Основные вопросы экономики. Экономические системы


В зависимости от характера координации хозяйственной деятельности экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) и механизма управления экономическими процессами (характеристика типов экономических систем на основе организационного подхода) выделяют: традиционную, рыночную, центрально-управляемую и смешанную экономические системы.

Организация хозяйственной деятельности зависит от:

  • - форм собственности на средства производства;
  • - процедур принятия основных экономических решений и способов координации экономической деятельности;
  • - мотивов, стимулирующих ведение экономической деятельности.

Традиционная экономика представлена странами с экономикой натурального хозяйства, где подавляющее большинство населения занимается простейшим сельскохозяйственным производством и большую часть произведенной продукции потребляют сами. Товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются на освященных обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы определяют устои экономической жизни и деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. Страны Африканского континента, Ближнего и Среднего Востока относятся к традиционной экономике.

Механизм регулирования на основе традиций - это способ экономической организации, при котором проблемы производства и распределения решаются применением унаследованных из прошлого процедур. Этот механизм слабо реагирует па изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, новыми потребностями. Он нс способен регулировать экономику в целом с развитой системой общественного разделения труда (но в области неформальных отношений в коллективах отдельных предприятий занимает определенное место).

Рыночная экономика - способ взаимного приспособления действий покупателей и продавцов под воздействием изменения цен, отражающих колебания спроса и предложения. Основой рыночной системы является саморегулирование, основанное на частном интересе, свободе выбора и стремлении к личной выгоде субъектов рынка, частной собственности на факторы и результаты производства. Государственное вмешательство в экономику в этих условиях сводится к минимуму. В рыночной системе хозяйствования движение ресурсов, производство, распределение, обмен и потребление созданных благ осуществляются при помощи рыночного механизма. Рыночный механизм ориентирован на удовлетворение платежеспособных потребностей в частных благах. Он нс обеспечивает эффективного регулирования производства общественных благ для удовлетворения социально приоритетных потребителей, т. к. корректировка хозяйственного поведения людей осуществляется стихийно.

Достоинствами такой системы являются: постоянная нацеленность на эффективность экономики, возможности получения субъектами рынка высоких доходов, широкие права и свобода выбора потребителей, относительная дешевизна госаппарата управления.

Недостатки рыночной системы: периодические кризисы в развитии экономики, большая дифференциация в доходах и уровне жизни населения, безразличие к возможному ущербу человеку и природе со стороны производителей, равнодушие производителей к отраслям и сферам экономики, необходимым обществу, но не приносящим прибыли.

Центрально управляемая экономика (административно-командный механизм или иерархия) - способ достижения координации, при котором индивидуальные действия экономических субъектов подчинены директивам центра на основе централизованного хозяйственного плана. Центрально управляемая экономика базируется на административных методах управления, характеризуется жестким диктатом государства в области экономики: преобладанием государственной собственности на средства производства и все материальные ресурсы, государственным директивным планированием хозяйства, финансовой диктатурой государства. Плановый орган определяет для каждого предприятия количество ресурсов, которое должно быть использовано, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Централизованно по фиксированным ценам осуществляется распределение потребительских товаров среди населения. Экономическая власть государсгва в такой системе является абсолютной. С ростом масштаба кооперации производства необходимость сознательного регулирования экономики возрастает. Но его возможности определяются границами управляемости сложных систем. Поэтому необходимо определить границы, в которых государственное регулирование будет эффективно.

Основными достоинствами такой экономики стоит признать ее относительную стабильность, а также социальное равенство, гарантии трудоустройства и обеспечения минимального жизненного уровня для всех членов общества, бесплатность образования и здравоохранения.

Основными минусами центрально-управляемой системы являются: неэффективность экономики, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците различных товаров, вырастающих из диктата производителя над потребителем, отсутствием выраженных стимулов к эффективному труду, невысокий уровень жизни большинства населения.

Смешанная экономика базируется на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности, и использует разнообразные формы хозяйствования. Реальные исторические типы социально- экономических систем являются смешанной экономикой. Любая экономика многоукладна. Классификацию строят на основе сочетания двух критериев: господствующей формы собственности и методов регулирования, которые обеспечивают производство, распределение, обмен и использование основной массы благ. Эти критерии выступают как главные компоненты при классификации экономических систем. При координации действий экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) различные способы регулирования дополняют друг друга, но преобладает обычно один из грех механизмов регулирования, который обеспечивает производство и потребление основной массы экономических ресурсов, удовлетворяющих потребности общества. В экономическом анализе при классификации типов социально-экономических систем используют метод абстракции, т.е. экономические отношения рассматриваются как бы в чистом виде, ориентируясь на преобладающую форму хозяйствования, абстрагируясь от присутствующих менее значимых экономических систем.

Современная экономика на этапе информационного индустриального общества представлена в виде различных форм хозяйств, является смешанной. В этой экономике не государственная, не рыночная системы не преобладают друг над другом. Рынок создает эффективные стимулы для роста и развития. При командном управлении обеспечивается социальный приоритет потребности, но возникает проигрыш в мотивации. Соотношение между различными механизмами регулирования на определенном этапе определяется соотношением издержек и выгод.

В настоящее время распространение получили различные модели смешанной экономики, в которой распределение ресурсов частично осуществляется на рыночных основаниях, частично - обеспечивается решениями государства. Это система демонстрирует способность органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием, поэтому она может ослабить или даже снять ряд негативных моментов, присущих чисто рыночной или чисто централизованной системам. Наиболее эффективными в этом аспекте являются немецкая (социальное рыночное хозяйство) и шведская модели смешанной экономики.

Способы принятия экономических решений (р.т.4). Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. В соответствии с обычаями и традициями. Через приказы и распоряжения сверху вниз. С помощью рынка.

Картинка 15 из презентации «Главные вопросы экономики» к урокам экономики на тему «Экономика»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока экономики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Главные вопросы экономики.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 74 КБ.

Скачать презентацию

Экономика

«Предмет экономики» - Много рецептов экономического благоразумия. Экономика – это жизнь. НПО. Уровень инфляции. Страна может устойчиво развиваться. Ему пришлось разобраться в сущности экономических процессов. Экономика-замечательная наука. Необходимо защищать конкуренцию. Функции денег. Что такое прибыль. Фото учащегося, задумчиво глядящего вверх.

«Экономическая сфера жизни общества» - Производство. Человек в мире экономических отношений. Структура экономической системы. Государство. Экономика. Что такое экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Объективный анализ экономической сферы. Характеристика экономических систем. Кто самый умный. Факторы производства. Работа в группах.

«Экономика и экономическая наука» - Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д. Экономическая наука сочетает признаки точной и описательной наук. Платой за использование труда в производственной деятельности является заработная плата. Собственник капитала, авансируемого для производства, получает доход, называемый процентом.

«Основные проблемы экономики» - Кривая производственных возможностей. Допущения модели КПВ. Экономическая эффективность. Количество. Смещение кривой вправо. Возрастание альтернативных издержек. Модель КПВ. Оценка альтернативной стоимости. Основные проблемы экономики. Отказ от некоторых исходных допущений модели КПВ. Принцип максимума.

««Экономика» 5 класс» - Девиз. Аристотель. Работник. Экономические отношения. Рабочая тетрадь. Хозяин. Закон. Что человеку нужно для жизни. Экономические интересы. Типы хозяйства. Примеры натурального типа хозяйства. Экономика. Хозяйство.

«Человек и экономика» - Золотые руки работника. Экономика как сфера деятельности людей. Виды и формы бизнеса. Экономика и ее основные участники. Прибыль. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. О чем ты узнаешь. Производство: затраты, выручка, прибыль. Формы бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность.

Всего в теме 25 презентаций

  • Способы принятия экономических решений, способы привлечения людей к экономической деятельности-традиционая экономика камандная экономика рыночная экономика
  • Рыночная экономика-многообразие форм собственности, ограниченное вмешательство государства, изменение структуры производства и потребления.

    Традиционная экономика-крайне примитивные технологии, преобладание ручного труда, общинная собственность на средства производства.

    Командная экономика-государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация, государство полностью контролирует весь экономический процесс.

  • ПОЖАЛЙСТА ОЧЕН НАДО, ХОТЯ БЫ ЧТО НИБУДЬ ИЗ ЭТОГО

    1. Определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности – это

    2 . Сходство в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)творческая активность 4)преобразование природы

    3 . Верны ли утверждения?

    А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами в процессе экономической, политической, культурной деятельности называются общественными отношениями.

    Б. Человек может самостоятельно определять или изменять цель деятельности.

    4. Верны ли утверждения?

    А. К материальной культуре относятся научные теории, художественные произведения, нравственность.

    Б. К общественным наукам относятся археология, политология, эстетика, социальная психология.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    5. Признак общества как системы:

    1)постоянные изменения в общественной жизни 2)наличие сфер общества 3)деградация элементов общества

    6 . Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это

    1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития

    7. Отличие в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)забота о потомстве 4)самосохранение

    8 . Верны ли утверждения?

    А. В широком смысле «культура» - это всё созданное человеком.

    Б. И поведение животного, и деятельность человека целесообразны.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    9 . Верны ли утверждения?

    А. К духовной культуре относятся предметы быта, железные дороги, оборудование предприятий.

    Б. К общественным наукам относятся культурология, правоведение, экономика, история.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    10 . Признак общества как динамической системы:

    1) наличие сфер общества 2) постоянные изменения в общественной жизни

    3)человек – универсальный элемент общества 4)наличие разных групп

    11 . Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества – это

    1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

    12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

    1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

    13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

    14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

    1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

    15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

    16. Термин «общество» не включает в себя понятие:

    1) Форму объединения людей

    2) Части материального мира

    3) Природной среды обитания

    4) Способов взаимодействия людей

    17 . Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

    1) Общества и природы

    2) Общества и культуры

    3) Экономики и религии

    4) Цивилизации и формация

    18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

    Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

    участие в игре, сон.

    19. Завершите предложения:

    1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

    институт - ….

    2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной ….

    3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

    4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные ….

    5)Происхождение человека называется ….

    6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это …

    20. Духовное и телесное в человеке:

    1)Предшествуют друг другу

    2)Связаны друг с другом

    3)Противостоят друг другу

    4)Независимы друг от друга

    21. Отличительным свойством человека является

    1)Удовлетворение потребностей

    2)Приспособление к окружающей среде

    3)Осмысление мира и самого себя

    4)Использование орудий труда

    22 . Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

    1) Гражданственностью

    2) Совестью

    3) Патриотизмом

    4) Ответственностью

  • 1)-активное общество
    2)-преобразование природы

    3)а и б-верно

    4)верно только б
    5) постоянные изменения в общественной жизни

    6)этап развития общества

    7)целесоовразность

    8)верно только а

    9)верно только б

    10)наличие сфер

    11)мировозрение

    12)адаптация

    13)потребность

    14)социализация

    13.-2 14.-4 21.-4

  • Способы привлечения людей к экономической деятельности:
    1)традиционная экономика
    2) командная экономика
    3) рыночная экономика
  • 1) Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
    Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
    Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
    Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.
    2) Командная (централизованная, директивная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
    Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
    Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.
    3) Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
    Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.
    Основы рыночной системы: 1) право частной собственности; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция.
    Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.
    Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (?) использование ресурсов.
    Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.
  • C5)Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения у них экономических ресурсов, т. е. конкуренция. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными затратами, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать товар и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.
    В данном тексте конкуренция рассматривается с положительных сторон.
    С6)
    Я согласна с утверждением, что рыночная экономия является самой эфективной экономикой. Для того чтобы подтвердить свои слова нужно вспомнить функции экономики. Например рыночная экономика обладает стимулирующей функцией. Она сподвигает участников рынка искать более выгодные условия производства и покупки товаров. Так же не стоит забывать о санирующей функции рынка. Именно благодаря ей рынок избавляется от экономически не выгодных предприятий.
  • Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!

    Само задание:

    "В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные. ..

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. .. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. .. К системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И. Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

  • В 1 - 2) скорее не проблема, а дополнение ко 2 вопросу

    1) ответ из 1 - верен + еще одна проблема - безработицы,

    правильно, но добавь 2) из 1 вопроса

    усложнилась организация труда, расширилось частное предпринимательство, увеличивалась деловая активность в таких отраслях, как торговля, снабжение, кредитование, страхование, увеличилось число безработных

    правильно

  • 1. Заполните таблицу

    Производство

    Распределение

    Потребление

    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек; составление плана расходов семьи на месяц; завтрак в школьной столовой; посещение парикмахерской; выплата пособия семьям на детей; использование освещения в быту; закупка снаряжения для туристического похода.

    2. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируйте (письменно) ответ примерами.

    Напишите правильно.

  • Производство-изготовление елочных игрушек, посещение парихмахерской.

    распределение-составление плана расхода семьи на месяц, выплата пособий семьям на детей.

    обмен-использование освещение в быту, закупка снаряжений для туристического похода!

    потребление-завтрак в школьной столовой.

    богатсво это деньги, а экономика это хозяйственная деятельность общества!

  • Помогите в классе и дома!
    1. Можно ли согласится со следуещим утверждением: ’Экономика- это сама жизнь во всем ее многообразии,
    2.-
    3. Заполните таблицу Основные сферы экономики
    Производство Распределение Обмен Потредление
    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соотвутствующую графу таблицы.
    4, Есть ли связь между понятиями "экономика" и "богатство"?
    Проиллюстрируй ответ примерами

  • 1) Лично я бы не согласилась с этим высказыванием, т. к ведь когда у людей есть деньги, то человек может позволить себе почти всё. Даже человека можно спасти с помощи денег. 4) Да. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Противоположностью богатства является бедность. Засчет экономических законов, приемов человек может разбогатеть, скопить капитал, а капитал - это богатство. В конце концов, есть такое определение "Экономика - это наука о богатстве"
  • Несколько правильных ответов.
    №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    1)возрастанию степени комфортности проживания.
    2)улучшению нравственного состояния общества.
    4)уменьшению плотности информационных связей.
    5)росту неограниченной свободы человека.
    №2 Если в стране существует смешанная, а не чисто рыночная экономика, то госуд. лучше удовлетворяет потребности общества в области:
    1)борьбы с преступностью.
    3)регулирования деятельности валютных бирж
    4)противостояния международному терроризму

    1)трансляция знаний последующим поколениям.
    3)установление закономерностей развития природы и общества
    4)удовлетворение биологических потребностей.
    5)формирование моральных норм.
    №4 Нормами административного права регулируются правоотношения между:
    1)Правительством РФ и Генеральной прокуратурой РФ
    2)иностранным гражданином и миграционной службой.
    3) Президентом РФ и главой субъекта РФ
    5)милиционером и 15-летним подростком, задержанным за грабеж.
    Заранее большое спасибо!
  • №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    3)росту качества производимых товаров и услуг.
    №2 Если в стране существует
    2)установление цен на дефицитные товары.
    5)социального обеспечения населения.
    №3 Цель познавательной деятельности человека:
    2)приобретение истинных знаний об окруж. мире
    №4 Нормами административного права
    4)инспектором дорожного движения и пешеходом
  • 1. Составьте план текста
    2. Используя текст и обществоведические знания дайте 2 объяснения мысли авторов "кто больше сберегает и инвестирует, тот больше производит в будущем ".
    3. Дайте 2 объяснения необходимости экономического сотрудничества людей.
    4. Как авторы объясняют сущность проблемы экономического выбора? Почему субъектам экономики в принципе приходится решать проблему экономиского выбора? Что является ценой выбора?
    5. Подтвердите 3 примерами мысль авторов о том, что "технологический прогресс продолжает менять нашу жизнь и сегодня"
    ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ:
    Товары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат труда и интеллектуального потенциала, оборудования и инвестиций, организации трудового процесса и кооперации фирм. Существуют четыре основных источника роста производства и дохода.
    Образование, обучение и приобретение опыта являются главными средствами достижения более высокой квалификации. Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины - не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.
    Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.
    Использование человеческого интеллекта, изобретающего новые товары или более аффективные технологии производства - важнейший источник экономического роста.
    За последние 250 лет развитие техники буквально преобразило нашу жизнь. Сначала паровая машина, затем - двигатель внутреннего сгорания, электричество и ядерный реактор заменили мускулы человека и животных в качестве основного источника энергии. Автомобили, автобусы, поезда и самолеты вытеснили лошадь и повозку как основные способы передвижения. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь и сегодня. Лазерные проигрыватели, микрокомпьютеры, текстовые редакторы, микроволновые печи, видеокамеры, магнитофоны, автомобильные кондиционеры существенно изменили характер нашей работы и досуга в течение последних двадцати лет.
    Исторически изменения в законодательстве всегда являлись важным источником экономического прогресса. В XVIII в. Патентная система предоставила инвесторам право частной собственности на идеи. Примерно в то же время признание корпорации в качестве юридического лица облегчило создание больших фирм, требовавшихся для массового производства промышленных товаров. Эти прогрессивные изменения в экономической организации общества способствовали росту производства в Европе и Северной Америке.
    Эффективная экономическая организация общества способствует хозяйственному сотрудничеству людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров. Ее главные характеристики более подробно рассмотрены в следующей части.
  • План : 1)Товары и услуги, создающие наше благосостояние
    2)Образование, обучение и приобретение опыта
    3)Производство рабочих больших продукций
    4)Использование человеческого интеллекта для изобретения новых товаров
    5)Технический прогресс за последние 250 лет
    6)Исторически изменения в законодательстве
    7)Эффективная экономическая организация общества
    2) Благодаря сбережениям и экономике можно развить на много больше, чем когда много затрат уходит в одну инвестицию
    3) 1. Экономическое сотрудничество нужно для того, чтоб происходил экономический прогресс
    2. Экономическое сотрудничество людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров.
    или 3)Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    4) Авторы обьясняют это тем, что расходы могут иногда уходить большие на мелкие потребности; Потому что, на оба товара уйдет много средств; Ценой выбора является экономический прогресс
    5) 1. Благодаря техническому прогрессу мы можем многое изобрести
    2. Упрощяет нашу повседневную жизнь
    3. Помогает нам в образовании
  • · Экономика как система. Централизованная и децентрализованная экономика. Некоторых черты принятия решений в микроэкономических системах.

    · Системное описание задачи принятия решений (ЗПР).

    · Математическая модель задачи принятия решения. Реализационная и оценочная структура задачи принятия решения. Особенности математических моделей принятия решений в экономике.

    · Методика исследования принятия решения на основе математического моделирования.

    1. Экономику любого государства (или региона) можно рассматривать как большую систему, элементами которой являются производители и потребители разнообразных товаров и услуг. По способу координации экономической деятельности экономические системы подразделяются на централизованные (аминистративно-командные) и децентрализованные (рыночные).

    Характерной особенностью административно-командной системы является то, что в ней экономические решения принимаются управляющим органом (государством) и передаются субъектам экономик в форме распоряжений, обязательных к исполнению. При административном управлении экономикой управляющий орган должен располагать чрезвычайно большим количеством информации, касающейся потребностей населения, имеющихся производственных мощностей, запасов товаров и сырья, распределения рабочей силы и т. п. Поэтому необходима многочисленная (дорогостоящая) армия чиновников – государственная бюрократия, которая занимается сбором информации, ее обработкой, составлением на этой основе хозяйственных планов, их согласованием, корректировкой, а также контролем за их выполнением.

    Децентрализованная экономика основана на суверенитете субъектов экономики. Так применительно к производителям (фирмам) это означает, прежде всего, наличие свободы в принятии экономических решений: что, в каких количествах и какого качества производить из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать произведенную продукцию.

    Суверенитет потребителя есть право принимать решения, связанные с распоряжением принадлежащими ему ресурсами. При этом взаимная координация планов производителей и потребителей осуществляется с помощью обмена произведенными товарами на рынке, который происходит по ценам, устанавливаемым свободно в зависимости от соотношения спроса и предложения.

    Экономическая деятельность отдельных субъектов экономики (индивидуумов, домохозяйств, фирм, владельцев первичных ресурсов и т. п.) изучается в разделе экономической теории, который принято называть микроэкономикой. При этом деятельность субъектов экономики, рассматривается в рамках микроэкономической системы, характеризуется большой зависимостью от действий других субъектов. Например, если фирма принимает определенное решение, связанное с производством той или иной продукции или продажей некоторого товара, то окончательный результат (например, прибыль фирмы) зависит не только от принятого ею решения, но от множества других факторов: решений принятых другими фирмами, поведением показателей, действием законодательных органов, курса валют и т. п. Поэтому решения, которое принимает фирма будет решением в условиях неопределенности. Эта неопределенность создается как за счет действия других субъектов экономик, преследующих собственные интересы, так и за счет неполноты имеющейся у фирмы информации о сложившейся экономической обстановке.


    Основной метод следования, который использует экономическая теория, - моделирование экономических процессов и явлений. Предметом изучения данного курса являются математические модели поведения субъектов экономики в рамках микроэкономической системы. При этом направленность анализа рассматриваемых математических моделей имеет нормативный характер и состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос – какие действия следует предпринять. чтобы добиться наилучший (в определенном смысле) результатов? Таким образом, содержание курса может быть охарактеризовано как построение математических моделей микроэкономики и их исследование в нормативном аспекте.

    2. Наиболее общий подход к описанию задач принятия решений (ЗПР) формулируется на «языке систем». Приведем системное описание задач принятия решений.

    Пусть имеется некоторая система, в которой выделена управляющая подсистема (объект управления) и среда. Управляющая подсистема может воздействовать на объект управления с помощью альтернативных управляющих воздействий. Состояние объекта управления определяется двумя факторами: выбранным управляющим воздействием со стороны управляющий подсистемы и состоянием среды. Принципиальным является следующее обстоятельство: управляющая подсистема не может воздействовать на среду и, более того, она, как правило, не имеет полной информации о наличном состоянии среды.

    Управляющая подсистема является целенаправленной, причем цель управляющей подсистемы состоит в том, чтобы перевести объект управления в наиболее предпочтительное для себя состояние (или в некоторое подмножество предпочитаемых состояний). Для достижения этой цели управляющая подсистема может использовать любое находящееся в ее распоряжении управляющее воздействие.

    Выбор управляющей подсистемой конкретного управляющего воздействия (выбор допустимой альтернативы) называется принятием решения. Принятие решения является центральным моментом всякого управления.

    При принятии решения основной задачей является нахождения оптимального решения. На содержательном уровне оптимальное решение может быть определено как наилучшее в следующем смысле: оно в наилучшей степени соответствует цели управляющей подсистемы в рамках имеющейся у ней информации о состоянии среды.

    3. Математическая модель принятия решения представляет собой формализацию той схемы, которая приведена в системном описании ЗПР. Для построения математической модели принятия решения необходимо задать следующие три множества:

    X – множество допустимых альтернатив (альтернативы, стратегии, варианты, действия, решения, планы и т. п.);

    Y – множество возможных состояний среды;

    A – множество возможных исходов.

    Всегда предполагается, что множество X содержит не менее двух альтернатив – иначе надобность в принятии решения отпадает.

    В системном описании ЗПР альтернативы интерпретируются как управляющие воздействия, а исходы – как состояния управляемой подсистемы.

    Так как состояние управляемой подсистемы полностью определяется выбором управляющего воздействия и состоянием среды, то каждой паре (x, y), где и , соответствует определенный исход . Другими словами существует функция F: , которая называется функцией реализации.

    Функция реализации каждой паре вида (альтернатива, состояние среды) ставит в соответствие определяемый ею исход.

    Набор объектов (X, Y, A, F) составляет реализационную структуры задачи принятия решений. Реализационная структура отражает связь между выбираемыми альтернативами и исходами; в общем эта связь не является детерминированной (однозначной): появление того ил иного конкретного исхода зависит не только от выбранной альтернативы, но и от наличного состояния среды. Таким образом, имеется, как принято говорить, неопределенность стратегического типа; эта неопределенность создается за счет воздействия среды на объект управления.

    В зависимости от информации, которую имеет при принятии решения управляющая подсистема относительно состояния среды, различают несколько основных типов задачи принятия решения.

    1. Принятие решения в условиях определенности характеризуется тем, что состояние среды является фиксированным (неизменным), причем управляющая система «знает» в каком состоянии находится среда.

    2. Принятие решения в условиях риска означает, что управляющая подсистема имеет информацию стохастического характера о поведении среды например, ей известно распределение вероятностей на множестве состояний среды).

    3. Принятия решения в условиях неопределенности происходит, если никакой дополнительной информации (кроме знания самого множества возможных состояний среды) управляющая подсистема не имеет.

    4. Принятие решений в теоретико-игровых условиях имеет место тогда, когда среду можно трактовать как одну или несколько целенаправленных управляющих подсистем. В этом случае математическая модель принятия решения называется теоретико-игровой моделью (игрой).

    Реализационная структура задачи принятия решения составляет ее первую компоненту. Вторая компонента ЗПР называется ее оценочной структурой. Если реализационная структура определяет возникающий результат, то оценочная структура указывает оценку этого результата с точки зрения принимаемого решения.

    В математической модели ЗПР оценочная структура может задаваться различными способами. Например, если принимающий решение может оценить эффективность (равнозначные по смыслу термин «полезность», «ценность») каждого исхода некоторым числом , то оценочная структура задается в виде пары , где ; при этом называется оценочной функцией.

    Другой способ задания оценочной структуры состоит в указании отношения предпочтения исходов, что сводится к перечислению пар исходов , для которых лучше, чем (что записывается в виде и читается « предпочтительнее, чем ».

    Замечание. Иногда используется отношение нестрогого предпочтения исходов ; запись читается: «исход не менее предпочтителен, чем исход ».

    Еще один способ задания оценочной структуры – разбиение множества исходов A на два класса: A0 – класс «плохих» исходов и A1 – класс «хороших» исходов. Существуют и другие способы задания оценочной структуры. Отметим еще раз, что оценочная структура ЗПР носит субъективный характер: оценивание исходов производится с точки зрения принимающего решение.

    Наиболее распространенным является задание оценочной структуры в виде оценочной функции .

    Целевая функция f есть композиция функции реализации F и оценочной функции , т. е. . Таким образом . Целевая функция имеет следующий содержательный смысл: число есть оценка полезности (с точки зрения принимающего решения) того исхода, который возникает в ситуации, когда он выбирает альтернативу x, а среда принимает состояние y.

    Замечание. В некоторых задачах принятия решений оценка исходов характеризует его в негативном смысле, являясь выражением затрат, убытков и т. п. В этом случае целевая функция f называется функцией потерь.

    Итак, построение математической модели задачи принятия решения сводится к заданию двух структур: реализационной структуры и оценочной структуры. Реализационная структура отражает зависимость между выбираемым альтернативам и возникающими исходами. С помощью оценочной структуры производится субъективная оценка возникающих исходов с точки зрения принимающего решения.

    В заключении укажем некоторые особенности математических моделей задач принятия решений в экономике. Как уже отмечалось, в микроэкономических ситуациях принятия решений в качестве субъекта, принимающего решение (т. е. в качестве управляющей подсистемы) чаще всего выступает фирма. В качестве среды здесь может быть природная среда (или ее аналог), и конкурирующая фирма, покупатели, и законодательный орган и т. п. Хотя при построении модели принятия решения в общем случае невозможно однозначно указать, что является средой, полезно руководствоваться следующим принципом: среда – это то, что определяет при каждой фиксированной альтернативе появление того или иного исхода. Другими словам, в качестве среды выступает система (структура, организация, физическое лицо), фиксирование состояния которой приводит при выборе управляющей подсистемой любой конкретной альтернативы к однозначно оцениваемому ею результату.

    Наконец, в качестве оценочной функции в экономических задачах принятия решений чаще всего выступает величина прибыли (или величина затрат). Однако в ряде задач в качестве естественной оценки исходов можно рассматривать и другие величины, например, количество произведенной продукции, время реализации проекта, долю рынка, которая контролируется данной фирмой др.

    4. Методика исследования задач принятия решений на основе математического моделирования состоит в реализации следующих трех этапов.

    Этап 1. Построение математической модели ЗПР.

    Этап 2. Формулировка принципа оптимальности и нахождение оптимального решения.

    Этап 3. Анализ полученных результатов.

    Решая проблему выбора в мире ограниченных ресурсов, экономические субъекты должны всегда решать три основные, фундаментальные вопросы экономической организации производства:

    1. в производить - какие товары следует производить, в каком количестве. Фактически это означает распределение ресурсов, определение структуры экономики, выбор приоритетов экономического развития.

    2. в Как производить - с помощью каких ресурсов и каких технологий будут произведены экономические блага.

    3. Для кого производить - кто станет потребителем произведенных благ, будет им обеспечен сбыт и тем самым возмещения затраченных на производство ресурсов.

    Эти основные вопросы организации производства постоянно стоят как перед каждым отдельным производителем (фирмой), так и перед экономикой в целом. Они непрерывно воспроизводятся как на микро-, так и на макроуровне.

    Названные фундаментальные вопросы экономики являются общими (универсальными) для всех экономических систем, но в каждой из них они решаются по-разному. Каждая система имеет свой, специфический механизм координации и управления экономической деятельностью субъектов хозяйствования.

    Как же происходит процесс координации в различных экономических системах?

    Типы экономических систем

    Экономические системы (economic systems) - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Экономические системы отличаются по способу решения главных вопросов: что производить? как производить? для кого производить?, а также по принципу того, кто несет трансакционные издержки. Исторически можно выделить в "чистом" виде следующие экономические системы: традиционную, рыночную, командную. Но в современном мире существует смешанная экономическая система, которая соединяет в себе черты традиционной, рыночной, командной.

    Традиционная экономика

    Методы и техника производства, обмен, распределение доходов базируются здесь на освященных временем обычаях и традициях. Наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов, четко прослеживается социоэкономический застой. Технический прогресс и внедрение нововведений резко ограничены, ибо они противоречат традициям и угрожают стабильности общественного строя. Экономическая деятельность вторична по сравнению с религиозными и культурными ценностями.

    Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

    В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы - возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

    Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученный доход. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.

    Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

    Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно подписанных контрактов и невмешательства третьих сторон. в Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

    Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

    В противовес рыночной командная экономика (command economy) описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

    Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гіперцентралізм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли государства в иерархическом разделении труда. Административно-командная система - это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.

    Смешанная экономика (mixed economy). Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

    Правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее экономической стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном количестве или вообще не производятся рыночной системой, осуществляя распределение ресурсов и доходов.

    Переходная экономика как система. Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Такое состояние экономики может существовать в одной или нескольких странах и даже в глобальном масштабе. Переход от одной экономической системы к другой никогда не представлял мгновенного скачка. Это очень длительный процесс, что в прошлом измерялся столетиями, а в последнее время - десятилетиями. Например, переход от традиционной системы к рыночной экономике свободной конкуренции занял в Западной Европе конец XVIII - первую половину XIX века. В Украине такое переходное состояние экономики был характерен для периода 1861 - 1913 гг.

    в Конце XX века начался массовый переход нескольких десятков стран от административно-командной к рыночной экономике. Поэтому на данном этапе переходной мы считаем экономику, где отношения, основанные на административно-командных принципах, будут заменяться рыночными механизмами.

    Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходной точкой является кризис и последующая трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих системе, что рождается. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной системы.

    В переходной системе возникают и функционируют особые переходные экономические формы, которые указывают на направление движения к новой системе. К их числу можно отнести приватизированные предприятия в современной Украине, что воплощают переход от государственной собственности к частной.

    Для переходной экономики также характерны интенсивное развитие новых форм параллельно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Так, быстрое расширение частного сектора при переходе от административно-командной к рыночной экономике сопровождался трансформацией государственных предприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

    Переходные процессы в восточных и западных странах происходят по-разному. Во-первых, сохраняется решающая роль государства в экономике при сравнительно слабых позициях частных владельцев и сильных уравнительных тенденциях. Во-вторых, при ослаблении регулирующих функций государства преобладает приватнопідприємницька инициатива, одновременно резко усиливается социальное расслоение. Украина находится на стыке западного и восточного типов цивилизации, что во многом определяет характер рыночной экономики, формируемой в ней.

    Вначале преобладала точка зрения, что переход от административно-командной экономики к рыночной займет годы. Но теперь становится ясно, что этот процесс растянется на десятилетия. Поэтому необходимо уделять внимание закономерностям и специфике переходной экономики.

    Необходимость перехода от административно-командной экономики к рыночной обусловлена нарастающей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый - это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Второй недостаток - это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...