Основными органами валютного контроля являются. Органы валютного регулирования и агенты валютного контроля


Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.


В том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

1.3Виды системмеждународных денежных переводов

Системы денежных переводов предоставляют банки-корреспонденты, которые оказывают посреднические услуги между банками-агентами. Эти банки-корреспонденты заключают агентские договора на обслуживание международных систем переводов с банками-агентами в разных государствах. На основании агентского договора, банк-агент может отправить или выплатить денежный перевод. В банке-агенте и банке-корреспонденте открываются счета, на которые, и с которых, совершаются денежные переводы.


Переводы можно отправлять в разной валюте. Независимо от вида отправленной валюты, можно получить перевод в той валюте государства, в которую отправляется перевод. При этом, если вам поступил перевод в долларах, можно конвертировать валюту перевода в другую. Однако можно потерять небольшую разницу после конвертации.

Переводы могут быть адресные и безадресные. Приадресныхпереводах указывается страна получателя и его город. Вбезадресных– только страна получателя. Безадресный перевод очень удобен тем, что его можно снять в любом городе страны получателя.

Время, через которое получатель может получить перевод, зависит от вида международных переводов, но, в основном происходит моментально. Другой причиной могут служить сбои в сетевых коммуникациях, обеспечивающих работу банка.

Комиссия может зависеть от страны, в которой находятся банки-отправители/банки-получатели. Перевод не может быть отправлен в страну, занесенную в «черный список» ФАТФ (организация по предотвращению отмывания денег), или на которые наложено эмбарго США (к примеру, Канарские, Сейшеловы острова или оффшорные страны).


Основными критериями при выборе системы денежного перевода, будет служить следующее:

· Стоимость денежного перевода

· Валюта денежного перевода

· Скорость зачисления денег

· География

· Качество оказываемых услуг

Валютное регулирование как правовой режим состоит из валютных ограничений и мер валютного контроля. Этому делению соответствует и деление субъектов валютного регулирования, реализующих публично-правовые функции:

– в сфере установления валютных ограничений;

– в сфере валютного контроля.

Несколько упрощая, можно сказать, что резиденты и нерезиденты в валютном регулировании – субъекты воздействия государства, а органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля – это субъекты воздействующие, определяющие права и обязанности всех остальных.

Однако следует помнить, что, хотя эти отношения имеют публично-правовой, властный характер, резиденты и нерезиденты не находятся в прямом административном подчинении органов валютного регулирования и контроля.

Кроме того, органы валютного регулирования необходимы государству тогда, когда система валютных ограничений подвижна, гибка и постоянно пересматривается исходя из текущей экономической ситуации. В тех же случаях, когда во главу угла ставится стабильность хозяйственного оборота и правил поведения, устанавливаемых государством для участников валютных отношений, компетенция органов валютного регулирования объективно сокращается. Когда валютные ограничения устанавливаются только законодательно, как это имеет место согласно действующему Закону о валютном регулировании, органы валютного регулирования не устанавливают правил самостоятельно. Это не означает, что они остаются в стороне от реализации валютной политики. Как правило, на тех же самых субъектов государство возлагает функции реализации мер экономического валютного регулирования, а также организации и ведения валютного контроля.

Органы валютного регулирования

Применительно к валютному регулированию, понимаемому в узком смысле как правовой режим, органы валютного контроля – это те субъекты валютных регулятивных отношений, которые наделены правом устанавливать правила поведения для участников валютных операций, валютные ограничения. Согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании к органам валютного регулирования отнесены:

– Правительство РФ;

– Центральный банк РФ.

В системе валютного регулирования, основанной на индивидуальных разрешениях, орган валютного регулирования (как правило, Центральный банк страны или аналогичное ему учреждение) может иметь право издавать ненормативные акты, разрешающие конкретному субъекту совершение валютной операции. Именно такая система действовала в России в 1991 – 2003 гг. Все операции, кроме текущих, было запрещено совершать без разрешения (лицензии) Банка России. Таким образом, валютное регулирование реализовалось в индивидуальном порядке: орган валютного регулирования изучал информацию о планируемой сделке, анализировал ее возможные последствия с точки зрения цели и задач валютного регулирования и разрешал операцию, если приходил к выводу, что она не будет иметь критических негативных последствий. Разумеется, эта система неприемлема в ситуации, когда перед валютным регулированием не ставится задача ограничить краткосрочные портфельные инвестиции, так как механизм получения индивидуальных разрешений рассчитан на единичные случаи согласования крупных инвестиционных проектов, а не на рассмотрение массовых обращений на ежедневной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании органы валютного регулирования наделены правом издавать нормативные правовые акты – “акты органов валютного регулирования” для реализации своих функций. Одновременно ч. 1 ст. 4 Закона оговаривает, что такие акты издаются, только если это прямо предусмотрено Законом.

Закон о валютном регулировании в действующей в настоящее время редакции предусматривает единичные случаи, в которых подзаконными нормативными актами могли бы устанавливаться валютные ограничения как таковые. Поэтому полномочия органов валютного регулирования по изданию актов валютного регулирования в действующем Законе ограничены по сравнению с его первоначальной редакцией.

Так, п. п. 5 и 9 ч. 3 ст. 14 Закона разрешают резидентам и нерезидентам совершать переводы без открытия банковского счета (трансграничные и на территории РФ) с одновременным наделением Банка России правом устанавливать ограничение суммы перевода. Это практически единственный пример, когда действующее законодательство сохраняет за органом валютного регулирования право определять содержательную часть валютного ограничения.

Кроме того, Банк России устанавливает “единые формы учета и отчетности по валютным операциям”. Правительство РФ по согласованию с Банком России определяет порядок предоставления юридическими лицами – резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам и др. По своему содержанию эти акты устанавливают права и обязанности резидентов и нерезидентов, относящиеся к валютному контролю, не затрагивая содержательной части валютных операций. Тем не менее, поскольку граница между валютными ограничениями и мерами контроля достаточно подвижна и установленный в целях учета и контроля “порядок” совершения валютных операций может перерастать в фактические валютные ограничения, эти нормы могут рассматриваться как пример нормотворческих полномочий органов валютного регулирования, пусть и с оговорками.

В пользу такой их квалификации, несколько разрушающей логичное разграничение органов регулирования и органов контроля по их нормотворческой компетенции, свидетельствует еще одно соображение.

Подзаконные акты в области валютного контроля именуются в Законе о валютном регулировании актами валютного контроля, и издавать их могут органы валютного контроля. В случае с Банком России особой разницы нет, так как он признается и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. А вот Правительство РФ к органам валютного контроля Законом не отнесено. Следовательно, любой подзаконный акт, который оно издает в рамках полномочий, предоставленных ему Законом, должен считаться актом валютного регулирования.

Этот на первый взгляд сугубо схоластический вопрос влечет сугубо практические последствия: ст. 15.25 КоАП РФ, в которой сконцентрированы меры административной ответственности за нарушения правил валютного регулирования и контроля, применима только к случаям нарушения:

– валютного законодательства в узком смысле слова, т.е. Закона о валютном регулировании;

– актов органов валютного регулирования.

Поэтому, чтобы защита того или иного подзаконного акта обеспечивалась мерами административной ответственности, с формально-юридической точки зрения нужно, чтобы он издавался исключительно и только в рамках полномочий Правительства РФ и Банка России как органов валютного регулирования.

Поскольку и Правительство РФ, и Банк России могут выступать в валютных операциях в роли их непосредственных участников, Закон о валютном регулировании оговаривает их право проводить все виды валютных операций без ограничений . Это необходимо для того, чтобы эти субъекты могли реализовать меры экономической валютной политики, выполняя валютное регулирование в широком смысле слова – как совокупность юридических и экономических мер.

Органы валютного контроля

Органы валютного контроля – это публично-правовые субъекты, в задачи которых входят:

– нормативное правовое регулирование валютного контроля в рамках, установленных законодательством;

– проведение контрольных мероприятий;

– применение мер административной ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Право органов валютного контроля на издание нормативных правовых актов по вопросам валютного контроля ограничено. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании они издают акты валютного контроля в случаях, предусмотренных валютным законодательством и актами валютного регулирования; эти акты не могут затрагивать вопросы регулирования валютных операций. По смыслу Закона о валютном регулировании система мер валютного контроля предусмотрена Законом непосредственно. В тех случаях, когда Закон наделяет органы валютного контроля правом издания подзаконных актов, речь идет о конкретизации порядка проведения валютного контроля. Например, Закон предусматривает возможность применения такой меры контроля, как наблюдение <1> за валютными операциями резидентов посредством паспортов сделок, одновременно возлагая на Банк России установление правил оформления таких паспортов <2>.

——————————–

<1> Здесь наблюдение – термин, обозначающий метод финансового контроля, основанный на регулярном получении информации.

<2> См.: ст. 20 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета дополнительными банками валютных операций и контроля за их проведением”.

Закон о валютном регулировании не относит Правительство РФ к органам валютного контроля, хотя оно и названо в ч. 1 ст. 22 Закона в одном ряду с органами и агентами валютного контроля как субъект, “осуществляющий валютный контроль”. На Правительство РФ Закон возлагает координационные и нормотворческие функции в области валютного контроля. Контрольных мероприятий оно, конечно же, само не проводит.

К собственно органам валютного контроля относятся:

– Росфиннадзор;

– Центральный банк РФ.

Агенты валютного контроля

Непосредственное проведение валютного контроля возлагается государством не только на публично-правовых субъектов, но и на частноправовых. Такая организация валютного контроля обусловлена как объективно присущей финансам контрольной функцией, так и историческими причинами.

Различные финансовые институты – банки, биржи, участники рынка ценных бумаг – в соответствии с родом деятельности обладают информацией о финансовых операциях своих клиентов и об их валютных операциях в том числе. Отсюда – объективно существующая возможность использовать это их свойство в государственных интересах.

Поскольку валютное регулирование в своем классическом виде сформировалось в странах Западной Европы в XX в., ему присуще такое не очень характерное для российской правовой системы явление, как возложение публично-правовых контрольных функций на негосударственные учреждения – банки. Это было сделано по соображениям удобства и экономии, так как создание разветвленной сети государственных контрольных органов было бы слишком дорогостоящим. Тот же подход был воспринят Россией при переходе от валютной монополии, при которой валютный контроль был не нужен, к валютному регулированию.

Таким образом, агенты валютного контроля – это в первую очередь банки и иные финансовые учреждения. Хотя они выполняют отдельные публично-правовые контрольные функции, они не наделены никакими юрисдикционными полномочиями по отношению к своим клиентам. Этим объясняется такое важнейшее отличие от органов валютного контроля, как отсутствие полномочий по изданию нормативных правовых или правоприменительных актов. Агенты валютного контроля не могут ни издавать правил, ни привлекать лиц к ответственности. Они могут только собирать информацию, а в случае выявления признаков нарушений валютного законодательства – передавать сведения органам валютного контроля.

Однако система частноправовых агентов валютного контроля в России дополняется возложением функций валютного контроля на некоторые федеральные органы исполнительной власти, которые благодаря специфике своей деятельности располагают информацией о валютных операциях и о внешнеторговых сделках, с которыми связана основная часть валютных операций. В настоящее время это таможенные и налоговые органы.

Круг полномочий таких “суперагентов” несколько шире, чем обычных агентов, так как они обладают властными полномочиями и вправе самостоятельно составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в случае выявления нарушений валютного законодательства. Кроме того, они могут собирать информацию от других агентов валютного контроля (тогда как обычный агент – уполномоченный банк “видит” только информацию о своих клиентах). Такие агенты занимают промежуточное положение между агентами и органами валютного контроля.

Инструмент валютной регулировки - это направление денежной политики любого государства. Определений данному действу можно подобрать немало, но все это - валютный контроль. Главная его цель - надзор за четким соблюдением государственными исполнительными органами требований в области внешнеэкономических и денежных операций. Основной орган валютного регулирования в РФ - Центробанк.

Проведение надзора

Он осуществляется:

1. За расчетами в денежном выражении и иными действиями, совершаемыми с платежными единицами других государств, производимыми на территории РФ.

2. За передвижениями дензнаков через государственную границу РФ.

3. За исполнением обязательств (выраженных в денежном эквиваленте) перед Россией и ее резидентами.

Глава 4 ФЗ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (Закон о валютном регулировании в РФ, з-н № 173) дает четкое определение валютного контроля и органов, осуществляющих его в России, очерчивает рамки их компетенции при реализации возложенных на них задач и функций, решает некоторые другие вопросы валютного регулирования.

Лица, относящиеся к органам и агентам валютного контроля

Ст. 122 закона №173 закрепляет следующих лиц, на которые возложена функция валютного контроля:

1. Правительство России.

2. Органы ВК.

3. Агенты ВК.

Органами, осуществляющими подобный контроль согласно п. 2, являются:

1. Центробанк РФ.

2. Исполнительные органы с надлежащими полномочиями, данные им Правительством РФ.

Агенты, осуществляющие валютный контроль согласно п.3, это следующие юридические лица:

1. Банки с соответствующими полномочиями.

2. Участники - профессиональные юридические лица рынка ценных бумаг без статуса банка.

3. Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ).

Какие операции классифицируют как валютные

Далеко не все действия на денежном рынке подходят под это определение. Только отдельные операции в РФ подпадают под валютный контроль.

В их числе:

1. Продажа и покупка валютных ценностей, пользование ими в качестве средств платежа, сторонами сделки при этом выступают резиденты.

2. Договоры между нерезидентами, резидентом и нерезидентом по поводу продажи валюты и/или ценных бумаг (ц/б) (в их числе и применение валюты и ц/б как средства платежа).

3. Перемещение денежных средств в валюте другого государства как в РФ, так и из нее.

4. Валютные переводы (транзакции) на расчетные счета одного и того же юридического лица, если эти счета находятся в разных странах, одной из которых является Россия.

5. Все перемещения денежных средств между расчетными счетами нерезидента, открытыми в РФ.

6. Переводы со счетов как резидентов, находящихся на территории РФ, так российских резидентов, находящиеся за пределами страны.

Центробанк

Это орган, осуществляющий валютный контроль. Уполномочен Правительством РФ выполнять функции денежного регулятора России. Данная обязанность закреплена за ним на самом высоком уровне. Правовое регулирование валютного контроля в РФ обусловлено законом №173 и ст. 54 закона «о Центробанке РФ» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ.

Он является основным органом валютного регулирования в РФ, осуществляет надзор за денежными потоками. Особенно контроль касается обращения дензнаков иностранных государств.

Полномочия Центробанка следующие:

1. Регламентирует выполнение валютных денежных операций между банками.

2. Составляет обязательные к исполнению требования к приходным документам при покупке дензнаков иностранных государств кредитными организациями.

3. Регламентирует действия нерезидентов по открытию счетов.

4. Осуществляет смежные функции в целях полного контроля за перемещением валюты.

5. Вводит ограничения по переводам иностранных денежных средств, в том числе по сумме.

Реализация валютного надзора

Органы, занимающиеся надзором, указаны в п. 2 ст. 22 закона №173, который обеспечивает правовое регулирование валютной деятельности в РФ. Основные - это уполномоченные правительством исполнительные структуры. Такое обтекаемое значение позволяет сделать вывод о том, что список может быть достаточно большим. Правительство своим решением может наделить функциями ВК разные органы и лица, в зависимости от операций, которые нужно совершить.

До февраля 2016 года эти обязанности были возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Однако она была упразднена, и ее функции перераспределились между двумя структурами. Сегодня органами валютного регулирования в РФ являются:

1. Налоговая служба.

2. Таможенная служба.

Налоговая служба РФ (ФНС)

Положение о данном органе государственной власти утверждено Постановлением от 30 сентября 2004 №506. В нем закреплены полномочия по исполнению ВК. Служба может отслеживать часть операций с валютными денежными средствами, которые относятся к ее компетенции.

ФНС как орган валютного регулирования в РФ контролирует:

1. Соблюдение юридическими и физическими лицами требований валютного законодательства независимо от того, является ли объект резидентом или нет. Сфера налогообложения ограничивает в таких случаях полномочия ФНС.

2. Соответствие разрешительных документов и лицензий проводимым гражданами и юридическими лицами валютным операциям.

3. Уведомление органов ФНС об открытии/ закрытии счетов в зарубежных банках. Далее следит за предшествующими их закрытию операциями.

Надзор осуществляется именно в той части, которая возложена на нее законодательными актами, без затрагивания сфер, которые отнесены к компетенции других органов контроля. Например, все операции по передвижению валюты входят в ведение таможенных органов РФ. Они также входят в общую надзорную систему.

Таможенная служба РФ (ФТС)

Это один из государственных органов валютного регулирования в РФ, уполномоченный осуществлять ВК, в соответствии с возложенными на него функциями. Все его полномочия закреплены в постановлении от 16 сентября 2013 № 809, которым и утвердилось положение о ФТС.

Функции Таможенной службы:

1. Контроль над всеми валютными операциями по перемещению продукции через границы Единого экономического союза.

2. Контроль за операциями, сопровождающими ввоз товаров и транспорта на территорию РФ.

3. Надзор за экспортом с территории России.

4. Соответствие выданных лицензий и разрешений всем перечисленным операциям, сопровождающимся пересечением государственной границы.

Агенты, осуществляющие валютный контроль

Перечень этих структур довольно обширен. Основные агенты валютного контроля, согласно п. 3 ст. 22 закона №173, это банки и любые кредитные учреждения, подходящие под следующие требования:

1. Созданы согласно нормативно-правовым актам и законам РФ.

2. Имеют лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную в установленном законом порядке.

3. Уполномочены осуществлять операции с привлечением дензнаков иностранных государств.

К органам валютного регулирования в РФ, или агентам, осуществляющим подобный контроль, относятся и профессиональные юридические лица - участники рынка ценных бумаг. В законе №173 они полностью не закрываются, уточнения даны в ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг».

В ст. 2 уточнено, что участниками могут быть все организации, созданные согласно нормативно-правовым актам, которые осуществляют следующую деятельность:

1. Управление реестром собственников акций и ценных бумаг.

2. Депозитарная.

3. Управление ценными бумагами.

4. Дилерскую (форекс-дилеры включены).

5. Брокерскую.

Мощная государственная корпорация «Внешэкономбанк» - это третий агент валютного контроля за денежными операциями. Компетенция и полномочия определены в ФЗ №82-ФЗ от 17 мая 2007 «О банке развития». Нормы, регламентирующие статус ВЭБ как агента ВК, установлены в п. 5 п. 3 ст. 3 Закона «О ВЭБ».

Валютное регулирование в РФ

Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое - «валютный контроль». Второе - близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль - это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.

Основные органы валютного регулирования и контроля в РФ идентичны:

1. Центробанк России.

2. Правительство России.

Реализацию мер по денежному регулированию обычно символически делят на 2 уровня:

1. Нормативный. Суть его состоит в разработке правовой базы, касающейся регулирования валютных операций на территории РФ, а также ее последующего утверждения и внедрения на практике.

2. Индивидуальный. Это непосредственное применение действующих правовых актов и законодательной базы к конкретной ситуации, образовавшейся в результате действий на валютном рынке.

Правительство и Банк России. Именно эти органы играют ведущую роль в валютном регулировании в РФ. Они и осуществляют реализацию задач по воплощению в жизнь политики государства в этой специфической сфере.

Права и обязанности

Каждый орган валютного регулирования в РФ, агент вправе:

1. Осуществлять проверки, если это необходимо или требует вмешательства исполнительных органов, по соблюдению требований законодательных актов лицами - участниками валютных операций в области денежных обращений в иностранной валюте.

2. Проводить верификацию документов, которые предоставляют резиденты и нерезиденты, о проведенных денежных транзакциях на выявление их достоверности и всесторонности.

3. Высылать оформленные соответствующим образом запросы от резидентов или нерезидентов для получения сведений или документов, необходимых для пояснения и понимания связи между открытием счета и проведениями денежных операций.

Дополнительные полномочия, предоставленные органам ВК:

1. Выдача виновным лицам соответствующих предписаний с требованиями об обязательном устранении в установленные сроки нарушений. Это необходимо при обнаружении неправомерных операций, подпадающих под действие валютного контроля.

2. Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в случаях грубого попрания валютного законодательства.

Обязанности агентов ВК

Эти структуры призваны:

1. Осуществлять надзорные действия за всеми участниками валютного законодательства.

2. Предоставлять информацию об их участии в валютных операциях на территории РФ и за ее пределами в органы ВК.

Органы и агенты, осуществляющие валютный контроль: основные отличия

Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что все части отраслевой системы можно разбить на отдельные структуры. Это организации, осуществляющие валютный контроль, агенты, которые занимаются той же деятельностью, органы денежного регулирования операций со всеми перемещениями денежной валютной массы. У каждого из этих элементов свои полномочия и четко ограниченная компетенция. Но они входят в одну общую систему валютного контроля РФ. Повторим, главными органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Основное их отличие от остальных частей системы в том, что они могут издавать законодательные нормативные акты, обязательные к исполнению.

ФНС и ФТС имеют свои законодательно закрепленные полномочия. Согласно им, эти организации вправе не только издавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять полный надзор за их надлежащим исполнением, если случаются нарушения валютного законодательства, имеют законное право применять к виновным физическим и юридическим лицам соответствующие меры ответственности согласно нормативно-правовой базе.

Агенты ВК, в отличие от вышеуказанных структур ВК, обладают не таким обширным объемом полномочий. Их деятельность направлена на сбор и передачу необходимой оперативной информации органам ВК, а также проведение контроля за ФНС - основными органами, главной деятельностью которых является осуществление валютного контроля в России. Но и это не все. На помощь вышеперечисленным органам приходят валютные агенты: банки, профессиональные юридические лица - участники рынка ценных бумаг, ВЭБ.

Валютный контроль вводится обычно в тех государствах, где валюта не имеет статуса свободно конвертируемой. В этих условиях приобретает особое значение регулирование операций по покупке и продаже валютных средств, а также контроль над перемещением валюты через границу государства. Воздействие на рынок валют государство, как правило, ведет законодательными методами.

Перечень органов, которые исполняют функции валютного контроля, регламентирована Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль подразумевает особую систему мер, которые государство проводит для соблюдения правил при проведении операций с валютой.

Основу контроля составляет ограничение права граждан покупать иностранную валюту, а также возможности нерезидентов приобретать отечественную валюту. Такие рамки нужны, чтобы предотвратить возможный отток капитала. Валютный контроль обычно вводится в странах с частично регулируемой валютой. Государства, отличающиеся стабильностью в экономике, не испытывают острой необходимости в валютном контроле.

Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации считаются уполномоченные банки, которые подчиняются ЦБ РФ; Внешэкономбанк; таможня и налоговые органы; профессиональные и постоянные участники рынка ценных бумаг (включая держателей реестра). Эти субъекты отличаются от органов валютного контроля тем, что не могут применять карательные меры в отношении тех участников рынка, которые нарушают валютное законодательство. Статус агента валютного контроля не дает учреждению права требовать устранения выявленных нарушений.

В функции агентов входит проверка степени соответствия операций с валютой действующему законодательству; проверка ведения учета и отчетности в сфере операций с валютой; проверка документации, которая имеет отношение к ведению валютных счетов.

Агенты валютного контроля должны своевременно предоставлять контролирующим органам информацию о своей деятельности, которая касается операций с валютой. В обязанности данных учреждений входит также соблюдение служебной, коммерческой, а также банковской тайны, доступ к которой они получают в связи с выполнением своей деятельности.

В случае, когда агенты валютного контроля в ходе своей деятельности выявляют нарушения установленных законом правил, они передают соответствующую информацию органу валютного контроля, которое имеет право применить к нарушителю санкции. Такая информация включает в себя данные о физическом или юридическом лице; описание нарушения; указание на нарушенный правовой акт; сумму незаконной операции.

В своей деятельности организации, выполняющие роль агентов валютного контроля, исходят из неоспоримого приоритета экономических мер при осуществлении политики государства в сложной и ответственной сфере валютного регулирования. Такая деятельность должна исключать не вызванное необходимостью вмешательство органов государства в дело валютного регулирования.

Ключевым звеном в системе регулирования валютных операций в РФ являются уполномоченные банки. Эти учреждения имеют право на монопольное освидетельствование операций, проводимых другими банками и участниками валютного рынка.

В качестве агентов валютного контроля такие банки проверяют разрешения и особые лицензии, дающие право на осуществление операций с валютой, а также контролируют выполнение обязательств по продаже валютных средств, поступивших от экспортных операций.

Статус этих участников рынка не только дает право им самим проводить операции с валютой, но также предполагает обязанность вести полноценный валютный контроль, включая проверку экспортно-импортных операций и правильность перечисления выручки на транзитные счета.

Необходимость в деятельности института агентов валютного контроля вызвана тем, что при введении строгих правил валютного регулирования возникает «черный рынок», на котором в нарушение закона производится обмен валюты. Результатом таких незаконных операций становится ситуация, когда реальный курс обмена валюты резко отличается от того, который установлен государством. Наличие системы из государственных органов и агентов валютного контроля позволяет ограничить теневой рынок обмена валюты.

Органы валютного контроля созданы для обеспечения законности действий организаций, осуществляющих операции в иностранных денежных единицах. Контролю подлежат как резиденты, так и нерезиденты национальной экономики.

Он осуществляется в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль и его предназначение

Контроль в данной области осуществляют органы и агенты валютного контроля. Цель — обеспечение законности деятельности участников, осуществляющих перемещение валюты внутри страны и за ее пределами. Предназначение этих действий состоит в обеспечении экономической безопасности страны.

Значимость такого контроля увеличивается с каждым годом. Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики. Результатом этого развития является тот факт, что изолированных национальных экономик сейчас в мире практически не существует. Экономика каждой страны в любом случае является субъектом мировой экономики.

Мировая торговля связывает все страны единой нитью взаимовлияний и взаимозависимостей. Операции, осуществляемые между странами, обеспечивают постоянный обмен товаров и услуг, полностью удовлетворяя потребности населения. Эти же операции являются основой мирового финансового рынка, составляющего финансовый сектор мировой экономики. Интересы национальной экономики ущемляются экспансией транс-национальных компаний, которые могут являться резидентами сразу нескольких стран, но часто отражают интересы одной страны.

Постоянные международные платежи сливаются в единые потоки, оказывающие существенной влияние на состояние регионов, страны, государства и отдельных производителей. Страны с открытой рыночной экономикой подвержены сильным рискам, слагающимся из двух ветвей влияния: иностранных производителей, стремящихся проникнуть на рынок данной страны, и черного рынка внутри страны.

Из этого следует вывод — целью существования валютного контроля в рф является минимизация рисков и угроз со стороны других стран, транс-национальных корпораций и неконтролируемых процессов внутри страны.

Организация валютного контроля: формы, функции, ответственность

В Российской Федерации организация валютного контроля осуществляется в трех формах.

  1. Общий или неспециализированный. Это деятельность Минфина в обязательном взаимодействии с органами МВД, ФСБ, прокуратуры и налоговой инспекцией по обеспечению соответствия документации существующим нормам и правилам.
  2. Банковский. Проявляется в контролирующих действиях Банка России и всех его подразделений. Контроль направлен на обеспечение законности операций, проходящих через кредитные организации.
  3. Таможенный. Осуществляется через действия таможенной службы во всех ее структурных и территориальных органах, которые контролируют прохождение ценностей и товаров через границу.

Такое распределение ролей дает возможность государственным структурам использовать всю полноту власти для достижения главной цели своей деятельности — обеспечения экономической безопасности.

Валютный контроль выполняет следующие функции:

  • выявления действий субъектов экономики, не соответствующих законодательству РФ;
  • проверки наличия или отсутствия документов, разрешающих валютную деятельность;
  • выявления степени обоснованности платежных операций, осуществляемых в денежных единицах других государств;
  • контроля адекватности составления учетной и отчетной документации по осуществляемым расчетам в иностранной валюте.

Все участники экономических процессов несут равную юридическую ответственность. Законодательство предусматривает применение следующих мер наказания:

  • взыскание всей прибыли, полученной как физическим, так и юридическим лицом в результате проведения незаконной сделки или иных незаконных действий;
  • при неоднократных незаконных действиях помимо взысканий применяется также штраф, который превышает в пять раз величину совершенной сделки;
  • приостановка действия лицензии или ее отзыв.

Ответственность наступает за следующие действия, а также бездействия любых субъектов национальной экономики:

  • нарушения отчетно-учетной дисциплины;
  • отсутствие реакции на запрос документов;
  • предоставление данных, не соответствующих действительности;
  • несвоевременное предоставление отчетных или запрошенных документов;
  • ведение документов по правилам и формам, не соответствующих государственным требованиям, нормам и стандартам.

Органы и агенты валютного контроля: сходство и отличие

Ст. 22 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» утверждает, что агентами валютного контроля являются:

  • банки, наделенные соответствующими правами;
  • банки, не имеющие специальных полномочий, которые осуществляют деятельность по обороту ценных бумаг;
  • таможенная служба и все ее территориальные подразделения;
  • налоговая инспекция.

Эта же часть федерального закона определяет, что органами валютного контроля являются:

  • Центробанк Российской Федерации;
  • все органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия.

Агенты наделены следующими правами:

  • осуществления проверок деятельности субъектов экономики;
  • контроля деятельности субъектов по учету и отчетности;
  • направления запросов по предоставлению документов и информации.

Органы и агенты валютного контроля могут запрашивать документацию у организаций или физических лиц в достаточно широком информационном диапазоне. К таким документам, предоставляемым в обязательном порядке, могут относиться:

  • удостоверения личности;
  • учетная информация из налоговой инспекции;
  • свидетельства, подтверждающие права на недвижимость;
  • копии договоров, соглашений, контрактов, проектов, результатов торгов и иная документация, сформированная в процессе законной деятельности организации, осуществляющей валютные платежи;
  • документы о получении валютных кредитов;
  • сведения о семейном положении, родственниках и других людях, вовлеченных в процесс валютных операций.

Органы валютного контроля наделены следующими полномочиями:

  1. Формирования законов и иных нормативных актов, призванных регулировать финансовые потоки на внутреннем рынке и между странами.
  2. Осуществления контролирующей деятельности по определению соответствия валютных операций субъекта в специфике его лицензии.
  3. Проведения проверок любых валютных действий как граждан Российской федерации, так иностранцев.
  4. Составления стандартов, определяющих форму и содержание отчетных и учетных документов.

Органы и агенты валютного контроля при выявлении незаконных действий по проведению операций с валютой, передают информацию о нарушениях государственным органам, которые уполномочены применять санкции.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...