Основы функционирования денежной системы. Принципы денежной системы Принципы функционирования денежной системы рф


1. Центральное управление денежной системой осуществляется экономическими методами через аппарат центрального банка.

2. Прогнозное планирование денежного оборота означает разработку централизованных и децентрализованных планов, планов-прогнозов.

3. Устойчивость и эластичность денежного оборота исключает, с одной стороны, инфляцию, а с другой - расширяет или сужает денежный оборот в связи с потребностями хозяйства в денежных средствах.

4. Кредитный характер денежной эмиссии - выпуск новых денежных знаков в хозяйственный оборот - осуществляется только в результате проведения банками кредитных операций.

5. Обеспеченность - выпускаемые в оборот денежные знаки должны быть реально застрахованы активами банка (товарно-материальными ценностями, золотом, драгоценными металлами, иностранной валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами).

6. Правительству предоставляются средства только в порядке кредитования на возвратной и возмездной основе.

7. Комплексное денежно-кредитное регулирование осуществля­ется центральным банком различными методами.

8. Надзор и контроль за денежным обращением осуществляются со стороны государства через банковскую, финансовую и налоговую систему.

9. На территории страны функционирует исключительно национальная денежная единица.

Среди мер, призванных устранить или уменьшить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, привлекают внимание периодически осуществляемые в различных странах изменения величины денежной единицы, ее наименования, а также проводимые денежные реформы.Деноминация состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению (например, 10:1) новой денежной единицей.

Девальвация – такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.

Денежная реформа представляет собой радикальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли денег в раз­витии народного хозяйства.

ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.



· К денежным факторам инфляции относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.

· К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.

Причины инфляции

  • Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
  • Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
  • Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;
  • Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Виды инфляции



1. В зависимости от степени вмешательства государства:

· Открытая инфляция характеризуется макроэкономическим неравновесием в сторону спроса, при котором падает реальная стоимость денег.

· Подавленная инфляция характеризуется внешней стабильностью цен (при активном вмешательстве государства), но росту дефицита товаров, что так же снижает реальную стоимость денег.

2. В зависимости от темпов роста различают:

· Фоновую инфляцию (от 1 % до 3% в год) , вызвана появлением новых товаров, совершенствованием технологий, считается неизбежной в условиях экономического развития

· Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

· Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

· Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч процентов в год, или свыше 100 % в месяц). Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартеру. Она так же свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

· Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции.

· Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Виды инфляции

Виды открытой инфляции:

· Инфляция спроса - порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)

· Инфляция предложения (издержек) - означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

· Сбалансированная инфляция - цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

· Несбалансированная инфляция - цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

· Прогнозируемая инфляция - это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

· Непрогнозируемая инфляция - становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Показатели инфляции

1. Уровень инфляции :

где R - уровень инфляции;

P1 - средний уровень цен в текущем году; P0 - средний уровень цен в базисном году.

2. Индивидуальный индекс инфляции:

где Ip - индивидуальный индекс инфляции; Р1 - цена продукта отчетного периода; Р0 - цена продукта базового периода.

3. Общий индекс инфляции (обобщающий индекс внутренней рублевой инфляции):

4. Дефлятор:

где номинальный ВНП - расходы в нынешнем году по текущим ценам;

реальный ВНП - расходы в нынешнем году по ценам базового года.

Антиинфляционная политика

Активнаянаправлена на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию. Адаптивная приспособление к условиям инфляции и снижение ее отрицательных последствий
1) Монетарные подходы (контроль за денежной эмиссией, недопущение эмиссионного финансирования госбюджета, осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке, пресечение обращения денежных суррогатов, проведение денежной реформы конфискационного типа) Эффективность первых 4-х методов обеспечивается лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа. 1) Индексация - изменение номинальных денежных выплат для смягчения последствий инфляции. Она распространяется на получателей фиксированных доходов, т. е. тех, кто больше всего теряет от инфляции
2) Немонетарные подходы: - Против инфляции спроса (уменьшение госрасходов, увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой денежно-кредитной политике, стабилизация валютного курса путем его фиксирования) - Против инфляции предложения (сдерживание роста факторных доходов и цен, борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов, стимулирование производства в рамках экономики) 2) соглашение с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и з/п.

Антиинфляционная политика включает в себя 2 составляющие:

1) Антиинфляционная стратегия:

· Это гашение инфляционных ожиданий: развитие рыночных механизмов

· Это долгосрочная денежная политика: регулирование ставки межбанковского кредита, регулирование нормы обязательных резервов. В соответствии с данной нормой рассчитывается денежная сумма, которой Коммерческий банк обязан держать на счете в Центральном банке и не имеет право давать ее в займы. В условиях инфляции Центральный банк повышает норму обязательных резервов.

· Операции на открытом рынке с ценными бумагами.

2) Тактические меры:

· Государственная поддержка приоритетных отраслей национального хозяйства

· Льготное налогообложение

· Краткосрочное регулирование текущего спроса

· Пути выхода: Ликвидировать путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

· Государство проводит четкую политику, чтобы завоевать доверие населения.

· Сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

· Установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.

· Ослабление влияния внешних факторов.


Принципы функционирования денежной системы

Современная денежная система основана на следующих принципах функционирования:
1) центральное управление денежной системой осушествляется экономическими методами через аппарат центральною банка;
2) прогнозное планирование денежного оборота означает разработку централизованных и децентрализованных планов, планов-прогнозов;
3) устойчивость и эластичность денежного оборота исключает, с одной стороны, инфляции, а с другой – расширяет или сужает денежный оборот в связи с потребностями хозяйства в денежных средствах;
4) кредитный характер денежной эмиссии – выпуск новых денежных знаков в хозяйственный оборот – осуществляется только в результате проведения банками кредитных операций;
5) обеспеченность – выпускаемые в оборот денежные знаки должны быть реально застрахованы активами банка (товарно-материальными ценностями, золотом, драгоценными металлами, иностранной валютой, ценными бумагами и др. долговыми обязательствами);
6) правительству представляются средства только в порядке кредитования на возвратной и возмездной основе;
7) комплексное денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банком различными методами;
8) надзор и контроль за денежным обращением осуществляется со стороны государства через банковскую, финансовую и налоговую систему;
9) на территории страны функционирует исключительно национальная денежная единица.

Особенности инфляционных процессов в России.

В 1992 г. Правительство РФ объявило о либерализации цен. Был снят административный контроль над ценами и производством, отменены рационирование ресурсов, квотирование экспорта и импорта, множественность обменного курса, точнее они остались в ограниченном масштабе. Попытки государства (в начале 1992 г.) проводить жёсткую налоговую и денежную политику при отсутствии сильной национальной валюты и валютного контроля оказались бессмысленными и потерпели крах. Потребовались меры к ужесточению контроля над потоком бесконтрольно эмитируемых рублей из государств «рублёвой зоны», а также таможенный и валютный контроль, прежде чем был наложен контроль над денежной системой. Из-за слабости правового и административного обеспечения договорной дисциплины неплатежи стали массовым явлением. Бурное развитие теневой экономики и преступности способствовали параличу ряда предприятий и предпринимателей, финансовой системы.

В результате либерализации цен темп их роста оказался настолько сильным, что денежная масса не успевала за ним, её не хватало для расчётов. Для увеличения её объёма Центральный Банк России расширил купюрность банкнот, а затем принял меры по организации расчётно-кассовых центров для безналичных расчётов. Эти меры оказались недостаточными. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены возросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная масса возросла в 5,1 раза, а цены выросли почти в 10 раз. В 1994 г. цены увеличились почти в 4 раза, тогда как денежная масса – только в 2,9 раза. В определённой мере, восприняв идеи монетарной концепции, которая заключалась в том, что ЦБ изменяет количество денежных средств, находящихся в банковской системе, что даёт возможность изменять процентную ставку, воздействуя на инвестиции и доходы. Увеличение предложения денежной массы снижает процентную ставку, а уменьшение предложения денег её повышает, предприняло ряд реформ. В соответствии с этой концепцией государственное регулирование экономики должно осуществляться крайне ограничено, в основном за счёт устойчиво-равномерной денежной эмиссии. Поскольку инфляция возникает по причине избытка денег в обращении, необходимо уменьшить объём совокупного спроса населения. Российский вариант инфляции, возникшей не из-за бюджетного дефицита, который, напротив, явился следствием инфляционных процессов, а по причине инфляционных затрат, требует не монетаристских методов её преодоления, а иного подхода. Попытки сдерживать инфляцию только путём ограничения денежной массы, хотя и дали определённые положительные результаты, но при этом повлекли за собой ряд негативных последствий: спаду производства, росту неплатежей, падению жизненного уровня.

Российская инфляция – это инфляция издержек и частично бюджетного дефицита, а не избытка денежной массы.

В России инфляция сочеталась одновременно со спадом производства, т.е. происходила стагфляция. Для России самый предпочтительный вариант регулирования инфляции – это стагфляционная политика, где применяется политика доходов – согласование и увязка темпов роста заработной платы и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Таким образом, антиинфляционная политика должна использовать два регулятора: рыночный и государственный.

Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в области товарного и денежного обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 гг. они увеличились почти в 1000 раз); резкое падение объёма предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%)

Обесценение денег в России происходило из-за монопольного повышения цен при отсутствии конкуренции и наличии государственного регулирования инфляционного процесса. Цены поднимали посредники- перекупщики в сфере оптовой и розничной торговли. Розничные цены на товары и услуги в несколько раз превышали цены производителей.

Расширение кредитной экспансии только укрепляло сложившийся уровень инфляции и требовало всё новой и новой эмиссии денег. Дефицит государственного бюджета увеличивался за 1992-1994 гг. и превысил в 1994 г. 60 трлн руб. Создавшийся дефицит покрывался за счёт централизованных кредитов ЦБ и имел инфляционную природу. Задолженность по кредитам федеральному бюджету только в 1994 г. возросла с 13 до 66 трлн руб. С целью ослабления инфляции Министерство финансов РФ с мая 1994 г. приступило к выпуску государственных облигаций (ГКО). Значительную роль в раскручивании инфляции сыграл процесс долларизации: покупаемые населением доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в России. Возникает дополнительный платёжеспособный спрос со стороны населения, предприятий и банков. Валютный товар, купленный за рубли, находится в запасах как внутри страны, так и за её пределами, а его эквивалент (рубли) остаётся во внутреннем денежном обращении, что само по себе служит стимулом инфляции.

Таким образом, главной причиной инфляции в России следует считать отпуск цен, осуществлённый в условиях несформировавшегося рынка и отсутствия конкуренции. Падение производительности труда, снижение объёмов производства наблюдались в России уже в 1993 г.

Из всех видов инфляции наиболее губительной является гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары. Роль денег в этих условиях сильно падает, появляются параллельные, в том числе иностранные, валюты. В России в первой половине 1997 г. темпы инфляции составили 17-20% в месяц или около 700% в год, что указывает на все признаки гиперинфляции.

Российский кризис носит системный и структурно- технологический характер. Он возник из-за того, что прежняя система экономики, основанная на командах сверху, жесткой централизации материальных и финансовых ресурсов, подавлении рыночных механизмов и конкуренции, на уравнительности и иждивенчестве предприятий, завела страну в тупик. Прежняя система обусловила: технологическую и экономическую стагнацию, структурные перекосы в экономике, дефицитность, запущенность потребительского сектора, перегруженность базовыми производствами при гигантской милитаризации. Эти недостатки препятствовали переходу к новому технологическому укладу, развернувшемуся в мировой экономике.

Главная причина Российской инфляции – диспропорции в процессе общественного воспроизводства. Следствие инфляции – нарушение закона денежного обращения. Основной формой проявления инфляции стал рост цен и обесценение денег. Она зависит от отраслевых диспропорций, недоразвитости социальных параметров, недостаточности распространения рыночных структур, т.е. товарно-денежных, рыночных отношений во всех сферах хозяйства и отдельных секторах. Подавление инфляции требует от правительства курса на оздоровление социально-экономической ситуации и начало экономического роста, необходимо стимулирование роста новой производственной и технологической базы, позволяющей осуществить глубокие и структурные преобразования в экономике. Но это направление экономической политики оказалось неприемлемым к конкретной российской ситуации, в частности, по причине немонетарной природы российской инфляции, иными словами, скачок цен, наблюдавшийся в сырьевых отраслях, послужил основной причиной повышения уровня цен в других сферах народного хозяйства. Введение налога на добавленную стоимость в российских условиях ещё больше усугубило инфляцию, он прямым образом повлиял на увеличение цен, поскольку включает в себя стоимость на каждой стадии производства и продвижения товара.

После августовского финансового кризиса (1998 г.) значительным импульсом для тенденции роста цен стала девальвация рубля, вызвавшая резкое удорожание импортной продукции, ранее не редко относительно дешевой по сравнению с отечественной. Падает уровень занятости населения, что обуславливает непредвиденные расходы государства на пособия по безработице. Увеличивается бюджетный дефицит по причине неплатежей, из-за недопоступления налогов от предприятий, приостановивших свою деятельность. В последние годы первой волны инфляции (1996- первая половина 1998 гг.) при сохранении высоких темпов роста цен, произошли изменения в причинах инфляционных процессов в России. В этот период начала внедряться новая модель покрытия бюджетного дефицита. Вместо прямой денежной эмиссии стали выпускать государственные краткосрочные долговые обязательства. В результате на первый план среди причин инфляционного роста цен выдвинулись факторы, связанные не с ростом денежной массы в обращении, которая сдерживалась, а иногда проводилась политика её сокращения, а с ростом издержек, вызываемых увеличением процентом за кредит, стоимости обслуживания ГКО, и другими причинами. При этом темпы инфляции стали снижаться, особенно со второй половины 1996 г., когда проводилась политика снижения стоимости кредитов и обслуживания ГКО. В 1996 г. цены росли на 50% медленнее, чем в 1995 г., а в 1997 г. – на 10% медленнее, чем в предыдущем году. Уменьшению темпов инфляции способствовала политика, направленная на стабилизацию валютного курса. Поддержание, например, темпов снижения курса рубля к доллару США на уровне не выше 1% в месяц в первой половине 1998 г. позволило снизить темпы роста российских потребительских цен до 0,2%-0,5% в месяц и сохранить их вплоть до августа 1998 г. В целом с августа 1998 г., когда разразился кризис неплатежей российского правительства и коммерческих банков, по март 1999 г. темпы инфляции, подсчитываемые журналом «Эксперт», составили 72,5%. При этом наиболее значительно выросли цены в августе 1998 г. – 31,7%, в остальные месяцы темпы инфляции 2,2-9,7%. В результате отказа российского правительства от уплаты в течение трёх месяцев внешних и внутренних долгов и от поддержания курса рубля к доллару США в рамках установленного валютного коридора, курс рубля резко упал. В результате значительного роста цен на импортную продукцию резко снизился спрос на неё на внутреннем рынке, и произошло сокращение ввоза. Снижение спроса на импортную продукцию усилило конкурентные позиции российских производителей аналогичной продукции и позволило им повысить внутренние цены её реализации, усилив тем самым инфляционные тенденции, проявляющиеся на национальном рынке, а также, импортёры, с тем, чтобы сохранить свои позиции на российском рынке, вынуждены были снижать долларовые цены.

Итак, возникновению инфляции в России послужили следующие причины:

глубокие деформации и диспропорции общественного производства;

структурные перекосы экономики,

монополизм производителей товарной продукции;

милитаризированная экономика;

разбухший государственный аппарат.

Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным (бюджетным) финансированием и льготным кредитованием. Низкий уровень конкуренции в сфере промышленного производства и сохранение монополистических структур не дали возможности проявиться «кейнсианскому эффекту». Последовавшие затем рост цен на оборудование, сырье, топливо и повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в другую форму инфляцию издержек производства (инфляция предложения).

Механизм инфляции предложения зиждется на таких факторах, как:

Рост цен на промежуточные товары, диктат предприятий, производящих электроэнергию и другие энергоресурсы;

Слабо развитая инфраструктура рынка, в частности инструменты частного инвестирования, перелива капиталов, аккумуляции сбережений населения, что особенно характерно для экономики переходного тина;

Несовершенство конкуренции на рынке, его монополизированность; наличие барьеров для конкуренции в виде высокого уровня дифференциации продукта, законодательных ограничении на вхождение в отрасль «посторонних» структур (лицензирование);

Недоразвитость рынка труда.

В условиях слаборазвитой рыночной экономики, лишенной рыночных стимулов, товарно-денежные отношения начинают частично функционировать по законам монополизированного рынка, как это имело место в России. В таких условиях перестает действовать механизм цены равновесия.

Специфика инфляции в России заключается в следующем:

рост и развитие инфляции происходили в условиях товарного голода на фоне постоянно возникающих кризисов неплатежей, в том числе по банковским структурам, которые достигли больших размеров;

инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который формировался не рынком, а лишь его потребительской частью;

инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности формирования реального валютного курса в равной степени рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);
и т.д.................

1.2 Принципы организации денежной системы

Принципы организации денежной системы - это основополагающий элемент денежной системы. Под ними подразумеваются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

Различают следующие принципы организации денежной системы:

1. Принцип централизованного управления денежной системой характерен для административно-распределительной модели экономики. Он реализуется с помощью директивных актов правительства, которые обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами. Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных её секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза - одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, а для их реализации не создаются социальные органы административного управления. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остаётся директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляцию; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. При определённых условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платёжными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платёжный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии - появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот поступать не должны.

5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

6. Принцип независимости Центрального Банка от правительства и подчиненность его парламенту страны. Он связан с тем, что поддерживание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Центрального Банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнёт «вычерпывать» средства Центрального Банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. Принцип независимости Центрального Банка от правительства и подчиненность его парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный Банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинён исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный Банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения. В то же время Центральный Банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк систематически должен отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определённое обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации)). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступления средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

8. Принцип комплексного использования инструментов денежно - кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что Центральный Банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе денежного эффекта достигнуть не удаётся.

9. Принцип надзора и контроля над денежным оборотом - неотъемлемая функция системы государственного управления. Принцип надзора и контроля над денежным оборотом - государство через банковскую финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Омега"

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям: * возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного)...

Бюджетные расходы на образование и культуру

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны...

Денежная политика государства

Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Главным институтом...

Денежная система Республики Беларусь, ее становление и развитие

На мой взгляд, наиболее актуальным направлением совершенствования денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации...

Денежная система России (сущность, содержание и развитие)

Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 10 июля 2002г., определившим ее правовые основы. Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль...

Денежная система Российской Федерации

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем...

Налоги и организация налоговой системы Республики Казахстан

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели...

Налоговая система Республики Казахстан, становление и перспективы ее развития

налог казахстан поступление система Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо...

Организация финансового менеджмента на предприятии АНОО "Центр Иностранных Языков "Express"

Рассмотрим точки зрения отечественных и зарубежных экономистов о понятиях финансового анализа. Так, в частности И.Т. Балабанов считает, что финансовый анализ - глубокое...

Платежная система Российской Федерации

Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля над денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах...

Принципы внедрения системы бюджетирования в организации

1.1. Понятие и принципы организации системы бюджетирования Система бюджетирования - это организационно-экономический комплекс, представленный рядом специальных атрибутов, введенных в систему управления предприятием...

Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета

Развитие новых электронных денежных систем в России

Концепция развития национальной денежной системы, как и любая концепция в трактовке определенного способа понимания предмета исследования, руководящей идеи для его систематического освещения }

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...