Open Library - открытая библиотека учебной информации. Антициклического регулирования экономики


Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Антициклическое регулирование [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

При планировании антициклической политики для каждой страны нужно учитывать её национальные особенности. Нельзя разработать такое универсальное средство, шаблон или макет антициклической политики государства, который подходил бы для любой страны. К тому же для каждого цикла нужна чётко определённая политика, может быть даже коренным образом отличающаяся от антициклического регулирования экономики в предыдущем цикле.

Раньше стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровней цен, заработных плат, безработицы, в наши дни возможности саморегулирования рыночной экономики недостаточны для своевременного выхода из послекризисного состояния.

Теперь ведущая роль в восстановлении положения принадлежит государству.

Необходимость государственного антициклического регулирования обусловлена также появлением олигополистических рынков и ограничением конкуренции.

Антициклическое регулирование экономики направлено на смягчение кризисов и их последствий, сокращение продолжительности депрессии после спада, сглаживание пика в фазе подъема и на урегулирование дестабилизирующего воздействия цикличности развития на национальную экономическую систему.

На рисунке ниже показано сравнение экономического цикла без антициклического регулирования и результат его применения.

Результат применения антициклического регулирования экономики проявляется в следующем:

  1. Увеличивается продолжительность экономического цикла за счет мер антициклической политики, направленных на продление фаз оживления и подъема, при одновременном сокращении продолжительности фаз кризиса и депрессии.
  2. За счет увеличения продолжительности фаз оживления и подъема экономический рост после депрессии перестает быть таким стремительным, что сглаживает развитие факторов следующего кризиса.
  3. Фазы оживления и подъема становятся более похожими, за счет чего происходит их слияние, смягчая, таким образом, следующий пик.
  4. Снижая перегрев экономики в фазе подъема, государство, проводя антициклическую политику, сглаживает пиковые значения цикла.
  5. Реализация государственного антициклического регулирования позволяет существенно сократить продолжительность фазы кризиса в следующем экономическом цикле.
  6. Антициклическая политика государства, проводимая последовательно, может создать условия для того, чтобы миновать фазу депрессии, в результате, сразу после кризиса в экономическом цикле наступает оживление и подъем, сливающиеся в одну фазу.
  7. Разрушительный характер кризиса также смягчается в результате государственной антициклической политики за счет сокращения продолжительности данной фазы и сокращения глубины падения после пика.
  8. Итерация нескольких циклов при условии государственного антициклического регулирования в теории приводит к гладкому волнообразному развитию экономики, цикличность становится более управляемой, а разрушительная сила кризисов уменьшается, тогда как данная фаза существенно сокращается и ограничивается спадом деловой активности.

Цели и задачи антициклической политики государства

Государство способно существенно повлиять на ход экономического цикла, смягчить кризисы, уменьшить продолжительность депрессии. Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику показали необходимость государственного антициклического регулирования. С этим вынуждены считаться даже самые рьяные сторонники невмешательства государства в экономику. Даже они признали, что государство может и должно сглаживать циклические колебания рыночной экономики.

Главной задачей антициклического регулирования является предотвращение кризисов.

Из этого следуют 2 цели антициклической политики :

  • диагностика фаз экономического цикла
  • прогнозирование экономического развития

Соответственно, задачи антициклической политики связаны с достижением данных целей:

  • смягчение кризиса и его последствий
  • сокращение или ликвидация фазы депрессии
  • продление фаз оживления и подъема
  • ослабление перегрева экономики на финальной стадии подъема

Для планирования антициклической политики необходимо применять диагностику фаз экономического цикла. Это является наиболее сложной из задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенствования сбора и обработки информации, построения комплексных индексов, а также с развитием методов экономико-математического моделирования .

В переходной экономике, в том числе и в российской, эти проблемы приобретают особую актуальность ввиду малой продолжительности периода статистических наблюдений за развитием экономики в условиях рынка. В России – это всего немногим более четверти века. Также в переходных экономиках ограничены возможности применения инструментов макроэкономического управления.

Методы и меры антициклического регулирования

Существуют неокейнсианский и неоконсервативный подходы к определению методов антициклического регулирования рыночной экономики.

Методы антициклического регулирования согласно неокейнсианскому и неоконсервативному подходу

Неокейнсиансианский подход

Неоконсервативный подход

Неокейнсиансианский подход опирается на регулирование совокупного спроса, и регулирование осуществляется на уровне макроэкономики.

Согласно неоконсервативному подходу нужно регулировать совокупное предложение, причём на уровне отдельных фирм, то есть на уровне микроэкономики.

Поощряет государственное вмешательство.

Ограничивает государственное вмешательство

Основными методами, которыми государство воздействует на цикл, являются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.

Неокейнсианский подход считает первостепенной бюджетно-налоговую политику.

Неоконсервативный опирается, в первую очередь, на кредитно-денежную.

Совершенно бесспорно то, что все меры государственного регулирования должны противодействовать пагубному влиянию цикличности. Это признается в рамках обоих подходов.

Основные меры антициклического регулирования :

  1. Во время кризиса и депрессии при низкой рыночной конъюнктуре задача государства – активизировать хозяйственную деятельность.
  2. В периоды оживления и подъёма государство должно сдерживать деловую активность с целью избежать перегрузки экономики, что должно способствовать смягчению удара, наносимого кризисом по экономической системе

Чем выше темпы развития экономики во время подъёма, тем разрушительнее будет следующий кризис. С целью ослабления "перегрева" экономики в качестве меры антициклического регулирования государство в фазе подъёма способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры антициклического регулирования направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции . В рамках реализации антициклической политики государство также скупает излишки произведённой продукции, используя для этого все свои финансовые возможности и спасая фирмы от неминуемого краха в период депрессии.

В качестве меры антициклического регулирования, чтобы избежать глубокого кризиса, государство может спровоцировать наступление кризиса раньше времени. Такой "искусственный" кризис будет менее острым и продолжительным. В некоторых случаях во время кризиса государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя отечественных производителей, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью хорошо известных таможенных пошлин и ограничений на импортные товары. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт .

Антициклическое регулирование в СССР

В советское время существовало государственное планирование экономики, и сам ход цикла был сильно из-за этого искажён.

Искажения касались, как фаз цикла, так и особенностей их протекания.

Если рассматривать традиционный ход цикла, который начинается с кризиса, затем переходит в депрессию, за которой следует оживление и подъем, достигающий своего пика перед следующим кризисом, то в СССР продолжительность каждой фазы была иной, чем в капиталистических странах.

Так фаза кризиса сильно удлинялась во времени, а кризис не носил обвального характера. Кризис означал только падение темпов роста.

Фаза депрессии исчезла, так как антициклическое регулирование выводит экономику сразу в фазу оживления. Но из-за протяжённости кризиса его последствия носили в итоге более тяжёлый характер. Фактически, фаза депрессии "вливалась" в фазу кризиса, по окончании которой начиналось оживление.

Оживление и подъем не объединялись в единую фазу, а протекали поочередно, растягиваясь во времени на более длительное время. В результате, пик в конце фазы подъема отсутствовал, цикл после подъема переходил в фазу кризиса.

Такая специфика антициклического регулирования в СССР, обусловленная государственной политикой, имела положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам следует отнести отсутствие разрушающих воздействий кризисов, отсутствие их влияния на население страны, ликвидацию фазы депрессии и обвалов экономики.

К отрицательным сторонам относится сложность сглаживания последствий кризисов для национальной экономической системы, подавление проблемных точек в экономике вследствие протекания циклов снижало необходимость экономического стимулирования. В совокупности, отрицательные стороны мешали экономике взойти на новый виток экономического цикла, увеличивая разрыв с капиталистическими странами.

Кроме того, в силу природы социалистической системы хозяйствования, государственного планирования и антициклического регулирования утратилась профилактическая роль кризисов: с помощью государства технически слабые предприятия переживали его и становились тормозом для развития экономик в целом.

Следует отметить, что ликвидация отрицательных сторон антициклического регулирования в СССР и нивелирование разрыва с капиталистическими странами могли быть осуществлены с помощью поэтапного реформирования народного хозяйства без применения шоковой терапии, приведшей к экономику страны к катастрофе в 1990-х годах.

Влияние инфляции на экономические циклы и антициклическую политику

Особенностью современных циклов является инфляция. Поэтому после изменения методов регулирования циклического производства антициклическая политика дополнилась антиинфляционной.

Изменение классического цикла вследствие воздействия на него инфляции приводит к тому, что цены в фазе кризиса не сокращаются, а остаются невосприимчивы к сокращению рыночного спроса, а в фазе оживления и подъёма чрезмерно увеличиваются в результате повышения спроса.

Дело в том, что монополии и предприятия на рынках монополистической конкуренции во время кризисов сокращают производство, без снижения цен на продукцию. Крупные фирмы, таким образом, получают некоторое управление кризисом. "В современных кризисах проявляются две тенденции: повышательная, связанная с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательная, порождаемая циклическим сокращением ёмкости рынка. Поэтому современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию" . Таким образом, составной частью антиинфляционной политики любого государства должно являться антимонопольное законодательство, преследующее цель запретить предприятиям безоговорочно диктовать цены на свою продукцию, не считаясь с потребительскими возможностями в конкретный момент.

Для успешного развития нашей страны правительство должно учитывать зарубежный опыт и совершенствовать государственное управление в области антикризисного и антициклического регулирования. Было бы бессмысленным просто копировать макеты государственных программ, применяемых в зарубежных странах, которые к тому же сами не во всем и не всегда добиваются успеха.

При проведении антициклической политики государству следует учитывать специфику переходной экономики и особенности прохождения фаз промышленных циклов. В данном контексте антициклическое регулирование должно осуществляться с учетом российских особенностей, иначе антикризисные меры окажутся недостаточно эффективными.

Прогнозирование развития экономики и антициклическое регулирование

Следует учесть, что развитие экономики в нашей стране не полностью вписывается в обычные теории цикла. Прежде всего, это обусловлено длительным этапом социалистического развития, на поздних этапах которого правительство страны продолжало придерживаться политики ускоренного развития материалоёмкой, энергоёмкой и добывающей промышленности, в то время как индустриальные страны взяли курс на развитие наукоёмких технологий, позволяющих существенно сократить издержки производства. Последствия этого экономика России испытывает даже сегодня, когда отечественная промышленность активно конкурирует с зарубежными компаниями.

Неравномерность экономического развития исследована в теориях длинных волн экономической конъюнктуры. Н.Д. Кондратьев, который впервые предложил теоретическую схему объяснения низкочастотных колебаний, объяснял их цикличностью воспроизводства капитальных благ длительного пользования, периодически происходящие обновления которых вызывают длительные отклонения экономики от состояния равновесия. Позже Й. Шумпетер связал длительные отклонения экономики от состояния равновесия, проявляющиеся в низкочастотных колебаниях конъюнктуры, с периодически происходящей концентрацией нововведений в кластеры и с их дальнейшим синхронным распространением.

Государственное антициклическое регулирование во многом основывается на прогнозировании развития экономики и неравномерности экономического роста.

Внедрение базисных нововведений происходит неравномерно: большая их часть концентрируется в фазе депрессии длинной волны. В последующих фазах с распространением базисных нововведений имеет место "шторм" улучшающих нововведений, который завершается внедрением так называемых псевдонововведений в фазе спада. В этой фазе традиционные направления научно-технического прогресса оказываются исчерпанными, соответствующие потребности – насыщенными; новые технологические возможности остаются неопределенными, и слабеющий потребительский спрос поддерживается при помощи разнообразных незначительных изменений. Экономика погружается в депрессию, выход из которой происходит после ее структурной перестройки на основе распространения нового кластера базисных нововведений, формирующих новый технологический уклад .

Неравномерность экономического роста объясняется внутренними закономерностями функционирования рыночной экономики. Ориентируясь на текущую прибыль, предприятия, как правило, руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. К внедрению радикальных нововведений они приступают только под давлением резкого падения эффективности капитальных вложений в традиционных направлениях, когда уже накоплены значительные избыточные мощности и избежать глубокой депрессии не удается. В фазе депрессии внедрение базисных нововведений оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования, и в конечном счете "нововведения преодолевают депрессию". Но делается это, когда уже нельзя предотвратить большие экономические потери в результате массового обеспечения капитала и деквалификации кадров, занятых в ставших неэффективными производствах.

Эти закономерности долгосрочного технико-экономического развития фундаментально значимы для макроэкономического прогнозирования и разработки эффективной политики экономического роста. Следовательно, должны учитываться в рамках государственной антициклической политики. Последняя должна существенно дифференцироваться в зависимости от состояния экономики, от фазы ее циклической эволюции. Аналогичным образом различаются и методы прогнозирования экономического развития. Так, экстраполяция может эффективно использоваться только в периоды устойчивого роста. Во время же депрессии главной задачей антициклического регулирования является стимулирование формирующих новую траекторию экономического подъема нововведений и в экономической политике ключевое значение приобретает правильный выбор приоритетов структурной и научно-технической политики. Для этого требуется использование в государственной антициклической политике имитационных моделей экономической динамики, учитывающих опосредующие распространение нововведений нелинейные обратные связи, а также альтернативность траектории развития экономики в зависимости от принимаемых государством мер.

"Анализ механизма неравномерности экономического роста наглядно демонстрирует особую роль депрессии в формировании траектории социально-экономического развития, которая выполняет роль генератора нововведений, составляющих технологический базис дальнейшего этапа экономического роста" . В фазе депрессии тривиальная рыночная стратегия предпринимательского поведения, связанная с максимизацией прибыли, сменяется стратегией минимизации потерь и уменьшения неопределенности. Причем вследствие исчерпания возможностей улучшающих нововведений в традиционных направлениях техники менее рискованными в данной фазе оказываются радикальные нововведения. Во время депрессии общий уровень рискованности инвестирования повышается, однако инвестиции в традиционные технологии становятся более рискованными (из-за насыщения рынка), чем в радикальные нововведения, ожидаемый эффект от которых может быть весьма велик. Поэтому НИОКР переориентируются с краткосрочных и нерискованных проектов на проекты поисковые – более неопределенные, но сулящие кардинальные изменения и появление новых возможностей экономического роста. В дальнейшем, при переходе экономики в фазу роста, диффузия внедренных в фазе депрессии базисных нововведений сопровождается всплеском дополняющих нововведений.

Состояние депрессии отличается от состояния стабильного роста неустойчивостью экономической структуры, дестабилизацией цен и обострением социальных противоречий. Оно характеризуется внешней хаотичностью и высокой неопределенностью, но в то же время весьма благоприятно для внедрения принципиально новых базисных технологий, способных ввести экономику в новую фазу длительного подъёма .

Этот вывод имеет огромное практическое значение для прогнозирования экономической динамики и формирования антициклической политики в современных российских условиях. Речь, прежде всего, идет о том, что в период депрессии использование методов экстраполяции сложившихся тенденций не только бессмысленно, но и непродуктивно. В интересах антициклического регулирования задача макроэкономического прогнозирования в этот период должна заключаться в поиске новых технологических, организационных и социальных антиспадовых возможностей; в экономической политике особое значение приобретает резкая активизация инновационной активности, которая является необходимым условием формирования траектории будущего устойчивого экономического роста. Использование же техники экстраполяции в макроэкономическом прогнозировании само по себе создает проблему, ориентируя экономическую политику на инерционное приспособление к спаду, что в свою очередь провоцирует углубление депрессии и сужает возможности антициклической и антикризисной политики.

Другой фундаментальный вывод касается взаимообусловленности технологических, организационных и социальных изменений, требующей системности и последовательности в экономической политике. Для объяснения механизмов интеграции отдельных нововведений в целостные производственно-технологические комплексы и влияния социально-экономической среды на диффузию нововведений было задействовано понятие "технологической парадигмы", которое впоследствии трансформировалось в понятие "технико-экономической парадигмы" как множества руководящих принципов, общепринятых для очередной фазы развития. В контексте антициклического регулирования и согласно этой концепции, депрессия представляет собой период несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой и сложившейся институциональной структурой, а преодоление последней предполагает всеобщее изменение (приспособление) социального поведения и институтов в соответствии с условиями произошедших технологических сдвигов. Наряду с технологическими изменениями переход к каждой новой технико-экономической парадигме, соответственно выход из депрессии к новому этапу экономического роста, включает формирование новых форм организации производства, новых навыков и умений, новой структуры совокупного продукта, новой структуры инвестиций, наконец, новых типов инфраструктуры, обеспечивающих соответствующие производственные условия.

Чтобы стать полезным инструментом макроэкономического прогнозирования экономической политики, методология антициклического регулирования должна учитывать периодичность фаз длинных волн, которая характеризуется следующим образом:

  • оживление – изменение социально-институциональной структуры в соответствии с выкристаллизовавшейся перед этим технико-экономической парадигмой;
  • процветание – успешное внедрение новой парадигмы;
  • рецессия – упадок теперь уже ставшей "старой" парадигмы, появление первых элементов новой как в мелких инновационных фирмах, так и в диверсифицированных старых;
  • депрессия – исчерпание "старой" парадигмы при сохранении прежнего социально-институционального механизма.

Последний становится барьером на пути развития новой парадигмы, который преодолевается с помощью соответствующих мер экономической политики.

Литература

  1. Гальперин В. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 2007
  2. Журавлева Г.П. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011
  3. Мясникова Е.Б. Закономерности формирования и развития инновационного уклада в современной экономике России. – Тула, 2005.
  4. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Салихов Б.В. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2014.
  6. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  7. Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  • · кейнсианский;
  • · классический;
  • · теория рациональных ожиданий;
  • · неоклассический синтез;
  • · новая кейнсианская теория;
  • · теория реального экономического цикла.

Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы (см. приложение 5) .

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры.

2. Модели антициклического регулирования экономики.

    Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:

1) неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;

2) неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).

Однако и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре:

1 - политика сдерживания, рестрикции;

2- политика экспансии.

Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

а) сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты);

б) увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств в государственном бюджете), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов. Шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.

В результате проведения этих мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.

Во время длительного и бурного подъема, когда назревают опасности резкого сокращения товарных запасов, а значит расширения импорта и ухудшения платежного баланса, повышения заработной платы и цен, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются государственные расходы. Такие действия объективно направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Тормозя дальнейшее наращивание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, они в то же время приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо. К тому же вследствие указанных опережающих мер грядущий спад производства становится менее заметным.

Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии проводится денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег», которую, кстати, поддерживают и кейнсианцы, поскольку финансирование рекомендуемого ими бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение), которая оказывает троякое влияние:

а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;

б) увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;

в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки- сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

В условиях стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.

Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:

а) для истощенной войнами, административными методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;

б) для экономики с высоко насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.


Цикличность в развитии экономики и антициклическое регулирование

Цикличность – естественный способ развития экономики, всеобщая форма движения, которая отражает неравномерность экономической динамики.

Экономический цикл – повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Виды экономических циклов.

Долгосрочные экономические циклы. Циклы Н.Д. Кондратьева

Характерный период в среднем 40 – 60 лет. Цикл состоит из двух фаз, называемых также волнами: повышательной и понижательной , каждая из которых длится примерно одинаковое время. Начинается цикл с повышательной волны.

Повышательная волна характеризуется следующим:

    Темпы экономического роста, а также важнейшие экономические показатели (темпы роста производительности труда, уровень цен, процентных ставок, заработная плата, обороты внешней торговли...) характеризуются повышательной динамикой,

    Наблюдается быстрое применение изобретений и открытий (сделанных в период понижательной волны) в производство,

    Массовое появление новых товаров,

    Расширение экономического сотрудничества государств,

    На повышательную волну приходится максимальное количество социальных потрясений (войн, революций, бунтов).

Понижательная волна характеризуется следующим:

    Замедление темпов экономического роста, а также темпов роста важнейших экономических показателей,

    Длительная депрессия в сельском хозяйстве,

    Оживление технических изобретений и открытий во второй половины волны (но не применение их в производстве),

    Кризисы среднесрочного экономического цикла в понижательной волне являются более глубокими и продолжительными.

Можно выделить следующие циклы Кондратьева:

Циклы

Волны

Годы

Технологич. уклад

I цикл

1. Повышательная

1779 – 1810 (17)

Текстильные фабрики, промышленное использование камен. угля

2. Понижательная

1810(17) – 1844(51)

II цикл

1. Повышательная

1844(51) – 1870(75)

Угледобыча и черная металлургия, Ж\д строительство, паровой двигатель

2. Понижательная

1870(75) – 1890(96)

III цикл

1. Повышательная

1890(96) – 1914(20)

Тяж. машиностроение, электроэнергетика, неорган.химия, произв. стали и электрических двигателей

2. Понижательная

1914(20) – 1939(45)

IV цикл

1. Повышательная

1939(45) – 1967(73)

Произв.автомобилей, хим.промышленности, нефтепереработки и двигателей внутрен. сгорания,

2. Понижательная

1967(73) – 1982(85)

V цикл

1. Повышательная

1982(85) – 1990 (?)

Развитие электроники, робототехники, вычислит., лазерной и телекоммуникационной техники

2. Понижательная

1990 – 2015 (??)

Большие циклы Кондратьева и экономические реформы России.

Большие циклы

Волна реформ в России

Основные направления экономических преобразований

I цикл: 1779 – 1844(51)

I волна: 1780(90)-1810(17)

План реформ Сперанского:

Придать госбюджету законодательный характер,

Подушные подати -> подоходный налог,

Винные откупы -> акцизная система,

Создать ЦБ, выпустить кредитные деньги.

II цикл: 1844(51)-1890(96)

кон. 1850-х – середина 1870-х

Отмена крепостного права,

Правила утверждения и исполнения финансовых смет,

Порядок формирования гос. доходов,

Создание палат по контролю финансовых смет.

III цикл: 1890(96)-1939(45)

III волна:

а) с 1890-1920 гг.

б) со второй половины 1920 – начало 1940-х гг.

Реформы Витте и Столыпина:

Денежная реформа Витте,

Индустриализация и хозяйственное развитие страны,

Аграрные реформы,

После Октябрьской революции :

Введение НЭПа,

Денежная реформа,

Первые пятилетки,

План ГОЭЛРО как форма обеспечения сбалансированного развития экономики страны.

IV цикл:

1939(45)-1982(85)

1950 – конец 1970-х гг.

Экономические реформы Хрущева, Косыгина:

Расширение рыночных методов хозяйствования,

Установление примых экономических методов взаимодействия между производителями и потребителями,

Усиление материального стимулирования,

Усиление юридической ответственности по своим обязательствам,

Установление платы за фонды.

V цикл:

1982(85)

Современные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования.

При переходе от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому происходят весьма значительные изменения в жизни общества – наблюдается значительное изменение структуры экономики, а также механизма ее функционирования, поэтому каждый цикл Н.Д. Кондратьева можно рассматривать как особую стадию развития экономики.

Среднесрочные экономические циклы. Циклы Жугляра.

Среднесрочные циклы получили название циклов Жугляра. К. Жугляр видел основную причину кризиса в сфере кредитных отношений. Кризис он оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызываемых кредитной деятельностью банков, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, причину которых некоторые экономисты (в частности, К. Маркс) видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять проблеме циклов пристальное внимание. Он выделял 4 фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем (рис 11.1).

Кризис проявлялся прежде всего в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это ведет к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.

После кризиса наступает депрессия . Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.

Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению . Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Начинается фаза подъема . Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

Антициклическое регулирование

Среди экономистов, которые признают цикличность, нет никакого единства относительно природы этого явления. В самом общем смысле можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектичный. Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключительно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклектики пытаются найти и объединить рациональные начала двух первых течений.

Антициклическая (конъюнктурная) политика

В качестве средства экономической стабилизации правительство использует антициклическую (конъюнктурная) политику: проводит мероприятия, направленные на сдерживание или стимулирование деловой активности в зависимости от сложившейся ситуации (фазы цикла).

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление . Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.

Различают 2 принципиальных подхода к антициклического регулированию

кейнсианский и классический. Принципиальное различие: кеёнсианцы

воздействуют на совокупный спрос, а классики предпочитают воздействовать на

совокупное предложение.

Цели: Кейнс- регулирование экономики в целом (макроэкономическое

регулирование) комплекс мер. Классики – создание стимулов для отдельных

фирм (микроэкономическое регулирование).

Приоритет регулирования: Кейнс – 1фискальная политика,2-кредитноденежная

политика. Классики – 1Кредитноденежная политика,2-фискальная политика.

Роль государства: Кейнс – активная. Классики – ограниченная.

1). Гос. Вмешательство позволит сгладить стадии экономического цикла.2).На

стадии спада все мероприятия должны быть направлены на стимулирование

деловой активности. (снижение налогов, сокращение ставки процента,

стимулирование инвестиций).3).На стадии экономического подъёма все меры

гос. Регулирования должны быть направлены на сдерживание деловой

активности(высокая ставка процента, политика повышенных налогов, политика

сдерживания инвестиций). Политика дорогих денег может резко сократить

инвестиции, что приведёт к спаду. Меры антициклического регулирования во

Методы сжатия денежной массы: 1).приватизация.2).стимулирование мелкого и

среднего бизнеса.3).Сокращение социальных расходов, ликвидация соц.

Программ.4). Повышение ставки процента. Во второй половине 20 в. появились

новые факторы экономического развития, которые осложнили процесс

экономического регулирования (воздействие международных организаций,

возможность экспорта кредитных явлений).

Монетористы предложили др. метод регулирования: Фридман (неоклассическое

регулирование)-70гг.-США и Великобритания (Рейнгономика и Тетчеризм).

Метод влияния на совокупное предложение: 1).Резкое сокращение денежной

массы(денежная реформа, сокращение бюджетных выплат).2).Ускоренная



приватизация, потдержка мелкого и среднего бизнеса (могло привести к соц.

Взрыву. Российский экономический кризис показал новые явления – мы

использовали Гайдаризм – он последовательный монеторист похоже на

неоклассиков.

Происхождение, сущность и факторы инфляции.

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарныхцен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феноменизбыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение . Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция - не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания» : если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения - предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета - также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции - ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая - на 30-100% в год; гиперинфляция - на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Основные виды инфляции.

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

 Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

 Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятсяденежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

 Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

 Открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

 Подавленная (закрытая) - усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

 Инфляцию спроса

 Инфляцию издержек

 Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

 Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

 Несбалансированная - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

 Ожидаемая - позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

 Неожидаемая

 Импортируемая - развивается под воздействием внешних факторов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...