Основные направления государственной социально-экономической политики. Субъекты и объекты экономической политики


1.2 Сущность экономической политики государства

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире понятия государственного регулирования экономики, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Таким образом, экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы . В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия) .

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностей. Что позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящего в его распоряжении инструментария совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов .


1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики

Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики :

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платёжный баланс;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности .

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов .

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства :

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста

Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:

· стимулирование сбалансированного экономического роста;

· обеспечение занятости;

· регулирование цен;

· создание правовой основы;

· распределение ресурсов;

· обеспечение социальной защиты;

· регулирование рынка труда;

· сохранение и улучшение окружающей среды;

· региональная политика;

· реализация национальных интересов.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются :

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.


ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2003 – 2006 гг.

2006 год не отмечен яркими событиями в экономике или политике. Власть продолжала курс, намеченный в предыдущие годы. Не было и каких-то особых внешних вызовов, которые оказывали бы существенное влияние на экономическую жизнь страны и требовали специального реагирования.

Макроэкономические показатели подтверждают это наблюдение (табл. 2.1). Экономика росла устойчивым, хотя и не слишком высоким темпом – более высоким, чем среднемировой или западноевропейский, но никак не обеспечивающим решение столь популярной еще недавно задачи «удвоения ВВП». Да и сама эта задача как-то незаметно ушла на задний план. Практически ни один значимый показатель не демонстрировал существенного изменения – ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Таблица 2.1 Индексы основных макроэкономических показателей в 2003–2006 гг., в % к предыдущему году

Показатель 2003 год 2004год 2005год 2006год
Объем ВВП в % к предыдущему году 107,3 107,2 106,4 106,7
Фактическое конечное потребление 107,6 112,1 112,7 110,7
Инвестиции в основной капитал 112,5 111,7 110,7 113,5
Объем промышленной продукции 108,9 108,3 104,0 103,9
Продукция сельского хозяйства 101,3 103, 102,4 102,8
Объемы услуг связи 108,0 106,5 102,7 102,2
Оборот розничной торговли 127,5 129,0 115,7 123,7
Платные услуги населению 106,6 108,4 107,5 108,1
Внешнеторговый оборот 126,0 132,4 131,5 127,0
Реальные располагаемые денежные доходы 115,0 110,4 111,1 110,0
Реальная заработная плата 110,9 110,6 112,6 113,5
Реальный размер начисленных пенсий 104,5 105,5 109,6 105,1
Среднегодовая численность занятых в экономике 100,6 100,6 100,6 100,4
Численность официально зарегистрированных безработных 94,9 102,8 90,6 95,6

Экономический рост России продолжал существенно опережать наиболее развитые страны мира, однако несколько отставал от большинства стран постсоветского пространства.

Позитивную динамику демонстрируют инвестиции, особенно иностранные. Причем происходит это в ситуации, когда государство явно активизирует свою роль в экономической жизни, наращивая активы государственных предприятий, работающих в наиболее привлекательных при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли топливно-энергетического комплекса).

Правительство продолжало проводить осторожную финансовую политику. Росли средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы. Хотя бюджетная политика ослабла (расходы федерального бюджета в номинальном выражении увеличились более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом) и, следовательно, зависимость государственного сектора от внешнеэкономической конъюнктуры возросла, пока нет оснований говорить об отказе от консервативной бюджетной политики и о начале раскрутки бюджетного популизма. Как теперь понятно, недопущение популизма в условиях обилия денежных средств – задача не из простых, и на протяжении минувшего года финансовые власти продолжали поиск аргументов и решений, которые блокировали бы мощный поток популистских требований и призывов. Это было особенно важно для политики предвыборного года.

Вопросы экономического роста оставались в числе ведущих в экономико-политических дискуссиях 2006 г. Однако произошла некоторая трансформация обсуждения этого вопроса.

Наблюдается деполитизация дискуссии: ввиду того что ни одна из принципиальных (альтернативных) моделей экономического роста не была выбрана высшими должностными лицами в качестве общегосударственной, принятие решений о конкретных мерах в рамках этих моделей и обсуждение их обоснованности переместилось в отдельные заинтересованные ведомства и их подразделения. При этом тематика «удвоения ВВП» уходит на периферию дискуссии и, хотя официально и не отменена, явно перестает интересовать политическую элиту страны.

Завершился первый год реализации национальных проектов. Сформулированные В. Путиным осенью 2005 г., они стали стержнем социальной и бюджетной политики страны, в значительной мере аккумулируя бюджетные расходы и придавая экономической политике правительства социальный акцент. Теперь к четырем изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье) добавились проблемы преодоления демографического кризиса.

Нацпроекты стали отражением общей тенденции перехода к средне и долгосрочной политике. За последнее время отчетливо проявился спрос на программы развития всей страны, а также отдельных ее регионов и секторов экономики. Началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Был подготовлен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности, содержащий трехлетние ориентиры деятельности правительства; соответствующие доклады подготовлены министерствами и ведомствами. Впервые осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию, что является беспрецедентным в отечественной экономической истории: даже в условиях советской плановой экономики не удавалось вывести бюджетные проектировки за рамки одного года. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных (на 10–15 лет) стратегий и среднесрочных (на 3–5 лет) программ своего социально-экономического развития. Правительство периодически рассматривает стратегии развития отдельных производственных и инфраструктурных секторов.

На протяжении 2006 г. правительство продолжало активно работать над разработкой и практической реализацией «институтов развития». Особые экономические зоны, концессионные соглашения и Инвестиционный фонд стали фактом экономической жизни. Параллельно шла интенсивная работа над созданием правовых и организационных основ Государственной корпорации развития (или Банка развития), которая стала бы источником инвестиций для крупных проектов, поддерживаемых государством. По видимому, в 2007 г. эта работа будет завершена, и в России появится целостная система так называемых «институтов развития».

Отличительной особенностью 2006 г. явилось ускорение темпов экономического роста при позитивном воздействии факторов внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально политической стабильности. Повышение деловой активности опиралось на опережающий рост инвестиций относительно динамики конечного потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП. При увеличении ВВП в 2006 г. на 6,7% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 10,7% и инвестиций в основной капитал – на 13,5%

Фактором устойчивого экономического развития в последние годы являлось одновременное расширение и внешнего, и внутреннего рынка. Если динамика внешнего спроса формировалась под влиянием благоприятной ситуации на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов, то расширение внутреннего рынка определялось кумулятивным воздействием факторов повышения деловой активности отечественного бизнеса и систематического роста платежеспособного спроса населения.


Рис. 2.1. Темпы прироста внутреннего и внешнего спроса за 2001–2006 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года

Соотношение внешнего и внутреннего спроса на протяжении 2001– 2006 гг. довольно существенно изменялось (рис. 2.1). В 2003–2006 гг. фиксировалось постепенное улучшение условий торговли России с зарубежными странами за счет как опережающего роста цен на вывозимые из страны товары, так и расширения спроса на основные российские товарные экспортные позиции. Однако при исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре с IV квартала 2003 г. наблюдалось замедление темпов роста экспорта по физическому объему, и именно с этого периода фиксировалось постепенное усиление влияния внутреннего спроса на динамику экономического развития. В 2005–2006 гг. замедление темпов роста внешнего спроса протекало в более острой форме и провоцировалось вялой динамикой физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов. Прирост внешнего спроса в 2005–2006 гг. в среднем составлял 6,7% против 12,1% 2003–2004 гг.

Совокупное влияние внутренних факторов, регулирующих уровень деловой активности, оказалось вполне достаточным, чтобы компенсировать ослабление воздействия внешнего спроса на темпы экономического роста. В 2006 г. прирост внутреннего спроса достиг 10,0% против 9,1% в 2005 г. и 7,7% в 2003 г. Вклад внутреннего спроса в прирост ВВП в 2006 г., по оценке, составил почти 78% и существенно превысил показатель наиболее благополучного 2000 г. Положительная динамика внутреннего спроса определялась как ростом объемов внутреннего производства, так и расширением масштабов импорта.

Поддержание уровня потребления населения обусловило ускорение темпов импорта потребительских товаров, а при длительной тенденции опережающего роста инвестиций относительно динамики отечественного производства продукции машиностроения – импорта машин и оборудования. Анализ динамики ВВП по компонентам конечного использования показывает, что прирост импорта в 2006 г., по оценке, составил 20,3% против 17,0% в 2005 г. и минимального за период экономического роста показателя 14,6% в 2002 г. Формирование этой тенденции поддерживалось растущими доходами бизнеса от внешнеэкономической деятельности и повышением эффективности импорта на фоне постепенного укрепления рубля.

С ускорением темпов отечественного производства в 2005–2006 гг. фиксируется изменение структуры источников формирования ресурсов внутреннего спроса. В совокупных ресурсах внутреннего рынка усилилась дифференциация товарных рынков по доле спроса на импорт.

Доминирующее влияние на структуру импорта 2006 г. оказывали интенсивный рост физических объемов ввоза инвестиционных товаров и сдержанные темпы импорта товаров промежуточного спроса. Доля импорта машин и оборудования в общем объеме импорта в 2006 г. повысилась до 48,1% против 44,0% в 2005 г. и 41,2% в 2004 г. В структуре оборота розничной торговли доля импорта потребительских товаров повысилась с 40% в 2000 г. до 45% в среднем за 2005–2006 гг. При тенденции к замедлению темпов роста отраслей потребительского комплекса, инициированного перманентным кризисом текстильного, швейного, обувного производств, доля отечественных товаров в ресурсах розничной торговли непродовольственного рынка в 2006 г. снизилась до 44,3% против 45,7% в 2005 г. и 51,6% в 2000 г. Динамика продовольственного импорта сдерживалась достаточно сильными конкурентными позициями российских производителей, и доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров в период 2002–2006 гг. стабилизировалась на уровне 34%.

Рис. 2.2. Изменение темпов роста импорта и отечественного производства товаров в 2001–2006 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года

Сравнительный анализ динамики ВВП по факторам показал, что наиболее остро на изменение объемов и динамики доходов от экспорта реагировала инвестиционная сфера. В 2003–2006 гг. растущие доходы экономики от внешнеэкономической деятельности, безусловно, стимулировали деловую активность. Темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 6,7%, инвестиций в основной капитал – 13,5% против аналогичных показателей в среднем для 2001–2005 гг. соответственно на уровне 6,3 и 9,0%. Благоприятное сочетание факторов деловой активности отечественного бизнеса и конъюнктуры цен мирового рынка сырьевых ресурсов обусловило интенсивное наращивание масштабов валового сбережения.

Доля валового сбережения в последние 7 лет находилась в интервале 31,1– 38,7% ВВП против 24,0% в предкризисном 1997 г. В 2006 г. под влиянием, с одной стороны, растущих доходов экономики от экспорта, а с другой – снижения расходов домашних хозяйств валовое национальное сбережение составило 33,4%, что соответствует среднему показателю за 2001–2005 гг. С ростом доходов от экспорта и повышением кредитно инвестиционной привлекательности увеличивались стратегические финансовые резервы государства. С 1 января 2004 г. в целях снижения рисков, связанных с возникновением ситуации неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также как инструмент стерилизации излишней денежной массы за счет поступления дополнительных доходов бюджета от высоких цен на нефть начал формироваться Стабилизационный фонд.

Совокупный объем средств Стабилизационного фонда на 01.01.2007 г. составил 2346,9 млрд. руб. против 1237 млрд. руб. на соответствующую дату 2006 г. и 522,3 млрд. руб. – 2005 г. В 2005 г. из средств Стабилизационного фонда 677,8 млрд. руб. было направлено на следующие цели:

– на погашение долга перед Международным валютным фондом – 93,5 млрд. руб.;

– на погашение долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов – 430,1 млрд. руб.;

– на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Минфину России в 1998–1999 гг. для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации, – 123,8 млрд. руб.;

– на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации – 30 млрд. руб.

Формирование Стабилизационного фонда на фоне устойчивого экономического роста явилось одним из факторов присвоения международного инвестиционного рейтинга России, а также принятия решений о возможности частичного использования накопленных доходов от экспорта на инвестиционные цели.

В 2006 г. для досрочного погашения долга перед Парижским клубом использованы средства Стабилизационного фонда в размере около 600 млрд. руб. Общая экономия от долгосрочного погашения долга составит 7,7 млрд. долл., в том числе в 2007 г. – 1,2 млрд. долл. Эти средства переведены из раздела «процентные расходы в инвестиции», и, таким образом, объем Инвестиционного фонда увеличился до 110 млрд. руб. против 69,7 млрд. руб., выделенных в бюджете 2006 г.

Однако, несмотря на растущий объем валового национального сбережения, анализ счетов операций с капиталом иллюстрирует сохранение асимметрии валового сбережения, ресурсов валового накопления и инвестиций в основной капитал на фоне постепенного ослабления нагрузки на экономику операций по капитальным трансфертам с «остальным миром».

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП 2006 г. составила 16,8% при среднем уровне 16,5% в 2001–2005 гг.


Теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы. Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в...

В современных условиях национальная экономика выступает как агрегированный объект экономической политики в результате целого ряда причин. Во-первых, как многоуровневая хозяйственная система с широкой структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов. Во-вторых, как интегрированная взаимосвязанная система объектов с характерной многомерностью. В-третьих, как многовекторная сложная система, включающая экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития. В-четвертых, как достаточно динамичная развивающаяся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, а также целей и интересов основной части населения.

Системно-структурный аспект дает возможность провести группировки элементов национальной экономики по различным признакам, в соответствии с которыми национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности, -с одной стороны, а с другой, - в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, в соответствии к уровням управления экономикой и свободы действий, различающихся степенью и сложностью задач.

Объектами регулирования экономики является также основные сферы, отрасли, регионы, а также условия социально-экономического развития страны. В рыночных условиях хозяйствования государство не должно контролировать весь процесс воспроизводства и поэтому задачами государства является создание принципиальных условий, при которых субъекты хозяйствования должны принимать рациональные и взвешенные решения. Одновременно экономическая политика в современных условиях охватывает лишь некоторые общие процессы, в управлении которыми заинтересованы и государство, и общество в целом. На основании опыта развитых стран учеными сформулированы основные направления и инструменты экономической политики (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Главные элементы механизма экономической политики характеризуются такими терминами, как субъект, объект, цели, методы и средства. Под субъектами экономической политики понимают, как правило, только государство. Однако такое понимание довольно упрощенным. На самом деле субъектами экономической политики как носители, так и выразители экономических интересов. К ним относятся различного рода объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп населения. Это прежде всего профсоюзы и объединения предпринимателей. Следует отметить, что в развитых странах такие союза играют значительную роль. На практике интересы частного сектора экономики могут не совпадать с целевой ориентацией государства. В результате между государством и различными союзами предпринимателей часто ведется борьба за реализацию своих экономических интересов. Мощные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они реализуют собственные концепции социально-экономической политики, пытаясь максимально повлиять на государственную экономическую политику.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов, прежде всего социальные группы, отличающиеся друг от друга имуществом, доходами, видами деятельности, профессиям, отраслевыми и региональными интересами. Это наемные работники и владельцы предприятий, руководители и акционеры, инвесторы и др. В каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону и вида деятельности.

Государственные органы управления, включая региональные и местные институциональные структуры, используют свою власть для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны, направления их трудовой активности на достижение определенной общей цели.

Объекты экономической политики - это сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия экономической жизни страны, где возникли или могут возникать определенные проблемы, которые не решаются автоматически, как того требуют условия нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объектами экономической политики, в частности:

> Экономический цикл;

* Структура экономики;

> Условия инвестиционной деятельности;

> Научно-технический прогресс и инновационные процессы;

> Денежное обращение и инфляция;

> Платежный баланс;

> Социальные проблемы (занятость, доходы населения, подготовка и переподготовка кадров, социальная защита и т.д.);

> Условия конкуренции;

> Окружающей среды (экологические проблемы);

* Регионы.

Перечисленные объекты охватывают макроэкономические процессы, отдельные отрасли, территориальные комплексы и отношения между субъектами. В целом регулирование указанных объектов должно осуществляться в контексте определенных целей (рис. 1.4).

Рис. 1.4.

Сущность государственной антициклической политики или регулирования хозяйственной конъюнктуры состоит в том, чтобы во время спадов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляют дополнительные финансовые льготы, увеличивают государственные инвестиции, что позволяет уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, увеличить объемы инвестиций и рост занятости.

Экономическая политика на уровне отраслевой и территориальной структуры обеспечивается с помощью финансовых стимулов и государственных инвестиций, которые гарантируют приоритетные условия для развития отдельных отраслей и регионов. В определенных случаях поддержку оказывают отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии кризиса, в других - стимулируют развитие новых отраслей и видов производств, которые являются носителями научно-технического прогресса, обусловливающие структурные изменения внутри отраслей, между отраслями и во всей национальной экономике, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом экономической политики является инвестиционная деятельность. Поэтому государственная экономическая политика стимулирования инвестирования соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Создавая дополнительные стимулы и возможности всем инвесторам или отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл, структуру производства, занятости населения и тому подобное.

Политика регулирования занятости предусматривает поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением на рынке труда. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых должна быть мотивацией труда.

Постоянным объектом внимания государственных органов регулирования является обеспечение стабильности национальной валюты и денежного обращения, преодоление инфляции, представляет серьезную опасность для экономики. Регулирования денежного обращения опосредованно влияет также на условия инвестирования, динамику цен, социальные отношения и тому подобное.

Состояние платежного баланса является важным показателем национально? экономики. Во всех странах государство постойте выполняет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем регулирования экспорта и импорта, движения капитала, повышение и валютного курса и тому подобное.

Одним из главных объектов регулирования являются также и цены. Динамика и структура цен в значительной степени отражает состояние экономики. В то же время сами цены значительно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную стабильность.

В целом же главной целью экономической политики является обеспечение экономической и социальной стабильности и укрепления экономической безопасности государства. Из этого вытекают конкретные задачи, без выполнения которых невозможно достижение главной цели. Эти конкретные цели тесно связаны с объектами регулирования экономики. Сюда относится также совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства, улучшение состояния окружающей среды. Основные цели экономической политики показано на рисунке 1.5.

Рис. 1.5.

Названные цели, хотя и не являются одинаковыми по значению и масштабам, однако находятся в тесной взаимосвязи, а поэтому довольно часто одну из них нельзя поставить и достичь независимо от других.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого-либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков различных организаций и общественных движений.

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.

Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы - выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала. Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, которые проводятся специализированными научно- исследовательскими центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах. Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям .

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешимые автоматически или разрешимые в отделенном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объект государственного регулирования экономики - это:

  • 1. Экономический цикл;
  • 2. Секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • 3. Условия накопления капитала;
  • 4. Занятость;
  • 5. Денежное обращение;
  • 6. Платежный баланс;
  • 7. Цены;
  • 8. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
  • 9. Условия конкуренции;
  • 10. Социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • 11. Подготовка и переподготовка кадров;
  • 12. Окружающая среда;
  • 13. Внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования конъюнктуру, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находившимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производства - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным их изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут быть приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономики, поэтому государственная экономическая полтика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата, которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Не желательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно-социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложения, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорт товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды

Субъекты государственной социально-экономической политики – органы, ответственные за разработку и организацию реализации государственной социально-экономической политики. Таковыми выступают, как правило, государственные органы.

В широком смысле к субъектам государственной социально-экономической политики относят всех лиц, принимающих участие в ее разработке и организации реализации. В этом случае к ним относятся также общественность, научно-исследовательские организации, политические партии, НКО и т.д. В качестве СГСЭП иногда выделяют высших руководителей и совещательные органы, например, президент РФ, высшее должностное лицо субъекта федерации (мэр, губернатор и др.), государственный совет при президенте.

Субъекты государственной социально-экономической политики могут быть классифицированы по разным признакам. По признаку уровня государственного управления выделяются СГСЭП: 1) федерального уровня, 2) уровня субъектов федерации; 3) местного уровня.

По признаку ветви власти выделяются СГСЭП, относящиеся к 1) исполнительной ветви, 2) законодательной ветви, 3) судебной ветви.

По признаку отрасли выделяются типы СГСЭП, соответствующие видам деятельности (по Классификатору).

Среди СГСЭП федерального уровня выделяются: Президент РФ, Администрация Президента, Правительство РФ, Совет безопасности при Президенте РФ, федеральные органы исполнительной власти, Счетная палата, Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд и др.

Объекты государственной социально-экономической политики – подвергающиеся в ней воздействию элементы экономической и социальной сферы жизни общества, выделяемые по разным признакам, и их параметры. Они могут быть сгруппированы по элементам и далее направлениям государственной социально-экономической политики. Так, социальной политике соответствуют такие объекты, как безработица, миграция, здравоохранение, внешнеэкономической – экспорт и импорт, платежный баланс.

Иногда объекты ГСЭП делят на следующие группы: 1) макроэкономические (экономический рост, секторная и отраслевая структура экономики, инвестиционный климат, цены, наука и техника, предпринимательство, теневая экономика и т.д.), 2) денежно-финансовые (государственный долг, экспортно-импортные операции и т.д.), 3) социально-экологические (занятость, безработица, образование, здравоохранение, состояние окружающей среды и т.д.).

Принципы государственной социально-экономической политики . Под ними понимают или основные задачи и приоритеты СЭП, или требования к самой деятельности по разработке и осуществлению ГСЭП. Во 2-й трактовке выделяются следующие основные принципы:

1. Целенаправленность – направленность на достижение конкретных целей, решение определенных задач и т.д.

2. Научный характер – научная обоснованность целей, задач, приоритетов, способов достижения, мероприятий и т.д.

3. Демократизм – широкое участие разных заинтересованных лиц в разработке ГСЭП и контроле за ее реализацией, в частности, общественное обсуждение проектов документов ГСЭП.

4. Ответственность (субъектов ГСЭП за эффективность своих действий).

Инструменты государственной социально-экономической политики – используемые в государственной социально-экономической политике методы воздействия на ее объекты. Иногда инструментами ГСЭП называют основные элементы и направления ГПСЭР, например, в качестве инструмента рассматривается налогово-бюджетная или денежно-кредитная политика, а также элементы системы организации разработки и осуществления ГСЭП, прежде всего, документы ГСЭП.

Инструменты ГСЭП можно классифицировать по разным признакам.

По признаку элемента ГСЭП, в котором они используются, инструменты делятся на типы, соответствующие основным элементам и далее направлениям ГСЭП, например, 1) инструменты социальной политики, а внутри них – инструменты политики занятости, инструменты политики в области доходов и зарплаты и т.д., 2) инструменты финансово-экономический политики, а внутри них – инструменты налогово-бюджетной и инструменты денежно-кредитной политики.

По признаку характера воздействия выделяются инструменты: 1) прямого воздействия и 2) косвенного воздействия. Инструменты прямого воздействия – обязательные для исполнения предписания, касающиеся направлений, объемов и приемов деятельности, используемых в ней ресурсов, цен на товары и ресурсы, соответствующие непосредственные воздействия на деятельность (например, запрет торговли спиртными напитками после 23 часов, отзыв лицензии у банка, снос коммерческих палаток). Инструменты косвенного воздействия – изменения условий деятельности, влияющие на нее через решения самих субъектов экономики (например, увеличение налогов на товары, уменьшение нормы резервирования). Среди инструментов, например, внешнеэкономической политики можно выделить такие инструменты прямого воздействия, как квотирование, лицензирование, запрет экспорта или импорта, такие инструменты косвенного воздействия, как введение или изменение таможенных пошлин, валютные интервенции.

Организация процесса разработки и реализации социально-экономической политики РФ включает: 1) определение состава документов ГСЭП, 2) формирование системы органов, ответственных за разработку и организацию реализации ГСЭП на федеральном и региональном уровнях, 3) установление их функций и порядка взаимодействия.

В настоящее время организация данного процесса претерпевает радикальное совершенствование. Ее будущие контуры определены в Проекте Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», который должен вступить в силу с 1 января 2014 г. Речь идет о планировании социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

Проект ФЗ предусматривает определенный состав документов государственного стратегического планирования.

На федеральном уровне разрабатываются :

1. Прогноз научно-технического развития РФ на долгосрочный период. (прогноз – система научно-обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах развития). Разрабатывается на основе решений Президента РФ, Правительства РФ и Совета Безопасности РФ, содержащих цели и приоритетные направления научно-технического развития, каждые 6 лет на 12 и более лет.

2. Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. Разрабатывается с учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период, каждые 6 лет на 12 и более лет.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. (Концепция – система научно обоснованных представлений о целях, задачах и приоритетах развития). Разрабатывается с учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, иных актов Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере СЭР РФ и комплексного территориального развития, каждые 6 лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период.

4. Долгосрочная бюджетная стратегия РФ. (Стратегия – приоритеты политики и способы их эффективного достижения) Разрабатывается на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, концепции долгосрочного СЭР РФ, бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и иных актов Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления бюджетной политики РФ, в целях финансового обеспечения достижения установленных в концепции долгосрочного СЭР РФ приоритетов и целей СЭР на долгосрочную перспективу, каждые 6 лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, в течение 6 месяцев после утверждения концепции долгосрочного СЭР РФ.

5. Отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период (доктрины, концепции, стратегии). Разрабатываются на основе прогноза НТР РФ и прогноза СЭР РФ, в целях обеспечения реализации концепции долгосрочного СЭР РФ, на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период.

6. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и территорий. Разрабатываются на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период в целях реализации концепции долгосрочного СЭР РФ и обеспечения согласованности реализации в территориальном и временном разрезах мероприятий, предусмотренных в отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями СЭР субъектов РФ на долгосрочный период, плановыми документами крупных компаний, контролируемых государством, в том числе, естественных монополий, на долгосрочный период.

7. Схемы территориального планирования РФ. Разрабатываются в целях пространственного отображения стратегий СЭР федеральных округов и территорий, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, на долгосрочный период.

8. Государственные программы РФ. (Госпрограмма – система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов). Разрабатываются в целях определения путей и методов решения приоритетных социально-экономических задач, определенных в концепции долгосрочного СЭР РФ, отраслевых документах стратегического планирования на долгосрочный период, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, на долгосрочный период. Перечень ГП утверждается Правительством РФ. Примеры: Развитие здравоохранения, Доступная среда (Отв. исп.: Минздравсоцразвития), Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России (Отв. исп.: Минрегион).

9. Федеральные целевые программы (ФЦП – увязанный по задачам, ресурсам и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и пр. мероприятий, обеспечивающих решение проблем развития). Разрабатываются на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, схемы территориального планирования РФ, в целях реализации концепции долгосрочного СЭР РФ. Входят в состав государственных программ как направления их реализации, например, в Программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» входят ФЦП «Чистая вода» на 2011–2017 гг., «Жилище» на 2011–2015 гг., «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

10. Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период. Разрабатывается на основе анализа и прогноза внешних и внутренних условий СЭР РФ, ежегодно на период от 3 до 6 лет.

11. Основные направления деятельности правительства РФ на среднесрочный период. Разрабатывается на основе концепции долгосрочного СЭР РФ, прогноза СЭР РФ на среднесрочный период, раз в 3 года на 6 лет.

12. Иные документы.

В субъектах РФ разрабатываются :

1. Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу. Разрабатывается в соответствии с приоритетами СЭП, определенными концепцией долгосрочного СЭР РФ, на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, на период, определяемый высшим органом государственной власти субъекта РФ.

2. Государственные программы субъекта РФ.

3. Схема территориального планирования субъекта РФ.

4. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ.

5. Программа социально-экономического развития субъекта РФ.

6. Иные документы.

В соответствии с действующей системой организации разработки и реализации ГСЭП сроки делятся короткие (до 3 лет), средние (от 3 до 12 лет) и долгие (свыше 12 лет). Ранее была градация 3–5, 5–10, 10–20 лет соответственно.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования СЭР закреплены за Минэкономиразвития . Оно, в частности, разрабатывает концепцию долгосрочного СЭР РФ и было автором концепции до 2020 г.

Тема 2 . Потенциал социально-экономического развития современной России

Потенциал социально-экономического развития России как объективная основа проведения взвешенной государственной экономической и социальной политики. Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура.

Термин «потенциал» происходит от латинского potentialis – могущий, могущий быть.

В «Большой Советской Энциклопедии» потенциал определяется как 1) средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи; 2) возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Понятие «экономический потенциал страны», или «потенциал социально-экономического развития», является чрезвычайно емким, в связи с этим у него нет единого краткого определения. Авторы определений экономического потенциала страны подчеркивают в них те его стороны, которые считают наиболее важными. В целом могут быть выделены 4 аспекта данного понятия, отражаемые в определениях:

1. Совокупная способность отраслей народного хозяйства производить продукты.

2. Совокупность имеющихся в наличии ресурсов.

3. Достигнутый уровень производства, или экономическая мощь.

4. Следствие определенных производственных отношений в обществе.

Приведем три примера определения экономического потенциала, из которых 3-е претендует на интегральное, т.е. учитывающее все 4 аспекта.

Экономический потенциал – экономическая сила (мощь) общества, характеризующая совокупность имеющихся в обществе материальных и иных средств, скрытых возможностей в области экономики (Фин. Ун-т).

Экономический потенциал – способность общества производить товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводство в целях удовлетворения потребностей населения, улучшения качества жизни ее граждан.

Экономический потенциал – совокупные возможности общества формировать и максимально удовлетворять потребности в товарах и услугах в процессе социально-экономических отношений по поводу оптимального использования имеющихся в наличии ресурсов.

Выделяется также понятие «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» (СЭПНХСС), или просто «совокупный экономический потенциал», используемое в практике статистической оценки экономического потенциала стран, в связи с чем в нем отсутствует аспект потенциальных возможностей выпуска.

СЭПНХСС – обобщающая количественно-качественная характеристика наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна (государство) в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития.

В структуре экономического потенциала выделяются следующие элементы:

1. Природно-ресурсный потенциал.

2. Производственный потенциал.

3. Человеческий потенциал.

4. Трудовой потенциал.

5. Научно-технический потенциал.

6. Потенциал сферы услуг.

7. Внешнеэкономический потенциал.

Иногда выделяют также такие элементы, как финансовый, инновационный, демографический потенциал.

Следует отметить, что понятия отдельных потенциалов зачастую пересекаются, т.е. включают общие элементы. При этом также отсутствуют единые определения отдельных потенциалов по той же причине, что у экономического потенциала в целом.

Природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов, имеющихся в настоящее время на ее территории, причем как вовлеченных, так и не вовлеченных в хозяйственный оборот, но доказанных и потенциально доступных при существующих технологиях и средствах производства.

Производственный потенциал – 1) реальный объем продукции, который можно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов, 2) имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов, 3) способность народного хозяйства, его отраслей и производств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, удовлетворять потребности населения и общества в целом в необходимых товарах и услугах, обеспечить развитие производства и рост потребления.

Человеческий потенциал – сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход.

Трудовой потенциал – совокупность естественных и сформированных в процессе обучения и образования способностей к труду трудоспособной части населения страны.

Научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, техники в стране, совокупность возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Внешнеэкономический (экспортный) потенциал – способность всего национального производства, промышленности, отдельных отраслей и предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт.

2.2. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала .

Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов: природно-ресурсный потенциал, производственный потенциал, человеческий и трудовой потенциал, научно-технический потенциал, потенциал сферы услуг, внешнеэкономический потенциал.

Оценка экономического потенциала страны и, следовательно, его структурных элементов, осуществляется с помощью системы соответствующих показателей.

Тема 3. Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России

Политика как обмен - сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвы­борными обещаниями. Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии.

Методология и субъекты экономической политики

Методология ЭП реализуются посредством следующих концепций:

1. Методологический индивидуализм - люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интере­сы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта тео­рия последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет ника­ких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. «Рациональные политики» поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах.

2. Концепция «экономического человека» (homo economicus) - человек в рыночной экономике отождествляет свои пред­почтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые макси­мизируют значение функции полезности. Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное зна­чение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководству­ются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений):

Государственные:

- государство, власть которого должна исполь­зоваться для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны; направления их экономической активности на достижение определенных еди­ных целей. Государственное регулирование экономики образует некоторую иерархичес­кую систему. На высшем государственном уровне происходит размежевание функций между законодательной и исполнительной ветвями власти. В парламенте обсуждают и одобряют (отклоняют) принципиальные на­правления экономической политики. Отвечает же за ее проведение в жизнь исполнительная власть – правительство. Оно в свою очередь передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам.

Характер разделения функций зависит от организационно-политического типа самого государства. Последнее, как известно, может быть федерацией или централизованным госу­дарством. При федеративном устройстве при­нято различать три уровня субъективирования экономической политики: федеральный, ре­гиональный и местный.



- общественно-правовые институты , которым передаются определенные функции управления, изъятые из сферы дея­тельности государственных управленческих структур. Самостоятель­ными субъектами (в отличие от частных фирм) они не являются и в то же время не входят сос­тавной частью в государственный управлен­ческий аппарат. Например, в ФРГ к числу таких ин­ститутов относятся региональные управления по страхованию, система местных больничных касс; в Швейцарии – агентство по поддержке общественного транспорта и организации, ве­дающие противопожарной безопасностью. Подобные институциональные организа­ции занимают промежуточное положение между государством и частным сектором. Они созданы в связи с тем, что частный сектор эко­номики обычно настроен против прямой и чрезмерно активной регулирующей роли госу­дарства. Данная форма – компромиссный ор­ганизационный вариант; в практике государст­венного регулирования экономики он играет относительно скромную роль.

В России подобных институтов пока не су­ществует. Возможно, в дальнейшем, на более высоком этапе рыночного развития, отечест­венная система использует этот опыт.

- надгосударственный институты , функционирование которых связано с системой межгосударственных со­глашений. Национальные органы власти пере­дают им часть своих управленческих функций.

Негосударственные субъекты экономи­ческой политики:

- профсоюзы и различного рода союзы предпринимателей;

Религи­озные и культурные организации;

Политические организации, пар­тии;

Средства массовой информации;

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...