Оформление земли после сноса здания. Акт обследования зданий и сооружений: когда он нужен и как его составить


Прошу указать есть ли возможность организации, которая является арендатором земельного участка снести объект недвижимого незарегистрированного недвижимого имущества, права не установлены ни у одной из сторон. Надо ли заказывать специализированную экспертизу?

Ответ

«Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности.

При этом порядок сноса и демонтажа объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что постановлением Госстроя России от 5 ноября 1997 года № 18-65 утверждено Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает исходную и разрешительную документацию по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений (пункт 3).Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены основания прекращения права собственности, субъектами которого могут выступать физические лица и организации, независимо от форм собственности (юридические лица), а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице их уполномоченных органов.

С учетом изложенного, а также положений статьи 209 ГК РФ, право собственности может быть прекращено на основании решения собственника (собственников, в случае общей собственности) об уничтожении имущества, что применительно к объектам капитального строительства является сносом, демонтажем такого объектом.

Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.

Например, если в результате пожара, оползня, наводнения или иного стихийного бедствия здания были разрушены частично, то в данном случае произойдет изменение свойств объекта недвижимости, а не его уничтожение или гибель. Дальнейшая судьба объекта недвижимости будет зависеть от собственника пострадавшего имущества, который может принять решение о восстановлении объекта недвижимого имущества, его сносе, и прекращении права собственности на него.

Необходимо учитывать, что снос объектов капитального строительства сопряжен с проведением работ по демонтажу строительных конструкция, их вывозу и последующей утилизации, проведению земляных работ, благоустройству земельного участка, кроме того, проведение работ по демонтажу должно соответствовать требованиям к безопасности проведения таких работ в отношении жизни и здоровья физических лиц, имущества третьих лиц, расположенного вблизи демонтируемого объекта, которое может быть повреждено в процессе проведения таких работ, экологической безопасности.

В этой связи снос объекта осуществляется, как правило, с привлечением специализированных организаций с заключением соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий от инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса) и подписанием актов выполненных работ по договорам, подтверждающих их исполнение.

Кроме того, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее - Положение), снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения.

Комплексный анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов.

С учетом изложенного, осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается

Необходимо также отметить, что статьей 8.18 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за производство самовольного сноса зданий, расположенных на территории города Москвы, предусмотрена административная ответственность*».

Считается, что снос строений - это необходимая, важная и порой довольно затратная часть практически любого строительного процесса. Вопросы, касающиеся строительной деятельности в России, регулируются ГрК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также иными нормативно-правовыми актами, в том числе актами, принятыми на региональном и местном уровнях в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно действующему законодательству строительство и реконструкция в Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 51 ГрК РФ). Данный документ является законным основанием для осуществления строительства и некоторых иных видов строительной деятельности. Строительство без надлежаще оформленного разрешения может иметь негативные последствия - в первую очередь постройка может быть признана самовольной (о самовольном строительстве и его последствиях будет сказано далее).

Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления (за исключением определенных случаев, установленных ГрК РФ) по месту нахождения земельного участка. В целях строительства, реконструкции, ремонта объекта капитального строительства застройщик обращается в уполномоченные органы с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К данному заявлению застройщик, помимо таких документов, как правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план участка, положительные заключения государственной и государственной экологической экспертиз, прилагает также материалы, содержащиеся в проектной документации, среди которых обязателен проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей. - снос загородных домов и дач.

Кроме того, ГрК РФ закрепил возможность выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. Под этапом строительства обычно понимают обширный круг работ, в том числе связанных со сносом зданий и сооружений на участке, предназначенном для строительства нового объекта.

С опорой на ГрК РФ в субъектах РФ и муниципальных образованиях были разработаны и утверждены различные нормативно-правовые акты, определяющие порядок подготовки документов для выдачи разрешений на снос или демонтаж объектов капитального строительства на территории соответствующих муниципальных образований. Несмотря на большое разнообразие таких актов, после их систематизации можно выделить определяющие моменты, касающиеся основных правил выдачи разрешений на снос.

Так, отдельным этапом строительства признается производство работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства для:

  • освобождения земельного участка под новое строительство;
  • ликвидации объектов, утративших технологическую необходимость или пришедших в ветхое состояние;
  • ликвидации инженерных сетей и коммуникаций.

Как правило, подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на соответствующий отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т.д.).

Подготовка документов для выдачи разрешения осуществляется на основании заявления собственника объекта, которое подается на имя главы администрации. При этом заявитель должен предоставить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • правоустанавливающие документы на сносимый или демонтируемый объект;
  • протоколы комиссии (определяемой собственником) при сносе или демонтаже объектов, утративших технологическую необходимость или пришедших в ветхое состояние;- снос загородных домов и дач
  • проект организации сноса или демонтажных работ с указанием ограждения мест складирования и т.д.

В некоторых случаях могут потребовать какие-либо дополнительные документы, например заключение соответствующего отдела (или комитета) администрации об изменении или сохранении статуса земельного участка или его параметров. О результатах рассмотрения принятых документов администрация извещает заявителя, как правило, в течение тридцати дней. Завершение сноса или демонтажа подтверждается документами службы технической инвентаризации и актом обследования результатов сноса или демонтажа объекта, оформляемый собственником объекта (за подписью представителей пожарного надзора, инженерных служб, главного архитектора и т.д.). Кроме того, в таких актах коротко указывают о сносе объектов на участках индивидуального жилищного строительства.

Снос жилых домов и хозяйственных построек на участках индивидуальной застройки производится собственником по своему усмотрению. Основанием для регистрации сноса таких строений являются документы службы технической инвентаризации.

Согласно ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается также раздел "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости - сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства)".

Во исполнение норм ст. 48 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" было утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Согласно данному Положению, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна состоять из двенадцати разделов, требования к содержанию которых и установлены указанным Положением. В разделе II приводится перечень документов, необходимых для подготовки проектной документации на объект капитального строительства, среди которых указаны также следующие документы: акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства - в случае необходимости сноса (демонтажа); решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу - при необходимости сноса жилого дома.

Раздел 7 проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства. Пунктом 24 указанного Положения определен перечень сведений, которые данный раздел должен содержать. Так, среди указанных сведений, к примеру, названы следующие:

  • основание для разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;
  • перечень зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу);
  • перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;
  • перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства от проникновения людей и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;
  • описание и обоснование принятого метода сноса (демонтажа) и т.д.

Кроме того, проектная документация в графической части должна также содержать:

  • план земельного участка и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта, сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса (демонтажа) объекта с указанием мест складирования разбираемых материалов, конструкций, изделий и оборудования;
  • чертежи защитных устройств инженерной инфраструктуры и подземных коммуникаций;
  • технологические карты-схемы последовательности сноса (демонтажа) строительных конструкций и оборудования.

Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных ст. 48 ГрК РФ, либо несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, являются основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу.

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случае если проектная документация подлежит обязательной государственной экспертизе, она утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительного заключения экспертизы (ст. 48 ГрК РФ).- снос загородных домов и дач

Для того чтобы в дальнейшем проще было рассматривать взаимоотношения лиц, так или иначе связанных с проблемами сноса зданий, вначале необходимо ознакомиться с основными участниками строительного процесса.

Согласно законодательству, регулирующему инвестиционную деятельность в Российской Федерации, субъектами инвестиционной деятельности являются:

  • инвесторы;
  • заказчики;
  • подрядчики;
  • пользователи объектов капитальных вложений;
  • другие лица (Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

Часто на практике одна организация совмещает функции нескольких участников строительного процесса: инвестора, заказчика (застройщика) или подрядчика. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются, как правило, на основе договоров (или государственных контрактов), заключаемых в соответствии с законодательством РФ.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Ими могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ при реализации инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством РФ. Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия для разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями за счет средств местных бюджетов, размещаемых на конкурсной основе. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами.

Что касается заказчика, то необходимо отметить следующее. В различных нормативных актах (и, соответственно, в литературе) используются термины "заказчик", "застройщик" или "заказчик-застройщик".

Заказчик-застройщик непосредственно осуществляет реализацию инвестиционного проекта, обеспечивает процесс строительства. Инвестор обычно привлекает в качестве заказчика-застройщика какую-либо специализированную организацию, как правило, давно и успешно работающую в этом сегменте экономики, имеющую в штате специалистов, обладающих необходимыми знаниями, навыками, квалификацией.

Заказчики-застройщики, не являющиеся одновременно инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые определены договором на капитальное строительство или государственным контрактом. Заказчик несет установленную действующим законодательством и (или) договором ответственность перед инвестором за целевое использование его средств.

При подготовке строительства заказчик выполняет множество функций, в том числе осуществляет необходимые действия по освоению территории и отводу земельного участка. При этом заказчик:

  • оформляет документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насаждений, снос строений, очистку территории от мешающих строительству объектов;- снос загородных домов и дач
  • проводит переговоры с владельцами зданий, строений, сооружений и сельскохозяйственных угодий по вопросу сноса объектов;
  • обеспечивает переселение граждан из домов, подлежащих сносу;
  • производит расчет остаточной стоимости сносимых зданий, строений, сооружений или получает справку об остаточной стоимости сносимых строений от их владельцев;
  • возмещает гражданам и юридическим лицам предусмотренную действующим законодательством РФ стоимость изымаемых строений, земельных участков, насаждений и др.- снос загородных домов и дач

Заказчик определяет затраты на подготовку и освоение строительной территории.

Среди прочих к затратам относятся:

  • выплата компенсаций за сносимые строения и садово-огородные насаждения;
  • плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также на уплату земельного налога (или арендной платы) в период строительства;
  • выплата компенсаций за произведенные на изымаемом земельном участке сельскохозяйственные работы (посев и т.д.).

Для определения размера материального ущерба в связи со сносом (переносом) зданий, строений, сооружений и уничтожением или порчей насаждений составляется определенный акт. Данный акт (форма N КС-10, утверждена Постановлением Российского статистического агентства от 11 ноября 1999 года N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ") составляется комиссией, в состав которой должны входить собственник (владелец) здания, строения, сооружения, насаждения, подлежащего сносу, или его представитель, представитель заказчика (застройщика) вновь строящегося объекта, представитель бюро технической инвентаризации. В случае необходимости в состав комиссии могут входить представители других заинтересованных организаций.

Обратимся теперь к вопросу реконструкции зданий, строений, сооружений. Довольно часто на практике под реконструкцией понимают именно снос существующего объекта недвижимости и строительство на его месте нового объекта. Такой подход является неверным и противоречит нормам действующего законодательства РФ.

Согласно ст. 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). ГрК РФ дает также определение понятию реконструкция, под которой понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Анализ данных понятий, их сопоставление позволяют сделать вывод о том, что реконструкция, то есть изменение объекта капитального строительства, не требует сноса этого объекта. Поэтому если в ходе реконструкции осуществляется снос, то он свидетельствует о новом строительстве, но никак не о реконструкции в понимании, данном ГрК РФ. Кроме того, в таком случае неизменно встает вопрос о приобретении права собственности на вновь возведенный объект недвижимости (правда, такая ситуация может создаваться намеренно, чаще всего в интересах инвестора). В силу ст. 235 ГК РФ с момента сноса (уничтожения) объекта недвижимости право собственности на него прекращается. Поэтому если инвестор (заказчик) изначально оформлял документацию на осуществление реконструкции объекта недвижимости (с возможным решением вопросов с собственниками, арендаторами, нанимателями и др.), а в результате был осуществлен снос объекта, то в дальнейшем на стадии оформления документов и регистрации права на возведенный объект у заинтересованного лица (инвестор, заказчик) могут возникнуть проблемы, которые, вполне вероятно, придется решать в судебном порядке.

Бывают ситуации, когда лицо, только приступив к реконструкции, обнаруживает, что данный объект по своему техническому состоянию не подлежит реконструкции (например, перед началом работ не провели полного обследования объекта, ошибка в расчетах и т.д.). Правильным поведением лица в этом случае будет полное прекращение работ по реконструкции объекта. Если объект к тому же представляет опасность для окружающих, например грозит обвалом, необходимо провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности (установить заграждения, выставить охрану и т.д.). Дальнейшую судьбу объекта решает собственник или соответствующий уполномоченный орган. В случае принятия решения о сносе приступают к подготовке необходимых документов для оформления разрешения на снос.

Рассмотрим вопрос изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Законодательство допускает отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка.

Действующее российское законодательство устанавливает порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника. Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд может осуществляться в следующих случаях:

  • выполнения международных обязательств РФ;
  • размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения;
  • при наличии иных обстоятельств в соответствии с федеральными законами, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в соответствии с законами субъектов РФ (например, изъятие у собственников, землепользователей, землевладельцев земельных участков, занятых природными комплексами и объектами, объявленными памятниками природы).

При выборе места для объекта застройщик может столкнуться с необходимостью демонтажа старого сооружения, а для этого важно знать, кто выдает разрешение на снос здания в Москве, и какие действия предпринимать для получения необходимого документа. Если выбирать, между поиском новых участков и «удалением» ветхих и не пригодных для эксплуатации зданий, строительные компании чаще склоняются ко второму варианту. Причина такого решения - возможность получить более выгодное место для строительства.

Кроме того, снос ветхого здания может производиться по следующим причинам:

  • Планируется комплексное развитие территории.
  • Имеется соответствующее решение владельца сооружения.
  • Объекты недвижимости отнесены к категории ветхих или аварийных зданий.
  • Доказано самовольное возведение постройки и имеется решение суда.

Главная сложность - бюрократические процедуры, которые необходимо пройти для получения разрешения на снос здания. Куда необходимо обращаться? Кто занимается выдачей таких документов? Что из бумаг может потребоваться? Рассмотрим эти моменты подробнее.

По законодательству процесс сноса любого сооружения - работа, которая относится к категории строительно-монтажных мероприятий. Это означает, что здесь не обойтись без получения разрешения, как и в случае со строительством нового объекта. За документом, как правило, приходится обращаться в архитектурные бюро и муниципальные органы управления (с учетом существующего регламента инстанций).

Для успешного прохождения процедур требуется сбор необходимых документов, которые бы подтверждали право владения сооружением или решение судебного органа, предписывающего возможность сноса имеющегося объекта. Кроме того, перед выполнением каких-либо действий требуется поставить в известность соседей о временном отключении воды, света и других коммуникаций. При этом стоит убедиться, что близлежащие участи не пострадают в результате выполнения работ по сносу старого здания.

Как быть в случае с капитальным объектом?

Если речь идет о демонтаже капитальных построек, приходится пройти более сложный путь бюрократических согласований. В ситуации с сооружениями, предназначенными для проживания нескольких семей, требуется пройти несколько этапов:

  • Подготовить подобный проект, в котором будут описаны особенности сноса здания. В состав проектной документации входит набор технических документов, в которых пошагово рассмотрен процесс «удаления» старого сооружения.
  • Согласовать процесс отселения жителей здания, которое подлежит сносу. Эта работа не должна оформляться на словах - решение оформляется документально и с учетом действующего законодательства.
  • Согласовать и проконтролировать выезд организаций.
  • Подготовить территорию, на которой планируется проведение работы. Сюда относится установка ограждений, а также принятие мер, направленных на защиту жизни и здоровья людей, проживающих в находящихся рядом домах.
  • Отключить коммуникации здания, которое подпадает под снос. Работа выполняется с участием представителей соответствующих государственных служб. Все мероприятия должны быть заранее согласованы и утверждены в каждой из этих инстанций.
  • Проконтролировать факт отключения подведенных коммуникаций. Это важный этап, позволяющий исключить проблемы со снабжением близлежащих сооружений. На этом этапе выполняется проверка функционирования коммуникационных систем после отключения от них сносимого объекта.
  • Убрать территорию, после завершения мероприятий по демонтажу здания.
  • Вывезти строительный мусор, которые образовался в результате проведенных мероприятий, и утилизировать имеющиеся отходы.

Участники мероприятий по сносу старого сооружения должны иметь на руках полный пакет разрешений, лицензий и допусков, позволяющих выполнять подобные работы качественно и квалифицированно. Время, выделяемое на снос сооружения, указывается в проектной документации, и зависят от следующих факторов:

  • Скорости сбора необходимых разрешений.
  • Активности расселения жильцов из сносимого здания.
  • Наличия бюрократических сложностей в процессе сбора требуемого пакета бумаг и так далее.

Кто выдает такие разрешения?

Получение решения, позволяющего приступать к сносу сооружений или зданий - прерогатива:

  • Государственного органа исполнительной власти.
  • Органов исполнительной власти для субъекта России.
  • Московского комитета по культнаследию (если объект находится в исторической части населенного пункта).
  • Органов местного самоуправления.

Для Москвы необходимо:

  • Получить разрешение Мосгосстройнадзора, позволяющее начинать подготовительные мероприятия на стройплощадке.
  • Ордер ОАТИ (для организации строительной площадки).

Как подать заявку?

Перед тем как снести здание и подать заявку, требуется разработать проект на запланированные мероприятия, получить разрешение, согласовать выполнение требуемого объема работ и получить экспертное заключение. Все бумаги прикладываются к заявлению, которое подается в уполномоченные органы для получения разрешения на снос здания в Москве. Для ускорения процедуры и защиты от ошибок допускается привлечение технического заказчика. Он оказывает помощь в процессе демонтажа и технического сопровождение при создании проектной документации.

Во время оформления разрешения сотрудники технического надзора отдельное внимание уделяют проверке сметы на будущие мероприятия по реконструкции или сносу старого объекта. На этом этапе выполняются работы по вычислению материалов и трудовых затрат, а также соответствие взятых коэффициентов и расценок текущим реалиям. Также проверяется выполнение нормативов, требований и технологии выполнения работ.

Необходимые документы

Чтобы получить ордер или разрешение, позволяющее приступить к сносу здания, требуется сбор и передача в уполномоченную инстанцию следующего пакета бумаг:

В полный список документов и актов, которые прилагаются к заявлению, входит 29 обязательных бумаг. По завершении мероприятий по демонтажу объекта работники технического надзора убеждаются в наличии необходимой документации перед ее передачей комиссией по приемке.

Могут ли отказать в разрешении?

В определенных случаях возможны сложности с получением разрешения на демонтаж сооружения. Чаще всего под защиту подпадают исторические объекты, архитектурные памятники, а также здания, которые находятся под чьей-либо защитой или возведены на территории заповедников.

С получением разрешения на снос могут возникнуть проблемы, если отсутствует договоренность с одной или группой граждан, чьи имущественные права страдают от демонтажа определенного объекта. К этой категории также относятся совладельцы сооружения или жители многоквартирных зданий.

Итоги

Снос здания - сложный процесс, который подразумевает не только демонтаж старого строения, но и выполнение серьезного комплекса мероприятий. Во избежание проблем важно придерживаться плана выполнения работ и соблюдать правила безопасности.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Порядке принятия решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.07.2017);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 27.09.2017);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.10.2019).
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Московской области N 4/2007-ОЗ "О собственности Московской области" и в целях повышения эффективности управления недвижимым имуществом, находящимся в собственности Московской области, Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области.

2. Реализация решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области, осуществляется за счет внебюджетных средств, за исключением случаев, если в государственных программах Московской области предусмотрены мероприятия, связанные с реализацией решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области, финансируемые за счет средств бюджета Московской области.

Бюджетные ассигнования на мероприятия, связанные с реализацией решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области, финансируемые за счет средств бюджета Московской области, предусматриваются Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области в соответствии с реализуемыми ими мероприятиями государственных программ Московской области.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 22 октября 2019 года N 764/36 .

3. Установить, что государственными заказчиками по мероприятиям, связанным с реализацией решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области, финансируемым за счет средств бюджета Московской области, являются Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области в соответствии с реализуемыми ими мероприятиями государственных программ Московской области.
постановлением Правительства Московской области от 22 октября 2019 года N 764/36 .

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области - министра экологии и природопользования Московской области Куракина Д.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 22 октября 2019 года N 764/36 .

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Порядок принятия решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Московской области
от 18 августа 2016 года N 594/27

1. Настоящий Порядок принятия решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области (далее - Порядок), регламентирует процедуру принятия решений о сносе объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области, за исключением жилых и многоквартирных домов (далее - объекты областной собственности), и организацию выполнения работ по сносу объектов областной собственности.

2. Решение о сносе принимается в отношении объектов областной собственности:

закрепленных на праве оперативного управления за государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области (далее - учреждения, государственные органы);

закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями Московской области (далее - предприятия);

составляющих казну Московской области.

3. Решение о сносе принимается при наличии одного из оснований:

в отношении объекта областной собственности принято решение о его списании в соответствии с Порядком списания имущества, находящегося в собственности Московской области , утвержденным постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 228/8 "О порядке списания имущества, находящегося в собственности Московской области" (далее - Порядок списания);

объект областной собственности, расположен на земельном участке, по которому принято решение об его изъятии для государственных нужд Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Решение о сносе объектов областной собственности, составляющих казну Московской области, принимается Министерством имущественных отношений Московской области.

5. Решение о сносе объектов областной собственности, закрепленных за учреждением, предприятием на праве оперативного управления, хозяйственного ведения принимается учреждением, предприятием по согласованию с государственными органами, в ведомственном подчинении которых они находятся, и Министерством имущественных отношений Московской области.

Решение о сносе объектов областной собственности, закрепленных за государственными органами, принимается государственными органами по согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области.

Срок согласования решения о сносе объектов областной собственности в Министерстве имущественных отношений Московской области не должен превышать 30 календарных дней.

6. Решение о сносе объектов областной собственности должно содержать:

а) наименование объекта областной собственности;

б) местонахождение объекта областной собственности, подлежащего сносу (при отсутствии - описание его местоположения);

в) кадастровый или условный номер (при наличии);

г) номер записи о государственной регистрации права собственности Московской области в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии);
постановлением Правительства Московской области от 4 июля 2017 года N 565/23 .

д) государственный орган, осуществляющий контроль за реализацией решения о сносе объекта областной собственности;

е) источник финансового обеспечения мероприятий, связанных с реализацией решения о сносе областной собственности;

ж) срок реализации решения о сносе объектов областной собственности.

7. Копия решения о сносе объектов областной собственности в трехдневный срок направляется в Министерство строительного комплекса Московской области в случае если мероприятия, связанные с реализацией решения о сносе областной собственности, финансируются за счет средств бюджета Московской области.

8. При реализации решения о сносе объектов областной собственности государственные органы, предприятия и учреждения обеспечивают выполнение следующих мероприятий:

организацию проведения работ по сносу (демонтажу) объектов областной собственности;

принятие мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей на объект областной собственности;

организацию проведения мероприятий по утилизации строительного мусора;

организацию проведения государственного кадастрового учета или государственного учета объекта, в том числе технического учета;

оформление акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта областной собственности в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2017 года постановлением Правительства Московской области от 27 сентября 2017 года N 811/35 .

организацию проведения мероприятий по снятию объектов областной собственности, прекративших существование, с кадастрового учета;

организацию проведения мероприятий по государственной регистрации прекращения права собственности Московской области на объекты областной собственности, прекративших существование, в Едином государственном реестре недвижимости;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июля 2017 года постановлением Правительства Московской области от 4 июля 2017 года N 565/23 .

предоставление информации в Министерство имущественных отношений Московской области об объектах областной собственности, прекративших существование, для исключения из реестра имущества, находящегося в собственности Московской области.

9. Министерство имущественных отношений Московской области обеспечивает исключение из реестра имущества, находящегося в собственности Московской области, сведений об объектах недвижимого имущества, прекративших существование, в отношении объектов областной собственности, составляющих казну Московской области.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...