Основные экономические системы. Модели национальных экономик


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие национальной экономики. Изучение системы национальных счетов и ее основных показателей. Формы и методы измерения валового внутреннего и национального продукта. Особенности структуры народного хозяйства и макроэкономические показатели развития РФ.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Теории структурных реформ национальной экономики. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики. Показатели системы национальных счетов. Общее экономическое равновесие. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2012

    Отрасль экономики, структура народного хозяйства и его производственные и непроизводственные сферы. Виды структуры национальной экономики. Инфраструктура экономики, ее виды и значение для национальной экономики. Производственная и рыночная инфраструктура.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Глобализация экономики, процесс роста взаимосвязи и взаимозависимости экономических систем различных стран. Способы встраивания экономики страны в мирохозяйственные связи. Определение понятий глобальной, мировой, национальной экономики и экономики страны.

    реферат , добавлен 24.06.2009

    Продовольственная безопасность, как элемент национальной безопасности страны. Опасность утраты продовольственной независимости страны. Продовольственная безопасность в системе мировой торговли. Продовольственная безопасность России на мировом рынке.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2016

    Изучение агропромышленного комплекса и его роли в системе национальной экономики страны. Динамика, уровень развития и проблемы функционирования АПК Беларуси. Направление развития аграрного сектора экономики. Реформирование экономического уклада страны.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2013

    Понятие национальной экономики. Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны. Система показателей национальной экономики. Международная экономика и ее показатели. Динамика иностранных инвестиций.

    1. Понятие об экономической системе и модели национальной экономики.

    2. Классификация экономических систем.

    Понятие об экономической системе и модели национальной экономики

    Исходным понятием для анализа современных моделей национальных экономик дефиниция "экономическая система общества". Экономическая система общества и модель национальной экономики соотносятся как общее и специфическое.

    Некоторые ученые отождествляют эти понятия, определяя экономическую систему как форму организации национальной экономики, ее хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов. Однако анализ сущностных черт дефиниции "экономическая система", ее составляющих, структуры и форм проявления свидетельствует, что экономическая система может отображать тенденции развития как отдельных экономик, так и их групп, цивилизации в целом.

    Экономическая система - понятие, отражающее закономерности развития человеческого общества в целом и отдельных наций на определенном уровне социально-экономических отношений, в нем сложились на основе общих для них характеристик. Это своего рода теоретическая модель, которая отражает общие закономерности эволюции экономической подсистемы человеческого общества или отдельных групп обществ, отдельных обществ. Основные элементы экономической системы: производительные силы, технико-экономические отношения, социально-экономические отношения (отношения собственности), организационно-экономические отношения, хозяйственный механизм в наиболее общем виде их проявления в определенный момент развития человеческого общества.

    Модель национальной экономики - отражает тенденции развития отдельных хозяйственных систем с учетом как общеэкономических особенностей развития общества (экономическая система), так и специфических, присущих только данной хозяйственной системе на определенном этапе ее эволюции. Эта дефиниция определяет, как проявляются общие закономерности развития экономической составляющей общества в отдельно взятых хозяйственных системах определенного общества. Основные элементы национальной экономики: производительные силы, технико-экономические отношения, социально-экономические отношения (отношения собственности), организационно-экономические отношения, хозяйственный механизм, экономический потенциал, особенности государственного устройства, традиции, менталитет, культура общества в их динамике, развитии с учетом наиболее общих закономерностей развития экономических систем и их преломление (изменение, эволюция, дополнения новыми признаками и т.д.) в отдельных обществах.

    Классификация экономических систем

    Экономические системы общества имеют несколько классификаций. Приведем примеры наиболее употребляемых из них.

    По типу собственности на средства производства (формационный подход):

    o Первобытнообщинный строй - экономическая система первобытной общины основывалась на общей собственности. Средства труда были общей собственностью, а произведенный продукт распределялся в интересах всей общины в целом. Наибольшую долю получали вожди, охотники, воины. Между всеми другими членами общины продукт распределялся поровну. Через эту экономическую систему прошли все общественные образования, однако с разной продолжительностью временного лага.

    o Рабовласниький строй - рабство означало переход к частной собственности в ее абсолютной форме. Собственностью рабовладельца является не только земля, средства производства, но и сам человек, который на него работает. Раб не имеет семьи, дома, хозяйства. Он - вещь среди вещей. Эта система была присуща не всем общественным образованием. Так, в Греции, Китае, Риме рабовладельческий строй отличался по своей сути - в Греции система рабовладельческого строя, например, была более демократичной, чем в Китае. Некоторые народы обошли стадию рабовладельческого строя, например, славянские народы от стадии первобытного общества перешли к феодализму.

    o Феодализм - феодализм развил частную собственность в абсолютной форме и в то же время ослабил ее абсолютный характер. Работник выступает как субъект и как объект собственности. Как субъект собственности он имеет определенный надел, сельскохозяйственный инвентарь и тому подобное. В качестве объекта собственности работник вынужден отрабатывать на своего хозяина повинность (например, Отработочная оброк, и / или денежный оброк). При таком типа общественно-экономической формации человек-работник так же сохраняет низкое положение в структуре средств производства. Как и рабовладельческий строй, был присущ не всем обществам и имел свои отличия (крепостничество было отменено в европейских странах раньше, чем у славян).

    o Капитализм - при капиталистическом хозяйствования, чтобы организовать производство материальных благ, владелец средств производства должен купить рабочую силу (физические и умственные способности человека), а не человека. Таким образом, осуществляется купля-продажа рабочей силы (наем на работу) и начинается капиталистическое производство. При этом стремительно развиваются рыночные отношения, бартер заменяется товарно-денежным обменом. Но при таком способе производства, как показывает марксизм, человек-рабочий все еще остается от своей деятельностной сущности. Капитализм в европейских странах распространялся различными темпами, иногда разрыв в развитии капиталистической системы хозяйствования между странами продолжался сотни лет.

    o Социализм - концепция идеального общества: бесклассовое общество, обобществленная собственность на средства производства и результаты труда, равное распределение национального богатства, отсутствие антагонистичности во взаимоотношениях производительных сил и производственных отношений, отказ от услуг стоимости, всестороннее развитие производительных сил общества. Подобный строй была попытка построить в ряде стран Европы и Азии.

    По структурно-управленческим аспектом развития экономики экономическая система рассматривается как социально создан механизм для принятия экономических решений во всех сферах общественного производства: собственно производстве, обмене, потреблении и распределении. То есть экономические системы различаются по структуре хозяйственного механизма: рыночная экономика, нерыночная экономика.

    Институциональное направление рассматривает развитие экономических систем и отдельных типов национальных экономик как комплекс экономических отношений между хозяйственными единицами и экономическими агентами, развиваются под влиянием экономических, политических, социальных, экологических, культурных, географических и других институциональных и природно-социальных факторов.

    По степени индустриально-экономического развития различают доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (информационное, знаниевую). Специфику каждого из них определяет уровень технико-экономических отношений, ведущий сектор в экономике и общий уровень развития производительных сил общества. Это технократические концепции развития общества.

    В зависимости от развития человеческой цивилизации (цивилизационный подход) различают следующие стадии развития экономических систем:

    o 1 группа - доиндустриальную (традиционный цивилизацию, индустриальную цивилизацию, постиндустриальную (постэкономического) цивилизацию;

    o 2 группа - традиционную (патриархальную или авторитарную) цивилизацию, либеральную и демократическую цивилизации;

    o 3 группа - постоянный поиск путей формирования единой мировой цивилизации.

    Так, достаточно интересна концепции циклического развития общества или изменения цивилизаций (Л. Морган, А. Тойнби, Н. В. Данилевский, А. М. Ковалев, Ю. В. Яковец). Согласно некоторым из этих теорий, человечество в своем развитии прошло 7 стадий (то есть на смену друг другу прошло 7 цивилизаций): неолитическая, рабовладельческая, античная, раннефеодальное, перединдустриальна, индустриальная и постиндустриальная, соответствующие эволюции общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Они не отражают эволюции конкретных типов национальных экономик, но все же дают определенным образом обоснованное логическое объяснение всеобщим закономерностям развития человеческой цивилизации, в т.ч. и ее экономической составляющей.

    Существует также классификация экономических систем в соответствии с взаимосвязей между производством и потреблением в обществе. Она была разработана К. Бюхера в начале XX в. Он выделил следующие типы экономических систем: замкнутый домашнее хозяйство городское хозяйство и народное хозяйство, отличающиеся между собой по уровню потребления и производства товаров и услуг, а также продолжительности и количеству стадий, проходящих между ними.

    Однако наибольшее распространение получила классификация экономических систем и типов национальных экономик по уровню развития социально-экономических отношений и способом координации и управления экономической деятельностью, поскольку именно эти аспекты экономического бытия определяют и характеризуют уровень развития производительных сил общества и взаимосвязи в экономике.

    По этому критерию определяют следующие типы экономических систем:

    o "Чистая" "рыночная экономика (свободный рынок, саморегулируемая экономика," чистый "капитализм, эпоха свободной конкуренции) - частная собственность на факторы производства; самокоординации экономической деятельности на основе действия общих объективных закономерностей развития (экономический порядок) максимальное невмешательство государства в экономические взаимоотношения, свобода предпринимательства и выбора деятельности (принцип демократии и экономической свободы выбора); общая цель для всех субъектов хозяйствования - получение максимальной прибыли и действуя на свой страх и риск; свободные входы и выходы с рынка за счет действия свободной (чистой или совершенной) конкуренции; обеспечивается господство потребителей на производителями, то есть производится только то, что покупается; ценовой механизм является основным координационным механизмом урегулирования экономических отношений (экономический порядок) рынок для всех его участников является "черным ящиком", он неизвестен, и все суб объекты вынуждены объективно подчиняться его законам; распылена экономическая и рыночная власть; единичная планомерность экономической деятельности (на уровне отдельных предприятий).

    o Командная экономика (командно-административная, социалистическая плановая система хозяйствования) - огосударствленная общественная собственность на факторы производства и результаты труда; господство централизованного планирования и распределения экономических ресурсов и коллективное принятие хозяйственных решений путем тотальной централизации планирования экономической деятельности; подавление механизмов рыночного саморегулирования (свободной конкуренции, ценообразования, распределения и обмена); отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей и работников; государственный контроль над всеми сферами общественной жизнедеятельности; господство единой идеологии развития и исключения принципов функционирования других экономических систем (закрытая экономическая система) господство производителя над потребителем (на рынках при такой системе покупается только то, что производится, выбора у потребителя нет). Такая модель экономической системы была воплощена в СССР и странах социалистического содружества и сохранялась до начала рыночного реформирования этих экономик.

    o Традиционная экономика - господство частной собственности; низкий уровень экономического и социального развития общества; многоукладность экономики с преобладанием сырьевой составляющей; зависимый (колониальный) характер социально-экономического развития; преобладание традиционного (обычного) права в координации экономических отношений; технический прогресс резко ограничен; демографические кризисы (обычно темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства); низкий уровень развития науки и образования; низкая производительность труда за счет устаревших способов управления и технологического устаревания; большой государственный долг; исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике. Такая экономическая система и до сих пор существует почти в 100 странах мира. Страны традиционной системы являются поставщиками сырья и материалов для мирового хозяйства, служат рынком сбыта готовой продукции и полностью зависимыми от внешних источников финансирования.

    o Смешанные системы (принципы "смешанной экономики" разрабатывали А. Вагнер, С. Чейз, Дж. М. Кейнс, Э. Хансен, П. Самуэльсон и др.). Для этой системы характерны следующие процессы: на микроекономич ном уровне отношения регулируются преимущественно рыночными способами и альтернативными к ним внерыночными методами (корпоративная координация) а на макроэкономическом уровне - синтезированной системой государственного и корпоративного управления и регулирования хозяйственных процессов; плюрализм форм собственности; переплетение, взаимопроникновение и взаимодополнение коллективного, частного и государственного хозяйств, но также взаимный переход одного типа хозяйства в другой; социальная ориентация экономики, повышения на ее основе жизненного уровня людей; признание человека и его способностей главной ценностью и производительной силой; их формирования определяется переходом от одной системы хозяйствования к другой (переходный период). Демократическая форма управления способна обеспечить экономические, политические и духовные гарантии для полнейшей реализации возможностей каждого человека. Смешанными есть все современные экономики - как развитых государств, так и стран с трасфор-ционной экономикой и даже слаборазвитых. Однако все смешанные экономики отдельных стран (модели национальных экономик) имеют свои специфические черты.

    Так, страны бывшего СССР начали экономическое реформирование с целью построения социально-ориентированной рыночной экономики с преобладанием принципов рынка над государственным вмешательством в экономику. Темпы и последствия этих трансформаций, их цели и механизмы внедрения были существенно различными, в результате чего часть стран смогла быстрее адаптировать собственные хозяйственные системы к условиям мирового рынка, а другая часть все еще находится на первых ступенях этих реформ.

    Южная Корея при переходе к новым условиям хозяйствования стала на путь формирования рыночной экономики с преобладанием государственного вмешательства в экономику и значительным государственным сектором экономики и одновременной развитием частного малого и среднего бизнеса, расширила внешние контакты с другими хозяйственными системами.

    Китай в этом аспекте является государством, которое, формально основываясь на принципах коммунизма и социализма, строит реальную смешанную рыночную экономику. В экономической политике Китая принципы планомерности и жесткого государственного контроля за экономической деятельностью органично сочетаются с принципами свободного рынка. Экономическая политика Китая неразрывно связана с демографической, политической, социальной, культурной, научной, технологической и экологической и постоянно стремится найти баланс между уровнями функционирования национальной экономики. Для Китая, как и других азиатских стран (бывшие командные и традиционные экономики), проблемы экономического развития при формировании современных смешанных систем заключаются в решении таких проблем: преодоление экстенсивного характера экономического роста; поиск быстрых путей выравнивания экономических диспропорций, связанных с низким стартовым уровнем развития; признание активизации развития образования и науки двигателем устойчивого экономического роста нации; преодоление идеологии закрытой экономики и переход к открытой системе хозяйствования.

    Современные смешанные экономики развитых стран характеризует понятие "модель современных рыночных экономик". К таким можно отнести США, ЕС, Японию, Корею и некоторые другие государства, в своем социально-экономическом развитии рационально смогли совместить национальные особенности с общецивилизационными тенденциями развития. их модели государственных экономик нельзя отождествлять с понятием современной смешанной экономики.

    Следует отметить также, что ни одна из названных выше основных экономических систем фактически существовала и сейчас не существует в чистом виде. Это связано с такими особенностями развития человеческого общества:

    o специализацией и кооперацией хозяйственных процессов в мировых масштабах;

    o аккумуляцией усилий человечества в решении глобальных экономических, социальных и экологических проблем;

    o формированием единого глобального информационного и научного пространства;

    o поиском оптимальных путей координации ограниченных ресурсов и более оптимального их использования, поиском альтернативных источников ресурсов;

    o объективным характером постоянных трансформаций национальных хозяйств и под их влиянием - мирового хозяйства и др.

    В последнее время значительный круг экономистов определяет тот факт, что большинство национальных экономик движется в направлении формирования "экономики согласований" (новая модель смешанной экономики). Концепция "экономики согласований" разрабатывалась для стран Скандинавии на базе специальных экономических исследований с учетом национальной специфики этих стран и общих цивилизационных тенденций развития. Эта концепция исходит из факта появления синергетического эффекта от рационального сочетания рыночного саморегулирования, государственного вмешательства и корпоративной координации современной экономики ("рациональная смешанность"), что проявляется в появлении механизмов переговорного характера - согласования. Они, по мнению западных ученых, смогут решить проблему экономических систем на макро- и микроуровне, оптимально соединив цели субъектов национальной экономики для достижения общей конечной цели функционирования.

    Итак, модели национальных экономик формируются с учетом мировых достижений практики хозяйствования и учитывают свои особенности развития: исторические, политические, демографические, экологические, природные, социально-культурные, психологические и тому подобное. их структура является отражением диалектического взаимодействия общего (модели экономических систем) и специфического (их проявления в отдельных странах) экономического развития общества.

    Базовой моделью для различных типов национальных экономик, как показывает сама эволюция современной экономики, является модель смешанной экономической системы, стремится как наиболее рационально и оптимально совместить в единой системе экономических взаимоотношений принципы рыночного саморегулирования и государственного вмешательства в экономику, не отвергая возможности появления альтернативных них механизмов координации, а также обосновать необходимость и наиболее рационально использовать возможности производительных сил общества, традиционных и новых средств производства с учетом общих и специфических черт различных по своим характеристикам национальных хозяйственных систем. Модель смешанной экономики наиболее адекватно объясняет современные тенденции к интеграции и глобализации, при этом не унифицирует отдельных экономик, а приближает их к пониманию того, что человечество может выработать единые принципы поступательного развития и решения общих социально-экономических и других проблем в направлении формирования постиндустриального общества.

    Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

    Что такое смешанная экономика

    Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

    Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

    При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

    • Крупное предпринимательство
    • Мелкое предпринимательство
    • Среднее предпринимательство
    • Государственные организация и учреждения
    • Муниципальные предприятия

    При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

    Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

    В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

    • Обеспечение занятости
    • Стабилизация цен
    • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
    • Равновесие платежного баланса
    • Использование производственных мощностей в полной мере

    В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

    Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

    Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

    Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

    Этапы возникновения

    Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

    Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

    Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

    • невмешательство государства в экономику
    • установление рыночного равновесия

    Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

    Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

    Модели в смешанной экономике

    Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

    • различными уровнями материально-технической базы
    • особенностей геополитического развития
    • Особенностями политического развития
    • Социально-культурных особенностей
    • Особенностями формирования общественного устроя

    На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

    Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

    Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

    Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

    Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

    Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

    Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

    Роль государства в смешанной экономике

    Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

    При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

    • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
    • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
    • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
    • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
    • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
    • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

      Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах. Национально-государственные экономические системы. Роль и функ­ции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики государства.

      Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах.

    Экономическая система - это совокупность всех эконо­мических процессов, действующих в обществе на основе определенных имущественных и организационных форм.

    Каждая экономическая система общества состоит из объектов, субъектов и различных связей.

    Под объектом экономической системы понимают все то, на что направлена деятельность человека (земля, природ­ные ресурсы, факторы производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация и т.д.).

    Под субъектом понимают всех тех, кто осуществляет хозяйственную деятельность (семья, группа лиц, органы управления, государственный аппарат, предприниматели и т.д.).

    В качестве связей, которые бывают прямые и обратные, выступают экономические (производственные) отношения, которые возникают в процессе производства по поводу создания, распределения, обмена и потребления матери­альных благ. Различают следующие виды экономических отношений: социально-экономические, организационно-экономические, технико-экономические. Все элементы эко­номической системы можно объединить и представить в виде схемы (рис. 2).

    Функционирование системы (механизм ее действия) определяется:

    во-первых, комплексным действием всех элементов, их взаимозависимостью;Любая страна имеет свою экономическую систему. Она состоит из разных компонентов, каждый из которых находится в зависимо­сти от других.

    во-вторых, относительной самостоятельностью каждого элемента, оказывающего активное влияние на изменения в системе;

    в-третьих, возможностью приоритетного действия од­ного из элементов в различных исторических условиях.

    Таким образом, системный подход позволяет понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

    Любая экономическая система состоит из множества элементов, главными среди которых являются системо-образующие. К системообразующим элементам относятся социально-экономические отношения, т.е. отношения собственности (собственность) на факторы и результаты производства.

    В практике хозяйствования существуют различные g типы экономических систем, которые различаются между н собой по форме собственности, организации труда и ис­пользованию рабочей силы. т

    Среди множества экономических систем чаще всего л встречаются: 0

    1. Традиционная - примитивные орудия труда, форма н собственности общинная, переходящая затем в рабовла- с дельческую и феодальную, натуральное производство, ор­ганизация труда - индивидуальная или простая коопе- р рация, существуют свободные (ремесленники, кустари) в и несвободные (рабы, крепостные) работники. Управление хозяйством осуществляется на принципах рабовладель- т ческого или феодального государства. Рыночная система t существует как уклад и не носит всеобщего характера.

    2. Смешанная - основана на смешанных формах, собственности (частной, общинной). Организация труда полумеханизированная (ручной и машинный труд), используется наемная рабочая сила. Существует рынок свободной конкуренции, государство в экономику не вмешивается.

    3. Рыночная - бывает двух видов: свободная конкурен­ция и современная рыночная экономика.

    Свободная конкуренция - простая частная собствен­ность, свободная конкуренция (цены устанавливаются в результате спроса и предложения), работник наемный.

    Современная рыночная экономика - различные формы собственности (государственная, частная, смешанная), преобладает корпоративная форма. Имеет место активное государственное регулирование и высокий уровень соци­альной защищенности.

    4. Административно-командная - единая, государ­ственная форма собственности, централизованное управ­ление, директивное планирование, монополизированное производство. Активно развивается административно-бюрократический аппарат, в результате чего эффектив­ность хозяйствования падает.

    5. Переходная - промежуточное состояние экономики, гак как нет четко выраженной формы собственности, ис­пользуется наемный труд, разнообразные виды и формы организации труда и производства. Характерные черты - нестабильность, неустойчивость, альтернативность, по­стоянная угроза кризиса.

    Наряду с разнообразными системами существуют различные модели хозяйствования, среди которых можно выделить:

    1) американскую модель - построена на поощрении предпринимательства и обогащении наиболее активной части населения, имеет место социальное неравенство;

    2) японскую модель - преобладающим является инте­рес нации, важное значение имеет коллективный труд, существует система пожизненного найма;

    3) шведскую модель - отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства;

    4) немецкую модель - социально ориентированного рыночного хозяйства (Германия). Основана на преоблада­нии мелкого и среднего предпринимательства. Государ­ство активно влияет на политику цен, пошлин, техничес­кие нормы. Развита социальная политика государства.

    Таким образом, разнообразные виды экономических систем и моделей хозяйствования отражают различные условия и степень экономического развития общества.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - ЭТО ОСОБЫМ ОБРАЗОМ УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

    Экономическая система многофакторна. Среди факторов, вли­яющих на ее развитие, определяющими являются:

    Существующая в стране система мер по принятию хозяйствен­ных решений;

    Структура собственности;

    Механизмы обеспечения информацией и координацией;

    Механизмы постановки целей и побуждения людей к труду.

    Факторы группируются в три структуры: хозяйственную, адми­нистративную, информационную.

    Хозяйственная структура - это взаимодействие элементов ма­териально-технической базы по поводу использования ограничен­ных ресурсов.

    Административная (организационная) структура представляет собой юридически оформленный свод прав и обязанностей должно­стных лиц хозяйственной структуры по поводу распоряжения огра­ниченными ресурсами.

    Информационная структура предполагает обобщение и распространение полученных сведений о деятельности первых двух структур.

    В зависимости от формы собственности совокупности указан­ных структур складываются в разные уклады: патриархальный, мел­котоварный, государственный и др. В одной стране возможно суще­ствование нескольких укладов одновременно. Данное обстоятельст­во приводит к противоречивому и волнообразному движению самой экономической системы. Так, если в стране набирает силу государ­ственный уклад, то идет процесс национализации и обобществле­ния. Напротив, при первенстве частнохозяйственного уклада цент­рализация сменяется децентрализацией, обобществление - обособ­лением и т.д.

    Современный мир характеризуется наличием самых разных эко­номических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т.е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Поскольку понимание исторического процесса развития общества у разных эко­номистов различно, то и избранные ими критерии не однозначны. Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, по­строенные на разных подходах.

    I. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД характерен для марксистской теории. Маркс сформулировал трехчленную классификацию.

    Первичная (архаичная) формация включала в себя первобытно­общинный и азиатский способы производства.

    Наиболее интересен в этой группе азиатский способ производ­ства. Его основой является земледельческая («восточная») община с коллективной собственностью на землю и с наличием домашней промышленности, которые давали ей возможность обеспечивать себя всем необходимым, не прибегая к рынку, т.е. оставаясь в рамках патриархального хозяйства.

    Необходимость объединить усилия экономически обособленных общин для крупномасштабного освоения природы и обороны при­водили к возникновению деспотических государств, которые сосре­доточивали в своих руках военную и экономическую власть: захва­тывали собственность на землю, взимали ренту, присваивали приба­вочный продукт и т.д. Азиатский способ производства был характе­рен для многих народов, но долго сохранялся лишь в странах Азии (до начала XX в.). Причина его долгожительства - в первобытно-коммунистическом характере земледельческой общины. Проблема азиатского способа производства в течение двух по­следних столетий остается дискуссионной. Повышенный интерес, которым ныне вновь одарен этот способ производства, в значитель­ной степени вызван желанием разобраться в экономической систе­ме, существовавшей в СССР. Отдельные авторы усматривают некие общие черты обеих систем. Конечно, с поправкой на время и место действия.

    Вторую крупную формацию Маркс называл вторичной, основан­ной на частной собственности (рабство, крепостничество, капита­лизм).

    Третью - коммунистической, основанной на уничтожении част­ной собственности, включающей в себя целый ряд способов произ­водства и состоящей из двух фаз, низшей из которых является соци­ализм. Эпоха коммунизма должна перерасти, согласно мысли Марк­са, в эпоху «положительного гуманизма».

    В соответствии с формационным подходом экономические си­стемы принимают образ пяти способов производства: первобытно­общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Способ производства выступает в виде совокуп­ности производительных сил и производственных отношений. Ха­рактер отношений определяется господствующей формой собствен­ности на средства производства. Акцент делается на уровне развития материального производства, нестабильности каждой из систем, ко­торая рано или поздно перерастает в следующую, где уровень эф­фективности производства будет более высоким.

    Данный подход, как и всякий другой, имеет достоинства и не­достатки. С помощью формационной теории история человечества предстала в виде логической системы, а не хаоса фактов. Ограничен­ность же этого подхода в том, что он применим в основном к Запад­ной Европе и поэтому не имеет всеобщего значения.

    II. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций. Слово «цивилизация» происходит от латин­ского civilis - «гражданский», «общественный». Этот термин используется для оценки степени и уровня культу­ры (например, античная, азиатская, европейская).

    В России в этот термин вкладывается и другой нюанс, предпо­лагающий разумно организованную систему экономических и соци­ально-правовых отношений в развитых странах.

    В основе цивилизационного подхода лежит факт усиления вза­имосвязи и взаимозависимости основных проблем человечества, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовы­ми, национальными.

    Эта теория находится в начальной стадии своего развития. Ее главной задачей является поиск системообразующих признаков.

    Первой цивилизационной революцией была сельскохозяйствен­ная (около 6-8 тыс. лет назад). Следующей - промышленная(300 лет назад). Нынешняя революция является научно-технической (середина XX века). Она перемещает население в сферу обслужива­ния человеческих потребностей (торговля, услуги, транспорт, обра­зование, наука, культура, управление и т.п.).

    Другие экономисты выделяют семь цивилизаций: НЕОЛИТИ­ЧЕСКУЮ, продолжительностью в 30-35 веков; ВОСТОЧНО-РАБО­ВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ (бронзовый век) - 20-23 века; АНТИЧНУЮ (железный век), продолжавшуюся 12-13 веков; РАННЕФЕОДАЛЬ-НУЮ, растянувшуюся на 7 веков; ПРЕДЫНДУСТРИАЛЬНУЮ, протяженностью в 4,5 века; ИНДУСТРИАЛЬНУЮ - 2,3 века; ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ продолжительностью в 2,3 века.

    Цивилизационный подход лишен классовых условностей, по­этому в настоящее время он более распространен по сравнению с другими. В этом - его достоинство. Вместе с тем, следуя цивилиза-ционному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникаль­ности; в этом таится опасность цивилизационного подхода.

    III. Согласно другой классификации, при которой используется критерий СТЕПЕНЬ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТ­ВА, выделяют три экономические системы: индустриальную, пост­индустриальную и неоиндустриальную. Последняя имеет и другое название - «информационное общество».

    IV. Существуют и такие классификации, в основе которых ле­жат два критерия: ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА и СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. На основе этих признаков выделяют: команд­ную, рыночную и смешанную экономику.

    Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

    При всем многообразии рынков экономическая теория выделяет четыре основных типа рынка: 1) рынок совершенной конкуренции; 2) рынок монополистической конкуренции; 3) рынок олигополии; 4) рынок чистой монополии.

    Историческая классификация должна включать помимо современных системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.

      (8)Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем.

    Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

    Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка . Обычно к их числу относятся:

    1. принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

    2.. предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:

      во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

      во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

    Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налоговвбюджетгосударства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

    3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

    4. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

    5. перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

    6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.

      (7)Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики государства.

    Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

    I. Глобальная политика.

    Государство, как субъект международного экономического права в обязано идентифицировать опасности и риски, избирать те или иные меры нейтрализации "вредных" или поощрения "полезных" факторов. Одной из самых приоритетных задач органов государственного управления в сфере экономики является последовательное, логически четкое выстраивание системы безопасности и, если опять вернуться к образной терминологии, обеспечение полноценной работы "иммунной системы", деятельность которой всегда направлена на выбраковку чужеродных, потенциально опасных для "организма" (государства) факторов, на эффективное "выведение вредных шлаков и токсинов". Например, своего рода "неизбежно срочное" вступление в ВТО, что это - угроза или благо? Вредная или полезная диета? Готов ли наш государственный организм к перевариванию чуждой пока для него и малознакомой пищи? Есть ли у него необходимые ферменты, приемы переработки и обработки этой самой пищи, приготовления блюд? Знакомы ли мы вообще с зарубежными рецептами их приготовления? Прошли ли стажировку? Нет или же в недостаточной мере. Торопясь бездумно воспользоваться общим столом ВТО, не рискуем ли мы отравиться, либо самим стать в итоге сырьем, обыкновенным звеном в цепи питания участников всемирного застолья?

    II. Формирование благоприятного инвестиционного климата в стране.

    Под этим, прежде всего, понимается доверие между бизнесом и властью, стабильные правила ведения бизнеса и предсказуемость регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является, таким образом, комплексной задачей, в решении которого должны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях и деловое сообщество.

    III. Формирование современной инфраструктуры отечественного финансового рынка.

    На первый план выдвигается проблема грамотного выстраиванияинфраструктуры отечественного финансового рынка, адекватной выполнению масштабных задач и наиболее продуктивной стратегии "возвращения на круги своя" России, как сильного и полноправного игрока на международных рынках капитала и как интересного, достойного и надежного делового партнера. Поэтому немаловажным фактором роста отечественной экономики, необходимым условием формирования эффективной государственной политики в сфере экономики и финансов являетсясоздание современной финансовой инфраструктуры , а именно:

    формирование конкурентных институтов финансовой индустрии.

    Снижение регулятивных барьеров для выхода российских компаний на рынки капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.

    Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов.

    Снижения инвестиционного риска на финансовом рынке.

    Реформа системы регулирования на финансовом рынке. V. Внедрение инновационной стратегии развития экономики.

    В современной России существует огромный потенциал построения быстрорастущего конвейера отбора, создания и коммерциализации инноваций, целью которой будет повторяющийся процесс превращения идей в деньги. Соответствие целям инновационного развития предлагаемой триады проекта (бизнес-модель, бизнес-процессы и продукты/сервисы, нацеленные изначально на результаты).Наличие профессиональных управленцев результатов.

    Исследование экономических систем относится к числу фундаментальных проблем. Современная эпоха характеризуется глобальными изменениями прежде казавшихся незыблемыми основ общества. В этих условиях трансформируются внутренние механизмы и побудительные мотивы функционирования национально-государственных экономических систем, что предполагает необходимость анализа их экономических и неэкономических факторов развития.

    В условиях глобализации, когда усиливается взаимозависимость экономик, особую значимость приобретает их национально-государственная специфика. Глобализация усиливает иерархичность во взаимоотношениях стран, предопределяя необходимость обеспечения их конкурентоспособности и экономической безопасности. Глобализация мировой экономики актуализирует проблему специфики функционирования национальной экономики на фоне общемировых тенденций. При этом реальная экономика воспроизводится через деятельность не просто институтов, а конкретной, определенной спецификой страны и структурированной их совокупности. В процессе общественного развития на формирование форм и методов хозяйствования оказывают влияние природно-климатические условия, сформировавшие в обществе культурные и хозяйственные традиции, психологический генотип нации, религиозно-нравственные устои. Универсально не только наличие общих закономерностей, тенденций экономики, но и своеобразие национально-государственных экономических систем. Это та основа, которая дает возможность определить сущность категории «национально-государственная экономическая система» и раскрыть ее содержание, отличное от таких понятий, как экономическая система, национальная модель экономики.

    Экономическая наука ХIХ в. предложила различные подходы к определению сути и структуры экономической системы, факторов и критериев ее эволюции, что получило дальнейшее развитие в ХХ в. Эти подходы различаются большим многообразием. Одни представляют историю человечества и развитие экономики не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер) или культурных суперсистем (П. Сорокин), каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. А. Тойнби отрицает общий критерий прогресса. В качестве основной единицы исторического процесса он рассматривает локальную цивилизацию, понимая под этим проживающую на определенной территории общность людей, объединенных духовными традициями, а движущей силы развития цивилизации - творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении; упадок цивилизации объясняет недостатком созидательной силы творческого меньшинства, отводя особую роль в развитии цивилизации религии, церкви. В качестве факторов развития общества и экономики рассматриваются также рост населения, географическая среда, формы обмена, религия, технический прогресс, научно-технические факторы, инновации.

    В рамках формационного подхода экономическая система соотносится со способом производства, который определяет экономический базис, фундамент общества. При этом национальную специфику экономики определяют элементы надстройки (в том числе государство, религия, культура и т.п.), производные от способа производства, но, в то же время, воздействующие на него тем или иным образом. Акцент диалектико-материалистического метода на объективные законы функционирования экономики, по нашему мнению, не утратил своей актуальности и сейчас.

    В традиционных западных работах по компаравистике экономическая система определяется как эмпирически данный феномен, наблюдаемый и исследуемый на уровне явления: нечто вроде системы принятия и реализации решений по проблемам производства, доходов и потребления внутри определенной географической сферы или комбинации взаимосвязанных и функционирующих элементов (ресурсов, участников, институтов и т.п.). При этом практически все авторы различают теоретические модели систем и реальные экономические системы. Модели, как правило, выстраиваются как набор более или менее детализированных групп, расположенных в промежутке между двумя возможными крайностями.

    Достаточно полная характеристика национально-государственных экономических систем невозможна без современного осмысления выше перечисленных концепций, но несомненный интерес вызывает институциональный подход, в рамках которого отрицается обусловленность общественного развития производственными отношениями и в качестве движущей силы признаются неэкономические факторы: психобиологические (Т.Веблен), социально-правовые (Дж.Коммонс), государственные (К.-А.Виттфогель) и др. институты. Особое место в институциональной теории занимает характеристика таких институтов, как фирмы, профсоюзы, права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие воздействие на экономическое поведение. К подобному пониманию экономической системы примыкают модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля и концепция «экономического порядка» (германский ордолиберализм).

    Понятия «экономическая система» и «социально-экономическая система» существенно различаются. Первое есть эмпирически наблюдаемый и описываемый на уровне явления набор экономических институтов и форм хозяйствования в рамках некоторой страны или системы стран. Второе понятие отражает реально, действительно существующую конкретную всеобщность – инвариантную, независимую от национальных и иных особенностей систему материальных производственных отношений, диалектически взаимосвязанных с производительными силами. Следовательно, сравнению подлежат как различные системы производственных отношений, так и их варьирующие проявления в разных странах и регионах в различные периоды времени. При этом параметры, по которым сравниваются системы, будут детерминированы, в конечном счете, именно системой производственных отношений в их связи с технологическими укладами и т.п.

    Глобальным прорывом в познании хозяйства стала попытка использовать общую теорию систем для определения хозяйственной реальности. Теория системного анализа, используя кибернетические, информационные и организационно-теоретические принципы, разработала общую терминологию для анализа и сравнения хозяйственных систем. Под экономической системой теория системного анализа понимает совокупность элементов, находящихся в системной и смысловой взаимосвязи друг с другом, происходящие между ними взаимодействия и проистекающие из этих взаимодействий процессы.

    Системный подход к анализу хозяйственной реальности оказал значительное воздействие на теорию хозяйственного порядка. В своей концепции экономических порядков В. Ойкен исходит из институциональной парадигмы регулирования хозяйственной деятельности в отличие от формационной парадигмы, характеризующей понятие экономический строй. По мнению В.Ойкена, каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических порядков, то есть формы организации и разделения труда, кредитных отношений, заработной платы, ценообразования и др. Экономический порядок – это система экономических и иных общественных институтов, регулирующих (регламентирующих) хозяйственную деятельность. Необходимо обратить внимание на идентификацию институциональной среды с понятием система, так как она является не набором случайных правил, а совокупностью взаимоувязанных по характеру институтов, цель ее функционирования – обеспечение взаимодополняющих, непротиворечивых по сути условий осуществления деятельности на всех уровнях, в любых комплексных и простых экономических единицах (агентах).

    Существенный вклад в развитие системного диалектического метода исследования оказали Н.А. Цаголов и представители его школы. Они рассматривают экономику как сложную совокупность качественно различных, диалектически развивающихся (через противоречия, генезис, расцвет и закат) и потому исторически ограниченных («смертных») систем. К числу таких систем цаголовская школа относила, в частности, натуральное, товарное и плановое хозяйства.

    Анализ выше перечисленных концепций сущности экономических и социально-экономических систем показывает их некоторую ограниченность, несоответствие современным реалиям. В настоящее время особое значение приобретает необходимость учета национальной специфики, своеобразия той или иной экономики. В связи с этим необходимо выявить сущность и составляющие такой категории как национально-государственная экономическая система.

    По нашему мнению, национально-государственная экономическая система – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах специфическая совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к общей экономической среде обеспечивается соответствующими государственными институтами. «Национальный» в данном случае означает «общегосударственный»; под «нацией» понимается народ, население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. При этом в сферу научного рассмотрения вводятся все экономические субъекты, функционирующие в любых формах собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях, в различных отраслях и регионах. Национально-государственная экономическая система (далее – НГЭС) характеризует конкретно-историческое состояние и развитие отдельно взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей (или же в плане формы проявления общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах).

    На абстрактно-теоретическом, политэкономическом уровне под НГЭС можно понимать общественный, макроэкономический масштаб производства и воспроизводства в отличие от «экономики фирмы (предприятия)». НГЭС как теоретическую модель можно характеризовать трояким образом: в логико-методологическом плане – как единство 1) общего, 2) частного и 3) единичного, отдельного; в содержательно-теоретическом аспекте – единство а) общих для всех НГЭС закономерностей и принципов рыночной экономики, б) ее видовых особенностей, присущих группам НГЭС (не обязательно одного региона) и в) национальной специфики данной страны.

    Оба ряда категорий взаимоадекватны, поскольку определенному содержательному моменту соответствует и определенный логический статус путем их взаимодополнения и взаимодействия, дающих элементарное суммативное представление о НГЭС в целом. Помимо этого, более высокая ступень этого единства, обладающего признаком интегральности, обеспечивается их «взаимопроникновением», когда каждый из моментов, проявляясь через другие и обогащаясь за счет них, сам в свою очередь влияет на форму их проявления.

    Следует различать теоретический и конкретно-экономический анализ НГЭС. Конкретно-экономический анализ опирается на учение об экономическом строе общества, взятое в единстве с его особенностями, обусловленными как неэкономическим своеобразием данной страны, так и своеобразием преобладающего типа экономической системы. В силу этого НГЭС есть одновременно продукт и экономического строя общества, и национальной модели экономики, и национальных неэкономических особенностей страны.

    НГЭС есть совокупность взаимодействующих систем, представляющих собой, в свою очередь, системы элементов (или подсистемы), которые могут объединяться в метасистемы. НГЭС ограничена, локализована во времени и пространстве. Она включает всю совокупность экономических отношений и институтов в рамках государственных границ территории, в нее входят различные типы экономических укладов, существующих в данное время, конкретные формы организации экономики и управления, специфические институциональные нормы и т.д. НГЭС отражает особенности экономики с присущими данной стране неэкономическими факторами (природно-климатическими, географическими, историческими, социокультурными и пр.). Этим НГЭС отличается от национальной модели экономической системы, которая характеризует национальную экономику как проявление господствующего типа экономической системы, присущего тому или иному этапу развития общества. НГЭС включает в себя своеобразное сочетание не только отношений и институтов, присущих данной модели, но и другие формы и институты, которые прямо не вытекают из господствующей системы отношений. По сути, в основе НГЭС находится национальная модель экономики. В современных условиях разновидности западных экономик представляют собой национальные модели смешанной экономики.

    Таким образом, от исследования экономических систем к исследованию национальной модели экономики, а затем к национально-государственной экономической системе - таково направление развития экономической теории. Это означает, что теоретическое раскрытие основ НГЭС - составная часть экономической теории, призванная дать ответ на вопрос о том, как общие экономические закономерности трансформируются в экономический строй данного общества.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...