Отчисления во внебюджетные фонды руб. Проводки по начислению и оплате во внебюджетные фонды


Осуществление выплат во внебюджетные фонды — обязанность каждого работодателя. Что такое внебюджетные фонды, какие перечисления в них осуществляются, как отразить в учете операции по — на все эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Внебюджетным фондом называют государственный орган, финансовые ресурсы которого формируются за пределами государственного бюджета. Источник финансирования внебюджетных фондов — обязательные отчисления, которые осуществляют юридические лица с целью реализации социальных прав граждан. Именно поэтому внебюджетные фонды также называют социальными.

В настоящий момент в РФ действуют 3 основных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный, Фонд социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования ФФОМС).

Выплаты во внебюджетные фонда обязательны к перечислению. Базой начисления выплат являются доход сотрудника, выплачиваемый работодателем. К таким доходам относятся:

  • зарплата;
  • надбавка, доплата;
  • оплата по договору подряда, авторскому договору;
  • выходные пособия.

Страховые взносы начисляются работодателем на выплаты, получаемые сотрудником в рамках трудовых отношений, исполнителем по договору подряда, авторскому договору. Также начисление осуществляется на вознаграждение, выплачиваемое руководителю организации, если он является единственным ее участником.

Согласно изменениям в законодательстве, вступившим в силу в 2015 году, взносы во внебюджетные фонды (ПФР) также начисляются на доходы сотрудников-иностранных граждан, лиц без гражданства. При этом срок заключения и действия трудового договора значения не имеет.

Отражение операций с внебюджетными фондами в учете

Для учета операций по взносам во внебюджетный фонды используют счет 69. Для каждого из органов социальной защиты (Пенсионный фонд, ФСС по взносам на социальное страхование, ФФОМС) создают отдельный субсчет.

Типовые проводки по начислениям и перечислениям во внебюджетные фонды рассмотрим на примерах.

Социальные взносы с выплат по трудовым договорам

ООО «Маркер» в августе 2015 произвело начисление выплат в пользу сотрудников: зарплата — 1 350 000 руб., больничные пособия 54 500 руб. (в том числе 2700 руб. за первые 3 дня за счет организации).

Был произведен расчет суммы социальных взносов:

  • Пенсионный фонд — 1 350 000 руб. * 22% = 297 000 руб.
  • ФСС — 1 350 000 руб. * 2,9% = 39 150 руб.
  • ФФОМС — 1 350 000 руб. * 5,1% = 68 850 руб.

Бухгалтером ООО «Маркер» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
44 Начисление заработной платы 1 350 000 руб.
44 за первые 3 дня за счет ООО «Маркер» 2 700 руб. Больничные листы
69 ФСС Начисление больничных за счет ФСС (54 500 руб. — 2700 руб.) 800 руб. Больничные листы
44 69 ПФР Начисление взносов в Пенсионный фонд 297 000 руб. Ведомость расчета заработной платы
44 69 ФСС Начисление взносов в ФСС 39 150 руб. Ведомость расчета заработной платы
44 69 ФФОМС Начисление взносов в ФФОМС 68 850 руб. Ведомость расчета заработной платы

Расходы ООО «Маркер» на социальное страхование составили 800 руб., что больше начисленной суммы взносов за август (39 150 руб.). По этой причине ООО «Маркер» какие-либо перечисления в ФСС в августе 2015 не осуществляло. Часть непокрытых расходов ( 800 руб. — 39 150 руб. = 12 650 руб.) была учтена в сентябре 2015.

Социальные взносы с выплат по договору подряда

Между ООО «Глобус» и Кондратенко Ю.П. был заключен договор подряда на сумму 000 руб. (строительно-монтажные работы). Согласно условиям договора, Кондратенко был выплачен аванс в размере 10% от стоимости работ (4 300 руб.). Остаток средств был выплачен по факту выполнения работ (38 700 руб.).

В учете ООО «Глобус» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
76 Перечисление аванса Кондратенко по договору подряда 4 300 руб. Платежное поручение, договор подряда

Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.

Законодательные диспозиции указаывают на то, что ИП обязан вносить все предусмотренные взносы без каких-либо исключений. Ежегоджно нормы притерпевают прямые дополнения, поэтому порядок производства платежей, так же и их размер меняются. Далее мы расскажем и федеральных взносах и платежах, какие необходимо будет проводить в 2018 году. Параллельно приведем и некоторые региональные тарифы.

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2018 году сколько составляют?

В связи с индексацией МРОТ с 1-го января 2018 все фиксированные страховые (основные) взносы и налоги ИП за себя более повысились. Сейчас ИП с общим годовым зарботком в 300 000 рубл. и меньше платят лишь два платежа в своем отношении на итоговую сумму в 23 153,33 рубл.

Официальные индивидуальные предприниматели с общим доходом больше 300 000 рубл. вносят за себя (плюс к обозначенной сумме 23 153 рубл.) далее 1% от прибыли, какя превышает 300 000 рубл.

Так же ИП платят прописанные фиксированные страховые фонды в отношении себя посредством единого расчетного документа (или одной квитанцией/ официальным платежным поручением). ПФР сейчас самостоятельно разделяет всю уплаченную сумму на исчисленную страховую и накопительную доли (если таковая есть). Т.е необходимо следующее:

  • платить налоги допускается или поквартально, или один раз в текущий год;
  • всю сумму оплаченных указанных взносов можно сократить и налог УСН «прибыль» (6%).

Индивидуальные предприниматели зачисляют социальные взносы в ФОМС. Это еще один внебюджетный орган. Фиксированный страховой платеж в ФФОМС на 2018 год равняется 316,40 рубл. в мес. (получается 949,21 руб. по кварталу, 3796,85 руб. за год). Зачисления в государственный ФФОМС по прибыли большей 300 000 рубл. не предусматриваются.

Таблица страховых взносов во внебюджетные фонды 2018

Все обозначенные квитанции оформляются только по форме №(пропись) ПД или по образцу № ПД-4сб (удержание) и принимаются к зачислению только в Сбербанке (когда у индивидуального предпринимателя имеется расчетный счет в стороннем банке, значит платить следует и с такового, никакие дополнительные комиссии по такому не снимаются). При структуризации квитанции на платежи взносов по внебюджетным направлениям, следует знать указанне КБК (или — Коды Бюджетной Классификации). Все КБК всегда можно просмотреть на ресурсе ПФР.

Когда вы прямозарегистрированы в должном качестве ИП только по началу года — платить внебюджетные взносы следует не за текущий год, но за все то время, что субъекты зарегистрированы (для приблизительного расчета государственного платежа и внесения всех квитанций нужно использовать бухгалтерский ресурс). Когда совмещаеся работа ИП с деятельностью по трудовому договору, а начальник уже делает внебюджетные платежи — и здесь все равно нужно делать все платежи указанные и фиксированные только уже лица ИП.

Таблица:



Платежи во внебюджетные фонды в 2018 году для ИП

После этого оплаченные квитанции внебюджетных платежей обязательно сохраните. Потому что отчетность с 2012-го г. для ИП без рабочих (исчисляющих только за себя) — упразднена. Чтобы проследить, дошли ли все платежи до места истребования — позвоните в адресное районное управление ПФР и свяжитесь с сотрудником, уполномоченным за ИП без штата. Далее всю сумму внесенных отчислений можно сократить сумму прописанного налога (какой платится по системе 6% «прибыль»). Это простой способ сэкономить на государственных фондах. Обозначенные Фиксированные страховые фонды рассчитываются на показателях МРОТ, действующего на положение 1-го января 2018 года. При индексации МРОТ в России в течение периода страховые государственные зачисления по состоянию год НЕ изменяются.

Порядок расчета страховых взносов во внебюджетные фонды

Все предприятия и предприниматели обязаны начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Тарифы таких платежей регулирует государство в зависимости от вида деятельности субъекта, его правовой формы, территориального расположения и других условий. Разберемся, как необходимо отчислять взносы в государственные внебюджетные фонды в 2018 году.

Что такое – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды?

Общее понятие страховых взносов (СВ) включает в себя три вида отчислений. Это суммы по обязательному пенсионному, медицинскому, социальному страхованию. Отдельно начисляются взносы по травматизму и профзаболеваниям (о них вы можете узнать в отдельной статье). Обязанность по исчислению и уплате таких платежей лежит на работодателях, включая предпринимателей с наемными сотрудниками. При ведении деятельности ИП самостоятельно, бизнесмен платит только фиксированные суммы «за себя» (подробнее в этом материале).

Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

С 01.01.17 г. законодательное регулирование страховых взносов осуществляется согласно главе 34 НК. Здесь определены в том числе и тарифы – основные (отдельно для 2017-2020 гг.), пониженные, дополнительные , а также для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 429 НК РФ). Поскольку теперь страховые взносы в государственные внебюджетные фонды курируются налоговыми инспекциями, уплата всех сумм, кроме травматизма, производится в ИФНС.

Общие тарифы СВ на 2018 г.:

  • Пенсионные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 22 %, сверх лимита – 10 %.
  • Медицинские платежи – лимиты не установлены: тариф единый – 5,1 %.
  • Социальные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 2,9 %, сверх лимита – не платятся.

Обратите внимание! Размер предельного лимита базы для пенсионных отчислений на 2018 г. равен 1 021 000 руб., для социальных – 815 000 руб. (постановление № 1378 от 15.11.17 г.). Определение величины базы производится по каждому сотруднику отдельно.

Как выполняются отчисления в государственные внебюджетные фонды

Чтобы бухгалтер правильно рассчитал и начислил в учете СВ, необходимо делать вычисления по каждому работнику отдельно. Такие расчеты выполняются ежемесячно, а для контроля предельных величин лимитов налогооблагаемая база рассчитывается нарастающим способом. Если у работодателя возникает право по применению уменьшенных (не льготных) процентных ставок, с суммы, превышающей лимит, необходимо отчислить на ОПС/ОСС не 22 %/2,9 %, а 10 %/0 % соответственно.

Выполненные отчисления в государственные внебюджетные фонды относятся на себестоимость производимой продукции. Проводки имеют запись по кредиту сч. 69 (с разбивкой по субсчетам видов страхования) и дебету затратных счетов – 20, 44, 25, 26, 23 и т.д. Группировка сч. 69 на субсчета второго и третьего порядка помогает отследить, по какому виду начислены СВ – социальному (69.1), медицинскому (69.3) или пенсионному (69.2) страхованию. Нормативный срок уплаты сумм установлен, как 15-ое число последующего за расчетным месяца (п. 3 стат. 431 НК РФ).

В конце 2011 года в ряд законодательных актов о страховых взносах были внесены значимые изменения. Новые положения должны применяться с 1 января 2012 года. В статье Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, анализирует нововведения, относящиеся к пенсионному, социальному страхованию работников (в том числе от несчастных случаев на производстве). Приводится актуальная информация об индексации «детских» пособий, а также о порядке взимания и суммах возможных штрафов.

Предельная величина базы для начисления

Правительство РФ установило предельную величину базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 год. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 сумма будет увеличена по сравнению с 2011 годом (463 тыс. руб.) в 1,1048 раза и составит 512 тыс. руб.

Тариф снизится с 34 % до 30 %, но будет регрессивным

Напомним, что в 2011 году страховые взносы уплачивались теми, кто не имел льгот по ставке 34 процента (в ПФР - 26 %, в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %). Предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимались.

ст. 3 Закона № 167-ФЗ

Пониженный (льготный) тариф

ст. 58 Закона № 212-ФЗ

подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , ):

  • от 12.04.2010 № 61-ФЗ );

ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Увеличиваются штрафы

ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

ст. 46.1 Закона № 212-ФЗст. 15.33 КоАП РФ).

С 2012 года страховая часть пенсии будет состоять из (ст. 3 Закона № 167-ФЗ): солидарной части страховых взносов; индивидуальной части взносов.

Размер будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов (взносы на накопительную часть пенсии).

Из солидарной части формируется общий, страховой счет ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров (тех, кто не попадал под обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и прочие солидарные выплаты.

По существу, солидарная часть - это бывшая часть «федеральный бюджет» в составе ЕСН. Раннее данную функцию по разделению взносов осуществлял ПФР, поскольку на лицевой счет застрахованного лица поступали не все взносы, а только в пределах 16 %. Что происходит с остальной 10-процентной частью страхового взноса, граждане не знают.

Эксперты указывают, что пенсионная система с такими изменениями все больше приобретает черты распределительной модели. Происходит подмена понятия страхового взноса, и по факту идет возврат к единому социальному налогу, где была нераспределяемая часть. Регрессия уже была при ЕСН. Теперь же принцип страхования пропадает окончательно. Максимум, что остается, - это накопительная часть пенсии.

Пониженный (льготный) тариф

Напомним, что в 2011 году льготные категории (ст. 58 Закона № 212-ФЗ) платили страховые взносы по ставке 26 %. Для плательщиков, применявших в 2011 году льготный тариф в размере 26 %, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды понизится до 20 %. Тарифы составят в ПФР - 20 %, в ФСС - 0 % и в ФОМС - 0 %. При этом не надо будет начислять взносы на выплаты, превышающие 512 тыс. руб. Как будут оплачиваться больничные при этом, пока не ясно, потому что никаких изменений в законодательство об оплате пособий по временной нетрудоспособности не внесено. Возможен возврат к старому порядку, когда больничные оплачивал работодатель на УСН, а не ФСС РФ.

В состав льготников, которые будут платить взносы по ставке 20 %, дополнительно вошли (новые подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , 10 – 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • субъекты малого предпринимательства в производственной и социальной сферах;
  • некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения;
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке;
  • организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности которых является транспорт и связь, либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, либо производство гнутых стальных профилей, либо производство стальной проволоки;
  • организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).

Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться и в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности для следующих субъектов:

  • аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности (новый п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В случае потери права на применение льготных тарифов в течение расчетного периода «упрощенцам» не надо будет платить пени по доначисленным взносам. То же касается и льгот для средств массовой информации (ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Уточнены критерии для права применения льготного тарифа для СМИ. Если ранее порядок подтверждения основного вида деятельности должен был прописываться Правительством РФ, то теперь этот порядок прописан в самом Законе № 212-ФЗ (ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Взносы в ПФ РФ для самозанятых

«Самозанятыми» являются индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и др., которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в ПФР и ФОМС.

Тарифы, по которым рассчитываются взносы предпринимателей «за себя», остались прежними, т. е. ПФР - 26 %, ФОМС - 5,1 %. Все изменения по уменьшению тарифов, принятые для работодателей, «самозанятых» лиц не касаются. О применяемых ставках для расчета этих взносов даже внесли пункт в , т. к. этот вопрос возникал при расчете взносов, исчисляемых исходя из стоимости страхового года.

Изменен срок уплаты взносов при прекращении предпринимательства физлица, приостановления статуса адвоката, прекращения полномочия нотариуса. Теперь окончательный расчет по взносам в ПФР и ФОМС надо производить в срок 15 календарных дней включительно со дня госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Следует внимательно ознакомиться с нововведениями, в том числе лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (). С его помощью фонды смогут присылать акты и решения по проверкам, требования об уплате недоимки, о представлении документов на ревизию, решения о взыскании. Компании также смогут подавать документы на проверку по каналам связи. Для этого фонды должны утвердить порядки представления документов.

Увеличиваются штрафы

Рядом поправок вводятся штрафы за нарушение порядка уплаты страховых взносов.

Вводится штраф за нарушение электронной формы расчета (РСВ-1) - 200 руб. (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

За несообщение фондам о счетах в банках штраф составит 5 000 руб. (новая ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ). До сих пор за это могли оштрафовать лишь должностных лиц на 1 000-2 000 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ).

Также в пункте 2 статьи 48 увеличен штраф за отказ или непредставление в установленный срок документов (с 50 руб. до 200 руб. за каждый документ).

С 2012 года отменяется штраф за опоздание с расчетом на 180 дней: будет общий штраф за просрочку независимо от ее продолжительности.

Теперь в статье 46 Закона № 212-ФЗ установлено, что непредставление в срок РСВ-1 влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб. Иными словами, минимальный штраф за несдачу отчета составит 1 000 руб. (сейчас 100 руб.). А максимальный штраф составит 30 % (сейчас процент не ограничен), сам штраф будет считаться от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода.

Выплата пенсионных накоплений

Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ установлено, что накопительная часть трудовой пенсии будет носить пожизненный характер.

В некоторых случаях накопления можно будет получить единовременно. Сделать это смогут все застрахованные, получающие трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, а также лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости. Порядок единовременной выплаты определяется Правительством.

Накопления, которые сформированы за счет взносов по госпрограмме софинансирования, а также материнского капитала, разрешено выплачивать в срочном порядке - не менее 10 лет. Этот порядок будет единым для ПФР и Негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Кроме того, эти два вида накоплений, хотя и сформированных во многом за счет государственных средств, разрешено наследовать. Правопреемниками накоплений, полученных за счет добровольных взносов по программе софинансирования, остается тот же круг «первой очереди» (переживший супруг, дети, родители), что и по «личным» накоплениям. Что касается накопленных материнских денег - тут круг правопреемников сужен до ближайших членов семьи, которым и предназначался семейный капитал, - то есть супругу и детям.

Рассчитываться накопительная пенсия будет с учетом так называемого «ожидаемого периода выплаты». На этот показатель, выраженный в месяцах, делится вся сумма накоплений, и в итоге получается размер ежемесячной выплаты. Сначала предполагалось, что НПФ этот показатель будут рассчитывать самостоятельно, а для ПФР он будет равен 19 лет. В итоге решено, что этот показатель будет единым и для ПФР, и для НПФ: в 2012 году - 18 лет. Начиная с 2013 года, его будет определять отдельный федеральный закон на основании официальных статданных по продолжительности жизни пенсионеров.

Кроме того, создается выплатной резерв для накопительной части пенсии. И решено, что ежегодно эти выплаты будут корректировать.

Взносы на страхование от НС и ПЗ

Тарифы сохраняются

Тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве сохраняются на прежнем уровне. Напомним, что всего установлено 32 страховых тарифа (от 0,2 процента до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Закон также сохраняет льготы по уплате страховых взносов в размере 60 % от существующих тарифов для организаций любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов.

Работодатели, допустившие несчастные случаи, будут расплачиваться за это три года

Страховой взнос «от несчастных случаев» платят в ФСС РФ все страхователи. Размер тарифа зависит от отрасли, к которой относится предприятие (чем опаснее направление деятельности, тем выше тариф), и от индивидуальных показателей работы.

Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ внес изменения в статьи 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

С 1 января 2012 года работодатель обязан предоставлять в ФСС РФ информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ в новой редакции). Порядок предоставления сведений будет прописан в правилах установления скидок и надбавок к страховым взносам. Эти сведения будут использоваться для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу (ст. 22 Закона № 125-ФЗ). При этом расчет будут производить по итогам работы организации за три года с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест). В настоящее время при расчете принимаются сведения за предшествующий год.

Как и ранее, размер надбавки или скидки не может быть более 40 %.

Но если произошел страховой случай со смертельным исходом, скидка страхователю устанавливаться не будет на протяжении трех лет. Смысл нововведений в том, чтобы создать условия, когда работодателю будет выгоднее обеспечить безопасные условия труда, чем потом платить штрафы и повышенные тарифы.

Кроме того, пункт 3 статьи 17 Закона № 125-ФЗ дополнен положениями, согласно которым в порядке, определяемом Правительством РФ, будет утверждаться и порядок предоставления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах, а также правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Ранее порядок утверждения указанных правил ежегодно устанавливался федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и плановый период.

"Детские" пособия

Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлено, что пособия, которые выплачивает работодатель, подлежат индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из прогнозного уровня инфляции (ст. 4.2).

В частности, индексации подлежат:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком.

Федеральный Закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ (ст. 10) установил, что с 1 января 2012 года будут проиндексированы на коэффициент 1,06 госпособия гражданам, имеющим детей. В частности, с 1 января 2012 года детские пособия, выплачиваемые работодателем, равны:

  • 465,20 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (в 2011 году - 438,87 руб.);
  • 12 405,32 руб. - единовременное пособие при рождении ребенка (в 2011 году - 11 703,13 руб.);
  • 2 326,00 руб. и 4 651,99 руб. - минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за первым и вторым и последующими детьми соответственно (в 2011 году - 2 194,34 руб. и 4 388,67 руб.).

Материнский капитал

Размер материнского (семейного) капитала пересмотрен с учетом темпов роста инфляции и также установлен Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ . В 2012 году он составит 387 640,30 руб.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...