Органы регулирования российского рынка ценных бумаг. Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг



К.О. ЛИПЕЙ

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников - эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой - последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора - при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения - ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику - процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы - государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы - государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти - Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации - некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.

В прошлом хабратопике мы обсудили базовую схему устройства фондового рынка нашей страны. Однако, помимо, собственно биржевых площадок, брокеров и торговцев есть и другие игроки, которые оказывают на рынок значительное влияние. Сегодня мы рассмотрим архитектуру отечественного рынка более подробно.

Регулирующий орган

Одним из главных игроков фондового рынка любой страны является регулирующий орган – государство не пускает дела на самотек. Функции регуляторов как правило включают в себя:
  • Установление правил работы рынка и обращения эмиссионных ценных бумаг.
  • Лицензирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и торговыми площадками.
  • Выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг и регистрация этих выпусков.
  • Контроль за соблюдением эмитентами – акционерными обществами прав акционеров.
  • Выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию федерального законодательства по рынку ценных бумаг.

Немного терминологии

Эмитент – организация, которая выпустила (т.е. эмитировала) ценные бумаги (акции) для развития и финансирования своей работы.
Эмиссия – последовательные действия эмитента к выпуску и размещению на бирже своих ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги размещаются серийно равными объемами и имеют равные сроки по осуществлению прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени их приобретения.


Главное свойство регулятора заключается в том, что он представляет на рынке только интересы государства, которые могут не совпадать с интересами участников рынка, да и, в целом, общества.

В США органом, регулирующим фондовый рынок является Комиссия по ценным бумагам и биржам (The Securities and Exchange Commission, SEC), а в России, до недавнего времени таким органом была Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ), но 1 сентября 2013 года она была упразднена, а ее функции передали в ведение Центрального банка.

Государственный регулятор контролирует и лицензирует работу всех участников фондового рынка, и, в случае каких-либо нарушений прав инвесторов или акционеров, законов о рынке ценных бумаг или постановлений теперь уже ЦБ РФ, реакция последнего может быть очень жесткой: от штрафов до отзыва лицензии.

Саморегулируемые организации

Для более эффективной деятельности государственных регуляторов рынка Федеральный закон о рынке ценных бумаг РФ предусматривает создание специальных некоммерческих специализированных объединений участников рынка. Обычно они называются саморегулируемые организации (СРО), и регулятор перекладывает на них часть собственных функций по надзору за своими членами, в обмен на возможность участия в законотворческой деятельности. Участие в СРО не является обязательным для профессиональных участников рынка, но приветствуется регулятором.

Вот несколько примеров таких организаций в России:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка).
  • ПАРТАД (Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-агентов и Депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация).
  • НЛУ (национальная лига управляющих).
В США самая известная общественная организация на фондовом рынке – это Национальная ассоциация брокеров-дилеров (National Association of Securities Dealer, NASD).

Скоро, когда будут приняты нормы пруденциального надзора , членство профучастников в таких организациях рискует стать обязательным, а сами СРО возьмут на себя часть функций регулятора по контролю за своими членами.

Регистратор

У каждого акционерного общества должен быть реестр акционеров, где они все учтены. В случае, если у акционерного общества менее 50 акционеров, то такая компания согласно закону об акционерных обществах, может сама вести свой реестр. Если же акционеров больше, то ведение реестра необходимо передать независимому юридическому лицу, которое и будет называться регистратором (или реестродержателем). Так будет до 1 октября 2014 года. Потом реестр акционеров придется отдать настоящему регистратору.

Учет акционеров необходим для начисления дивидендов, проведения общих собраний и реализации других корпоративных прав владельцев ценных бумаг. За ведение реестра компания платит регистратору – собственно, именно плата от различных клиентов за ведение и внесение новых записей в реестр и является его основным доходом.

Депозитарий

Еще один участник рынка, без которого оборот ценных бумаг был бы просто невозможен, - это депозитарий. Эта организация предназначена по большей части не для компаний-акционерных обществ, а для их акционеров. Депозитарий ведет учет прав последних на принадлежащие им ценные бумаги. Учитывает он и переход права собственности на бумаги клиентов (их называют депонентами ), когда они их покупают и продают.

Чтобы хранить свои бумаги в депозитарии, клиент должен открыть в нем специальный счет депо, на котором и будут учитываться его ценные бумаги. На основании документов о купле-продаже бумаг, которые депозитарии получают от брокеров (которые иногда совмещают брокерскую и депозитерную деятельность), клиринговых палат бирж и других депозитариев, проводятся проводки (списания и зачисления) по счетам депо клиентов. Плата за эти операции и составляет заработок депозитария. Таким образом, депозитарий является главным гарантом прав собственности инвестора на принадлежащие ему ценные бумаги.

Депозитарии и Регистраторы связаны между собой сложной сетью междепозитарных договоров и отношений, позволяющих потенциальному депоненту открыть счет фактически в любом депозитарии и реализовать свои права. Здесь депозитарии в отношении ценных бумаг выполнят функции аналогичные функциям банков, относительно денег. И как в банковской сфере есть свой Центральный Банк, в котором у всех банков открыты корреспондентские счета, позволяющие обмениваться платежами друг с другом, так и на депозитарном поле в нашей стране недавно появился Центральный Депозитарий.

Клиринговые организации и клиринговые центры

Существуют в составе биржевых групп, как например ЗАО «АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ) входит в состав группы компаний Московской Биржи. Основная обязанность Клирингового центра – рассчитать на основании реестра сделок совершенных на бирже и дать верную информацию о необходимых списаниях и зачислениях денег и ценных бумаг Расчетным Палатам и расчетным депозитариям. Для Расчетных палат и расчетных депозитариев клиринговый отчет является безусловным документом на основании которого осуществляется движение денежных средств по торгово-клиринговым счетам и ценных бумаг по счетам-депо.

Расчетные палаты

Эти организации существуют при торговых площадках (биржах), и их деятельность также осуществляется по соответствующими лицензиями.

В функции расчетной палаты входит:

  • Учет денежных средств участников торгов.
  • Осуществление поставки денег по каждой сделке продавцам бумаг.
  • Списание денежных средств со счетов покупателей.
  • Осуществление внешних и внутренних денежных переводов.
Перед началом торгов участники перечисляют деньги с расчетных счетов на специальные торговые счета, после чего средства блокируются для торговли и на них можно только покупать ценные бумаги. Вообще говоря, расчетная палата не имеет возможности производить изменение денежного счета участников после каждой совершенной сделки. Это было бы слишком накладно ввиду того, что таких сделок проходят десятки миллионов. Поэтому все расчеты и изменение состояния счетов (учитывая и комиссию биржи) осуществляются по завершении клиринга.

По завершению торгов проводится клиринговый сеанс в результате которого клиринговый центр формирует отчеты, на основании которых расчетная палата и проводит движения денежных средств. После осуществления всех этих действий средства выводятся обратно на расчетные счета и участник может ими распоряжаться по собственному усмотрению.

Расчетный депозитарий

Как расчетная палата занимается учетом денежных средств, расчетный депозитарий занимается учетом ценных бумаг участников торгов, осуществляет их поставку на счета тех, кто совершил покупку, и списывает со счетов продавцов. Расчетный депозитарий также руководствуется в своих действиях клиринговыми отчетами. Аналогично денежным средствам, ценные бумаги перед началом торгов блокируются, и точно также списываются или зачисляются после проведения клиринга.

В принципе функции Расчетного депозитария и Расчетной палаты (или Расчетной палаты и Клиринговой организации, или Клиринговой организации и расчетного депозитария) могут быть совмещены в одном юридическом лице. Так, например, в группе компаний Московской Биржи функции расчетного депозитария и расчетной палаты совмещены в НКО «Национальный Расчетный Депозитарий» (ЗАО «НРД»).

Конечно, на рынке существует еще довольно много игроков, но об этом мы поговорим уже в следующих постах.

Законодательство

В заключение мы дадим названия законов, которыми регулируется работа всего этого сложного механизма.
  1. Федеральный закон № 39 «О рынке ценных бумаг», который регулирует деятельность профессиональных участников: брокеров, дилеров, депозитариев, и др.
  2. ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», из названия понятно о чем он написан,
  3. ФЗ № 7 «О клиринге и клиринговой деятельности», который регулирует клиринговую деятельность,
  4. ФЗ № 325 «Об организованных торгах», который регулирует деятельность бирж,
  5. ФЗ № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»,
  6. ФЗ № 414 «О центральном депозитарии», который определяет место и роль центрального депозитария в картине фондового рынка страны
И плюс масса подзаконных актов к этим законам, которые в случае правильного их применения обеспечивают полную защиту инвесторов, честность и справедливость рынка и ценообразования на нем.

На сегодня все. Спасибо за внимание, будем рады ответить на появившиеся вопросы в комментариях.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Государственное регулирование рынка ценных бумаг»



Введение

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в его регулировании.


1. Сущность рынка ценных бумаг

Если исходить из того, что рынок вообще – это всякий институт, или механизм, который связывает вместе предъявителей спроса и поставщиков определенных товаров, работ или, услуг, то рынок ценных бумаг является одним из сегментов этого рынка, где осуществляется обращение ценных бумаг между различными субъектами.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участникам. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара. Например, Ф. Котлер определил рынок как «сферу потенциальных обменов», К.Р. Макконел как «институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Отличия появляются, если сравнить сам объект исследуемого рынка. Номенклатура рынка ценных бумаг соответствует не рынку какого-то отдельного товара, а товарному рынку в целом. Если товары производятся на заводах и фабриках, то ценные бумаги выпускаются в обращение. Чтобы товар дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения, а для ценной бумаги – своя. Товар продается один или несколько раз, а ценная бумага может продаваться и покупаться неограниченное число раз. Рынок ценных бумаг – это составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производным по отношению к ним.

Различают следующие виды рынков ценных бумаг:

· международные и национальные рынки ценных бумаг;

· национальные и региональные (территориальные) рынки;

· рынки конкретных видов ценных бумаг (акции, облигации);

· рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

· рынки первичных и производных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – это своеобразное зеркало, отражающее основные черты современной экономики. Ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вложения своих капиталов.

Основное назначение рынка ценных бумаг в любом обществе с развитыми рыночными отношениями состоит в том, что он позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики.

Лица и организации, имеющие временно свободные излишки денежных средств и заинтересованные в их приумножении, называются инвесторами.

Организации, заинтересованные в привлечении денежных средств для развития производства, торговли, реализации каких-либо программ, требующих определенных денежных затрат (инвестиций) называют эмитентами.

Рынок ценных бумаг находится между ними как посредник. Таким образом, рынок ценных бумаг является тем механизмом, который помогает эмитентам аккумулировать денежные средства инвесторов, а инвесторам – приумножить денежные средства путем вложения денежных средств в ценные бумаги и в случае необходимости в любой момент преобразовывать ценные бумаги в деньги.

Если участники рынка ценных бумаг не выполняют друг перед другом взятых на себя обязательств, то рынок ценных бумаг перестает функционировать. Это обусловлено тем, что ценные бумаги не являются предметом первой необходимости и без них в повседневной жизни любой инвестор может вполне обойтись. Для того чтобы участники фондового рынка соблюдали правила игры, должны функционировать контролирующие органы, на которые возложены обязанности по регулированию процесса взаимодействия участников фондового рынка между собой и выполнения ими взятых на себя обязательств друг перед другом, требований законодательства и соблюдения правил работы на фондовом рынке. На рынке корпоративных ценных бумаг регулирующие функции выполняет федеральная комиссия по ценным бумагам.

Рынок ценных бумаг подразделяется на:

ü Первичный рынок – это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, это первая стадия процесса реализации ценных бумаг, это первое появление ценных бумаг на рынке, на котором осуществляется их первичное размещение.

ü Вторичный рынок ценных бумаг – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг от одного владельца к другому в течении всего срока существования ценных бумаг.

Оба этих понятия тесно связаны. Без первичного рынка ценных бумаг, который поставляет для обращения фондовые ценности, не может быть и вторичного рынка.

Без полноценного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка и в целом о рынке ценных бумаг. Вторичный рынок, создавая механизм для осуществления операций с ценными бумагами, усиливает доверие инвесторов к рынку ценных бумаг, стимулирует их желание приобретать фондовые ценности, способствует более полноценному аккумулированию ресурсов общества в интересах расширенного воспроизводства.

Эффективная работа вторичного рынка зависит от состояния инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Инфраструктура рынка ценных бумаг – это общие условия развития рынка ценных бумаг. Если отсутствует нормальная инфраструктура, соответствующая потребностям современного уровня развития, то рынок ценных бумаг не способен выполнять свои функции в полном объеме или выполняет их на недостаточном уровне, отчего страдает вся экономика страны в целом.

Единая инфраструктура рынка ценных бумаг подразделяется на:

1. правовую инфраструктуру, представляющую собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих раннюю сферу общественных отношений и юридических механизмов воздействия при разрешении конфликтных ситуаций;

2. информационную инфраструктуру, которая включает в себя совокупность органов и организаций, осуществляющих сбор, хранение, передачу, тиражирование и распространение информации о ценных бумагах, профессиональных участниках фондового рынка, состоянии фондового рынка.

3. функциональную инфраструктуру (фондовые биржи, внебиржевые фондовые торговые системы);

4. техническую инфраструктуру (депозитарий);

5. регулятивную инфраструктуру.

Любые операции с ценными бумагами и даже простое владение определенными видами ценных бумаг влечет за собой возникновение важного фактора, как риск.

Российский рынок ценных бумаг, по объективно сложившимся обстоятельствам своего гипертрофированного быстрого роста в условиях не полностью реформированной экономики, чем он отличается от многих других рынков, является чрезвычайно рискованным.

Субъекты, оперирующие на рынке ценных бумаг, как инвесторы, так и профессионалы должны иметь представление о тех видах рисков, с которыми они сталкиваются на рынке ценных бумаг.



2. Роль и место рынка ценных бумаг в реформированной экономике

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-х уровневой системы ее финансирования:

1. бюджетное финансирование;

2. банковские кредиты;

3. прямые инвестиции через механизм рынка капиталов.

С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая не лицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения.

На современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для прямого выхода предприятий на рынок капиталов в целях привлечения инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг: существует огромный спрос на капитал со стороны предприятий и в то же время растет спрос на корпоративные бумаги.

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий, а от предприятий к населению. Такое перераспределение доходов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило оно в условиях неразвитости системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов, хотя доля сбережений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой. Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в наличную валюту (население, рост скрытых иностранных активов юридических лиц, бегство капиталов),

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развития рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

Сфера, где можно накопить капитал или его получить – есть финансовая сфера деятельности. Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения, являются:

· рынок банковских капиталов

· валютный рынок

· рынок страховых и пенсионных фондов;

Следует различать рынки, куда можно только вкладывать капитал, или первичные рынки, и собственно финансовые рынки, где эти капиталы накапливаются, концентрируются, централизуются и вкладываются в первичные рынки. Финансовые рынки (рынки капиталов) – это рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.

Поскольку не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, постольку рынок ценных бумаг не может в полном объеме быть отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом качестве составляя часть финансового рынка. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, поэтому понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считают синонимами.

Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций:

1. с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников;

2. с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой-либо рынок.

Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся амортизационные отчисления и полученная прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг. В обществе преобладают внутренние источники, ибо внешние являются результатом перераспределения первых.

Свободные денежные средства могут быть использованы для прибыльного инвестирования во многие сферы: в производственную и хозяйственную деятельность (промышленность, строительство, торговлю, связь), в недвижимость, антиквариат, произведения искусства. Денежные средства могут быть вложены в иностранную валюту, если отечественная обесценивается, ценные бумаги различных видов отданы в ссуду или положены под проценты на банковский депозит. Рынок ценных бумаг – одна из многих сфер приложения свободных капиталов, а поэтому ему приходится конкурировать за их привлечение.

Денежные средства между перечисленными рынками вложений капитала происходят в зависимости от многих факторов, основными из которых являются:

· уровень доходности рынка

· уровень налогообложения рынка

· уровень риска потери капитала или недополучения ожидаемого дохода

· организация рынка, возможность быстрого входа и выхода с рынка, уровень информированности рынка.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые можно разделить на две группы:

1. Общерыночные функции, присущие каждому рынку:

· коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;

· ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение;

· информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

· регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или управления;

2. Специфические функции рынка ценных бумаг, которые отличают его от других рынков:

· перераспределительная функция;

а) перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

б) перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

в) финансирование дефицита государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

· функция страхования ценовых и финансовых рисков, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и аукционных контрактов.

Одна из основных функций рынка ценных бумаг заключается в мобилизации денежных средств инвесторов для целей организации и расширения производства. Существование рынка ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики.


3. Регулирование рынка ценных бумаг

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

· государственные органы регулирования;

· саморегулирующиеся организации;

· законодательные нормы рынка ценных бумаг;

· этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

2. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

3. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

ü поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

ü защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

ü обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

ü создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

ü в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

ü воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

1. создание нормативной базы функционирования рынка;

2. отбор профессиональных участников рынка;

3. контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

4. систему санкций за уклонение от норм и правил.

– разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

– выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

– обеспечение конкуренции между участниками рынка;

– обеспечение гласности нормотворчества;

– соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

1. разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

2. установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

3. контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

4. обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

5. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

6. контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

– стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

– равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

– гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

– отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

– запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

– отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

ü функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

ü использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

ü распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

ü приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

ü приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

ü максимальное снижение и разделение рисков;

ü поддержка конкуренции на рынке;

ü предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Ø Гражданский кодекс РФ, части I и II

Ø Закон «О банках и банковской деятельности»

Ø Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Ø Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Ø Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Ø Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Ø Закон «Об акционерных обществах»

Ø Закон «О рынке ценных бумаг»

Ø Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

Создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

Финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

Создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

Перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

Предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

Создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

Борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

Ø контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

Ø изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

Ø гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);

Ø внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т.д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

1. Высшие органы государственной власти:

а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

2. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.);

в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).


Заключение

рынок ценный регулирование инфраструктура

Рынок ценных бумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми «фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.

Становление современного рынка ценных бумаг прошло, как и во всем мире с большим процентом, так называемых финансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства на рельсы рыночных отношений и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений.

Эта ситуация сложилась вследствие следующих причин:

§ слабое государственное регулирование рынка ценных бумаг (запоздание нормативно-правовой базы, высокий уровень коррумпированности, слабая наказуемость нарушителей на рынке ценных бумаг, отсутствие концепции развития рынка ценных бумаг как основной направляющей государственной политики в этой области, политическая нестабильность);

§ информационная закрытость рынка, что влечет за собой неустойчивость рынка, недоверие;

§ территориальная и финансовая и отраслевая деформация, которая является и на сегодняшний момент обычным фактом в России;

§ большое количество нерезидентов на рынке, которые в своем большинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.

Эти проблемы, прежде всего, необходимо решить государственным органам на сегодняшний момент для восстановления доверия населения к рынку ценных бумаг, создав благоприятные и, самое главное, надежные условия для инвестирования финансов в ценные бумаги. Это возможно через усиление норм ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, увеличение контрольных функций регулирующих государственных органов, в частности ФКЦБ России, установление налоговых и других льгот при инвестировании в ценные бумаги, а также другие меры.

Если государственные органы действительно станут реальной властью в стране, то наша страна может надеяться на дальнейшее развитие во всех отраслях жизнедеятельности. Все-таки Россия – страна с огромным потенциалом и она должна занять подобающее ей место в мире.



Список используемой литературы

1. Гражданский Кодекс, часть I и II

3. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 2006.

4. «Введение в российский фондовый рынок» // Уч. пос. под ред. Золотарев В.С., Кузнецов Н.Г., Кравцова Н.И. и др., Ростов-на-Дону, 2005 г. с. 5–7.

5. Ивашина Т.Б. «Рынок ценных бумаг: анализ, зарубежный опыт, перспективы», Воронеж, 2006 г. с. 13–15.

6. Никифорова В.Д., Астровская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2008.

7. «Рынок ценных бумаг» // Уч. пос. под ред. Колесников В.И., Торкановский В.С., Бакланов С.А., СПб, 2007 г., с. 80–97.

Все многообразие ценных бумаг после своего выпуска поступает на рынок, который, исходя из различий в способах первоначального размещения и их последующей перепродажи, подразделяется на первичный и вторичный.

На первичном рынке производят операции по размещению вновь выпущенных ценных бумаг путем аукциона, открытой продажи, либо индивидуально. Деятельностью по размещению ценных бумаг на

рынке должны заниматься специализированные учреждения (инвестиционные банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании), а в отсутствии их - сами эмитенты.

В России основной формой продажи акций являются специализированные чековые аукционы. На первичном рынке осуществляется выпуск и размещение акций приватизированных государственных предприятий и институциональных инвесторов. На этом этапе осуществляется регистрация ценных бумаг и разрабатываются определенные требования к брокерским (дилерским) фирмам. Для хранения и учета движения ценных бумаг создается сеть депозитариев.

В последнее время все больше и больше российских компаний заявляют о возможности проведения первичного размещения акций (табл. 3).

Таблица 3

Список российских эмитентов, осуществивших первичное размещение

акций на внутреннем фондовом рынке

Организатор

торговли

Сумма привлеченных средств, в млн долл.США (% от уставного капитала)

Примечание

Апрель 2002 г.

ОАО «РБК Информационные системы»

ММВБ и РТС

Первое 1Р0 на российском рынке

Март 2004 г.

ОАО НПК «Иркутск»

ММВБ и РТС

127 (26 или 205 млн акций)

Самое крупное 1Р0 на российском фондовом рынке. Компания ВПК

Апрель 2004 г.

ОАО Концерн «Калина»

Спрос превысил предложение на 39%

Ноябрь 2004 г.

ОАО «Седьмой континент»

Покупателями ценных бумаг стали преимущественно западные инвесторы

Ноябрь 2004 г.

«Открытые

инвестиции»

Первое 1Р0 девелоперской компании.

Покупателями акций стали преимущественно западные инвесторы

Некоторые эксперты говорят о 40-50 потенциальных российских эмитентах, уже осуществляющих подготовительные мероприятия для выхода на рынок долевого капитала. Подавляющее большинство данных компаний - предприятия с долей иностранного капитала, предприятия с быстрым оборотом капитала, а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные, ориентированные на западные стандарты ведения бизнеса.

Основной задачей вторичного рынка ценных бумаг является перепродажа ценных бумаг после того, как они ранее были первично размещены среди инвесторов. Вторичный рынок ценных бумаг делится на организованный (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.

Механизм вторичного рынка ценных бумаг включает в себя формирование предложения со стороны продавца, организацию фондовой биржевой деятельности, включающую в себя торговый блок, расчетно-депозитарный блок, и организацию внебиржевой деятельности, а также формирование спроса со стороны покупателя с его объемами покупок и определенной ценой спроса.

Операции с акциями, проводимые на вторичном рынке, привлекают внимание к акциям компаний как крупных стратегических инвесторов, способных обеспечить квалификационный менеджмент, так и неконсолидированных вкладчиков.

Помимо обычных операций по покупке/продаже акций компании на биржевом и внебиржевом рынках в целях стабилизации и регулирования цен возможно также проведение операций по консолидации крупных пакетов акций для их последующего размещения среди инвесторов.

Важным видом публичного размещения является первичное размещение ценных бумаг (IPO).

По сравнению с закрытым размещением можно выделить следующие преимущества первичного размещения акций:

  • - обретение объективной рыночной оценки капитализации. В этом случае:
  • значительно упрощается выход эмитента на долговой рынок;
  • акции могут выступать в качестве залога для структурированных сделок компании (привлечение кредитов, выпуска облигаций);
  • упрощается проведение сделок слияний и поглощений.

Биржевая торговля строится на принципах: законности отношений между брокером и инвестором, регулирования деятельности фондовой биржи и гласности. Фондовая биржа работает по принципу публичной, аукционной торговли, и цена продаваемых на ней «товаров» определяется соотношением спроса и предложения.

Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг без гарантии выполнения сделок, в силу отсутствия во внебиржевом обороте системы клиринговых центров и банков. Торговля ведется децентрализованно.

В РФ на государственном уровне регулирование РЦБ осуществляется на основе Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Федеральным законом № 39-ФЗ выпуск ценных бумаг определен как совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Согласно Федеральному закону № 39-ФЗ эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

  • закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка;
  • размещается выпусками;
  • имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Основной задачей механизма регулирования является обеспечение развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов. Государственное регулирование обеспечивает дополнительные гарантии инвесторам, устанавливая обязательность регистрации как для эмитентов, так и для посредников (рис. 4).

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования.

Государственное регулирован^!

Саморегулирование

Правила осуществления торговых операций

Ответственность участников рынка перед инвесторами

Рис. 4. Механизмы регулирования рынка ценных бумаг Роль государства в регулировании сводится к следующему:

  • а) идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
  • б) концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь опережающего создания инфраструктуры;
  • в) установление «правил игры» (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
  • г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
  • д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • е) формирование системы защиты инвесторов от потерь;
  • ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Косвенные меры государственного регулирования предусматривают разработку и применение системы налогов и налоговых льгот по операциям с ценными бумагами, контроль над процентной ставкой банковского кредита.

Саморегулирование осуществляется самими участниками, где ведущую роль занимают фондовые биржи. Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает становление квалификационных и этических норм для его участников, ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламент, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

В условиях ослабления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, наблюдающегося в большинстве стран, отказа от государственного регулирования ценных бумаг нигде не произошло. Это было бы не только нежелательно, но и даже нереально. Наблюдается объективный процесс разрастания денежного капитала, рост биржевой деятельности, значительно превышающий прирост оборота реального капитала, а соответственно биржевой спекуляции.

Все эти проблемы и сегодня не теряют своей остроты и не позволяют отказаться от созданной системы государственного регулирования.

В финансировании международной торговли и развитии национальных экономик многих стран огромную роль играет международный кредит. Потребность в нем возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательного сальдо в международной торговле и нехваткой собственных средств для финансирования экономических и социальных программ.

Международные кредиты могут носить как межбанковский, так и межправительственный характер. В первом случае кредиты предоставляются, как правило, частным КБ фирмам, банкам, местным органам власти для осуществления ими своих текущих и стратегических хозяйственных задач. Межправительственные кредиты включают не только кредиты, предоставляемые государствами друг другу, но и кредиты международных организаций, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (МБРР).

По данным «Российского экономического барометра», в структуре собственности приватизированных предприятий обозначились три устойчивые тенденции: переход прав собственности от рабочих к менеджерам, от инсайдеров к аутсайдерам и от государства к частным лицам.

В 1995-2003 гг. доля инсайдеров сократилась с 54,8 до 46,6%, а доля аутсайдеров возросла с 35,2 до 44,0%.

После приватизации из всех стран СНГ Россия оказалась единственной, где сложился ликвидный рынок акций. Об этом свидетельствует сравнение РФР с двумя другими наиболее крупными фондовыми рынками стран СНГ (рис. 5).

В 2004 г. объем биржевого рынка акций в России составлял 22,5% ВВП, в то время как в Казахстане и Украине - соответственно только 3,4 и 0,3%. Наличие ликвидного рынка акций в нашей стране способствовало опережающему росту рыночной стоимости российских компаний по сравнению с акционерными обществами в Казахстане и Украине. В 2004 г. капитализация российских компаний составила 46,0% ВВП (по итогам девяти месяцев в 2005 г. она достигла 55,0%), в то время как в Казахстане - 9,7% и на Украине - 18,1% ВВП.

Современный этап характеризуется усиливающимся преодолением национальных границ биржевых операций, одновременным обращением на национальных рынках ценных бумаг, выраженных в разных валютах, появлением ценных бумаг-космополитов типа еврооблигаций, евроакций и евронот. Экспансия эмиссии ценных бумаг ТНК заставляет регулирующие органы всех развитых стран следить за изменениями, происходящими в соответствующем законодательстве стран-партнеров, сверять с ними свои законы и системы регулирования. А в рамках ЕС идет официальный процесс создания

  • 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
  • ?ш капитализация российских компаний I-I капитализация украинских компаний

|-1 капитализация казахстанских компаний

А-украинский рынок акций казахстанский рынок акций -ж-российский рынок акций

Рис. 5. Показатели рынков акций России, Казахстана и Украины, °/о

единого правового пространства для функционирования общенациональных рынков ценных бумаг стран - членов этого союза.

Второе направление изменений - это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов рынка ценных бумаг. Появление автоматизированных систем торговли ценными бумагами, механизма спекуляции так называемыми производными ценными бумагами («финансовыми продуктами»), к которым относят математически формализованные финансовые активы (опционы, фьючерсы, опционы фьючерсов, фьючерсы индексов И Т.П.), выходит за рамки традиционного понимания рынка ценных бумаг.

Происходящий на рынке процесс не имеет единой трактовки. Если одни считают, что рост автоматизации рынка ценных бумаг - это совершенствование рынка, защита инвесторов от многих рисков, способов сглаживания колебания рынка, то другие уверены, что одновременное применение старых и новых технологий таит в себе угрозу стабильности этого рынка в мировом масштабе. В странах с развитыми рынками в законы о ценных бумагах, их обращении и биржах в последние годы внесены соответствующие дополнения. В России на государственном уровне также создается система регулирования рынка и обеспечивается ее функционирование, прежде всего на основе Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3

«О рынке ценных бумаг». При этом система регулирования развивается в сторону большей детализации и ужесточения государственного контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников этого рынка, обеспечению права инвестировать акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. К тому же само государство в лице Министерства финансов выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики. Оно является также крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Развитие емкости регионального РЦБ опирается на весь спектр потенциальных инвесторов мирового рынка и на различные по целям инвестиции, но их структура и масштабы в существенной мере определяются предложением ценных бумаг, которое формируется в регионе. Вместе с тем важна работа с потенциальными инвесторами и ее следует вести по целевым группам. Как следствие, развитие андеррайтинга входит в число важнейших услуг на фондовом рынке.

Однако интеграция финансовых рынков не только расширяет торговое пространство и сферы сотрудничества, но и ведет к усилению конкуренции. Одновременно встает вопрос о позиционировании региональных и иногородних коммерческих банков на региональном РЦБ как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Необходима оценка условий для расширения присутствия коммерческих банков на рынке облигационных займов, оценка влияния финансово-промышленной интеграции на динамику инвестиций в регионе и, соответственно, потенциального притока прямых инвестиций. В 2000 г., например, 75% средств, привлеченных правительствами и промышленными предприятиями в мире, получены ими на РЦБ и только 25% - на кредитном рынке.

В целом видны положительные тенденции развития регионального РЦБ. Стабильно растет оборот ценных бумаг связи и его доля в общем обороте, растет доля металлургии, наметился рост машиностроения. Динамика отраслевой структуры оборота ценных бумаг определяется ростом производства и улучшением перспектив деятельности эмитентов в отрасли, а также перераспределеним структуры акционерного контроля.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

  • 1. «Ценные бумаги - это представители реального капитала. И они же - фиктивный капитал». Верны ли эти определения? Не противоречат ли они друг другу?
  • 2. Исторически ценные бумаги появились в следующем порядке: векселя - чеки -облигации - акции. Попробуйте объяснить, почему имел место именно такой, а не иной порядок их появления?
  • 3. Верно ли утверждение, что именно появление акций стало решающим фактором создания полноценного рынка ценных бумаг? Почему?
  • 4. Какие факторы влияют на инвестиционное качество ценных бумаг?
  • 5. Известно, что три основных свойства ценных бумаг, определяющих их инвестиционное качество, взаимосвязаны. Укажите и объясните эти взаимосвязи.

В. Классификация ценных бумаг имеет значение с учетом задач, стоящих перед эмитентами и инвесторами? Приведите конкретные виды классификаций и покажите их значения для инвесторов и эмитентов.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

  • 1. Рынок ценных бумаг представляет собой:
    • а) место, где продаются и покупаются ценные бумаги;
    • б) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе выпуска,

обращения на вторичном рынке;

  • в) систему уполномоченных банков, осуществляющих операции с ценными бумагами;
  • г) финансовый механизм мобилизации денежных средств.
  • 2. Основными задачами рынка ценных бумаг являются:
    • а) получение государством и финансово-экономическими структурами денежных

средств, необходимых для долгосрочных инвестиций;

б) обеспечение перераспределения финансовых средств от одних предприятий или

отраслей экономики к другим;

  • в) распределение капиталов между участниками рынка.
  • 3. Цели эмиссии ценных бумаг:
    • а) покрытие дефицита бюджета;
    • б) выпуск опционных контрактов;
    • в) мобилизация денежных ресурсов.
  • 4. Рынок ценных бумаг может быть разделен на:
    • а) денежный рынок;
    • б) рынок капиталов;
    • в) федеральный.
Органы регулирования рынка - это совокупность организаций, учреждений, осуществляющих функции регулирования на основе обязательных (законодательных, нормативных) и добровольных (этических) правил регулирования.
К органам, осуществляющим регулирование российского рынка ценных бумаг, относятся:
- государственные органы исполнительной власти;
- саморегулируемые организации;
- общественные организации.
К государственным органам исполнительной власти относят прежде всего высшие исполнительные органы власти, имеющие отношение к регулированию не только рынка ценных бумаг, а в целом общественной, политической, экономической и других сфер жизни общества. Это определяющие органы высшей исполнительной власти: президент, правительство, министерства и ведомства. К этой же категории (государственные исполнительные органы власти) относится Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг - государственная организация, функции которой в прошлом осуществляла Федеральная комиссия по ценным бумагам, ныне ее полномочия переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Такого рода организация призвана проводить государственную политику в области рынка ценных бумаг, контролировать профессиональных участников, устанавливать требования и стандарты эмиссии ценных бумаг. Полномочия ФСФР не распространяются на эмиссию долговых государственных и муниципальных бумаг, поэтому следующим по значимости органом регулирования на рынке ценных бумаг смело можно считать Министерство финансов РФ. Стоит отметить, что функции Министерства финансов в этой области весьма специфичны, поскольку в его лице совмещены роли регулятора и эмитента одновременно. Важнейшим регулятором на рынке ценных бумаг является Центральный банк РФ, в задачи которого входит лицензирование и регулирование деятельности кредитных учреждений, являющихся в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями, сообразуясь с федеральными законами. Поскольку именно Центральный банк РФ устанавливает ставку рефинансирования и при этом является кредитной организацией последней инстанции, то, по сути, он же косвенно определяет доходность государственных и муниципальных ценных бумаг.
Как нами уже было отмечено, регулирование может происходить не только на основе законодательных и нормативных актов, но и посредством этических норм и основанных на них добровольно принятых правил. Такого рода регулирование происходит на уровне саморегулируемых добровольных объединений профессиональных участников рынка ценных бумаг. Наиболее крупными и известными из них на рынке ценных бумаг являются:
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
- Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев (ПАРТАД).
- Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).
Общественные организации - участники отношений на рынке ценных бумаг в России, по большому счету, попросту отсутствуют. Возникают подобного рода организации лишь эпизодически и, как правило, вследствие кризисных явлений, например, возникшее в связи с крушением финансовой пирамиды «МММ» «Общество защиты вкладчиков», трансформировавшееся впоследствии в так называемый «Союз заемщиков и вкладчиков России». Однако эта и подобные ей организации не оказывают сколько-нибудь серьезного влияния.
Органы регулирования рынка ценных бумаг кратко : на протяжении многих столетий рынок развивался стихийно. Однако со временем стало ясно, что дальнейшее его развитие без регулирующей роли государства становится невозможным. Регулирование - это форма управления, состоящая в установлении пределов и правил. Регулирование рынка вообще может происходить административными и экономическими методами, но такая классификация условна. Как правило, обе формы дополняют друг друга. Рынок ценных бумаг в связи с многочисленностью участников и масштабностью интересов, затрагиваемых его изменениями, является как в мировой, так и отечественной практике одним из самых регламентированных. Регулирование на рынке ценных бумаг России происходит в двух взаимосвязанных аспектах: законодательно - через производство законодательных и нормативных актов, а также посредством регулирующих органов, призванных осуществлять контроль за их (законодательных актов) исполнением. Выделяют три основные группы регулирующих органов: государственные органы исполнительной власти, саморегулируемые организации, общественные организации.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...