Операции на открытом рынке цб рф статистика. Операции цб на открытом рынке


Рассмотрим функции и статус Центрального Банка России.

Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулирует-

ся Федеральным законом «О Центральном банке Российской Фе-

церации (Банке России)» и законами, принимаемыми Государст-

венной Думой, о деятельности ЦБР.

ЦБР возглавляет кредитную систему страны, имеет моно-

польное право на эмиссию денег, в интересах экономики России

проводит кредитно-денежную политику.

Основными целями деятельности ЦБР являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностран-

ной валюте и Евро;

Развитие и укрепление банковской системы Российской

Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функциони-

рования системы расчетов.

Получение прибыли не является деятельностью Банка России.

Банк выполняет следующие функции :

Совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществ-

ляет единую государственную денежно-кредитную политику по

защите и устойчивости Российской валюты (рубля);

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга-

низует их обращение;

Разрабатывает и устанавливает правила осуществления рас-

четов в РФ;

Устанавливает правила банковских операций, бухгалтерско-

го учета и отчетности банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, надзор за дея-

тельностью кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии

кредитных и аудиторских организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи-

зациями на основе федеральных законов;

Осуществляет валютное регулирование и валютный кон-

троль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

Участвует в разработке прогноза и составлении платежного

Составляет платежный баланс.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля

Денежного предложения. Операции заключаются в продаже или покупке ЦБ

у коммерческих банков государственных ценных бумаг (облига-

ций, казначейских векселей). В данной операции участвуют:

Государство (через ЦБ);

Коммерческие банки;

Население.

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда вы-

ступает государство, а коммерческие банки и население выступа-

ют участниками торгов в целях получения экономической выгоды.

Операции на открытом рынке способствуют уменьшению

или увеличению предложения денежной массы, что влечет сти-

мулирование или сдерживание роста экономики.

Проблема торгов ценными бумагами ЦБ от имени государст-

ва заключается в преломлении желаний покупателей. В условиях



возникновения инфляции ценные бумаги можно продать, если

они способствуют получению большего дохода покупателями по

сравнению с доходом от ценных бумаг, уже находящихся в об-

ращении. Это заставляет государство выпускать ценные бумаги,

гарантирующие более высокую доходность.

Разберем механизм, позволяющий государству реализовать

новые ценные бумаги коммерческим банкам и населению.

Государство гарантирует обязательную выплату процента и

скупку облигаций по истечении срока, что привлекает покупа-

телей. Срабатывает закон предложения. Выпуск новой волны об-

лигаций приводит к увеличению их предложения по известному

нам закону: цены на облигации начинают падать, а доходность

растет, так как государство гарантирует выплату процента, исхо-

дя из номинальной (а не реальной) цены облигации.

Так, если облигация с номинальной стоимостью 100 руб. с 10 %

годовых на рынке стоит 70 руб., процент, получаемый ее вла-

дельцем, будет равен 10 руб., а доход мы определим по формуле:

Доход = Дивиденд / Цена покупки 100 %

В нашем примере дивиденд равен 10 руб., а покупка - 70 руб.,

Доход-10- 100/70=14,3%

Продав свои облигации, государство изъяло из обращения п

сумму денег, что сократило совокупную денежную массу. Сокраще-

ние совокупной денежной массы стало сдерживающим фактором

развития инфляции.

Выше сказано, что в роли покупателей гособлигации выступа-

ют коммерческие банки, которые, купив облигации, сократили свои

возможности в кредитовании промышленных предприятий, что вы-

зывает сокращение деловой активности. Государство сделало, будем

приблизило к соответствию количество товара и количество денег.

Рассмотрим противоположную ситуацию, когда в стране на-

блюдается спад производства, и коммерческим банкам явно не

хватает денег для кредитования промышленности. В этой ситуа-

ции государство через ЦБ начинает скупать ценные бумаги. В

условиях данной экономической конъюнктуры спрос на ценные

бумаги возрастает, цена растет, а доходность падает. Держатели

облигаций стремятся быстрее их продать государству. Финансо-

вые возможности банков возрастают, возрастает и совокупная

денежная масса, находящаяся в обращении; увеличивается воз-

можность кредитования и...

55. Распределение доходов в условиях рынка. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

Социальная политика государства во всех развитых странах

сегодня занимает первое место.

Главная ее задача - разработка и внедрение комплекса мер,

направленных на обеспечение условий для удовлетворения по-

требностей населения, повышение благосостояния и создания

системы социальных гарантий.

Цель данной политики заключается в поддержании отноше-

ний справедливости; обеспечении условий повышения жизненно-

го уровня населения; нейтрализации негативных последствий

функционирования рыночной экономики; создании реально дей-

сгвующей системы защиты населения.

Основой социальной политики является система формирова-

ния доходов населения.

Распределение дохода в условиях рыночных экономических

отношений строится на том, что каждый собственник факторов

производства (а это земля - как источник всех сырьевых ресур-

сов, капитал, труд) получает свой доход в зависимости от спроса

и предложения на этот фактор и от предельной производительно-

сти каждого фактора.

Собственники рабочей силы, участвующие в процессе соз-

дания товара или услуги, получают свой доход в зависимости

от их производственной деятельности, уровня образования,

классификации, условия труда. Труд в данном случае является

основой получения дохода. Собственники средств производст-

ва и денежного капитала получают свою долю от общего дохо-

да страны в зависимости от размеров капитала и условий его

применения.

Поэтому в основе распределения в рыночной экономике ле-

жит распределение по количеству, качеству, величине и условиям

реализации собственности.

Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что

распределение доходов происходит на двух уровнях:

1) функциональное распределение дохода, т. е. плата за труд,

рента, дивиденд, процент, торговая прибыль, предприниматель-

ский доход;

2) личное распределение дохода, т. е. весь денежный доход

общества делится между отдельными домохозяйствами, исходя

из вклада каждого в создание этого дохода. Отсюда распределе-

ние дохода между отдельными группами населения происходит

неравномерно.

Конечной целью функционирования рыночной экономики

является достижение определенного уровня жизни, который соз-

дает нормальные условия для достойной жизни человека

В. Леонтьев писал, что если бы все члены общества имели рав-

ные возможности выбора и принятия решений, если бы все были

одновременно наемными работниками и нанимателями, сберега-

телями и инвесторами, фермерами и горожанами, проблема рас-

пределения могла бы не возникать.

Большое внимание в социальной политике уделяется соци-

альному партнерству, когда правительство, предприниматели и

профсоюзы, выражающие интересы людей наемного труда, со-

гласовывают вопросы оплаты и условий труда, социальные

трансферты. Это дает возможность решать основные социальные

вопросы с учетом интересов каждой из договаривающихся сто-

рон, не нарушая макроэкономическое воспроизводство с учетом

его циклического характера.

В период спадов и кризисов в экономике государственные ор-

ганы усиливают социальную помощь безработным, выплачивая их

семьям денежные пособия и выдавая натуральное продовольствие.

В период стабилизации экономики решаются вопросы повы-

шения заработной платы с учетом всех условий труда и динами-

ки существующей инфляции.

Государство крайне заинтересовано в увеличении массы ка-

питалов, расходуемых фирмами, так как это влияет на количество

нанятых рабочих, которое приводит к увеличению общей массы

заработной платы, а следовательно, к увеличению совокупного

спроса. Это еще одна проблема, которая решается на уровне

тройственного совещания, - государство, профсоюзы, предпри-

ниматели.

Для определения неравенства в доходах между различными

группами населения используется кривая Лоренца («лук Лорен-

ца»). Макс Лоренц - американский статистик и экономист

На рис. 5.5.1 по горизонтали отложены группы населения в

процентах, по вертикали - проценты дохода, получаемые этими

группами. При этом условии 20 % населения получали бы 20 %

доходов, 40 % населения - 40 % дохода и т. д.

Рис. 5.5.1. Кривая Лоренца

При равном распре- Доход, %

делении зависимость вы-

глядела бы в виде бис-

сектрисы. При абсолют-

ном неравенстве в рас-

пределении доходов все

100 % доходов получил

бы один человек (ОЕ).

Но в реальной жизни нет

ни абсолютного равенст-

ва, ни абсолютного нера-

венства; настоящая кар-

тина распределения доходов в обществе отражена на кривой ли-

нии, прогнутой вниз. Точки О, А, В, С, О, Е показывают величину

отклонения этой кривой от биссектрисы, т.е. степень неравенства

в распределении доходов.

Если кривая будет выравниваться и приближаться к биссек-

трисе, то общество приближается к равенству в доходах и, как

следствие, произойдет сокращение стимулов к труду и предпри-

нимательству. Если кривая уходит от биссектрисы очень далеко,

то социальная справедливость нарушена, начинает возрастать

социальная напряженность.

Мировая практика показывает, что предельно-критическое

соотношение дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бед-

ных групп населения не должно превышать отношения 10: 1; в

России это отношение в 1995 г. составило 15: 1, т. е. на 5

пунктов выше мирового стандарта. На долю 10 % бедных при-

ходилось 2,0 % дохода, на долю 10 % богатых - 30 % сово-

купного дохода1.

Кривая Лоренца, как правило, показывает только номиналь-

ные денежные доходы, без учета натуральных доходов и транс-

фертов. А так как практически во всех странах мира (Россия сю-

да не входит) функционирует прогрессивная система налогооб-

ложения, то с ростом доходов возрастают и налоги, что приводит

к некоторой сглаженности в распределении (больше доход -

выше ставка налогообложения).

Степень неравенства в доходах характеризует формула, раз-

работанная итальянским статистиком Коррадо Джини (1884-

1965). Этот показатель в науке получил название коэффициента

Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры

ОЕДСВАО, (она заштрихована, рис. 5.5.1) к площади треуголь-

ника ОЕМ.

G = фигура ОЕДСВАО/треугольник ОЕМ.

Чем больше неравенство в распределении доходов, тем зна-

чение этого коэффициента (G) ближе к единице. Это значит, что богатые стали еще бога-

че, а бедные беднее.

В западных странах с развитой рыночной экономикой коэф-

фициент Джини составил около 0,15-0,17.

56. Значение либерализации цен и разгосударствления для последующей приватизации.

Либерализация цен в России. Основная часть либерализации

"экономики пришлась на 1991-1993 г. В основе либерализации

предполагалось введение свободных цен в большинстве секторов

экономики. За государством остались цены на те товары, которые

сам рынок сработать не может, это в основном социально необ-

ходимые товары.

Либерализация цен выделяла в особую группу товары и услуги,

которые регулировались только государством, это было необходим^

как форма контроля. Либерализация цен в России началась с их рез^

кого роста. Это объясняется особой методикой ценообразования в

СССР, где цены на одни товары были дотационными, а на другие,

наоборот, значительно выше спроса, т. е. все цены, как сказал быв-»

ший Председатель Верховного Совета СССР Ю. Андропов в своем;"

выступлении перед рабочими ЗИЛа, наперекосяк.

Рост цен привел к развитию инфляции, к большому спросу нз

деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвьй

чайно болезненно переживали эти события, однако через опреде-

ленное время платежеспособный спрос начинает выступать как

регулятор производства, т. е. определяются спрос и предложение

на отдельные товары и услуги на микроуровне, а также совокуп-

ный спрос и предложение на макроуровне. Иными словами, в ра-

боту включались механизмы рынка.

В экономике есть очень важное понятие разгосударствление,

т. е. ликвидация тоталитарного господства, когда государство

устраняется (или от него отказываются) от фактической монопо-

лии, и соглашается с существованием других форм собственно-

сти на основе плюрализма. Предприятия освобождаются от госу-

дарственного диктата и переходят на условия коммерциализации:

отказываются от субсидий, льгот, выгодных цен, твердых заказов

и переходят на равные с другими фирмами условия хозяйствования.

57. Приватизация, ее этапы и значение для реформирования экономики России.

Приватизация -это передача части государственных пред-

приятий в частную собственность.

Объектами приватизации стали: предприятия материальной

и социальной сферы, земля, жильё, незавершенное строительство.

Субъектами приватизации выступали Российские физиче-

ские и юридические лица, трудовые коллективы, иностранные

физические и юридические лица.

Цели приватизации - создание рыночного механизма регу-

лирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов,

пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности произ-

водства и его объемов, повышение стимулов к труду.

Приватизация собственности шла по формам - частное

предприятие, народное предприятие, малое предприятие, совме-

стное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и откры-

тые акционерные предприятия.

Средства , которые привлекались на приватизацию, были:

ваучеры, сертификаты, купоны, денежные сбережения населения,

приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий,

вклады иностранных инвесторов.

Способы приватизации были различными:

бесплатная передача, конкурентный отбор, аукционная продажа и др.

Финансовая оценка приватизируемой собственности осуще-

ствлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости,

остаточной стоимости и условной оценочной стоимости. Однако

из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оцен-

ка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить

предприятия по очень низким ценам. Средства, полученные от

приватизации, правительство планировало направить на погаше-

ние долга, финансирование основных социальных и экономиче-

ских программ, создание новых рабочих мест и сохранение суще-

ствующих, поддержку предпринимательства и малого бизнеса,

погашение государственного долга, социальное обеспечение.

1-й этап приватизации стал разворачиваться в РФ с июля

1991 г. Однако ряд политических и экономических деятелей

(Е. Гайдар, А. Чубайс, С. Кордонский, А. Радыгин, Р. Нуреев и т. д.) показывают, что приватизация фактически началась в 1987 г., т. е. еще до на-

чала экономических реформ и распада СССР.

В это время начинается процесс разгосударствления, пред-

приятия получают от государства все свое имущество в собст-

венность, и получают права на полное хозяйственное ведение.

Реально хозяевами становятся директора, которые вносили свои

паи во вновь создаваемые предприятия из средств госпредприя-

тий. При этом чем выше был ранг директора или номенклатурно-

го работника, тем большими полномочиями он обладал в процес-

се растаскивания собственности.

С внесением изменения в Конституцию СССР о частной соб-

ственности на средства производства с 1988-1989 гг. начинается

массовое создание кооперативов на базе государственных пред-

приятий, т. е. начинается активный процесс присвоения общена-

родной собственности.

Cамые выгодные предприятия, многие из них с малым износом

оборудования, стали приватизированными еще до широкой волны

приватизации. Итогом этого периода стало создание капитализма,

который Р. Нуреев и А. Рунов называют номенклатурно-государственным.

На этом этапе приватизация осуществлялась преимущест-

венно на безвозмездной основе, посредством ваучеров. Ваучер -

приватизационный чек, документ, дающий право на участие в

безвозмездной приватизации, через обмен этого документа на

акции приватизируемого предприятия. Всего было выдано 144 млн.

ваучеров номиналом в 10 тыс. рублей за каждый.

На первом этапе, приватизации в России сформировались чисто

рыночные структуры, такие, как акционерный сектор; рынки ценных

бумаг; инвестиционные фонды и другие финансовые структуры.

За этот период приватизации 70 % малых предприятий обще-

ственного питания и службы быта перешли в частные руки. Ма-

лые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкур-

су. Но на практике основную массу этих предприятий выкупили

их же коллективы.

Первый этап приватизации привел к появлению в России капитала,

который стал решать все проблемы. Самый крупный недостаток

первого этапа приватизации в том, что огромное количество граж-

дан не смогли правильно распорядиться своим ваучером. Причина

банальна - народ просто многое недопонимал. Средства массовой

информации много говорили о грядущем богатстве, которое даст

ваучер; создалось большое количество фондов и компаний, готовых

обменять ваучер на акции, люди несли их, сдавали, но фонды и

компании быстро куда-то пропадали вместе с ваучерами и так и не-

выданными акциями. Шла нечестная игра, где проигрывали рядо-

вые граждане. Некоторые инвестиционные предприятия устояли, но

дивиденды от их деятельности стали поступать настолько мизерные,

что о них лучше не говорить. Правда, в это смутное время высвечи-

валась только одна сфера более или менее надежного применения

ваучера - это покупка акции своего предприятия по закрытой под-

писке. На рынке происходило моральное обесценивание ваучера,

одновременно наблюдалось снижение его номинальной цены, что

послужило удобным моментом для спекулятивной игры. Появились

люди, которые активно скупали ваучеры и на них покупали кон-

трольные пакеты предприятий, и таким образом устанавливали ре-

так как для модернизации и обновления предприятий у них денег не

было. Денег не хватало даже на оборотные фонды. Предприятия

останавливались. Этот этап приватизации не решил и главную со-

циальную задачу, не был создан мощный средний класс, который во

всех странах развитых рыночных отношений является основой эко-

номической стабильности.

Его отличие от первого в том, что предприятия можно было ку-

пить за деньги. Основной задачей этого этапа явилось пополне-

ние бюджетов всех уровней. Государство на этом этапе сократи-

ло предложение по продаже имущества, что закономерно вызвало

повышение цен на него. Данный этап распределил собственность

и сформировал новую социальную структуру общества. Появился

массовый слой средних собственников, к которым относятся ак-

ционеры; представители малого и среднего бизнеса; менеджеры и

высококвалифицированные специалисты. Основной критерий

среднего класса в России - величина собственности. Сегодня

основным резервом и постоянно пополняющим звеном среднего

класса является малый бизнес, который постоянно увеличивается

в масштабах. Одновременно со средним классом второй этап

приватизации сформировал определенную группу собственников,

сосредоточивших в своих руках колоссальные богатства, - поя-

вились олигархи.

Смысл современного этапа приватизации - продажа круп-

ных предприятий новорожденным олигархам. Однако отличи-

тельная черта этого периода заключается в надвигающейся воз-

можности перераспределения прав собственности. Прежде всего,

исходя из общей экономической ситуации в стране, когда зона

экономической ответственности местной власти велика, а круп-

ного бизнеса ограничена. Неплатежи и банкротство заставляют

уже самих олигархов передавать под залог контрольные пакеты

акций государству. Приватизация, проведенная в России, с од-

ной стороны, создала условия для формирования рыночных от-

ношений, с другой - государственное имущество, созданное

трудом всех тружеников России, оказалось в руках немногих, а

основная масса осталась вне собственности.

Частная деприватизация заключается в усилении контроля со

сторбны государства над ранее приватизированными предприятиями.

Национализация - переход под контроль государства пред-

приятий, ранее принадлежавших частным собственникам. На-

ционализации подвергаются предприятия, которые малорента-

бельны, отсюда они практически или почти непривлекательны

для частного бизнеса. Нет ни одной отрасли в народном хозяйст-

ве, которая бы не была важным звеном в развитии экономики.

Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или от-

расли в свою пользу для последующей организации на них про-

изводства и реализации продукции. Происходит концентрация

государственного капитала (свыше 50 %) в большом количестве

функционирующих предприятий (свыше 70 %).

Необходимо обеспечить экономику финансами и создать механизм экономи-

ческого регулирования, основой которого является перераспре-

деление средств на всех уровнях. Помимо централизованных

фондов, целевые денежные фонды создаются на отдельных пред-

приятиях - это амортизационные, инвестиционные и другие об-

разующие финансы предприятий. Идет активная перестройка

всей финансовой системы, меняется финансовая инфраструктура,

реорганизовалась и укрепляется банковская система.

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • - условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
  • - объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • - срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • - сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • - способа установления ставок: определяемых или Центральным банком или рынком.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает «организационную» сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37). Федеральный Закон о Центральном банке РФ (Банке России) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 №65-ФЗ, от 27.12.95 №210-ФЗ, от 27.12.95 №214-ФЗ, от 20.06.96 №80-ФЗ, от 27.02.97 №45-ФЗ).

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

Процесс

Поскольку большая часть денег в наше время существует в электронном виде, а не в виде банкнот и монет, операции на открытом рынке производятся путём увеличения (кредитование ) или уменьшения (дебетование ) объёма базовых денег (денежная база) на резервном счету банка в центральном банке. Таким образом, процесс не требует печати новой валюты. Однако, он увеличивает обязательство центрального банка напечатать деньги, если коммерческому банку потребуются банкноты в обмен на уменьшение электронного баланса.

Когда присутствует повышенный спрос на базовые деньги, центральный банк должен предпринять действия, если он желает удержать краткосрочные процентные ставки у целевого уровня. Он делает это путём увеличения предложения базовых денег. Центральный банк выходит на открытый рынок, чтобы купить финансовый актив (государственные облигации, иностранную валюту или другие сравнительно стабильные активы). Чтобы заплатить за актив, центральный банк создаёт новые базовые деньги и кредитует ими счёт банка-продавца актива. Таким образом увеличивается денежная база в экономике. И наоборот, если центральный банк продаёт активы на открытом рынке, соответствующая сумма базовых денег списывается со счёта банка-покупателя, таким образом денежная база сокращается.

Возможные цели

  • При инфляционном таргетировании операции на открытом рынке используются для поддержания определённой краткосрочной процентной ставки на долговых рынках. Целевое значение ставки периодически изменяется, чтобы удерживать инфляцию внутри установленного коридора. Однако, другие варианты монетарной политики также используют операции на открытом рынке: Федеральная резервная система , Банк Англии и Европейский центральный банк используют операции на открытом рынке для достижения своих процентных ставок.
  • Кроме целевого уровня процентных ставок могут быть другие целевые индикаторы при операциях на открытом рынке. Целью может быть сокращение денежной массы, как в конце 1970-х - начале 1980-х в США при председательстве Пола Волкера .
  • При валютном совете операции на открытом рынке используются для поддержания фиксированного обменного курса по отношению к иностранной валюте.

Специфика в разных странах

Соединенные Штаты Америки

Деньги создаются и уничтожаются с изменением резервного счёта коммерческого банка в ФРС. Федеральный резерв проводит операции на открытом рынке с 1920-х годов через Отдел открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка по распоряжению Федерального комитета по операциям на открытом рынке . Операции на открытом рынке также являются одним из способов контроля инфляции: продажа государственных облигаций коммерческим банкам уменьшает их возможность выдавать кредиты, таким образом часть денег изымается из циркуляции.

Еврозона

Российская Федерация

Банк России также имеет возможность совершать операции с корпоративными облигациями и акциями (с последними только в рамках операций РЕПО); покупать гособлигации банк может только на вторичном рынке в целях недопущения прямого финансирования бюджета. Торговлю госбумагами Центробанк может осуществлять через соответствующую секцию ММВБ , либо на внебиржевом рынке, при этом контрагентами должны выступать только российские кредитные организации.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Операции на открытом рынке" в других словарях:

    - (open market operations) Покупка или продажа правительством облигаций (особо надежных ценных бумаг) за деньги. Является основным средством осуществления денежной политики (monetary policy) в промышленно развитых странах. Покупая (или продавая)… … Словарь бизнес-терминов

    - (open market operations) Покупка или продажа правительством облигаций (особо надежных ценных бумаг) за деньги. Является основным средством осуществления денежно кредитной/ монетарной политики (monetary policy) в промышленно развитых странах.… … Финансовый словарь

    - (open market operations) Покупка или продажа ценных бумаг центральным банком как средство изменения процентных ставок и денежной массы. Является одним из основных инструментов денежно кредитной политики (monetary policy). Если центральный банк… … Экономический словарь

    ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ - метод денежно кредитной политики государства, заключающийся в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. Используется для увеличения или сокращения резервов коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных… … Юридическая энциклопедия

    операции на открытом рынке - Покупка или продажа правительством облигаций (особо надежных ценных бумаг) за деньги. Является основным средством осуществления денежно кредитной/монетарной политики (Monetary policy) в промышленно развитых странах. Покупая (или продавая)… … Справочник технического переводчика

    Один из основных инструментов (методов) денежно кредитной политики ЦБ РФ. Представляют собой куплю продажу казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами (с… … Юридический словарь

    операции на открытом рынке - Деятельность, с помощью которой Департамент ценных бумаг Федерального резервного банка Нью Йорка (Securities Department of the Federal Reserve Bank of New York) часто называемый DESK исполняет инструкции Федерального комитета по операциям на… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Операции центрального банка на открытом рынке

Операции на открытом рынке (ООР), осуществляемые центральным банком по собственной инициативе и за свой счет, являются основными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики. Особо подчеркнем, что их отличительной чертой является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции).

Операции на открытом рынке являются весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, так как они проводятся с банками на добровольной, а не на принудительной основе; предполагают любую регулярность и любой вид активов. Эти операции сначала изменяют банковские резервы и затем, через эффект мультипликатора, воздействуют на предложение кредита и экономическую деятельность в целом. По этой причине в практике денежно-кредитного регулирования операции на открытом рынке считаются эффективным средством управления денежным предложением и ликвидностью банковского сектора. Кроме того, они являются действенным средством поощрения конкуренции в финансовой системе.

По цели операции ООР делятся следующим образом:

Корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

Структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких как обменный курс национальной денежной единицы и пр.)

ООР могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе, аукционах) или в любое время и в любом объёме по усмотрению центрального банка. Различают следующие виды ООР:

Регулярные плановые операции, при которых центральный банк заранее объявляет об их проведении (аукцион по продаже кредитов, депозитов и пр.) для банков или для широкого круга участников;

Нерегулярные операции, используемые центральным банком по мере возникающей необходимости, например, в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономического равновесия (поэтому не могут планироваться заранее). Они делятся на нерегулярные плановые и двусторонние операции (которые не являются плановыми и сведения о которых не доводятся до банковской общественности).

С точки зрения тактики управления банковскими резервами операции на открытом рынке могут проводиться одним из двух способов: - активный (фиксация объема резервов и свободное определение цены ресурсов (т.е. процентной ставки)) и пассивный: (фиксация процентной ставки при варьировании объема резервов). Страны с хорошо развитыми денежными рынками обычно используют пассивный подход, хотя в прошлом существовали и исключения. Пассивный подход в настоящее время становится также нормой для переходных стран, где рынки достигли определенного уровня развития.

ООР могут проводиться различными методами:

1. операции с ценными бумагами;

2. кредитование центральным банком коммерческих банков;

3. операции с иностранной валютой.

1. Операции центрального банка с ценными бумагами – широко используемый, действенный, гибкий и оперативный рыночный инструмент денежно-кредитного регулирования. В отличие от других регулирующих методов и инструментов операции с ценными бумагами являются для центрального банка наиболее предсказуемыми, так как время их проведения и объем воздействия вызывают ожидаемую реакцию рынка. В связи с этим они обеспечивают эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а, следовательно, на экономику в целом.

Операции открытого рынка с ценными бумагами представляют собой операции по покупке или продаже центральным банком твёрдопроцентных ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объемов резервов, находящихся в распоряжении банков. Эти операции осуществляются центральным банком по собственной инициативе и за свой счёт.

Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги, в результате чего деньги поступают в экономику. Иными словами, в случае покупки центральным банком ценных бумаг объем собственных резервов банков и банковской системы в целом увеличивается. Если целью центрального банка является уменьшение резервов банков, то он выступает на рынке на стороне предложения ценных бумаг (связывание избыточной ликвидности). В этом случае, наоборот, резервы коммерческих банков уменьшаются, что увеличивает стоимость кредита и, следовательно, снижает возможности прироста денежной массы.

Необходимо выделить два важных момента, делающих возможным достижение центральным банком поставленных целей:

Во-первых, операции центрального банка (в отличие от коммерческих банков) не связаны с приоритетом доходности, поэтому они проводятся по максимально привлекательным ставкам, которые не могут предложить коммерческие банки.

Во-вторых, эти операции проводятся с дисконтными облигациями, у которых доход и цена находятся в обратной зависимости (чем выше цена (курс), тем ниже доход по данной ценной бумаге). Таким образом, центральный банк, воздействуя на экономические интересы субъектов регулирования, достигает поставленных целей.

Операции могут проводиться как на первичном, так и на вторичном рынке ценных бумаг. В переходных станах, в условиях недостаточной развитости финансовых рынков, как правило, бо льшую значимость имеют операции на первичном рынке. Постепенно со становлением и либерализацией финансовой системы основной упор переносится на вторичный рынок, где по сравнению с первичным рынком для центрального банка обеспечивается более значительная гибкость и оперативность регулирующих операций.

Объектом сделки выступают надежные ценные бумаги, такие как долговые обязательства государственного казначейства (министерства финансов), государственных корпораций, крупнейших национальных корпораций и банков.

Операции с ценными бумагами различаются в зависимости от:

Условий сделки: купля-продажа «до погашения» или операции на срок с обязательной обратной операцией (покупка-продажа ценных бумаг – «прямые» сделки, продажа-покупка ценных бумаг – «обратные» сделки);

Объектов сделки: операции с государственными или коммерческими облигациями; рыночные или нерыночные ценные бумаги (последние не могут свободно обращаться на вторичном рынке);

Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), среднесрочные и долгосрочные (свыше 1 года);



Сферы проведения операций: банковский или открытый рынок, первичный или вторичный рынок;

Способа установления процентных ставок: они определяются ЦБ или рынком;

Контрагента сделки (банки, небанковские институты, финансовый сектор в целом);

Цели операции (корректирующие или структурные).

Операции с ценными бумагами могут быть двух основных видов: необратимые сделки – «до погашения», при которых ценные бумаги меняют собственника навсегда, и резервы банков увеличиваются (сокращаются) навсегда; обратимые – «сделки на срок», при которых ценные бумаги меняют собственника на время, а затем возвращаются к прежнему владельцу, резервы увеличиваются (сокращаются) временно.

Самыми популярными являются обратимые сделки (РЕПО). В соответствии с соглашением прямого РЕПО центральный банк покупает ценные бумаги у банка с условием обратного выкупа этих ценных бумаг в определенный срок и по определенной цене. При обратном РЕПО основной операцией является продажа ценных бумаг (реверс). В этом случае центральный банк продает ценные бумаги банку при условии выкупить их обратно по заранее установленной цене и в определенный срок.

РЕПО временно ослабляет повышательное давление на процентные ставки денежного рынка, поскольку в этом случае сокращается потребность коммерческих банков в «коротких» деньгах. А реверсы временно ослабляют понижательное давление на ставки, поскольку данный вид операций сокращает избыточные резервы банковской системы. В результате посредством РЕПО можно быстро устранить нежелательные перекосы денежного рынка.

2. Кредитование центральным банком коммерческих банков . Операции открытого рынка проводятся также и на рынке кредитных ресурсов. Центральный банк целенаправленно может снижать объем денежных ресурсов банков путем приема избыточной ликвидности в процентные депозиты. Увеличение ликвидности, напротив, предполагает выдачу центральным банком кредитов коммерческим банкам под залог ценных бумаг.

Механизм воздействия кредитной политики центрального банка на банковскую систему заключается в том, что, во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентов банка, так как происходит изменение всей шкалы процентных ставок по кредитным операциям банковской системы. Кроме того, изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Ломбардные кредиты, являясь основной формой предоставления кредитов банкам, используются как в рамках операций открытого рынка, так и в системе постоянно действующих механизмов регулирования ликвидности банковской системы.

3. Операции с иностранной валютой – проводятся как с целью стерилизации избыточной денежной массы, так и с целью увеличения предложения ликвидности. Специфика данных операций состоит в том, что активность их применения в практике денежно-кредитного регулирования (в частности, как средства связывания избыточной денежной массы) зависит от наличия у центрального банка достаточного объёма иностранных резервов.

Различают следующие их виды:

– покупка-продажа валюты без обязательной обратной операции (чаще всего используются как структурные операции, целью которых является долговременное воздействие на обменный курс национальной денежной единицы);

– операции по купле-продаже центральным банком иностранной валюты с условием обязательной обратной операции (СВОП). Данные операции используются центральным банком в качестве корректирующих операций, так как проводимые на короткий срок, они позволяют регулировать текущую ликвидность банков, практически не оказывая влияния на обменный курс национальной денежной единицы. СВОПы, так же как и РЕПО, могут быть прямыми – «покупка-продажа», и реверсными – «продажа-покупка».

Вне зависимости от варианта проведения операций открытого рынка и вида используемого актива центральный банк определяет их условия, сроки и инструменты. В то же время коммерческие банки при условии принятия условий ООР на добровольной основе вступают во взаимоотношения с центральным банком. Выбор механизма ООР зависит от целей их проведения и удобства (надежности) используемых активов. Большинство центральных банков предпочитают использовать РЕПО и ломбардный кредит. В качестве активов большинство банков используют государственные ценные бумаги или иные надежные обязательства, гарантированные правительством.

Выделяют следующие варианты тактики центрального банка при использовании операций на открытом рынке:

1. Увеличение долгосрочного спроса на ликвидность может быть компенсировано центральным банком с помощью прямых операций – периодических прямых покупки долгосрочных ценных бумаг на условиях «до погашения», приобретения иностранной валюты, или увеличения объёма краткосрочных кредитов. Краткосрочный спрос на ликвидность может быть компенсирован центральным банком путём увеличения краткосрочных кредитов. Помимо этого, центральный банк может производить прямые покупки краткосрочных ценных бумаг, проводить прямые краткосрочные РЕПО и СВОП.

2. Если банки сталкиваются с избытком ликвидности, то центральный банк может:

– предложить банкам на выгодных условиях краткосрочный депозит в центральном банке;

– произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погашения;

– продать векселя с условием обратного выкупа в ближайшем будущем (краткосрочное обратное РЕПО);

– провести краткосрочные реверсные СВОПы.

В том случае, если центральный банк не уверен в длительности колебаний спроса на ликвидность, то более предпочтительными являются нерегулярные операции (иначе, операции тонкой настройки), так как они воздействуют на рынок оперативно и, как правило, непродолжительное время. В отличие от этого, регулярные операции (инструменты грубой настройки) отличаются меньшей оперативностью и более длительным сроком их проведения. Поэтому в случае «шоков» со стороны спроса на ликвидность они могут потребовать дополнительных регулирующих мер со стороны центрального банка.

Кроме того, как уже отмечалось выше, при проведении любых операций центральный банк должен воздействовать либо на объём ликвидности (ставка при этом определяется рынком), либо на процентную ставку (банки самостоятельно определяют объём ликвидности). Тем самым, центральный банк обеспечивает получение обратной информации от банковской системы и может оценить достоверность, обоснованность и, в конечном итоге, эффективность своих регулирующих действий.

Инструментом гибкого и оперативного воздействия на объем лик­видных ресурсов коммерческих банков являются операции на откры­том рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью изменения денеж­ной массы. Посредством регулирования спроса и предложения на цен­ные бумаги правительства достигается эффект колебания объема де­нежной массы в обращении, вызванный характером ответных действий коммерческих банков. Так, продажа коммерческим банком государ­ственных цепных бумаг сужает свободные ресурсы КБ для целей кре­дитования, а покупка, напротив, высвобождает ресурсы и увеличивает возможности кредитования.

Проведение на открытом рынке операций, известных под названи­ем политики открытого рынка (open-market policy), стало применяться с 20-х гг. XX столетия в США. Немецкий банк проводил их с 1933 г., Великобритания - также в 30-е гг. Политика открытого рынка быстро завоевала популярность ввиду высокой эффективности и гибкости, потеснив другие методы кредитно-денежного регулирования.

Сокращение кредитных возможностей коммерческих банков целе­сообразно в период высокой конъюнктуры, повышение - в период кри­зиса. В кризисной ситуации центральный банк создает для коммерчес­ких банков возможность рефинансирования. Он ставит их в условия, когда продажа ценных бумаг центральному банку становится выгод­ной. Происходит одновременное изменение ссудного процента и лик­видности коммерческих банков. Вмесге с тем покупка ценных бумаг у ЦБ целесообразна при невысоком спросе на кредиты коммерческих банков со стороны фирм и домашних хозяйств. При этом условия цен­трального банка по покупке ценных бумаг должны быть более выгод­ными, чем условия предоставления кредитов населению и предприяти­ям нефинансового сектора.

Успеху политики открытого рынка способствует развитость инсти­тутов финансового рынка, имеющая место на Западе. Здесь централь­ные банки действуют наряду с другими кредитными институтами, среди которых сберегательные и инвестиционные компании, а также пред­приятия. Прочный запас ликвидности коммерческих банков иодт- вер-ждает его финансовую активность и может быть обеспечен как высо-


Глава 8. Кредитно-денежное регулирование

кими прибылями, так и большим портфелем ценных бумаг высокой доходности.

Проведение операций на открытом рынке может иметь некоторые различия. Традиционно Банк Германии устанавливает процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. При этом объем продаж не является объектом регулирования. Напротив, в США и Ан­глии ЦБ определяют объемы купли-продажи, в соответствии с кото­рыми коммерческие банки будут приобретать у них ценные бумаги. Величина процентной ставки здесь определяется косвенно и зависит от срока, на который осуществляется размещение ценных бумаг прави­тельства.

Операция покупки бумаг на условиях обратной сделки нашла при­менение и в проведении политики открытого рынка. В этом случае Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих бан­ков на срок, по окончании которого коммерческие байки осуществля­ют обратный выкуп проданных ценных бумаг с дисконтом, т.е. со скид­кой относительно цепы первоначальной сделки. Проводятся сделки РЕГЮ, которые нашли применение и во взаимоотношениях коммер­ческих банков с клиентами. Здесь однодневные или срочные соглаше­ния РЕПО предполагают продажу банкам высоколиквидных ценных бумаг (в США - Казначейства или федерального агентства) на услови­ях их выкупа на другой день (overnight) или на более длительный срок (от недели до месяца) по более высокой цене. Надбавка к цепе первич­ной сделки составляет доход коммерческого банка, прокредитовавше-го клиента под залог переданных ценных бумаг.

Проведение эффективной политики открытого рынка в Российской Федерации требует расширения емкости финансового рынка и адек­ватного функционирования его механизмов.

На Западе в разное время основными инструментами проведения политики открытого рынка являлись:

Казначейские векселя;

Долговые обязательства правительства и местных органов власти;

Беспроцентные казначейские свидетельства;

Долговые обязательства, допущенные к биржевой торговле;

Особые векселя.

По утверждению специалистов, перед Банком России после августа 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финаисо-


Часть III. Банковское посредничество: институты и организация

вого рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткос­рочные бескупонные облигации России - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения - до 3 месяцев, максималь­ный объем эмиссии - 10 млрд руб. Центральный банк предоставил воз­можность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка РФ. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его дина­мики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обра­щаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

Бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;

Новые инструменты государственного долга.

11родолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в зна­чительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финан­сов.

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагав гея активизировать сектор корпоративных долговых обя­зательств - облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и т.д., что позво­лит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпора­тивных.

См." Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова М.: ИНФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92..


Похожая информация.


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...