Основные экономические функции государства.


Государство играет активную роль в формировании рыночных макроэкономических процессов. Оно политические, социальные и экономические принципы гражданского сообщества.

Государства в рыночной экономике, как правило, заключаются в регулировании слабых мест рыночного механизма - в тех случаях, когда не происходит самостоятельного исправления ситуации, или когда налицо неэффективность воздействия рынка. В таких случаях государство создает равные условия для конкуренции предпринимателей, ограничивая власть монополий. Оно проявляет заботу о производстве необходимого количества услуг и товаров в тех случаях, когда рыночный механизм не может удовлетворить должным образом потребности населения.

Экономические функции государства проявляются в социально справедливом чего не обеспечивает рынок. Государство обязано заботиться о стариках, малоимущих, инвалидах. Оно должно обращать внимание на сферу научных фундаментальных разработок. Данная необходимость возникает из-за нежелания предпринимателей заниматься подобным вопросом в связи с высокими рисками, чрезвычайной дороговизной и отсутствием быстрого дохода.

Экономические функции государства заключаются и в Органы государства принимают меры по предупреждению и сокращению безработицы, так как рынок права на труд не гарантирует.

и функции государства

К основным функциям государства в области экономики можно отнести:

1. Создание законодательства, позволяющего принимать экономические решения. Государственные органы разрабатывают и принимают законы, которые регулируют деятельность организаций и предприятий различных форм собственности, а также предпринимателей, определяют обязанности и права граждан.

2. Обеспечение экономической стабильности. С помощью кредитной, денежной, бюджетной и принимает меры по недопущению спада производства, снижению безработицы, сглаживанию инфляции, поддержанию национальной валюты и стабильного уровня цен.

При неспособности рыночного механизма поддерживать структурное и макроэкономическое равновесие в данные процессы вмешивается государство.

Экономические функции государства заключаются в вырабатывании стратегии развития, формировании предпринимательского и и социальных условий работы экономики.

Государство занимается организацией производства услуг и товаров, которым частный сектор не уделяет должного внимания. Оно создает условия для успешного развития связи, транспорта, сельского хозяйства, занимается определением расходов на науку и оборону, реализует и формирует программы развития здравоохранения и образования.

Государственные органы обеспечивают социальную защиту и предоставляют социальные гарантии, которые заключаются в определении минимальной заработной платы, выплате пенсий по инвалидности, старости, пособий по безработице и различных видов помощи малоимущим категориям населения.

С помощью государства осуществляется поддержка во внешнем мире национального бизнеса, координируется его деятельность, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной экономики в условиях мирового хозяйства. Государство принимает меры противодействия факторам и угрозам нестабильности, обеспечивает экономическую безопасность, на должном уровне поддерживает оборонную способность.

Кроме общих принципов, экономические функции государства проявляются в регулировании конкретных сфер и отраслей экономики, а также ее развитии в отдельных регионах страны.

Государство - политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государственная власть является суверенной, т. е. верховной по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В них выражается сущность государства, та роль, которую оно играет в реализации магистральных направлений общественного развития и удовлетворения потребностей граждан.

Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Функции государства можно условно разделить на внутренние и внешние. К

внутренним функциям государства относятся:

Экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;- социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

Культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

Охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

Природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

Оборона страны;

Взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

Межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

Культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

К экономическим функциям, выполняемым государством, прежде всего относятся следующие:

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

Антимонопольное регулирование;

Проведение политики макроэкономической стабилизации;

Воздействие на размещение ресурсов;

Деятельность в сфере распределения доходов;

Деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Центральный банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

В целом государство претворяет в жизнь политические и социальноэкономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Исходя из этого к основным функциям государства в смешанной экономике относятся:

Создание правовой основы для принятия экономических решений: государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, а также предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

Стабилизация экономики: правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

Поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

Выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;- ориентированное распределение ресурсов: государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий: государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим;

Поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;

Обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;

Поддержание на должном уровне обороноспособности страны.

У государства есть, кроме основных функций, еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.

Еще по теме Экономические функции государства:

  1. Экономические функции государства Рынок и государство: необходимость государственного вмешательства в экономику
  2. 4.1 Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства
  3. Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия «экономическая функция государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом.

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе.

Неотъемлемыми функциями государства в любой экономике являлось и является непосредственное (окончательное) принятие решения:

1) относительно формирования и распределения бюджетных средств и государственного имущества;

2) обеспечение выполнения законов и правил поведения экономических агентов (домашних хозяйств и фирм), принятых также государством;

3) создание фондов пособий по безработице и стимулирование создания новых рабочих мест.

Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Остановится и здесь несколько подробнее на некоторых из них (с учетом того, что этим проблемам также будут посвящены отдельные главы учебного пособия).

1. Чистая рыночная экономика недостаточно успешно работает в экстремальных условиях. Примером может служить кризис 1929--1933 гг., который страны Европы и, особенно США, преодолели, опираясь на государственное регулирование.

Об этом же свидетельствует и опыт СССР, показавший достоинства централизованного регулирования, например, при перестройке экономики после начала Великой Отечественной войны 1941--1945 гг.

2. Рынок не всегда достаточно ориентирован на перспективу. Этот недостаток особенно явственно проявляется, когда экономический рост тесно связан с фундаментальными научными исследованиями, с крупными инвестициями и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли.

Рынок в этом случае нужно корректировать с помощью национальных и региональных программ развития.

В качестве примера можно привести опыт реализации в ряде стран программ по компьютеризации экономики, создание атомной (ядерной) энергетики в ряде стран Западной Европы и в СССР.

Рыночная экономика, дополненная государственным стимулированием, продемонстрировала эффективность на несколько порядков выше, чем огосударствленная экономика.

3. Государственное регулирование должно обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций.

Рыночный механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация, как уже упоминалось, наблюдалась, например, в первые годы создания атомной энергетики в Англии, Франции, США, СССР. Структурная политика в современных государствах должна включать меры, направленные на формирование высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономики. В целом структурная политика направлена на обеспечение экономической стабильности общества.

4. Государственное регулирование способствует успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов.

5. Государственное регулирование призвано дополнить, а если нужно, то и "подправить" рынок при решении ряда социальных проблем:

а) Занятость и безработица.

Для рыночной экономики, особенно при происходящих в ней структурных изменениях, характерно постоянное высвобождение рабочей силы и образование безработицы. Последняя может быть текучей (технологическая или структурная безработица) с относительно небольшим сроком поиска новой работы, но может становиться и длительной (застойной), особенно для малоквалифицированных работников, людей предпенсионного возраста, женщин, молодежи.

Полностью избежать вынужденной безработицы в рыночной экономике вряд ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность -- обязанность государства. В командной экономике появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения, когда спрос превышает предложение. Это снижает стимулы к труду и эффективность производства. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, когда предложение превышает спрос. Для достижения равновесия требуется вмешательство государства.

Задача государства состоит не столько в материальной поддержке не имеющих работу, сколько в организации поиска рабочего места, создании новых рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.

б) Инфляция

В рыночной экономике возникает инфляционный рост цен. Помимо экономических действий, сдерживающих инфляцию, государство должно проводить социальную политику, направленную на ограничение последствий инфляции. Это может быть и денежная политика, и прямая материальная помощь особо малоимущим.

Инфляция и безработица часто движутся в противоположных направлениях. Задача государственной политики -- найти их оптимальное сочетание, наименее болезненное для общества.

в) Поддержка малоимущих.

В любом обществе, в том числе и с рыночной экономикой, есть граждане, которые не являются собственниками факторов производства, не участвуют в производстве товаров и услуг, не извлекают, поэтому доходов от предпринимательской или иной общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Это -- дети, старики, инвалиды.

Рыночный механизм распределения дает этим членам общества два источника существования: прошлые накопления (сбережения) и благотворительные фонды. Эти источники ("прошлый" рынок и текущая благотворительность) не обеспечивают необходимый стандарт благосостояния, достойное существование. Государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.

г) Перераспределение доходов.

Рыночный вариант распределения доходов признает только один критерий -- доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Этот критерий резко дифференцирует доходы.

Государство, разумеется, не должно быть добрым дядей, поддерживающим "на плаву" банкротов. Но оно должно сглаживать полюсы в распределении доходов (прогрессивным налогообложением, субсидиями малоимущим и т.д.).

Распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, далеко не всегда справедливо с позиций общечеловеческой морали. И государство, будучи в определенной мере выразителем общечеловеческого интереса, осуществляет в большинстве стран мира политику доходов, которая сдерживает в некоторой мере рыночную поляризацию доходов, ослабляет этим в случае необходимости социальную напряженность и поддерживает общественное признание целесообразности рыночных отношений.

6. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Это подразумевает проведение соответствующей внешнеэкономической политики: регулирование экспорта и импорта, контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, управление платежным балансом и многое другое.

Как мы видим, рамки допустимого вмешательства государства в рыночную экономику достаточно широки. В этих рамках в каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный синтез государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Используя свое положение в системе кругооборота, государство может довольно существенно влиять на экономическую жизнь общества. В чем же состоят основные функции или основные направления воздействия государства на экономику в современных условиях?

1. Формирование правовой основы экономической деятельности. С помощью законов и других нормативных актов государство устанавливает «как можно и как нельзя» поступать с объектом хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, право производителей и потребителей, условия и формы посреднической деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций, и многое другое. Юридические нормы имеют смысл только тогда, когда они действенны. Поэтому государство должно организовать контроль за соблюдением «правил игры» участниками экономической жизни, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей. Нарушения хозяйственного законодательства могут, быть связаны с несоблюдением условий поставки товаров, ограничением конкуренции, нечестной рекламой, распространением неправдивой информации о качестве, свойствах товара и другими обстоятельствами.

2. Защита и развитие конкуренции. Наличие конкуренции составляет одно из основных условий эффективного функционирования рынка. Сам рынок не обладает должным иммунитетом против монополизма, он нуждается, во внешней помощи. Такую помощь ему оказывает государство, проводя мероприятия по защите и развитию конкуренции, которые нередко еще называют антимонопольной политикой.

3. Организация производства товаров и услуг общественного пользования. В системе смешанной экономики частные производители не могут или не хотят заниматься созданием определенных товаров и услуг. Они либо не берутся за их производство вообще, либо не обеспечивают достаточного их предложения. К ранее приводившимся примерам можно добавить строительство и обслуживание трубопроводов, национальную оборону и внутреннюю безопасность граждан, услуги образования, медицину; культуру, крупные научные исследования и другие. Такие блага принято называть товарами и услугами общественного пользования: их созданием занимается государство, так как они не производятся или производятся в недостаточных количествах в рамках рыночной системы. Государство целенаправленно «забирает» у рынка производство ряда товаров и услуг (образования, медицинское обслуживание и т. д.) полагая, что заниматься ими в рамках государственного сектора выгоднее для общества. Причины, по которым рынок отказывает во внимании некоторым товарам и услугам, связаны со следующим:

а) невозможностью взять плату за товар или услугу от всех, кто ими пользуется. В темное время суток находиться на улицах предпочтительней при наличии их освещения. Как известно заботу эту берет на себя государство, точнее - местные органы власти. Скажите, если бы это делала частная компания, смогла бы она получать плату от всех, кто извлекает пользу от уличного освещения? Очевидно, что нет;

б) длительным сроком окупаемости издержек. Практически в любой стране сегодня выделяют средства на борьбу с таким чрезвычайно опасным заболеванием, как СПИД.

Частный капитал весьма скромно идет в хозяйственные проекты с отдаленным сроком окупаемости.

4. Перераспределение доходов.

Перераспределение состоит том, что государство с помощью налоговой системы «отбирает» часть доходов у населения и предприятий и передает их определенным категориям людей. Эта передача может осуществляться разными путями. Один из них - трансферные платежи, которые прямо формируют денежные доходы пенсионеров, инвалидов, безработных, студентов, временно неработающих из-за болезни и т.д. Другой - удешевление некоторых товаров и услуг за счет государственных доплат (дотаций) их производителям. Это означает, что потребители, получая некоторые товары и услуги, не оплачивают полностью их стоимость. Какую-то часть за них доплачивает государство. В качестве примеров на Украине можно назвать предоставление коммунальных услуг населению, проезд в транспорте, реализацию некоторых видов лекарств, продовольствия, детского питания на молочных кухнях и т.д. Государство может и полностью освободить от оплаты некоторых товаров и услуг отдельные категории населения (например, пенсионеров, инвалидов).

5. Учет побочных (внешних) эффектов.

Побочный (внешний) эффект - это перемещение некоторых издержек или выгод, связанных с производством или потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями.

Побочный эффект может быть как отрицательным, так и положительным для третьей стороны. Например, Кременчугский сталелитейный завод, производя продукцию по заказу, не обеспечивает полную утилизацию выбросов в атмосферу: в результате жители города несут издержки, связанные с тем, что они дышат загрязненным воздухом, и это отрицательно сказывается на их здоровье. И никто им эти вынужденные издержки не компенсирует, если не произойдет эффективного вмешательства государства, которое с помощью правовых и экономических инструментов может заставить предприятие нести расходы на применение более эффективных систем защиты окружающей среды, совершенствование технологии и, тем самым, взять на себя действительно все издержки, связанные с производством данного товара. Его же реализация должна покрывать все понесенные издержки, если правильно рассчитывается рыночная ситуация. Это отрицательный эффект.

Механизм государственного регулирования экономики включает субъекты, объекты и методы.

Субъекты - это носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов, прежде всего это государство, парламент, правительство, местные администрации, а также различные социальные группы, различающиеся доходами, видами деятельности, отраслевыми и региональными интересами.

Объекты государственного регулирования экономики - это все социально-экономические процессы, происходящие в национальной экономике в целом, а также на отдельных ее уровнях и в звеньях, т.е. в микроэкономике и макроэкономике.

Под методами государственного регулирования понимают способы воздействия государства на экономику. Выделяют административные (прямые) методы и экономические (непрямые) методы.

Выделяют следующие основные функции государственного регулирования экономики:

1. Целевая - заключается в определении целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.

2. Стимулирующая - предусматривает формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйственных субъектов и стимулировать экономические процессы в желательном для общества направлении.

3. Нормативная - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое пространство.

4. Перераспределительная - сводится к изменению распределения ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранения негативных экстерналий и обеспечение нормальных социально-экономических условий жизни общества.

5. Социальная - предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечения социальной защиты и социальных гарантий, сохранения окружающей среды.

6. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного сектора экономики, создания общественных товаров и благ.

7. Контролирующая - означает государственный надзор и контроль за исполнением и соблюдением законов, нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов.

3. Макроэкономические теории о роли государства в экономике: кейнсианство, монетаризм, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий

Среди экономистов нет единого подхода к роли государства. Особенность кейнсианской теории состоит в том, что рынок сам по себе не может обеспечить полной экономической стабильности, а потому государство обязано играть активную роль в стабилизации экономики и смягчения экономических спадов. Так, кейнсианцы поддерживают концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как средство снижения бедности. Здравоохранение и образование не подпадают под действие закона спроса и предложения, так как находятся вне рыночной системы. Поэтому государство должно взять на себя решение этих проблем.



Что касается закона о минимальной заработной плате, то с их точки зрения он является средством помочь работникам, находящимся внизу доходной пирамиды.

В основе монетаризма лежит обоснование достаточной конкурентности рынков и способности рыночной системы автоматически достигать макроэкономического равновесия. Они считают государственное регулирование вредным для развития предпринимательства, которое делает дестабилизирующее влияние на экономику. Монетаристы рассматривают денежное обращение как единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости, цен. В отличие от кейнсианцев, монетаристы отрицают фискальную политику с ее дискретными мерами, считая, что она лишь дестабилизирует экономику. Они выступают за соблюдение монетарного правила, согласно которому денежная масса должна расширяться ежегодно в том же темпе, что и потенциальный рост реального ВНП.

Монетаристы предпочитают обеспечению бедных дополнительной прибылью, чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства. По их мнению, спрос и предложение - наиболее мощные экономические рычаги и наиболее полезны. Поэтому государство не должна касаться бизнеса, а должна дать ему "делать свое дело". Монетаристы убеждены, что закон о минимальной заработной плате вредит людям, увеличивая безработицу, так как он повышает стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать рабочих с низкой оплатой труда, - в результате тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе, увольняют.

Теория экономики предложения утверждает, что предложение товаров и услуг более важна, чем спрос на них. Исходя из этого наиболее необходимым в развитии экономики является создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, а именно уменьшение налогов и сокращения государственного регулирования. Налоги подрывают экономическую эффективность и усиливают инфляцию издержек, а с другой стороны, налоги ограничивают экономический интерес и уменьшают стремление к риску, что сокращает производство и предложение. Государственное вмешательство негативно сказывается на производительности труда и приводит к увеличению издержек производства. Во-первых, регулирование отдельных сфер деятельности часто приводит к ограничению конкуренции, создания монополий, структурных деформаций и снижению эффективности производства. Во-вторых, значительно увеличивается количество различных правил, инструкций, ограничительных мер, которые приводят к увеличению издержек производства.

Теория рациональных ожиданий свидетельствует, что рыночные субъекты в экономической жизни ведут себя рационально. Они собирают и осмысливают информацию при формировании ожиданий относительно предметов, которая касается их экономических интересов. Сторонники данной теории предполагают, что бизнесмены, потребители не только осведомлены в макроэкономике, с которой непосредственно имеют дело, но также понимают, как функционирует макроэкономика, и получают доступ к информации, достаточной для принятия решений, которые лучше вписываются их частные интересы в народнохозяйственные процессы. Люди не просто распространяют опыт на будущее, но адекватно оценивают, исходя из своих интересов, влияние проводимой политики на перспективы экономики. Они считают, что информация об изменениях конъюнктуры передается быстро и даже мгновенно, следовательно, принятые на ее основе решения сразу же приспосабливают равновесные цены и объемы производства к сдвигам в технологиях, различных потрясений и к изменениям в фискальной и кредитно-денежной политике. Поэтому любое вмешательство в экономику нецелесообразно, поскольку стабилизационные меры будут изменять только цены не коснутся реального производства и занятости.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая необходимость государственного вмешательства в деятельность рынка?

2. Назовите основные недостатки функционирования рыночного механизма?

3. В чем вы видите основную причину нестабильности развития рыночной экономики?

4. Перечислите основные функции государственного регулирования экономики.

5. Охарактеризуйте основные положения кейнсианского подхода к роли государства в рыночной экономике.

6. Почему монетаристы считают вмешательство государства в деятельность рынка вредным для экономики

7. Какие взгляды сторонников теории экономики предложения на роль государства?

8. Назовите основные положения теории рациональных ожиданий.

9. Дайте сравнительную характеристику роли государства с точки зрения различных экономических школ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...