Основные направления государственного регулирования экономики.


Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федераль­ного правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собствен­ными доходами из определенных денежных источников и со­ответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

Одним из важнейших направлений государственного ре­гулирования экономики является социальная политика госу­дарства. Она в первую очередь основана на перераспределе­нии доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и кон­фликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной соб­ственностью и т. п.

Для того чтобы снизить социальное напряжение, государ­ство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, транс­фертные платежи и другие выплаты нуждающимся малообес­печенным, инвалидам или безработным), политики заработной платы и жилищной политики. Основным направлением госу­дарственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда.

Правительство является активным субъектом политики за­нятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:

  • создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;
  • контроль спроса на рабочую силу в частном секторе по­средством налоговых льгот и регулирования численности армии, студентов и т. д.

Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости.

  • организацию работы бирж труда и модернизацию систе­мы информации о свободных рабочих местах для сокраще­ния общего времени поиска работы;
  • содержание учреждений подготовки, профессионально­го обучения и переквалификации кадров;
  • контроль и демонополизацию рынка труда;
  • организацию общественных работ для создания новых рабочих мест;
  • стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечет за собой появле­ние новых рабочих мест;
  • поддержку малого бизнеса;
  • разработку и внедрение специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.

К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддерж­ка безработных, а именно:

  • выплата компенсаций незанятым за потерю работы;
  • выплата пособий по безработице и предоставление по­мощи безработным.

Еще одним направлением государственного регулирова­ния экономики является вмешательство государства в форми­рование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыноч­ная система не может производить по причине слишком высо­кой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назна­чения, навигационные системы, национальную оборону, строи­тельство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с не- компенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализа­ции). Для того чтобы общество могло пользоваться этими бла­гами и услугами, государство их финансирует из своего бюд­жета, который пополняется за счет налогов.

Другое направление воздействия государства на экономи­ку - стимулирование развития производства. Для этого про­водится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уров­ня цен.

Интересно и такое направление государственного регули­рования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.

Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.

Отрицательные возникают в случае, если деятельность од­ного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шу­мы и т. п.

Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.

Для нейтрализации внешних эффектов правительство осу­ществляет следующие мероприятия:

  • корректировку налога, представляющую собой введение дополнительной налоговой нагрузки на производителя вред­ных товаров;
  • корректировку субсидий, применяемую при положитель­ном эффекте для трансформации внешних эффектов во внутренние;
  • льготное налогообложение (при положительном эф­фекте);
  • административные санкции (при отрицательном эф­фекте);
  • введение лицензирования рыночной деятельности, для регулирования и контроля выбросов отходов.

Целью данной работы является изучение проблем взаимоотношений государства и экономики, разработка конкретных выводов и рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования отдельных сфер экономики.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономи-ческой системы важная роль принадлежит государству.

Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций, обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

Внешнеэкономическое равновесие.

К основным направлениям государственного регулирования относятся:

Сохранение конкурентных преимуществ экономики страны.

Активизация частного бизнеса.

Расширение внешнеэкономических преимуществ национальной экономики.

Деятельность государства в социальной сфере.

Воздействие государства на отдельные объекты.

Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.

На сегодняшний день Россия придерживается преимущественно стратегии «нижнего пути» конкурентоспособности. При этом такая стратегия выбрана не потому, что в стране нет конкурентных преимуществ «высокого порядка» (человеческий капитал, инновационный потенциал), а в силу отсутствия на протяжении многих лет продуманной и адекватной государственной стратегии в этом направлении. Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям.

В проблеме обеспечения национальной конкурентоспособности в условиях глобальной экономики исключительно важную роль играет повышение конкурентоспособности промышленного производства.

Задача формирования промышленной политики для обеспечения национальной конкурентоспособности в условиях открытой экономики является приоритетной государственной задачей, требующей скорейшей реализации, особенно в условиях активизации процесса присоединения России ко Всемирной торговой организации.

Промышленная политика гибкой специализации поддерживает создание промышленных кластеров, развитие сетей «покупатель-поставщик», разработку программ передачи технологий, создания венчурных инновационных фирм, участие работников в собственности и в управлении фирмами.

Используются как минимум три типа промышленной политики: экспортно-ориентированной, ориентированной на внутренний спрос, направленной на ограничение использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т. п.). В настоящее время государственная промышленная политика существует в России в виде отдельных федеральных целевых программ или отдельных решений по поддержке некоторых секторов промышленности. России в настоящее время необходимо преодолеть чрезмерную зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, а это возможно только в том случае, если государство сумеет четко определить принципы, цели, задачи и приоритеты промышленной политики в контексте повышения международной конкурентоспособности национальной экономики.

Оценкой эффективности, результативности региональной, государственной, национальной промышленной политики может быть динамика роста объемов промышленного производства. Диаграмма 1 свидетельствует о том, что объемы производства в период с 2000 по 2008 г. значительно возросли.

Особой сферой предпринимательства и объектом регулирования и поддержки со стороны государства является малый и средний бизнес.

Бизнес нуждается в государстве уже в силу того, что только оно способно обеспечить стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать свое эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли.

Государство оказывает помощь бизнесу как непосредственно, так и косвенно, за счет, например, военных расходов и огромных расходов на закупки производимой корпорациями продукции.

Именно здесь предпринимательство и государственная бюрократия взаимно поддерживают, дополняют и усиливают друг друга, они как бы слиты в неразрывное единое целое.

Малое и среднее предпринимательство представляет собой составную и неотъемлемую часть рыночного и социального механизма смешанной экономики, без которого она не может эффективно функционировать и развиваться.

Создавая и укрепляя средний класс, малый бизнес обеспечивает расширение поля конкуренции и экономически препятствует монополизации в отраслях и сферах деятельности крупных корпораций; выполняет пионерную функцию в реализации новых технологий, товаров и услуг; выполняет стабилизирующую роль социально-политической жизни общества, расширяя слой собственников-предпринимателей и обеспечивая благоприятные возможности для социальной стабильности.

Поэтому для того, чтобы малые и средние предприятия могли успешно решать эти задачи, государство должно содействовать повышению их конкурентоспособности на рынках путем формирования благоприятных условий финансирования, информационного обеспечения, введения научно-технических новшеств, подготовки персонала, выхода на мировой рынок.

Важнейшую роль играет финансирование государством малого бизнеса. Из диаграммы финансирования малого бизнеса видно, что государство обратило непосредственное внимание на поддержку этого слоя предпринимателей. Пик поддержки пришелся на 2007 год. В целом можно сделать вывод, что правительство старается поощрять развитие малого бизнеса во время относительного экономического благополучия, и не дать ему погибнуть в сложной экономической ситуации.

В числе современных тенденций развития рынка следует отметить активизацию сотрудничества государства и частного бизнеса с целью реализации инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики, транспорта и коммунального хозяйства. Актуальность исследования государственно-частного партнерства (ГЧП) определяется возросшей в условиях мирового финансового кризиса потребностью реального сектора российской экономики в государственной поддержке, необходимостью поиска эффективной альтернативы приватизации объектов государственной собственности и создания дополнительного стимула для привлечения инвестиций в экономику региона.

В настоящее время разрабатываются и внедряются новые инструменты ГЧП, например, инфраструктурные облигации. Они позволяют концессионерам, частным партнерам по концессионным соглашениям привлекать денежные средства на фондовом рынке. Мировая практика свидетельствует о том, что большую часть вложений в инфраструктурные облигации осуществляют институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании и т.п.). Период обращения инфраструктурных облигаций привязан к сроку строительства или реконструкции объекта и периоду его эксплуатации (обычно 15 - 25 лет).

Для формирования эффективной внешнеэкономической политики России необходимо чётко и ясно определить её основные принципы, на которых базируются формы и методы регулирования внешнеэкономических связей. Так, центральное место во внешнеэкономической политике занимает экономико-правовое регулирование поведения участников внешнеэкономической деятельности - оно должно отвечать общенациональным интересам.

Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе таможенного законодательства России (Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ). Это позволяет стране интегрироваться в торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь во Всемирную торговую организацию. Внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах:

1. Преобразующая деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, в соответствии с которой выстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая её таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций;

2. Изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и ограниченной части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков:

3. Чёткое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и её субъектами.

Рассматривая современную внешнеэкономическую политику России, следует указать на первоочередные её задачи, к которым относятся следующие:

1. Достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений;

2. Обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищённые протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;

3. Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с международными организациями и должниками России;

4. Формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.

Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях.

Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяется различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.).

Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.

В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: прямое и косвенное субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.

Прямое субсидирование экспорта - это наиболее простой и традиционно используемый способ материального стимулирования внешних поставок национальными производителями и повышения ценовой конкурентоспособности их товаров. Оно осуществляется в виде выплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. В настоящее время оно применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Косвенное субсидирование экспортёров осуществляется через сеть коммерческих банков, которым государство выдаёт специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортёрам. Косвенным субсидированием принято считать налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов, снижение тарифов государственными компаниями (транспортными, энергетическими и др.), а также передачу экспортёрам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и высоким ценам.

Достаточно действенным является и другой вид поддержки экспортёров - их непосредственное кредитование. Кредитование экспортёров может быть внутренним и внешним.

Внутреннее кредитование осуществляется через государственный банк путём предоставления среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и в свободно конвертируемой валюте. Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортёрам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, которые являются целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы - поставщика экспортной продукции.

Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта Правительством РФ в Федеральной программе комплексного развития экспорт предусмотрено следующее. Как приоритетное направление в ней выделяется расширение производства и вывоза готовых промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.), программа включает мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта. Предусматривается комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау. Ставиться вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного сектора, и предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.

Важным направлением во внешнеэкономической деятельности государства является привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны. Основным условием привлечения иностранных инвесторов является то, что наша страна готова стать крупным реципиентом иностранного капитала. К 2007 году, объем иностранных инвестиций в экономику России (см. диаграмму 3) вырос в 12 раз и составил порядка 120 миллиардов долларов. По видам экономической деятельности накопленные иностранные инвестиции в РФ на конец декабря 2007 года распределялись следующим образом: на обрабатывающие производства приходилось 66,588 млрд. долларов, сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники - 58,146 млрд. долларов, добычу полезных ископаемых - 41,281 млрд. долларов, операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг - 20,634 млрд. долларов, транспорт и связь - 16,107 млрд. долларов, финансовую деятельность - 9,11 млрд. долларов, строительство - 3,583 млрд. долларов, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 1,407 млрд. долларов. Как видно, больше всего инвестировалось в отрасли добывающей промышленности. Нужно привлекать больше инвестиций в сферу высоких технологий. В 2009 году, с ухудшением инвестиционного климата в связи с кризисом, инвестиции сократились почти на 40 млрд. долларов.

Одним из ключевых направлений государственного регулирования эконо-мики является социальная сфера и ее развитие. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспе-чения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство, экология.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы.

Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2009 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы со-ставляет 27,2% .

С 2009 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успеш-ной реализации национальных проектов величина социальных расходов госу-дарства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирова-ния социальных функций государства не только центральными правительства-ми развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%).

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребованного образования, а значит и ответственность, различны.

В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему об-разования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.

В области высшего образования ответственность должна быть распределе-на между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследо-ваний и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундамен-тальной науки - задача государства.

В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благо-получных стран). Однако, на 2007 год рас-ходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государст-венные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значитель-ной мере не покрывают объективные потребности населения.

Также растут затраты на охрану окружающей среды. Общество осознало что экология является одним из центральных направлений в экономическом и социальном развитии любого государства. Это видно из приложения 9. Наблюдается положительная динамика в увеличении расходов направленных на охрану окружающей природы. С каждым годом эта тема становится все актуальней.

Стоит так же отметить, что в настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обя-зательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при суще-ствующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступно-сти и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации - способствовать повышению эффективности системы соци-альной защиты населения.

Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы.

Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

  • Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

    Прежде всего понятие «ГРЭ» означает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и отношения для придания им организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.

    Адам Смит, М. Фридмен и ряд других экономистов считают недопустимым вмешательство государства в рыночную экономику, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию путем равновесия спроса и предложения. Однако, идеального рынка в природе нет. Как-то Уинстон Черчиль сказал, что рыночная экономика имеет много недостатков, но ничего лучшего пока не придумано. Поэтому в настоящее время уже никто не спорит о необходимости государственного регулирования рыночной экономики. На первый план выходит определение форм, методов и масштабов этого вмешательства.

    Теорию государственного регулирования разработал английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Его последователи ее развили и углубили. Кейнсеанство возникло в 30-х годах ХХ ст. как ответ на потребности Великой депрессии. По этой теории колебания совокупных затрат влияют прежде всего на производство и занятость, а не на цены. Поэтому, кейнсианцы считают, что уровень производства и занятости, дохода и цен формируется на основе повышения спроса, инвестиций, роста экспорта и государственных затрат. Эти факторы являются объектами государственной экономической политики и регулируются государством. Особенностью этой теории является то, что рынок сам по себе не может обеспечить полной экономической стабильности. Поэтому государство должно играть активную роль в стабилизации экономики и смягчения экономических спадов и подъемов, что подразумевает формирование соответствующей экономической политики, которая эффективно использует экономические, правовые и административные рычаги управления.

    Следует отметить, что и на практике эта теория работала достаточно успешно. Так большинство стран, проводивших экономическую политику, которая отражала идеи Кейнса, успешно вышли из кризиса и смягчили так называемые цикличные колебания экономики.

    Вообще система свободного рынка формируется под влиянием двух макроэкономичных концепций – кейнсеанской и монетаристской.

    Монетаризм – это экономическая школа, которая пропагандирует отказ от широкого вмешательства государства в экономику и отдает предпочтение непрямым методам, а именно – регулированию денежного оборота. Монетаристы считают, что система свободного рынка обеспечивает макроэкономическую стабильность на основе конкуренции при условии, что государство не вмешивается в функционирование экономики. По их теории незначительное увеличение денежной массы (3-5% в год) способствует экономическому росту. Увеличение свыше 5% может вызвать рост цен. Уменьшение денежной массы более чем на 3% в год вызовет спад производства. Рост объемов производства должен быть в пределах 3-5% в год. Увеличение денежной массы, которое опережает темпы роста объемов производства, является причиной долговременной инфляции.

    Существуют другие теории, отрицающие необходимость государственного вмешательства экономику.

    Теория рациональных ожиданий. Это неоклассическая теория, которая утверждает, что меры государства по стабилизации экономики неэффективны. Обусловлено это тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), осмысляя информацию об объектах, представляющих для них денежный интерес, понимая (учитывая) возможные последствия экономической политики государства, ведут себя рационально: принимаю оптимальные и наилучшие для них решения, которые максимизируют их благополучие.

    Теория общественного выбора. Автором этой теории является лауреат Нобелевской премии американский экономист Джеймс Бьюкенен. Основная идея состоит в том, что государственный чиновник, занимаясь политической деятельностью, принимая участие в разработке и реализации решений в экономической сфере, не всегда будет руководствоваться интересами общества. Наоборот, используя политические (бюрократические) институты, он попытается реализовать свои индивидуальные цели, получить политическую или экономическую выгоду для себя.

    В арсенал действий такого человека обязательно входят такие элементы, как лоббизм (деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы людей), логроллинг (взаимная поддержка решений определенными группами, по принципу «ты мне – я тебе») и торговля голосами (скупка голосов). Конечной целью является получение привилегий, государственных кредитов, информации, ограничение конкуренции и т.д.

    Приверженцы теории общественного выбора утверждают, что существует политическая неровность, которая позволяет принимать нерациональные для общества решения. Поэтому они оспаривают необходимость государственного вмешательства в экономику. Решение проблемы они видят в свободном развитии рыночных отношений на цивилизованных правовых основах. Поэтому эту теорию относят к неолиберализму.

    Важным аргументом в пользу государственного «вмешательства» в экономику является известная истина: человек способен действовать вопреки не только общественным, но и собственным интересам.

    Взгляды, в соответствии с которыми государственное «вмешательство» необходимо, поскольку государству лучше известно, что именно является полезным для человека, называются патерналистскими .

    Необходимость государственного вмешательства в функционирование экономики обусловлена четырьмя причинами:

    1. Необходимостью создания условий для эффективного функционирования рыночного механизма.

    2. Для устранения негативных последствий рыночных процессов.

    3. Потребностью в защите национальных интересов на мировом рынке.

    4. Обязательностью решения проблем, которые рыночный механизм не в состоянии решать или решает их плохо.

    Говоря о кейнсианстве мы использовали термин «государственная экономическая политика» (ГЭП). По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

    Экономическая политика государства – это система социально-экономических идей, целей развития страны и способов их достижения, а также деятельность органов государственной власти по управлению их реализацией.

    Государственное регулирование экономики – это управление социально-экономическим развитием страны. Другими словами – это совокупность методов и мер государственного влияния на объекты и процессы с целью определенного направления хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, согласование их интересов и действий для реализации поставленных целей.

    В чем же разница между ГРЭ и ГЭП? Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Но как мы уже говорили в современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

    Многие ученые выделяют несколько целей системы ГРЭ. В целом главной целью ГРЭ является обеспечение экономической и социальной стабильности, укрепление социально-экономической безопасности государства. Из этого определения видны основные задачи ГРЭ, выполнение которых позволит достичь поставленной цели. Главная из них – єто достижение компромисса между интересами общества с целью достижения максимально возможного благосостояния в условиях существующего строя.

    Общую стратегию функционирования ГРЭ можно определить так:

    1. «Рациональность». При равных условиях предпочтение должно отдаваться рыночным формам организации экономики.

    2. «Партнер, а не конкурент». Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса.

    3. «Не навреди». Государственная политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

    4. «Спаситель». В условиях экономических кризисов (подъемов) именно государство становится спасителем национальной экономики.

    Теоретически известно 4 модели национальной экономики:

    1. Капиталистическая рыночная.

    2. Социальная рыночная.

    3. Капиталистическая централизованно-управляемая.

    4. Плановая.

    Но это экономика в чистом виде или «идеальный» вариант. В реальности их не существует и общественно-экономические системы носят смешанный характер.

    Смешанная экономика – это современная модель социально-экономического развития, предусматривающая сочетание плана и рынка, а также проведение институциональных реформ с целью создания более прогрессивного строя.

    Характерные черты смешанной экономики:

    1. Основным регулятором экономических процессов является рыночный механизм. Государственное регулирование экономики лишь дополняет рыночные рычаги.

    2. Система управления экономикой органично объединяя гибкость рыночного саморегулирования и постоянство государственного управления функционирует на обеспечение реализации макроэкономической эффективности и конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильный экономический рост.

    3. Наряду с рыночными и государственными макроэкономическими регуляторами функционирует еще один элемент управления - институт социального партнерства.

    Институт социального партнерства выполняет функцию согласования общегосударственных и групповых интересов в социально-экономической сфере путем переговоров, консультаций и договоров между представителями этих групп.

    Трипартизм – социальное партнерство, которое обеспечивается благодаря взаимодействию трех субъектов – государств, работодателей и работников (либо их представителей - профсоюзов).

  • Объекты и субъекты государственного регулирования экономики

  • Объектами ГРЭ выступают экономические системы, процессы, отношения. Если рассматривать в качестве объекта экономическую систему государства, то объекты ГРЭ и макроэкономики совпадают. В связи с этим методологической основой ГРЭ является экономическая теория и, прежде всего, макроэкономика.

    Объектами ГРЭ выступают также: экономические подсистемы (экономика регионов, отраслей; секторов экономики; стадии воспроизводства); социально-экономические процессы (экономические циклы, демография, занятость, инфляция, научно-технический прогресс, экология, конъюнктура и т.п.); отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкономические и т.п.).

    Сложность воплощения указанных объектов в четкие организационные формы предопределяет, как правило, опосредствованное влияние государства на функционирование и развитие подсистем, процессов, отношений, рынков и т.п.

    Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

    Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса, шахтеры Донбасса и фермеры Крыма. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

    Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

    Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

    Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам.

    Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами ГРЭ - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу. В государствах с федеративным устройством (Россия, США, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы.

    Например, в России очень заметны тенденции усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, а также все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

  • Функции государства в современной экономике

  • Функции государства как субъекта макроэкономического регулирования:

    1. Целевая – состоит в определении целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.

    2. Регламентирующая – государство с помощью законодательства, нормативно-правовой базы устанавливает правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле деятельности.

    3. Корректирующая - распределение ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранение негативных последствий (экстерналий) и обеспечение нормальных социально-экономических условий жизнедеятельности общества.

    4. Социальная - регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий.

    5. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики – регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.

    6. Стимулирующая – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов и стимулирование экономических процессов в желательном для общества направлении.

    7. Контрольная – государственный надзор и контроль за исполнением законов, нормативно-правовых актов, установленных экономических, экологических и социальных стандартов.

    Реализация экономических функций государства осуществляется через созданные механизмы: бюджетного, фискального, денежно-кредитного, структурного, инвестиционного, ценового, социального, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики.

    Для решения сложных социально-экономических проблем, всестороннего учета частных, коллективных и общественных интересов и формирования продуманных решений государство может привлекать научные учреждения, политические партии, общественные и религиозные организации.

    Реализация социально-экономической политики, выбор методов и средств ГРЭ зависят от деятельности государственного аппарата с учетом недостатков государства.

    Недостатки государства - это его неспособность обеспечить эффективное влияние на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые отрицательно влияют на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере ГРЭ. Это:

    1) Ограниченность информации.

    2) Невозможность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия (чересчур резкое вмешательство государства в экономику может вызывать негативные побочные последствия (экстерналии).

    3) Несовершенство политического процесса (под влиянием избирателей, групп специальных интересов (лоббистов), политических манипуляций и т.п. государственные органы способные применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную политику).

    4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом (особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования экономики, в частности приводить к чрезмерному росту управленческого аппарата и неоправданного увеличения бюджетных затрат).

    Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место и недостатки рынка, и недостатки государственного вмешательства. При этом ослабить влияние одних недостатков чаще всего можно лишь за счет усиления влияния других. Принимая экономические решения, следует сопоставлять последствия влияния недостатков рынка и государства, чтобы определить оптимальную форму и границу государственного регулирования.

    Теория государственного регулирования экономики провозглашает необходимость системного подхода к выбору средств и методов влияния государства на субъекты экономических отношений. Системный подход предусматривает интеграцию в целостную систему, во-первых, элементов, которые формируют стратегию социально-экономического развития, во-вторых, элементов, которые образуют подсистему регуляторов.

  • Методы государственного регулирования экономики

  • Под методом ГРЭ необходимо понимать способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

    Методы ГРЭ классифицируются:

    По формам влияния:

    1. Прямые . Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, директивные мероприятия макроэкономических планов и целевых комплексных программ, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.п..

    2. Косвенные . Методы косвенного регулирования - это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискального, бюджетного, денежно-кредитного, инвестиционного, амортизационного, инновационного и других направлений экономической политики.

  • По средствам влияния:

    1. Правовые - система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.

    Предметом правового регулирования экономики являются: отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности; отношения «внутри» государства, между его органами по поводу распределения полномочий, определения их правового статуса; отношения между субъектами хозяйственной деятельности и т.п..

    2. Административные - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей через установление их обязанностей, норм поведения и отдачи команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

    Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Он призван внедрять в жизнь законы, постановления, указы и распоряжения, которые играю важную организационную роль и определяют отношения между членами общества.

    Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, природной среды. В экономически развитых странах при нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Использование их становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют весьма медленно. Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.п.

    3. Экономические – связаны с созданием государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы и поведение субъектов хозяйствования. Другими словами применение экономических методов ГРЭ дает возможность создавать экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи в соответствии с общегосударственными и частными интересами. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения.

    Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики государства, других направлений государственной экономической политики.

    Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы, и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, и сдерживающую (рестрикционную) фискальную политику, направленную на сдерживание производства. Существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым направлениями политики.

    В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга. Затраты государственного бюджета осуществляются также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции.

    Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям: во-первых, это определение видов налогов и установление налоговых ставок, во-вторых, предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.

    Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение. Для достижения этой цели центральный банк использует такие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, манипулирование учетной ставкой.

    Важным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации. Внедрение его дает возможность предприятиям прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.

    4. Пропагандистские (морально-этические) методы ГРЭ - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они охватывают мероприятия воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания экономической политики, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от надлежащей организации пропагандистских акций и степени доверия людей к государству.

    Деятельность предприятий (организаций) с государственной формой собственности регулируется, в основном, административными методами, а с негосударственной – экономическими (через фискальную политику и денежно-кредитную политику центрального банка). Хотя и использование административных рычагов управления, особенно в условиях Украины, на предприятия второго типа не исключаются.

  • Модели государственного регулирования экономики

  • Существую четыре модели государственного регулирования экономики:

  • 1. Американская . Либерализованная система управления национальной экономикой, в которой основной акцент делается на рыночные регуляторы экономических процессов. Государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредованных методов с целью создания «правил игры» и благоприятных условий для развития бизнеса.

    В американской модели масштабы государственного вмешательства в экономику минимальны. Но и это приносит свои положительные результаты. Многие американские ученые констатируют, что вынужденность терпения в США определенной «доли социализма» (государственного регулирования) позволяет экономике сохранять динамизм развития.

    2. Японская . Централизированное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования экономических, опосредствованных и неформальных методов ГРЭ. Особенностью экономики Японии является то, что в основе ее рыночного механизма стоят государственно-корпоративные структуры. Доминирует психология коллективизма, солидарности, подчинения личных интересов коллективным и государственным.

    3. Немецкая . В системе управления национальной экономикой активно используются рыночные регуляторы (прежде всего конкуренция) и создание на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан.

    4. Шведская . Управление социально-экономическим развитием страны на основе активного вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание общей системы социальной защиты населения, доминирование идеи равности и солидарности.

  • Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы

    Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

    Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами:

      Она носит прикладной характер . Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.

      Отличается интеллектуальным содержанием . Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия.

      Информационность . В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.

      Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли . Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.

      Коллективность . Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих.

      Комплексное явление - включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.

      Юридическая заданность . Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

      Государственную службу можно рассматривать в нескольких аспектах:

      Социальном – государственная служба как социальная категория - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;

      Политическом – как деятельность по реализации государственной политики, по достижению государственно-политических целей и задач в обществе и государстве;

      Социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов;

      Правовом – юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов.

    Основные направления экономической деятельности государства . Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

    Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

    Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

    Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

    Обеспечение устойчивых темпов роста;

    Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

    Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

    Решение экологических проблем.

    Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены на рис. 12.1. Рассмотрим каждое из них более подробно.


    Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных

    документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

    Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

    Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики , направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

    Рыночный механизм не в состоянии решить проблему

    регулирования внешних или побочных эффектов . Внешний эффект

    Это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

    А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

    Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек . Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

    Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

    Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

    Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры - комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

    Производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

    Институциональная (государственный аппарат управления);

    Социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

    Информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

    В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством . Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

    Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 12.2.

    Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

    Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии . Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

    Налоговое перераспределение доходов - это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

    Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

    Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики . Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.

    Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

    К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

    Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности . Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

    Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.

    Современная экономика базируется на проведении эффективной научно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно исследовательских и опытно конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

    Обеспечение экологической безопасности важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70 x годах составили во Франции 0,7-0,9% ВВП, в Италии - 0,7%, в Великобритании - 1,7-2,3%, в США - 2,2-2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

    Пределы государственного вмешательства в экономику . Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное

    функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

    Библиографическое описание:

    Нестеров А.К. Государственное регулирование экономики в России [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Рассмотрим специфику государственного регулирования экономики в Российской Федерации с учетом современных вызовов, с которыми столкнулась наша страна.

    Направления и необходимость государственного регулирования экономики в российских условиях

    Государственное участие в национальной экономике осуществляется посредством выполнения основных функций, связанных с реализацией макроэкономической политики. Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

    В рамках выполнения данных функций для повышения эффективности влияния государства на экономику в современных российских условиях можно определить точки воздействия государства на экономику для создания действенной экономической политики, которые в соответствии с принципами макроэкономического регулирования объединяют элементы из различных концепций макроэкономического регулирования.

    Направления государственного регулирования экономики :

    1. Нормативно-правовое регулирование хозяйственных отношений и взаимоотношений различных субъектов экономики. Обеспечение действенного применения законов, защиты интересов экономических субъектов и населения.

    2. Регулирование экономики на макроуровне и разработка государственных программ, стратегий и направлений развития экономической системы.

    3. Решение вопросов социального характера.

    4. Обеспечение экономической безопасности страны.

    5. Деятельность государственных компаний в критически значимых областях: оборонная промышленность, социальная инфраструктура, фундаментальная наука и стратегически важные отрасли развития.

    Причины, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики на макроэкономическом уровне, определяются следующими факторами:

    1. Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);
    2. Наличие частного и общественного характера производства;
    3. Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);
    4. Научно-технический прогресс;
    5. Тенденция к монополизации;
    6. Наличие международной конкуренции.

    При этом наиболее характерной причиной необходимости существования государственного регулирования экономики является объективная потребность в ограничении действия законов рынка определенными рамками, обеспечивающими соблюдение интересов определенных социальных групп. Преимущественными интересами в данном случае являются потребности населения страны в безопасности, стабильности и материальном благосостоянии, возникающим вследствие наличия рабочих мест.

    Инструменты и формы государственного регулирования экономики в России

    В России используются широкий ряд инструментов государственного регулирования национальной экономики.

    Инструменты государственного регулирования экономики

    Инструменты прямого государственного регулирования экономики

    Инструменты косвенного государственного регулирования экономики

    Техническое регулирование экономики

    Прямое вмешательство государства в экономические процессы в РФ выражается в нормативно-правовой деятельности, принятии законов и иных актов, направленных на упрочение, упорядочивание и развитие хозяйственных отношений между экономическими агентами.

    Вместе с тем, государство, являясь владельцем части общественного капитала, через создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также через владение частью акционерного капитала системообразующих предприятий в стратегических отраслях, воплощает в национальной экономике долгосрочные программы развития.

    В первую очередь, это касается тех отраслей, где фундаментальное значение имеет совокупность оборудования и основных фондов: энергетический комплекс, добывающая промышленность, атомная отрасль, космонавтика, авиация и воздушный транспорт, железнодорожный и морской транспорт.

    Косвенное вмешательство государства в развитие национальной экономики России выражается, в первую очередь, в управлении балансом между сбережениями и инвестициями, обеспечении полной занятости, развитии международного экономического взаимодействия, стабилизации цен, регулировании цен на специфические товары и услуги, поддержании устойчивых темпов экономического роста и в других направлениях традиционной экономической политики.

    Государство контролирует деятельность естественных монополий и разрабатывает стандарты для соблюдения их хозяйствующими субъектами.

    Техническое регулирование экономики имеет централизованно-распределенный характер. Выражается в использовании следующих трех взаимосвязанных механизмов:

    1. Регистрация, лицензирование, делегирование и аккредитация хозяйствующих субъектов в зависимости от типа осуществляемой экономической деятельности.

    2. Нормирование, сертификация и надзор осуществляемой экономической деятельности.

    3. Применение санкций, штрафных механизмов, взысканий на хозяйствующих субъектов в случае выявления нарушений в процессе осуществления экономической деятельности, а также реализация аппеляционных процедур.

    Для комплексного регулирования национальной экономики России государство использует фискальную и кредитно-денежную политику.

    Фискальная политика

    Кредитно-денежная политика

    В рамках фискальной политики государство манипулирует своими доходами, прежде всего, налогами, и расходами; в частности налоги распределяются между потребителями и потребителями товаров, при этом бремя налогов будет больше для потребителей, если спрос превышает предложение, либо для производителей, если предложение превышает спрос.

    В рамках кредитно-денежной политики правительство РФ регулирует объем денежной массы в обращении и управляет развитием кредитной сферы.

    Три основные формы государственного регулирования экономики в России:

    1. Реализация государственных, федеральных и региональных целевых программ;
    2. Прогнозирование развития экономики;
    3. Моделирование макроэкономических ситуаций.

    Формы государственного регулирования экономики

    Функции государственного регулирования экономики

    1. Макроэкономическое прогнозирование и составление индикативных планов в целях информирования о предполагаемом состоянии экономики.
    2. Формирование решений в области структурных изменений национальной экономики, включая распределение государственных инвестиций, размещение госзаказов, урегулирование социальных проблем, развития инфраструктуры.
    3. Формирование системы регуляторов для управления процессами за пределами прямого государственного контроля, в том числе, применение инструментария денежно-кредитной политики, управление внешними платежами, дотациями, ценообразованием, предоставление преференций и льгот приоритетным отраслям, таможенная политика и другие направления.

    Проблемные области государственного регулирования экономики в России

    Проблемы государственного регулирования экономики в России сопряжены с несколькими аспектами, которые не позволяют государству эффективно воздействовать на развитие национальной экономической системы.

    Во-первых, в России отсутствуют развитые институты, позволяющие регулировать эффективное развитие для абсолютного большинства экономических агентов. В первую очередь, это касается институтов такого правового уровня, которые позволяют реализовывать экономические меры на уровне отдельных органов экономического управления. Они также обеспечивают и эффективное правоприменение законов и осуществляют принуждение участников рынка к исполнению своих обязательств. В России пока отсутствуют такие структуры, близкие к государству и правительству, которым переданы определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования отечественная система придет к данному варианту структуры.

    Во-вторых, макроэкономическое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне и не учитывает, что в нашей стране уже сформировались функциональные и инфраструктурные институты, пусть они еще и не находятся в достаточно развитом состоянии, чтобы оказывать существенное влияние на развитие отдельных элементов экономической системы. Игнорирование существования таких элементов рыночной системы при макроэкономическом регулировании ведет к существенно более низким результатам государственного регулирования экономической системы.

    В-третьих, за счет отсутствия существенного влияния крупных структурных единиц экономической системы, которое они могут оказывать на реализацию государством экономической политики в области государственного регулирования, значение данных элементов преуменьшается существующими государственными органами в отношении механизмов государственного регулирования экономической системы. Например, в России уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей мало.

    В-четвертых, обеспечение экономической безопасности страны сосредоточено в таких государственных институтах, как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и ЦБ РФ. Но в условиях, когда все большую роль начинают играть общественные интересы, а не государственные экономические институты, реализация данной задачи затруднено, так как разные политические партии выступают, как правило, не с позиции согласования компромисса, а наоборот – с позиции противостояния. Конечно, экономические установки различных партий также дифференцированы. Следовательно, необходимы процедуры согласования интересов общества, выражаемых представителями политических партий в парламенте, и правительства.

    В-пятых, существующая практика воздействия на экономические решения государства в области макроэкономического регулирования экономики со стороны крупного предпринимательства и банковского сектора негативно влияет на экономические интересы большей части экономических субъектов. Отметим, что воздействие предпринимателей на экономические решения государства в области государственного регулирования через поддержку партийных групп и выдвижение депутатов в парламент является общепринятой практикой и при надлежащем законном исполнении целесообразных экономических предложений со стороны крупных предприятий приносит положительные результаты в среднесрочной перспективе. Однако в России активно развернута система лоббизма, которая позволяет представителям отраслей, отдельных экономических структур оказывать нажим на представителей исполнительной власти, что ведет к удовлетворению интересов меньшинства экономических субъектов в ущерб интересам национальной экономической системы в целом. Кроме того, практика использования нелегитимных методов, подкупов, коррупции для воздействия на экономические решения государства наносит непоправимый ущерб экономике.

    Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни для всех.

    В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем и на мировом рынке. Это возможно при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

    Перспективы государственного регулирования российской экономики

    Поскольку невозможно повысить эффективность государственного регулирования за счет одного волевого решения, необходимо планомерно реализовать меры, которые призваны решить отдельные проблемы в структуре государственного регулирования экономики.

    Поскольку в российских условиях в данный момент объективно невозможно выделение экономических институтов, которые были бы способны претворять в жизнь государственные решения в области макроэкономического регулирования, необходимо проработать концепцию их создания.

    Необходима проработка следующих направлений государственного регулирования экономики:

    • Система формирования конкурентной среды и защиты от недобросовестной конкуренции.
    • Система регулирования денежной массы в обращении с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, а также иных перспективных инструментов, применяемых ЦБ РФ. Вместе с тем, необходим системный подход к использованию данных инструментов регулирования.
    • Поддержание сбалансированности государственного бюджета.

    Наиболее актуальным для России на данном этапе будет стимулирование развития указанных направлений, благодаря чему государство сможет повысить эффективность регулирования экономики в целом.

    Развитие принципов социального партнерства согласно модели трипартизма, которая характерна для России, позволит повысить роль профессиональных союзов, населения и союзов предпринимателей в реализации общегосударственной политики в области регулирования национальной экономики на макроуровне. Это позволит создать наиболее действенные по своей природе отраслевые союзы предпринимателей. Также постепенный количественный рост предпринимателей создаст предпосылку для вызревания групповых деловых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию.

    В плане обеспечения экономической безопасности страны, для России актуально дальнейшее проведение политики защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

    В контексте политики импортозамещения, приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям.

    Такая политика начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. Правительство через различные элементы вводит повышение ввозных пошлин и импортных квот, что ограничивает импорт определенных товаров и восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

    Даже при отмене санкций в отношении товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, государство может продолжить стимулировать политику импортозамещения, используя элементы протекционистской политики, через таможенные пошлины и импортные квоты.

    Использование такой политики российскому правительству более активно влиять на экономику страны, поддерживая отечественных производителей, защищая их от недобросовестной конкуренции со стороны стран импортеров и демпинговых цен, применяемых международными корпорациями на ряде товарных рынков. В реализации этой политики участвуют различные институциональные организации: органы законодательной и исполнительной власти, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, частные коммерческие структуры и др.

    В этой же области следует обеспечить достижение компромисса между различными политическими партиями, которые представлены в парламенте. Конечно, данный вопрос относится по большей части к организационно-правовым основам функционирования нашего государства, однако он имеет существенное значение как важный внеэкономический фактор.

    В плане решения проблем чрезмерного лоббирования и коррупции следует учитывать, что в России активно ведется борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти. Неприкасаемых нет. Губернаторы, министры, представители силовых ведомств, сотрудники отделов по борьбе с коррупцией – перед судом будут отвечать все.

    В этой связи для снижения возможностей лоббирования в интересах отдельных крупных экономических структур следует продолжать развитие и стимулирование деятельности Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. Все эти структуры снижают вероятность возникновения крупных экономических структур, которые могут оказывать влияние на макроэкономические решения государства. Также сюда следует отнести разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики. Уже сейчас можно говорить о формировании отдельных функциональных направлений государственного регулирования экономики в области сдерживания монопольных тенденций и лоббистских процессов.

    Наконец, для обеспечения эффективного государственного регулирования российской национальной экономической системы следует обеспечить методологическое и объективно-функциональное формирование элементов планирования государственных решений в области отдельных аспектов экономики. К таким областям относится в первую очередь антициклическая политика, позволяющая сгладить острые фазы кризиса и смягчить последствия кризисных явлений в экономике. Кризис 2008 года и падение валового внутреннего продукта в 2015-2016 годах доказали необходимость использования инструментов смягчения в государственной политике. В этой связи государству при реализации мер регулирования экономики следует обратиться к опыту теории циклов Кондратьева и принять на вооружение методы, разработанные уже на основе данной теории в контексте применения в современных условиях развития. Учитывая последовательность и характер этапов циклического развития экономики, государство может планировать отдельные меры по их смягчению, подготавливая соответствующие макроэкономические решения заранее. В этой связи актуально также воспользоваться опытом планирования, который накоплен в Российской экономической науке за период планового хозяйства, с учетом его адаптации под современные рыночные реалии.

    Отдельно стоит сказать о том, что идеи создания системы планирования экономического развития сегодня вновь приобретают актуальность среди отдельных представителей экономической мысли России, но уже в условиях сочетания макроэкономических плановых индикаторов и рыночных факторов. Например, Н.И. Ведута на базе опыта ведения планового хозяйства в СССР предложил создание системы стратегического государственного планирования развития экономики для целей государственного регулирования экономической системы. В рамках создания такой системы необходимость тотального планового хозяйства отвергается, а предлагается переход к перспективному стратегическому планированию, на основе чего разрабатывается и реализуется макроэкономическая политика для управления развитием экономики, а также принимаются государственные решения и проводятся экономические реформы. Таким образом, в стране возможно создание централизованно-смешанной экономики по образцу классического механизма свободной конкуренции с включением в нее учета воздействия рыночных факторов при установлении макроэкономических пропорций в стратегическом плане развития. Основополагающие принципы сочетания стратегического планирования и рыночных механизмов Н.И. Ведута впервые изложил в 1971 году в книге "Экономическая кибернетика". Впоследствии данные идеи развивались, и основным направлением их воплощения сегодня является использование вычислительной мощности современной техники, которая позволит создавать уникальный и точный стратегический план макроэкономического развития, лишенный изъянов, которыми страдает рыночная экономика. При этом вопросами создания такой электронной системы, осуществляющей макроэкономические прогнозы с высокой степенью точности, занимаются и другие страны мира, в том числе Китай, США.

    Вывод

    Рассмотренные аспекты государственного регулирования экономики России связаны с объективными особенностями общественно-экономического развития страны на данном этапе. В то же время предложенные методы решения проблемных вопросов государственного регулирования позволят существенно повысить эффективность участия государства в национальной экономической системе и государственного регулирования экономики на основе учета макроэкономических показателей, институциональных аспектов и интересов экономических групп.

    Актуальные для России методы государственного регулирования экономики связаны, прежде всего, со сбалансированной государственной экономической политикой и прогрессивными моделями государственного регулирования. Также необходима защита государственных чиновников, принимающих решения о проведении мер макроэкономического регулирования, от лоббирования интересов и коррупционных схем со стороны крупных экономических структур, заинтересованных исключительно в увеличении собственной выгоды.

  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...