Особенности формирования рабочего плана счетов на малых предприятиях. Курсовая работа: Разработка и применение плана счетов в бухгалтерском учете


1.3 Формирование рабочего плана счетов

План счетов бухгалтерского учета имеет синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго и следующих порядка), причем организация имеет право при необходимости сама открывать субсчета исходя из нужд управления, в том числе анализа, контроля и составления отчетности. Из синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.

Для большинства организаций при формировании учетной политики одной из ключевых проблем является оптимальная организация аналитических счетов (субсчетов) с целью правильного отражения себестоимости выпускаемой продукции, получения информации о доходах и рентабельности по видам деятельности.

Как правило, существует два подхода к решению данной задачи.

Первый подход подразумевает автономию финансового и управленческого учета, когда бухгалтерия, работая по котловому методу, готовит отчетность только для внешних пользователей, а в системе управленческого учета собирается и обрабатывается информация для менеджеров.

Второй подход заключается в объединении финансового и управленческого учета в общую информационную систему, в которой аналитические счета финансового учета организованы таким образом, чтобы обеспечивать переток информации в управленческий учет.

При первом подходе каждая система финансового и система управленческого учета являются замкнутыми, обеспечивая потребности только своего круга пользователей, без взаимного обмена информацией. На рисунке 1 показана схема работы такого подхода.

Сначала вся первичная документация поступает в отдел управленческого учета (планово-экономический отдел). После регистрации документы поступают в отдел финансового учета (бухгалтерию). Таким образом, происходит двойная регистрация каждой операции в удобной для конкретного учетного процесса форме, т.е. каждая система преобразовывает независимо одна от другой входящий поток информации только для целей своих пользователей: финансовый учет - для целей внешних пользователей; управленческий учет - для целей внутренних пользователей. В данном случае организация рабочего плана счетов происходит по котловому методу, когда бухгалтерские проводки, как правило, осуществляются по синтетическим счетам и аналитический учет исключается.

Рис.1. Автономная работа финансового и управленческого учета

Такой вариант больше подходит для небольших организаций, для которых важна оперативность поступления управленческой информации, а затраты на ведение "второй" бухгалтерии невелики.

Реализация такого подхода обычно заключается в организации дополнительной службы, которая занимается сбором фактических данных и занесением их в таблицы Excel (или используются другие специализированные программы). Бухгалтерия в этом процессе не участвует. В связи с введением нового Плана счетов появился еще один способ применения этого подхода.

В разделе "Затраты на производство" Инструкции по применению Плана счетов сказано, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности может вестись на счетах 20-39, причем счета 30-39 применяются для "учета расходов по элементам расходов". В этом случае каждая операция отражается два раза: традиционно на счетах 20-29 и на специально открытых счетах 30-39, которые позволяют добиться необходимой детализации информации.

Предположим, необходимо начислить заработную плату.

Допустим, что в целях управленческого учета необходимо разделить заработную плату на две группы: заработная плата высококвалифицированных рабочих и заработная плата низкоквалифицированных рабочих.

Для этого откроем счет 30 "Заработная плата" и субсчета к нему:

30-1 "Высококвалифицированные рабочие";

30-2 "Низкоквалифицированные рабочие".

Если заработная плата для первой группы рабочих составила 200 000 руб., а для второй - 150 000 руб., то проводки будут выглядеть следующим образом.

Традиционная проводка:

Д 20 "Основное производство", субсчет "Заработная плата" - К 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

350 000 руб.

Детализация затрат:

Д 30 "Заработная плата", субсчет 1 "Высококвалифицированные рабочие" - К 30

200 000 руб.;

Д 30 "Заработная плата", субсчет 2 "Низкоквалифицированные рабочие" - К 30

150 000 руб.

Как видим, счет 30 не имеет сальдо, но взяв оборот по дебету, мы получим информацию о затратах в необходимом разрезе.

В данном случае бухгалтерский учет остался самостоятельным.

Второй подход, когда система финансового учета и система управленческого учета интегрированы, более сложный. Он предполагает организацию финансового учета таким образом, чтобы обеспечить "состыковку" с управленческим учетом. Схема работы такого подхода показана на рис.2.

Рис.2. Интегрированная система финансового и управленческого учета

В системе управленческого учета выдвигаются требования к организации аналитических счетов бухгалтерского учета и к проведению некоторых операций (например, устанавливаются правила распределения общехозяйственных расходов).

Вся внешняя информация (первичная документация) поступает в бухгалтерию, и данные из нее разносят по субсчетам. В конце отчетного периода сведения об оборотах по аналитическим счетам передаются в систему управленческого учета как фактические данные. Таким образом, каждая операция регистрируется один раз, но в форме, которая удовлетворяет требованиям обеих систем, т.е. поток входящей информации отражается на счетах бухгалтерского учета таким образом, чтобы на ее основе можно было составлять отчетность как для внешних, так и для внутренних пользователей.

Этот подход целесообразен для крупных организаций, для которых важна не столько скорость получения управленческой информации, сколько ее точность при сопоставлении плановых и фактических данных; тем более, что издержки на содержание дополнительной службы велики.

Посмотрим, как реализуется этот подход.

В таблице 1 приведен пример организации аналитического учета на основных счетах.

Таблица 1

Номер счета Субсчета Наименование кодов аналитического признака

20 "Основное производство"

Статьи затрат основного производства

23 "Вспомогательные производства"

Статьи затрат вспомогательных производств

Объект (структурное подразделение)

По видам продукции и/или по видам деятельности

25 "Общепроизводственные расходы"

Статьи затрат общепроизводственных расходов

26 "Общехозяйственные расходы"

Статьи затрат хозяйственных расходов - объект (структурное подразделение)

90 "Продажи"

1. Выручка - по видам продукции и/или по видам деятельности

2. Себестоимость - по видам продукции и/или по видам продаж деятельности

3. НДС - при необходимости - по видам продукции

4. Экспортные пошлины и/или по видам деятельности

9. Прибыль/убыток - по видам продукции и/или по видам от продаж деятельности

Организация учета по статьям затрат основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных расходов строится в соответствии с требованиями управленческого учета в разрезе затрат составляемых бюджетов.

Допустим, предприятие составляет бюджет расходов основного производства в следующем разрезе затрат:

1) материалы;

2) заработная плата и отчисления на социальные нужды;

3) энергоресурсы, из них:

электричество,

4) транспорт и механизмы, из них:

горюче-смазочные материалы (ГСМ),

5) налоги;

6) прочие расходы.

Субсчета на счете 20 "Основное производство" будут организованы, как показано в табл.2.

Таблица 2

На счетах 23, 25, 26 субсчета должны быть организованы аналогично в соответствии с составляемыми бюджетами. К списку субсчетов необходимо добавить статью "Амортизация", ибо в бюджеты эта статья, как правило, не входит.

Под аналитическим признаком в настоящей статье понимается критерий разграничения затрат, выбираемый в связи с определенной целью, например подготовкой бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Минфина России или в соответствии с МСФО, подготовкой внутренних бюджетов и отчетов.

По аналитическому признаку "объект (структурное подразделение)" определяются структурные подразделения организации. Если финансовая структура построена по принципу центров финансового учета (ЦФУ), то по данному аналитическому признаку будут определяться центры затрат, центры доходов, центры прибылей и центры инвестиций. Соответственно исходя из вида ЦФУ по нему учитывают или производственные, или общехозяйственные расходы и различные виды доходов.

Аналитический признак "виды продукции" и/или "виды деятельности" определяет номенклатуру выпускаемой организацией продукции и/или перечень видов деятельности, приносящих доход.

Предположим, организационная структура предприятия такая, как показано на рис.3. Тогда аналитические признаки будут следующими:

Структурное подразделение:

отдел сбыта;

дирекция.

Виды продукции:

Виды деятельности:

производство;

розничная торговля (магазин).

Общепроизводственные затраты будут учитываться только по цехам 1 и 2, а затраты по дирекции и отделу сбыта будут списаны на общехозяйственные расходы. Издержки по розничной торговле учитываются по счету 44 "Расходы на продажу".

В таблице 3 приведена последовательность бухгалтерских записей.

Таблица 3

Обсудим каждый тип операции в отдельности.

Учет фактических затрат. Происходит формирование себестоимости продукции в разрезе аналитических счетов.

Сложность заключается в том, чтобы организовать поступление первичной информации в нужном ключе, т.е. детализированной до такой степени, чтобы можно было без дополнительной обработки правильно отнести данные на нужный субсчет.

В конце отчетного периода совокупный дебетовый оборот по каждому субсчету будет определять фактические бюджетные данные.

Задолженность покупателей за проданную продукцию. Поступление выручки (по отгрузке) формируется по видам продукции и/или видам деятельности. Кредитовый оборот по субсчету 90-1 "Выручка" составит величину выручки организации по продажным ценам.

Списание производственной себестоимости. Происходит прямое списание производственной себестоимости продукции. В данной статье для упрощения мы не применяем счет 43 "Готовая продукция". Порядок записей приведен в табл.4.

Таблица 4

Списание общепроизводственных расходов. Общепроизводственные затраты списываются пропорционально выбранному критерию (заработная плата, материалы и пр.).

Для нашего примера списание будет выглядеть, как в табл.5.

Таблица 5

Списание общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы списываются пропорционально выбранному критерию (заработная плата, материалы и т.п.) и на те виды деятельности, к которым относятся.

В нашем примере списание будет происходить так, как показано в табл.6.

Таблица 6

Хотелось бы обратить внимание, что затраты оптового отдела, как общехозяйственные, не списываются на затраты магазина. В результате по счету 90-2 у нас сформируется полная и достоверная себестоимость по каждому виду деятельности и по каждому продукту.

Определение финансового результата. Собрав на субсчете 90-1 все доходы, а на субсчете 90-2 все расходы, мы определяем полученную прибыль по видам продукции и видам деятельности.


Утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве цели реформирования системы бухгалтерского учета в Программе зафиксировано приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). При этом предполагается: ...

Конкретности общие, обязательные правила, связанные с ведение бухгалтерского учета. Зафиксированные здесь правила стали основой, на которой выстроилась вся система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Рассмотрим некоторые, наиболее важные, основоустанавливающие правовые акты более подробно. Конституция Российской Федерации , будучи основным законом страны, ...

Принятое для монтажа». При продаже, списании, передаче безвозмездно и др. оборудования к установке его стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 « ...

Его финансово-хозяйственной деятельности ежегодно может привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом или его акционерами. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Бухгалтерский учет на предприятии ведется бухгалтерской службой...

Общие принципы

С 01.01.17 г. информация о финансово-хозяйст­венных операциях бюджетных учреждений должна обобщаться в системе бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов).

Поскольку План счетов должны использовать как бюджетные учреждения, так и учреждения государственных целевых фондов, он определяет методологию учета независимо от отраслевой принадлежности.

Очевидно, что создать унифицированный план счетов для разнопрофильных учреждений можно только путем формирования его по принципу сферы объединения, то есть включить в него бухгалтерские счета, используемые всеми субъектами госсектора. Однако использовать такой план счетов в полном его объеме, бесспорно, нет необходимости, и поэтому каждое учреждение или организация разрабатывает рабочий план счетов – подборку синтетических и аналитических счетов, предназначенных для отражения хозяйственной деятельности конкретного субъекта ведения учета.

Поскольку, как предусмотрено пп. 7 п. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, главный бухгалтер подает предложения руководителю по дополнительной системе счетов, соответственно и рабочий план счетов разрабатывается под руководством главного бухгалтера бюджетного учреждения.

При включении счетов в рабочий план счетов главный бухгалтер руководствуется практическими нуждами учреждения. Так, небольшому учреждению достаточно иметь несколько десятков счетов, а крупному – нужно использовать тысячи счетов. Поэтому каждый субъект, исходя из своих потребностей, разрабатывает собственный рабочий план счетов, который отражает специфику отрасли, вида деятельности, определяет содержание аналитического учета и характеристику применяемой формы учета.

Рассмотрим более подробно основные требования к рабочему плану счетов.

Требования к рабочему плану счетов

Рабочий план счетов бюджетного учреждения должен отвечать следующим требованиям:

  • быть гибким;
  • соответствовать национальным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • полностью удовлетворять потребности как внешних, так и внутренних пользователей;
  • быть удобным в пользовании;
  • способствовать ведению контроля за финансовой, инвестиционной и операционной деятельностью учреждения путем создания действенной системы контроля.

Требования к рабочему плану счетов наглядно показаны на рис. 1 .

1 из 1

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что рабочий план счетов должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Важно! Формируя рабочий план счетов, необходимо соблюдать требования п. 2 Плана счетов, согласно которым субъектом госсектора могут вводиться только аналитические счета к субсчетам Плана счетов. Соответственно новые субсчета могут включаться в План счетов только государственным регулятором в сфере бухгалтерского учета – Минфином.

Кроме того, рабочий план счетов должен гарантировать такую организацию бухгалтерского учета, чтобы учетные регистры велись систематизированным способом, данные счетов гарантировали в полной мере составление финансовой, бюджетной и статистической отчетности, а также чтобы эти данные можно было использовать для управленческих нужд бюджетного учреждения.

Для удовлетворения потребностей внутренних пользователей можно вести на счетах управленческого учета, используя соответствующие классификаторы, учет по центрам ответственности, сегментам деятельности, что способствует усилению контроля, аналитичности полученных данных и соответственно – принятию оптимальных управленческих решений.

Принципы построения рабочего плана счетов

Эффективность внедрения рабочего плана счетов в практику бюджетных учреждений и возможность его использования как инструмента организации учета определяется наличием концептуальных подходов и методики его формирования.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем могут быть использованы столько счетов и субсчетов, сколько нужно для отражения хозяйственной деятельности.

Под субсчетом (в переводе с лат. sub – «под»; обозначает отношение подчиненности, зависимости) понимается идентификатор группы объектов низшего уровня по отношению к синтетическому счету, то есть зависимый от него идентификатор, облегчающий группирование учетной информации.

Субсчета используются с учетом потребностей управления, контроля, анализа и отчетности.

При разработке рабочего плана счетов следует руководствоваться соответствующими принципами. Сейчас общеизвестны семь основных принципов, которые применяются при построении рабочего плана счетов: легитимности; оптимизации критериев; однородности; системности; рациональности; адаптивности; многозначной кодировки. Характеристику этих принципов обобщим в таблице.

Таблица. Характеристика принципов разработки рабочего плана счетов

Характеристика принципа

Легитимности

Соответствие нормативным документам, прежде всего Плану счетов и национальным стандартам

Оптимизации критериев

Признаки включения счетов в рабочий план и их кодировки должны быть одинаковы на всех уровнях системы бухучета, благодаря чему обеспечивается определенность, однозначность рабочего плана счетов, возникает возможность выявить содержание каждого счета и его отличия от других счетов

Однородности

Позиции в рабочем плане счетов должны предусматриваться для качественно однородных объектов учета. Соблюдение по каждому счету единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности в отношении баланса.
Один аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных хозяйственных операциях или выполнять несмежные функции. Однозначность и разграниченность счетов, составляющих рабочий план счетов, определяется согласно их обоснованной классификации, при этом субсчета одного и того же уровня выделяются на основе классификации только по одному признаку

Системности

В рабочем плане счетов учетные позиции одного порядка (синтетические и аналитические) должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о хозяйственных операциях. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и существенно упорядочить их корреспонденцию. Смещение разных уровней учета лишает рабочий план счетов последовательности и четкости

Рациональности

Направлен на формирование разумного соотношения между количеством уровней субсчетов и аналитических счетов и полезностью разграничения информации, которая на них формируется

Адаптивности

В пределах каждого раздела следует предусматривать свободные позиции, которые могут быть заполнены в случае введения новых счетов

Многозначной кодировки

Позволяет обеспечивать максимальную аналитичность информации

13. Согласно п. 5 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики организации утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Бухгалтерский учет в организациях агропромышленного комплекса ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методическими рекомендациями по его применению, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 N 654.

На основе вышеназванного Плана счетов бухгалтерского учета и Методических рекомендаций по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

14. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: упомянутый Приказ Минсельхоза РФ от 29.01.2002 имеет номер 68, а не 88.

Для отражения хозяйственных операций сельскохозяйственным организациям следует руководствоваться Методическими рекомендациями по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ от 29.01.2002 N 88.

Утверждение Рабочего плана счетов необходимо для того, чтобы соблюдать сопоставимость данных бухгалтерской отчетности:

во-первых, в рамках самого предприятия в течение отчетного года;

во-вторых, в рамках объединения данных бухгалтерской отчетности головного предприятия и его обособленных подразделений;

в-третьих, в рамках представления бухгалтерской отчетности установленного образца внешним пользователям.

15. При наличии на предприятии обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, для облегчения контроля за результатами деятельности таких подразделений целесообразно предусмотреть одноименные субсчета по такому подразделению в разрезе всех синтетических и аналитических счетов.

При наличии на предприятии нескольких видов деятельности также необходимо выделение одноименных субсчетов по различным видам деятельности.

Выделение отдельных субсчетов является доказательством ведения организацией раздельного учета затрат налога на добавленную стоимость.

Если при осуществлении организацией хозяйственной деятельности не возникает необходимости использования тех или иных счетов, то они могут не включаться в Рабочий план счетов.

16. При этом следует помнить, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета, то есть План счетов и Инструкцию по его применению необходимо применять в совокупности с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Основной рекомендацией при подходе к разработке плана счетов, так же как и при разработке учетной политики в целом, может служить следующая достаточно общая рекомендация: рабочий План счетов следует формировать, учитывая только те аспекты хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего отчетного периода или с большой вероятностью появятся в следующем отчетном периоде (например, планируется какой-то новый вид деятельности). Не стоит включать в рабочий План счетов счета по учету тех объектов, которые отсутствуют в организации и вряд ли могут появиться в отчетном году.

Подходы к формированию рабочего Плана счетов могут зависеть от размеров организации, уровня автоматизации управленческих функций, состояния учета, компетенции бухгалтерских кадров, степени развитости управленческого учета.

17. Основные требования к разрабатываемому рабочему Плану счетов следующие:

1) Степень учета специфики деятельности организации. Достаточность введенных синтетических счетов и аналитических счетов для отражения всех хозяйственных операций.

При этом следует оценить, учтены ли особенности организационной структуры, место организации в системе взаимосвязанных компаний, все особенности принятой учетной политики, необходимость раздельного учета операций.

2) Возможность внесения дополнений в систему счетов без кардинальной реорганизации всего Плана счетов. Такие дополнения могут потребоваться организации при освоении новых видов деятельности, при достижении максимальной взаимоувязки бухгалтерского и налогового учета.

3) Полнота аналитических счетов для формирования бухгалтерской отчетности. Чем больше возможностей заложено в рабочем плане счетов для формирования отчетности, тем меньше дополнительной работы необходимо будет проводить при заполнении отчетных форм.

18. В Рабочий план счетов должны быть внесены изменения в связи с требованиями ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Применение положений ПБУ 18/02 привели к тому, что счета 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" и 99 "Прибыли и убытки" неимоверно разрослись. На этих счетах отражается множество показателей. Чтобы не запутаться, необходимо надлежащим образом организовать аналитику по этим счетам бухгалтерского учета.

На счете 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" субсчета соответствовали количеству уплачиваемых организацией налогов и сборов: по кредиту счета 68 соответствующего субсчета отражалась сумма начисленного налога и сбора, по дебету - их уплата в бюджет.

С вступлением в действие ПБУ 18/02 ситуация в корне изменилась. Чтобы выполнить требования ПБУ 18/02 на счете 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль", вместо одной проводки по начислению налога на прибыль нужно отразить множество новых показателей:

Условный доход (расход);

Постоянные налоговые активы (обязательства);

Отложенные налоговые активы (обязательства).

Чтобы не запутаться в новых показателях внутри субсчета "Расчеты по налогу на прибыль", необходимо открыть субсчета второго порядка и на каждом из них отражать соответствующие показатели:

Дебетовый 68 субсчет "Условный расход"

Кредитовый 68 субсчет "Условный доход"

Дебетовый 68 субсчет "Постоянные налоговые обязательства"

Кредитовый 68 субсчет "Постоянные налоговые активы".

Несмотря на то, что по кредиту счета 68 начисляется не сумма текущего налога, а условный расход, постоянные налоговые активы, отложенные налоговые активы, в бюджет перечисляются не эти суммы, а реальная величина налога на прибыль, указанная в декларации по налогу на прибыль как начисленный налог. Итог расчетов по налогу на прибыль будет виден на субсчете первого порядка "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль", а на субсчетах второго порядка будет формироваться сумма задолженности перед бюджетом (текущий налог) в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 . Все субсчета второго порядка внутри субсчета "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" останутся незакрытыми. Это не страшно. Но многие бухгалтеры не "любят" открытые субсчета второго порядка, т.к. незакрытое сальдо по ним переходит из года в год. Чтобы избежать этой ситуации достаточно применить тот же принцип, по которому организован учет на счетах 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".

На счете 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" достаточно ввести собирательный субсчет второго порядка. По дебету этого субсчета в течение года отражается уплата налога, а по окончании года на этот субсчет закрываются все остальные субсчета второго порядка.

Сопоставляющие счета - предназначены для получения показателей, отражающих финансовых результатов отдельных хозяйственных процессов или деятельности предприятия. Они делятся на операционно-результатные и финансово-результатные.

К операционно-результатным счетам относятся счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

По кредиту отражается продажная стоимость или выручка от реализации соответствующих средств, а по дебету - фактическая стоимость, а также расходы по реализации. Сопоставление оборотов и позволяет определить финансовый результат. Если больше сумма дебетового оборота, то разница показывает убыток от реализации, а если больше сумма кредитового оборота, то разница отражает прибыль от реализации. Эта разница по окончании месяца перечисляется на счет 99 «Прибыли и убытки», поэтому операционно-результатные счета не имеют сальдо.

Финансово-результатные счета предназначены для учета и контроля финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Примером такого счета является счет 99 «Прибыли и убытки». По дебету этого счета отражаются убытки от реализации и другие внереализованные расходы, а по кредиту - прибыль от реализации и другие внереализационные расходы. При сопоставлении оборотов определяется конечный финансовый результат. Поэтому дебетовое сальдо отражают убыток, а кредитовое - прибыль.

Все перечисленные счета отражают остатки и движение средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию. Если счета имеют сальдо, то оно отражается в балансе. Следовательно, они относятся к балансовым счетам.

В хозяйственной деятельности предприятия могут участвовать средства не принадлежащие предприятию. Кроме того, в предприятии могут быть условные ценности (бланки строгой отчетности), а также дебиторская задолженность, списанная на убыток. Эти объекты требуют контроля и учета. Поэтому они отражаются на забалансовых счетах. Особенностью этих счетов является отражение операций на них способом ординарной записи только по дебету или только по кредиту. Они никогда не корреспондируют с балансовыми счетами.

Группировка счетов по однородным признакам называется классификацией счетов.

Тема 2.3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.


Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.

Рабочий план счетов организации является наиболее важной составляющей системы бухгалтерского учета организации, поскольку классификация объектов бухгалтерского учета, положенная в его основу, определяет возможности дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета.

Главное отличие современной системы бухгалтерского учета состоит в необходимости выделения в ней трех направлений: финансовый, управленческий и налоговый учет. Как уже было отмечено ранее, такое подразделение связано с тем, что каждое направление бухгалтерского учета имеет свои цели и призвано решать свои задачи. Именно этот фактор является причиной различий в подходах к классификации объектов учета в различных направлениях бухгалтерского учета.

Так, например, в налоговом учете расходы организации подразделяют на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы, а в финансовом - на расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н).

Таким образом, рабочий план счетов организации призван служить основой для каждого из направлений бухгалтерского учета.

В Инструкции по применению Плана счетов дана характеристика синтетических счетов и субсчетов, а также указана типовая корреспонденция счетов. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности или совершения операций, записи (корреспонденция) по которым не предусмотрены в типовой схеме, организация дополняет ее, соблюдая единые методологические подходы, установленные Инструкцией.

Аналитические счета в Плане счетов не указываются, порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией самостоятельно на основании Инструкции по применению Плана счетов, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Таким образом, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению являются документами, которые сочетают государственное регулирование и возможность самостоятельного выбора каждым хозяйствующим субъектом перечня синтетических счетов и субсчетов, необходимых для отражения его деятельности.

Тема 2.4. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Действующий План счетов содержит синтетические счета и субсчета. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99, сгруппированные в восемь разделов, исходя из экономической группировки объектов бухгалтерского учета и участия их в процессе деятельности хозяйствующего субъекта. В каждом разделе имеются свободные номера, позволяющие вводить дополнительные счета. После балансовых синтетических счетов в самостоятельном разделе представлены забалансовые счета, имеющие трехзначные номера (001-011). Они предназначены для накапливания информации о наличии и движении временно находящихся у организации в пользовании и распоряжении ценностей.

Для учета специфических операций организация может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, применяются организациями для детализации показателей синтетических счетов. Организациям предоставлено право уточнять содержание, дополнять, исключать или объединять отдельные субсчета.

Тема 2.5. Два подхода к проблеме оптимизации рабочего плана счетов организации

Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности. Для решения указанной задачи можно воспользоваться следующими правилами:

1. Рабочий план счетов должен быть логическим продолжением форм бухгалтерской отчетности.

2. Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой.

3. Построение синтетического учета имеет древовидную структуру.

4. Можно объединять отдельные синтетические счета в один.

5.Аналитический учет обладает более широкими возможностями по группировке информации.

Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, каждая организация оптимизирует «официальный» план счетов с учетом, как масштабов деятельности, так и организации учета.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов - это утвержденная система бухгалтерских счетов, которая предусматривает их цифровое обозначение, количество и группировку в зависимости от целей и объектов учета.

Бухгалтерские счета могут быть синтетическими или аналитическими. Синтетические счета - это счета первого порядка, а аналитические счета - это счета второго порядка или субсчета, которые непосредственно связаны с синтетическими.

Организация может не использовать все синтетические счета плана счетов, а применять при ведении бухгалтерского учета лишь те, которые необходимы в ее непосредственной деятельности.

Грамотное построение плана счетов позволяет достичь согласованности учетных показателей и показателей действующей отчетности. Те субсчета, которые предусмотрены действующим планом счетов, используются для удовлетворения нужд анализа, отчетности и контроля внутри организации.

Организации на локальном уровне могут изменять субсчета, вводить дополнительные их виды, объединять или даже исключать отдельные виды аналитических счетов.

По нормативному статусу план счетов бухгалтерского учета занимает промежуточную позицию между нормативной документацией второго и третьего уровня. Таким образом, можно сказать, что план счетов бухгалтерского учета не имеет характера нормативно-правового документа. Но важно отметить, что в практической работе бухгалтерий этот документ имеет первостепенное значение.

Для всех предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, в настоящее время действует план счетов бюджетного учета, который утвержден Приказом Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (принят 30.12.2008 года, № 148н).

При формировании номера счета по плану счетов бюджетного учета используется 26-разрядная структура. Разряд с 1 по 17 указывают на код классификации доходов и расходов бюджета, а также код классификации источников финансирования бюджетов.

Разряд 18 характеризует вид деятельности. Разряды с 19 по 21 показывают код синтетического, а с 22 по 23 - код аналитического счета в плане счетов. Код классификации операций сектора государственного управления указан в разряде с 24 по 26. Код счета бюджетного учета образуют разряды с 18 по 26.

При появлении такой необходимости внутренние пользователи финансовых органов, органы и учреждения казначейства могут использовать разряды внутри кода аналитического счета. Помимо этого, если необходимая для правильного отображения операции типовая корреспонденция отсутствует, то можно определить ее самостоятельно по правилам, не противоречащим специальной инструкции по бюджетному учёту.

Общий план счетов, его дополнительные составляющие, а также инструкции по его применению утверждаются Министерством Финансов Российской Федерации, и является обязательным для исполнения. План счетов бухгалтерского счета является одним из ведущих средств реализации государственной учетной политики.

Все предприятия и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, которые используют план счетов, ведут учет бухгалтерской деятельности методом двойной записи. Этот способ считается наиболее оптимальным способом группировки и регистрации фактов хозяйственной деятельности на предприятии, в котором участвуют и синтетические, и аналитические счета (субсчета).

План счетов бухгалтерского учета составляет основу для разработки рабочего плана счетов внутри каждой организации. Рабочий план счетов необходим для ведения всестороннего бухгалтерского учета и отчетности, и также составляется из счетов синтетического и аналитического характера.

Действующий ныне план счетов бухгалтерского учета включает 8 разделов синтетических счетов, каждый их которых включает экономически однородные виды обязательств, операций и имущества: внеоборотные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал и финансовые результаты.

Главным критерием классификации счетов в разделе служат экономические особенность тех объектов, которые должны быть учтены бухгалтерскими проводками. Каждый синтетический счет, за исключением раздела «Расчеты», включает 10 аналитических субсчетов. Раздел «Расчеты» состоит из 20 аналитических субсчетов. Забалансовые счета выделены в обособленную, отдельную группу.

Разработка рабочего плана счетов организуется в соответствии с требованиями законодательств, а именно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ), а так же п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденные Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Согласно Закону № 129-ФЗ, при утверждении учетной политики каждая организация должна утвердить рабочий план счетов.

Формировать рабочий план счетов должны не только коммерческие организации, но и бюджетные, автономные и казенные организации исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий. Данная норма вытекает исходя из Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета. Применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В основу рабочего плана счетов ложится классификация объектов бухгалтерского учета, которая определяет возможность дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета. Рабочий план счетов позволяет быстро получить ту или иную информацию определенному кругу лиц для принятия соответствующих решений.

Формирование рабочего плана счетов в ЗАО «Регион Март» организуется в соответствии со следующими факторами:

  • 1. Отраслевая принадлежность организации;
  • 2. Организационно-правовая форма организации;
  • 3. Вид деятельности организации;
  • 4. Масштаб организации;
  • 5. Структура организации;
  • 6. Формирование бухгалтерской отчетности в сфере детализации информации об объектах;
  • 7. Необходимость ведения раздельного учета.

Основой для разработки рабочего плана счетов будет являться План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В плане счетов приведены счета первого порядка - синтетические счета, а так же счета второго порядка - субсчета, которые имеют номер и наименование. План счетов содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, а так же Инструкцию по его применению, которая устанавливает единые подходы к применению Плана счетов организациями. Инструкция раскрывает информацию о синтетических счетах и открываемых к ним субсчетов по назначению и структуре, по экономическому содержанию и т.д. Стоит отметить, что сам по себе не устанавливает каких-либо самостоятельных требований по учету отдельных видов активов, обязательств или операций. Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, в него необходимо включить перечень тех синтетических счетов и субсчетов, которые необходимы ей для ведения бухгалтерского учета.

При составлении рабочего плана счетов следует помнить, что нельзя изменять синтетические счета, предусмотренные Планом счетов. Если есть необходимость, можно воспользоваться свободными номерами счетов для учета дополнительных операций, но при этом необходимо согласовать с Минфином России. А вот субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются каждой организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 № 07-05-06/07).

Рабочий план счетов строится по тому же принципу, что и План счетов, то есть в развитие синтетического счета открываются субсчета, а затем аналитические счета. Иными словами, в рабочем плане счетов организации может быть использовано столько счетов, сколько ей необходимо.

Так, допустим, если предприятие общественного питания не планирует использовать или создавать нематериальные активы, то и счета 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» нет необходимости. Даже в том случае, если предприятие общественного питания, помимо основного вида деятельности, решит заняться деятельностью, связанной с производство и реализацией продукции, то она может не использовать счет 20 «Основное производство», а все расходы отражать на счете 44 «Расходы на продажу».

При формировании рабочего плана счетов следует помнить, что организация должна включить все счета, которые она планирует использовать. Так, например, счет 50 «Касса» используют все организации и поэтому его включение в рабочий план счетов обязательно. Иными словами, рабочий план счетов формируется не только на основании тех счетов, которые организация планирует использовать в силу своей специфики, но и которые вообще планирует использовать в своей деятельности.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...