Организация основной субъект национальной экономики. Национальная экономика, ее основные объекты, субъекты и цели


Национальная экономика Кошелев Антон Николаевич

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь

В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:

1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую это потребление. Они концентрируют в своей собственности значительную часть экономических ресурсов и факторов производства. Их экономическая деятельность направлена на предоставление экономических ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хозяйствующим субъектам;

2) предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. В национальной экономике существует большое видовое разнообразие внутри этого хозяйствующего субъекта. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;

3) некоммерческие организации. Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена не на получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. Смещение цели их хозяйственной деятельности от извлечения прибыли к удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики;

4) государство. Оно является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, существенным образом определяющим характер функционирования национальной экономики. Несмотря на то что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов.

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности не могут существовать независимо. Для реализации своих целей им необходимо постоянно взаимодействовать. Это взаимодействие специфично для каждого отдельного хозяйствующего субъекта и непосредственно зависит от характеристики внешней среды. Распространенным экономическим интересом домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации расходов, необходимых для их приобретения. Это возможно осуществить, например, с помощью расстановки приоритетов в потребностях и осуществления потребления только на основании имеющихся у них ресурсов.

Действия предприятий также неоднозначны: они могут быть направлены либо на извлечение и увеличение прибыли, либо на увеличение экономической власти, занимаемой ими доли рынка, объемов производства. Государство в своей экономической деятельности реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и масштабы экономического роста и увеличение объемов национального богатства.

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

6.1. Формы некоммерческого хозяйствования Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

Часть I ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ принципы хозяйствования уже давно высказаны 1. Глобализация как средство от глобализации «Антиглобалисты» - люди, по разным причинам выступающие против «глобализации». Однако в своём большинстве они не утруждают себя тем, чтобы понять, за

Из книги 1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Взаимосвязь Конфигуратора и прикладного решения Любой программный продукт семейства 1С может функционировать в двух основных режимах: «1С: Предприятие» (прикладное решение) и «Конфигуратор». Выбор требуемого режима осуществляется нажатием в окне запуска (рис. 1.4)

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

4. Взаимосвязь финансов с другими категориями Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования

Из книги Ускорение: Совершенствование методов хозяйствования автора Гвишиани Джермен Михайлович

Ускорение: совершенствование методов хозяйствования Коллектив авторов:Глава 1 - Гвишиани Д. М., академикГлава 2 - Хачатуров Т. С., академикГлава 3 - Кириченко В. Н., доктор экон. наукГлава 4 - Юнь О. М., канд. экон. наукГлава 5 - Лукинов И. И., академик, вице-президент АН

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

20.3. Либеральные концепции хозяйствования русского зарубежья Отвергая планово-централизованную систему и прогнозируя ее неминуемый крах, русские либералы противопоставили ей собственное видение того, каким должно быть эффективное хозяйствование.Среди трактовок,

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую

автора Ансофф Игорь

2.2.3. Выделение стратегических зон хозяйствования Опыт не раз доказывал, что сегментация окружения фирмы при определении СЗХ представляет собой трудную задачу для управляющих. Причины трудностей состоят, во-первых, в том, что многим людям бывает нелегко изменить угол

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.2.7. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования В нестабильных условиях, когда длительность фаз жизненных циклов спроса и технологии становится короче, чем временной горизонт внутрифирменного планирования, перспективы СЗХ следует измерять по

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.2.13. Анализ набора стратегических зон хозяйствования Всесторонний, взвешенный анализ набора СЗХ, интересующих фирму, предполагает, что все зоны сравниваются друг с другом. Это возможно только в том случае, если все СЗХ фирмы будут подвергнуты оценке с точки зрения выбора

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.3.1. Балансирование набора стратегических зон хозяйствования с различными жизненными циклами Матрицы, описанные в предыдущей главе, предназначены для оптимизации деятельности фирмы в краткосрочной перспективе. Если тест на выяснение привлекательности покажет, что

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.3.5. Синергизм и внутренняя взаимосвязь На заре стратегического планирования управляющим предписывалось начинать процедуру разработки плана с установления взаимосвязи между СЗХ их фирмы в общих рамках известной целостной концепции «отрасли бизнеса, в которой

Из книги Неизвестное сельское хозяйство, или Зачем нужна корова? автора Нефедова Татьяна

5.6 Формы хозяйствования и земельные конфликты Как уже говорилось, подавляющая часть сельскохозяйственных земель остается у крупных предприятий и их востребованность населением в целом мала (см. раздел 3.1). Тем не менее руководители крупных предприятий, наследники

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

3.2. Особенности эволюции форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма В развитии феодализма у разных народов имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни, естественно-географической средой и

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

9.5. Естественная взаимосвязь лотов Основной смысл выставления на одновременный аукцион множества товаров заключается в их взаимосвязи. С точки зрения участника некоторые товары могут быть комплементами, а некоторые – субститутами (заменителями). В то же время между

Определение и цели национальной экономики

Определений национальной экономики существует много. Наиболее распространенным является следующее: национальная экономика – это саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности.

Национальная экономика является исторически сложившейся в определенных территориальных границах системой общественного воспроизводства, а также взаимосвязанной системой сфер и видов производства, которая охватывает все существующие формы труда.

К основным целям национальной экономики относятся:

  • Достижение стабильно высоких темпов роста национального производства или же обеспечение нормального роста экономики. Для достижения данной цели необходимо поддерживать устойчивый рост производства продукции данного государства, избегая резких колебаний, спадов и кризисов.
  • Достижение стабильного уровня цен. Стабилизация цен происходит при их регулировании. В рыночных условиях регулирование осуществляется с помощью конкуренции.
  • Обеспечение должного уровня занятости, который определяется уровнем безработицы. Занятость регулируется как на национальном рынке труда, так и на международном.
  • Поддержание равновесия во внешнеторговом балансе. В данном случае нужно иметь ввиду благоприятный торговый баланс. Внешняя торговля находится в тесной связи с объемами производства: чем больше государство производит, тем больше оно продает за рубеж, однако импорт продукции из-за границы повышает уровень конкуренции на внутреннем рынке, тем самым улучшая выбор граждан. Влияние на сальдо торгового баланса, а также и на внутренние объемы производства, оказывает валютный курс. Государство может устанавливать как фиксированный валютный курс, так и «плавающий», что зависит от спроса и предложения на валютных рынках.
  • Обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. К основным формам социальной поддержки можно отнести: денежные дотации, доплаты, льготы на услуги ЖКХ, льготы на покупку лекарств и т.д.

Основные субъекты национальной экономики

Ограниченные экономические ресурсы обуславливают необходимость их рационального и эффективного использования. Это и является целью хозяйственной деятельности. Чтобы поддерживать данную деятельность существуют экономические агенты, т.е. субъекты хозяйствования. Они отличаются от других элементов национальной экономики тем, что способны принимать и реализовывать самостоятельные решения по организации экономической деятельности.

Рассмотрим основные виды субъектов национальной экономики:

  • Домохозяйства – это субъекты хозяйствования, которые занимаются деятельностью, основанной на ведении домашнего хозяйства. В этой области сосредоточена значительная часть ресурсов экономики и производственных факторов. Экономическая деятельность домохозяйств направлена на предоставление факторов производства и экономических ресурсов. Полученные в результате финансовые ресурсы используются для накопления или приобретения благ.
  • Предприятия – субъекты хозяйствования, которые занимаются производством благ и инвестированием в этот процесс. Видов предприятий, существующих в национальной экономики, достаточно много, они различаются по видам деятельности, по масштабам, по форме собственности и т.д. Цель деятельности предприятий состоит в извлечении прибыли.
  • Некоммерческие организации – субъекты национальной экономики, цель которых не получение прибыли, а реализация специфических, общественно важных функций. К таким организациям относятся благотворительные фонды, профсоюзы, различные ассоциации и т.д. Они, как и другие виды субъектов, имеют большое значение для национальной экономики, поскольку способствуют ее развитию.
  • Государство – это важнейший субъект хозяйственной деятельности, который определяет специфику функционирования национальной экономики. При том, что деятельность государства больше направлена на выполнение административных и регулирующих функций, они влияет на большинство экономических процессов.

Замечание 1

Субъекты хозяйствования в процессе своей деятельности взаимосвязаны. Основа такого взаимодействия – экономические интересы, которые и являются причиной экономических действий всех субъектов национальной экономики.

Понятие домохозяйства

Домашнее хозяйство представляет собой экономическую единицу, включающую одного или нескольких человек, которая обеспечивает как производство, так и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения на рынке потребления, является собственником каких-либо факторов производства, стремится удовлетворять свои потребности в полном объеме.

Определение 1

Домохозяйство является хозяйственной единицей, состоящей из одного или нескольких человек, объединенных общим бюджетом и территорией проживания, которая предоставляет экономике ресурсы, а полученные за них средства использует на приобретение товаров и услуг, которые удовлетворяют человеческие потребности. В понятие домохозяйства входят все потребители, наемные работники, владельцы капиталов, земельных ресурсов, производственных средств, лица, занятые и незанятые в общественном производстве.

К основным признакам домохозяйства относятся: совместное проживание, обустройство быта, ведение хозяйства, наличие определенных ресурсов, самостоятельное принятие экономических решений, стремление к удовлетворению потребностей.

Основными видами домохозяйств являются:

  • Единичные домохозяйства, т. е. отдельные лица, семьи или несколько семей;
  • Групповые домохозяйства – это постоянные или временные группы людей, которые совместными усилиями организуют и обустраивают свой быт.

Домашние хозяйства можно классифицировать по следующим признакам:

  • Территориально-региональной принадлежности;
  • Демографической характеристике;
  • Имущественной характеристике;
  • Доходной характеристике;
  • Экономическим особенностям;
  • Трудовому потенциалу;
  • Социальному статусу.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанных отраслей, видов производств и территориальных комплексов, т.е. система, которая охватывает все сложившиеся формы общественного разделения и кооперации труда. Экономика страны включает в себя материальное и нематериальное производство.

Материальное производство предполагает преобразующее воздействие человека на природу, в результате чего создаются предметы потребления и средства производства. Оно имеет сложную отраслевую, технологическую и функциональную структуру и включает промышленность, состоящую из двух групп отраслей - добывающей и обрабатывающей, сельское и лесное хозяйства, строительство, отрасли, непосредственно связанные с доведением продукта до потребителя (транспорт, торговля, связь).

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению, и т.д. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство, культуру, образование, здравоохранение и др.

Субъектами национальной экономики являются предприятия (предпринимательские фирмы), домашние хозяйства, государство , сектор заграница, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющими определенные функции в общественном разделении и кооперации труда; производящие товары или услуги.

Сектор домашних хозяйств включает все частные национальные ячейки, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности , и прежде всего рабочей силы.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех предприятий (фирм), зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы.

Под государственным сектором подразумеваются все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю «бесплатно», т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. Экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в закупке благ, взимании налогов и предложении денег .

Сектор заграница включает экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Основной функциональной целью национальной экономики является удовлетворение потребностей всего населения страны, которую она реализует через выполнение ряда подцелей:

  • стабильный, устойчивый экономический рост;
  • стабильный уровень цен;
  • высокий уровень занятости;
  • поддержание внешнеторгового баланса;
  • достижение высокой эффективности производства;
  • справедливое распределение доходов ;
  • защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека;
  • экономическая свобода.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные и качественные соотношения между различными ее составными частями. Поскольку национальная экономика представляет сложный организм, то в ней можно выделить следующие виды структур:

  • воспроизводственная структура национальной экономики определяется тем, что все ее экономические субъекты (домашние хозяйства, предприятия, государство) воспроизводят свой производственно-экономический потенциал на основе воспроизводства потоков то варов и услуг;
  • отраслевая структура характеризует деление национальной экономики на отрасли - качественно одно родные группы хозяйственных единиц, выполняющие одинаковые по социально-экономическому содержанию функции в процессе общественного воспроизводства. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука и др.);
  • социальная структура предусматривает деление национальной экономики на секторы - совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. В каждой национальной экономике можно выделить подобные секторы по видам труда (неквалифицированный, квалифицированный и умственный труд); по группам населения (женщины, мужчины, молодежь, нетрудоспособные); по группам предприятий (малые, средние, крупные). Для экономической теории важное значение имеет деление субъектов хозяйствования в соответствии с формами собственности на средства производства;
  • территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы;
  • инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие народнохозяйственный комплекс: транспорт, банки, кредитная система, автомобильные и железные дороги, энерго-, водо-, газоснабжение, связь;
  • структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в объеме экспорта и импорта товаров и услуг.

Макроэкономические пропорции - количественные и качественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Можно выделить следующие виды пропорций:

  • общеэкономические - представляют собой соотношения между наиболее крупными сферами национальной экономики (например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.);
  • межотраслевые - это количественные и качественные соотношения между такими отраслями, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие отрасли. Они характеризуют долю отдельных отраслей в общем объеме производства и структуру отраслевого распределения производственных и финансовых ресурсов;
  • внутриотраслевые - представляют собой соотношение между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли: например, между выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении, производством одежды и обуви в легкой промышленности;
  • территориальные (межрегиональные) - это соотношения, которые рассматриваются в границах определенной территории или между различными экономически ми районами и обусловлены размещением производительных сил и производством продукции в этих районах;
  • межгосударственные - это количественные и качественные соотношения между макроэкономическими показателями отдельных государств, мера участия их в международном разделении труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифицировать в зависимости от единиц измерения показателей:

  • натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральных единицах измерения (т., шт., кг);
  • стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручки и доходов в сферах материального и нематериального производства; доходов предприятий, государства и населения; обращения товаров и денег в национальной экономике.

Все пропорции носят объективный характер и отражают распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, удовлетворяющими различные общественные потребности. Пропорции складываются и изменяются под влиянием общественных потребностей, научно-технического прогресса, избранного типа экономического роста (экстенсивный или интенсивный), политических событий, стихийных бедствий и т.д.

Макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированности национальной экономики. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемом используемых средств производства и количеством рабочей силы, между объемами производимых продуктов и потребностями в них и т.д. Основу сбалансированности составляет пропорциональность.

На практике сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций в экономике. Полного соответствия между отраслями в реальной жизни практически не бывает. Поэтому существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами и отраслями экономики. О сбалансированности макроэкономики можно говорить лишь в том случае, если величина и структура совокупного спроса совпадают с аналогичными параметрами совокупного предложения, т.е. если весь произведенный продукт будет потреблен.

Основные понятия темы

Национальная экономика. Структура национальной экономики. Воспроизводственная структура. Отраслевая структура. Социальная структура. Территориальная структура. Инфраструктура. Структура внешней торговли. Макроэкономические пропорции. Сбалансированность национальной экономики.

Контрольные вопросы

  1. Какие сферы включает национальная экономика?
  2. Какие подразделения имеет материальная сфера?
  3. Раскройте модель взаимодействия хозяйствующих субъектов в национальной экономике.
  4. В чем состоит основная функциональная цель национальной экономики и через какие подцели она реализуется?
  5. В чем состоит сущность экономической политики государства?
  6. Чем обусловлено различное содержание структуры национальных экономик различных стран?
  7. Чем обусловлена необходимость структурной перестройки в Республике Беларусь?
  8. Какие виды пропорций определяют макроэкономические пропорции?
  9. Под влиянием каких факторов изменяются макроэкономические пропорции?
  10. Какие тенденции макроэкономических пропорций имеют место в современном мире?
  11. Что означает сбалансированность и пропорциональность национальной экономики и как они достигаются?
  12. Назовите проблемы сбалансированности экономики Беларуси и основные пути ее достижения?

В качестве домашних хозяйств могут выступать:

· семьи из одного или нескольких лиц;

· лица, находящиеся в течение длительного времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах.

Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий .

В этот сектор включаются подсобные хозяйства рабочих и служащих, членов кооперативов, индивидуальные крестьянские хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации на рынке.

Ресурсы данного сектора составляют:

· рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

· достижение определенного объема производства и уровня продаж;

· достижение власти над рынком (последняя цель наиболее характерна для корпораций, которые пытаются увеличить свои доходы и престиж).

Было бы неверно рассматривать в качестве цели фирмы, например, достижение определенного уровня запасов, так как это средство, а не цель. Также нельзя относить к целям фирмы неограниченное потребление, стремление к совершенствованию, самореализации, поскольку это цели индивидов, а не фирмы. Чтобы стать целями фирмы, они должны преломиться через функцию фирмы и пройти процедуру согласования с целями других субъектов хозяйствования фирмы.

Размер фирмы определяется:

· функцией и зависит прежде всего от платежеспособного спроса на производимый товар или услугу;

· целью фирмы (так, фирма, имеющая целью рост сам по себе, будет, при прочих равных условиях, более крупной, чем фирма, преследующая целью получение удовлетворительной нормы прибыли);

· достижимой в ее рамках экономией на трансакционных издержках;

· эффектом масштаба;

· способностью противостоять внешним флуктуациям и обеспечить устойчивость, необходимую для выполнения функции.

2.5. Государство как компонент и среда национальной экономики

Государство – особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности .

Государство, как и другие институты, представляет собой результат разделения труда и пример институционализации функции управления, которая по отношению к национальной экономике в современный период проявляется в виде пяти главных функций:

1) оформляет и поддерживает целостность национальной экономики , устанавливая государственные границы и охраняя их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот;

2) поддерживает баланс интересов социальных групп и призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные , нетрудоспособные и т. д.);

3) вырабатывает «правила игры » в сфере социальных и экономических отношений, включая гражданское, уголовное право , налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей ;

4) осуществляет надзор и контроль над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;

5) способствует минимизации трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими).

Производство «общественных товаров», компенсация экстерналий, перераспределение доходов и богатства, корректировка распределения ресурсов в целях изменения структуры национального дохода , контроль занятости и инфляции, стимулирование экономического роста и подавление макроэкономических колебаний, часто называемые в качестве функций государства, таковыми не являются, представляя собой средства реализации названных выше пяти функций.

При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

К механизмам самоорганизации национальной экономики относятся:

· рыночный механизм (товарного обмена);

· самоорганизационные процессы, протекающие в сферах производства, распределения и потребления.

Противопоставление государства и рынка не имеет под собой достаточных оснований. Во-первых, рынок и государство – понятия разнопорядковые: государство представляет собой один из субъектов хозяйствования, а рынок – одну из форм общественной координации или связи субъектов. Во-вторых, государство действует не только в сфере обмена, но является участником всего воспроизводственного процесса.

Методологически важен вопрос о том, является ли государство составным компонентом национальной экономики или внешней силой, частью ее среды. Мнения по этому поводу разделились. Часть исследователей полагает, что государство является органической частью национальной экономики. Другие (включая неоклассиков) считают его внешней силой. Третьи же полагают, что государство одновременно действует как внутренняя и внешняя сила.

Наиболее близкой к истине представляется третья точка зрения. В той мере, в какой государство осуществляет защиту отечественных производителей от конкуренции, законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Негэнтропийный эффект государственного регулирования связан, прежде всего, со снижением издержек на получение информации, уменьшением трансакционных издержек, погашением очагов социальной напряженности, наличием четко регламентированных законодательством рыночных процессов и институтов.

Тем не менее государство является не только антиэнтропийной силой (гасит очаги социальной напряженности), но и генератором флуктуаций, повышающих энтропию в национальной экономике. Примером могут служить высокие ставки налогов, ведущие к ослаблению экономической мотивации, инфляции, изменению структуры экономики, к замедлению процессов накопления капитала. Государственное вмешательство может вызвать неэффективное распределение ресурсов, рост цен, искажение структуры спроса и предложения, снижение производительности труда и эффективности производства. Негативные эффекты воздействия могут проявляться, когда государство выступает внутренней силой или частью среды. Например, если законодательство поощряет формы организации бизнеса, основанные на ограниченной ответственности , это оказывает значительное влияние на инвестиционный процесс. С другой стороны, патентное право может стимулировать процесс монополизации.

Таким образом, государство, учитывая высокую степень его вмешательства в современную экономическую жизнь, представляет собой генератор флуктуаций, который играет весьма неоднозначную роль: государственное вмешательство может не только предупреждать кризисы перепроизводства , но и нарушать нормальный ход экономической жизни. В силу исключительности своего положения государство является монополистической организацией, несущей, с одной стороны, возможность стабильности, устойчивости, а с другой – негибкости, опасности реализации не общественных, а групповых и личных интересов, а при отсутствии продуманной экономической программы может вызвать разрушительный экономический кризис.

Особое место среди негативных эффектов деятельности государства принадлежит бюрократизации , одной из крайних форм институционализации общественных связей и отношений. До определенного предела бюрократия (которая представляет собой группу, исполняющую административные функции, результаты деятельности которой не имеют денежной оценки) является необходимой.

Общественное разделение труда объективно формирует особую группу, занимающуюся управлением, основанным не на рыночных, а на административных связях, которое необходимо обществу для реализации его интересов. Именно бюрократия поддерживает единство страны в экономическом и политическом планах. Особенно это касается стран с обширной территорией или низкой плотностью населения. Они в большей степени подвержены опасности чрезмерной бюрократизации, авторитарности правления и склонности к тоталитаризму. Бюрократизм является неизбежной чертой управления и связей нерыночного типа.

Принципы, на которые опирается деятельность бюрократии, описанные немецким социологом М. Вебером, включают в себя иерархичность, разграничение уровней компетенции, рутинный, основанный на принятых нормах, характер решений. Обеспечивая устойчивость экономики, бюрократия может препятствовать инновациям и любым переменам вообще, консервируя установившиеся связи в экономике. Опасность бюрократизации состоит в том, что в определенный момент может произойти подмена функции: вместо того чтобы служить обществу, бюрократия навязывает ему свои интересы и собственные цели выдает за цели общества.

2.6. Связи между компонентами и элементами национальной экономики

Компоненты и элементы экономики имеют сложную систему прямых и обратных, непосредственных и опосредованных, функциональных и причинных связей. Существует четыре главных вида связей элементов и компонентов национальной экономики, названные Я. Корнаи формами координации:

1. Бюрократические связи имеют регламентированный, вертикальный характер, осуществляются между многими уровнями, основаны на принуждении, подчинении и санкциях за его нарушение, не всегда опосредуются деньгами.

2. Рыночные связи носят горизонтальный характер, осуществляются между юридически равноправными субъектами, главным мотивом поведения которых является стремление к получению прибыли, основываются на соглашении между субъектами и обычно опосредуются при помощи денег.

3. Этические связи также носят горизонтальный характер и осуществляются между равноправными субъектами, но основаны либо на ожидании взаимной помощи, либо одностороннем альтруизме, могут быть как опосредованными, так и не опосредованными деньгами. Этическая связь может быть долговечной, если закреплена традициями, обычаями, лежащие в ее основе принципы возведены в ранг моральных норм.

4. Агрессивная связь носит вертикальный характер, осуществляется при помощи силы принуждения, не регламентируемой законом и моралью, между теми, кто оказался сильнее, и теми, кто подчиняется этой силе как посредством, так и без посредства денег.

Связи между экономическими субъектами могут принимать разные формы или тяготеть к одной из них. Со временем формы общественной координации могут переходить одна в другую. Например, если связь агрессивной формы получает юридический статус, то она может превратиться в бюрократическую. Бюрократическая связь предприятий друг с другом через вышестоящие органы может стать рыночной.

Если отсутствует одна форма связи, то обязательно присутствует другая – «вакуума координации» (связи) обычно не бывает. Однако бывают периоды в развитии системы, когда связи нарушаются. Это периоды глубоких циклических кризисов перепроизводства, которые сопровождаются массовыми банкротствами и, следовательно, утерей связей с обанкротившимися предприятиями. Другим примером может служить положение в республиках бывшего СССР после его распада, совпавшего с изменением хозяйственного механизма, когда огромное количество связей субъектов как внутри России, так и с экономическими субъектами ближнего зарубежья было порвано, что усугубило кризис в стране.

Различные формы связи экономических субъектов дополняют друг друга, будучи характерными для разных сфер экономической жизни. Так, например, рыночная форма связи более всего характерна для производителей и потребителей; агрессивная имеет место в теневой экономике и тоталитарных государствах; этическая – в домашних хозяйствах и общинах; бюрократическая – в государственных структурах и тоталитарных экономических системах. Все формы связи одинаково необходимы, поскольку способны восполнить недостатки друг друга. Например, связи рыночного типа требуют больших трансакционных издержек, а бюрократическая форма связи, уменьшая издержки, дает проигрыш в мотивации. Вертикальные связи между государств ом, бизнесом и индивидом, как правило, носят нерыночный характер (бюрократический, агрессивный или этический), горизонтальные – рыночный или этический.

Связи субъектов национальной экономики могут быть оформлены в виде институтов. Институционализация рыночной формы связи привела к формированию и развитию товарных и фондовых бирж, торговых домов , банков; бюрократической формы – правительственного аппарата; этической – неприбыльных организаций; агрессивной – теневых структур, занимающихся сбытом товаров.

Наиболее универсальной формой связи экономических субъектов как носителей спроса и предложения и их центральным связующим звеном выступает рынок.

Рынок в широком смысле представляет собой один из видов связей между экономическими субъектами, основанный на купле–продаже товаров и услуг, опосредованной деньгами. Основное отношение, складывающееся в процессе осуществления рыночной формы связи, – обмен товарами и услугами, который всегда означает обмен видами деятельности . Рынок – это общественная форма организации и функционирования экономики (рис. 2.1).

Понимание рынка как вида связи экономических субъектов ставит под вопрос корректность использования термина «рыночная экономика». Национальная экономика включает в себя не только связи, одну из которых являет собой рынок, но и экономические субъекты всех уровней, ресурсы, а помимо сферы обмена – еще и сферу производства, распределения и потребления. Такой подход начинает находить все больше понимания в научной среде.

https://pandia.ru/text/78/294/images/image004_145.gif" width="569" height="250">

Рис. 2.1. Рынок в широком смысле

Субъектами рынка могут выступать отдельные индивиды, домашние хозяйства, сфера бизнеса, государство, аналогичные субъекты других стран по мере включенности в национальную экономику данной страны. Объектами рынка могут выступать товары, услуги, ценные бумаги , деньги, информация, право собственности , в частности, право распоряжения, использования, право на получение дохода.

Связи, завязывающиеся по поводу опосредованных деньгами актов купли-продажи конкретных товаров и услуг, являются рынком в узком смысле слова.

В этом контексте можно говорить о множественности рынков. Каждый из специфических товарных и территориальных рынков вместе с другими составляет единый национальный рынок, а последний является национальной модификацией рынка, одним из всеобщих видов связи экономических субъектов.

Возникновение рынка связано с развитием разделения труда, а развитие и изменение рынка – с изменениями состава и поведения субъектов рынка и их объектов, которые происходят вследствие видоизменения средств и способов удовлетворения потребностей.

Из спонтанности и самоорганизации рынка следует, что он не преследует никаких целей и этически нейтрален, так как бессмысленно прилагать нравственные критерии к ситуациям, являющимся непреднамеренным результатом деятельности человека.

Рыночная форма связи компонентов экономики служит не только одной передаче материальных ценностей (товаров, услуг), но имеет и информационный характер: через механизм цен производители и потребители получают информацию о состоянии спроса и предложения, областях наиболее выгодного приложения капитала.

Информацию, предоставляемую рынком, трудно назвать исчерпывающей. Может ли рынок давать ложные сигналы о предпочтительном направлении использования ресурсов, т. е. действовать не только как «невидимая рука», но и как «невидимый сапог» (), ухудшая положение?

Представления о рынке как источнике «ложной» информации носят этический характер. В действительности информация о ценах, предоставляемая рынком, точно отражает сложившийся баланс сил. Другое дело, что она может быть ложно истолкованной экономическими субъектами. Но даже истолкованная верно, она может привести к ухудшению состояния экономики. Например, высокие цены на определенный товар подсказывают производителям желаемое направление использования ресурсов. Производители, используя эту информацию, осуществляют (вполне рационально с их точки зрения) перелив ресурсов в эту отрасль. Но если переливу подвергается слишком большой объем ресурсов по сравнению со спросом на продукцию, производимую с их помощью, цена на нее упадет и производители окажутся в проигрыше, и вовсе не из-за того, что информация была ложной.

Рыночная форма связи способна не только обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов и свободу, но и саму возможность производства, накопления, роста населения и его благосостояния, а также экономического развития в целом.

Установление различных форм связей между компонентами национальной экономики влечет за собой возникновение экономических отношений. Экономические отношения зависят от характера и степени удовлетворения потребностей субъектов, реализации интересов, достижения ими своих целей, которые, в свою очередь, определяются характером связей между субъектами.

В состав экономических отношений входят отношения, складывающиеся между экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена, потребления и собственности. Отношения собственности являются основными, так как лежат в основе всех отношений и их изменений. Отношения собственности, опосредуя превращение их объектов в средства жизнедеятельности, способствуют возникновению неравенства экономических субъектов, формированию социальных групп. Любая форма собственности и любая форма ее реализации также подразумевают эксплуатацию – использование объектов отношений собственности в производственном или личном потреблении.

Изменение отношений собственности является необходимым условием развития национальной экономики и ее компонентов. С другой стороны, институционализация отношений собственности способствует закреплению, повышению устойчивости существующих экономических институтов, связей и отношений между ними, препятствуя качественному изменению (развитию) национальной экономики и ее компонентов. Отношения собственности изменяются в процессе перестройки экономических субъектов и связей между ними.

2.7. Структура национальной экономики

Совокупность компонентов национальной экономики и устойчивых связей между ними образует структуру национальной экономики. Как было показано выше, она носит нелинейный характер: взаимосвязи ее компонентов обычно не представляют собой простую вертикальную последовательность. Этот вывод имеет принципиальное значение, позволяя выявить особую роль структуры экономики в ее развитии.

Структура национальной экономики в период революционных изменений преобразуется первой, за ней следуют изменения связей компонентов, их функционирования и поведения национальной экономики в целом. В эволюционный период развития структура экономики, наоборот, обеспечивает стабильность, устойчивость, погашая возникающие внутри и происходящие из среды (национальных экономик других стран, государства, природной среды) флуктуации. Именно эта двойственная роль структуры экономики в разных фазах ее развития имеет большое значение для объяснения экономических циклов.

Структура экономики отражает ее устойчивые компоненты и связи, а как устойчивые, так и неустойчивые компоненты и связи отражает ее организация.

Быстрее всего способна изменяться рыночная форма, медленнее всего – административная и этическая, что отчасти объясняет кризис, в котором оказалась экономика России в посттоталитарный период.

Неравновесие рынка способно обеспечить рост уровня организованности путем адаптации предложения к спросу через ценовые сигналы. Среди компонентов современной экономики наибольшими адаптационными способностями обладает мелкий и средний бизнес, что составляет главную причину его выживаемости рядом с гигантами: последние перестраиваются труднее, мелкие и средние фирмы повышают уровень организованности системы в целом, т. е. играют дополняющую или компенсаторную функцию по отношению к крупным фирмам.

До 2003 г. для описания структуры российской экономики использовался Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 01.01.2001 г. № 18. Классификатор ОКОНХ создавался для решения задач, стоящих перед централизованной плановой экономикой, когда предприятия и организации находились в полном подчинении со стороны министерств и ведомств , образуя так называемые «хозяйственные отрасли».

Взамен ОКОНХ Минэкономразвития России был разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), который был введен в действие с 01.01.2003 г. постановлением Госстандарта России от 06.г. .

Классификатор ОКВЭД обеспечивает адекватное описание российской экономики, позволяет характеризовать ее структуру на основе типов производственных процессов без учета ведомственной принадлежности предприятий и организаций, формы собственности. В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не делается различий между внутренней и внешней торговлей , рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

ОКВЭД предназначен для решения следующих основных задач:

· классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

· определения основного вида экономической деятельности субъектов;

В группировке хозяйственных единиц по отраслям единицей классификации является заведение – предприятие или его часть, занятое преимущественно одним видом производственной деятельности, по которой имеется информация о затратах и выпуске продукции. Соответственно о трасль может определяться как совокупность самостоятельных предприятий (заведений), сгруппированных по признаку основного вида деятельности («хозяйственная» отрасль), и как совокупность производственных единиц, производящих однородную продукцию («чистая» отрасль).

Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами производственной деятельности, должны подразделяться на заведения для последующего отнесения к соответствующим отраслям. Разделение предприятия на заведения может быть осуществлено в тех случаях, когда имеется возможность получения информации об основных показателях деятельности заведения: об объемах производства продукции и затратах на ее производство, труде, капитале. При невозможности выделения какого-либо подразделения предприятия в качестве заведения его деятельность учитывается вместе с основной деятельностью предприятия.

Объектом классификации в ОКВЭД является вид экономической деятельности, который характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков, его структура может быть представлена в следующем виде:

В экономической теории (термин "экономика" происходит от греческого "oiconomia" - oicos (дом), nomos (учение, закон) как научной отрасли используются различные понятия: национальная экономика, макроэкономика, микроэкономика, национальное хозяйство и др

Национальная экономика и макроэкономика - как тождественные; национальная экономика - более общее понятие, которое содержит микро-, мезо-, макроэкономику. Микро-, мезо-, макроэкономика - это взаимосвязанные, взаимозависимые и взаемовидповидни уровне развития национальной экономики. Подобно тому, как капли наполняют реки, озера и моря, так и отдельные рыночные субъекты в совокупности образуют экономику, хозяйство страны в целом и ее отдельные комплексы - аграрный, машиностроительный, образовательный.

Таким образом национальная экономика - это структурно и организационно единая система взаимосвязанных отраслей и сфер деятельности людей, которой свойственна соответствующая пропорциональность, взаимообусловленность размещения на территории, ограниченной государственными границами.

Национальная экономика является продуктом определенных исторических процессов и периодов, поскольку становление ее осуществляется достаточно длительное время.

Для возникновения и развития национальной экономики необходимы определенные условия:

Углубление общественного разделения труда, стимулирует возникновение различных видов деятельности, специализацию территории;

Формирование прочных централизованных государств, что со временем способствует превращению народного хозяйства в национальный комплекс, т.е. на такое территориальное образование, в котором все компоненты экономической жизни - отрасли, отдельные регионы, предприятия, учреждения - функционируют как единый организм, обеспечивающий материальные и духовные потребности общества.

Итак, единство и не является определяющей чертой хозяйственной системы как национального хозяйства. Здесь очень важным фактором является общность духовного развития членов общества - общность культур, обычаев, традиций, морали.

Общие хозяйственные и духовные черты общества приобретают значение общенародных или национальных черт, отличных от таких же общественно-хозяйственных образований на других территориях. Первичной ячейкой национального хозяйственного комплекса является предприятие, а духовного - человек, носитель национальной идеологии и член этого общества.

Поскольку национальная экономика является очень сложной системой хозяйствования, то объектом ее исследования являются различные природно-хозяйственные и социально-экономические процессы и явления, происходящие в ней.

Субъектами национальной экономики являются домашние хозяйства, предприятия, фирмы, предпринимательская структура, государство. Все они вступают между собой в определенные экономические отношения, приобретают форму вертикальных и горизонтальных связей. Все субъекты экономически обособленными, со своими интересами, однако их деятельность в национальной экономике должен подчиняться обще-государственным интересам национальной безопасности.

Любую современную национальную экономику характеризуют следующие признаки, которые объединяют в четыре группы:

Национальный суверенитет;

Ресурсно-производственный потенциал;

Хозяйственно-организационная структура;

Товарообменные признаки.

Национальный суверенитет (то есть независимость) означает:

Суверенитет и неприкосновенность территориального и государственного устройства;

Суверенитет законодательства и действия правовых органов на территории государства;

Суверенитет национальной внутренней и внешней политики, общественно-культурной идеологии;

Суверенитет хозяйственной деятельности.

Эта группа признаков обеспечивает способность общественно-хозяйственной системы к самоорганизации и самореализации как субъекта международных равноправных партнерских хозяйственных связей.

Ресурсно-производственный потенциал характеризует потенциальные возможности производственной деятельности, структуры производства и его специализации. Эта группа включает:

Природно-ресурсный потенциал, определяемый географическим размещением, наличием природных сырьевых ресурсов, уровнем их освоения и переработки;

Трудовой потенциал, определяемый количеством рабочей силы, ее профессионализмом, структурой, квалификационному уровню, образованием, моральными устройствами и ценностями, которыми руководствуется население страны, национальной психологией и религией;

Научный и научно-технический потенциал.

Хозяйственно-организационная структура занимает основное место среди составляющих национальной экономики и характеризуется способностью экономического механизма оптимально объединять потенциал трудовых ресурсов с природными ресурсами и научно-техническим потенциалом. Уровень такого объединения зависит от того, как соотносятся между собой частные, коллективные и общественные интересы, которой является система стимулирования производства и труда.

Другие материалы...

Оплата труда работников организации анализ и пути повышения эффективности (на материалах КУП Горэлектротранспорт)
Одним из основных направлений повышения эффективности использования персонала организации является совершенствование системы экономического стимулирования, важнейшим фактором проявления которой служит оплата труда работников организации и их социальная защищенност...

Основы экономической теории
Цель раздела - ознакомить с основными вехами развития экономической науки, ключевыми понятиями, которыми оперирует экономическая теория - категориями и законами, отражающими реальные процессы, происходящие в хозяйственной деятельности людей, что позволит лучше разб...

Экономические кризисы причины и последствия
Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах. Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизн...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...