Переход к рыночной экономике с изменением форм и отношений собственности. Основные направления и проблемы перехода к рынку


ТЕМА 21. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики.

2.Основные закономерности переходного периода и направления реформирования экономики.

1. Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики.

Переходная экономика – это соединение элементов административно-командной и современной рыночной систем. В результате того, что постоянно происходит усиление рыночных элементов и ослабление элементов административно-командной системы, подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.

Переходный период – это отрезок времени, в течение которого происходит демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Необходимость перехода от административно-командной системы к современной рыночной тем, что первая не смогла обеспечить высокий уровень производительности труда, высокие темпы экономического роста и высокий уровень жизни населения. Анализ состояния экономики нашей страны и других социалистических стран вызвал необходимость экономических реформ, для проведения которых необходим особый период, - называемый переходным.

Большинство экономистов считают, что продолжительность переходного периода 10-15 лет. Начинается он с утраты государственной власти коммунистической партией, прекращения функционирования прежних законодательных и исполнительных органов власти, т.е. смена политического строя является необходимым условием осуществления рыночных преобразований. Демонтаж старого происходит быстро, в течение нескольких месяцев, формирование новой системы - более длительный срок.

В России рыночные реформы начались с января 1992 года, им предшествовали драматические события 1991 года, распад СССР, самороспуск Верховного Совета, отказ Президента от власти. Первоначально предполагалось, что в нашей стране сложится экономика, основанная на частной собственности и конкуренции, подобная экономической системе США. Однако практика показала, что цель преобразований в России – социальная рыночная экономика, которая представляет собой особый тип рыночной системы, который предусматривает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Существует две концепции перехода к рыночной экономике – градуализм и шоковая терапия.

Градуализм (постепенность) – это экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и значительную роль государства в их проведении.

Шоковая терапия – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка быструю и одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.

В разных странах вполне успешно использовалась на практике и та, и другая концепция (в Китае – градуализм, в Польше, Чехии, Эстонии - шоковая терапия). Выбор, в результате, зависит от конкретных экономических и политических условий.

2. Основные закономерности переходного периода и направления реформирования экономики.

К основным закономерностям, складывающимся в переходный период относятся:

1.Утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами, значительная часть которых переходит в частную собственность, создание вместо принудительных распоряжений системы экономического воздействия на предприятия денег, налогов и других финансовых институтов.

2. Бюджетный кризис, хроническая нехватка средств в государственной казне, задолженности по выплате заработной платы, обеспечению бюджетной сферы.

3. Трансформационный спад, т.е. спад производства в результате отсутствия координации между экономическими агентами, когда плановые механизмы координации разрушены, а новые, рыночные не созданы, сбрасывание избыточного производства в отдельных отраслях (например, военной продукции), свертывание неэффективных предприятий, падение объемов производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, ориентация на зарубежную продукцию.

4.Социальная дифференциация общества (разделение на богатых и бедных), ухудшение условий жизни большей части населения, рост преступности и криминализация структур государственного управления.

Переход от административно-командной системы к современной рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), а с другой стороны, предполагает осуществление стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании).

Основными направлениями реформирования экономики являются следующие:

    Макроэкономическая, прежде всего финансовая, стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью подавления инфляции, безработицы и стимулирования экономического роста.

    Приватизация, т.е. изменение характера собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности частным экономическим субъектам с целью повышения эффективности производства.

    Либерализация, т.е. обеспечение свободы экономической деятельности предпринимателей, снятие или сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности, прежде всего путем отмены директивного планирования, централизованного ценообразования, государственной монополии внешней торговли.

    Интеграция в мировое хозяйство.

    Институциональная трансформация, т.е. формирование рыночных институтов, рыночных организаций и рыночных правил игры, новых механизмов установления хозяйственных связей.

    Демонополизация экономики и поощрение конкуренции путем снятия ограничений на движение товаров на внутреннем рынке.

    Перестройка структуры экономики в направлении опережающего развития производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

    Переход к адресной системе социальной поддержки, с тем чтобы облегчить части населения приспособление к условиям рыночной экономики.

Закономерности перехода

В западных странах, в международ­ных экономических организациях, об­суждая проблемы перехода (transition), нередко страны с переходной эконо­микой (транзитники) трактуют расши­рительно, присовокупляя к ним и так называемые страны с развивающими­ся рынками. Рекомендуя те или иные меры оздоровления и оживления эко­номики, ставят в один ряд множество стран с несовершенными рыночными институтами, у одних - в связи с пе­режитым социалистическим экспери­ментом, у других - из-за общего низ­кого уровня развития и феодальных пережитков. Заметим, что эти два мно­жества пересекаются.

Договоримся, что здесь мы ведем речь только о первых - о бывших со­циалистических странах и о процессах их трансформации.

Тем не менее анализ закономерно­стей перехода представляет и теорети­ческий, и практический интерес. Во-первых , переходный период во многих странах еще далек от завершения и, зная закономерности - что возможно и что невозможно, легче строить по­литику, строить планы в отношении того, что еще предстоит сделать. Во-вторых , о прошедших и предстоящих реформах не прекращаются идеологичес­кие споры. Во многих странах опреде­ленными группами лиц констатируется провал реформ по причине неправиль­ной политики, которая признается глав­ным, едва ли не единственным факто­ром успеха или поражения независимо оттого, с какими она сталкивалась ог­раничениями. А уж с тем, насколько распространены подобные оценки, связаны и серьезные политические следствия: какие деятели могут рабо­тать в правительстве, а какие нет, кого подвергнуть остракизму, несмотря на выдающиеся профессиональные и по­литические качества, и кого выдвигать. Поэтому мы посвятим главу зако­номерностям переходного периода. На­копленный опыт позволяет утверж­дать, что, несмотря на разнообразие условий в разных странах, они суще­ствуют. В то же время последующее из­ложение не претендует на исчерпыва­ющий характер.

Несовместимость двух систем

Эффективная же рыночная экономи­ка требует всего круга реформ и преоб­разований, в их числе и таких, которые иногда и сегодня еще не осуществлены даже в развитых странах с рыночной эко­номикой. Здесь речь идет уже о реформах второй очереди.

Реформы первой очереди включают:

Либерализацию;

Финансовую стабилизацию;

Приватизацию.

Эти три ключевых слова - три кита первого этапа рыночных реформ.

Либерализация охватывает:

    переход к свободной торговле и свободным ценам;

    демонтаж планово-распределитель­ной системы, иерархической структу­ры управления и переход к сетевой структуре договорных отношений;

    отмену монополии внешней тор­говли, открытие экономики;

    введение свободного рыночного курса национальной валюты взамен его государственного регулирования; обес­печение конвертируемости националь­ной валюты по текущим операциям.

Финансовая стабилизация предпо­лагает приостановление инфляции пос­ле либерализации и стабилизацию на­циональной валюты.

Она состоит в:

    переходе к жестким бюджетным ограничениям на всех уровнях;

    создании налоговой системы и на­лаживании налогового администриро­вания;

    организации надежного контроля за бюджетными расходами;

    ограничении денежной массы и переходе к рыночному формированию процентных ставок;

    организации надзора за коммерчес­кими банками.

Приватизация призвана перенести ответственность и риск с государства на частных собственников, заменить боль­шую часть государственной собствен­ности частной, создать тем самым но­вую систему хозяйственных мотиваций и полноценных рыночных агентов.

К этому добавляются в составе пер­воочередных реформ налоговая рефор­ма, создание системы коммерческих банков и двухуровневой банковской системы, а также рынка рабочей силы с отменой государственной системы регулирования оплаты труда. Это тот минимальный набор, который должен быть реализован за сравнительно ко­роткое время, чтобы создать зародыш, генотип рыночной экономики и дать практически во всех странах с начальный импульс для ее развития.

усиление открытой инфляции, хотя масштабы этих явлений были различ­ны.

Исключение составляют Китай и Вьетнам. Объяснение этому феномену чаще всего усматривают либо в непра­вильности политики, проводившейся в странах Восточной Европы и быв­шем СССР, либо в том, что в Китае и Вьетнаме рост вместо спада обеспечи­ло руководство коммунистических партий, которые гарантировали поли­тическую стабильность и сохранение государственного регулирования.

Здесь, видимо, уместно обратить внимание на важность стадии развития, на которой находится страна, вступа­ющая в переходный период. В отличие от других стран с переходной эконо­микой (помимо Монголии и Албании), Китай и Вьетнам к моменту прихода к власти коммунистов были отсталыми аг­рарными колониальными и полуколо­ниальными странами, в собственном развитии не вышедшими из стадии феодализма. Энергия антифеодальной революции в них еще не была израсходована. Коммунисты, в частно­сти, в Китае до окончания культурной революции не успели эту энергию ни высвободить, ни растратить.

Реформы в этих странах начинались с предоставления большей свободы крестьянству, которое использовало ее в первую очередь для повышения сво­его крайне низкого жизненного уров­ня, реализуя прежде всего резервы более разумно организованного и ин­тенсивного труда. Это сразу же дало толчок росту экономики в целом. Точ­но такие явления наблюдались в годы нэпа в России, где в то время аграрный сектор мало чем отличался от китайс­кого или вьетнамского 1960-х, 1970-х гг. Время господства коммунистического режима в жестких формах в этих стра­нах было сравнительно коротким (25-30 лет), и естественные мотивации кре­стьянского труда еще сохранились.

Поэтому с первых шагов либера­лизации (Китай - 1975 г., Вьетнам - 1987 г.) экономика, начав с очень низкого уровня, все время росла. Пе­реходные процессы здесь проходили без спада.

Во всех других странах с переход­ной экономикой спад (см. табл. 7.2) сле­довал сразу за началом активной фазы рыночных реформ (либерализация). Он был короче и менее глубок в тех стра­нах, которые раньше стали делать шаги к рыночной экономике в рамках мо­дели рыночного социализма (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия). Корот­кий и глубокий спад был в странах, где такой рыночной подготовки не было, но делались быстрые и реши­тельные шаги по либерализации и финансовой стабилизации (страны Балтии). Наиболее длительным и глу­боким был спад в тех странах, где ис­тория социализма была длиннее, на­копленные диспропорции - глубже, не было эволюционного развития к рынку до радикальных реформ, а фи­нансовая стабилизация растягивалась во времени. Все такие страны оказались на территории бывшего СССР (Рос­сия, Украина и др.). Европейские стра­ны с переходной экономикой, вклю­чая СССР, достигли среднего уровня индустриального развития, поэтому эффекты, наблюдавшиеся в Китае и Вьетнаме, здесь не имели места.

Закономерным следствием либера­лизации является также инфляция (см. табл. 7.4). Переход от дефицита и скры­той инфляции оплачивается скачком открытой инфляции, укротить кото­рую должны меры финансовой Стаби­лизации.

С этим связаны также закономер­ные процессы определенного снижения уровня жизни и усиления дифференциации населения по доходам и материальной обеспеченности, обесценения сбережений. Попытки избежать этих явлений путем индексации доходов сбережений приводят к противоположным результатам, так как подогревай инфляцию - главный фактор этих явлений.

Структурная перестройка (реструктуризация) - процесс, который вызывается реформами первого этапа и со стоит в формировании новой структуры экономики, соответствующей рыноч­ным условиям и способной реализован конкурентные преимущества страны. Она включает изменения отраслевой струк­туры, а также преобразование предпри­ятий - из производственных единиц планового хозяйства в рыночные ком­пании - на микроуровне.

Механизм структурной перестрой­ки запускается либерализацией цен. Новые относительные цены показы­вают, где больше спрос. Туда устрем­ляются ресурсы, высвобожденные из-под планового распределения.

Наименее развиты в плановой эко­номике те сектора, чьи функции за­мещались государственным распреде­лением. Поэтому в первую очередь начинают развиваться торговля и фи­нансовая сфера. Торговля берет на себя регулирование товарных потоков, и, пока она недостаточно развита, ее функции приходится выполнять госу­дарственным органам. Но со временем торговля их вытесняет.

Финансовые институты - банки, инвестиционные и страховые компа­нии - берут на себя регулирование денежных потоков. Складываются фи­нансовые рынки, на которых они дей­ствуют, - кредитный, валютный, фондовый (государственных и корпо­ративных ценных бумаг). Тем самым формируются рыночные механизмы мобилизации и перелива капиталов, крайне важные для эффективной струк­турной перестройки, для трансформа­ции накоплений в инвестиции.

Далее от этих отраслей сигналы спроса и предложения в виде цен то­варов и услуг, процентных ставок, доходности ценных бумаг поступают в другие отрасли, и с этого начинается структурная перестройка в узком смыс­ле, т.е. собственно реконструкция пред­приятий, развитие одних, закрытие других и т.п.

Структурная перестройка разделя­ется как бы на две фазы: пассивную и активную. В пассивной фазе, когда уже определились спросовые ограничения, особо ощутимые в процессе финансовой стабилизации, а капиталов еще не хватает и рынки недостаточно развит ты, преобладают тенденции разрушения старого на фоне спада. Уже ясно, какая продукция не находит спроса, а освоение новых конкурентоспособных товаров еще не налажено. Эта фаза но­сит характер структурного кризиса, весьма болезненного, образующего, пожалуй, самый трудный период в ре­формировании экономики.

Активная фаза структурной пере­стройки обозначается тогда, когда уве­личиваются инвестиции и созидатель­ные тенденции начинают преобладать. Появляются позитивные сдвиги в структуре производства, развертывает­ся процесс реконструкции предприя­тий, на рынок выходят новые товары и услуги, растут доходы.

На стыке пассивной и активной фаз происходит стабилизация производ­ства, а затем начинается его подъем.

Смысл указанных процессов состо­ит в том, что прежнее производство, оказавшееся неконкурентоспособным, начинает сокращаться, тогда как но­вое производство, более эффективное, удовлетворяющее требованиям рынка, начинает расти (см. рис. 7.1). Спад ста­рого производства можно замедлить, например, ценой высокой инфляции или закрытия экономики, но его нельзя остановить. Как бы ни были велики созданные ранее мощности, если они неспособны производить нужную рынку продукцию при цене, превышающей издержки, попытки их загрузить приводят лишь к отвлечению задержке его роста.

Охарактеризованные выше пере­ходные процессы имеют разную дли­тельность. Наиболее короткий - либе­рализация, хотя, конечно, его можно осуществлять поэтапно и достаточно долго. Например, в Китае либерализа­ция и до сих пор не завершена, она проводилась шаг за шагом в увязке с другими мерами, порой ограничива­лась территориально.

Второй по длительности процесс - финансовая стабилизация: чем дольше он продолжается, тем больше времени занимают инфляция, спад производ­ства, снижение уровня жизни, тем больше откладывается активная фаза структурной перестройки.

Приватизация может занимать дли­тельное время, до 5-6 лет и более, с определенного момента переплетаясь с процессами перераспределения соб­ственности, укрепления институтов за­щиты прав на нее, налаживанием корпоративного управления и другими ин­ституциональными преобразованиями. Структурная перестройка, есте­ственно, самый длительный процесс при переходе от плановой экономики

Поэтому активная фаза структур­ной перестройки начинается только че­рез некоторое время после завершения финансовой стабилизации и привати­зации большей части предприятий. А устойчивый экономический рост на­чинается только тогда, когда структур­ная перестройка вошла в активную фазу и снижение производства в старых структурах уже не оказывает на эконо­мику определяющего влияния.

Сообразно с приведенным на рис. 7.2 графиком мы можем обозначить эта­пы перехода к рынку.

В принципе можно выделить подго­товительный этап, в течение которого проходят пробные подготовительные реформы, эксперименты типа рыноч­ного социализма в Венгрии и Югосла­вии и горбачевских попыток рефор­мирования у нас. Главная задача этого этапа - идеологическая и политичес­кая подготовка рыночных реформ, подведение общества к пониманию их необходимости.

/ этап - с начала либерализации до завершения финансовой стабили­зации и создания предпосылок пере­хода к активной фазе структурной пе­рестройки и экономическому росту.

II этап - структурная перестройка и экономический рост, осуществление необходимых для этого институцио­нальных изменений.

Интересный вопрос: а когда соб­ственно, завершается переходный пе­риод? Напрашивается легкий ответ: когда восстанавливаются докризисные объемы производства, уровень жизни. Но он не совсем точен. Дело в том, что цель перехода отнюдь не в объемах ВВП или показателях потребления тех или иных продуктов. Физические объемы ВВП СССР у нас вообще могут быть не достигнуты никогда, просто это не нужно.

Более точно: переходный период завершается, когда большинство насе­ления данной страны начинает жить богаче, лучше и уже воспринимает ры­ночную экономику как более эффек­тивную.

Проблемы и трудности переходного периода

Различия переходного периода в разных странах определяется:

Во-первых, большое значение име­ет факт различной продолжительнос­ти социалистического опыта: 40 лет в странах Восточной Европы. Более 70 лет в России, где к тому же социализм был отечественным, а не импортированным "продуктом". В странах ЦВЕ еще сохра­нилась память о недавнем рыночном прошлом, психологическая готовность к восприятию рыночных отношений была много выше, чем в России.

Во-вторых, в России рыночные ре­формы вынужденно проводились на фоне распада СССР. Р. Гринберг, прав­да, считает, что этот распад был ини­циирован самими реформаторами и зат-руднил, а не облегчил переход к рыночной экономике. Вопрос спорный, ибо не очень ясно, был ли при сложив­шихся обстоятельствах вообще возможен такой переход одновременно всеми республиками, если бы Россия не ушла вперед (см. гл. 5 о судьбе экономическо­го союза). Но одно верно: в России на­ряду с задачами собственно реформ приходилось еще решать дополнитель­ные задачи, например задачу обособ­ления национальной денежной систе­мы и разделения рублевой зоны.

В-третьих, на старте реформ серь­езным бременем для России оказалась огромная доля в экономике (в сравнении с другими странами) военно-про мышленного комплекса* - *

Восемь проблем , которые считал важными тогда, причем только в институцио­нальном аспекте. Спад, снижение эф­фективности и уровня жизни - след­ствия трудностей с решением этих проблем.

1. Переход от административной иерархии и безответственности к неза­висимости, ответственности и жестким бюджетным ограничениям, формиро­вание полноценных агентов рыночной экономики сопряжены с серьезными трудностями, в том числе социальны­ми. Непростая трансформация, для мно­гих организаций и людей вообще не­преодолимая.

В России и других странах СНГ эта проблема сложнее из-за большей культурной отсталости в сравнении со стра­нами ЦВЕ и большей укорененности планово-распределительной бюрокра­тии.

2. Слабое развитие рыночной инф­раструктуры, сети контрактных отно­шений и поддерживающих ее инсти­тутов. При быстром вхождении в рынок большинство предприятий не будет знать, что производить и кому прода­вать, где брать сырье и материалы, какие применять цены, у кого и на каких условиях кредитоваться, что де­лать в случае срывов.

3. С немалыми сложностями связана либерализация цен. Из-за огромных диспропорций в плановых ценах, больших размеров субсидий процесс выхода на новые равновесные относи­тельные цены будет сопровождаться большими флуктуациями и порождать массу проблем структурного и соци­ального характера, усиливаемых взаи­мопереплетением с вышеупомянуты­ми проблемами.

4. Крайняя монополизация советс­кой экономики практически не остав­ляла места для конкуренции, а стало быть, и проявления преимуществ рын­ка. После 70 лет политики концентра­ции и узкой предметной специализа­ции производства более 1500 групп товаров производилось только на од­ном предприятии. Малый бизнес не мог в короткие сроки изменить ситуацию, по крайней мере без потерь для каче­ства и технического уровня производ­ства.

Правда, дальнейший ход развития показал, что эта проблема оказалась не столь существенной вследствие откры­тия экономики.

5. Трудности макроэкономической стабилизации вследствие огромного инфляционного навеса, многолетнего дефицита, принявшего к концу 1991 г. немыслимые размеры. Достаточно ска­зать, что в 1987-1990 гг. разрыв между доходами и расходами населения при несбалансированном потребительском рынке составлял 30%. Это повышало болезненность либерализации цен.

В странах ЦВЕ власти все годы за­ботились о сбалансированности потре­бительского рынка. Поэтому для совет­ских граждан поездка в Чехословакию или Болгарию давала невиданные дома возможности для приобретений. Для России же масштабы дефицита обозна­чали еще одну специфическую труд­ность в ходе реформ.

6. Для эффективной работы рыноч­ной экономики необходимо согласо­ванное функционирование основных видов рынков - товарного, фондово­го и рабочей силы. На базе того, что существовало в плановой экономике, в России сравнительно быстро могли сформироваться лишь товарные рын­ки. Рынок рабочей силы хотя и суще­ствовал в зародыше всегда, не мог в приемлемые срок стать механизмом ее перераспределения, особенно важным в процессе структурной перестройки. Низкая мобильность, привязанность людей к месту жительства, прежде всего из-за отсутствия рынка жилья, а в то время еще и прописки, приводили к разделению рынка труда на мелкие тер­риториальные сегменты. Работники были также привязаны к предприяти­ям системой бесплатных социальных услуг, зачастую связанных со стажем работы. Не было ни системы трудоуст­ройства, ни установленных пособий по безработице.

Фондовые рынки, институты перелива капиталов (кроме плана капиталовложений) отсутствовали вовсе? Уже одно это сулило достаточно длительное падение инвестиций в период между свертыванием централизованно­го планирования и развитием до не­обходимого уровня рынков капитала.

7. Открытие экономики, как тогда казалось, должно было натолкнуться на узкую экспортную базу, слабость платежного баланса и неконвертируе­мость рубля. К счастью, эти опасения оказались преувеличены. Напротив, именно открытие экономики облегчи­ло решение ряда упомянутых проблем.

8. Наконец, проблема ментальности. Основная особенность взращенно­го homo soveticus в том, что, находясь всегда в роли подчиненного в иерар­хии субординации, он проявлял рав­нодушие к гражданским правам, но был склонен к формальному исполне­нию обязанностей, к уходу от конт­роля и действиям без всяких правил. Становясь начальником, он считал ес­тественным использование служебно­го положения в личных интересах. И в общем все признавали это нормой. За это нижние слои иерархии ожидали защиты от верхних в отношениях с внешним миром - протекционизм, эгалитаризм, негативное отношение к предприимчивости, к имущим, убеж­дение, что стать богатым честным пу­тем нельзя (см. также гл. 2).


Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы. Переходный период - это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.
Переходный период от командной к рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением промышленности, и прежде всего производства средств производства, которое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.
Нынешний переходный период - это переход от особенной, плановой экономики, которая базировалась на своеобразных устоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная, монополистическая и государственная. Это объективный, естественный процесс. Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одними из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества.
В свое время развитые страны по мере роста индустриальной базы, концентрации и централизации производства и капитала шли по пути утверждения крупного машинного производства и свойственных для него форм организации (в том числе монополистических объединений и т.п.).
Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм, государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм хозяйствования.
Преобразование отношений собственности и организационно-эконо-мической структуры экономики означают становление новых производственных отношений.
Становление капиталистических рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную материально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”, капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна технологическая многоукладность, когда в отраслях оборонной промышленности применялись высокие технологии, в потребительском секторе господствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском хозяйстве был очень высок удельный вес ручного труда. И, наконец: как уже указывалось, для структуры экономики командной системы были характерны господство материального производства и недостаточное развитие социальной сферы.
Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но это не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил.
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.
3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия, которые в успехе преобразований играют большую роль (на начало реформ).
К ним относятся:
* длительность существования административно-командной системы;
* доля частного сектора в экономике;
* размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
* уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);
* трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
* открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
П е р в а я г р у п п а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
В т о р а я г р у п п а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Т р е т ь ю г р у п п у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

12 июня 1991 г. на всеобщих выборах Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин (в апреле 1992 г. официальное название российского государства изменилось: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию при равнозначности обоих названий). Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означала освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой нового правительства Е.Т. Гайдара в январе 1992 г. стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшей централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.

Одновременно проводимые политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий многих отраслей промышленности в 1994-1996 гг.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации - перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, - руководителем которой стал А.Б. Чубайс.

В целом на пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 г. правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, который проявился в общем спаде производства, росте цен и безработице.

Положение России на международной арене радикально изменилось. Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников, а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России, с тем чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал растущее недовольство в мире, в том числе и со стороны союзников США.

После распада СССР не произошло четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью России, т.е. между Съездом народных депутатов и Президентом РФ. Постепенно это вылилось в острейшее противостояние ветвей государственной власти. Под давлением Съезда в декабре 1992 г. правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку, и премьер-министром стал B.C. Черномырдин. Однако конфликт между Президентом и Парламентом не прекратился и в итоге привел к политическому кризису осенью 1993 г. Парламент долгое время откладывал принятие новой Конституции РФ, проект которой был предложен Президентом.

В сентябре 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Часть депутатов Съезда отказалась подчиниться такому решению и провозгласила отстранение Президента от власти. Оппозиция организовала в Москве ряд антипрезидентских демонстраций и силой стремилась взять власть, попытавшись штурмовать телецентр в Останкино и здание мэрии. В итоге началось вооруженное столкновение, в котором оппозиция потерпела поражение. Это означало установление единовластия Президента, за которым последовала ликвидация системы Советов всех уровней. Их функции передавались местной администрации и выборным местным органам власти.

12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума принята Кон­ституция Российской Федерации, которая четко разграничила полномочия разных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - и объявляла Россию демократическим федеративным государством. Главой государства является избираемый всенародно Президент РФ, а постоянно действующим законодательным органом стало Федеральное собрание из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В июле 1996 г. Президентом РФ был на второй срок переизбран Б.Н. Ельцин.

Новым основным Законом государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные полномочия главы государства. В области внутренней политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров - Е.Т. Гайдар, B.C. Черномырдин (декабрь 1992 - март 1998 г.), СВ. Кириенко (апрель - август 1998 г.), Е.М. Примаков (сентябрь 1998 - май 1999 г.), СВ. Степашин (май - август 1999 г.), В.В. Путин (с августа 1999 г.).

После распада СССР России пришлось заново строить отношения со странами СНГ. На этом пути приходится преодолевать немало серьезных препятствий, обусловленных разделением единого прежде политического и экономического организма на отдельные части, имеющие теперь самостоятельные цели и приоритеты развития. Резкому ухудшение внутриполитической ситуации в России способствовали две чеченские войны (1994-1996 и с 1999 г.) с целью восстановить «конституционный порядок» в Чечне, являющейся субъектом государства Россия. Они не привели к подчинению автономной республики общефедеральным законам.

Ташкентский договор о коллективной безопасности шести стран - членов СНГ (1992) также не привел к конкретным политическим результатам ввиду отсутствия общих экономических интересов в условиях распада единой «рублевой» зоны. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья - республик Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. Однако многие военные конфликты, разгоревшиеся в республиках, вынудили руководство России оставить на их территории часть миротворческих сил.

С 1996 г. министерство иностранных дел России во главе с Е.М. Примаковым начало осуществлять «новый курс» в отношениях со странами СНГ. Был подписан договор о содружестве и формировании единого экономического и финансового пространства между СССР и Белоруссией (1996). Отношения Украины с Россией, имеющие ряд спорных вопросов о Черноморском флоте, статусе Крыма и др., по-прежнему остаются неурегулированными.

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении ядерных вооружений. По настоянию США Россия единственная из стран СНГ становилась ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако Украина, Белоруссия и Казахстан не торопятся передать -России расположенное на их территории стратегическое ядерное оружие. В то же время руководство НАТО всячески стремится расширить свою организацию за счет бывших социалистических стран (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего Союза (Литва, Латвия, Эстония, Украина). Приближение военно-политического блока под эгидой США к границам России полностью игнорирует российские интересы безопасности. Ближайшей задачей нынешнего российского руководства становится недопущение нашей страны в сферу влияния внешней политики США и установление самостоятельных взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на новом уровне.

В области экономики была предпринята попытка перехода к приоритету частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Были сделаны определенные шаги к обеспечению свободы предпринимательства. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, но ни одно из начинаний не было доведено до конца.

В области социальной жизни были провозглашены свобода, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Начавшийся процесс формирования правового общества явился, пожалуй, высшим достижением последнего десятилетия.

В новых условиях прекратился открытый идеологический нажим на культуру, была отменена цензура. При этом значительно сократились ассигнования государства на культурные нужды. Во всех областях культуры окончательно утвердилось частное предпринимательство.

В марте 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин, до этого, согласно Конституции РФ, после отставки Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполнявший его обязанности. Более 70 лет советское общество развивалось по своим собственным законам, исходя не из объективных внутренних потребностей, а из задач, поставленных руководством правящей коммунистической партии. Сейчас российскому руководству предстоит решить нелегкую, уникальную в мировой истории задачу - вернуть российское общество к объективным законам развития. Причем делать это приходится без расчета на помощь извне, опираясь на созидательные силы народов России. Президент и Правительство РФ поставили своей целью преодолеть экономический кризис, укрепить политическую систему страны, упрочить позиции России на международной арене.

К середине 80-х годов экономика СССР оказалась в состоянии кризиса. Сложившаяся в 30-е годы административно-бюрократичес­кая система управления не соответствовала уровню развития про­изводительных сил. Шло снижение темпов роста производства во всех отраслях.

В феврале - марте 1986 г. партийно-государственное руководство выдвинуло кон­цепцию ускорения социально-экономического развития страны - концепцию утопическую, полностью оторванную от реалий жизни. Она исходила из того, что причина всех бед в экономике - распы­ленность капиталовложений. Достаточно изменить инвестиционную политику, сконцентрировать капиталовложения на ключевых направ­лениях, определяющих технический прогресс, и мы получим ускоре­ние темпов социально-экономического развития страны. Предусмат­ривалось резкое (в 1,8 раза) увеличение капиталовложений в раз­витие машиностроения, в строительство новых и реконструкцию ста­рых машиностроительных заводов и на этой основе обновление всей промышленности. По существу, речь шла о второй индустриализации. Планировалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, освоение новых, передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих.

Программа ускорения социально-экономического развития страны потребовала гигантских капиталовложений в промышленное строительство и реконструкцию предприятий. Эти капиталовложения должны были дать отдачу через 5-10 лет. Рабочие получали зарплату, а товарной массой эта зарплата не обеспечивалась. Росли объемы незавершенного строительства, а министерства и ве­домства продолжали наращивать объемы строительных работ. Изме­нилось направление внешнеэкономической деятельности. Резко уве­личился импорт оборудования, технологий и сократился импорт предметов потребления, продуктов, лекарств. При слабом развитии легкой промышленности страны это еще более увеличило дефицит товаров. Во второй половине 80-х годов произошло снижение цен на нефть, составлявшую основную статью нашего экспорта.

В результате этих процессов на руках у населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Начались неконтролируемые инфляционные процессы. Были предприняты попытки частичного реформирования адми­нистративно-бюрократической системы, приспособление ее к ры­ночным отношениям. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), несколько расширяющий права предприятий и предусматривающий введение хозрасчета. Теперь составле­ние планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы должны были включать обязательный госзаказ и прямые дого­воры с другими предприятиями и торговыми организациями. Однако в условиях государственной собственности на средства произ­водства и монополизма производителей расширение прав предприя­тий привело к росту цен. Предприятия стали отказываться произ­водить «невыгодную» продукцию, диктовать свою волю потребителю. Начался разрыв экономических связей.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный ха­рактер. Дефицит государственного бюджета составил в 1989 г. 120 млрд.р.. то есть расходы государства значительно превышали до­ходы, а разница перекрывалась печатанием денег, не обеспеченных товарами.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, стали вклады­вать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношении друг с другом начали переходить к безденежному товарообмену. Все большее раз­витие стали получать бартерные сделки с зарубежными фирмами. В условиях полного обесценения рубля предприятия стремились про­дать продукцию за рубеж по любой цене.

Реформа управления промышленностью носила косметический характер - это была попытка несколько ограничить администриро­вание. Ее осуществление еще более обострило ситуацию в экономи­ке. К концу 80-х годов стало ясно, что политика ускорения по­терпела крах. СССР встал перед необходимостью резко ограничить производственное строительство, перераспределить ресурсы на вы­пуск и закупку потребительских товаров (программа академика Л.И.Абалкина).

Однако трудности стремительно нарастали. В связи с эконо­мическим кризисом резко возросли сепаратистские тенденции. Рес­публики и отдельные области начали вводить ограничения и запрет на вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. Установились таможенные барьеры, стали рушиться эконо­мические связи. Началось массовое недовольство народа отсутс­твием товаров - стачки, забастовки. Это еще более обострило си­туацию.

В этих условиях стало ясно, что частичными изменениями не обойтись. Необходимо в корне менять систему управления, перехо­дить от административных методов руководства к рыночным эконо­мическим отношениям.

Программа перехода к рынку (программа «500 дней») была разработана группой академика С.Шаталина осенью 1990 г. Она предусматривала последовательное осуществление приватизации, разгосударствление экономики; либерализацию цен, переход к сво­бодному ценообразованию; жесткую дефляционную политику, ограни­чивающую количество денег в обращении. Однако в обществе нарас­тала инфляция, шел распад единого экономического пространства. Время для реформы было упущено. Перед страной встала угроза го­лода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте.

Попытка выйти из создавшейся экономической ситуации путем возвращения к чрезвычайным методам руководства (события 19 ав­густа 1991 г.) привела к распаду СССР, окончательному разрыву экономических связей. В этих условиях у правительства России не осталось иного выхода, кроме как форсировать переход к рынку, не имея стратегии реформ, согласованной со всеми республиками бывшего СССР.

Первым шагом реформ стала либерализация цен. В январе 1992 г. были введены свободные цены на большинство товаров. Целью этой меры должна была стать стабилизация рубля. Развал денежной системы вел к параличу всего народного хозяйства. Необ­ходимо было создать механизм финансового регулирования экономи­ки.

Либерализация цен была осуществлена прежде, чем приватизация предприятий. Это привело к резкому скачку цен. В отсутствие конкуренции производителей, при сохранении сверхмонополизации экономики цены уже в первые месяцы реформ выросли в 100 - 150 раз, в то время как зарплата увеличилась лишь в 10 - 15 раз. Прилавки магазинов мгновенно наполнились товарами, но достигну­то это было за счет снижения платежеспособного спроса населения. Огромные денежные сбережения в момент обесценились, но это позволило снять давление денежной массы на рынок. Цена реформ оказалась крайне высока: свыше 30% населения оказались за чер­той бедности.

Освобождение цен на сырье, электроэнергию привело к тому, что значительная часть предприятий сразу же стали нерентабель­ными. Сокращение спроса на их продукцию привело к росту взаим­ных неплатежей и падению производства. Правительство Е.Т.Гайда­ра считало, что рынок сам все поставит на место - нерентабель­ные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, наладят выпуск дешевой и качественной продукции. Когда угроза банкротства нависла над большинством предприятий, Гайдар вынуж­ден был подать в отставку. Однако новое правительство В.С.Чер­номырдина продолжало ту же политику.

Следующим этапом реформ, начавшимся летом 1992 г., стала приватизация госпредприятий. Концепция приватизации была разра­ботана Госкомимуществом во главе с А.Б.Чубайсом. Проводилось акционирование предприятий. 51% акций распределялся между ра­ботниками предприятий, остальные поступили в открытую продажу. Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) сто­имостью в 10 тыс.р. На ваучер можно было приобрести акции любо­го предприятия, ставшего открытым акционерным обществом. Для помощи гражданам были созданы приватизационные фонды. Целью приватизации провозглашалось создание класса собственников. Фактически же выгоду получили люди, осуществлявшие приватиза­цию: чиновники, директора предприятий, представители номенкла­туры. Они практически за бесценок приобрели значительную часть бывшей государственной собственности. Основная же масса населе­ния осталась ни с чем. Резко активизировался процесс разделения общества на богатых и бедных.

Третьим этапом реформ стала денежная приватизация, начав­шаяся в 1993 г. Ее осуществление должно было дать доход госу­дарству и обеспечить инвестиции в экономику.

В целом итоги первых пяти лет реформ оказались неутеши­тельными. Объем промышленного производства в 1997 г. составил 48,5% от уровня 1990 г., производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 1/3. Население России ежегодно убывает на 70 тыс. человек.

Усугубил положение экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г. Он вызвал резкое (практически в 3 раза) падение курса рубля, скачок цен на импортную продукцию, на газ, электроэнергию и т.д. Стало ясно, что в курс реформ необходимо внести определенные коррективы: усилить роль государства в регулировании экономики, принять меры в поддержку отечественного производства.

Переход к эффективной рыночной экономике, таким образом, в России не завершился и экономический кризис продолжает углубляться.

При переходе к рыночной экономике в РФ изменилась форма собственности. Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы, является непременным условием рыночного обмена. Когда собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.

Опыт многих стран показал, что для создания эффективной рыночной системы, основанной на конкуренции, необходимо законодательное закрепление трех различных объектов собственности. Это, во-первых, недвижимое имущество (недвижимость), во-вторых, движимое имущество (движимость) и, в-третьих, интеллектуальная собственность.

К недвижимому имуществу относятся производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры.

Один из важнейших объектов недвижимости - это земля. Частная собственность на землю является основой большинства личных состояний в рыночной экономике.

Движимость включает имущество, допускающее его свободное перемещение: машины, оборудование, инструменты, автомобили, мебель, ценные бумаги и т.д.

Третьим типом является интеллектуальная собственность. Она выступает в виде изобретений, программного обеспечения электронной техники, рукописей, достижений в искусстве и других продуктов человеческого интеллекта. Патенты, авторские права, товарные знаки и другие регистрирующие документы дают право на эти виды собственности.

Когда все упомянутые выше элементы отношений собственности законодательно закреплены, рыночная экономика получает необходимый простор для эффективного функционирования и развития.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономическая наука и её предмет

Предмет экономической теории менялся по мере развития науки первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства.. место экономической науки в.. рис закон оукена..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место экономической науки в системе знаний
Экономическая наука охватывает ряд самостоятельных научных дисцип­лин - макро-, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое дело, теорию финансов и денег и др. Методолог

Методы экономической науки
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приёмов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из

Функции и структура экономической науки
Экономическая наука выполняет три основные функции: Во-первых, это познавательная функция. Она означает, что экономическая теория как наука служит людям для т

Структура экономической науки
Экономическая наука имеет сложную структуру. Это отражает сложное строение экономической действительности. Современную экономическую науку можно уподобить дереву, "стволом" кото

Общие проблемы экономического развития. Блага и потребности
Общественное производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности в благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой э

Проблема редкости и выбора в экономике
Удовлетворение потребностей является целью любого производства, в этом заключается смысл экономики и деятельности людей. При этом необходимо учитывать два момента: 1. Экономические потребн

Виды потребностей
Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация. Можно выделить следующие критерии классификации: · по значимости (первичн

Экономические ресурсы
Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства. Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении

Модели экономических систем
Экономическая система – это упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления материальных благ и услуг. В экономической системе всегда су

Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей
Производственные возможности – это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития научно-технического про

Виды смешанных экономических систем
Смешанная экономика –экономическая система, занимающая промежуточное положение между централизованной плановой и рыночной экономикой. Экономика смешанного типа ре

Модели в рамках систем
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создает

Понятие и сущность рынка, субъекты, объекты
Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства,

Функции рынка
Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состо

Рынок и условия его возникновения
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. понятие рынок - это система экономических отношений

Виды рынков
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: -рынки предметов потребления и услуг; -рынки средств производства; - рынки научно-технических разработок; -рынки ценных

Объекты и субъекты собственности
Подсубъектами собственности понимают конкретных людей (группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Объектом собст

Формы и виды собственности
Основными формами собственности являются: частная, коллективная (групповая) и общественная. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты произво

Понятие, объем и функции спроса
Спрос – (D): спрос на товар или услугу – желание и способность покупателей купить какое-либо количество товара по определенной цене. Спрос – это интересы покупателей. ФУНКЦИЯ СПРОСА - зави

Факторы, влияющие на изменение спроса
Спрос не является величиной постоянной, он находится все время в движении. Существует ряд ценовых и других факторов, непосредственно влияющих на величину спроса у потребителей. Среди них:

Кривая спроса. Закон спроса
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокр

Предложение и факторы его определяющие, кривая предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:

Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. Рис. 1. График рыночного равновесия спроса и

Эластичность спроса
Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; эластичным спрос Ed

Эластичность предложения
Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предлож

Потребительское поведение. Убывающая полезность
1. Рациональность поведения потребителя и закон убывающей предельной полезности. В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребнос

Кривые безразличия
На графике на одной оси отложено число единиц товара X, на другой - число единиц товара Y. Соединив точки А, В, С, D получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц т

Кривые безразличия обладают следующими свойствами
Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действ


В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции: § Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимост

Социально-экономические последствия инфляции
Инфляция оказывает влияние на объем национального производства. Например, гиперинфляция производства и обмена ведет к их остановке, что в свою очередь приводит к понижению реального объема национал

Инфляция в современной России
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Российский тип отличается от всех других известных типов, это объясняется у

Безработица и ее показатели
Безработица носит общеэкономический характер, являясь следствием функционирования всего хозяйственного механизма, ибо рынок труда не обособленная система социально-трудовых отношений, он органическ

Основные формы безработицы
Безработица, как экономическая категория, представляет собой многоплановое, неординарное явление, имеющее многообразные формы своего проявления. С позиций причин возникновения и характера в

Занятость в современной России
Не работает как следует меха­низм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работни­ков в связи с ростом производительности труда и продолжают накапли­ваться резервы

Макроэкономические показатели
Для анализа состояния национальной экономики рассчитывают макроэкономические показатели- это некоторые оценочные показатели, позволяющие отражать количество производимой продукции в стране, величин

Методы расчета ВНП
Для измерения Валового национального продукта используют три способа: 1. По расходам на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (метод конечног

Связь ВВП с другими показателями
(+ смотри все формулы из 39 вопроса где учавствует ВВП,не стала дублировать) Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следую

ВНП и экономическое благосостояние
Основным показателем, характеризующем экономическую деятельность общества и его благосостояние, является валовый национальный продукт. Валовый национальный продукт - это общая рыночная стоимость по

Система национальных счетов
Система национальных счетов - это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях ры

Фазы цикла
. Как правило, экономика проходит последовательно 4 фазы Первая важнейшая фаза экономического цикла – кризис (рецессия, сжатие, спад), для которого характерны следующие черты: превышение

Структурные кризисы
В отличие от циклических кризисов перепроизводства структурные кризисы проявляются в изменении не общей экономической конъюнктуры, а в каких-то отдельных отраслях или сферах экономики. Экономическа

Экономические теории циклов
Экономические теории циклов возникли в качестве реакции на неустойчивое положение капиталистической экономики, развитие которой периодически нарушалось кризисами. До 1930-х гг. господствующее полож

Происхождение и сущность денег
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют со

Виды денег
Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители, заместители).Действительные деньги – деньги, номинальная (обоз

Функции денег
Деньги выполняют следующие пять функций, это мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. 1. Функция денег как меры стоим

Функция денег как средства обращения
При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и разрыва между ними не было. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространст

Наличный и безналичный оборот денег
.Наличное денежное обращение – это сумма всех платежей, совершенных наличными деньгами в экономике за определенный период. Безналичное денежное обращение – это

Центральный банк, как главный элемент финансовой системы России
Центральный банк страны является главным элементом банковской системы любого государства. Исторически центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии (выпуска) банкнот.

Финансы как система экономических отношений и их функции
Фина́нсы (от лат. financia - наличность, доход) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе

Функции финансов
Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Финансовая система государства и ее элементы
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория они тесно связаны с государством, которому для выполнен

Понятие международных финансово-кредитных отношений
Международные финансовые отношения- это система наднациональных денежных отношений, опосредствующая движение капитала и денежных потоков в мировом хозяйстве. Их цель

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...