Основные признаки развивающихся стран, их дифференциация. Про космос и вселенную и нашу жизнь


Классификации стран Третьего мира посвящены многие исследования. Существует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических государств, культурно-цивилизацион-ным блокам и по другим признакам. Необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в общемировом объеме.

В классификации ООН выделяют страны - экспортеры и не экспортеры нефти, государства и территории, специализирующиеся на экспорте готовых изделий, и три категории стран в зависимости от уровня доходов на душу населения. По этим показателям все развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.

Первая группа развиваюшихся стран

К этой группе относятся новые индустриальные и страны - экспортеры нефти.

По классификации ООН, к новым индустриальным странам (НИС) относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. - Сянган - перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур.

В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), создали ОПЕК - Организацию стран - экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.

В послевоенные годы большие масштабы принял начавшийся еще в 30-х годах процесс импортзаменяющей индустриализации - замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. Этим был дан толчок более широкой индустриализации. В первую очередь получили развитие отрасли легкой и пищевой, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки с этим периодом связано и становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Добыча нефти выросла в четыре раза, достигнув 1/5 мирового производства. В несколько раз увеличилось производство электроэнергии (до 62 млрд. кВт ч). Выплавка стали возросла в 13 раз (с 24 до 3,1 млн. т).

По уровню промышленного развития первое место в Латинской Америке удерживала Аргентина, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона, хотя население страны составляло лишь 10% населения региона, 1/6 часть приходилась на Бразилию с 30% населения региона. Однако развитие Бразилии и Мексики происходило более быстрыми темпами, и к концу 50-х годов доля Аргентины уменьшилась, и на первое место в регионе по общему объему промышленного производства (1/5 от всей Латинской Америки) вышла Мексика, хотя по производству на душу населения и Мексика и (еще более Бразилия) отставали от Аргентины.



Был сделан заметный шаг и по пути превращения НИС в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика импортзаменяющей индустриализации - сознательно стимулировалась государством. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития НИС она не смогла. Сохранилась высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Зависимость от импорта потребительских товаров сменялась зависимостью промышленности от импорта дорогостоящих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. В 1946-1960 гг. поступления в виде новых капиталовложений и займов в Латинскую Америку составили 10 млрд. долл., а вывоз прибылей - 19,5 млрд. долл.

Ограниченный эффект импортзаменяющей индустриализации, победа Кубинской революции заставили представителей местной буржуазии и политиков искать более эффективные рычаги воздействия на экономику. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребиша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной структуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Она получила название доктрины ЭКЛА (ЭКЛА - экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.) Эту программу взяли на вооружение правительства Фрондиси в Аргентине, Лопеса Матеоса и Диасе Ордасе в Мексике и др.

Президент США Джон Кеннеди в 1961 г. предложил в рамках курса «Новые рубежи» программу «Союз ради прогресса», рассчитанную на десять лет и принятую 19 латиноамериканскими государствами. Цель ее - ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависмимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Были обещаны кредиты и другие виды помощи на 20 млрд. долл.

В более широких масштабах, чем в других странах региона, проводись экономические реформы в Мексике. Несмотря на демографический взрыв, благодаря ускоренному проведению аграрной реформы, кредитной и агротехнической помощи крестьянству удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигли 7%, против 5,8% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки увеличилась с 20,3% в 1960 г. до 23,2% в 1970 г. (второе место после Бразилии).

Иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. Внешняя задолженность Мексики с 1960 по 1970 гг. увеличилась на 2,6 млрд. и составила 3,8 млрд. долл.

Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона.

За семь лет (1961-1967) США, выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения, здравоохранения.

Причины экономического роста этих стран:

1) выгодное географическое положение;

2) наличие дешевой рабочей силы;

3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;

4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;

5) активная роль транснациональных корпораций (около 80 % всех средств было вложено в НИС).

Среди быстро развивающихся стран Третьего мира особое место занимают государства Среднего Востока - экспортеры нефти. Доходы, которые получали эти страны от национализированных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономики промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Во многих странах региона, таких, как Саудовская Аравия, султанаты Оман и Дубай, частный сектор постепенно заменяет государство в качестве движущей силы экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, помещенный за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, оценивается в 162 млрд. долл.

В Объединенных Арабских Эмиратах, имеющих значительные доходы от нефти (свыше 10 тыс. долл. на душу населения), имеются широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. на душу населения.

Имея, по оценке на 1 января 1993 г., запасы нефти, равные 635 млрд. баррелей, арабские страны располагают 62,4% всех запасов нефти и 25578 млрд. м 3 природного газа, что составляет пятую часть мировых запасов газа. По прогнозам, следует ожидать быстрого роста добычи нефти и природного газа в арабских странах, а это приведет к усилению их роли как основных поставщиков этих энергоносителей в мире. Если в настоящее время более одного барреля из трех, экспортируемых в мире, приходится на арабские страны, то к 2000 г. это соотношение будет составлять почти один баррель из двух.

Несмотря на нефтяной бум, проблем у арабских стран достаточно. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, все возрастающая зависимость от импорта продовольствия, отставание в инфраструктуре и в промышленности, в том числе и в нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.

В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.

Вторая группа развивающихся государств

К этой группе относятся 33 государства, доход которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл.: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан др.).

Вслед за распадом колониальной системы перед развивающимися странами во всей полноте встала проблема обретения экономической самостоятельности.

После длившейся десятилетиями борьбы против британского колониального господства Индия в августе 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства - Индийский Союз и Пакистан.

В 1949 г. Учредительное собрание Индии приняло новую конституцию. Парламентские выборы принесли победу партии Индийский национальный конгресс. Первое правительство возглавил Джавахарлал Неру, затем его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди. В общей сложности они возглавляли правительство почти 39 лет. Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Во главу угла были поставлены аграрные преобразования. Был ликвидирован созданный еще в прошлом веке институт посредников - заминдаров. Помещичье землевладение ограничивалось. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничило ростовщичество, стали развиваться кооперация, внедряться передовые агротехнические приемы. Однако на планы модернизации Индии негативно влияют высокие темпы роста населения, национально-религиозная рознь, проблема каст. Тем не менее зеленая революция позволила ей в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Был создан промышленный потенциал.

Символом успеха Индии в этом плане является запуск в 1980 г. собственного спутника связи на индийском ракетоносителе. В 80-е годы Индия по примеру новых индустриальных стран начала рыночные реформы, от импортзаменяющей индустрии перешла на развитие экспортных отраслей добывающей промышленности. Политика государства сводится к поощрению государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечению иностранного капитал транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Но тем не менее выйти на намеченные экономические рубежи не удалось. Например, в период седьмого пятилетнего плана (1985-1990) среднегодовые темпы роста составляли 3,5% против 5% запланированных.

Пакистан, как и Индия, пошел по еврокапиталистическому пути, хотя проблемы демократизации в стране решались значительно труднее (не последнюю роль в этом сыграла полная исламизация). Как и в Индии, было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, поддержка частного предпринимательства и иностранных инвестиций. Несмотря на принимаемые меры, в стране усиливается бюджетный дефицит, обостряется платежный баланс. Весьма уязвимым к неустойчивым погодным условиям продолжает оставаться сельское хозяйство - главная отрасль экономики, обеспечивающая почти 80%-ную занятость населения. Растут инфляция, зависимость от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны.

Хотя суверенитет в Иране был восстановлен в 1946 г., только в 60-е и 70-е годы были проведены реформы, призванные ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликвидация земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерско-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений и раздача их крестьянам с условием выкупа в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализма в деревне оказалась преждевременной.

Проводимая шахом Мохаммедом Реза Пехлеви политика модернизации получила название белой революции. Она включала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, просвещения и здравоохранения. Осуществление индустриализации привело к увеличению темпов промышленного производства до 10-15% в год. Но ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработице. Выразителем недовольства стало мусульманское духовенство, с самого начала выступавшее против реформ. В 1979 г. в Иран вернулся после многолетнего изгнания шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну. В стране победила исламская революция. Иран был провозглашен исламской республикой и вернулся к нормам шариата.

Несмотря на смерть имама Хомейни, Иран остается исламской республикой.

Деколонизация в Африке охватывает почти все послевоенные годы. Сначала независимость получили арабские страны Северной Африки. Их развитие пошло разными путями. Если Марокко и Тунис стабильно придерживались курса прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики, то Алжир, Ливия пытались построить арабский социализм.

Особое место в арабском антиколониальном движении принадлежит Сирии. Де юре Сирия была провозглашена независимой от Франции в 1941 г., а де факто стала в 1946 г. после вывода французских войск.

Среди арабских стран Сирия занимает лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории. Но в последние десятилетия она неизменно стоит в авангарде арабского мира. Сирия - член Лиги арабских государств организации «Исламская конференция» движения неприсоединения.

Развитие Сирии, ее внутренняя и внешняя политика за последние 50 лет связаны с деятельностью Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), созданной в 1947 г. В 1963-1965 гг. в стране были проведены социально-экономические преобразования: национализация банков и страховых обществ, принятие нового закона об аграрной реформе, значительно урезавшей максимум земельных владений, под контроль государства были взяты все крупные и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал занимать ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и во внешней торговле. Все природные ресурсы страны и собственность занятых их разработкой финансовых компаний (иностранных и местных) были национализированы. Сирия стала первым арабским государством, взявшим под свой контроль нефтяное богатство.

В 1966 г. в Сирии победило «Движение 23 февраля», приведшее к руководству в стране левые революционно-демократические силы. Одним из актов нового правительства было требование к иностранному нефтяному консорциуму «Ирак петролеум компани» увеличения платежей за транспортировку иракской нефти к Средиземному морю через территорию Сирии, которое было удовлетворено. На положение в стране наложила отпечаток Шестидневная война Израиля в 1967 г. в ходе которой арабы потерпели поражение. Израиль аннексировал значительные по площади территории соседних стран Египта, Сирии и Иордании * .

* Подробнее см.: Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М., 1978.

С 1971 г. президентом Сирии стал Хафез Асад, с именем которого связывается новый этап социально-экономических преобразований. В стране была создана высокоразвитая текстильная, пищевая, нефтедобывающая промышленность, строительная индустрия, созданы новые отрасли промышленности (химическая, горнодобывающая, цементная, механосборочная и др.).

Ускоренное промышленное развитие страны началось в годы четвертого пятилетнего плана (1976-1980), придававшего большое значение индустриализации. За пять лет в стране было построено более ста промышленных объектов. К 1985 г. доля промышленности в ВНП увеличилась до 30%. Промышленная продукция от всего объема товаров, предназначенных на экспорт, составила 33%. Вырос промышленный рабочий класс.

Значительно окрепла экономика республики и в ходе осуществления пятой пятилетки (1981-1985). Быстрыми темпами развивался государственный сектор экономики. На его долю приходилось свыше 80% промышленного производства и около 90% всего экспорта и импорта. Среднегодовые темпы роста ВНП составили в 1979-1984 гг. более 7%. Особых успехов добился строительный государственный сектор, были введены новые железные и шоссейные дороги, сотни мостов * .

* См.: Волгин О.И. Дамасский булат, Сирия: 25 лет по пути революции. - М.: Международные отношения. - 1988. - С. 36-37.

Одна из основных отраслей сирийской экономики - сельское хозяйство, доля которого в ВНП составляет около 20%. Важной чертой аграрных преобразований в республике стала также организация сельскохозяйственных кооперативов. В 1987 г. в Сирии насчитывалось 4156 кооперативов, большинство из которых были снабженческо-сбытовыми, в большинстве случаев они себя не оправдали и в дальнейшем были свернуты.

С 1957 г., когда было подписано первое экономическое соглашение между СССР и Сирией, советские организации оказывали содействие в развитии ведущих отраслей сирийской экономики. Важнейшими объектами советско-сирийского сотрудничества в области электроэнергетики стали Ефратский гидроузел - плотина «Аль-Баас» с ГЭС. В 1987 г. состоялся совместный советско-сирийский космический полет на борту корабля «Союз ТМ-3».

Однако в последние годы экономическое положение страны ухудшилось. В производстве ряда видов промышленной и сельскохозяйственной продукции отмечается застой. Одна из основных причин трудностей - развитие инфляционных процессов, сокращение помощи от нефтеэкспортирующих арабских государств и России, которая не может быть таким важнейшим ее партнером, каким был СССР.

Таким образом, входящие в эту группу страны имеют достаточные возможности экономического роста, однако их реализация осложняется из-за острых структурных диспропорций.

Третья группа развивающихся стран

В эту группу входят страны, в которых ВВП на душу населения составляет менее 350 долл., порог грамотности населения менее 20%, доля обрабатывающей промышленности менее 10%. Из четырех десятков стран, которые относятся к разряду слаборазвитых, 25 расположены на Африканском континенте.

В эту группу входят государства Центральной и Южной Африки (десятки разнородных и нечетко сформировавшихся государств, военно-племенных образований). Большая часть государств Тропической Африки (сразу 17) получила независимость в 1960 г., названным годом Африки.

Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау получили независимость в результате освободительного движения против Португалии в 1974 г. Последней получила независимость Намибия в 1989 г. Африка - самый отсталый в экономическом плане регион мира. Отсталость усугубляет множество факторов, среди которых очень высокий прирост населения, политическая нестабильность, этнические, межгосударственные конфликты, трайбализм (от лат. трибус - племя), т. е. приверженность родо-племенной обособленности.

В странах Тропической Африки сохраняется многоуклад-ность экономики. Преобладающим является мелкотоварный уклад. К моменту обретения этими странами независимости большая часть населения была сосредоточена в традиционном сельскохозяйственном или сырьевом укладах. Когда новые лидеры этих стран попытались разрушить эти уклады, добиваясь «полной независимости», они лишились единственного стабильного источника доходов. За период самостоятельного развития экономическая зависимость многих африканских государств от развитых капиталистических стран не сократилась, а возросла. Практически для всех африканских стран характерно иностранное капиталистическое предпринимательство, представленное главным образом дочерними компаниями ТНК развитых стран - бывших метрополий, особенно Англии и Франции. Так, в большинстве бывших французских колоний Центральной Африканской Республики на долю французского капитала приходится 58-70% всех иностранных капиталовложений. Только за 1980-1986 гг. иностранные монополии вывезли из Африки в виде чистых прибылей 24,9 млрд. долл.

Сельское хозяйство является в большинстве африканских стран наименее динамичной отраслью экономики, что объясняется технико-экономической отсталостью отрасли, низкой производительностью труда, ухудшившимися природно-климатическими условиями в странах, прилегающих к Сахаре (страны Сахеля).

Производство продовольствия хронически отстает от роста населения, и если бы не помощь международных организаций, значительная часть Тропической Африки оказалась бы зоной голода. В соответствии с мировыми классификациями бедным считается тот, кто получает меньше 275 долл. в год. В 1990 г. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода.

Проблема международной задолженности развивающихся стран

Развивающиеся страны начали процесс неза- висимого экономического развития не обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. - 2 млрд. долл.). До 70-х годов эти страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950-1970 гг. на 64 млрд. долл. Однако в 1970-1980 гг. долг увеличился почти на 700 млрд. долл., поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов.

Поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию (ОПР) является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1 населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и от политических факторов.

В условиях долгового кризиса, различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, хотя, по данным отчетности дебиторов Всемирного банка (107 стран), внешняя задолженность развивающихся стран в 1975-1992 гг. возросла с 250 млрд. долл. до 1,4 трлн. долл. соответственно, в том числе стран Азии - 539,3 млрд. долл., стран Латинской Америки - 477,8 млрд. долл., стран Африки - 288,4 млрд. долл. США. Самый высокий уровень задолженности в странах Азии объясняется широким доступом стран региона к кредитам. Небольшому числу развивающихся стран удалось преодолеть кризис задолженности, а для большинства он остается острейшей проблемой. В 90-е годы крупнейшим должником была Бразилия (свыше 100 млрд. долл.). Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргентины - от 50 до 60 млрд. долл. За ними следуют Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд. долл.).

В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств  субъектов МЭП. Дифференциация произошла по двум критериям:

1) по уровню экономического развития государств;

2) по «степени рыночности» экономики государств.

Дифференциация государств по уровню экономического развития является согласованным на многостороннем уровне отступлением от формального равенства государств.

Юридически в международной экономической системе оно закреплено Частью IV (ст. XXXVIXXXVIII) Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), другими соглашениями «пакета» ВТО, Хартией экономических прав и обязанностей 1974 года, решениями ЮНКТАД, международным обычаем. Целью отступления от формального равенства государств является приближение к равенству фактическому.

Механизмом дифференциации стала международная Общая (Глобальная) система преференций для развивающихся стран. Как известно, использовать институт преференций в качестве средства содействия ускоренному экономическому развитию группы развивающихся стран было рекомендовано в решениях Женевской конференции 1964 года (ЮНКТАД  I).

На второй сессии ЮНКТАД в 1968 году была конкретизирована идея установления Общей системы преференций для развивающихся стран (ОСП). Предусматривалось, в частности, что преференции охватят все развивающиеся государства без их дискриминации.

Имелось в виду, что по мере приближения экономического развития того или иного государства к уровню развитых государств такое государство будет лишаться статуса развивающейся страны и, соответственно, преференций.

С самого начала становления системы преференций для развивающихся государств в борьбе за влияние на них столкнулись государственные стратегические интересы ведущих развитых стран, которые стремились:

а) привязать через преференции  экономически  к своей внутренней экономике максимально возможную часть развивающихся государств, как правило, свои бывшие колонии. В этом смысле общая система преференций стала способом замены политической зависимости в условиях колониального подчинения на экономическую зависимость в условиях юридического суверенитета развивающихся стран;

б) осуществить через систему преференций дифференциацию самих развивающихся стран с тем, чтобы расслоить «центр силы», получивший название «Юг», раздробить сгруппированные интересы развивающихся стран и затем «растащить» блок развивающихся государств в привязке к бывшим метрополиям («Север»).

Вместо единого механизма и стандарта преференций, выработанного на многосторонней основе, развитые страны западного цивилизационного типа превратили этот механизм в систему национальных систем преференций. Каждая страна Запада вводила свою систему преференций по отношению к каждой развивающей стране или группе развивающихся стран.

В 19711978 годах были объявлены и введены национальные системы преференций практически всех развитых стран. В них был заложен дифференцированный подход к развивающимся странам. Национальные системы преференций развитых стран стали инструментом нажима на развивающиеся государства, своего рода «торга», в котором преференции предлагались в обмен на политическую и экономическую лояльность.

Так, например, в соответствии с системой преференций США, основные положения которой отражены в Законе о торговле 1974 года, страна не может пользоваться преференциальным режимом в США, если она:

 «является коммунистической страной» (кроме тех случаев, когда ей предоставлен режим наибольшего благоприятствования либо она является членом ГАТТ и др.);

 предоставляет преференциальный режим развитым странам, кроме США;

 «национализировала, конфисковала или каким-либо иным способом установила контроль над собственностью граждан, корпораций, компаний или ассоциаций США без соответствующей компенсации».

В систему преференций ЕС (тогда  Европейского экономического сообщества, ЕЭС), введенную в действие в 1971 году, вошло около 120 развивающихся государств.

В рамках этой системы ЕЭС определило на основе собственных критериев в одностороннем порядке те страны, которые оно считало более конкурентоспособными. Тем самым при становлении системы преференций практически сразу же начался отход от «недискриминационного» применения к дифференцированному применению преференций.

В ходе многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, получивших название «Токио-раунда» (19731979 гг.), было принято решение, по сути легализовавшее расслоение преференций развивающимся странам (так называемая «разрешающая оговорка»).

Интересно, что, учитывая появление в системе правового регулирования МЭО такого «звена», как ОСП, Комиссия международного права ООН в своем Проекте статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации (ст. 23) предусмотрела соответствующее положение.

По Проекту, государство-бенефициар не приобретает в силу клаузулы права на режим, который распространен развитым бенефицирующим государством на третье развивающееся государство на невзаимной основе в рамках схемы общих преференций, установленной этим бенефицирующим государством, которая соответствует Общей системе преференций, признанной международным сообществом государств в целом или в отношении государств  членов компетентной международной организации, принятой в соответствии с ее правилами и процедурой.

Что же касается отношений между самими развивающимися странами, то в указанном выше Проекте предусмотрено также (ст. 24) исключение из действия клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации для преференциального режима, распространяемого развивающимся бенефицирующим государством на третье развивающееся государство.

В результате введения в действие международной Общей (Глобальной) системы преференций для развивающихся стран государства  субъекты МЭП дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на:

 экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции;

развивающиеся страны (государства  пользователи преференций), расслоение которых тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию; это расслоение проходит по пути выделения в среде развивающихся государств:

а) «новых индустриальных стран», т. е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ);

б) наименее развитых из развивающихся государств (самых бедных: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам  всего 50 государств Африки и Азии).

Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам.

Если в период своего становления система преференций для развивающихся стран служила, скорее, инструментом привязки развивающихся стран к экономике развитых государств, то в эпоху глобализации акценты меняются.

Сегодня Общая система преференций становится инструментом преодоления экономической отсталости развивающихся стран, «подтягивания» их экономического уровня, перестройки МЭО на более справедливой основе.

Вполне оправданно считать международно-правовой институт преференций частью международно-правового института «права экономического развития». Институт преференций и «право экономического развития» являются частью международного экономического права .

2. Дифференциация развивающихся стран

Среди развивающихся стран усиливаются процессы дифференциации, которые осуществляются одновременно в нескольких направлениях. Это прежде всего направление развития экономической системы. До недавнего времени среди освободившихся стран существовала группа стран (свыше 20), которая избрала командно-административное направление развития. Большинство же освободившихся стран с самого начала ориентировались на рыночную систему хозяйства.

Другая плоскость анализа процесса дифференциации развивающихся стран - это разграничение (очень противоречивое) в странах рыночной ориентации. Среди них выделяют новые индустриальные страны (НИС), которые по многим показателям приблизились к развитым государствам и даже опередили некоторые из них.

Есть также группа стран - нефтеэкспортеров, которые вследствие "революции" цен на нефть получили большие валютные прибыли (например, ежегодный размер ВНП на душу населения в них превышает 20 тыс. долл. США). Эти последние были использованы с большей или меньшей эффективностью, что, однако, не привело к качественным изменениям в положении этих стран (по сравнению с промышленно развитыми государствами).

Иная группа развивающихся стран - это государства, где предпринимательские уклады находятся на начальном этапе развития или имеют замкнутый характер. Преобладают здесь нетоварные или мелкотоварные уклады.

Нельзя обойти вниманием и такую группу стран, где в центре развития находятся концепции ортодоксального религиозного фундаментализма, в частности исламского (Иран, Бангладеш, в определенной мере Саудовская Аравия).

Меняется подход к понятию "дифференциация освободившихся стран".

На международном симпозиуме, организованном Центром развития Организации экономического и социального развития (Париж, февраль 1989 г.), было предложено деление государств мира на промышленно развитые, новые индустриальные и развивающиеся страны. В составе первой подгруппы - США, Япония и члены Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) и др.; среди второй - бывший СССР, Китай, Индия, а также 6 групп стран: средиземноморские члены ЕЭС (Испания, Португалия, Греция), средиземноморские страны, которые не входят в ЕЭС (Египет, Израиль, Турция, бывшая Югославия), латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика), азиатские НИС (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань), второе поколение азиатских НИС (Малайзия, Таиланд), европейские НИС (Болгария, Венгрия, бывшие Чехословакия и ГДР, Польша, Румыния) и т. п.; в составе третьей подгруппы: 9 стран из числа основных государств-должников, страны с низким доходом (28 из 39 стран с низким доходом в соответствии с рубрикатором МБРР, за исключением Китая и Индии), 7 стран ОПЕК и др.

Эта градация основана на динамике мировой экономики и общей логике изменений в ее структуре.

Фундаментальным критерием современной дифференциации развивающихся стран является уровень развития товарных форм хозяйствования в сочетании со степенью и глубиной участия этих стран в процессе интернационализации производства и капитала. Такой подход обусловлен:

1) взаимозависимостью стран (несмотря на противоречия, которые уже существуют и еще будут возникать в будущем), что будет реализовываться в целостности мирового хозяйства, которое может быть только одним - рыночным;

2) поскольку современные производительные силы и современные производственные отношения в развивающихся странах не являются результатом развития местных производительных сил и местных традиционных структур на основе внутренне присущих им закономерностей, развитие рыночных отношений внутри этих стран нельзя рассматривать как автономный, оторванный от требований экономических законов мирового рынка процесс.

Необходимо выделить другие, порождаемые научно-техническим прогрессом факторы, которые по-разному влияют на отдельные государства. Это прежде всего различия в уровнях производительных сил, неодинаковая обеспеченность природными ресурсами и т. п.

В соответствии с функциональным критерием дифференциации различают четыре основные подгруппы развивающихся стран:

1) новые индустриальные страны;

2) страны нефтеэкспортеры;

3) среднеразвитые;

4) наименее развитые страны.

Между этими основными подгруппами существуют другие группировки, которые невозможно однозначно отнести к одной из подгрупп.

В специализированных докладах международных организаций используются такие критерии выделения новых индустриальных стран: доля промышленной продукции в ВНП должна составлять не менее 30 процентов, готовые изделия в экспорте - не менее 50 процентов; доход на душу населения - не менее 6 тыс. долл. США в год. К этой группе принадлежат Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Тайвань и др. как страны "первой волны"; Индия, Турция, Таиланд, Индонезия, Венесуэла, Египет, Марокко и др. как страны "второй волны"; наконец, Вьетнам, Колумбия, Ямайка, Нигерия, Кения и др. как страны уже "третьей волны".

Историческая эволюция стран отмеченной группы всех "волн" различается и одновременно совпадает в том, что их путь к нынешнему состоянию был сходным - развитию базовых отраслей современной промышленности предшествовало развитие пищевой и легкой промышленности, сельского хозяйства и добывающей промышленности, туристического бизнеса. Продукция этих отраслей народного хозяйства в значительной мере была ориентирована на экспорт. В современных условиях все большая доля их экспортных прибылей получается за счет вывоза продукции современных отраслей промышленности. Так, Бразилия ныне относится к десяти государствам - наибольшим мировым производителям промышленной продукции, а в 2000 г. она по этому показателю опережает, в соответствии с прогнозами, Италию. Среди стран, имеющих наивысшие экспортные прибыли, Тайвань и Сингапур.

В экономике новых индустриальных стран важная роль принадлежит иностранному капиталу. Непрерывно возрастающие его размеры достигают десятков миллиардов долларов. Отрицательным последствием широкого применения иностранного капитала стала внешняя задолженность.

Наряду с общими чертами в развитии этих стран существуют и отличительные признаки: место в международном разделении труда; размеры и структура экономического потенциала; структура экспортного сектора; доля в социально-экономической структуре традиционных укладов; место национального капитала в экономике и т. п.

В целом новые индустриальные страны показывают пример быстрого экономического развития на пути создания рыночных структур. Динамизм темпов экономического роста обеспечивается прежде всего глубинными структурными изменениями в экономике, формированием хорошо отлаженной хозяйственной системы. При этом производительные силы приобретают новое содержание, которое соответствует современным требованиям НТП. Как следствие ускоренное экономическое развитие НИС привело к повышению реальных доходов населения, росту занятости и квалификационного уровня занятых, расширению социальных услуг и т. п.

Одновременно процесс становления современных экономических производственных отношений побуждал к усилению монополизации их экономического развития, более тесной взаимозависимости с подсистемой развитого рыночного хозяйствования в масштабах мирового хозяйства. Несмотря на это НИС из всей группы развивающихся стран наиболее гибко приспособились к структурным и циклическим кризисам и не понесли таких ощутимых потерь, как другие освободившиеся страны.

Значительную роль в мировом хозяйстве играют страны-нефтеэкспортеры. Нефтедоллары, полученные этими странами в результате "революции" цен на нефть, дали им возможность значительно ускорить социально-экономическое развитие и модернизировать технико-экономическую базу. К этой группе принадлежат в основном страны входящие в ОПЕК (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ливия, Иран, Кувейт, Оман, Габон и др.).

Важным средством существования для многих стран-нефтеэкспортеров являются экспортные прибыли, получаемые от продажи нефти и нефтепродуктов. Они составляют львиную долю всех валютных поступлений этих стран. Поскольку большинство стран-нефтеэкспортеров не в состоянии осуществлять процесс воспроизводства на национальной основе без импорта средств производства, валютные поступления от экспорта нефти имеют ключевое значение. Сегодня такие государства-нефтеэкспортеры, как Ливия, Саудовская Аравия, более 2/3 своих экспортных прибылей получают от продажи нефти и нефтепродуктов.

Однако возрастание цен на нефть в середине 70-х - начале 80-х годов до 35 - 42 долл. США за баррель (1 баррель = 159 л нефти; от - 7,3 - 7,6 баррелей в зависимости от сорта нефти) сменилось резким (с незначительными колебаниями) падением во второй половине 80-х - начале 90-х годов до 16 - 22 долл. США за баррель. Как следствие значительно уменьшились валютные прибыли государств-нефтеэкспортеров и осложнилось их экономическое положение. В конце 90-х годов XX - начале XXI в. снова заметен всплеск роста цен на нефть до 28 - 30 долл. США за баррель.

Колебание нефтяных прибылей ярко демонстрирует прямую зависимость национальных хозяйств государств-нефтеэкспортеров от стран с развитой рыночной экономикой, а также невозможность добиться экономической независимости, опираясь лишь на высокоприбыльную, но монокультурную экономику.

В НИС и некоторых странах-нефтеэкспортерах осуществляется переход к новейшим технологиям, однако этот процесс сопровождается усилением технико-экономической неоднородности хозяйственных структур, углублением региональных и имущественных контрастов. Кроме того, результатами НТП пользуется большей частью ограниченное число компаний, прежде всего наиболее крупные и те, которые связаны с иностранными корпорациями.

Освоение научно-технических инноваций в среднеразвитых по функциональному критерию странах третьей подгруппы (Эквадоре, Парагвае, Перу, Тунисе, Фиджи, Гренаде, Сальвадоре, Никарагуа, Иордании, Шри-Ланке, Камеруне, Гане, Папуа - Новой Гвинее и многих других) сдерживается слабым развитием промышленности и сферы услуг, телекоммуникационной инфраструктуры, низким уровнем информационного обеспечения, несовместимостью требований новейших технологий с традиционными стереотипами мышления и поведения.

Распространение микроэлектронной технологии модифицировало содержание самого понятия индустриализации, которой, несомненно, принадлежит решающая роль в преодолении социально-экономической отсталости развивающихся стран. Независимо от стадии промышленного переворота, который переживает та или иная страна, ни одна из них не может не считывать существования новейших технологий. Без широкого применения их вряд, ли можно достичь современных стандартов труда и быта. Для среднеразвитых и еще в большей мере для наименее развитых освободившихся стран, что привносит новые черты в процесс индустриализации на фоне перехода к новым, прежде всего микроэлектронным, технологиям. Выделенные по функциональному критерию страны первой и частично второй подгрупп существенно влияют и на без того низкую конкурентоспособность стран третьей и особенно четвертой подгрупп, вызывают еще большее уменьшение их возможностей промышленного экспорта. Как следствие осложняется развитие экономического сотрудничества среди развивающихся стран.

Индустриализация в подгруппе среднеразвитых стран не приводит к существенным сдвигам в макроструктуре промышленного производства: львиная доля его, как и раньше, опирается на внутренний рынок предметов потребления. Потребности в средствах производства удовлетворяются в основном через импортные каналы. Кроме того, индустриализация не вносит ощутимых изменений в диверсификацию местного экспорта. Корни этого неблагоприятного явления следует искать в противоречии между материальным и человеческим факторами производства, особенно в качественной подготовке рабочей силы. Решающая роль в разрешении этого противоречия принадлежит развитию и закреплению частной собственности. Это даст возможность изменить организационно-экономические формы взаимодействия производственных сил различных укладов, интенсифицировать процесс воспроизводства.

Для наименее развитых стран (Гаити, Пакистан, Йемен, Бангладеш, Афганистан, Непал, Нигер, Того, Лесото, Танзания, Мозамбик, Руанда, Буркина-Фасо, Бурунди, Заир, Чад, Малави и др.) общими с точки зрения их участия в процессе интернационализации производства и степени развития товарных форм хозяйствования являются: структура производительных сил, которая обусловливает низкую восприимчивость экономики к достижениям науки и техники, не дает возможности решать насущные социальные проблемы; узкая специализация на производстве одного или нескольких видов товаров; преобладание в хозяйственной структуре второстепенных, вспомогательных производств по отношению к мировому производству в целом. Чаще всего это производства, которые основываются на использовании природных ресурсов и обусловливает применение малоквалифицированной и дешевой рабочей силы; анклавная, ориентированная на экспорт организация производства, которая осуществляется иностранным капиталом.

Разнообразие (в социальном понимании) развивающихся стран основывается на сочетании общих для всей группы (товарных) и особенных (нетоварных) укладов в неодинаковых пропорциях и формах. Ни в одном укладе процесс воспроизводства не осуществляется только на собственной основе и только в собственных границах. Очевидна их взаимодополняемость. С натурально-патриархальным укладом в наименее развитых странах связано существование родоплеменных пережитков и форм традиционной организации труда. Этот уклад по своей сущности является основной социально-экономической почвой, на которой прозябает патриархальное крестьянство. Показательными в этом отношении могут быть страны тропической Африки, в которых коллективная собственность на землю сохранилась поныне, хотя и сочетается с индивидуальным присвоением урожая и закреплением наделов за отдельными семьями. Хозяйствование характеризуется чрезвычайно низкой производительностью, испытывает большое давление со стороны избыточного населения села и неспособно обеспечить потребности общества в продовольственных товарах.

Одновременно наблюдается относительно быстрое вытеснение традиционных форм производства, что исторически было связано с возникновением мелкотоварного уклада.

Последний, в свою очередь, подвластен влиянию предпринимательского уклада, который постоянно укрепляется и способствует существованию мелкотоварного производства (в аграрном секторе, городском ремесленничестве, торговле, обслуживании городского населения). Таким образом удается частично решить проблему занятости того трудоспособного населения, которое стекается в города. Одновременно мозаичность мелкотоварного уклада расширяется вследствие сильного влияния сверху (со стороны иностранного капитала) и снизу (со стороны традиционных форм производства).

Натурально-патриархальный и мелкотоварный уклады тесно переплетаются и взаимодействуют. Последний, кроме того, в чистом виде не существует, но присутствует почти во всех отраслях экономики, переплетаясь с другими укладами, в частности с мелкопредпринимательским.

Система трудовых мотиваций, культура труда, место ее в иерархии ценностей определенной культуры очень контрастируют в нетоварных формах хозяйствования, вносят своеобразную окраску в процесс дифференциации развивающихся стран.

Противоречия между старыми формами ассоциированного труда (замкнутость и самообеспеченность на натуральном уровне) и новыми формами коллективного хозяйствования (ориентация на общественные потребности, на рынок) свойственны процессу воспроизводства в развивающихся странах. Ограниченность экономического интереса производителей дополняется низким уровнем общественного сознания, не готового к восприятию дополнительного труда, который бы существенно опережал необходимый для удовлетворения примитивных потребностей уровень.

В таких условиях государство контролирует главные рычаги макроэкономического регулирования и не передоверяет их частному капиталу. Положительный опыт контроля над изменением организационно-экономических форм производства, денежной массой, инфляцией и бюджетным дефицитом накоплен, например, в Южной Корее и Чили.

Неравномерность развития является экономическим законом товарного производства вообще и особенно его предпринимательских форм. Это ярко видно на примере традиционных развивающихся стран. Так, с начала 50-х до середины 80-х годов доля населения "верхней" группы развивающихся стран, где со временем появились и новые индустриальные страны, возросла всего с 14 до 16 процентов в общей численности населения всех развивающихся стран. Вместе с тем в ВВП всей совокупности развивающихся стран доля этой "верхней" группы возросла с 36 до 58 процентов. За этот же период доля "нижней" группы уменьшилась в общем ВВП с 32 до 16,5 процента при почти стабильной доле населения (около 60 процентов).

Техногенной цивилизации государств, усиление глобальной взаимозависимости Севера и Юга происходит на современном этапе не на принципах устрашения, а на принципах сотрудничества. Новые отношения Север - Юг складываются по многим направлениям. Но традиционно общие условия взаимодействия развитых и развивающихся стран характеризуются преимущественно экономическими индикаторами, прежде всего оценкой...


Классификации стран Третьего мира посвящены многие исследования. Существует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических государств, культурно-цивилизацион-ным блокам и по другим признакам. Необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в общемировом объеме.
В классификации ООН выделяют страны - экспортеры и не экспортеры нефти, государства и территории, специализирующиеся на экспорте готовых изделий, и три категории стран в зависимости от уровня доходов на душу населения. По этим показателям все развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.
Первая группа развиваюшихся стран
К этой группе относятся новые индустриальные и страны - экспортеры нефти.
По классификации ООН, к новым индустриальным странам (НИС) относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. - Сянган - перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур.
В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), создали ОПЕК - Организацию стран - экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.
В послевоенные годы большие масштабы принял начавшийся еще в 30-х годах процесс импортзаменяющей индустриализации - замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. Этим был дан толчок более широкой индустриализации. В первую очередь получили развитие отрасли легкой и пищевой, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки с этим периодом связано и становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Добыча нефти выросла в четыре раза, достигнув 1/5 мирового производства. В несколько раз увеличилось производство электроэнергии (до 62 млрд. кВт ч). Выплавка стали возросла в 13 раз (с 24 до 3,1 млн. т).
По уровню промышленного развития первое место в Латинской Америке удерживала Аргентина, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона, хотя население страны составляло лишь 10% населения региона, 1/6 часть приходилась на Бразилию с 30% населения региона. Однако развитие Бразилии и Мексики происходило более быстрыми темпами, и к концу 50-х годов доля Аргентины уменьшилась, и на первое место в регионе по общему объему промышленного производства (1/5 от всей Латинской Америки) вышла Мексика, хотя по производству на душу населения и Мексика и (еще более Бразилия) отставали от Аргентины.
Был сделан заметный шаг и по пути превращения НИС в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика импортзаменяющей индустриализации - сознательно стимулировалась государством. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития НИС она не смогла. Сохранилась высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Зависимость от импорта потребительских товаров сменялась зависимостью промышленности от импорта дорогостоящих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. В 1946-1960 гг. поступления в виде новых капиталовложений и займов в Латинскую Америку составили 10 млрд. долл., а вывоз прибылей - 19,5 млрд. долл.
Ограниченный эффект импортзаменяющей индустриализации, победа Кубинской революции заставили представителей местной буржуазии и политиков искать более эффективные рычаги воздействия на экономику. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребиша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной структуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Она получила название доктрины ЭКЛА (ЭКЛА - экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.) Эту программу взяли на вооружение правительства Фрондиси в Аргентине, Лопеса Матеоса и Диасе Ордасе в Мексике и др.
Президент США Джон Кеннеди в 1961 г. предложил в рамках курса «Новые рубежи» программу «Союз ради прогресса», рассчитанную на десять лет и принятую 19 латиноамериканскими государствами. Цель ее - ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависмимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Были обещаны кредиты и другие виды помощи на 20 млрд. долл.
В более широких масштабах, чем в других странах региона, проводись экономические реформы в Мексике. Несмотря на демографический взрыв, благодаря ускоренному проведению аграрной реформы, кредитной и агротехнической помощи крестьянству удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигли 7%, против 5,8% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки увеличилась с 20,3% в 1960 г. до 23,2% в 1970 г. (второе место после Бразилии).
Иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. Внешняя задолженность Мексики с 1960 по 1970 гг. увеличилась на 2,6 млрд. и составила 3,8 млрд. долл.
Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона.
За семь лет (1961-1967) США, выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения, здравоохранения.
Причины экономического роста этих стран:
1) выгодное географическое положение;
2) наличие дешевой рабочей силы;
3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;
4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;
5) активная роль транснациональных корпораций (около 80 % всех средств было вложено в НИС).
Среди быстро развивающихся стран Третьего мира особое место занимают государства Среднего Востока - экспортеры нефти. Доходы, которые получали эти страны от национализированных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономики промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Во многих странах региона, таких, как Саудовская Аравия, султанаты Оман и Дубай, частный сектор постепенно заменяет государство в качестве движущей силы экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, помещенный за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, оценивается в 162 млрд. долл.
В Объединенных Арабских Эмиратах, имеющих значительные доходы от нефти (свыше 10 тыс. долл. на душу населения), имеются широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. на душу населения.
Имея, по оценке на 1 января 1993 г., запасы нефти, равные 635 млрд. баррелей, арабские страны располагают 62,4% всех запасов нефти и 25578 млрд. м3 природного газа, что составляет пятую часть мировых запасов газа. По прогнозам, следует ожидать быстрого роста добычи нефти и природного газа в арабских странах, а это приведет к усилению их роли как основных поставщиков этих энергоносителей в мире. Если в настоящее время более одного барреля из трех, экспортируемых в мире, приходится на арабские страны, то к 2000 г. это соотношение будет составлять почти один баррель из двух.
Несмотря на нефтяной бум, проблем у арабских стран достаточно. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, все возрастающая зависимость от импорта продовольствия, отставание в инфраструктуре и в промышленности, в том числе и в нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.
В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.
Вторая группа развивающихся государств
К этой группе относятся 33 государства, доход которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл.: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан др.).
Вслед за распадом колониальной системы перед развивающимися странами во всей полноте встала проблема обретения экономической самостоятельности.
После длившейся десятилетиями борьбы против британского колониального господства Индия в августе 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства - Индийский Союз и Пакистан.
В 1949 г. Учредительное собрание Индии приняло новую конституцию. Парламентские выборы принесли победу партии Индийский национальный конгресс. Первое правительство возглавил Джавахарлал Неру, затем его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди. В общей сложности они возглавляли правительство почти 39 лет. Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.
Во главу угла были поставлены аграрные преобразования. Был ликвидирован созданный еще в прошлом веке институт посредников - заминдаров. Помещичье землевладение ограничивалось. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничило ростовщичество, стали развиваться кооперация, внедряться передовые агротехнические приемы. Однако на планы модернизации Индии негативно влияют высокие темпы роста населения, национально-религиозная рознь, проблема каст. Тем не менее зеленая революция позволила ей в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Был создан промышленный потенциал.
Символом успеха Индии в этом плане является запуск в 1980 г. собственного спутника связи на индийском ракетоносителе. В 80-е годы Индия по примеру новых индустриальных стран начала рыночные реформы, от импортзаменяющей индустрии перешла на развитие экспортных отраслей добывающей промышленности. Политика государства сводится к поощрению государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечению иностранного капитал транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Но тем не менее выйти на намеченные экономические рубежи не удалось. Например, в период седьмого пятилетнего плана (1985-1990) среднегодовые темпы роста составляли 3,5% против 5% запланированных.
Пакистан, как и Индия, пошел по еврокапиталистическому пути, хотя проблемы демократизации в стране решались значительно труднее (не последнюю роль в этом сыграла полная исламизация). Как и в Индии, было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, поддержка частного предпринимательства и иностранных инвестиций. Несмотря на принимаемые меры, в стране усиливается бюджетный дефицит, обостряется платежный баланс. Весьма уязвимым к неустойчивым погодным условиям продолжает оставаться сельское хозяйство - главная отрасль экономики, обеспечивающая почти 80%-ную занятость населения. Растут инфляция, зависимость от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны.
Хотя суверенитет в Иране был восстановлен в 1946 г., только в 60-е и 70-е годы были проведены реформы, призванные ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликвидация земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерско-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений и раздача их крестьянам с условием выкупа в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализма в деревне оказалась преждевременной.
Проводимая шахом Мохаммедом Реза Пехлеви политика модернизации получила название белой революции. Она включала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, просвещения и здравоохранения. Осуществление индустриализации привело к увеличению темпов промышленного производства до 10-15% в год. Но ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработице. Выразителем недовольства стало мусульманское духовенство, с самого начала выступавшее против реформ. В 1979 г. в Иран вернулся после многолетнего изгнания шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну. В стране победила исламская революция. Иран был провозглашен исламской республикой и вернулся к нормам шариата.
Несмотря на смерть имама Хомейни, Иран остается исламской республикой.
Деколонизация в Африке охватывает почти все послевоенные годы. Сначала независимость получили арабские страны Северной Африки. Их развитие пошло разными путями. Если Марокко и Тунис стабильно придерживались курса прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики, то Алжир, Ливия пытались построить арабский социализм.
Особое место в арабском антиколониальном движении принадлежит Сирии. Де юре Сирия была провозглашена независимой от Франции в 1941 г., а де факто стала в 1946 г. после вывода французских войск.
Среди арабских стран Сирия занимает лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории. Но в последние десятилетия она неизменно стоит в авангарде арабского мира. Сирия - член Лиги арабских государств организации «Исламская конференция» движения неприсоединения.
Развитие Сирии, ее внутренняя и внешняя политика за последние 50 лет связаны с деятельностью Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), созданной в 1947 г. В 1963-1965 гг. в стране были проведены социально-экономические преобразования: национализация банков и страховых обществ, принятие нового закона об аграрной реформе, значительно урезавшей максимум земельных владений, под контроль государства были взяты все крупные и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал занимать ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и во внешней торговле. Все природные ресурсы страны и собственность занятых их разработкой финансовых компаний (иностранных и местных) были национализированы. Сирия стала первым арабским государством, взявшим под свой контроль нефтяное богатство.
В 1966 г. в Сирии победило «Движение 23 февраля», приведшее к руководству в стране левые революционно-демократические силы. Одним из актов нового правительства было требование к иностранному нефтяному консорциуму «Ирак петролеум компани» увеличения платежей за транспортировку иракской нефти к Средиземному морю через территорию Сирии, которое было удовлетворено. На положение в стране наложила отпечаток Шестидневная война Израиля в 1967 г. в ходе которой арабы потерпели поражение. Израиль аннексировал значительные по площади территории соседних стран Египта, Сирии и Иордании*.
* Подробнее см.: Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М., 1978.
С 1971 г. президентом Сирии стал Хафез Асад, с именем которого связывается новый этап социально-экономических преобразований. В стране была создана высокоразвитая текстильная, пищевая, нефтедобывающая промышленность, строительная индустрия, созданы новые отрасли промышленности (химическая, горнодобывающая, цементная, механосборочная и др.).
Ускоренное промышленное развитие страны началось в годы четвертого пятилетнего плана (1976-1980), придававшего большое значение индустриализации. За пять лет в стране было построено более ста промышленных объектов. К 1985 г. доля промышленности в ВНП увеличилась до 30%. Промышленная продукция от всего объема товаров, предназначенных на экспорт, составила 33%. Вырос промышленный рабочий класс.
Значительно окрепла экономика республики и в ходе осуществления пятой пятилетки (1981-1985). Быстрыми темпами развивался государственный сектор экономики. На его долю приходилось свыше 80% промышленного производства и около 90% всего экспорта и импорта. Среднегодовые темпы роста ВНП составили в 1979-1984 гг. более 7%. Особых успехов добился строительный государственный сектор, были введены новые железные и шоссейные дороги, сотни мостов*.
* См.: Волгин О.И. Дамасский булат, Сирия: 25 лет по пути революции. - М.: Международные отношения. - 1988. - С. 36-37.
Одна из основных отраслей сирийской экономики - сельское хозяйство, доля которого в ВНП составляет около 20%. Важной чертой аграрных преобразований в республике стала также организация сельскохозяйственных кооперативов. В 1987 г. в Сирии насчитывалось 4156 кооперативов, большинство из которых были снабженческо-сбытовыми, в большинстве случаев они себя не оправдали и в дальнейшем были свернуты.
С 1957 г., когда было подписано первое экономическое соглашение между СССР и Сирией, советские организации оказывали содействие в развитии ведущих отраслей сирийской экономики. Важнейшими объектами советско-сирийского сотрудничества в области электроэнергетики стали Ефратский гидроузел - плотина «Аль-Баас» с ГЭС. В 1987 г. состоялся совместный советско-сирийский космический полет на борту корабля «Союз ТМ-3».
Однако в последние годы экономическое положение страны ухудшилось. В производстве ряда видов промышленной и сельскохозяйственной продукции отмечается застой. Одна из основных причин трудностей - развитие инфляционных процессов, сокращение помощи от нефтеэкспортирующих арабских государств и России, которая не может быть таким важнейшим ее партнером, каким был СССР.
Таким образом, входящие в эту группу страны имеют достаточные возможности экономического роста, однако их реализация осложняется из-за острых структурных диспропорций.
Третья группа развивающихся стран
В эту группу входят страны, в которых ВВП на душу населения составляет менее 350 долл., порог грамотности населения менее 20%, доля обрабатывающей промышленности менее 10%. Из четырех десятков стран, которые относятся к разряду слаборазвитых, 25 расположены на Африканском континенте.
В эту группу входят государства Центральной и Южной Африки (десятки разнородных и нечетко сформировавшихся государств, военно-племенных образований). Большая часть государств Тропической Африки (сразу 17) получила независимость в 1960 г., названным годом Африки.
Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау получили независимость в результате освободительного движения против Португалии в 1974 г. Последней получила независимость Намибия в 1989 г. Африка - самый отсталый в экономическом плане регион мира. Отсталость усугубляет множество факторов, среди которых очень высокий прирост населения, политическая нестабильность, этнические, межгосударственные конфликты, трайбализм (от лат. трибус - племя), т. е. приверженность родо-племенной обособленности.
В странах Тропической Африки сохраняется многоуклад-ность экономики. Преобладающим является мелкотоварный уклад. К моменту обретения этими странами независимости большая часть населения была сосредоточена в традиционном сельскохозяйственном или сырьевом укладах. Когда новые лидеры этих стран попытались разрушить эти уклады, добиваясь «полной независимости», они лишились единственного стабильного источника доходов. За период самостоятельного развития экономическая зависимость многих африканских государств от развитых капиталистических стран не сократилась, а возросла. Практически для всех африканских стран характерно иностранное капиталистическое предпринимательство, представленное главным образом дочерними компаниями ТНК развитых стран - бывших метрополий, особенно Англии и Франции. Так, в большинстве бывших французских колоний Центральной Африканской Республики на долю французского капитала приходится 58-70% всех иностранных капиталовложений. Только за 1980-1986 гг. иностранные монополии вывезли из Африки в виде чистых прибылей 24,9 млрд. долл.
Сельское хозяйство является в большинстве африканских стран наименее динамичной отраслью экономики, что объясняется технико-экономической отсталостью отрасли, низкой производительностью труда, ухудшившимися природно-климатическими условиями в странах, прилегающих к Сахаре (страны Сахеля).
Производство продовольствия хронически отстает от роста населения, и если бы не помощь международных организаций, значительная часть Тропической Африки оказалась бы зоной голода. В соответствии с мировыми классификациями бедным считается тот, кто получает меньше 275 долл. в год. В 1990 г. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода.
Проблема международной задолженности развивающихся стран
Развивающиеся страны начали процесс неза- висимого экономического развития не обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. - 2 млрд. долл.). До 70-х годов эти страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950-1970 гг. на 64 млрд. долл. Однако в 1970-1980 гг. долг увеличился почти на 700 млрд. долл., поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов.
Поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию (ОПР) является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1 населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и от политических факторов.
В условиях долгового кризиса, различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, хотя, по данным отчетности дебиторов Всемирного банка (107 стран), внешняя задолженность развивающихся стран в 1975-1992 гг. возросла с 250 млрд. долл. до 1,4 трлн. долл. соответственно, в том числе стран Азии - 539,3 млрд. долл., стран Латинской Америки - 477,8 млрд. долл., стран Африки - 288,4 млрд. долл. США. Самый высокий уровень задолженности в странах Азии объясняется широким доступом стран региона к кредитам. Небольшому числу развивающихся стран удалось преодолеть кризис задолженности, а для большинства он остается острейшей проблемой. В 90-е годы крупнейшим должником была Бразилия (свыше 100 млрд. долл.). Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргентины - от 50 до 60 млрд. долл. За ними следуют Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд. долл.).

Характерной чертой развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80-90 годы. Он развивается по различным направлениям – уровням экономического развития, народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве.

В 50-60 годы появился ряд стран, где стала бурным темпом развиваться индустрия. В ходе промышленного развития выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). Ведущей отраслью этих стран стала обрабатывающая промышленность. Основной статьей экспорта стали товары обрабатывающей промышленности.

В экономическом развитии для большинства НИС характерны тенденции, присущие зрелой рыночной экономике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых странах образовались ТНК. Особенно отчетливо это проявилось в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине.

В 80-е годы появились второе и третье поколения НИС, в их числе Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Филиппины.

Изменения в темпах индустриализации вызвали разноплановую динамику экономического роста различных регионов развивающегося мира, что привело к изменению их положения в данной подсистеме и в мировом хозяйстве в целом.

Изменения экономического положения отдельных регионов и стран определяется многими причинами. Это различия в масштабах национальных хозяйств, наделенности природными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности. НИС развивались разными путями, используя различные модули развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда.

В зависимости от уровня экономического развития развивающиеся страны делятся три категории:

в группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для промышленно развитых стран, входят Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур;

в группу стран со средними показателями ВВП на душу населения входят в основном страны – нефте-экспортеры и новые индустриальные страны (к ним относят страны, где доля обрабатывающей промышленности не менее 20%). НИС имеют уровень ВВП на душу населения, соответствующий таким странам как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы;

третью группу в развивающемся мире образуют бедные страны (меньше 750 долл.). В эту подсистему входят страны Тропической Африки, около 10 стран из Южной Азии и Индокитая, а также Гаити, Никарагуа, Гондурас, Гайяна из Латинской Америки.

Особенность социально-экономического развития Третьего мира состоит в том, что число бедных стран за 70-80 годы не сократилось, а возросло примерно в два раза. Среди них ООН выделяет 48 наименее развитых стран. В основном это произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...