Перспективы развития экономики рф. Перспективы развития экономики: Россия и мир


Увидевшие свет в октябре новые среднесрочные прогнозы развития российской экономики стали, на первый взгляд, более позитивными, особенно со стороны международных организаций. Однако дело здесь, видимо, лишь в разнице прогнозных предпосылок с точки зрения цен на нефть. При этом даже на фоне прогнозного оптимизма Россия в ближайшие годы будет уменьшать свою долю в мировом ВВП.

Мы обычно подробно не комментируем прогнозы других организаций относительно динамики российской экономики. Однако на фоне набирающей силу дискуссии относительно перспектив развития российской экономики и значительного расхождения оценок мы решили изменить этому правилу и постараться глубже понять логику аргументов, высказываемых экономическими прогнозистами.

В увидевших свет в сентябре-октябре новых прогнозах развития мировой экономики от ОЭСР и МВФ видно некоторое ухудшение прогнозов роста мирового ВВП на ближайшие годы по сравнению с оценками начала и середины года (табл. 1). Это объясняется в основном влиянием Brexit и осознанием факта относительной устойчивости наблюдающегося после мирового финансового кризиса торможения мировой торговли, что объясняется последовавшим за кризисом замедлением Китая, ростом протекционизма и ослаблением темпов роста спроса в Европе. С другой стороны, и МВФ, и ОЭСР темпы роста мирового ВВП в 2017 г. прогнозируются более высокими, чем в 2016 г.: 3,2% и 3,4% против ожидаемых 2,9% и 3,1% прироста в 2016 г. соответственно (табл. 1). При этом, хотя обе организации предостерегают относительно рисков для финансовых институтов и финансовой стабильности, связанных с затянувшимся периодом низких процентных ставок, но нового мирового кризиса в ближайшие годы они на текущий момент не предвидят (МВФ дает свои прогнозы до 2021 г.).

Обобщая «пакет» новых октябрьских докладов МВФ о состоянии мировой экономики, традиционно включающий в себя World Economic Outlook, Global Financial Stability Report и Fiscal Monitor, можно сказать, что, по мнению этой организации, для развивающихся стран в целом за последние 6 месяцев краткосрочные риски сгладились, так как рынки показали гибкость и способность адаптироваться к большому количеству шоков. Давление на развивающиеся рынки ослабилось благодаря прекращению падения и даже росту цен на сырьевые товары, а также в силу того, что ожидания жесткой посадки экономики Китая не оправдались.

При этом среднесрочные риски возрастают вследствие повышенной политической нестабильности на развивающихся рынках и нарастания финансовых проблем. Ожидания относительно нормализации денежной политики в развитых экономиках еще сильнее сместились в будущее, а слабый рост и низкие процентные ставки повышают давление на банки, страховые и пенсионные фонды как в развитых, так и в развивающихся странах. Хотя в большинстве развитых экономик банковская система в целом надежна, стабильная доходность находится под вопросом, отражая нерешенные структурные проблемы и проблемы, связанные с необходимостью изменения используемых банками бизнес-моделей. Корпоративный долг на многих развивающихся рынках достиг пиковых отметок при слабых возможностях обслуживания долга. Эти изменения осложняют проведение более сбалансированной и стимулирующей политики и могут привести к продолжению экономической и финансовой стагнации. По мнению МВФ, экономические власти всех стран должны следовать более комплексному и продуманному подходу, стремясь защитить и усилить финансовую стабильность и оживить мировую экономику.

Исходя из такого рода оценок и призывов, новые прогнозы развития российской экономики формируются МВФ, с одной стороны, на фоне растущих долгосрочных рисков при относительно стабильных текущей ситуации и ценах на нефть, а с другой стороны, предполагают проведение Россией жесткой денежно-кредитной политики. Касательно цен на нефть в базовом сценарии МВФ предусмотрен выход на уровень 50,6 долл. за барр. нефти марки Brent в 2017 г. против 43 долл. – в 2016 г.

В условиях, когда господствует точка зрения о низкой вероятности нового мирового кризиса (так как обычно предшествующий ему перегрев мировой экономики вроде бы отсутствует), прогнозы по России различных организаций определяются преимущественно оценкой динамики внутренних для российской экономики факторов. Тем не менее, эти прогнозы меняются достаточно быстро. Так, если в первой половине года иностранные эксперты говорили лишь о замедлении рецессии в России в 2017 г., то большинство прогнозов, вышедших позже, в своих базовых сценариях говорят уже о переходе в следующем году к росту. Правда, оценки этого роста разнятся от 0,4% прироста ВВП в 2017 г. у Института «Центр развития» НИУ ВШЭ до 1,3% у рейтингового агентства Fitch (табл. 2).

При этом показательны действия рейтингового агентства Fitch, которое недавно скорректировало прогноз по ряду российских банков и по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента (РДЭ) России в целом (IDRs), присвоив им уровень «Стабильный» вместо «Негативного», который рейтинговые агентства ставили российской экономике довольно долгое время. При этом потолок странового рейтинга все так же остается на отметке BBB-, а краткосрочный РДЭ в национальной валюте – на уровне F3, что, как известно, является последними отметками инвестиционной категории, граничащими со спекулятивной. Однако изменение характера прогноза на стабильный дает определенную надежду на улучшение позиций или же, как минимум, на сохранение достигнутого уровня. При этом эксперты агентства Fitch отметили проведение адекватной и достойной доверия макроэкономической политики российскими денежными властями в ответ на резкое падение цен на нефть.

Можно согласиться и с почти солидарной позицией иностранных экспертов относительно того, что такие факторы, как гибкий валютный курс, таргетирование инфляции и поддержка финансового сектора, позволили удержать экономику России от сильного спада и даже наметить шаги для постепенного восстановления. Особенно, по мнению уже конкретно экспертов Fitch, проводимая Россией политика выделилась (в положительном смысле) на фоне мер, принятых в других странах-экспортерах нефти, также зависящих от колебания цен на природные ресурсы. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что триггером принятия этих решений явилось не только снижение цен не нефть, но и вся совокупность экономических и политических условий и факторов, определившая ту высокую степень шока, от которого российская экономика пострадала в последние два года.

Позитивным признаком, позволяющим прогнозировать рост российской экономики после ее снижения, наблюдаемого в конце 2014-2015 гг., по мнению многих экспертов, является рост международных резервов на 8% за первые девять месяцев 2016 года. При этом гибкий обменный курс способствовал сохранению профицита счета текущих операций и сокращению оттока капитала. При этом тем же рейтинговым агентством Fitch ожидается, что в 2016 г. профицит все же будет ниже, чем в 2015 г., вследствие снижения цен на нефть, т.е. составит около 2,3% ВВП против 5,2% в 2015 г., а в будущем будет наблюдаться его медленный и рост.

И все же, по нашему мнению, разница в оценках перспектив российской экономики со стороны российских и зарубежных экспертов, явно видная в табл.2, объясняется не большим скептицизмом россиян относительно проводимой экономической политики и, тем более, ее перспектив, а разными предпосылками прогноза с точки зрения цен на нефть. На период до 2018 г. они разнятся от 40 до 50 долл. за барр. (табл. 1) (за исключением агентства Fitch, которое, по понятным причинам, открытого доступа к своему полному прогнозу и его предпосылкам, судя по всему, не предоставляет).

При этом наша гипотеза относительно причины расхождений в прогнозах по России российских и иностранных экспертов выглядит весьма правдоподобной, так как чувствительность темпов роста российского ВВП к изменению (при прочих равных) цен на нефть достаточно велика и до кризиса, по некоторым оценкам, составляла до 0,175 п.п. годового прироста при изменении цен на нефть на 1 долл. за барр.9

В связи с этим имеет смысл особое внимание обратить не на абсолютные цифры прогноза по России того же МВФ, а на прогнозируемую динамику российской экономики относительно других, прежде всего, нефте-ориентированных экономик. Это позволит более глубоко понять логику этой организации в оценке перспектив России.

Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) роста ВВП нефте-ориентированных экономик и Китая, прирост год к году, %

Новый прогноз развития мировой экономики и стран мира от МВФ (World Economic Outlook) показывает, что прогнозируемые темпы роста ВВП России в целом хотя и находятся в положительной сфере (около 1,5% в год с 2019 г.), однако они заведомо ниже многих крупных нефте-ориентированных экономик, даже имеющих гораздо более высокий уровень ВВП на душу населения (Норвегия и Канада), не говоря уже о Казахстане, Нигерии и Саудовской Аравии (рис. 1). Правда при этом МВФ рассчитывает на успех России в борьбе с инфляцией, которая, по его оценкам, должна снизиться до 4% уже в 2018 г. и достичь среднего для крупных «нефтяных» экономик уровня, став значительно ниже, чем у Казахстана, Азербайджана и Нигерии (рис.2).

Рис. 2. Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) динамики потребительской инфляции, на конец периода, в %

При этом удивительных успехов российская экономика в прогнозе МВФ достигает в снижении дефицита государственного бюджета, который с 3,9 % ВВП в 2016 г. к 2018 г. снижается до 0,8%, опережая по этому параметру большинство крупных нефтяных экономик (за исключением Норвегии и Азербайджана) (рис. 3). На этом фоне уровень государственного долга России растет очень медленно, увеличиваясь с 17,1% ВВП в 2016 г. до 19,1% в 2019 г. Столь же низкий уровень госдолга из нефтяных экономик МВФ прогнозирует лишь для Нигерии (рис. 4), где политическая ситуация нестабильна, что априори снижает ее привлекательность как надежного заемщика.

Рис. 3. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики дефицита государственного бюджета, в % к ВВП

Агентство Fitch в своем недавнем докладе также отмечает, что, согласно среднесрочной налоговой стратегии, в России планируется замораживание бюджетных расходов совместно с повышением акцизов (что уже значится в планах относительно повышения цен на алкоголь) и некоторых других налогов. Эти и некоторые другие меры должны привести к снижению общего дефицита федерального бюджета до 1,5% ВВП в 2018 году с 4% в 2016 году. Также прогнозируется снижение государственного долга до уровня гораздо ниже среднего прогнозируемого значения для группы ВВВ в рейтингах агентства Fitch в 34%.

Рис. 4. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики госдолга (гросс), в % к ВВП

На фоне вынужденно жесткой денежно-кредитной и экономной бюджетно-налоговой политики в России МВФ не предполагает того, что российские власти смогут быстро задействовать институциональные факторы ускорения экономического роста. При том, что в 2017-2021 гг. сбережения будут превышать валовые накопления на 3,5-4% ВВП, доля последних в ВВП в 2018 г. будет составлять лишь 22,4%, а к уровню в 24% приблизится лишь в 2021 г. (рис. 5). Такой уровень инвестиционной активности среди нефтяных экономик будет свойственен лишь благополучной Канаде, которая почти все уже построила, а заметно ниже он будет в прогнозируемом периоде лишь у Азербайджана и Нигерии.

Неудивительно, что при слабой инвестиционной активности чистый экспорт, который на фоне прошедшей девальвации мог бы подстегнуть рост российского ВВП, по мнению МВФ, также не будет расти. Более того, рост физических объемов импорта в отдельные годы будет даже опережать прирост экспорта в реальном выражении (рис.5), а темпы последнего (1-3% в год) будут находиться на среднем для нефте-ориентированных экономик уровне, явно отставая от прогнозных оценок по Казахстану и Нигерии. При этом даже на фоне слабой динамики экспорта счет текущих операций в российской экономике будет находиться на вполне благополучном уровне (3,9% ВВП в 2018 г., 4,4% – в 2021 г.), лишь чуть более низком, чем в 2007 г., когда он составлял 5,2% ВВП (рис. 5). Это предрекает относительную стабильность и валютного курса рубля. В общем, посмотришь прогноз МВФ, и получается тишь да гладь. При этом претензии «по существу» к этим прогнозам можно предъявлять лишь с точки зрения завышенных прогнозных цен на нефть и, соответственно, по завышению величины счета текущих операций и стабильности валютного курса рубля.

Однако при этом надо четко осознавать, что, если судить по текущим прогнозам международных организаций, даже выйдя из рецессии в 2017 г., российская экономика будет расти вяло, темпами в 2,5-3 раза более низкими, чем мировая экономика в целом. Это будет негативно сказываться на уровне жизни и настроениях населения, негативно влиять на настроения инвесторов и уменьшать возможности по накоплению человеческого капитала и укреплению позиций страны в мире.

Удастся ли сделать так, чтобы прогнозы российской экономики стали не только успокаивающими, но и привлекающими внимание быстрым экономическим ростом, обеспечивающим возможности модернизации экономики и общества? Время покажет.

Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская эконо мика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъектив ными факторами. И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и обра зование), которая становится ключевой в становлении постин дустриального общества. Страна обладает разнообразными ви дами природных ресурсов - минеральных, земельных, лес ных, водных. По многим из них продолжает оставаться уни кальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития. России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающи мися странами Востока и Запада, что позволяет получать транс портную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что яв ляется базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструк тура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления. Существуют и противодействующие факторы, препятствую щие возрождению российской экономики и повышению ее ро ли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспо собных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя гото вых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг уве личился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП1. Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет. Весьма низка инвестиционная привлекательность россий ской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. соста вили всего 4,4 млрд долл. . Не способствует экономическому росту и во многом паразитический характер выросшего на спе кулятивных сделках и даровой приватизации крупного россий ского капитала. Он тесно связан с ТНК, а также достигшим высокой доли в экономике теневым сектором, и не способен организовать современные конкурентные производства. Нема ловажную роль играет коррумпированность раздувшегося чи новничьего аппарата, его стратегическая беспомощность, низ кий профессионализм, неуемное своекорыстие. Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит вы ход из него. В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработан ные Центром стратегических разработок и доработанные Ми-нэкономразвития РФ Основные направления социально-эко-номического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-эконо мического развития России до 2015 г., подготовленный Инсти тутом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абал кина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опублико ванным в 1996 г.4. Можно сформулировать следующие сцена рии ее развития на ближайшие 15-20 лет. Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное об новление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производ ства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения де нежных доходов населения. Все это позволит обеспечить сред негодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. до стичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, бо лее эффективной структуры. Произойдут позитивные струк турные сдвиги в экономике, повысится эффективность функ-ционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой ин-вестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномас штабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эф фективных технологий. Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий буду щего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними фак-торами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сло жится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инно вациям, то могут наступить необратимые изменения в экономи ке. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенци ал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднего довые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет до стигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25- 30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более разви тых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое не довольство населения. Не исключен социальный взрыв. Значительной долей вероятности обладает умеренный сцена рий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптими стическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населе ния составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от аван гардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на мно гие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами. Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обосно ванная стратегия модернизации и возрождения экономики, ак тивно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населени ем. Необходимо также более активное, умелое и дифференци рованное государственное регулирование социально-экономи ческого прогресса. При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодиче ских кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Пре обладавшая ранее и используемая поныне методология про гнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, осо бенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активно го включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциаци ей "Прогнозы и циклы", Международным фондом Н.Д.Кон дратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирова ния РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно оп ределить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века. Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически ми ровой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов рос та мировой экономики. Это не может не отразиться на эконо мике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть - основной экс портный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга. На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долго срочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кон дратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходя щихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное паде ние глубже и длительнее. Эффективность новых моделей и по колений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, воз можно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса. Положение России в этой мировой ритмике зависит от из бранного ею стратегического пути. Если продолжится нынеш ний курс "догоняющего" развития, "удержания позиций" в ин новационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кон дратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особен но болезненной. Если будет принят стратегический курс на "опережающее" развитие, технологический прорыв, на подго товку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России. Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной эко номики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локаль ных цивилизаций и углублением их дифференциации, со ста новлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кри зиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы - при оптимистическом сценарии - вер нуть себе достойное место в мировом экономическом простран стве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Перспективы социально- экономического развития России к 2020 году.

Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни - примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей. Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам ответить на вызовы современности.

России необходимо направлять большие средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности.

Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё, научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020 предусматривает активную защиту национального производителя.

Есть немало современных троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на перехват управления Россией посредством революционных технологий или внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать устойчивость и преемственность проводимого политического курса.

Согласно Стратегии-2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.

Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов, считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям.

Стратегия-2020 предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые.

Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов - иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров социально-экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

Наша страна пытается перейти к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП составит 17-20% (2007 год - 10-11%).

Инновационному сценарию соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время, пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, ряд других.

Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты - такие, которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо способу его производства.

Кроме того, Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.

Кредитно-финансовая система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её. Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов - переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип - обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

Ещё один ключевой фактор инновационного сценария - развитие инфраструктур как систем интеграции общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение энергоёмкости экономики на 40%.

Задача развития транспортной системы - это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан. Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных коридоров между Европой и Азией).

Фактором, определяющим рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз.

К 2020-му году в основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

Разделы: Оценка знаний учащихся

Москва — Экономические перспективы России выглядят всё более печально. В прошлом году из-за рухнувших цен на энергоносители и международных санкций ВВП страны упал на 3,7%. Реальные зарплаты снизились примерно на 10%. В этом году негативные тенденции, как ожидается, сохранятся. В 2016-м запланировано снижение бюджетных расходов на образование и здравоохранение на 8%.

Бессистемные попытки Кремля диверсифицировать российскую экономику в целом провалились. Производительность труда остается хронически низкой, а поток инвестиций — как иностранных, так и внутренних — иссяк. К сожалению, изменение ситуации маловероятно. В сложившихся обстоятельствах даже повышения цен на энергоносители и снятия санкций будет, скорее всего, недостаточно, чтобы вдохнуть новую жизнь в умирающую экономику страны.

За минувшие десять лет благодаря режиму российского президента Владимира Путина произошла деградация институтов, без которых невозможна нормальная работа современной экономики. Например, практически развалена судебная система. Но что самое важное, государство теперь владеет и управляет почти всеми ключевыми активами и ресурсами страны. По подсчетам МВФ, в 2012 году на долю консолидированного госсектора приходилось почти 70% ВВП России. Сравнимых по степени детализации оценок для предыдущих лет не существует, однако в начале 2000 х эта доля находилась на уровне 30-40%.

Расширение государственного контроля над российской экономикой происходило путем размножения госкорпораций; общая сумма их обязательств сейчас достигает 150% ВВП. Произошла национализация компаний в целом ряде отраслей — ТЭК, инфраструктура, банковский сектор, оборонная промышленность. В 2014 году на долю предприятий, принадлежащих или контролируемых государством, приходилось почти 70% совокупного оборота и 85% работников 15 крупнейших компаний России. Среди 100 крупнейших компаний страны эти доли составляли 54% и 68% соответственно. В консолидированном госсекторе сейчас работает треть всех занятых в стране.

Крупные российские госкорпорации, как правило, контролируются (причем совершенно непрозрачно) менеджерами, которых Путин назначает лично. Многие ключевые корпоративные решения принимаются во время встреч Путина с руководителем той или иной компании с глазу на глаз. Для многих сделок слияния и поглощения требуется личное одобрение президента.

Непрозрачность приобрела характер эпидемии. Лишь несколько госкомпаний публикуют отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). При этом у многих из них имеется огромное количество дочерних предприятий, что позволяет размывать доходы акционеров и открывает возможности для самообогащения менеджеров и других приближённых лиц. Например, у РЖД более 23 тысяч дочерних компаний. У Газпрома их более 4300.

Контекст

Россия должна измениться!

Akşam 10.05.2016

Тревога Кремля возрастает

Financial Times 06.05.2016

Экономический хаос в России

Chatham House 29.04.2016
Без подробной информации сложно составить исчерпывающий список государственных активов, не говоря уже о создании работоспособной и прозрачной системы надзора. Орган, отвечающий за управление госсобственностью (Росимущество), не способен выполнять роль эффективного контролирующего акционера.

Путинская Россия все больше напоминает Индонезию президента Сухарто — запутанную систему капитализма «для друзей», где нет реальных прав собственности. Многие из тех, кто близок к Путину, стали обладателями огромных состояний, благодаря тесным связям с госкомпаниями. Один из способов обогащения — присвоение финансовых потоков госкомпаний. Другой способ — опираясь на связи, получить гарантированный контракт или приобрести государственный актив за копейки.

На размеры этой «экономики друзей» намекают данные «Панамских документов», но даже эти разоблачения раскрывают лишь вершину айсберга. В 2014 году чистый размер состояния лиц, включенных в санкционные списки США и ЕС, оценивался примерно в $17 млрд; один из подвергнутых санкциям банков владеет активами на сумму более $11 млрд.

Данная система дорого обходится российской экономике: она поощряет тех, кто живет за счет ренты, в ущерб росту производительности. В России существуют эффективные, динамичные, крупные частные компании, но пространство для их деятельности быстро сужается.

Как свидетельствует мировой опыт, большой размер госсектора приводит к снижению темпов экономического роста и сокращению инвестиций в частный сектор. И действительно, во многих отраслях российской экономики резко снизился уровень конкуренции из-за экспансии больших госкорпораций, многие из которых находятся в руках «друзей».

Несмотря на все это, Путин непоколебимо верен системе, которую создал. Даже предлагаемые меры увеличения доходов бюджета, в частности, приватизация миноритарных пакетов акций в семи госкорпорациях, будут реализованы, скорее всего, таким образом, чтобы выгоду получили путинские «друзья».

Нежелание перемен отчасти вызвано тем фактом, что Путин по-прежнему очень популярен. Пока что. Однако по мере дальнейшего разрушения экономики ситуация может быстро измениться. И Путин, похоже, это признал, создав (очевидно, в предчувствии беспорядков) Национальную гвардию — военизированные силы безопасности численностью в 400 тысяч человек. Ее руководителем он назначил личного телохранителя.

Поскольку режим зависит от личности у власти, трудно будет разработать сколько-нибудь убедительную программу перемен, сохраняющую привилегии Путина и его друзей. Если открыть экономику для конкуренции и расширить частный сектор, сама система богатства и власти, которой наслаждаются путинские приближенные, окажется подорвана. И именно поэтому экономические беды России, видимо, будут продолжаться.

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич прочла в лондонском клубе «Открытая Россия» лекцию «Кризис в России - региональная проекция: чего ждать и к чему готовиться». Давайте разберёмся, что реально происходит в России. Я попробую прорисовать картинку, чтобы вы более четко понимали, чего ждать и к чему готовиться.

Очередной кризис в российской истории - не первый, но совершенно новый. Вообще, у нас кризисы были разные. Первый кризис, как мы помним (молодежь не помнит), - трансформационный. Очень тяжело переходили от плана к рынку. Этот переход длился четыре года. Он был тяжелейший.

Второй и третий кризисы были глобальными. Нам не повезло, потому что стукнуло по всем и стукнуло по нам. Это не были кризисы внутрироссийские - нас задело. Хотя внутрироссийский в 1998-м был - долг накопили своими теплыми руками. Но все равно, это был азиатский кризис, а к нам прилетело.

А вот этот кризис, новый, - он начался как внутренний. С 2013 года перестала расти промышленность, начали падать инвестиции, начали резко копиться и нарастать долги бюджетов регионов. Мы этот кризис создали особенностями своего институционального дизайна, своим климатом, своими решениями.

И только потом, во второй половине 2014 года, уже полетели цены на нефть. В 2015-м на четверть попадали цены на цветные металлы, на уголь, сейчас - и на железную руду, на целлюлозу. То есть это стало добавлять, добавлять, и наша экспортная отрасль сейчас себя чувствуют неидеально, за исключением химиков, - у них более или менее пока все нормально.

Но суть в том, что начинался этот кризис как внутренний. Это кризис плохих институтов. Это кризис, я бы так сказала, завершения старой модели роста. А нефть его уже просто припечатала.

Сравните, насколько тяжело он идет. Я понимаю, что чем дальше от России, тем сильнее апокалиптическое ощущение. Чтобы вы расслабились, сравните темпы падения. Вот динамика промпроизводства.

Когда привыкаешь, перестаешь сопротивляться и прилаживаешься каждый раз к тому, что есть, - это заканчивается деградацией. Вот в чем риски этого кризиса. Привыкание, адаптация к худшему и деградация - это самое в нем опасное

Первый кризис. Нравится? Падение в два с лишним раза. Динамика доходов населения.

Второй кризис. Посмотрите на динамику доходов населения - на четверть сразу. Посмотрите, что у нас по 2015-му году. Да, промышленность - спад 2009 года. Чувствуете разницу? Ну да, проблемы. Как в старом анекдоте: ну, ужас, но не ужас-ужас-ужас! Это медленный кризис. Его проблема в том, что он долгий. Он не закончится по схеме «упал-отжался» - это надо очень четко понимать. Этот кризис долгий, да. Он будет тянуться.

И вот когда медленно хуже-хуже, потихоньку, - это приводит к самому страшному - к привыканию. И когда привыкаешь, и перестаешь сопротивляться, и прилаживаешься каждый раз к тому, что есть, - это заканчивается деградацией. Вот в чем риски этого кризиса. Привыкание, адаптация к худшему и деградация - вот это самое в нем опасное.

Попробуем посмотреть на географию. Она очень любопытная. В трансформационный кризис 90-х годов падала, как положено, советская обрабатывающая промышленность - она была неконкурентоспособной. И падали слаборазвитые республики, в которых эта промышленность вообще была наведенная, - такой советский опыт индустриализации. А нефтегаз чувствовал себя в регионах нормально. А потом, к середине 90-х, встроились и металлургические - они выползли на экспорт, у них получилось.

Второй кризис - это кризис, прежде всего, гигантского российского долга. По Москве стукнуло; периферия не сильно заметила. Потому что банки сыпались в Москве, цены росли везде, но в Москве еще более явно.

Третий кризис - это кризис в основном и внутренний - неконкурентоспособное российское машиностроение, - и глобальный. Потому что первыми падать начали металлурги. В ноябре-декабре 2009 года металлургические регионы показывали спад, знаете какой? Минус 35, минус 40: это уже серьезно, это по-настоящему. Просто бастовали домны. Это было очень жестко.

А были территории, которые вообще этого кризиса не заметили. Дальний Восток пролетел его, просто как самолет, - все прекрасно, у нас подготовка к саммиту АТЭС, у нас трубу строят, мы дотационность имеем очень приличную, «все хорошо, прекрасная маркиза». А слаборазвитые республики - никаких проблем. Была у тебя дотация 70-80%, так она же никуда не делась.

И вот сейчас новый кризис. Он уже просматривается географически следующим образом. Во-первых, впервые полетели современные машиностроительные регионы - это автопром, новый, пришедший к нам вместе с западными компаниями, высокотехнологичный; он споткнулся о потолок платежеспособного спроса. У людей нет денег это покупать.

Читайте также: Рипл упал в 2 раза - продолжит ли дешеветь XRP?

Второе - это наше полудепрессивное машиностроение. Каждый кризис их колотит. Но кто в плюсах, посмотрите: импортозамещение импортозамещением - петь про это можно долго, но… В общем, по-честному, дело не только в запрете на ввоз евросоюзовской продукции, а, прежде всего, в соотношении курса рубля и доллара.

Импортозамещение у нас происходит реально; народ беднеет, покупать другое уже не сможет. Аграрный юг чувствует себя неплохо. Да, есть проблемы, но на фоне страны ему лучше.

Нефтегазодобывающая промышленность, неубиваемое наше все, - либо ноль, как Ханты и Ямалы, либо плюсы, как у новых месторождений: я имею в виду Сахалин, ненцев, Якутию - там рост.

И, наконец, феерически, впервые за 25 лет, растут регионы военно-промышленного комплекса. Там вопрос очень понятный: сколько денег, столько роста. Все это бюджетные инвестиции. Никакой частный бизнес там не инвестирует. Сколько хватит денег у бюджета, столько они будут расти.

Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, - это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций - нет новых рабочих мест

В этом кризисе есть 3 самых тяжелых момента

  1. Это, прежде всего, бюджетные проблемы.
  2. Это проблемы инвестиций. Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, - это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций - нет новых рабочих мест.
  3. И третье - это очень сильный кризис потребления. Люди стали потреблять существенно меньше, даже по сравнению с тем, как упали их доходы: испугались люди.

Надо понимать, что это в меньшей степени промышленный кризис. Он не про заводы, хотя есть проблемные. Но это не то, что обвалилось. Промышленности это коснулось частично. И это точно пока не кризис про безработицу. Есть другие формы. Стандартное «завод встал, все потеряли работу» - не про этот кризис.

Бюджету будет плохо, но он не помрет, и все резервы уж точно не растратит. И, поверьте мне, резервы будут беречь, как только можно, - рубить расходы

Прежде чем объяснять, я очень коротко вас просвещу. В 2015 году встал федеральный бюджет. В 2015-м он впервые завершил год с двухтриллионным дефицитом. Это очень много.

В чем проблема? 37% - таможенные пошлины, доля их в доходах. Таможенные пошлины упали на 40%. Их основу составляют нефтегазовые пошлины. А импорт уменьшился в России почти на 40%, и эти пошлины полетели. Остался налог на добычу полезных ископаемых. Но до последнего времени дефицита бюджета в 2014 году не было, потому что работал механизм. Вот у вас падает цена на нефть. Федеральный бюджет, который собирает почти всю ренту от нефтяных цен, теряет. А у вас одновременно и рубль падает, и федеральный бюджет за счет этого собирает больше рублей. Вот так балансировали почти до конца 2014 года.

В 2015-м эта малина закончилась, потому что рубль несильно падал. Но он же упал еще сейчас, в январе 2016-го. Значит, цикл номер 8 - опять маленько подбалансируем.

Бюджету будет плохо, но он не помрет, и все резервы уж точно не растратит. И, поверьте мне, резервы будут беречь аки можно - рубить расходы.

Подведём итоги

Мы выйдем из этого кризиса, несомненно, потому что политико-экономические циклы конечны, и по-другому в этом мире не бывает. Мы выйдем из него в новое что-то, пока непонятно что. С безусловно худшим человеческим капиталом, - и это медицинский факт, с ним ничего нельзя сделать. С еще более постаревшим населением, гораздо меньшим драйвом по сравнению с концом 80-х, когда у нас было желание попытаться делать что-то самим; это все издержки, которые мы благоприобрели. Но, тем не менее, такие люди будут. Кого-то жизнь и заставит.

Не сбрасывайте со счетов замечательный гендерный фактор. Знаете, что было, когда все грохнулось в начале 90-х? Это мое поколение, я его хорошо помню. Мужчины - завлабы, начальники цехов, серьезные и состоявшиеся люди, старшие научные сотрудники - легли на дно, на диван, начали смотреть в потолок и думать о смысле жизни. Женщины освоили профессию риэлтора, начали ходить с суммами и поскакали в новую жизнь, потому что детей надо кормить. Вот детей никто не отменял. Адаптируемся. Ну, погрубеем. Испортится макияж, но выживем!

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...