Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии. Реферат: Классическая политическая экономия


Методология классической политэкономии представлена в работах выдающихся основателей этой школы: А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817 г.), Н. Сениора, Дж.Милля и др. А. Смит считал предметом экономической науки – экономическое развитие и рост благосостояния общества, развитие экономики опирается на материальные ресурсы общества. Основные положения методологии А. Смита следующие:

Интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;

- «экономический человек» есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;

Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;

Погоня за прибылью и свободная торговля оцениваются как деятельность, выгодная всему обществу;

На рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, который максимально выгоден как отдельным лицам, так и всему обществу;

Признание действия объективных экономических законов;

Количественный подход к экономическим закономерностям (нахождение количественных соотношений между такими категориями как стоимость, заработная плата, прибыль, рента, процент и т.д.);

Использование в исследованиях абстрактного метода.

В итоге он делал вывод о том, что государственное регулирование должно быть минимальным.

А. Смит описывал свой метод исследования как систему рассуждений при которой мы вначале задаемся «некими принципами, очевидными или доказанными, исходя из них объясняем ряд явлений, связывая все воедино общей логикой рассуждения». А. Смит связывал науку с «удивлением», это позволяет делать неожиданные открытия и восхищаться.

Д. Рикардо считал, что главная задача экономической науки – это выявление экономических законов, управляющих распределением продукта между классами. Он сформулировал экономический закон – « закон падения нормы прибыли», создал теорию земельной ренты. Д. Рикардо считал экономическую теорию наукой не в силу применяемых ею методов, а благодаря достоверности ее выводов.

Н. Сениор утверждал, что экономическая наука основывается на «немногочисленных общих предпосылках, которые вытекают из наблюдений за окружающей действительностью или здравого смысла и которые почти каждый человек, едва услышав о них, признал бы справедливыми, поскольку они совпадают с его собственными наблюдениями».



Н. Сениор выделял следующие предпосылки:

1) каждый человек стремится максимизировать свое благосостояние с минимально возможными усилиями;

2) численность населения растет быстрее объема ресурсов, необходимых для его пропитания;

3) труд, вооруженный машинами, может производить положительный чистый продукт;

4) в сельском хозяйстве норма отдачи убывает.

Джеймс Милль определял экономическую науку как «ментальную». Она интересуется человеческими мотивами и способами поведения людей в экономической жизни. Милль выделял следующие мотивы: стремление к богатству, жажду свободного времени, неэкономические мотивы (привычки, обычаи). Политическую экономию он считал абстрактной наукой, которая пользуется априорным методом, т.е. способом философствования, не имеющего вообще никакого отношения к опыту. Априорный метод – это способ рассуждать, отталкиваясь от некоей выдвинутой гипотезы. Поскольку гипотеза – это предпосылка, она может не иметь фактического основания, и в этом смысле можно сказать, что выводы политэкономии, как и выводы геометрии, верны лишь абстрактно, т.е. при некоторых предположениях. Таким образом, Дж.Милль под политэкономией как наукой понимал дедуктивный анализ, основанный на некоторых психологических предпосылках и абстрагирующийся от всех экономических аспектов человеческого поведения. Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным, вывод частных положений из какой-либо общей мысли (противоположное индукции). Милль считал, что экономические законы действуют как тенденции.

Основные методологические положения классической политэкономии можно выразить в следующих пунктах:

1 Классическая политэкономия – это теория богатства. Она изучала экономику преимущественно на выходе, со стороны материального результата производственной деятельности – общественного продукта, его структуры и динамики. Продуктовая теория классической школы использовалась в дальнейшем в исследованиях К.Маркса, В.Леонтьева и др., в экономической статистике, в различных теориях роста. Ее эмпирическая база и методы – работа с макроэкономическими данными;



2 Классическая школа – это школа именно политической экономии, а не экономикс. Она не просто проводила анализ экономических явлений, а пыталась рассмотреть их в связи с политическими, культурными, правовыми и иными отношениями в обществе. Теоретикам этой школы был присущ синтетический, интегрирующий подход;

3 Классическая школа стремилась создать предельно абстрактную картину экономической действительности. Это привело в значительной степени к разрыву между теоретическим и эмпирическим базисом в научном исследовании и дало почву для критики этого направления со стороны К.Маркса и немецкой исторической школы (В.Рошера, Г. Шмоллера и др.);

4 Классическая политэкономия по преимуществу взяла на вооружение качественную методологию исследования экономических явлений, что приводило к наличию больших погрешностей в их выводах и вызвало последующую волну критики со стороны других направлений.

А.Смит и Д.Рикардо положили начало трудовой теории стоимости. А.Смит ввел в научный оборот и разграничил потребительную и меновую стоимости товара: «Слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание этим предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую-меновой стоимостью.

А.Смит начинает свое исследование с разделения труда, играющего важную роль в увеличении производительности труда и в росте национального богатства. Именно с разделением труда у него связано представление об «экономическом человеке». Эта категория лежит в основе анализа стоимости, обмена, денег, производства. Стоимость, по Смиту, определяется не затраченным трудом одного конкретного человека, а средним, необходимым для данного уровня развития производительных сил. Д. Рикардо доказал, что единым критерием определения стоимости является труд, затраченный на производство товара и измеряемый затратами рабочего времени. Он более четко провел различия между потребительной стоимостью товара и его стоимостью и показал, что при производстве стоимость товара определяется затраченным трудом.

1 История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашовой - М., 2001.

2 История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. - М., 1998.

3 Орехов, А.М. Методы экономических исследований / А.М. Орехов.- М., ИНФРА-М, 2009.

4 Риккардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Риккардо // Соч.: в 3т., М.: Политиздат, 1955.

5 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит. - М.: Эконов, 1991.- Т.1, С.36-37.

Контрольные вопросы

1 Охарактеризуйте основные положения методологии А.Смита.

2 Дайте характеристику метода исследования А.Смита.

3 Назовите заслуги Д. Рикардо в развитии экономической науки.

4 Дайте характеристику основных методологических положений классической политэкономии.

Темы рефератов

1 Методология классической политэкономии.

2 Методы исследования экономистов классической школы.

3 Характеристика основных работ А.Смита.

4 Характеристика основных работ Д.Рикардо.

1.Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.

2.Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества.

3.Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

4.Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Русскими представителями классической школы принято считать Н. С. Мордвинова(1754–1845),декабриста Н. Тургенева(1789–1871),М.М.Сперанского(1772–1839)идр.ВXVIII-первойполовинеXIXв.Россияоставаласьстраной,вкоторойгосподствовалокрепостноеправо. Поэтому анализ таких категорий капитализма, как «цена», «прибыль», «стоимость»идр.,которымиинтересоваласьклассическаяшколаполитэкономии, не был для России актуальным. Гораздо более важным являлось другое - найти способы и средства, которые помогли бы «вытянуть» страну из отсталости, избавить от крепостничества и направить напутьразвитиясвободногопредпринимательства.КонцепцияА.Смита предполагала развитое промышленное государство. Именно эта сторона учения Смита подкупала его русских поклонников, к числу которых в XIX в. примкнули С. Ю. Витте(1849–1915),П. А. Столыпин

(1862–1911)и др.

Тема 4. Марксизм

Как логическое продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо в середине XIX в. появился марксизм. Основатель марксизма Карл Маркс

(1818–1883)родился в Трире в семье адвоката, закончил юридический факультет Берлинского университета, имел ученую степень доктора философских наук, умер и похоронен в Лондоне на Хайгетском кладбище. Главный труд его жизни «Капитал», сделавший его одним из трех величайших экономистов мира, Ф. Энгельс назвал «библией рабочего класса». «Капитал» состоит из четырех томов.

Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г. и называется «Процесс производства капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 г. (издан Ф. Энгельсом) и называется «Процесс обращения капитала».

Четвертый том «Капитала» опубликован Каутским в1905–1910гг. иназывается«Теорииприбавочнойстоимости».Внем в форме полемики с предшественниками содержится подробная критика истории центрального пункта политэкономии - теории прибавочной стоимости­ .

Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью - открытие экономических законов капитализма . Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость - это неоплаченный труд рабочего), а ееприсвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства .


Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, так как простых ответов на эти вопросы не существует.

Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не подтвердились.

Сторонники Маркса полагают, что Маркс прав, так как тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-хгг., а ныне существующая рыночная экономика - это уже иная модель, которая является новым, предсказанным Марксом этапом на пути к обществу, которое он назвал «положительным гуманизмом».

Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России . Оно было подхвачено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, М. А. Бакуниным, первым инициатором перевода «Капитала» на русский язык Г. А. Лопатиным и др.

В течение 70 лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата застоем. Теория Маркса, лишившись развития, превратилась в догму. В результате самоизоляция марксизма привела его к глубокому кризису.

Оценивая научные достижения К. Маркса, можно сделать следующие выводы .

1.Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

2.Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон,Фурье) и в течение 70 лет являлось государственной идеологией в СССР.

3.Его учение об общественно-экономическихформациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.

4.Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:

♦♦раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абст­рактный);

♦♦вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);

♦♦развить учение о прибавочной стоимости; ♦♦раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;

♦♦развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;

♦♦разработать теорию воспроизводства и кризисов.

После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического ,кейнсианского иинституционально-социологического .

Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII веке. Классической ее называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Ее основатель – Уильям Петти. Предметом изучения политической экономии, по его мнению, является анализ проблем сферы производства, т.к. создание и приумножение богатства происходит исключительно в отраслях материального производства.

Петти выделяет четыре фактора производства: земля и труд – основные, квалификация работника и средства его труда – не основные. Таким образом, он рассматривал два мерила стоимости – труд и землю.

Важное место в его трудах занимает трудовая теория стоимости. Он различал рыночные и естественные цены. Естественная цена, или стоимость, определяется затраченным на производство товара трудом. Рыночная или политическая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал ренту как разницу между стоимостью товара и заработной платой, которая необходима для поддержания жизни работника.

Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. По его мнению, она должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определенное число лет.

То, что У.Петти высказал в форме догадок, Адам Смит (1723-1790) обосновал как систему, развернутую концепцию, изложенную в знаменитом труде ученого «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нем он выделяет предмет изучения экономической науки – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

При объяснении экономических явлений А.Смит исходит из предположения о неизменности природы человека. В основе всех экономических процессов лежит эгоизм. Общее благо складывается вследствие действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к своей выгоде. Экономические отношения людей формируются спонтанно. В его учении впервые показана огромная роль свободного рынка как регулятора производства. Именно от него пошло ставшее крылатым выражение «невидимая рука рынка». Не отвергая полностью участие государства в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

Источником богатства Смит считает производство, условием роста богатства выдвигает повышение производительности труда, которое объясняется разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену, а глубина разделения труда связана с объемом рынка. В товаре он выделяет две составляющие: меновую ценность и потребительную ценность. При этом труд выступает как источник и мера ценности. Смит выделяет три основных вида дохода: заработную плату, прибыль и ренту.


Он впервые ввел категории валового и чистого дохода. Валовый доход – это совокупный общественный продукт, включающий все материальные затраты, в том числе и повторно учитываемые при последовательной переработке на разных стадиях технологического процесса. Чистый доход – это только вновь созданная ценность.

Помимо этого Смит внес значительный вклад в теорию стоимости, учение о доходах, капитале, происхождении денег, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Давид Риккардо (1772 – 1823). Он строит свою концепцию на трудовой теории стоимости. Полезность он рассматривает как необходимую предпосылку ценности, то есть то, что не имеет полезности, не может иметь меновой ценности.

Риккардо выводит закон денежного обращения: при неизменности количества товаров и их цены количество денег, необходимых для обращения, зависит от ценности денег. Так, он приходит к количественной теории денег, к выведению ценности денег из их количества.

Основной проблемой политической экономии Риккардо считал проблему распределения. Источник всех доходов – труд. Величина и соотношение доходов отдельных классов определяются не их вкладом в создание благ, а совершенно другими факторами. Теория заработной платы Риккардо сводится к положению о том, что оплата труда регулируется стоимостью минимума средств существования рабочих и не может на длительный срок подняться над этим уровнем. Рассматривая взаимосвязь между размерами прибыли и заработков рабочих, Рикардо пришел к выводу, что рост номинальной заработной платы ведет к уменьшению прибыли.

Особое место в его трудах занимает теория земельной ренты. По мнению Риккардо, природа в создании ренты не участвует, и не определяет уровень цен. На рынке не может существовать различных цен на одинаковую продукцию. Цена на зерно, выращенное в благоприятных для земледелия районах, устанавливаются на уровне, соответствующем величине затрат на худших землях. В результате производители, находящиеся в наилучших условиях, то есть имеющие лучшие земли, получают дополнительный доход – земельную ренту.

Определенный вклад был внесен Риккардо в теорию о внешней торговле, и прежде всего принцип сравнительных преимуществ. Согласно его учению от международного обмена выигрывают все страны, потому каждая страна получает возможность экономить затраты своего труда, специализируясь на производстве тех товаров, которые в данной стране выгоднее производить, но не по сравнению с другими странами, а по сравнению с производством других товаров в данной стране.

Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое предположение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд не является единственным источником богатства. В создании полезности участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.

Широкое распространение получила теория рынков Сэя. Он пришел к выводу, что поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен, возможны лишь частные диспропорции; каждый заинтересован в благополучии всех, процветание одного производства благоприятно для всех других производств; те слои населения, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют богатству страны, а разоряют ее.

Последний тезис опровергает другой последователь А.Смита – Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834), приобретший широкую известность сочинением «Опыт о законе народонаселения». Он провозгласил, что главная и постоянная причина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между ограниченными ресурсами природы и притязаниями умножающегося населения. В связи с этим, одной из главных причин войн Т.Мальтус считал «недостаток места и продовольствия». Население, по его расчетам, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Отсюда следует, что помощь нуждающимся беднякам не имеет смысла, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Представители классической школы очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего невозможно было бы ее дальнейшее развитие.

Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней исто­рии классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции в части предмета и метода изучения и дать им соответствующую оценку. Они могут быть сведены к следующему обобщению.

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической поли­тике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и приме­нение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. Одновременно подход с классовых позиций на наблюдаемые «законы производства» и «про­изводительный труд» снимал любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции пред­сказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. В результа­те свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, производительного и непроизводитель­ного труда стало причиной недооценки закономерной взаимосвя­зи хозяйствующих субъектов этих сфер («человеческого фактора»), обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.

Таким образом, приняв в качестве предмета изучения только проблематику сферы производства, экономисты-классики, гово­ря словами М.Блауга, «подчеркивали, что выводы экономической науки в конечном счете основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции» 16 .

Более того, классики при решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, как выразился Н.Кондратьев, «оценочно». По этой причине, полагает он, полу­чались «...ответы, которые имеют характер оценочных максим и правил, а именно: строй, опирающийся на свободу хозяйствен­ной деятельности, является наиболее совершенным, свобода тор­говли наиболее благоприятствует процветанию нации и т.д.» 17 . Это обстоятельство также не способствовало объективности и после­довательности экономического анализа и теоретического обобще­ния классической школы политической экономии.

Во-вторых, опираясь на каузальный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики (в от­личие от меркантилистов) пытались выявить механизм происхож­дения стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стра­не, а в связи с издержками производства или, по другой трактов­ке, количеством затраченного труда. Несомненно, со времен клас­сической политической экономии в прошлом не было другой эко­номической проблемы, и на это также указывал Н.Кондратьев, которая бы привлекала «...такое пристальное внимание экономи­стов, обсуждение которой вызывало бы столько умственного на­пряжения, логических ухищрений и полемических страстей, как проблема ценности. И вместе с тем, кажется, трудно указать дру­гую проблему, основные направления в решении которой остались бы столь непримиримыми, как в случае с проблемой ценности» 18 .

Однако затратный принцип определения уровня цен классической школой не увязывался с другим важным аспектом рыночных эко­номических отношений - потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага. Поэтому вполне справедливо мнение Н.Кондратьева, который писал: «Предшествующий экскурс убеж­дает нас в том, что до второй половины XIX века в социальной экономии нет сознательного и отчетливого разделения и различе­ния теоретических суждений ценности или практических. Как пра­вило, авторы убеждены, что те суждения, которые фактически являются суждениями ценности, являются столь же научными и обоснованными, как и те, которые являются суждениями теоре­тическими» 19 . Несколько десятилетий спустя (1962) во многом похожее суждение высказал и фон Мизес. «Общественное мне­ние, - пишет он, - до сих пор находится под впечатлением на­учной попытки представителей классической экономической те­ории справиться с проблемой ценности. Не будучи в состоянии раз­решить очевидный парадокс ценообразования, классики не мог­ли проследить последовательность рыночных сделок вплоть до конечного потребителя, но были вынуждены начинать свои пост­роения с действий.бизнесмена, для которого потребительские оценки полезности являются заданными» 20 .

В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами клас­сической школы единственной исходной категорией экономическо­го анализа, от которой как на схеме генеалогического древа отпоч­ковываются (вырастают) другие производные по своей сути кате­гории 21 . Кроме того, подобного рода упрощение анализа и систе­матизации привело классическую школу к тому, что само эконо­мическое исследование как бы имитировало механическое следо­вание законам физики, т.е. поиск сугубо внутренних причин хо­зяйственного благополучия в обществе без учета психологических, моральных, правовых и других факторов социальной среды.

Указанные недостатки, ссылаясь на М.Блауга, отчасти можно было бы объяснить невозможностью в общественных науках всеце­ло контролируемого эксперимента, вследствие чего «экономистам для того, чтобы отбросить какую-либо теорию, нужно гораздо боль­ше фактов, чем, скажем, физикам» 22 . Сам М.Блауг, однако, уточ­няет: «Если бы выводы из теорем экономической теории поддава­лись однозначной проверке, никто бы никогда не услышал о нере­алистичности предпосылок. Но теоремы экономической теории невозможно однозначно проверить, поскольку все предсказания имеют здесь вероятностный характер» 23 . И все-таки, если не избе­гать снисхождений, то можно согласиться с Л.Мизесом о том, что «многие эпигоны экономистов-классиков видели задачу экономи­ческой науки в изучении недействительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений» 24 .

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения благосостояния народа, классики не просто исходи­ли (вновь в отличие от меркантилистов) из принципа достиже­ния активного торгового баланса (положительного сальдо), а пы­тались обосновать динамизм и равновесность состояния эконо­мики страны. Однако при этом, как известно, они обходились без серьезного математического анализа, применения методов мате­матического моделирования экономических проблем, позволяю­щих выбрать наилучший (альтернативный) вариант из определен­ного числа состояний хозяйственной ситуации. Более того, клас­сическая школа достижение равновесия в экономике считала авто­матически возможным, разделяя упомянутый выше «закон рын­ков» Ж.Б.Сэя.

Наконец, в-пятых, деньги, издавна и традиционно считавши­еся искусственным изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми. Среди классиков единственным, кто требовал упразднения денег, был П.Буагильбер. В то же время многие авторы классической школы вплоть до середины XIX в. не придавали должного значения разнообразным функциям денег, выделяя в основном одну - функцию средства обращения, т.е. трактуя денежный товар как вещь, как техническое средство, удоб­ное для обмена. Недооценка же других функций денег была обу­словлена недопониманием обратного влияния на сферу производ­ства денежно-кредитных факторов.

Вопросы и задания для контроля

1. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения клас­сической политической экономии? Охарактеризуйте противопо­ложную сущность и направленность принципов протекционизма и laissezfaire.

2. В чем преимущества и недостатки предмета изучения и методоло­гии экономического анализа классической политической экономии по сравнению с меркантилизмом? Объясните, почему нельзя рас­сматривать источник национального богатства либо в сфере обра­щения, либо в сфере производства.

3. Выделите критерии периодизации этапов эволюции «классической школы». Приведите аргументы К.Маркса о времени завершения «буржуазной классической политической экономии».

4. В чем сущность общих признаков классической политической эконо­мии? Почему «классики» недооценивали принцип «деньги имеют значение» в создании национального богатства и исходили из прин­ципа саморсгулирусмости и автоматического равновесия экономики?

5. Объясните несостоятельность затратного принципа определения сто­имости товаров и услуг «классиками» по трудовой теории или те­ории издержек производства.

Аникин А.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1985. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.

Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Про­гресс, 1979.

Жид Ш., Рист III. История экономических учений. М.: Экономи­ка, 1995.

Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М.: Экономика, 1993.

Леонтьев В.В. Экономические эссе. М.: Политиздат, 1990.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета экономической науки //THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.

Самуэльсон П. Экономика: В 2-х т. М.: НПО «Алгон», 1992.

Селигмен Бен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Лекция 5. Первый этап эволюции классической политической экономии

Данная тема познакомит с тем:

Что У.Петти и П.Буагильбер являются родоначальниками трудо­вой (затратной) теории стоимости товаров и услуг;

Что с появлением учения физиократов «классики», продвигаясь дальше, «попали в колею статического представления» (И.Шум­петер), но в то же время обозначили «уже систему теоретических экономических взглядов» (Н.Кондратьев);

Как физиократы «в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала» и стали «настоящими отцами современной политичес­кой экономии» (К.Маркс);

Какой смысл вкладывали идеологи физиократизма в введенное ими понятие «чистый продукт»;

Какие первые варианты деления общества на классы были предло­жены физиократами;

Что представляла собой первая аналитическая концепция круго­оборота хозяйственной жизни в выдвинутой Ф.Кенэ теории вос­производства.

    Шпаргалки

  • 138.5 КБ
  • скачан 1297 раз
  • добавлен 04.01.2011

Д.э.н., профессор Я.С. Ядгаров

Тесты по темам ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.

Экономические учения Древнего мира и средневековья

1. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения: простой

1) натурально-хозяйственной идеологии

2) меркантилистской идеологии

3) идеологии классической политической экономии

2. Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще: средний

1) однонаправленное развитие

2) неоднонаправленное развитие

3) неприятие «старых» идей и теорий

3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее: простой

1) прошлое

2) настоящее

3) прошлое и настоящее

4. Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории: простой

1) отдельных экономистов

2) школ экономической мысли

3) отдельных экономистов и школ экономической мысли

5. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали: простой

1) денежное хозяйство

2) натурально-хозяйственные отношения

3) либеральные рыночные отношения

4) крупную торговлю

5) ростовщические операции

6. Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап: простой

1) меркантилизма

2) физиократического учения

3) смитианского экономического учения

7. Вытеснение предыдущего этапа или направления экономиеской мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит: средний

1) по завершении данного этапа либо направления

2) через временной лаг после завершения данного этапа либо направления

3) еще до завершения существования того или иного этапа либо направления

8. Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений: средний

1) дорыночной экономики

2) нерегулируемой рыночной экономики

3) регулируемой рыночной экономики

9. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью: средний

1) ликвидации системы рабовладения

2) улучшения экономического положения рабов

3) скорейшего перехода к рыночной экономике

4) обеспечения роста налоговых поступлений в казну

5) не допустить разрушения основ натурального хозяйства

10. Аристотель относит к сфере хрематистики: средний

1) земледелие

2) ремесло

3) пчеловодство

4) ростовщичество и торгово-посреднические операции

5) мелкую торговлю

11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это: простой

1) совершенно бесполезный товар

2) результат соглашения между людьми

3) единственное проявление богатства человека и государства

4) техническое средство, облегчающее обмен

5) стихийно возникший товар

12. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит: средний

1) нравственный принцип

2) затратный принцип

3) морально-этический принцип

4) затратный и морально-этический принцип одновременно

5) принцип предельного анализа

Тема 2. Меркантилизм – первая концепция

рыночной экономической теории

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2. Предметом изучения меркантилизма является: простой

3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма

Является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это: простой

5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является: средний

1) рост заграничных инвестиций

2) насильственное завоевание внешних рынков

3) неограниченная свобода предпринимательской деятельности

4) превышение импорта над экспортом

5) превышение экспорта над импортом

6. Порчей национальной монеты правительство занималось в период: простой

1) раннего меркантилизма

2) позднего меркантилизма

3) на всем протяжении меркантилизма

7. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране: простой

1) координирующими мерами государства

2) без вмешательства государства в хозяйственную жизнь

3) частичным вмешательством государства в хозяйственную жизнь

8. Кольбертизм – это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: простой

1) не меняется

2) меняется постепенно

3) сужается

4) расширяется

5) сужается и расширяется одновременно

1) Аристотель

2) Ф. Аквинский

3) А. Монкретьен

4) А. Смит

5) К. Маркс

Тема 3. Зарождение и становление

классической политической экономии

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке классической политической экономии доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. Предметом изучения классической политической экономии является: простой

2) сфера производства (предложения)

3. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями представителей классической политической экономии богатство это:

5. В соответствии с классической политической экономией деньги – это: простой

1) искусственное изобретение людей

2) важнейший фактор экономического роста

3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен

4) эквивалент богатства

6. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет: средний

1) к физиологическому минимуму

2) к прожиточному минимуму

3) к максимально возможному уровню

4) к оптимальному уровню

1) номиналистической теории денег

2) металлической теории денег

3) количественной теории денег

4) натурально-хозяйственных отношений

5) системы биметаллизма

5) к неизменному уровню

8. У. Петти и П. Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой: простой

1) затратами труда (трудовая теория)

2) производственными издержками (теория издержек)

3) предельной полезностью

4) на основе правовых факторов

5) на основе дифференциации продукта

9. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют: простой

1) производительный класс

2) класс собственников земли

3) бесплодный класс

4) пролетариат

5) класс капиталистов

10. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается: средний

1) в торговле

2) в промышленности

3) в банковской сфере

4) в мелкотоварном хозяйстве

5) в сельскохозяйственном производстве

1) У. Петти

2) Ф. Кенэ

3) А. Смит

4) К. Маркс

5) А. Тюрго

12. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: средний

1) торговца

2) земледельца (фермера)

3) ремесленника

4) ростовщика

5) купца

13. По мысли А. Смита, большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: средний

1) в торговлю

2) в промышленность

3) в банковскую сферу

4) в сельскохозяйственное производство

5) во все сферы хозяйства

14. «Невидимая рука» А. Смита – это: сложный

1) механизм государственного управления экономикой

2) действие объективных экономических законов

3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением

4) действие природных законов

5) взаимодействие законов природы и экономики

15. Согласно методологической позиции А. Смита частный интерес: средний

1) не отделим от общего интереса

2) стоит выше общественного

3) вторичен по отношению к общественному

4) развивает худшие качества человека

5) сдерживает поступательное развитие экономики

16. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: сложный

1) внутренняя торговля

2) внешняя торговля

3) транзитная торговля

4) мелкая торговля

5) розничная торгвля

17. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена: средний

1) затратами труда

2) затратами труда и капитала

3) суммой доходов

4) предельной полезностью

5) предельной полезностью и предельными издержками

18. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: простой

1) в сельскохозяйственном производстве

2) в любой отрасли материального производства

3) в отраслях материального и нематериального производства

4) во внешней торговле

5) в сфере науки

19. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: простой

1) первоначальные и ежегодные авансы

2) основной и оборотный капитал

3) постоянный и переменный капитал

4) постоянные и переменные издержки

5) текущие и предстоящие расходы

20. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит: сложный

1) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике

2) допускает деление капитала на постоянный и переменный

3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара»

4) придерживается теории интенсивного воспроизводства

5) придерживается теории расширенного воспроизводства

21. Н.С. Мордвинов, будучи последователем экономического учения А. Смита источником происхождения богатства считает: средний

1) промышленность

2) торговлю

3) науку

4) промышленность, торговлю и науку одновременно

22. А.К. Шторх, будучи последователем экономического учения А. Смита допускает производительный характер труда: средний

1) в материальном производстве

2) в нематериальном производстве

3) в материальном и нематериальном производстве

23. В соответствии с экономическими воззрениями М.М. Сперанского «постепенное усовершенствование общественного» предполагает осуществление экономической политики: средний

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) протекционизма и экономического либерализма одновременно

Тема 4. Апогей развития классической политической экономии

и ее завершение

1. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается: простой

1) трудовой теории

2) теории издержек

3) теории полезности

4) теории потребительского поведения

5) теории пределльной полезности

2. По мнению Д. Рикардо, зарплата имеет тенденцию к снижению, так как: средний

1) предприниматели занижают цену труда рабочих

2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда

3) машины и механизмы вытесняют труд рабочих

4) уровень инфляция постоянно повышается

5) доля живого труда в производимом продукте постоянно снижается

1,2,3

√ 1,4,5

1) как доход с земли

2) так же, как и прибыль фермера

3) так же как и прибыль в промышленной сфере

4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в

сфере его деятельности

5) как «свободный дар земли»

4. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикардо, порождают следующие причины : сложный

√ 1,3,4,6

1,3,5

2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»

3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»

4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее

Плодородия

5) снижение темпов народонаселения

6) повышение темпов народонаселения

5. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются : сложный

1,3,4,7

√ 2,4,5,7

1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения

2) предложение создает соответствующий ему спрос

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса

4) деньги нейтральны

5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки,

Подвижны

6) допускается вмешательство государства в экономику

7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер

6. «Закон Сэя» исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения: простой

1) К. Менгера

2) А. Маршалла

3) Дж.Б. Кларка

4) Дж.М. Кейнса

5) М. Фридмена

7. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются: сложный

1,3,4

√ 2,3,5

1) несовершенство социального законодательства

2) постоянно высокие темпы роста численности населения

3) неизменно низкий уровень заработной платы

4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

5) «закон убывающего плодородия почвы»

8. Теорию народонаселения Т. Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали: сложный

1,2,6,7

√ 2,3,4,6

1) Д. Рикардо

2) С. Сисмонди

3) П. Прудон

4) Р. Оуэн

5) Дж.С. Милль

6) К. Маркс

7) А. Маршалл

9. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе проявляют себя как: сложный

1,3,4

√ 2,3,5

1) производительная часть общества

2) непроизводительная часть общества

3) фактор, содействующий созданию и реализации общественного

Продукта

4) фактор, сдерживающий полное использование капитала

5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство

1,2,5

√ 3,4

1) А. Смит

2) Д. Рикардо

3) Дж.С. Милль

4) К. Маркс

5) Т. Мальтус

11. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется осуществить такие мероприятия, как: сложный

1,3,5,7

√ 2,3,4,6,7

1) изменить законы производства

2) изменить законы распределения

3) ограничить право наследования

4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации

5) ниспровергнуть систему частной собственности

6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога

7) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества

12. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость: простой

1) А. Смит

2) Д. Рикардо

3) Ж.Б. Сэй

4) К. Маркс

5) Ф. Кенэ

13. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению: сложный

√ 1,4,5

2,3,5

1) перелив капитала из одного занятия в другое

2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия

3) рост относительного уровня заработной платы рабочих

4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала

5) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре

капитала доли постоянного капитала

14. Какими из перечисленных вариантов положений руководствуется

К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается: средний

1,3,4

√ 2,4

1) трудом, капиталом и землей

2) неоплаченным трудом производительных рабочих

3) постоянным капиталом

4) переменным капиталом

15. В теории воспроизводства К. Маркса обосновываются такие положения, как: сложный

√ 1,3,5

1) циклический характер экономического развития при капитализме

2) нециклический характер экономического развития при капитализме

3) различия простого и расширенного типов воспроизводства

4) правомерность доктрин экономических кризисов недопотребления

5) преходящий характер экономических кризисов при капитализме

16. А.И. Бутовский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

1) трудовой теории

2) теории издержек

3) теории полезности

17. И.В. Вернадский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

1) трудовой теории

2) теории издержек

3) теории полезности

4) теории предельных издержек

5) теории предельной полезности

18. Будучи одним из оппонентов марксистского экономического учения П.Б. Струве полагает, что Россия должна стать страной: простой

1) земледельческой

2) бедной капиталистической

3) богатой капиталистической

Тема 5. Экономические взгляды и реформаторские концепции

противников классической политической экономии

1. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концепции, в которых обосновывается целесообразность приоритетного развития: простой

1) фабрично-заводского производства

2) фермерского хозяйства

3) натурального хозяйства

4) мелкого товарного производства

5) мануфактурного производства

2. Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает: простой

1) низкий уровень разделения труда в обществе

2) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

3) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами

4) существующие в обществе традиции и обычаи

5) закон убывающего плодородия почвы

3. Из числа ниженазванных непосредственно П. Прудону принадлежат идеи о целесообразности: сложный

1,3,4,6

√ 2,3,5,6

1) ведущей роли в экономике общенародной собственности

2) организации банков народа

3) упразднения денег и создания конституированной стоимости

4) предпочтения функционального метода анализу каузальному

5) введения беспроцентного кредита

6) ликвидации государственной власти

4. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность: простой

1) частная

2) мелкая

3) общенародная

4) кооперативная

5) акционерная

5. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета

Экономического анализа: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

6. С.Ю. Витте как сторонник методологии немецкой исторической школы обосновывает положение о том, что: простой

1) интерес отдельного индивида должен стоять выше общественного

2) общественный интерес должен стоять выше интереса отдельного индивида

3) общественный интерес и интерес отдельного индивида равнозначны

Тема 6. Маржиналистская революция. Зарождение

субъективно-психологического направления

экономической мысли

1. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на

исследовании: простой

1) суммарных экономических величин

2) средних экономических величин

3) предельных экономических величин

4) макроэкономических величин

5) микроэкономических величин

2. Предметом изучения субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетным методом экономического анализа субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

1) Л. Вальраса

2) У. Джевонса

3) А. Маршалла

4) Дж.Б. Кларка

5) В. Парето

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

2) трудовой теории

3) теории издержек

4) теории предельной полезности

Тема 7. Возникновение неоклассического направления

экономической мысли

1. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

2. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

3. Термин А. Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы: простой

1) мелкой

2) специализированной

3) средней

4) многопрофильной

5) крупной

4. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения простой

2) трудовой теории

3) теории издержек

4) теории предельной полезности

5) теории предельных издержек

1) У. Джевонс

2) Л. Вальрас

3) Дж.Б. Кларк

4) А. Маршалл

5) В. Парето

6. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать: простой

1) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов

2) максимизацию полезности

3) выявления суммарной полезности

4) выявление предельной полезности

5) равенство доходов потребителей благ

7. В соответствии с экономическими воззрениями Н.Х. Бунге стоимость определяется: средний

1) спросом

2) предложением

3) спросом и предложением

8. В соответствии с экономическими воззрениями М.И. Туган-Баранов-ского и В.К. Дмитриева определение стоимости возможно на основе: средний

1) трудовой теории

2) теории предельной полезности

3) синтеза трудовой теории и теории предельной полезности

Тема 8. Зарождение американского институционализма и теорий

монополистической и несовершенной конкуренции

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке институционализма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера сельскохозяйственного производства

4) сфера обращения и сфера производства одновременно

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются: средний

1,3,5,6

√ 2,3,4,6

1) каузальный

2) историко-экономический

3) функциональный

4) эмпирический

5) логической абстракции

6) социальной психологии

4. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи: простой

1) с возросшим уровнем цен

2) с неизменными ценами

3) со снизившимся уровнем цен

4) с возникновением товаров-субститутов

5) с усилением монополистической конкуренции

1) переход к «индустриальной системе»

2) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»

3) ведущую роль в экономике сферы «малого бизнеса»

4) два обязательных выходных дня в неделю

5) переход к социалистическому обществу

6. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется: простой

1) юридическим соглашением «коллективных институтов»

2) затратами труда на производство продукта

3) соотношением спроса и предложения на рынке

4) предельной полезностью блага

5) предельными издержками в процессе производства

7. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие: средний

1,2,4

√ 1,3,5

1) капитализм свободной конкуренции

2) денежное хозяйство

3) финансовый капитализм

4) кредитное хозяйство

5) административный капитализм

8. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы: средний

1) до первой мировой войны

2) в период первой мировой войны

3) в период экономического кризиса 1929-1933 гг.

4) в период «нового курса» Ф. Рузвельта

5) после второй мировой войны

9. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название: простой

1) традиционное

2) конъюнктурно-статистическое

3) технократическое

4) социально-психологическое

5) социально-правовое

10. Экономическое учение У.К. Митчелла явилось основой: простой

1) теории предельной полезности

2) теории народонаселения

3) концепции богатства меркантилизма

4) концепции бескризисного цикла

5) теории эволюции природы Ч. Дарвина

11. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли: простой

1) после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

2) в трудах А. Смита и Д. Рикардо

3) в учении физиократов

4) в сочинениях древнегреческих философов

5) в трудах родоначальников неоклассицизма

12. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного признака, который может быть: средний

1) воображаемым

2) фиксированным

3) реальным

4) дискретным

5) как реальным, так и воображаемым

13. Согласно Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен продавца: средний

1) ниже уровня издержек

2) на уровне издержек

3) превышающих издержки

4) юридическим соглашением «коллективных институтов»

5) затратами труда на производство продукта

14. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм: простой

1) превышают оптимальный уровень

2) не влияют на уровень рентабельности

3) оптимальны

4) обусловлены численностью занятых работников

5) не достигают оптимального уровня

Тема 9. Теории государственного регулирования экономики .

Олимп современной экономической мысли

1. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования

Дж.М. Кейнса составляют: сложный

1,3,4,6

√ 2,3,5,6

1) приоритет микроэкономического анализа

2) приоритет макроэкономического анализа

3) концепция «эффективного спроса»

4) приверженность «закону рынков» Ж.Б. Сэя

5) мультипликатор инвестиций

6) склонность к ликвидности

2. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента: простой

1) в сторону снижения

2) до достигнутого уровня в предыдущем периоде

3) в сторону увеличения

4) с учетом согласования с мировым банком

5) до уровня промышленно развитых стран

3. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления: простой

1) остаются на прежнем уровне

2) увеличиваются в геометрической прогрессии

3) опережают темпы прироста доходов

4) увеличиваются в арифметической прогрессии

5) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы

4. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает: сложный

1,3,5

√ 2,4,5

государственные меры по инвестированию убыточных и низко-

Рентабельных отраслей экономики

2) либерализацию экономики

3) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов

4) свободное ценообразование

5) приоритет частной собственности

5. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал: простой

1) К. Менгер

2) Дж.М. Кейнс

3) А. Мюллер-Армак

4) П. Самуэльсон

5) М. Фридмен

6. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов: сложный

√ 1,3,5

2,4,5

конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо

автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»

синтез между свободным и «социально обязательным общественным

Строем»

4) концентрация власти и коллективизм

5) социальное выравнивание посредством справедливого распределения

7. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы: сложный

1,3,5

√ 2,4,5

1) приоритетности неденежных факторов

2) приоритетности денежных факторов

3) стабильности «кривой Филлипса»

нестабильности «кривой Филлипса»

стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной

нормы безработицы» (ЕНБ)

8. Из числа названных авторов нобелевскими лауреатами по экономике

являются: средний

1,3,5

√ 2,4,5

1) Дж.М. Кейнс

2) В.В. Леонтьев

3) Э. Чемберлин

4) П. Самуэльсон

5) М. Фридмен

9. Основным научным достижением российского нобелевского лауреата по экономике Л.В. Канторовича является разработка: средний

1) модели линейного программирования в процессе использования ресурсов

2) метода «затраты – выпуск»

3) методологии позитивной экономической науки

В литера...

Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В. История экономических учений

  • 23.57 МБ
  • добавлен 26.11.2009

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. В учебнике излагается история мировой экономической мысли от учений меркантилистов и физиократов до современных экономических теорий. Предназначен для...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...