Организация встречных проверок. Встречные проверки, взаимоотношения с налоговыми органами


Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).
На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.
В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

Важно!

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также - можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).
К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом <…>. При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза
С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

Инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы
  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

  • Гендиректора вызвали на допрос в налоговой: правила безопасного поведения
  • Компанию проверяет полиция: как обезопасить себя и свой бизнес от негативных последствий проверки. Часть 1
  • Хорошилов Вадим Николаевич,
    старший эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

    Одним из способов налогового контроля является встречная проверка. Что она из себя представляет, каковы ее цели, порядок проведения и последствия для налогоплательщика? В данной статье мы постараемся не только ответить на эти вопросы, но и представить опыт судебной практики по рассмотрению подобных дел.
    Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц (контрагентов) документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика . В этом случае налоговые органы осуществляют встречную проверку налогоплательщика.

    Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик – контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

    Условия проведения встречной проверки Существуют два условия, при одновременном выполнении которых фирма может попасть под встречную проверку:

    • если у контрагента компании проводится камеральная или выездная проверка;
    • когда деятельность предприятия непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.
    При невыполнении какого-либо из условий налоговики не вправе требовать документы в рамках встречной проверки. И все же нередки ситуации, когда инспекторы запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение не к проверяемому контрагенту, а к другому предприятию, где налоговая проверка не проводится. Налоговикам эти сведения необходимы потому, что данное предприятие сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако такие требования судьи признают неправомерными .

    Условия, при которых налоговые органы проводят встречную проверку, в НК РФ не указаны. Но согласно п. 12 Приказа МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 «О возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» налоговые органы должны осуществлять встречные проверки у налогоплательщиков – поставщиков фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых фирма закупила товары, перепродаваемые за границу, тем самым проверяя вычет НДС по экспортируемым товарам.

    Процедура проведения встречных проверок НК РФ не регламентирует процедуру проведения встречной проверки, не ограничивает сроков ее осуществления и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за проверенный или проверяемый налоговый период.

    Однако опыт судебной практики выработал общий подход к проведению данного вида проверки. По мнению судей, при встречной проверке должностное лицо налогового органа должно соблюдать общие нормы ст. 93 НК РФ, то есть запрашивать конкретный перечень необходимых сведений (документов) в письменной форме в виде требования . К данному перечню могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

    Требование может быть передано представителю фирмы лично под расписку или отправлено по почте письмом с уведомлением о вручении. В противном случае нет никаких доказательств, что фирма получила требование, и, следовательно, никаких претензий к ней налоговая инспекция предъявить не сможет .

    В конкретной ситуации все зависит от того, законно ли налоговиками запрошены сведения или нет.

    Ситуация 1. Если инспекторы оформили требование по всем правилам, и у них действительно есть основания для встречной проверки, то документы представить необходимо. Иначе налоговая инспекция может наложить на фирму и ее должностных лиц штраф в размере 5000 руб. и от 300 до 500 руб. , а затем все равно потребовать нужные сведения7 . Однако налоговой инспекции передаются не оригиналы документов, а заверенные должным образом копии8 (на них должна стоять подпись руководителя), печать фирмы (нотариально заверять документы необязательно)9 . Документы можно отвезти в налоговую инспекцию лично либо отправить по почте в течение пяти рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование)10 .

    Ситуация 2. В случае, когда документы запрашиваются незаконно, фирма вправе не выполнять требований налоговой инспекции. Однако рекомендуем написать мотивированный отказ, чтобы избегнуть штрафа и судебного разбирательства.

    Последствия встречной проверки Предположим, что в ходе встречной проверки контрагента обнаружилось искажение в учете налогоплательщика отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы. Тогда материалы проведенной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам их рассмотрения, и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика.

    Порядок отражения результатов встречной проверки Согласно п. 1.10.2 Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 N 60 о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138, вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать сведения.

    Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов Семенихин Виталий Викторович

    3.2. Встречные налоговые проверки

    С 1 января 2007 г. ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает только два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Прямо о встречных налоговых проверках в налоговом законодательстве не говорится. Однако в ст. 93.1 НК РФ установлены правила истребования документов налогоплательщика или информации о конкретных сделках у других лиц, что, по сути, и является встречной налоговой проверкой. О природе встречных налоговых проверок в свете отсутствия официальной позиции читайте в настоящем разделе.

    В соответствии со ст. 82 гл. 14 части первой НК РФ налоговые органы проводят налоговый контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

    Самой распространенной и результативной формой налогового контроля являются налоговые проверки.

    В отличие от ранее действующей редакции ч. 2 ст. 87 НК РФ, прямо закрепляющей понятие встречной налоговой проверки, в тексте нынешней редакции такого понятия нет.

    Таким образом, по природе своей встречная проверка не называется налоговой, поскольку согласно налоговому законодательству последняя может быть только камеральной или выездной. Наряду с этим встречная проверка не относится ни к той, ни к другой категории, ведь она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет. Также следует иметь в виду, что встречная проверка не является самостоятельной проверкой, она является элементом, составной частью выездной или камеральной налоговой проверки.

    Ее проводят с целью получить документы от контрагентов проверяемой организации-налогоплательщика. Обратите внимание, что проверяемой организацией в любом случае считается только фирма, где проходит выездная или камеральная налоговая проверка. А ревизию в компании, от которой запросили документы, представители налоговых органов проводить не имеют права. При этом такая позиция подтверждается в том числе судебной практикой (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2005 г. по делу N А40-3277/05-129-40).

    В соответствии со ст. 93.1 НК РФ определяется процедура истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

    Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

    Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

    Обратите внимание, что данные положения выставляют определенные рамки, не предоставляя право представителям налогового органа запрашивать любую информацию в данном случае (смотрите, например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 мая 2009 г. N Ф03-2111/2009 по делу N А24-3473/2008).

    Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (форму такого поручения смотрите в Приложении N 6 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

    При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

    В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) (форму такого требования смотрите в Приложении N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

    К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

    Обратите внимание, что предприятию, получившему требование со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, в связи с проведением налоговой проверки контрагента, следует проверить, как объем запрашиваемых документов связан с этой проверкой. В частности, следует проверить соответствие перечня документов, указанных в требовании, перечню, указанному в копии поручения об истребовании документов, которая приложена к требованию.

    Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

    Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

    Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ.

    Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (подробнее об этом смотрите гл. 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением ВС Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1).

    В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

    Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-623/2009(1322-А75-49) по делу N А75-3412/2008).

    В соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ ("Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля"), влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Квалифицированный состав данного правонарушения с признаком повторности влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Такой Порядок, действующий в настоящее время, утвержден Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки" и является Приложением N 3 к нему.

    Его положения дополнительно к рассмотренным выше нормам констатируют, что в поручении об истребовании документов должно содержаться:

    Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;

    Место нахождения организации (место жительства физического лица);

    Основание направления поручения;

    Полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;

    Перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

    При этом если истребуемые документы не могут быть представлены в указанный в ст. 93.1 НК РФ срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов.

    Продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы.

    Если срок представления документов был продлен, то о таком продлении налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы, в трехдневный срок сообщает в налоговый орган, который направил поручение об истребовании документов.

    В трехдневный срок со дня представления истребованных документов и (или) сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы и (или) сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов.

    В заключение отмечаем, что необходимость истребования документов у контрагентов организации, в отношении которой проводится камеральная или выездная налоговая проверка (необходимость встречной проверки), может возникнуть, например, в случаях:

    Если имеется информация об уклонении проверяемой организации от налогообложения путем применения специальных налоговых схем, равно как и в случае, если ранее двумя контрагентами применялись схемы уклонения от налогообложения;

    Если подлинность представленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или данные в них недостоверны;

    Если налоговый орган подозревает фиктивность сделки или подобные фиктивные сделки имели место ранее;

    Если есть подозрения, что проверяемая организация не оприходует товарно-материальные ценности, выручка и денежные средства не отражаются на счетах организаций;

    В иных случаях.

    Налогоплательщикам в данном случае в целом следует обратить внимание на следующие основные моменты:

    Встречная проверка проводится путем истребования документов у одного налогоплательщика о деятельности другого налогоплательщика;

    Встречная проверка осуществляется только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки;

    Предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

    Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

    8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета

    Из книги Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? автора Виткина Юлия Владимировна

    Глава 19 Налоговые проверки. Для всех Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной Владимир Путин, май 2003 г. 19.1. Общие претензии Положения о налоговом контроле не нравились всем налогоплательщикам. Во-первых, сроки выездных проверок

    Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

    Глава 20 Налоговые проверки. Для избранных Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам Владимир Путин, апрель 2005 г. 20.1. «ЮКОС» совершенствует кодекс От общих норм перейдем к частным. Это повторные налоговые

    Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

    Глава 1. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

    Из книги Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. автора Караханян Самвел Гургенович

    Глава 2. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

    Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

    3.4. Совместные налоговые проверки и другие контрольные действия В деятельности налоговых органов не последнее место занимают совместные проверки и другие контрольные действия, которые производятся с различными федеральными органами (таможенные органы, финансовые

    Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Налоговые проверки Инспекции ФНС России могут проводить два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.Камеральные налоговые проверкиКамеральная налоговая проверка проводится в самой инспекции ФНС России на основе налоговых деклараций и других документов,

    Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

    Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение С.Г.Караханян,

    Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    Лекция 12. Налоговые проверки 12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового

    Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

    12.1. Налоговые проверки Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая

    Из книги автора

    31. Налоговые проверки: понятие и виды Налоговая проверка – совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

    Из книги автора

    55. Арифметическая проверка, сопоставление документов, встречные проверки, письменные запросы Арифметической проверке подвергаются данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда,

    Из книги автора

    60. Камеральные налоговые проверки Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других

    Из книги автора

    61. Выездные налоговые проверки Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или

    Из книги автора

    1.1 Камеральные налоговые проверки Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, других документов, имеющихся у налогового органа. Процедура проведения камеральных налоговых

    Из книги автора

    1.2 Выездные налоговые проверки Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на

    В своей работе бухгалтер часто сталкивается с требованиями налоговых органов представить документы по взаимоотношениям компании с ее контрагентами, то есть с так называемыми встречными проверками. С 2007г. понятие "встречная проверка" исключено из Налогового кодекса РФ. Однако Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, введена в действие ст. 93.1 НК РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Такое истребование может осуществляться в рамках выездной или камеральной налоговой проверки налогоплательщика, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки, а также вне рамок проведения налоговых проверок, когда налоговому органу необходимо получить информацию относительно конкретной сделки (например, в ходе предпроверочного анализа для включения организаций в план проверок).

    Давайте поговорим о том, что необходимо знать организациям о встречных проверках, чтобы избежать лишних разногласий с контролирующими органами?

    Цель встречной проверки

    Целью встречной проверки является выявление фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречную проверку налоговые инспектора проводят, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. В каких случаях может проводиться, встречная проверка мы указал выше. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

    В большинстве случаев инспекторы прибегают к истребованию документов у контрагентов в целях подтверждения правомерности и обоснованности заявленных проверяемым налогоплательщиком вычетов по НДС и расходов в декларации по налогу на прибыль.

    Встречная проверка не является налоговой проверкой, по ее результатам не оформляется акт и не выносится решение, обязательное для исполнения контрагентом или проверяемым налогоплательщиком. Если полученные в ходе таких мероприятий информация или документы каким-либо образом свидетельствуют о правонарушении, которое совершила проверяемая компания, то они прилагаются в качестве доказательств к акту проверки, которая проводилась в отношении ее.

    Критерии отбора кандидатов для встречной проверки

    Конечно, всем контрагентам проверяемого налогоплательщика подряд налоговики требования не высылают. Налоговики, прежде чем направить запрос об истребовании документов контрагенту, проводят анализ документов проверяемого налогоплательщика и запрашивают документы в случаях:

    • совершения сделок на крупные суммы;
    • если проверяемый налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета;
    • наличия подозрений в фиктивности совершенных сделок с контрагентом.

    В каждом налоговом органе обеспечен доступ к федеральным информационным ресурсом. Каждый инспектор может самостоятельно посмотреть показатели в представленных контрагентами налоговых декларациях и отчетности (например, суммы исчисленных налогов, сведения о численности работников, о наличии имущества, транспортных средств), запросить в банках выписки о движении денежных средств по счетам (по которым выявляют транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, расчеты с использованием одного банка) и установить таким образом "подозрительных" контрагентов - претендентов на встречную проверку.

    Налоговики особое внимание уделяют организациям, имеющим признаки фирм-"однодневок" (зарегистрированным по недействительным или утерянным паспортам, по "массовому" адресу регистрации, имеющим "массовых" руководителей или учредителей, не сдающим отчетность в налоговые органы), а также организациям - аффилированным или взаимозависимым с налогоплательщиком. Дополнительным основанием для проверки будет являться создание контрагента незадолго до совершения интересующей сделки, ее разовый или неритмичный характер, осуществление операций не по месту нахождения налогоплательщика.

    Итак, если ваша организация отвечает вышеприведенным признакам и при этом активно сотрудничает с другими контрагентами, можно готовиться к приходу налоговиков если не с выездной проверкой, то со встречной наверняка.

    Последствия встречной проверки

    К каким негативным последствия может привести встречная проверка для контрагента?

    Во-первых, в ходе встречной проверки могут быть установлены нарушения в порядке отражения отдельных операций в учете и отчетности, неисполнение налоговых обязательств контрагентом или получены доказательства, свидетельствующие об искусственном создании налогоплательщиком совместно с его контрагентом условий для получения необоснованной налоговой выгоды. Эти обстоятельства могут повлечь назначение выездной налоговой проверки уже в отношении контрагента и привести к доначислению налогов.

    Во-вторых, в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ представить инспекторам запрошенные документы (информацию), необходимые для налогового контроля, является налоговым правонарушением. "Сокрытие" лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу, в данном случае влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Нарушителю грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А в случае повтора то есть, если компания повторно в течение календарного года не представит документы (информацию), штраф составит уже 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

    Кроме того, за отказ инспекторам, непредставление запрашиваемых сведений в срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде предусмотрен административный штраф для должностных лиц в сумме от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Порядок истребования документов и информации

    Общий алгоритм проведения встречной проверки закреплен в ст. 93.1 НК РФ и заключается в следующем.

    Первое это направление поручения в другой налоговый орган.

    Сначала налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку в отношении налогоплательщика, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация), т.е. контрагента налогоплательщика. Таким образом, законодательно установлен механизм, в соответствии с которым затребовать какую-либо информацию у лиц, связанных с налогоплательщиком, налоговый орган может только через налоговый орган, в котором это лицо состоит на учете. Самостоятельно направлять требования о предоставлении документов непосредственно лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку, нельзя. Если же лицо, у которого истребуются документы, состоит на учете в той же налоговой инспекции, что проводит налоговую проверку, направлять поручение об истребовании документов в другой налоговый орган нет необходимости.

    Внимание: если речь идет о подозрениях в намеренном уклонении от налогов, к поручению прилагается сопроводительное письмо, в котором содержатся дополнительные «просьбы», например, произвести допрос руководителя, проверить наличие контрагента по юридическому адресу и т.п.

    Вторым шагом будет - истребование документов у третьих лиц. После получения налоговым органом соответствующего поручения, он обязан в течение пяти рабочих дней с этого момента направить лицу, располагающему сведениями о налогоплательщике, требование о представлении документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает ими. Собранные документы представляются в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица налогоплательщика и его печатью.

    Третий шаг это передача документов в налоговый орган, осуществляющий проверку.

    В трехдневный срок со дня представления истребованных документов или сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы или сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов. Туда же направляются и результаты иных мероприятий налогового контроля, проведенных при отсутствии отклика от налогоплательщика, которому было направлено требование о представлении документов (информации).

    Таков общий алгоритм истребования документов и информации у третьих лиц.

    К сведению. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 93 НК РФ).

    Самого понятия «встречная проверка» в российском законодательстве не существует. С 1 января 2007 года это понятие было исключено из Налогового кодекса РФ. Однако предусматривает процедуру истребования документов налоговыми органами у контрагентов о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте.

    Часто ее по-прежнему называют встречной проверкой. В случае несоблюдения процедуры о предоставлении информации контрагент признается налоговым правонарушителем и будет нести уголовную ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса.

    Прохождение встречной проверки документов не такое проблематичное, как выездной, однако, имеет ряд важных пунктов, знание которых поможет преодолеть этот процесс быстро и без существенных потерь.

    Предмет и цели

    Встречная проверка является частью камеральной, выездной или повторной проверки и не является самостоятельным видом. Ее суть заключается в сверке полученных документов с данными о деятельности проверяемого налогоплательщика с его личными данными.

    Основаниями для проведения встречной налоговой проверки являются следующие моменты :

    1. Подозрение сделок организации на фиктивность и на применении мошеннических схем ухода от уплаты налогов и неправомерной налоговой оптимизации.
    2. Необходимость проверки подлинности документов и сведений, которые отражены в учете конкретных операций, а также подтверждение существования самих контрагентов.
    3. При сомнении правильности присланной информации в случае совершения нестандартных операций ( , бартер, уступка или переуступка требований, возмещение и учет , оказание безвозмездных услуг).

    Документы

    Налоговая инспекция имеет право сделать запрос по абсолютно любым документам , которые причастны к проверяемой организации. Такими документами могут стать акты и договоры поставки или услуг, товарные накладные и счета-фактуры.

    Требуемые копии документов заверяются предприятия, сделать это может руководитель или другое уполномоченное лицо.

    Потребовать нотариальное заверение копий налоговый орган не может, однако, он вправе запросить оригиналы выбранных документов для ознакомления. Предоставление деклараций и прочих отчетов, которые не имеют отношения к проверяемому лицу, также не могут быть потребованы.

    В случае большого объема требуемой информации компания должна направить ходатайство об увеличении срока подготовки документов и назначить конечную дату сбора всех сведений.

    При запросе пакета документов налоговой инспекцией, организация, помимо безотлагательного предоставления сведений, должна проверить запрос на его правомерность.

    В этом случае следует убедиться, что:

    1. Запрашиваемые документы требуются на основе письменного оповещения. В случае проверки из другой налоговой должна предоставляться копия поручения об истребовании документов.
    2. Данные в копии поручения совпадают с данными требования.
    3. Причина истребования документов четко сформулирована и изложена.
    4. Помимо всех необходимых документов, указаны их реквизиты или сделка, согласно которой должна быть предоставлена информация.
    5. Налоговая требует не запрещенные данные, которые относятся к возможностям ее проверки.

    Чье требование выполнять

    Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено обращение чужой инспекции к организации с истребованием документов о другой организации.

    Затребовать документы на проверку имеет право та налоговая инспекция, у которой состоит на учете выбранное предприятие. Сделать это можно исключительно по поручению налогового органа, который осуществляет проверку или другие мероприятия налогового контроля. Это обосновано в п.3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Проверяемый период

    Проверяемый период встречной проверки должен совпадать с периодом, в рамках которого проводится камеральная . Истребование документов, которые не совпадают с периодом проверки считается неправомерным, несмотря на то, что в Кодексе Российской Федерации нет границ времени истребования.

    Налогоплательщик не обязан предоставлять информацию о его деятельности, которая не совпадает с периодом выездной проверки. В этом случае организация не будет привлекаться к ответственности и на нее не будут накладывать штрафы.

    Сроки и формы

    Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти календарных дней после получения требований . Конечное время сдачи сведений и количество проводимой встречной проверки не определяется какими-либо датами в отличие от выездной проверки.

    В случае несоблюдения требований инспекции предоставить документы (их отсутствие или опоздание) компанию могут оштрафовать от 5 до 20 тыс. руб . Сумма штрафа зависит от количества предоставленной информации и от повторного подобного нарушения.

    Именно поэтому очень важно учитывать срок, который предоставляется на сбор документов и заблаговременно исполнять требования налоговой инспекции.

    Встречная налоговая проверка представляет собой большой объем внеплановой работы. В случае с проверкой торговых компаний, руководство сталкивается с заверением большого количества товарных накладных, что представляет собой дополнительную работу для бухгалтерии.

    На первый взгляд покажется, что выполнение всех требований налоговой является единственным верным решением, которое не повлечет за собой последствия. Однако этого не стоит делать, так как чрезмерное повиновение всем запросов инспекторов только вызовет у них подозрение и спровоцирует проверку всей компании.

    Основные правила для соблюдения безопасности проверки:

    1. Отправлять документы только с описью.
    2. Если запрашивается аналитика, которая не ведется в компании, об этом нужно заранее сообщить.
    3. В случае запросов с предоставлением дополнительной информации компании, нужно конкретизировать у инспекторов, о чем именно идет речь.

    Причины для отказа

    Список документов данной проверки не регламентирован, поэтому очень часто возникают разногласия с налоговой службой. Иногда налоговики запрашивают документы, которые не содержат хозяйственных операций с контрагентом, например, штатное расписание. Основная причина такого запроса заключается в проверке наличия взаимосвязи лиц.

    Оформление результатов

    Результаты встречной проверки оформляются промежуточным актом. В нем фиксируются выявленные расхождения, неофициальные записи бухгалтерского учета и аргументы лиц, которые вели эти записи.

    Далее, акты направляются в органы внутренних дел и проводится дальнейшее расследование. Плательщик привлекается к ответственности и появляются правомерные основания для начисления налогов и пошлин. Если правонарушения не обнаружены, проверка заканчивается, и налоговики фиксируют ее успешное прохождение.

    Ошибки инспекторов

    Если на предприятии началась встречная проверка, прежде чем предоставить все запрашиваемые инспекторами документы, вначале стоит проверить их запрос на допущенные ошибки.

    Наиболее распространенными ошибками налоговиков считаются:

    1. Документы для проверки запрашиваются без письменного требования.
    2. Перечень документов в поручении не совпадает с требованиями.
    3. Документы для проверки требуются безосновательно.
    4. Повторно запрашиваются документы, которые уже были представлены на рассмотрение.
    5. Документы или сделка должны быть идентифицированы.

    Последствия встречной проверки

    В случае успешного прохождения встречной проверки инспекторы не вручают никаких документов или сертификатов о прохождении, однако, в случае непредоставления сведений или их опоздания, компания привлекается к ответственности. В этом случаи не только портятся отношения с контрагентом, но и появляются такие негативные последствия, как отказ в вычетах НДС и снятие прибыльных расходов.

    Если предписания встречной проверки не были предоставлены, налоговики вправе начать полноценную серию выездных проверок. В этом случае весь беспорядок в документообороте компании станет явным.

    Практикум по выездной налоговой проверке представлен ниже.

  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...