Определение гчп. Классификация форм гчп, основные направления


КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет: «Экономики и управления»

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Стратегическое территориальное планирование

Тема: «Формы частно-государственного партнерства»

Выполнил: Студентка 5 курса,

5-1336/5-3 группы

Рябцева Е.Н.

Проверил: Шадрин А.И

г. Красноярск, 2010 г.

Введение

1.Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

2. Модели, формы и механизмыгосударственно-частного партнерства

3.Развитие и реализация государственно-частного партнерства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

Сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

Взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

В процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство в системе институтов развития современной экономики. В последние годы во многих странах мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.

Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.

Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции:

1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора;

2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;

3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:

· разделяют полномочия и ответственность;

· функционируют на равных;

· совместно затрачивают время и ресурсы;

· разделяют инвестиции, риски и выгоды;

· поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;

· имеют четкое соглашение, контракт или иной" правоустанавливающий документ.

В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.

Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

России еще предстоит пройти сложнейший процесс экономической и правовой квалификации многочисленных форм ГЧП. При этом важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической традиции подразумевается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют наибольшее распространение проекты ГЧП.

2. Модели, формы и механизмы ГЧП

В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом. Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

В экономике многих стран появилась особая форма отношений коммерческих предприятий и власти. Для обозначения этого взаимодействия используется понятие государственно-частного партнерства. Рассмотрим его далее подробно.

Общие сведения

Государство и частный бизнес формируют альянс для реализации проектов, имеющих общественное значение, в самых разных областях деятельности. Взаимодействие власти и коммерческих структур вышло в настоящее время на новый уровень. В настоящее время оно закрепляется на законодательном уровне в 224-ФЗ. Эти отношения можно вполне рассматривать как неотъемлемый признак смешанной экономики.

Особенности

Развитие частно-государственного партнерства способствует формированию базовых моделей финансирования, методов управления, отношений, связанных с собственностью. В данном процессе принципиальную важность приобретает комплекс вопросов, касающихся перераспределения правомочий. Они возникают как неизбежное следствие расширения взаимодействий коммерческих структур и власти. Ряд экспертов считает, что во многих случаях государственно-частное партнерство - это в определенной степени приватизация либо ее абсолютная альтернатива. Такое мнение, например, высказывается относительно концессий. Между тем стоит отметить, что государственно-частное партнерство - это действительно институциональный способ преобразования сфер деятельности, относящихся традиционно к ведению власти. Однако при этом используемые при сотрудничестве инструменты не выводят их полностью за рамки госрегулирования.

Перераспределение правомочий

Государственно-частное партнерство - это сотрудничество, предполагающее предоставление не всех юридических возможностей, на которые распадается суверенное право собственника в хозяйственном обороте, а только определенной их части. Речь идет о праве управления, изменения капитальной стоимости материальных ценностей, переуступки некоторых правомочий иным лицам. Достаточно обширный опыт перераспределения юридических возможностей между властью и коммерческими структурами имеется в сферах общественных услуг, а именно - инфраструктурных отраслях. В них исторически сформировались традиции передачи государством некоторых основных правомочий частному бизнесу. Власть отвечает перед обществом за непрерывное поступление публичных благ. Этим обуславливается стремление сохранить некоторые отрасли в госсобственности. Вместе с этим частные предприятия отличаются высокой мобильностью, эффективностью эксплуатации ресурсов. Кроме этого, коммерческие структуры склонны к внедрению инноваций. Государственно-частное партнерство - это способ задействования преимуществ обоих видов собственности без глубоких перемен в обществе.

Участие власти

Государство при любых условиях остается участником публично-правовых отношений. Данное обстоятельство выступает ключевым и для гражданских правоотношений, в которых власть как суверен не является рядовым субъектом права. В связи с этим нельзя говорить об изначальном равноправии частного и государственного партнеров. Оно наступит только в том случае, если на базе суверенных прав власти в соглашении о взаимодействии будут определены условия и специфика реализации гражданских правоотношений. Другими словами, государство станет особым субъектом. Это выражается в первую очередь в том, что власть сама устанавливает юридические рамки, в которых должны действовать все остальные участники. Кроме этого, она сохраняет свои управленческие, распорядительные функции, даже если вступит на принципе равенства в отношения. Это обуславливается наличием полномочий выносить административные акты. Они, в свою очередь, игнорируют указанное равенство. Изначально предполагается, что государство вступает в гражданский оборот не для удовлетворения собственных специфических интересов, а для наиболее результативной реализации публичной власти.

Роль власти

Утверждаемые в рамках ГЧП проекты представляют собой не просто соединение ресурсов. Они являются совершенно особой конфигурацией соответствующих правомочий и интересов взаимодействующих субъектов. В первую очередь государство, выступая в качестве одной из сторон партнерства, является носителем общественно-значимых целей и потребностей. При этом оно исполняет и контрольную функцию. Во-вторых, являясь участником хозяйственного оборота, государство заинтересовано не только в высоких результатах партнерства, но и в обеспечении своего коммерческого эффекта. Кроме этого, как любой нормальный предприниматель, участник таких отношений стремится к максимизации прибыли. В связи с этим в секторе коммерческих интересов между сторонами вполне уместен, а в ряде случаев необходим торг о разделе вероятных рисков, характере передаваемых правомочий, условиях их предоставления и использования.

Отношения собственности

Как показывает международный опыт, степень участия власти и коммерческих структур, условия их сочетания могут отличаться, и в ряде случаев весьма значительно. Так, организации могут выступать в качестве участника соглашения. Как правило, это на поставку продукции или оказание услуг для госнужд, на управление, предоставление техпомощи и проч. В этом случае права собственности четко разделены. Существуют и иные формы, в которых проявляется такое государственно-частное партнерство. Примеры тому - договоры о разделе продукции и лизинговые соглашения. В рамках взаимодействий возможна частичная передача ряда правомочий собственности. Как правило, они включают в себя возможности пользоваться, управлять и владеть имуществом. Такое партнерство имеет место при заключении концессионных соглашений. Кроме этого, предусмотрено долевое или акционерное участие предпринимателя в госструктурах. Государственно-частные предприятия являются выражением более высокого уровня интеграции капитала в рамках сотрудничества коммерческих организаций и власти.

Ключевые характеристики

Структура и модели частно-государственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный институт в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур. Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить следующие черты партнерства:

  1. Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10-20 лет, а в случаях концессий - до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной датой.
  2. Специфические виды финансирования программ. Реализация проектов осуществляется за счет инвестиций коммерческих организаций, дополненных ресурсами госфондов. Имеет место также совместное вложение капитала нескольких участников.
  3. Обязательное наличие конкуренции. В таких условиях за каждый контракт или концессионное соглашение идет борьба между потенциальными участниками.
  4. Ответственность между сторонами распределяется в специфических формах. Государство определяет цели с позиции общественного интереса, устанавливает качественные и стоимостные показатели, ведет мониторинг реализации программ. При этом коммерческая структура принимает на себя ответственность за оперативную деятельность на различных этапах - разработку, финансирование, управление, строительство, эксплуатацию, практическое предоставление услуг пользователям.
  5. Риски между сторонами разделяются на основании договоренностей.

Вклад участников

Коммерческие структуры обеспечивают профессиональный опыт, финансовую поддержку, эффективное управление, оперативность и гибкость в процессе принятия решений, проявляют способность к новаторству. В рамках партнерства внедряются инновационные методы работы, модернизируется техника, совершенствуются технологии. В процессе сотрудничества появляются новые формы производственной организации, образуются компании, в том числе с зарубежным капиталом, формируется эффективная кооперация с подрядчиками и поставщиками. При этом на рынке рабочих ресурсов растет спрос на хорошо оплачиваемых и высококвалифицированных сотрудников.

Государство, в свою очередь, обеспечивает определенные правомочия собственника, предоставляет налоговые послабления, гарантии, финансовые и материальные средства. Власть в рамках сотрудничества с коммерческими структурами получает возможность реализовывать свои прямые функции - контроль, регулирование, соблюдение общественного интереса. По ходу развития партнерства государство может плавно смещать акценты с конкретных проблем возведения и эксплуатации объектов на административно-контрольные задачи. Возникающие перераспределяются в сторону коммерческих структур. Общественное значение партнерства состоит в том, что в результате выигрывает общество как пользователь услуг более высокого качества.

Сотрудничество на местном уровне

Особое значение программы частно-государственного партнерства имеют в муниципалитетах. Города и поселки несут основную нагрузку по реализации общественно-значимых задач в разных сферах хозяйствования. К этим областям, в частности, относят транспорт, ЖКХ, охрану природы, жилищное строительство, газо- и энергообеспечение. Ключевой проблемой, с которой сталкиваются местные власти, выступает недостаток финансирования. В связи с этим привлечение капитала коммерческих структур, в соответствии с 224-ФЗ, становится обычной практикой.

Административные договоры

В мировой практике приняты различные формы сотрудничества власти и коммерческих компаний. В качестве одной из них выступают государственные контракты. Они представляют собой административные договоры, которые заключаются между коммерческой организацией и органом управления (федеральным, региональным, местным). Наиболее распространено государственно-частное партнерство в социальной сфере, в области поставки продукции для муниципальных или госнужд, управления, оказания техпомощи. В административных договорах право собственности не предоставляется коммерческой организации. При этом риски и расходы полностью ложатся на государство. Заинтересованность коммерческой структуры в том, что в соответствии с договором она получает право на оговоренную часть дохода или собираемых платежей. Как показывает практика, такие соглашения позволяют не только повысить престиж компании, но и гарантированно получить возможные преференции и льготы, устойчивую прибыль и занять позицию на рынке.

Лизинговые соглашения

В рамках сотрудничества распространены сделки по передаче имущества, находящегося в муниципальной или госсобственности, коммерческой структуре в пользование за определенную плату. Это может быть сооружение, здание, помещение, земельный участок. Аренда в традиционной форме предполагает возвратность предмета соглашения. При этом правомочие по распоряжению имуществом остается у собственника, и при заключении договора коммерческой структуре не предоставляется. В некоторых случаях организация может выкупить сооружение, помещение или земельный участок. Аренда в форме лизинга всегда предполагает такое условие.

Концессия

Эта форма частно-государственного партнерства приобретает в настоящее время все большее распространение. Особенность концессии заключается в том, что муниципальные или госорганы в рамках сотрудничества остаются полноправными собственниками имущества, уполномочивают коммерческое объединение исполнять функции, оговариваемые в договоре, в течение определенного периода. Для этого фирме передаются юридические возможности, необходимые для обеспечения функционирования концессионного объекта. За эксплуатацию имущества коммерческая структура вносит плату в порядке и на условиях, установленных соглашением. При этом право собственности на продукт передается пользователю.

Особенности соглашения

Концессия обладает следующими признаками:

  1. В качестве предмета всегда выступает муниципальная или госсобственность. Им также может являться монопольная деятельность государства или МО.
  2. В качестве одного из участников соглашения выступает уполномоченный муниципальный либо госорган.
  3. Целью концессии является удовлетворение общественных потребностей.
  4. В качестве основы отношений выступает соглашение.
  5. Концессия предполагает возвратность предмета договора.

При заключении контрактов, лизинговых соглашений государство либо муниципалитет выступает в качестве субъекта гражданского права. Соответственно, для их эффективной работы достаточно положений ГК. При концессионных отношениях государство в первую очередь является институтом публичного права. В этой роли оно не просто передает часть правомочий коммерческим компаниям, но и делегирует определенную долю властных функций. Такое предоставление допускается исключительно в соответствии с нормативным актом. Среди публично-правовых признаков концессии следует выделить закрепление в них общественных интересов, представителем которых выступает государство. По соглашению коммерческая структура обязана подчиняться им, то есть обеспечивать непрерывность предоставления услуг, равенство тарифов, общедоступность, исключать дискриминацию потребителей.

Области распространения концессий

Наибольшую популярность в мировой практике такие соглашения получили в инфраструктурных отраслях. В этих секторах необходимо интенсивное инвестирование и приток высококвалифицированных кадров. В настоящее время обозначилось три основных вида концессий:

  1. На уже действующие объекты.
  2. На сооружение или модернизацию инфраструктуры.
  3. Передача объектов муниципальной или госсобственности в управление.

В рамках указанных видов возможны формы концессионных соглашений, базирующиеся на разном сочетании правомочий, а также допустимых пределов конкретной инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Ситуация в России

В РФ нормативный акт о концессионных соглашениях вступил в силу с 2005 г. Однако в настоящее время такое сотрудничество не получило своего развития. Основной причиной такой ситуации эксперты называют недостаточную защищенность прав пользователя. Риск, который несет коммерческая организация, касающийся непосредственно его деятельности в рамках соглашения, отягощается существующей обязанностью вносить высокую концессионную плату. Вместе с тем неустойка за нарушение условий соглашения пользователем в нормативном акте не установлена. В настоящее время продолжается обсуждение поправок к закону, которые могли бы простимулировать возникновение концессионных отношений в России.

Соглашение о разделе продуктов

Данная форма отношений между коммерческими структурами и госорганами имеет некоторые черты концессии. Однако это соглашение имеет ряд особенностей. Отличия состоят в первую очередь в конфигурации отношений собственности. По права на созданную частным партнером продукцию остаются у него. По договору о разделе результатов деятельности ему остается только их часть. Порядок и условия передачи прав оговариваются специальным соглашением.

Дополнительно

Наибольшую популярность приобрело государственно-частное партнерство в образовании. Так, в настоящее время ведется работа по внедрению системы Распространяется такая форма ГЧП в Санкт-Петербурге и Москве. Она предполагает задействование производственных компаний в процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников. Обучение при этом осуществляется без отрыва от производственной деятельности.

Еще одной распространенной формой взаимодействия выступает государственно-частное партнерство в здравоохранении. Речь преимущественно об объектах рекреации, санаторно-курортном секторе. В течение последних нескольких лет формы частно-государственного партнерства стремительно развиваются. Изначально применялись при сооружении автостоянок, автострад, обеспечении теплоснабжения. Сегодня все большее распространение сотрудничество приобретает в оборонной области, секторе транспортных услуг, культурно-просветительской сфере. При реализации программ используются различные механизмы взаимодействия власти и коммерческих организаций. Они дифференцируются в соответствии с объемом правомочий собственности, финансовых обязательств участников, принципами распределения рисков, а также ответственности за выполнение тех или иных видов работ.

Актуальность задачи по выработке приемлемого в российских условиях понятия ГЧП обусловлена отсутствием в российском законодательстве легального определения данного явления. В связи с этим выработка общих принципов этого процесса применительно к развитию отраслей инфраструктуры встречает значительные затруднения.

Для преодоления данного противоречия был предпринят сравнительный анализ международных подходов к определению содержания понятия ГЧП. В связи с этим важно отметить, что в силу специфики стран и национальных особенностей законодательства существует большое количество определений и связанных с ними подходов к пониманию сущности ГЧП. Наиболее существенное различие заключается в том, что в одних странах ГЧП понимается как альтернатива прямому бюджетному финансированию инфраструктурных проектов, а в других - как вариант партнерства между государством и бизнесом при реализации проектов в различных формах. По причине подобной неоднородности подходов прямая экстраполяция какого-либо одного из зарубежных определений ГЧП в российской практике представляется неприемлемой.

В то же время важно вычленить из наиболее распространенных подходов к ГЧП присущие ему сущностные характеристики и свойства в целях выработки на данной основе самостоятельного определения понятия ГЧП, подходящего для отечественных условий. Ниже приведен ряд определений понятия «государственно-частное партнерство», используемых в национальном законодательстве, а также ведущими мировыми консалтинговыми и рейтинговыми агентствами.

Всемирный банк (далее - ВБ), на наш взгляд, дал наиболее общее определение, согласно которому под ГЧП понимаются среднесрочные или долгосрочные соглашения между государственной и частной стороной , в рамках которых ряд услуг передаются из сферы ответственности государственного сектора частной стороне .

Согласно определению ОЭСР ГЧП - это соглашение между государством и одним или несколькими частными партнерами (iвключая операторов и финансовые институты ), в соответствии с которым задачи государства по предоставлению услуг объединяются с задачей частных партнеров по извлечению выгоды. Эффективность данных соглашений зависит от характера распределения рисков между частным и государственным партнерами .

В соответствии с определением Международного валютного фонда (далее - МВФ) ГЧП относятся к соглашениям , в рамках которых частная сторона создает инфраструктурные объекты и предоставляет услуги , которые традиционно предоставлялись государством. Частная сторона финансирует и реализует работы (оказывает услуги) и тем самым принимает на себя значительную часть рисков в рамках проекта. Государственно-частные партнерства предполагают широкий спектр социально-экономических инфраструктурных проектов, однако в основном используются для строительства больниц, школ, тюрем, дорог, мостов и туннелей, трамвайных сетей, систем контроля воздушного движения, водно-коммунальных и водоочистных сооружений, а также для эффективного управления ими.

В Европейском союзе (далее - ЕС) в рамках программ «Европейской инициативы экономического роста» и «Развитие Трансъевропейской транспортной системы» реализуется большое количество инфраструктурных проектов с использованием механизмов ГЧП, постоянно выходят публикации по данной тематике. Однако на уровне ЕС отсутствует единое понимание сущности ГЧП. В так называемой «Зеленой книге о государственно-частном партнерстве и законодательстве Сообщества по государственным контрактам и концессиям» под ГЧП понимаются формы сотрудничества между государственными властями и бизнес-сообществом , целью которого является обеспечение финансирования , строительства , реконструкции , управления и содержания инфраструктурных объектов или предоставление услуг .

В разных странах ЕС существуют собственные определения рассматриваемого понятия, соответствующие местным условиям. Так, немецкое федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития определяет ГЧП как долгосрочное регулируемое контрактами сотрудничество между государственным и частным секторами для эффективного осуществления государственных задач по совмещению необходимых ресурсов (например , ноу-хау , управляющего фонда , капитала , персонала) и распределения связанных с проектами рисков между партнерами по проекту в соответствии с их навыкам и компетенциями.

Во Франции в силу особенностей национального законодательства отсутствует официальная регламентация понятия ГЧП, однако на практике концепция последнего реализуется в формате концессионных или партнерских соглашений с заранее оговоренными условиями получения прибыли и разделения рисков. Французские авторы также отмечают, что в стране отсутствует прямой эквивалент термина publicservice , и наиболее близким к нему по значению является понятие «обслуживание общественного экономического интереса» .

В Польше ГЧП рассматривается как сотрудничество между государственным и частными секторами , нацеленное на реализацию проектов и предоставление услуг , оказание которых традиционно находилось в ведении государственного сектора. Данное сотрудничество основывается на предположении о способности каждой стороны осуществлять собственные, возложенные на нее задачи более эффективно, нежели другая сторона. Таким образом, стороны дополняют друг друга, взаимодействуя в рамках ГЧП, осуществляя при этом необходимый объем общих задач, с которыми они могут справиться наилучшим образом. При условии разделения ответственности и рисков посредством механизма ГЧП достигается наиболее эффективный с точки зрения затрат способ по созданию инфраструктурных объектов и предоставлению услуг. В рамках ГЧП каждая из сторон получает собственную выгоду, соразмерную собственным интересам .

В Великобритании ГЧП рассматриваются как соглашения, которые характеризуются совместной работой публичного и частного секторов. В случаях, когда реализация государственных услуг предполагает инвестиции в инфраструктурные объекты со стороны частного сектора, наиболее часто используемым вариантом формы ГЧП является частная финансовая инициатива . В самом широком смысле понятие ГЧП может покрывать все виды сотрудничества между государственным и частным секторами для реализации политики оказания услуг и создания инфраструктурных объектов.

В документе Королевского казначейства «О новых подходах к организации государственно-частного партнерства» определено, что существует ряд моделей ГЧП, характерной особенностью которых является сотрудничество и разделение рисков между государственным и частным секторами. Данное сотрудничество может включать относительно простые построенные на принципе аутсорсинга партнерства, в рамках которых услуги предоставляются на основе среднесрочных договоров, или более долгосрочные партнерства с привлечением частного финансирования, такого как частная финансовая инициатива .

На уровне правительства Великобритании ГЧП характеризуется как ключевой элемент стратегии по обеспечению своевременного, высококачественного коммунального обслуживания и повышения конкурентоспособности страны .

В трактовке Министерства транспорта Соединенных Штатов Америки (далее - США) ГЧП - это контрактное соглашение, заключаемое между государственным и частным сектором, которое позволяет частной стороне участвовать в большей степени в государственной собственности и исполнять функции, традиционно находящихся в ответственности государства. Данные соглашения обычно включают в себя наем государственным органом или ведомством частной компании с целью реконструкции, строительства, управления, содержания и (или) заведование объектом или системой. В то время как у государственного сектора, как правило, сохраняется право собственности на объект или систему, частная сторона наделяется дополнительными правами по принятию решений о способе реализации проекта . Согласно данной трактовке под понятие ГЧП попадает широкий спектр отношений: от сравнительно простых контрактных до более сложных структурных проектов ГЧП.

Совет по государственно-частному партнерству Канады определяет ГЧП как совместное предприятие государственной и частной сторон, основанное на предположении, что опыт и квалификация каждой из сторон позволяют решить определенные задачи посредством распределения ресурсов, рисков и доходов .

Агентство Deloitte определяет ГЧП как комплексные коммерческие соглашения, целью которых является оптимальное распределение ответственности, рисков и доходов. Существование успешных партнерств требует осуществления качественной проработки и анализа проектов, эффективной системы передачи полномочий по реализации работ и последовательного достижения поставленных целей .

Международная сеть компаний Price Waterhouse Coopers отмечает, что в рамках мировой практики отсутствует общепринятое определение ГЧП или его моделей, а подданный термин подпадает достаточно большой перечень разнообразных структурных проектов, в рамках которых частный сектор реализует государственные объекты или предоставляет услуги, которые обычно находятся в ведении государства .

Консалтинговое агентство Ernst & Young в своей литературе рассматривает ГЧП в качестве соглашения между государством и частным сектором с целью предоставления общественных услуг и создания объектов инфраструктуры. В рамках подобного соглашения стороны используют собственный опыт и преимущества для выполнения совместных задач .

Аудиторская компания KPMG определяет ГЧП как ключевой инструмент государства по достижению целей преобразования инфраструктуры, в рамках которого частная сторона берет на себя финансирование и управление государственной собственностью, а также коммерческие риски, связанные с предоставлением определенных услуг.

Таким образом, согласно сформировавшимся в Европе представлениям, ГЧП есть оказание государственной (общественной ) услуги частным сектором, взаимодействующим с государством .

В Модельном законе «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственночастного партнерства», разработанном в 2011 г. экспертами Государственной Думы, ГЧП понимается как привлечение субъектом РФ, муниципальным образованием российского или иностранного юридического лица, объединения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной (социальной) инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.

В проекте Федерального закона «Об основах государственночастного партнерства в Российской Федерации», находящемся на рассмотрении в Государственной Думе, ГЧП определено как юридически оформленное па определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, которое заключено по результатам конкурсных процедур, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг.

Ряд российских авторов предлагают собственную трактовку рассматриваемого понятия. Так, профессор В. Г. Варнавский, исходя из специфики российского законодательства, обозначает ГЧП как юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности , а также услуг , исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами , учреждениями и предприятиями , в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности .

В свою очередь Е. Коровин определяет ГЧП как среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором , в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод . Существует множество других определений ГЧП, предлагаемых различными авторами.

Таким образом, для выработки обобщенного определения рассматриваемого понятия представляется возможным выделить из приведенных выше мнений сущностные характеристики ГЧП, которое, как считает большинство авторов, предполагает:

  • - выполнение работ;
  • - предоставление публичных (общественных) услуг;
  • - техническое обслуживание, эксплуатацию, реконструкцию, модернизацию, строительство объектов общественной инфраструктуры;
  • - долгосрочное сотрудничество;
  • - взаимовыгодный характер взаимодействия;
  • - заключение соглашения.

Результаты сравнительного анализа приведенных зарубежных определений по этим основаниям представлены в табл. 1.1.

Таким образом, подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что в качестве предмета ГЧП в общем случае можно рассматривать отношения в процессе взаимодействия государственного и частного сектора по выполнению конкретных проектов

  • 1 См.: Engel Е., Fischer R., Galetovic A. Public-private partnerships: when and how. Ccntrode Economia Aplicada, Chile: Universidaddc Chile, 2008. P. 13.
  • 2 Консультационная группа «ГЧП при строительстве объектов инфраструктуры».

Великобритания

Standard & Poor"s

Ernst & Young

Price Waterhouse Coopers

Deloitte

Банк азиатского развития (ADВ)

Европейский и н вести ционн ы й банк (EIB)

Субъекты

Достижение задач социально-экономического развития

Привлечение публичной стороной частной стороны

Выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, строительству объектов общественной инфраструктуры

Долгосрочное

сотрудничество

Взаимовыгодное

сотрудничество

Разделение рисков, компетенций и ответственности

Заключение соглашения

ГЧП, включая инвестиции в объекты инфраструктуры и оказание услуг с помощью данных объектов 1 .

Таблица 1.1

Сравнительный анализ подходов к определению сущности ГЧП

Окончание табл. 1.1

Субъекты

Достижение задач социально-экономического развития

Привлечение публичной стороной частной стороны

Выполнение работ по тсх- н и чес ком v обе л уж и ван и ю.

эксплуатации, реког гетру к- нии. молеоиизании. стпо-

ительству объектов общественной инфраструктуры

Предоставление публичных услуг

Долгосрочное

сотрудничество

Взаимовыгодное

сотрудничество

Разделение рисков, компетенций и ответственности

Заключение соглашения

Австралия

Сингапур

УДК 631.16

ГОСУдАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО:

формы, методы, потенциал развития

а. А. КАЛАШНИКОВ,

генеральный директор ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей», соискатель кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Е-mail: kalashnikov1313@yandex. га Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены сущность и особенности государственно-частного партнерства, обоснована необходимость его развития как механизма финансового обеспечения инвестиционной деятельности. Дана классификация форм и инструментов государственно-частного партнерства. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства, и рассмотрены возможности по их устранению.

Ключевые слова: Внешэкономбанк, венчурное финансирование, государственно-частное партнерство, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, Инвестиционный фонд РФ, концессия.

Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития. В России в условиях модернизации экономики возникла необходимость в развитии инноваций, преодолении технологического отставания с целью выхода на принципиально новый уровень решения вопросов инфраструктурного развития.

Россия должна следовать примеру развитых государств, которые в посткризисных условиях объединяют усилия государства и частного бизнеса.

В экономике ряда развитых и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. В данном контексте понимается партнерство государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

В экономической литературе существует множество различных определений ГЧП. Наиболее общее из них дано Всемирным банком: ГЧП - это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования.

Применительно к российской практике экспертное сообщество выработало следующее определение: ГЧП представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно-значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности .

Таким образом, с одной стороны, оно способствует более эффективному решению задач, стоящих перед государством, а с другой стороны, как форма взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между государством и бизнесом является эффективным инструментом стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности.

К настоящему времени в экономической науке проведено достаточно большое количество исследований ГЧП. Рассматриваются вопросы становления и практического опыта реализации,

модели и формы ГЧП, определяются новые сферы использования и др.

Несмотря на важность развития ГЧП как важнейшего механизма финансового обеспечения инвестиционной деятельности, внедрение его в российскую практику идет медленно. Это обусловлено в первую очередь несовершенством законодательной и нормативной базы.

Можно выделить следующие препятствия для развития ГЧП:

Правовые ограничения. В настоящее время российское законодательство в этой сфере еще несовершенно: отсутствует единая концепция ГЧП, нет согласованности в терминологии, касающейся этого вопроса между региональным и федеральным законодательством, регулирующим отдельные стороны ГЧП, Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О Концессионных соглашениях» не в полной мере защищает интересы кредиторов и частных инвесторов;

Ограничения организационного и экономического характера. К ним можно отнести наличие низкоквалифицированных работников в сфере управления механизмами ГЧП и слаборазвитое взаимодействие с инвесторами по вопросам принятия решений по ГЧП;

Ограничения нематериального характера - взаимное доверие, справедливое распределение рисков между участниками.

Государство является партнером частным инвесторам по следующим доминирующим причинам: а) неспособность удовлетворить растущие потребности в инвестициях только за счет государственного бюджета; б) низкая эффективность расходования выделяемых государственных средств. При этом государство выступает в роли специфического субъекта этих отношений.

Главной особенностью ГЧП, по мнению ученых, является обилие самых различных форм, в которых ГЧП находит свое проявление.

В работах, посвященных ГЧП, понятия «формы ГЧП» и «инструменты ГЧП» идентичны. На взгляд авторов, эти понятия необходимо разделять, поскольку между ними существуют различия.

Формы ГЧП - отношения организационно-правового характера между сторонами ГЧП, которые возникают непосредственно в процессе реализации совместных проектов (рис. 1).

Инструменты ГЧП - это институты государственной поддержки (государственное финанси-

рование, государственные гарантии) ГЧП-проектов, применение которых возможно независимо от применяемой формы ГЧП.

Наиболее распространена следующая классификация форм ГЧП.

В соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются следующие формы ГЧП (рис. 2).

В России также существуют следующие инструменты ГЧП:

1) Инвестиционный фонд РФ. Финансирование за счет Инвестиционного фонда РФ возможно в отношении проектов по созданию и (или) развитию объектов капитального строительства транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение (общая стоимость - не менее 5 млрд руб.) и долю финансирования частного инвестора не менее 25 % или имеющие региональное (межрегиональное) значение (общая стоимость - не менее 500 млн руб.) и долю финансирования инвестора не менее 50 % .

Инвестиционный фонд РФ направлен на комплексное промышленное и инфраструктурное развитие. В основу предоставления средств Инвестиционного фонда РФ заложен принцип проектного финансирования, что, на взгляд автора, выгодно отличает данный механизм предоставления государственных средств от ассигнований в рамках долгосрочных целевых программ, целью которых может являться, например, создание конкретного объекта.

Ни один из существующих механизмов бюджетного инвестирования не предусматривает проектного финансирования. Между тем именно в рамках такого подхода можно эффективно и грамотно прогнозировать риски и управлять ими, оценивать эффекты от создания объектов капитального строительства;

2) ОАО «Российская венчурная компания». Основной целью ОАО «Российская венчурная компания» являются стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляются государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института

Рис. 1. Классификация форм государственно-частного партнерства

Рис. 2. Формы государственно-частного партнерства, применяемые в России НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации ;

3) Внешэкономбанк. Внешэкономбанк представляет собой один из ключевых институтов, позволяющих реализовать инвестиционные проекты в рамках ГЧП. Одной из функций, реализуемых Внешэкономбанком, является участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1 млрд руб., или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд руб. .

В отличие от коммерческих банков у Внешэкономбанка отсутствует цель получения прибыли. Приоритетным направлением деятельности выступает финансовое содействие социально-экономическому развитию РФ. По указанной причине процентная ставка Банка существенно ниже рыночной, а сроки кредитования рассчитаны на долгосрочные периоды окупаемости инвестиционных проектов (согласно Инвестиционному меморандуму - более 5 лет). Следует отметить и другое отличие. Поскольку Внешэкономбанк не является коммерческим, на него не распространяются нормативные ограничения Банка России по обязательному резервированию денежных средств в случае финансирования проектов с недостаточным обеспечением по кредиту. Это означает, что Внешэкономбанк может кредитовать и довольно рискованные с точки зрения коммерческого банка проекты, если их реализация соответствует социально-экономическим приоритетам России. В то же время возможно совместное участие в таких проектах и Внешэкономбанка, и коммерческих банков, которым Внешэкономбанк поможет минимизировать финансовые риски.

Получение средств Внешэкономбанка может стать отдельным альтернативным механизмом возвратного финансирования ГЧП-проекта в случае, если попытка получить государственное финансирование по линии федеральных целевых программ или Инвестиционного фонда РФ по каким-либо причинам не увенчалась успехом. Также Внешэкономбанк может выступить в качестве дополнительного источника средств для финансирования объектов инфраструктуры либо в качестве инвестиционного консультанта в случае успешного прохождения проектом процедуры конкурсного

отбора в Инвестиционном фонде РФ. Таким образом, Внешэкономбанк является основой системы финансовой поддержки ГЧП-проектов, особенно в тех случаях, когда частные коммерческие банки не могут участвовать в таких проектах из-за нормативных ограничений или финансовых рисков.

Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом о финансовой политике и внутренними документами Внешэкономбанка, путем:

Предоставления кредитов, займов, осуществления лизинговых операций и финансирования на возвратной основе в иных формах в рамках Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития» (в ред. от 25.06.2012);

Выдачи гарантий и поручительств, в том числе экспортных гарантий (за исключением такой выдачи физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей);

Участия в уставных капиталах хозяйственных обществ;

Страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, установленном Правительством РФ;

Экспертизы инвестиционных проектов, консультационной деятельности (на комиссионной основе).

Формирование адекватной современным условиям экономической базы посредством создания условий и возможностей для реализации инвестиционных проектов будет являться основой для развития инвестиционной деятельности в целом.

На взгляд автора, это может выражаться в расширении различных льгот преимущественно с государственными гарантиями (налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов), что будет гарантировать восстребо-ванность продукции и возврат вложенного капитала. При этом государство может стать полноценным участником и осуществлять контроль и регулирование в управлении проектом.

Например, налоговые льготы существуют в 71 субъекте РФ, и более чем в половине из них есть более или менее развитое инвестиционное законодательство. Но развитие ГЧП происходит далеко не во всех даже передовых в плане инвестиционного законодательства регионах. Важно, как инвестиционное законодательство применяется региональными властями.

Оно будет не только регулировать инвестиционную деятельность, но и являться гарантом для субъектов инвестиционной деятельности в обеспечении равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, праве обжалования в суде решения и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, защите капитальных вложений.

Наиболее принципиальным условием является преодоление противоречий между общественными и частными интересами в ГЧП. Еще одно необходимое условие, выполнение которого требует достаточно длительного времени и системных усилий государства, - создание институциональной среды ГЧП.

Многое в становлении и развитии ГЧП определяется наличием соответствующей институциональной среды для решения стоящих перед государством задач, выполнение которых требует достаточно длительного времени и системных усилий

При этом речь идет не только о проявлении политической воли на высшем уровне, но и о создании политического обеспечения в нижних слоях общества путем подготовки общественного мнения к использованию приватизационных механизмов в сфере социальной и производственной инфраструктуры. Вот почему роль государства должна состоять не только в финансировании проектов из бюджета, но и в стимулировании притока инвестиций из иных источников.

Так, на вопрос респондентов, какая именно государственная поддержка ГЧП-проектам необходима в первую очередь, получены следующие ответы.

На 1-м месте при определении наиболее значимой формы государственной поддержки проектам ГЧП находится гарантия спроса/тарифное регулирование (22 %), на 2-м - регулирование финансовых инструментов и финансовых институтов для привлечения и поддержки частного инвестирования (20 %), на 3-м - финансовая поддержка (19 %). Затем следуют инициатива по проекту (16 %), юридическая поддержка (13 %) и общее руководство/управление (5 %).

Особый интерес представляют такие формы государственной поддержки, как субсидирование процентной ставки и налоговые льготы, а также

отработка механизма инвестирования частных инвестиций в публичные проекты .

Соответственно, был сделан вывод, что в регионах государственные служащие в первую очередь рассчитывают на государственную финансовую поддержку проектов ГЧП и явно недооценивают важность управления проектами и компетентности партнеров в организации взаимодействия государства и бизнеса.

Наиболее привлекательным источником финансирования, по мнению респондентов (рис. 3), являются российские фонды, затем следуют российские государственные банки. Следующие четыре категории попадают в интервал 4-5. Иностранный капитал получил средний балл 3,5. Некоторые респонденты в графе «Другое» отмечали привлекательность таких источников, как совместный капитал (консолидированный бюджет) кластерных объединений предприятий, включающий банковский капитал, капитал российских фондов и частный капитал, а также личный капитал .

Напрашивается вывод о том, что государство должно стимулировать негосударственные финансовые институты, располагающие основной долей инвестиционных ресурсов страны, к более активному участию в проектах ГЧП.

Непременными условиями успешной реализации планов ГЧП являются институциональные факторы:

Разработка соответствующего законодательства;

Обеспечение прозрачности деятельности частных компаний на объектах государственной и муниципальной собственности;

Строгое следование государства постулатам объявленной политики и принципам ГЧП;

Стабильность общей политической обстановки.

Российские фонды Российские государственные банки Российские коммерческие банки Российский частный капитал

Иностранные фонды Иностранные коммерческие банки

Иностранный частный капитал

0 1 2 3 4 5 Рис. 3. Распределение баллов привлекательности источников финансирования

Мировая практика применения механизма ГЧП показывает необходимость формирования специальной законодательной базы для успешной реализации крупных инвестиционных проектов.

Так, по мнению некоторых авторов, ее формирование на основе принципов национального и международного права может стать условием для стабильного развития ГЧП в инновационном секторе с привлечением не только отечественного, но и иностранного капитала .

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой широко распространено привлечение различных финансовых институтов для предоставления кредитных средств на реализацию проектов ГЧП.

Во Франции, например, популярностью пользуется создание целевых компаний с долевым участием государства и бизнеса. В Англии, наоборот, предпочтение отдается контрактным концессионным схемам. Существующий опыт свидетельствует, что в мировой практике чаще встречаются именно концессионные методы реализации проектов ГЧП .

Концессии являются наиболее прогрессивной и комплексной формой ГЧП. Во-первых, в отличие от других форм они всегда носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает полной свободой в принятии управленческих решений, что также отличает их, например, от смешанных предприятий. В-третьих, у государства в рамках концессионного договора и публично-правовых норм остается в целом достаточно много рычагов воздействия на концессионера при возникновении необходимости защиты общественных интересов .

Как подчеркивает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН В. Варнавский, концессионные проекты имеют несколько характерных особенностей. Во-первых, они осуществляются под постоянным и неусыпным контролем государства за качеством, безопасностью и тарифной политикой. А во-вторых, проекты ограничены во времени и пространстве, поскольку контракт заключается на определенный срок и касается только одного отдельно взятого, оговоренного сторонами объекта. Такие ограничения позволяют государству эффективно предоставлять качественные социальные услуги населению по приемлемой цене. Однако если власть выставит слишком жесткие тарифные или эксплуатационные условия, предприниматели вряд ли заинтересуются

подобными проектами, ведь риск возврата вложенных средств и получения прибыли может оказаться слишком большим .

По мнению адвоката Московской городской коллегии адвокатов А. Петровой, значительное распространение концессионных контрактных форм ГЧП связано с желанием государства сохранить за собой возможность единолично принимать решение об изменении условий проекта или отстранении частного инвестора от проекта. Эту возможность оно имеет в случае контракта и теряет при создании совместной целевой компании с долевым участием партнеров.

На федеральном уровне 17.07.2009 подписано первое концессионное соглашение между ОАО «Главная дорога» и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) по реализации проекта «Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск». Срок действия концессионного соглашения составляет 30 лет, общая стоимость строительства автодороги - 25,7 млрд руб. Из них 11 млрд будет выделено из средств Инвестиционного фонда РФ, а оставшаяся часть привлечена концессионером.

Наиболее эффективным источником привлечения средств для их дальнейшего инвестирования в проекты ГЧП являются фонды постприватизационной поддержки, основной особенностью которых является гибридный механизм финансирования (за счет средств бизнеса, бюджета, заемных средств, средств некоммерческих структур, спонсоров). Используемые при этом различные гибридные разновидности схем финансирования зависят от структуры и схемы реализации проектов ГЧП, объема использования государственных средств, направляемых на создание различных форм ГЧП .

Проекты ГЧП прежде всего направлены на обеспечение наиболее эффективного использования бюджетных и иных ресурсов государственного сектора.

Через механизм ГЧП эффективность рыночных механизмов и элементов трансформируется в выгоды для государства и общества. Мировой опыт подтверждает, что ГЧП при условии их правильной организации отличаются большей эффективностью по сравнению с традиционной системой государственных закупок.

Для развития ГЧП необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, устранить

проблемы в законодательстве, создать условия, регулирующие взаимодействие участников ГЧП, расширить программы образования ГЧП с целью повышении квалификации кадров, работающих в сфере управления проектами ГЧП.

Список литературы

1. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

2. Воротников А. М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43). URL: http://www. dpr. ru/journal/journal_41_15 .htm.

3. Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / под общ. ред. А. А. Зверева. М.: ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009.

4. Короли и «капуста». URL: http://www. www. profile. ru/items_9969.

5. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.01.2013).

6. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»: распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-з (в ред. от 15.07.2010).

7. Ястребов О. А. Опыт и перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктуры субъектами Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33) . URL: http://www. m-economy. ru/art. php?nArtId=3001.

8. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

При поддержке

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

социальные

ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

WWW.OSNOVAROSTA.RU

Генеральные информационные партнеры

&banhimj газета.ru

Информационные партнеры

Генеральный отраслевой партнер

BRffliPITV |зксгПЕРТрд|

ф московский

КЛУБ МОЛОДЫХ Ы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ОПОРА-КРЕДИТ

СТАРТАПАФИША

И&М1.Ч fjgj ¡53 News |

КЛ^рК i* ФАКТОРИНГ ПРС УСПИ^ЕИЗКЕМЕЛЕКДНАЛ

У государства существует широкий спектр инструментов влияния на экономику. Одним из них является государственно-частное партнерство. Что оно собой представляет? В каких случаях к нему обращаются? Можно ли привести примеры реализованных проектов ГЧП?

Общая информация

Для начала давайте разберемся с терминологией. ГЧП - это один из множества способов развить общественную инфраструктуру, который базируется на долгосрочном взаимодействии бизнеса и государства. При этом частная сторона принимает участие не только в проектировании, финансировании и строительстве объекта, но и в его последующей эксплуатации, предоставлении услуг на созданной базе, техническом обслуживании и реконструкции.

Какие цели при этом преследуются? Главное, чего хочет достичь государство - стимулирование привлечения инвестиций частных лиц и структур в производство потребительских товаров, услуг, работ. Этот подход применяется тогда, когда необходимо обеспечить определенное публично-правовое образование за счет конкретного бюджета, а также сократить участие властных структур в определенном секторе экономики. Последнее выполняется исключительно в тех случаях, когда бизнес может эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

С юридической точки зрения ГЧП - это форма взаимоотношений определенного публично-правового образования (например, Российской Федерации, отдельного субъекта РФ, конкретного муниципального образования) и частных лиц. Строятся они на соглашении концессионном (КС) или государственно-частном партнерстве (СГЧП), которые заключаются между участниками. По своей природе они являются гражданско-правовыми документами.

Законодательные основы

Итак, мы уже выяснили, что собой представляет ГЧП. Это неплохое начало, но для более внимательного изучения необходимо узнать множество деталей, на которых базируется этот механизм. Законодательное определение для него содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее. Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства - это самостоятельные правовые институты.

Таким образом, рассмотрение, заключение и реализация соглашений регулируется разными федеральными законами. Но при этом КС является одной из моделей (форм) ГЧП. Чтобы заключить соглашение, необходимо решение уполномоченного публичного органа, который представляет интересы определенного публично-правового образования. В нем должно четко и недвусмысленно быть объявлено о начале реализации конкретного проекта.

Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него. Механизм ГЧП - это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними.

О моделях и законодательных моментах

Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:

  1. Концессионное соглашение (КС) регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005. Оно предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения.
  2. Соглашение государственно-частного партнерства (СГПЧ) регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. В данном случае предусматривается, что объект соглашения находится в частной собственности. Но только в случае соблюдения требований, имеющихся в законодательстве.

Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:

  1. Долгосрочный характер партнерства. Он необходим для возврата частных инвестиций, а также комплексности этого проекта. Как пример: длительность СГЧП не может быть меньше трех лет.
  2. Распределение рисков и ответственности благодаря привлечению частного партнера не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию. Это обязательное условие для формирования структурированных отношений между сторонами в рамках проекта. Также на этапе подготовки поиск оптимального положения является наиболее сложным.
  3. Полное или частичное финансирование создаваемого объекта общественной инфраструктуры со стороны частного партнера. Это основное отличие ГЧП от государственных заказов. При этом публичный партнер или концедент может компенсировать определенную часть затрат, которые были направлены на объект соглашения.

О преимуществах для частной стороны

Что же получает инвестор, который выбирает государственно-частное партнерство? Механизмы реализации ГЧП закрепляются в долгосрочном соглашении. Также частник может получить земельный, лесной, водный участок без торгов (но только для реализации оговоренных целей). Еще один приятный момент - это возможность софинансирования проекта публичной стороной или же получение дополнительных гарантий (например, минимальной доходности).

Благодаря наличию довольно широких возможностей для работы часто используются дополнительные способы увеличения выручки. Это и оказание дополнительных платных услуг, и применение оптимальных решений, которые позволяют снизить траты на этапах как создания, так и использования объекта. Также эта модель позволяет закрепиться в сферах, которые традиционно считаются государственными. Кроме того, часть рисков передается публичному партнеру. Это позволяет более уверенно смотреть на реализацию проекта и его последующую эксплуатацию.

О преимуществах для государства

Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:

  1. Возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода.
  2. Возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование).
  3. Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции.
  4. Возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества.
  5. Снижение присутствия государства в экономике.

Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.

Об организации

Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты. Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:

  1. Акционерное соглашение.
  2. Договор услуг.
  3. Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
  4. Инвестиционный договор по созданию объекта.
  5. Концессионное соглашение.
  6. Договор подряда под ключ в рассрочку.

По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список - это форма контракта, которую он принимает на практике. Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие.

О примерах

Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.

В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.

Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, - это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.

А что с примерами на федеральном уровне?

Можно ли рассказать здесь о чем-то? Да, есть целый ряд событий, которые были следствием ГЧП. Что же интересует частный бизнес в данном случае? Например, можно привести несколько громких случаев, связанных с транспортной сферой. В первую очередь следует вспомнить о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также трассу от города к Москве. Но, пожалуй, наибольшую известность в стране приобрела система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», из-за которой довольно длительное время наблюдались забастовки по всей стране.

Всего по состоянию на март 2017 года было зарегистрировано 1 340 проектов, построенных по схеме государственно-частного партнерства. Из них на этап эксплуатации (то есть, успешно реализованных) выведено 426. Где же они создаются? Какие сферы ГЧП позволяет подлатать? Основная их часть выпадает на коммунальное хозяйство. Здесь был зарегистрирован 901 проект. Затем идет сфера энергетики, однако она может похвастаться только 133 соглашениями. Еще 81 проект - к сфере транспорта. Все остальные достигнутые соглашения относятся к области социальной инфраструктуры.

Но просто количественные цифры не дают полного представления. Поэтому давайте поговорим о стоимости. Сколько денег получили проекты ГЧП? Точнее, частных вложений, ведь государственные деньги - это наши средства, собранные как налоги. В данном случае было привлечено около 700 миллиардов рублей. При этом 440 из них направлены на региональные проекты.

О критике

Практически всегда можно найти людей, недовольных каким-либо нововведением. ГЧП в России тоже поддается критике. И это делают не только простые граждане, но и многие высокопоставленные государственные служащие. Так, можно привести слова главы ФАС Игоря Артемьева, который первого марта 2017 года журналистам заявил, что целый ряд проектов государственно-частного партнерства является имитацией концессии. В качестве аргументации он сообщил, что в них все расходы компенсируются за счет бюджета. И частные компании не вкладывают своих средств. Дополнительно об этом сообщил заместитель главы ФАС Рачик Петросян. По его словам, государственно-частное партнерство используется как механизм для обхода госзакупок. И в качестве подобного злоупотребления был приведен пример строительства дороги Стерлитамак-Магнитогорск.

Одновременно эти слова в штыки воспринимают другие высокопоставленные государственные служащие. Так, например, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что такие заявления представляют угрозу для работы всего механизма ГЧП.

Возможности развития

Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.

Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.

Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...