Основные методы и принципы экономического анализа. Методы экономической теории


В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).


Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 1,а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линейной зависимости; б - график прямой линейной зависимости; в - график нелинейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. Например, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М - объем денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объем текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M = P × T ÷ V

т.е. объем денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объема совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денег. Если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег, а также объема текущих сделок купли-продажи товаров и услуг.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).

Современные модели социально- экономических процессов как выражения их специфики: американская, германская, шведская, французская, китайская

Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение преж де всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

Экономическая модель - это формализованное описание эко номического процесса или явления, структура которого опреде­ ляется его объективными свойствами. Отображение экономичес кого явления в определенной экономической модели основыва ется на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее на циональная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

пространственно определенную и национально специфичес кую организацию экономической жизни;

экономический потенциал страны;

национальный рынок, место страны в мировой экономике;

специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и сни жение трудоемкости изделий);

повышение доли сбережений по мере роста доходов;

воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосудар ствления);

создание национального экономического порядка;

традиции и национальную психологию, объясняющие пове денческие реакции членов общества.

Перечисленные элементы необходимы для возведения экономи ческой модели той или иной страны. Многие исследователи полага ют, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с со циумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сфор­ мировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

1. Американская модель

Становление и развитие американской экономической моде­ ли сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство аме риканцев разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия.

С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в ры ночной экономике имеет пределы, что оно не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением. Теоретическим обоснованием ог раничения социально-экономических функций государства стали исследования М. Фридмена, который, признавая особую приро ду общественных благ и ответственность государства за их обеспечение, исходил из того, что государство должно реализовывать свои обязательства с помощью частных институтов через рыноч ные механизмы. К рубежу 80-х гг. стали явственными негативные проявления государственных функций. Это вызвало неолиберальную революцию, которая в своих основных проявлениях была поддержана не только республиканцами, но и демократами.

В последние десятилетия, и особенно в 90-е гг. XX в., можно было констатировать снижение доли государственных расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилени ем рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой - факторами геопо­ литического плана (окончанием «холодной войны», возможнос­ тью уменьшения.расходов на военные нужды). При этом государ ственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структу ры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть - мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики -атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечиваю щие воспроизводство рабочей силы - образование и здравоохра нение). Государственная собственность в США практически пол ностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

Тем не менее некоторое государственное вмешательство в эко номику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регу лирование; создание и поддержание правовой базы рыночных от ношений, включая законодательную защиту частной собственно сти и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности дея тельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

Признается роль государства в реализации следующих нацио нальных приоритетов XXI в.:

дальнейшая стабилизация роста экономики, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достиже ния устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;

содействие росту производительности труда в осуществлении инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддерж ки информационных технологий;

всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономи ческий рост и уровень жизни американцев;

обеспечение социальной функции государства посредством оптимизации программ в сфере пенсионного и медицинского стра хования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;

Реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.

Принципиально важным является повышение степени приори тетности в бюджете государства инвестиционных вложений в чело веческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подго товку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение.

Так, государственное финансирование системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) из фондов федерального правительства, а также местных властей в США составило в 1999 г. около 500 млрд долл. Свыше 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд долл.) в конце 90-х гг. приходилось на долю США.

Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной ча сти населения. Для уменьшения социальной напряженности мало­ обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уро вень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.

Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование за­конодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясня ется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защища ет работников от дискриминации. Об увольнении или необходи мости переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует предварительных консультаций с профсоюзами. В правовом регулировании трудовых отношений суд исходит из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а также из того, что является высшей целесообразностью в этой ситу ации: расторжение трудового договора, ликвидация самой орга низации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника. Законодательством предусмотрены про­цедуры выплат работникам, увольняемым из организации-долж ника.

Джордж Буш сменил практически весь экономический блок своей администрации. Спустя два года после своего избрания он всерьез занялся модернизацией экономической модели США. Доллар - главная резервная валюта планеты, поэтому весь мир с тревогой наблюдает, что происходит в Америке. Если президент и его новые советники сделают ставку на американский экспорт, им неизбежно придется ослабить курс национальной валюты. От того, как поведет себя доллар, напрямую зависит экономический баланс мира. Учитывая войну в Ираке, претензии США на полный контроль за нефтеносным Ближним Востоком, интрига становится более запутанной. Мало хороших новостей и из сектора высоких технологий. Так, компания Gateway, третий по объемам производитель компьютеров в США, в 2002 г. отказалась оплачивать своим сотрудникам, рождественские каникулы; о своем банкротстве объявила вторая по величине авиа-компания - United Airlines..

Слабые показатели демонстрирует розничная торговля - глав ный двигатель американской экономики. В ноябре 2002 г. без­ работица охватила 6% активного населения - это самый высо кий уровень за последнее десятилетие.

Экономическую модель США сильно деформировала война в Ираке, изменившая характер распределения рисков: не частный капитал, а именно государство, призванное представлять публичные интересы, станет наиболее активным агентом в ры ночных операциях. Активные военно-политические интервен­ ции потребуют увеличения федеральных расходов, а следова тельно, увеличения налогового бремени и более активного вме­ шательства государства в экономическую жизнь страны. Противоречивость такой позиции отражает колебания внутри политической элиты.

2. Германская модель

Благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевремен­ ным и плодотворным реформам, проведенным Л. Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для герман ской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производ ства), стиля потребления и т.д.

Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида из делий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация доро гостоящей системы социального обеспечения и народного образо вания, отступление государства из многих областей частной эконо­мики, сокращение бюрократического аппарата.

Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.

В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту това ров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и сред ние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.

После объединения Восточной и Западной Германии пришлось уравнять их системы социального обеспечения. Огромное количество восточных немцев (до 20%) осталось без работы, а значит, без средств к существованию; пособия по безработице едва хватает на самое необхо димое. Часто можно слышать мнение, что ФРГ взвалила на себя груз объединения, не просчитав многих последствий этого процесса. В пос леднее время благодаря усилиям федерального правительства безрабо­ тица уменьшилась на 11-12%.

В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предприятия, всех организаций - как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, со циальных страховок, пособий.

Социальная политика основана на предоставлении всем фор мам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей ус тойчивого развития. Особым покровительством пользуются мел кие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран ЕС было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопро­сов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт ус тойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее: а) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка;

б) стоимость работы не должна быть слишком вы сокой.

3. Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Шве ции как одного из самых развитых в социально-экономическом от ношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Шве ции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы.

Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы эко номической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде -всего сфера перераспределения, а не госу­дарственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Доминирование указанных целей шведской модели может быть объяснено уникальной активностью рабочего движения. Начиная с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал- демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), с которой в течение десятилетий тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движе ние в стране. Швеция отличается от других стран главной и неизмен ной целью экономической политики - полная занятость населения, что, естественно, вызывает активную поддержку и одобрение народа.

Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране раз витие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:

в политической сфере - высокий уровень развития политичес кой культуры, кооперационный характер отношений между разны ми социальными слоями и политическими партиями на основе вза имного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным пред принимательством и создания инновационного климата;

в социальной сфере - возрастание значения человеческого фактора - высококвалифицированного и творческого труда, со­циальной направленности государства и экономической стабиль­ ности общества.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обес печенных слоев населения.

Главный фактор данной модели - сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расхо дов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели.

Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жиз ненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.

4. Французская модель

Особенность экономической модели Франции - высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реа лизации двух масштабных программ приватизации (1986-1988 и 1993-1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.

После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельно сти государства. Однако проведение правительством реконструк ции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.

В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударств ления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционер ного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.

Государственные предприятия Франции традиционно разде ляются на две группы: административные учреждения и акцио нерные компании. Статус административного учреждения (госу дарственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом де­ ятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.

Таковыми являются предприятия, выполняющие функции обще ственной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в от-, расли транспорта - Национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики - Электрисите де Франс, Гас де Франс, Наци ональная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи - Генеральная дирекция почты и связи.

Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.). В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному пред приятию. Государственными считаются также предприятия, в прав­ лениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролиро вать управление. Правительство, местные власти в ряде районов стра­ ны предоставляют компаниям значительные средства из специаль­ных фондов финансирования программ профессионального обуче ния и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок.

Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Наци ональному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и посреднической фирмы при правительстве и министерстве исследова ний и технологии.

Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспорт ной продукции.

Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет счи таются среднесрочными, а свыше четырех лет - долгосрочными.

В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции действуют жесткие санитарные требования к ввозимым раститель­ ным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания импорта сельско­ хозяйственных товаров во Франции наряду с таможенными сбора ми используется система компенсационных сборов, которые пред ставляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сообщества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересмат риваются. Разница между едиными и мировыми ценами может колебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз.

Пример Франции демонстрирует высокую степень политичес кого воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно свя занных с циклической сменой правящих коалиций левых и пра­ вых сил. Большую долю социальной ответственности при прове дении реструктурирования принимает на себя деловая среда Фран ции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях.

Суть этого документа - оказание помощи служащим в поиске новых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформиро вать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и орга ны власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в стадию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена.

Общим принципом является сведение увольнений к миниму му за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций ра ботникам в связи с переездом на новое место жительства, профес сиональной переподготовки, финансового стимулирования досрочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя сто имость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80% стоимости про цедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы.

При этом правительство оплачивает расходы по переподготовке (до 100%), зарплату служащим, проходящим профподготовку (до 70%), расходы при реформировании предприятия (до 50%), а так же транспортные расходы. Кроме того, правительство оказывает по мощь, сокращая размер налогов, взимаемых с фонда оплаты труда.

Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занято сти населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной за работной платы. Несмотря на возрастание экономической напря женности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на реше ние двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственно сти, что в итоге приводит к общественному согласию.

5. Китайская модель

Одним из важнейших событий мировой экономики последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудни ки института экономического анализа сформулировали несколь ких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран.

Исследования показывают, что такой закономерности не суще ствует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей ми ровой экономики;

гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обу словлено низкой долей промышленности и высокой долей сель ского хозяйства.

Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в совре менной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;

гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ.

Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;

гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского на ционального характера: трудолюбие, самоотверженность, непри хотливость.

Однако в условиях той же ментальное™ в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным стра нам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь не сколько лет назад;

гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.

В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Ки тае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохра нило значительный контроль за экономикой, а его роль в эконо мическом развитии заметно возросла. Государство активно участ вовало в каждом из основных направлений экономической поли тики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.

Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и суще ственно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерали зация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к со­ кращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г.

В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - импортные по­ шлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.).

Одна из значительных причин успеха китайской модели за ключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютно го курса в 1979-1997 гг. были весьма умеренными (8,3%) - в от личие от России, где они оказались почти в 12 раз выше. Денеж­ но-кредитную политику китайские власти в течение всего перио да реформ проводили весьма сдержанно, благодаря чему среднегодовые темпы инфляции составили немногим более 10%.

Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая - характер проводившейся экономической политики. Вопреки ши роко распространенным заблуждениям в Китае проводились ли­ беральные экономические реформы, причем степень их либе ральности и радикальности, по всей видимости, не имеет анало гов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.

Методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов

Современная Россия находится в состоянии трудного поиска собственной модели экономического развития. По утверждению многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, вы бор варианта экономического регулирования определяется нали чием многообразных ресурсов; формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций; оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяй ственной культуры; менталитетом.

Экономика России последних лет находится в некотором равно весном состоянии, однако в отличие от классического конкурентного равновесия это равновесие явно неэффективно: ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не используются оптимально. Имеет место хронический дефицит оборотных средств. Экономисты указы­ вают на то, что такие равновесия можно описать в рамках современ ной экономической теории, если предположить, что существует систематическая разница покупных и продажных цен на товары. При­ чина возникновения такой разницы цен конкретно в России - это сохранившаяся номенклатурная форма распределения ресурсов (осо бенно в бюджетных организациях), крайне нерациональные для раз вития хозяйственного механизма налоги, рэкет, коррупция чинов­ ников и менеджеров предприятий, излишне жесткая кредитная политика, неопределенность цен.

В экономических публикациях российских экономистов часто упоминается успех послевоенного перехода Германии от эконо­ мики централизованного планирования, существовавшего в тече­ ние более 15 лет, к социально-ориентированной рыночной экономике. Подобный переход был шоковым и для Германии, одна­ ко здесь вначале были созданы надежные правовые рамки для функционирования рынка и только потом постепенно произош ла его либерализация. В России выбор осуществлялся жестко меж ду командно-административным и либерально-рыночным типом организации экономики.

В результате исследовательской деятельности российских уче­ ных четко разграничилось несколько методов оздоровления рос­сийских социально-экономических процессов: с одной стороны, методы фундаментальной неоклассики с ее математическим ап паратом, позволяющим достичь предельной строгости и непроти­ воречивости; с другой стороны, методы отпочковавшихся неоинституциональных течений в сочетании с традиционным институ ционализмом и неокейнсианством, не претендующими на абсо лютную точность, но более реалистичными. Идентифицируя ме тодологические принципы каждого из подходов, необходимо определить, насколько они применимы к российским реалиям (учи тывая особенности этноса и менталитета).

Спор между сторонниками экспортно-ориентированной и импортно-замещаемой моделей развития получает новое измерение в свете успеха китайской модели и поражений других моделей - Индии, стран Латинской Америки.

Смена механизмов и типов общего равновесия, которая происходит в экономике, вызывает к жизни правовую экономику как осо бую дисциплину научных знаний, повышает значение трудовой эти ки, общей культуры населения, нравственных устоев общества.

Более конкретные параметры российской экономической модели сформулировал один из ведущих российских ученых, академик РАН Д. Львов. Основные надежды он возлагает на наукоемкие, высокие российские технологии которые на мировом рынке за после днее десятилетие снизились в восемь раз.

По мнению Львова, в результате «шоковой терапии» в экономи ке возникли две социальные структуры: 15% населения аккумулиру ет в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% де нежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты; 85% населения имеет лишь 8% доходов от собствен ности и 15% всех сбережений.

К сожалению, российская экономическая модель идет вразрез со сложившейся мировой тенденцией: уровень заработной платы в России ниже в 10 раз и более; такой высокой эксплуатации наем ного труда нет ни в одной стране мира с развитой экономикой; цены на услуги и товары приблизились к мировым, а во многих случаях уже превысили их. Таким образом, провалы в проведении экономи ческих реформ, как и раньше, покрываются за счет не только продажи нефти и газа, но и снижения жизненного уровня основной массы населения. По утверждению многих отечественных экономи стов, ликвидация диспропорций в оплате труда возможна за счет природно-ресурсного потенциала России. Учитывая сырьевую струк туру нашей экономики, так называемая нераспределенная чистая прибыль должна на 5% формироваться за счет труда, на 20% - за счет основного капитала и на 75% - за счет природной ренты. В реальности же главная составляющая налоговых поступлений страны - фонд оплаты труда. Но заработная плата в России одна из самых низких в мире. Отсюда парадокс: наиболее угнетенный фактор эко номики якобы создает основную часть дохода России. На самом деле это результат искаженных пропорций между первичными факторами производства, следствием чего является неоправданно высокая нагрузка на бизнес и население. В ведущих странах мира ин теллектуальная рента уже превратилась в фундаментальный источ­ ник социально-экономического развития. Россия за последнее де сятилетие снизила и без того низкую долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз; отставание от США увеличилось почти в 40 раз! На мировых рынках резко снизилась конкурентоспособность оте­ чественной наукоемкой продукции. Науке необходимы налоговые льготы, прямые целевые дотации, законодательные акты по охране авторских прав и обеспечению соответствующих авторских вознаг раждений, по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность. Доля наукоемкого сектора России и передовых стран Запада в мировом наукоемком секторе представлена в таблице.

Доля наукоемкого сектора разных стран, %

Страны

1992 г.

1995г.

2000 г.

США

28,1

29,3

33,9

Япония

23,8

21,6

18,9

ФРГ

Россия

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритет ных задач, решаемых государством, сложились следующие модели современного рыночного хозяйства: социально-ориентированное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика.

При первой модели государственные программы направлены на защиту интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах (Германия).

При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно так тические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает направленность госу дарственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Российская экономика исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собствен ности, что отчасти обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ, хотя Китаю этот же фактор не по мешал войти в рыночную экономику.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, основанный на доминировании частной собственности, соотношении спроса и предложения и действии сил конкуренции, экономическое и социальное развитие любой страны во многом определяется набором характерных черт, формирующих специфику той или иной рыночной модели. Это и соотношение рынка с государственным регулированием, и состояние предпринимательского климата в стране, и господствующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями государства. Опыт показывает, что в совокупности эти факторы могут играть едва ли не более существенную роль, чем базисные принципы рыночной экономики. В таком контексте и предстоит рассмотреть основные черты современной социально-экономической модели США. Во многом именно она предопределяет высокий уровень жизни и экономического развития этой страны, а также лидирующие позиции Соединенных Штатов в мировой экономике.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

американская модель экономика

Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

Экономическая модель-- это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

  • * пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни;
  • * экономический потенциал страны;
  • * национальный рынок, место страны в мировой экономике;
  • * специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и снижение трудоемкости изделий);
  • * повышение доли сбережений по мере роста доходов;
  • * воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
  • * степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосударствления);
  • * создание национального экономического порядка;
  • * традиции и национальную психологию, объясняющие поведенческие реакции членов общества.

Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

Метод - это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология как самостоятельная наука о методе.

При изучении экономических процессов и явлений следует говорить о двух аспектах анализа. Во-первых, - это исследование внутренних процессов на уровне микроэкономики. Оно предполагает использование метода установления минимума или максимума при определении предельных величин. Во-вторых, - аспект рассмотрения внешних связей, характеризующих взаимоотношения агентов производства. Преобладающим здесь выступает метод установления равновесия как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики.

Связь экономической теории и методологии не исчерпывает роли метода исследования, он имеет свои особенные приемы и специфику. Прежде всего это принцип ему, необходимо рассматривать явления в развитии. Исследовательский потенциал принципа историзма весьма велик, он включает сравнительный исторический метод, единство исторического и логического и т.д.

К числу способов и приемов анализа экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция - это процесс создания теории из набора наблюдений. Она обеспечивает переход от частных наблюдений к обобщению. Дедукция - процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Она обеспечивает переход от общего к частному. Анализ означает изучение предмета по частям, то есть его отдельных сторон и свойств, с тем, чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез.

Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи - прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование, то есть формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели.

Экономические принципы - это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

Среди экономических принципов наиболее распространенными являются:

Допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

Принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

Принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный анализ дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

Таким образом, изучение экономических проблем ведет к выявлению и сбору фактов, установлению принципов, характеризующих реальное поведение индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов и составляет содержание экономической теории, которая необходима для разработки успешной экономической политики (см. схему 3).

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ.

Реформа - специально организованные и на законных началах проводимые высшими органами власти преобразования общественных отношений (экономических, социальных, политических и др.) или отдельных сфер жизнедеятельности государства и общества (финансы, образование, оборона и т. д.), причем речь идет о достаточно существенных слоях этих отношений, о важных областях общественной и государственной жизни.

Предпосылками современной экономической реформы в России можно считать попытки трансформации централизованной плановой экономики, получившие название «перестройки» (весна 1985 г. - август 1991 г.), когда были сделаны первые шаги в сторону реальной рыночной экономики. При этом главной задачей считалась коренная реконструкция народного хозяйства на основе научно-технического прогресса, с глубокими структурными сдвигами в общественном производстве, с радикальной реформой хозяйственного механизма, способной придать социализму новое качество. В развитии современной экономической реформы в России, связанной с попыткой построения рыночной системы, можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1)

Таблица 1

Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта реформ требованиям времени и условиям страны и настоятельно ставят вопрос о необходимости создания новой концепции реформирования с современными характеристиками качества жизни народа на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в регулировании. Особое значение в процессе выработки новой стратегии реформы придается региональной политике. Это обусловлено существованием тенденций экономической и политической дезинтеграции. Пример Чечни показывает, каких опасных пределов может достичь процесс суверенизации, к каким жертвам среди населения и в экономике это может привести, если он не блокируется вовремя или не решается в рамках закона. Развитие рыночных реформ в Приморском крае, приведших к его значительному отрыву от центра, не носит такой взрывоопасный характер. Однако цифры даже за последние пять лет свидетельствуют о постоянном ухудшении социально-экономической ситуации (табл. 2).

Таблица 2

Важно отметить, что эти данные превышают среднероссийские показатели. Это доказывает необходимость применения более эффективных инструментов реформирования, принятия взвешенных политических и экономических решений, способствующих сохранению целостности государства. Такие требования обусловлены общим ходом экономической реформы во всех регионах страны. Поэтому во многих документах, касающихся региональной политики, говорится, что современная экономическая реформа должна быть направлена на: выравнивание экономического и социального развития регионов по всем показателям, определяющим уровень жизни населения; формирование эффективных территориальных пропорций, крупных производственных комплексов, создание условий для территориальной системы расселения; преодоление диспропорций в развитии народнохозяйственного комплекса и отдельных отраслей на основе сокращения сырьевой сферы экономики в пользу перерабатывающей сферы и сферы услуг; изменение административно-территориального устройства России и ее районирования

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.

Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

1. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

2. Метод индукции и дедукции. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

4. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

5. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

2. Диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

Методы диалектической логики:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод абстракции (от лат. abstractio - отвлечение) широко применяется в экономике. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

2. Единство исторического и логического. Исторический и логическийметоды рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

3. Системный метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:

1. Математические и статистические приемы и средства исследования. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, поэтому экономическая теория широко использует данные методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели. Модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было использовать для предсказания того, к чему могло бы привести изменение параметров модели (к примеру, модель должна давать ответ об изменении цены, вызванном применением различных ставок налогов, являющихся параметрами этой модели).

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

2. Экономический эксперимент . При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...