т. 20. – № 4. – С. 78-82.
    6. Цухло, С. Как победить засилье импорта // Эксперт – 16-22 марта 2015. – №12 (938). – С. 40-42.
    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...