Основные положения плана маршалла. Что такое "план маршала"


22 марта 2015 года президент Польши Бронислав Коморовский , выступая в Брюсселе, . Именно таким образом, по мнению Коморовского, можно обеспечить выживание Украины и успешное проведение в ней реформ.

О новом «плане Маршалла» для Украины разговоры идут с самого момента победы «Евромайдана» в феврале 2014 года. О необходимости такого плана говорят как западные, так и украинские политики, в частности премьер-министр Арсений Яценюк .

Плакат, посвящённый плану Маршалла (перевод: «Какова бы ни была погода, мы должны двигаться вместе»). Фото: Commons.wikimedia.org

При этом об оригинальном «плане Маршалла» у непосвящённой аудитории имеется довольно смутное представление. В советской историографии ему давались исключительно негативные оценки, в постсоветский период — сплошь комплиментарные.

Программа, официальное название которой звучало как «Программа восстановления Европы», была впервые обнародована 5 июня 1947 года в речи государственного секретаря США Джорджа Маршалла, произнесённой в Гарвардском университете.

Кадровый военный Джордж Маршалл в разные годы занимал посты начальника Генерального штаба и министра обороны США, а с 1942 по 1944 годы фактически руководил всеми военными операциями американской армии.

В 1947 году вышедший в отставку генерал Маршалл занял пост госсекретаря в администрации президента Гарри Трумэна.

Трумэну, решительно взявшему курс на эскалацию холодной войны, нужен был человек, способный продвигать американские интересы как военными, так и экономическими методами. Джордж Маршалл для этой роли подходил как нельзя кстати.

«Программа восстановления Европы»

К 1947 году экономическое положение Европы было незавидным. Разрушениям подверглись большинство европейских стран, были понесены чудовищные человеческие потери (55- 60 млн погибло, около 100 млн искалечено). И спустя два года после окончания войны повсюду царила разруха, ощущалась острая нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, европейские валюты были сильно обесценены из-за галопирующей инфляции.

Восстановление европейских экономик шло крайне медленно, при этом в большинстве стран усиливались позиции коммунистов и других левых партий, что в США рассматривалось как прямая угроза национальной безопасности.

К моменту создания «Программы восстановления Европы» у Маршалла уже был за плечами опыт успешного осуществления антикризисной программы — в 1933 году в рамках «Нового курса» Франклина Рузвельта Маршалл занимался организацией Гражданского корпуса охраны окружающей среды — масштабной программы трудоустройства молодых безработных.

12 июля 1947 года в Париже для обсуждения «плана Маршалла» собрались представители 16 стран Европы. От участия во встрече отказались так называемые «страны народной демократии», входившие в сферу влияния СССР, а также Финляндия.

Официально заявленной целью программы были восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

Первая страница текста Плана Маршалла (англ.). Фото: Commons.wikimedia.org

Круговорот долларов в природе

«План Маршалла» вступил в действие 4 апреля 1948 года. В его рамках Соединённые Штаты в течение четырёх лет предоставили 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешёвых кредитов и долгосрочного лизинга.

Помощь выделялась согласно предварительным договорённостям в соответствии с потребностями стран. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция — 2,5 млрд, Италия — 1,3 млрд, ФРГ — 1,3 млрд и Нидерланды — 1 млрд долларов США.

В «плане Маршалла» нужно различать экономическую и политическую составляющую.

После Второй мировой войны Соединённые Штаты оказались единственной из крупнейших индустриальных держав, экономика которой не подверглась разрушениям. Благодаря этому США на многие годы вперёд смогли закрепить за собой место мирового экономического лидера. Тогда же и доллар стал главной мировой резервной валютой, что дало Соединённым Штатам исключительные возможности на десятилетия вперёд.

Но успешной американской экономике позарез нужны были рынки сбыта, и в этой связи экономическое восстановление Европы являлось жизненной потребностью крупного американского бизнеса.

По сути, восстанавливая Европу, США инвестировали в собственное дальнейшее развитие.

Важный момент — согласно условиям «плана Маршалла», выделяемые деньги шли не на латание дыр в бюджете, а на закупку промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Структура поставок на две трети состояла из продовольствия, топлива и удобрений, и около трети импорта пришлось на сельскохозяйственную продукцию, а именно на американскую муку. В конечном итоге весомая часть денежной помощи по «плану Маршалла» вернулась назад в США.

Политические условия

Нужно очень чётко понимать, что безвозмездная помощь США — это своеобразный бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке.

Например, знаменитые поставки оружия и продовольствия в СССР по ленд-лизу. Об их значимости спорят до сих пор, но часто забывают о том, что со стороны США это отнюдь не было широким и бескорыстным жестом. За танки, самолёты и американскую тушёнку Советский Союз расплачивался золотом, и свои долги по ленд-лизу ему приходилось отдавать до 1970-х годов.

«План Маршалла» действительно обеспечил странам-участницам большие темпы экономического роста. За первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% Франции, почти 22% Западной Германии и чуть более 33% Италии.

Мемориальная доска на памятнике Маршаллу на Лангвассере. Нюрнберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Энтузиасты «плана Маршалла» крайне неохотно говорят о его политической составляющей. Между тем, без неё остаётся непонятным резко негативное отношение к плану Советского Союза.

Одним из обязательных требований США к странам-участницам плана было исключение из состава правительств коммунистов.

Данное положение было продолжением так называемой «доктрины Трумэна», согласно которой Греции и Турции выделялись 400 млн долларов для борьбы с «коммунистической угрозой».

Как уже говорилось, влияние коммунистических партий в странах Европы в послевоенный период было чрезвычайно велико. «План Маршалла» фактически стал орудием, при помощи которого Соединённые Штаты вмешивались в политическую жизнь стран Европы с целью вытеснения на обочину «просоветских партий».

Цена «бесплатного сыра»

Действительно, во всех странах-участницах «плана Маршалла» коммунисты были исключены из правительств. При этом попирались все демократические принципы, о верности которым Соединённые Штаты громогласно заявляли и тогда, и сейчас.

Но дело было не только в коммунистах. Само формирование политических элит в странах-участницах «плана Маршалла» оказалось под контролем США. В результате платой за восстановление экономики стала частичная утрата политической и экономической независимости.

Следующей стадией стало создание военного Северо-Атлантического альянса, членами которого стали многие страны, участвовавшие в «плане Маршалла».

Кстати, после прекращения в 1951 году финансовой помощи по «плану Маршалла» вместо неё вступила в действие программа военной помощи США своим европейским союзникам по Северо-Атлантическому Альянсу в соответствии с законом «О взаимном обеспечении безопасности».

Политическая составляющая плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США.

Попытки уйти от этой порочной схемы предпринимались неоднократно такими европейскими лидерами, как президент Франции Шарль де Голль , но в целом они потерпели неудачу.

Самоубийственная и саморазрушительная позиция Евросоюза в «украинском кризисе» — не что иное, как последствия европейской зависимости от США, заложенной «планом Маршалла».

Инструмент холодной войны

Политическая составляющая «плана Маршалла» подвергалась критике и в самих Соединённых Штатах. Так, бывший вице-президент США Генри Уоллес , занимавший этот пост при Франклине Рузвельте , без обиняков называл его инструментом холодной войны против СССР.

Разумеется, видели это и в Советском Союзе, власти которого приложили максимум усилий по недопущению вовлечения в этот план стран, входивших в сферу влияния СССР.

Иного выбора у Советского Союза и быть не могло. В ответ на формирование НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора, в ответ на создание атлантического общего рынка Советский Союз создал Совет экономической взаимопомощи.

«План Маршалла» стал продолжением знаменитой речи Черчилля в Фултоне. Если речь британского политика стала началом политического раскола послевоенной Европы, то «план Маршалла» обеспечил его экономическую составляющую.

Ну и последнее, о чём стоит вспомнить в связи с «планом Маршалла». Советский Союз и страны Восточной Европы преодолели послевоенную разруху и вышли на высокие темпы экономического роста без всякой американской помощи. На протяжении десятилетий они вполне успешно конкурировали со странами Запада. Кризис же социалистической системы в 1980-х годах является темой для отдельного разговора, к «плану Маршалла» отношения не имеющего.

Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете . План Маршалла был поддержан Великобританией и Францией , предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь-июль 1947) создать в Европе «руководящий комитет», который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности. СССР также соглашался принять американскую помощь, но отвергал любые формы контроля за ее распределением и использованием. В связи с этим, страны социалистического лагеря отказались быть участниками плана Маршалла.

Согласие на участие в плане Маршалла дали 16 западноевропейских государств: Великобритания, Франция, Италия , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Швеция , Норвегия , Дания , Ирландия , Исландия , Португалия , Австрия , Швейцария , Греция , Турция . В 12 июля 1947 года в Париже эти страны заключили конвенцию о создании Комитета (позднее Организация) европейского экономического сотрудничества, который должен был разработать совместную «программу восстановления Европы». В декабре 1949 года к плану Маршалла присоединилась Западная Германия.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Такие соглашения были подписаны в 1948 году со всеми странами-участниками (исключая Швейцарию, которая отказалась подписать соглашение, хотя и участвовала в плане Маршалла). Страны-участники обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции , сотрудничать в снижении таможенных тарифов , поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте , высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями.

Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов . С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.

План Маршалла - программа восстановления и развития Европы после II мировой войны путем предоставления ей американской экономической помощи. Выдвинут в 1947 г. Дж. К. Маршаллом, вступил в действие в 1948 г. В его осуществлении участвовало 17 европейских стран. В 1951 г. заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРШАЛЛА ПЛАН

т. н. план восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны, впервые выдвинутый гос. секретарем США Дж. Маршаллом в выступлении в Гарвардском ун-те 5 июня 1947. Был направлен против Советского Союза и стран нар. демократии, на сохранение и укрепление в странах Зап. Европы власти монополистич. буржуазии, позиции к-рой оказались серьезно подорванными в результате 2-й мировой войны, против роста революц. борьбы рабочего класса и освободит. движения в колониях. М. п. ставил своей целью содействие проведению экспансионистской политики амер. монополистич. кругов, укрепление их позиций в разрушенной войной Европе, подчинение экономич. развития Европы интересам США, вовлечение стран Зап. Европы в агрессивные воен., политич. и экономич. планы США. М. п. и т. н. доктрина Трумэна (см. Трумэна доктрина) явились основными программами США, подготовившими создание агрессивного воен. блока НАТО. По предложению Англии и Франции осн. положения М. п. обсуждались в 1947 на Парижском совещании министров иностр. дел СССР, Англии и Франции. В противовес М. п. Советский Союз выдвинул предложения, направленные на обеспечение равноправного экономич. сотрудничества с учетом нац. суверенитета гос-в, но они были отклонены зап. державами. Сов. Союз и страны нар. демократии отказались участвовать в осуществлении М. п. В М. п. согласились участвовать 16 европ. стран (Англия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Ирландия, Исландия, Греция, Турция, Португалия, Швейцария), к-рые заключили конвенцию о создании "Организации европ. экономич. сотрудничества", в задачу к-рой входила выработка совместной "программы восстановления Европы". М. п. был распространен также на Зап. Германию. Начал осуществляться с апр. 1948, когда конгресс США принял "закон об экономич. сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю (до 30 июня 1952) программу "экономич. помощи" Европе. Конгресс отказался установить общую сумму ассигнований для всей программы и решил выделять определенные суммы ежегодно. Для первого года программы было ассигновано 5,3 млрд. долл. (фактически израсходовано ок. 4 млрд.). Законом предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по к-рым европ. страны-участницы М. п. обязывались обеспечить рост произ-ва и финанс. стабильность, сотрудничать с др. странами в снижении торг. барьеров, поставлять США дефицитные материалы, представлять регулярные отчеты об использовании амер. "помощи", сохранять и поощрять частные амер. инвестиции. Страны-участницы М. п. обязались создать спец. фонды в нац. валюте, распоряжение к-рыми контролировалось США. Все это давало возможность США вмешиваться во внутр. дела этих стран и оказывать на них давление в интересах амер. монополий. Для осуществления М. п. была создана Администрация экономич. сотрудничества. Администратором был назначен крупный амер. промышленник П. Гофман, его спец. представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены спец. амер. миссии, наделенные широкими правами контроля не только за использованием "помощи", но и в отношении экономич. развития этих стран в целом. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Закон предусматривал поставку в европ. страны в первую очередь излишков амер. товаров (гл. обр. с.-х. излишков), причем определялось, что 25% всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осуществляться на амер. судах. США использовали М. п. для облегчения положения своей экономики, для широкого проникновения не только на рынки ряда европ. стран, но и их колоний. Администрация М. п. гарантировала амер. монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений амер. компаний пр-вом страны-участницы М. п. предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям. -***-***-***- Таблица. Двусторонние соглашения, заключенные США с другими странами по т. н. плану Маршалла [s]ПЛАНМАРШАЛЛА.JPG Ежегодное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы М. п., к-рые всегда находились под угрозой сокращения и даже прекращения им "помощи". Конгресс принял в 1951 решение, согласно к-рому Нац. совет безопасности США получил право прекращать экономич. помощь гос-вам, осуществлявшим поставки СССР и др. социалистич. странам, если эти поставки, по мнению Нац. совета, "наносят ущерб амер. безопасности". Осуществление М. п. способствовало проникновению и закреплению амер. монополий на рынках стран-участниц М. п., привело к усилению милитаризации их экономики и росту воен. расходов. Воен. сторона М. п. постепенно приобретала все более доминирующий характер, в особенности после создания в 1949 агрессивного североатлантич. блока. М. п. все в большей степени использовался для осуществления чисто воен. программ. В значит. мере благодаря средствам, предоставлявшимся по М. п., общий уровень воен. произ-ва в странах-участницах М. и. возрос с 700 млн. долл. в апр. 1949 до 1,5 млрд. долл. в апр. 1951. Общая сумма ассигнований по М. п. с апр. 1948 по дек. 1951 составила около 12,4 млрд. долл., причем осн. доля пришлась на Англию (2,8 млрд. долл.), Францию (2,5 млрд. долл.), Италию (1,3 млрд. долл.), Зап. Германию (1,3 млрд. долл.), Голландию (1,0 млрд. долл.). 30 дек. 1951 М. п. официально прекратил свое действие и был заменен "Законом о взаимном обеспечении безопасности" (принят конгрессом США 10 окт. 1951). Лит.: Леонтьев А., Империализм доллара в Зап. Европе, (М.), 1949; Аллен Д., План Маршалла. План восстановления или воен. план., пер. с англ., М., 1949; Клод А., План Маршалла, пер. с франц., М., 1950; Перло В., Амер. империализм, пер. с англ., M., 1951, Brown W. A. and Opie R., American foreign assistance, Wash., 1953; Price H. В., The Marshall plan and its meaning, (N. Y., 1955). В. Ларин. Москва.

Реальными победителями во Второй мировой войне стали СССР и США. Советский Союз значительно расширил сферу своего влияния в Европе и Азии. К его довоенным приобретениям на западе добавились Кенигсберг и некоторая часть финской территории. На востоке Советский Союз захватил Курильские острова и южную часть Сахалина. Порт-Артур снова стал русской военно-морской базой.

В сферу советского влияния попали Манчжурия, Северная Корея, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария, Албания, Югославия. Русские танки стояли на Эльбе и не собирались оттуда уходить. Весьма значительным было влияние Советского Союза в северных районах Ирана и в Австрии - там находились советские войска.

В свою очередь, США стали общепризнанным лидером капиталистического мира. Хотя их территориальные приобретения были незначительны, но влияние США в мире резко возросло. Промышленное и сельскохозяйственное производство Соединенных Штатов превысило суммарные объемы производства основных западноевропейских стран. США, сохраняя монополию на атомное оружие, стали мировой сверхдержавой. Подтверждением этому явилось, в частности, размещение в Нью-Йорке Штаб-квартиры ООН.

Великобритания ничего не приобрела кроме новых долгов. А когда СССР и США поддержали политику деколонизации, Англия начала превращаться во второстепенную державу.

У Франции было на одну проблему больше, чем у Англии - в правительство этой страны вошли коммунисты.

Германия и Япония лишились значительной части своих территорий, большое число немцев и японцев погибли.

Западная Германия производила лишь половину того, что она произвела в 1936 г. Полки магазинов пустовали. Действовала карточная система. Месячная норма мяса на человека составляла 100 г. Все крупные города Германии лежали в руинах. Общая масса битого камня и искореженного железа в них исчислялась вполмиллиарда тонн. Большинство промышленных предприятий стояло, десятки миллионов немцев не имели работы.

Положение усугублялось разделением страны на четыре зоны оккупации, необходимостью выплачивать победителям по репарациям, большое количество немцев находилось в плену. Миллионы беженцев были изгнаны из своих домов. Гитлер и нацисты, любя Германию, довели ее почти до полного уничтожения.

Экспансионистские планы СССР

Ослабленные войной Англия и Франция, равно как и остальные европейские государства, не могли служить заслоном на пути коммунистической экспансии.

О том, что она готовилась, свидетельствуют многочисленные факты:

на Потсдамской конференции Сталин настаивал на совместной советско-турецкой обороне Черноморских проливов;

Сталин высказался в пользу присоединения восточных районов Турции к Армении;

в Иранском Азербайджане и Курдистане при поддержке СССР были провозглашены автономии, отказавшиеся подчиняться тегеранским властям.

советские войска не собирались уходить из Маньчжурии, территория которой активно использовалась в качестве базы китайской Красной Армии.

США были вынуждены негласно пригрозить СССР применением ядерного оружия. Только после этого советские войска были выведены из Ирана и Маньчжурии, а Сталин был вынужден умерить свои аппетиты. В марте 1947 г. Трумэн провозгласил "доктрину сдерживания". Сдерживать предполагалось коммунистическую экспансию.

Экономическое положение в СССР и европейских странах

К этому времени экономическое положение СССР было весьма непростым. Большая часть европейской территории Союза лежала в развалинах. Катастрофически не хватало автомашин, станков и оборудования, многих видов сырья, электроэнергии и особенно продовольствия. И хотя советские власти тщательно скрывали истинные людские потери минувшей войны, по некоторым данным они доходили до 25 миллионов человек. Одновременно сохранялась непомерная численность Красной армии, которая постепенно начинала отставать в техническом плане от западных стран. Например, Советский Союз не имел реактивной авиации. А каких огромных затрат требовала советская атомная программа и амбициозная программа строительства флота? В разоренной войной стране средств на эти имперские планы катастрофически не хватало.

Но и Европа также нуждалась в деньгах и товарах. Для возрождения европейской экономики и ее модернизации требовались значительные инвестиции, а темпы инфляции были таковы, что подрывали денежное обращение. Страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свою потребность в зерне только на 40 %, в жирах - на 15 %. Уменьшение импорта этих товаров из США могло привести к голоду. Однако к 1947 г. стало ясно, что оплачивать американский импорт Европе нечем. Золотовалютные резервы европейских стран оказались полностью исчерпанными.

Джордж Маршалл провозглашает свой план

В это же время Соединенные Штаты стояли перед угрозой экономического кризиса. Наметилось перепроизводство многих видов товаров, в том числе продовольствия. Низкая покупательная способность европейского рынка грозила США депрессией, подобной той, что произошла после Первой мировой войны. В этих условиях, 5 июня 1947 г., государственный секретарь США Джордж Маршалл произнес в Гарвардском университете десятиминутную речь в связи с присуждением ему почетной докторской степени. В ней он впервые сформулировал принципы новой американской политики по оказанию экономической помощи Европе. Речь произвела эффект разорвавшейся бомбы и в случае её негативного восприятия руководством страны могла стоить Маршаллу карьеры. Но сначала президент, а потом сенат и конгресс поддержали концепцию новой европейской политики, которая в дальнейшем получила название «План Маршалла». Она принесла немалую выгоду и европейской, и американской экономике. Это был тот редкий случай, когда мораль и экономическая выгода совпадали.

Как это часто случается в истории, Маршалл не был непосредственным создателем этого плана. Черновой вариант речи написал Чарльз Болен, а основные положения плана были взяты из памятной записки, составленной группой Джорджа Кеннана. И хотя Маршалл неоднократно возражал против присвоения своего имени программе восстановления Европы, отдадим ему должное: он по достоинству оценил предложения своих помощников и приложил огромные усилия для реализации плана.

Джордж Кэтлетт Маршалл был начальником штаба армии США во время Второй мировой войны. В своих послевоенных выступлениях он настаивал на том, чтобы США в собственных же интересах приняли историческую ответственность за судьбу послевоенной Европы.

В ноябре 1945 г. 65-летний Маршалл подал прошение об отставке с военной службы. Президент Трумэн, высоко ценивший Д. Маршалла, предложил ему пост Государственного секретаря. На новом поприще Маршалла сначала преследовали неудачи. В Китае ему не удалось примирить коммунистов и гоминдановцев. На конференции министров иностранных дел в Москве трения между бывшими союзниками только усилились. Тем более впечатляющим был успех выступления Маршалла в Гарварде. Англичане и французы сразу же предложили созвать в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и Советского Союза. Дело в том, что Маршалл предложил американскую помощь всем европейским странам, включая СССР.

Советский Союз был крайне заинтересован в американских кредитах для восстановления и реконструкции народного хозяйства, поэтому советское руководство согласилось на проведение совещания министров иностранных дел. С другой стороны, советские лидеры решительно отвергали любые формы международного контроля в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы.

Следует заметить, что Сталин был выдающимся интриганом, но довольно плохим политиком. После войны он умудрился наделать множество непростительных ошибок. Несколько примеров: советский представитель в знак протеста не участвовал в заседании Совета Безопасности ООН, на котором обсуждался вопрос о корейской войне. Это позволило американцам воевать в Корее под флагом Объединённых наций. Сталин не подписал мирный договор с Японией, и теперь японцы имеют основания требовать часть Курильских островов. Территориальными претензиями к Турции и Ирану Сталин подтолкнул эти страны к союзу с США. Вместо содействия созданию единой и нейтральной Германии Сталин настоял на разделе страны, что способствовало вступлению ФРГ в НАТО. Множество ошибок было допущено и в отношении стран «народной демократии».

Но вернёмся к Парижскому совещанию министров иностранных дел трех держав. Оно завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Сталин счел, что опасность усиления влияния США в странах Восточной Европы превышает возможные выгоды от получения американской помощи.

СССР не только отказался от американской помощи, но не допустил чтобы её получили Албания, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и Финляндия. Было ли это ошибкой диктатора?

Страны Восточной Европы и без этого сумели восстановить свое хозяйство. Правда, жизненный уровень в них оказался ниже уровня ведущих стран Запада, но не следует забывать, что и перед войной в Польше жили похуже, чем в Бельгии. А уровень жизни в Чехословакии и до войны, и при коммунистах был выше уровня многих западноевропейских стран.

Как признавали некоторые американские политики, если бы СССР принял план Маршалла, то США самим пришлось бы отказаться от него. Действия же Сталина, в свою очередь позволили представить Советский Союз инициатором раскола Европы.

Европа принимает План Маршалла

12 июля в Париже собрались делегаты 16 стран: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции и Турции. Представители этих стран к 22 сентября 1947 г. составили доклад, в котором определялись имеющиеся у Европы ресурсы и ее потребности на 1948-1951 г.г.

2 апреля 1948 г. конгресс принял Закон обевропейском восстановлении, а на следующий день президент Трумэн его подписал.

Предполагалось за четыре года израсходовать 17 миллиардов долларов, что эквивалентно примерно 220 миллиардам нынешних. Для осуществления плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества. Главным администратором стал бывший глава корпорации Студебекер Пол Хоффман. Именно Хоффман, выступая перед членами созданной в Европе в апреле 1948 г. Организации по европейскому экономическому сотрудничеству (ОЕЭС) , впервые выдвинул идею создания общеевропейского рынка.

Целью плана Маршалла было достижение европейскими странами экономической самостоятельности и процветания. В основу стратегической политики был положен следующий принцип: либерализация торговли при координации инвестиций.Иными словами, предполагалось развивать капиталистические основы экономики при централизованном воздействии на макроэкономические процессы.

В соответствии с планом Маршалла, помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде субсидий и займов. Европейские страны обязаны были расходовать выделенные средства прежде всего в США, закупая там оборудование, материалы и услуги.

Каждый год в США выделялись в виде дотаций ассигнования на поставки продуктов питания, топлива и одежды. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, использовалась правительствами европейских стран для уменьшения дефицита их государственных бюджетов. Из этих же средств финансировалось увеличение производства стали, цемента, угля, нефтепродуктов и транспортных средств. Поставки промышленного оборудования оплачивались займами Международного банка. Поставки сырья, сельскохозяйственных машин, промышленных товаров и запасных частей финансировались через Экспортно-импортный банк США.

Итог: ежегодная помощь в 4-5 миллиардов долларов позволила всего за 3 года увеличить выпуск продукции в Европе на 20 миллиардов долларов.

План Маршалла и Западная Германия

С 1948 г. действие плана Маршалла было распространено и на западные оккупационные зоны Германии. Западная Германия получила помощь в 1,39 миллиарда долларов. И хотя эта сумма не столь значительна, но немцы сумели ею распорядиться наилучшим образом. Этим Германия была обязана Людвигу Эрхарду - отцу немецкого экономического чуда.

В 1948 г. он был директором департамента экономики во Франкфуртском совете - немецком органе управления, работавшим под началом оккупационной администрации. Экономическое восстановление Западной Германии началось летом 1948 г. с проведения денежной реформы, сопровождавшейся принятием пакета социальных законов, разработанных департаментом Л. Эрхарда.

Осуществление этой реформы было поручено американскому банкиру Доджу. Она проводилась в сжатые сроки одновременно с мероприятиями, ориентированными на рост промышленного производства. 21 июня 1948 г. в Германии каждый, сдавший 40 рейхсмарок, получил взамен 40 новых немецких марок. Остальные деньги обменивали в соотношении: 1: 15, т.е. за пятнадцать старых рейхсмарок давали одну новую.

Были введены прогрессивные налоги на собственность и денежные накопления, заморожены банковские вклады. Через несколько недель магазины начали заполняться товарами. Чтобы побудить людей делать капитальные вложения, было разрешено кредитования предприятий с замороженных банковских счетов граждан. Ссуды предоставлялись только тем фирмам, которые возвращали долги. С июня 1948 г. по июль 1949 г. производительность труда возросла на 30 % (!). Следствием этого стало снижение уровня цен.

Успешному проведению реформ способствовал и ряд объективных факторов. Так, западногерманская промышленность в значительной степени сохранилась после войны. В стране имелись резервы квалифицированной рабочей силы. Кроме того, миллионы немецких переселенцев и беженцев, прибывших в Германию, готовы были работать за небольшую плату. К тому же, после военной катастрофы население нуждалось буквально во всем.

Эффективно используя благоприятные факторы, Эрхард, возглавивший Министерство экономики в первом правительстве ФРГ, сумел добиться выдающихся результатов. В 1950 г. ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 г. его удвоила. Министерство экономики умело направляло инвестиции на развитие основных отраслей тяжелой промышленности. А ее подъем способствовал развитию перерабатывающей и легкой промышленности. Это, в свою очередь, создало благоприятные условия для развития среднего и малого бизнеса. Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Одновременно государством выделялись субсидии на обучение рабочих, а половина построенных квартир предоставлялась гражданам по пониженным ценам. В апреле 1951 г. бундестаг принял Закон об участии рабочих в управлении производством.

Именно в это время и были заложены основы новой, демократической и процветающей Германии, Германии, в которой мы все сегодня живем.

10 декабря 1953 г. Джордж Маршалл получил в Осло Нобелевскую премию мира.Этупремиюгенерал считал самой дорогой из всех полученных им наград.

С.Викман (Ганновер)

Дешевые трудовые и энергоресурсы, удачные экономические реформы и технологический прорыв позволили многим странам послевоенной Европы не только подняться из руин, но и сотворить настоящие экономические чудеса. Финансовая помощь США, оказанная в рамках «Программы восстановления Европы» (план Маршалла), дала лишь толчок экономическому развитию Старого Света.

О том, что план Маршалла не играл решающую роль в экономических чудесах Европы, говорит тот факт, что из 17 стран, получивших американскую помощь, реализовать его удалось менее чем половине. К тому же одна из пяти европейских стран (Германия, Франция, Италия, Испания и Греция), совершивших чудеса в экономике, - Испания не получала никакой помощи по плану Маршалла. В то же время Великобритания, получившая финансовых средств больше остальных (2,8 миллиарда из 13 миллиардов долларов), в экономическом развитии сильно отставала от европейских лидеров экономического бума.

Темпы послевоенного экономического роста на Туманном Альбионе были 2-3 раза меньше, чем в Западной Германии, Италии, Греции, Франции и Испании. К тому же британская экономика переживала финансовые потрясения. В стране раскручивалась инфляционная спираль. На экономику Великобритании негативно повлияли золотодолларовая Бреттон-Вудская система и постепенная переориентация экономик бывших английских колоний на США. Старые отрасли британской промышленности, в частности угольная и металлургическая, с трудом приспосабливались к новым условиям. В результате правительство Великобритании для активизации внешней торговли страны было вынуждено дважды - в 1948 и 1967 - годах резко девальвировать фунт стерлингов.

Послевоенный синдром

Вторая мировая война изуродовала Европу - везде разруха, массовая безработица и нищета, воцарились чувства голода и безысходности. После воздушных бомбардировок многие крупнейшие города Старого Света находились в руинах, большинство промышленных и сельскохозяйственных объектов было разрушено, миллионы людей оставались без крова, работы и средств на существование. Сильное разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых странах континента. Суровой зимой 1946-1947 годов массовый голод добил многих измученных войной европейцев, при этом особенно пострадал северо-запад Европы.

Была разрушена значительная часть железных дорог, мостов и портов, являвшихся главной мишенью для ударов с воздуха. В ходе войны потопили множество торговых судов, а большинство железнодорожных составов уничтожили. Из-за рухнувшей транспортной инфраструктуры страдали даже уцелевшие малые города и села, оказавшиеся в экономической изоляции. В целом по Европе производство сельскохозяйственной продукции составляло 83 процента от уровня 1938 года, промышленное производство - 88 процентов, а экспорт - только 59 процентов.

Призрак социализма

США, оказывая европейским странам финансовую помощь, по сути, помогали и самим себе. План Маршалла предусматривал сбыт американских товаров странам Европы, что увеличивало экспорт США и ускоряло рост экономики. Из Великой депрессии 1929-1933 годов США выбрались также во многом благодаря завоеванию европейских рынков сбыта. Американские заводы начиная с 1936 года получали из европейских стран, в том числе и от гитлеровской Германии, крупные заказы и вплоть до 1941 года по сути работали на Европу.

Автором «Программы восстановления Европы» был госсекретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл. Общая сумма ассигнований на ее реализацию составила около 13 миллиардов долларов. Причем основная доля пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда), Францию (2,5 миллиарда), Италию (1,3 миллиарда), Западную Германию (1,3 миллиарда) и Голландию (1 миллиард).

В качестве предварительного условия предоставления помощи США потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор об оказании финансовой поддержке. В результате, уже в 1948 году в составе правительств стран Западной Европы коммунистов не было. Тем не менее программа вступила в действие только в апреле 1949 года, когда был подписан договор о создании Североатлантического военно-политического блока (НАТО). 12 из 17 европейских стран, получивших финансовую помощь в рамках плана Маршалла, стали членами НАТО.

Фактически, оказание такой экономической помощи разрушенной войной Европе было в том числе и частью озвученной президентом Трумэном 12 марта 1947 года внешнеполитической доктрины. Ее основой являлась политика сдерживания в отношении СССР. Бывший вице-президент США Генри Уоллес даже назвал доктрину Трумэна безумным шагом к войне, вызвавший кризис в международных отношениях. Он также осудил план Маршалла, посчитав его инструментом холодной войны против России.

Свернута программа была только во второй половине 1960-х годов, когда правительства стран-реципиентов, пытаясь выйти из-под экономического влияния США, стали избавляться от американского доллара. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году уже все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. В результате произошла девальвация американской валюты и отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.

Итальянский неокапитализм

Лидером по экономическому росту в послевоенной Европе являлась Италия, обгонявшая по темпам среднегодового прироста промышленного производства в период экономического чуда (1953-1973 годы) все европейские страны. А в мировом масштабе уступала лишь Японии. С 1959 по 1962 год среднегодовой рост ВВП Италии составлял более 6 процентов. В 1957-1960 годах индустриальное производство увеличивалось в среднем на 31,4 процента в год. Так, рост в автомобилестроении составил 89 процента, в точном машиностроении - 83 процента, производство искусственных волокон увеличилось на 66,8 процента. За период с 1953 по 1962 год объем промышленного производства вырос втрое. Итальянская экономика из аграрно-индустриальной превратилась в одну из наиболее индустриализированных в мире.

Модернизация экономики Италии проводилась также и с помощью государственных средств. В долгосрочном кредитовании промышленности важную роль играл созданный еще при фашизме государственный Институт промышленной реконструкции. С открытием в Италии запасов нефти была учреждена государственная компания ENI (Национальное управление жидкого топлива), целиком управлявшая нефтехимической промышленностью. На государственные инвестиции в экономику в 1952-1953 годах приходился 41 процент всех капиталовложений.

Обнаружение месторождений метана и гидрокарбонатов на Паданской равнине дало толчок новому развитию черной металлургии Италии. С 1964 года экономический рост ускорился и ВВП ежегодно увеличивался в среднем на 8 процентов. При этом наиболее высокими темпами развивались индустриальные города севера - Милан, Генуя и Турин, основной продукцией которых стали модная одежда и обувь, печатные машинки (фирма Olivetti), стиральные машины, автомобили (FIAT, Lamborghini, Maserati, Ferrari).

Однако нефтяной кризис 1973 года, ставший стопором на пути экономического развития многих стран Европы, остановил экономический бум в Италии, и вскоре экономическое чудо сменилось экономическим спадом, который продолжался до середины 1980-х годов.

Немецкий социализм

Западной Германии удалось совершить настоящее экономическое чудо. Даже несмотря на то, что у страны не было ни финансовых, ни трудовых ресурсов. Из страны были вывезены практически все станки, рельсы, паровозы, технологические линии. Германия потеряла все свое имущество за границей, все немецкие банки были закрыты, а счета немцев за рубежом были ликвидированы. Миллионы немецких мужчин, в том числе и тех, кто не участвовал в войне, были отправлены в трудовые лагеря держав-победительниц. Германия как поверженная страна платила многомиллиардные репарации за причиненный материальный ущерб странам-победительницам. С 1953 года до июня 1971 года ФРГ ежегодно выплачивала 2,4 миллиарда долларов. Тем не менее уже к 1956 году страна стала одной из наиболее промышленно развитых и преуспевающих в Европе.

При этом план Маршалла сыграл вовсе не ключевую роль. В его рамках, напомним, Германии были выделены кредиты в размере всего 1,3 миллиарда долларов. Развитию немецкой экономики способствовали остановка инфляции после денежной реформы 1948 года, аграрные преобразования 1947-1949 годов, резкое снижение военных расходов, дешевая рабочая сила, в первую очередь трудовые мигранты, а также немецкая ментальность и предприимчивость. Благодаря этим факторам уже в 1950 году объем промышленного производства вырос на 25,8 процента, сельского хозяйства - на 21,6 процента. С 1952 года экспорт начал преобладать над импортом. Экономический бум позволял выделять значительные средства на выполнение социальных программ: каждую третью дойчмарку из бюджета тратили на социальные нужды. В результате появилась немецкая модель экономического развития: «социальная рыночная экономика».

Испанское возрождение

Экономический бум 1959-1973 годов стал следствием реформ так называемых технократов. Двигателем испанского экономического чуда стала автомобильная промышленность. За 1958-1972 годы показатель роста автомобилестроения достигал 21,7 процента ежегодно. Если в 1946 году в Испании насчитывалось 72 тысячи частных автомобилей, то в 1966 году их количество достигло одного миллиона.

После Второй мировой войны Испания оказалась в изоляции благодаря диктаторскому режиму Франсиско Франко. США не предоставили ей финансовую помощь в рамках плана Маршалла, и Испания была вынуждена развивать замкнутую самодостаточную экономику. Это привело к усилению роли государства в экономике и увеличению доли государственной собственности. Зато возросли государственные инвестиции в сталелитейную, судостроительную и текстильную отрасли. В результате Испания, являющаяся сельскохозяйственной страной, за короткое время превратилась в одного из крупнейших производителей промтоваров. С середины 1950-х годов доля промышленного производства значительно превысила уровень сельскохозяйственного.

В начале 1960-х годов был принят стабилизационный план, позже названный испанским экономическим чудом. Благодаря этому плану появился приток иностранных инвестиций. Поступающие из-за рубежа деньги позволили реформировать хозяйственную инфраструктуру страны. В результате в 1960-1974 годах ВВП Испании рос в среднем на 6,6 процента в год. При этом важнейшую роль в экономическом развитии сыграло превращение Испании в центр международного туризма. Сегодня туризм составляет 12 процентов ВВП страны и приносит ежегодный доход в размере 35 миллиардов евро. В этой сфере занято 1,3 миллиона человек. Испания занимает 2 место в мире по количеству посещающих ее туристов, уступая в этом только Франции. Ежегодно в эту страну приезжают более 60 миллионов человек, что на 27 процентов больше, чем население самой Испании (47 миллионов человек).

Экономическому буму Испании способствовали наличие относительно дешевых энергоресурсов и сырья, дешевые трудовые ресурсы (прежде всего благодаря иммиграционным потокам) и удачная реформистская политика правящих правительств, обеспечившая внутреннюю социальную и политическую стабильность. Однако после нефтяного кризиса 1973 года экономический бум в Испании также прекратился, начался период экономического спада. Резко вырос уровень безработицы - до 21 процента в 1975 году. Экономический кризис в Испании продлился до середины 80-х годов.

Греческая смоковница.

Из Второй мировой войны Греция вышла с тяжелыми потерями. Оккупация страны и ожесточенные бои гитлеровцев с греческим «Движением сопротивления» сильно разрушили инфраструктуру и экономику. Кроме того, во время войны в Греции началась гражданская война, которая продлилась до 1949 года. К 1950 году положение греческой экономики резко ухудшилось. Тем не менее резкая девальвация драхмы, привлечение иностранных инвестиций, в том числе финансовая помощь в рамках плана Маршалла, развитие химической промышленности, туризма и сферы услуг, массовое строительство жилья, восстановление инфраструктур греческих городов привели к ускоренному развитию экономики.

Между тем экономический бум увеличил финансовый разрыв между богатыми и бедными, усилив политический раскол общества. В результате Греция стала ареной перманентных государственных переворотов и в результате одного из них, в 1967 году, к власти пришли «черные полковники». Военная диктатура правого толка у власти продержалась до 1974 года. После нефтяного кризиса 1973 года экономический рост в стране прекратился. А крах военной хунты сопровождался резким падением экономики. ВВП Греции в 1974 году сократился на 6 процентов, что стало самым худшим показателем за всю послевоенную историю страны.

«Славное тридцатилетие»

Экономический бум в послевоенной Франции произошел в основном за счет относительно дешевых энергоносителей, высокой продолжительности рабочего дня по сравнению с США и соседними странами Европы и технологического прорыва, позволившего преодолеть технологическое отставание от США. С 1947 по 1973 год ВВП Франции ежегодно рос в среднем на 5 процентов. Таких экономических успехов удалось достичь благодаря принятому в 1947 году плану Монне, который предусматривал оснащение и модернизацию экономики. Была реформирована энергетическая, сталелитейная, транспортная промышленность, а также сельское хозяйство.

Французский экономист и социолог Жан Фурастье назвал послевоенное экономическое развитие Франции «Славным тридцатилетием» по аналогии с «Тремя славными днями» 27-29 июля революции 1830 года. Для французского экономического бума были характерны высокий рост промышленного производства (в среднем 5 процентов в год) и минимальный уровень безработицы в стране (1,8 процентов). Благодаря «Славному тридцатилетию» уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире. Социальные завоевания среднего класса многие называют одним из главных достижений «Славного тридцатилетия». Однако нефтяной кризис 1973 года и отказ США от Бреттон-Вудских соглашений положил конец экономическому буму во Франции.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...