Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страховые взносы на временную нетрудоспособность: тарифы, порядок расчета


255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан, обладающие правом на денежные выплаты. Рассмотрим основные положения документа.

Специфика действия

Закон 255-ФЗ определяет:

  1. Виды материального обеспечения.
  2. Обязанности и юридические возможности субъектов права.
  3. Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.

Нормативный акт " не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.

Предмет регулирования

Нормативный акт "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.

Когда полагается материальное обеспечение?

Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при:

  1. Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
  2. Беременности и родах.
  3. Уходе за малолетним до 1,5 лет.
  4. Рождении детей (ребенка).
  5. Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.

Виды обеспечения

К ним относят выплаты:


Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.

Субъекты права

Закон 255-ФЗ распространяется на:


Изменения

Рассмотрим некоторые положения Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз. Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.

Комментарий

ФЗ 255 предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.

Расчет средней зарплаты

255-ФЗ в новой редакции 2016 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 дек. 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 янв. 2017 г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной з/п за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем. Из расчета при этом исключаются дни, которые относятся к периодам:

Калькулятор пособия по беременности и родам

Следует в первую очередь сказать, что до 2013 г. использовалось 2 способа расчета. В настоящее время определение суммы осуществляется одним способом. В калькулятор пособия по беременности и родам вводятся следующие данные:

  1. Срок отпуска. Он зависит от количества детей и наличия/отсутствия осложнений. 140 дней устанавливается для одноплодной, беспроблемной беременности, 156 - для проблемной и 194 - для многоплодной.
  2. Заработок за 2 года. Как выше было сказано, этот период составляют года, предшествующие периоду выхода в отпуск. При этом значение имеет дата больничного, а не родов. В расчет можно взять только полный год - с 1 января до 31 декабря. Сумма заработка берется полная, без вычета НДФЛ.
  3. Расчетные дни. Их количество 730 или 731 (в зависимости от того, попадает в период високосный год или нет). Из количества дней следует вычесть: срок болезни, отпуска по БиР или уходу за малолетним, а также период освобождения от выполнения профессиональных обязанностей с сохранением з/п и без отчисления взносов в фонды.

Здесь следует отметить один нюанс. Никакие иные периоды не могут уменьшать количество расчетных дней. Так, если женщина в течение 2 лет работала непосредственно только 1 год, а все остальное время была безработной, при определении суммы будет использоваться число 730 (731).

Формулы расчета

Устанавливает следующие правила исчисления. Для определения размера дневного обеспечения при утрате возможности выполнять профессиональные обязанности, БиР средний заработок умножается на коэффициент, установленный ст. 7 и 11.2. Для расчета ежемесячной суммы используется следующая формула. При ее определении необходимо вычислить среднюю величину заработка. Она рассчитывается умножением дневной выплаты на 30.4. Она, в свою очередь, определяется по правилам 14 статьи (ч. 3.1 и 3.2). Величина ежемесячной выплаты по уходу за малолетним рассчитывается умножением среднего заработка на коэффициент, в соответствии со ст. 11.2.

Ставки

Закон 255-ФЗ устанавливает коэффициенты в ст. 7 и 11.2. Расчет сумм при потере возможности выполнять профессиональные задачи вследствие травмы или заболевания осуществляется с применением процентных ставок от среднего заработка. Они устанавливаются в зависимости от длительности страхового стажа:

  1. 8 лет и более - 100 %.
  2. 5-8 лет - 80 %.
  3. До 5 лет - 60 %.

Исключение составляют ситуации, когда травма или заболевание наступили в течение месяца с даты прекращения трудовых отношений. В этих случаях используется ставка в 60% от средней з/п.

Уход за больным малолетним

В случае амбулаторного лечения в течение первых 10 дней (календарных) сумма рассчитывается в соответствии со ставками, указанными в 7 статье (ч. 1), в размере 50% - в последующие дни. При нахождении ребенка на стационаре используется порядок части первой 7 статьи. Аналогичные правила действуют в отношении случаев необходимости осуществлять уход за больным родственником, кроме детей до 15 лет, при амбулаторном лечении.

Ежемесячное обеспечение

Пособие по уходу за малолетним начисляется в размере 40% от средней величины заработка. При этом размер получившейся суммы не должен быть ниже установленного нормативными актами для лиц, имеющих детей. При уходе за двумя и более малолетними, достигшими 1.5 лет, размер обеспечения суммируется. При этом его величина не может составлять больше 100% от среднего заработка гражданина, установленного в соответствии со ст. 14. При расчете ежемесячных сумм на второго и последующих детей, учитываются предыдущие малолетние, в том числе усыновленные. Исключение составляют случаи, когда в отношении последних мать лишена родительских прав.

Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 213‑ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон № 255‑ФЗ ). В чем заключаются эти изменения и нововведения – читайте в предложенном материале.

Начнем с того, что с 1 января 2010 года название Федерального закона № 255‑ФЗ будет выглядеть следующим образом: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . Новой редакцией ст. 1 предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения.

Отметим, что по сравнению с первоначальной редакцией закон дополнен целым рядом новых статьей и глав.

Важным является тот факт, что в новой редакции закона не только устанавливаются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, но и определяются условия, размеры и порядок обеспечения:

– пособиями по временной нетрудоспособности;

– пособиями по беременности и родам;

– ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Федеральным законом № 213‑ФЗ текст Федерального закона № 255‑ФЗ был дополнен новой ст. 1.1 , которой предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из:

– непосредственно Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– Федерального закона от 16.07.1999 № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ;

– Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ ) и иных федеральных законов.

Обращаем внимание «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД: с
1 января 2010 года в соответствии с п. 16 ст. 36 Федерального закона № 213‑ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» .

Статьей 1.3 Федерального закона № 255‑ФЗ определены страховые риски и страховые случаи. Так, страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:

– временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– беременность и роды;

– рождение ребенка (детей);

– уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

При этом виды страхового обеспечения определены в ст. 1.4 настоящего закона:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются:

– Федеральным законом № 255‑ФЗ ;

– Федеральным законом от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81‑ФЗ );

– Федеральным законом от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» .

Обратите внимание: Статьей 9 Федерального закона № 213‑ФЗ в Федеральный закон № 81‑ФЗ были внесены значительные дополнения и изменения, которые вступят в силу с 1 января 2010 года.

Лица, подлежащие социальному страхованию. В соответствии с новой редакцией ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Обратите внимание: Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и некоторых других категорий граждан п. 3 ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 данного закона. При этом право на получение страхового обеспечения приобретается при условии уплаты ими страховых взносов в размере, определяемом за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В главе 1.2 Федерального закона № 255‑ФЗ установлены особенности уплаты страховых взносов. Статьей 4.4 данной главы предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется Федеральным законом № 212‑ФЗ . Названным законом определяются:

– объект обложения страховыми взносами;

– база для их начисления;

– суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;

– порядок исчисления страховых взносов;

– сроки и порядок уплаты взносов.

Добровольная уплата страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ .

Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

– подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

– уплату страховых взносов в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена п. 3 ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

Если предположить, что с 1 января 2010 года не изменится МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91‑ФЗ , то стоимость страхового года составит 1 507 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12).

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В случае если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Финансовое обеспечение расходов. В статье 4.6 Федерального закона № 255‑ФЗ определен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. При этом сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (п. 2 ст. 4.6 ).

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение
10 календарных дней с даты представления страхователем соответствующих документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Учет и отчетность страхователей. В соответствии с п. 1 ст. 4.8 Федерального закона № 255‑ФЗ на страхователей возложена обязанность вести учет:

1) сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

2) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

3) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.

Ежеквартально не позднее 15‑го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:

1) начисленных страховых взносов в ФСС РФ;

2) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;

3) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ;

4) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в ФСС РФ.

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 13 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой прописан порядок выплаты названных пособий, претерпела значительные изменения.

Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица производится не только выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица) (п. 2 ст. 13 ).

Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что в течение 30 календарных дней со дня увольнения гражданин в случае временной нетрудоспособности может обратиться по последнему месту работы за получением пособия. В случае прекращения деятельности бывшего работодателя или при отсутствии у него денежных средств назначение и выплата пособий осуществляются территориальным органом ФСС РФ.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет:

– работодателю – листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;

– в территориальный орган ФСС РФ – листок нетрудоспособности, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

– заявление о назначении указанного пособия;

– свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

– справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном для выплаты заработной платы и иных выплат, вознаграждений.

Порядок исчисления пособий. Пунктом 23 ст. 34 Федерального закона № 213‑ФЗ были внесены значительные изменения в ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой определен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212‑ФЗ .

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

С учетом нововведений средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 12.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пример.

Средний дневной заработок работницы организации составил 704 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней – 21 401,6 руб. (704 руб. х 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 21 401,6 руб. и составит 8 560,64 руб. (21 401,6 руб. х 40%).

Исчисление страхового стажа. Изменения затронули и порядок определения страхового стажа.Так, с 1 января 2010 года при исчислении страхового стажа следует засчитывать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 255‑ФЗ ).

Пункт 1 ст. 41 Федерального закона № 213‑ФЗ.

Частью 3 статьи 2 Федерального Закона № 255 от 29.12.2006 « Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон) определена категория лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при условии добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплате за себя страховых взносов, это:

    адвокаты;

    индивидуальные предприниматели;

    члены крестьянских (фермерских хозяйств);

    физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой);

    члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.

Страховое обеспечение указанным лицам предоставляется, в случае если они добровольно вступили в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, уплачивают страховые взносы . При наступлении страхового случая пособия им выплачиваются, только если за предыдущий календарный год эти лица уплатили страховые взносы в бюджет ФСС РФ. На это указывают нормы, ч.3,4 ст. 2, ч. 6 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ.

2. Порядок уплаты страховых взносов

Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно уплачивающими страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с нетрудоспособностью и материнством регулирует ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ. Кроме того, также следует руководствоваться Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790 (далее - Правила уплаты страховых взносов).

Добровольно участвуя в обязательном социальном страховании по нетрудоспособности и материнству, указанные лица обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет ФСС РФ в фиксированном размере (стоимость страхового года), расчет которого выполняется по правилам, установленным ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ.

В соответствии со статьей 4.5 Закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования РФ , увеличенное в 12 раз. Минимальный размер оплаты труда на начало финансового года (2019) составляет 11280,00 рублей. Финансовым годом признается календарный год с 1 января по 31 декабря.

Стоимость страхового года в 2019 году составляет 3925,44 руб.

(11280,00 х 2,9% х 12)

Срок для перечисления страховых взносов - не позднее 31 декабря текущего года . Первый раз указанным лицам это нужно сделать в том году, в котором они подали заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 4 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ, п. 4 Правил уплаты страховых взносов). Страховые взносы могут быть уплачены в бюджет ФСС РФ как частями, так и единовременно.

Добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Стоимость страхового года в 2019 году составляет 3925,44 руб .

(11280,00 х 2,9% х 12)

Реквизиты для перечисления:

Получатель: УФК по Ивановской области (Государственное учреждение – Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации)

Расчетный счет: 40101810700000010001

ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

ИНН 3729009695

КПП 370201001

БИК 042406001

ОКТМО 24701000

КБК 393 117 06 02 0076 000 180

Например, индивидуальный предприниматель О.Г. Борисов подал заявление о добровольном вступлении в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 10 января 2019 г. Значит, добровольные страховые взносы в бюджет ФСС РФ он должен уплатить не позднее 31 декабря 2019 г.

Полная уплата страховых взносов за текущий год дает указанным лицам право на обеспечение пособиями по страховым случаям, наступившим не ранее 1 января следующего года.

Например, индивидуальный предприниматель О.Г. Борисов уплатил за 2018 г. страховые взносы в бюджет ФСС РФ. В январе 2019 г. он заболел. Предпринимателю будет выплачено пособие по временной нетрудоспособности, так как с 1 января 2019 г. он имеет право на получение данного вида страхового обеспечения.

Обратите внимание!

Независимо от того, когда конкретно в течение года указанные лица вступили в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию страховые взносы в бюджет ФСС РФ необходимо уплатить в размере стоимости страхового года. Ни Закон N 255-ФЗ, ни Правила уплаты страховых взносов не содержат норм об исчислении и уплате страховых взносов пропорционально периоду, в течение которого они фактически состояли в добровольных отношениях с Фондом социального страхования РФ.

В случае если лица, добровольно вступившие в правоотношения, частично уплатили страховые взносы по нетрудоспособности и материнству, то правоотношения по страхованию с ними также прекращаются с 1 января следующего года. А сумма, уже уплаченная в бюджет ФСС РФ, подлежит возврату (п. 8 Правил уплаты страховых взносов).

Допустим, что индивидуальный предприниматель О.Г. Борисов уплатил за 2018 г. только 2/3 общей суммы взносов по нетрудоспособности и материнству. С 1 января 2019 г. он уже не будет являться участником данного вида страхования. Поэтому в случае болезни в 2019 г. он не имеет права на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Та часть страховых взносов, которую О.Г. Борисов заплатил в бюджет ФСС РФ за 2018 г., будет ему возвращена.

3. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

При условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ за календарный год, предшествующий календарному году в котором наступил страховой случай, указанная категория страхователей приобретает право на получение следующих видов пособий:

    пособие по временной нетрудоспособности;

    Пособие по беременности и родам;

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

    социальное пособие на погребение.

Согласно пункту 2.1 статьи 14 закона № 255-ФЗ лицам, добровольно вступившим в правоотношения средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств. К нетрудоспособным лицам относятся женщины в положении, которые получают денежную компенсацию по беременности и родам. Дополнительно они подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ-255.

Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

  • По материнству;
  • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
  • По производственной травме или заболевания.

Порядок выплаты пособий

В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

Больничный лист

Порядок предоставления больничного листа по закону рассмотрен в статье 13 255-ФЗ.

При заполнении больничного листа учитываются следующие моменты:

Врач заполняет разделы и заверяет печатью медицинского учреждения.

Врач может не заполнять строку — место работы и название компании. Медицинский работник может самостоятельно вписать наименование компании перьевой, черной гелевой или капиллярной ручкой. Листок нетрудоспособности не может быть заполнен шариковой ручкой. Не допускается также чернило другого цвета.

Во время заполнения больничного листа по закону согласно ФЗ-255 врач не имеет право допускать ошибок. Если было найдено несоответствие, оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

Работодатель должен проверить правильность оформления бланка согласно ФЗ-255. Если он принял листок с ошибками, то орган ФСС РФ не возместит ему расходы.

Обратите внимание: Наличие в листке нетрудоспособности технических недочетов заполнения по закону не является основанием для создания дубликата:

  • Попадание печати на содержание текста;
  • Проставление пробелов между Ф.И.О. врачей и т.д .

Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

  • Был утвержден размер индексации и выплат;
  • Предельная величина базы;
  • Минимальный размер оплаты труда.

Статья 3

В статье 3 255-ФЗ говорится, что обеспечение страховыми выплатами застрахованным лицам осуществляется за счет государственного бюджета или за счет средств страхователя.

Размер пособия выплачиваются согласно закону:

  • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
  • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.

Компенсация по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктами 2-5 ч. 1 ст. 5 255-ФЗ выплачивается с первого дня наступления временной нетрудоспособности. В последней редакции изменения не вносились.

Статья 5

Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

  • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
  • Потребности ухода за больным человеком в семье;
  • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
  • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.

Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

Статья 7

ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.

Критерии расчета по закону следующие :

  • Стаж застрахованного лица 8 и более лет — выплачивается полный размер средней заработной платы (100% выплаты);
  • Стаж от 5 до 8 лет — 80% от средней заработной платы;
  • Стаж до пяти лет — рассчитывается 60 процентов от средней зарплаты.

Расчет пособия согласно закону по уходу за больным следующий:

Первые 10 дней размер пособия исчисляется в зависимости от стажа согласно ФЗ-255. Например, восьмилетний стаж предусматривает 100 процентную выплату от среднего заработка. Но здоровье больного может не восстановиться в течение 10 дней. Размер суммы денежной компенсации в таком случае составит 50 процентов от средней заработной платы;

При лечении ребенка в стационаре размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа.

Страховая компенсация в размере минимальной заработной платы рассчитывается при официальном страховом стаже менее 6 месяцев согласно ФЗ-255. В некоторых регионах предусматриваются коэффициенты при расчете по закону. Например, сумма денежной компенсации равняется размеру средней заработной платы + коэффициент.

В последней редакции изменения в статье не проводились.

Статья 8

Список оснований для снижения размера денежной компенсации в ФЗ-255:

  • Прописанный режим врачом не был соблюден больным;
  • Неявка застрахованного лица на плановый медицинский осмотр. Дополнительно отсутствовало при проведении медико-социального исследования, что недопустимо в законе;
  • Застрахованное лицо было под действием наркотиков, алкоголя или других токсинов.

Выявление одного или нескольких оснований в ФЗ-255 способствует уменьшению денежного пособия до размера минимальной заработной платы. Последняя редакция закона не содержит изменения в статье.

Статья 9

Существуют периоды, за которые сумма денежной компенсации по нетрудоспособности не выплачивается. В выплате согласно ФЗ-255 может быть отказано, если:

  • Сотрудник по приказу работодателя был освобожден от трудовой деятельности полностью или частично. Работодатель продолжает начислять среднюю заработную плату;
  • Работника отстранили от службы по веской причине на определенное время. В этом случае денежные средства за трудовую деятельность и пособие по нетрудоспособности не выплачиваются;
  • Сотрудник пытался покончить жизнь самоубийством или причинил другой вред своему здоровью согласно ФЗ-255. Должны быть представлены доказательства в судебном порядке.

Застрахованным лицом было совершено умышленное причинение вреда здоровью на производстве, что является уголовным преступлением.

В последней редакций закона изменения в статье не проводились.

Статья 11

В ФЗ-255 рассчитывается размер страховой денежной компенсации женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам. Если она трудоустроена и застрахована, размер пособия — 100 процентов от средней зарплаты.

Если женщины отработали менее 6 месяцев на последнем рабочем месте, пособие по беременности и родам также выплачивается. Однако размер равен установленной в регионе минимальной зарплате. В некоторых регионах к минимальной зарплате прибавляются дополнительные коэффициенты (по ФЗ-255). Они также учитываются при расчете.

Статья 12

В статье 12 описывается период обращения за пособиями по временной нетрудоспособности и выплатами по беременности и родам.

Часть 1 статьи 12 255-ФЗ гласит о том, что сумма денежной компенсации по временной нетрудоспособности назначается в течение полугода после выздоровления.

Часть 2 ФЗ-255 гласит, что пособие по беременности и родам можно получить, если обращение за ним было сделано в течение полугода после окончания отпуска по беременности и родам. Это обращение принимается территориальным органом (если причина пропуска срока уважительная). Список уважительных ситуаций определяется Федеральным законом. В последней редакции закона изменения не производились.

Статья 13

В 2017 году изменения коснулись ч. 5 статьи 13 ФЗ-255. Больничный лист выдается медицинским учреждением в письменном виде или публикуется в системе страхователя в электронном варианте. Во втором случае используется электронная подпись врача или медицинского учреждения.

Чтобы трудоустроенный официально гражданин получил выплату по пособию, предоставляется квитанция о размере заработной платы. Этот документ — основа для расчета размера пособия по ФЗ-255. Оформление листка нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Федеральным законом исполнительной власти. Порядок оформления и предоставления больничного листа утверждается Правительством РФ.

Статья 14

Денежное пособие по нетрудоспособности рассчитывается из средней заработной платы за последние два года согласно ФЗ-255. Трудоустройство у нескольких работодателей позволяет получить несколько выплат одновременно. Получение денежной компенсации происходит по приходу на работу. В последней редакции закона изменения не проводились.

Внимание: Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком не останавливает учет страхового стажа. Пособие оплачивается за последние 24 месяца с декретным отпуском включительно. В последней редакции изменения не вносились.

Скачать

ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности был издан 29 декабря 2006 года. Содержит 5 глав и 19 статей о правилах начисления пособий по страховым случаям. В последней редакции ФЗ-255 вы найдете все изменения, дополнения и поправки в статьях. Скачать закон можете по следующей .

По закону, женщины, временно потерявшие трудоспособность, так как стали матерями имеют право на страхование в связи с материнством, им нужно выплачивать пособия по материнству и уходу за ребенком до 1,5 лет.

При их расчете учитывается сумма официальной зарплаты за последние 2 года, также учитываются премиальные и иные выплаты. Основываясь на них платятся взносы в ФСС.

Есть также обязательные пособия, они выплачиваются и неработающим женщинам. Любая женщина может получать пособие, до того как ребенку не станет 1,5 года, также все получают одноразовую выплату после того, как ребенок родится.

Есть также пособие, выплачиваемое женщине, если она до 12 недели беременности встане на учет Всегда оплачивается пособие, если ребенок был усыновлен.

Если женщина работает самостоятельно, то она сама должна платить налоги и взносы в ФСС, это 3,5% от зарплаты. Эти выплаты имеют право получить опекуны и родители, если у них родился ребенок или был ими усыновлен, они не могут превышать 50000 рублей ежегодно.

Социальное страхование в связи с материнством

В законодательстве вообще имеется много норм по защите беременной женщины от неправильных действий работодателей. В принципе, весьма широки, в РФ весьма длительный отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком.

Беременную женщину нельзя не брать на работу по соображениям беременности, также она не должна проходить никаких испытаний. Такие женщины не могут работать сверхурочно и ночью, им нельзя прерывать отпуск или заменять его компенсацией.

Беременная женщина не может работать вахтовым методом, ездить в командировки, она не может быть уволена, кроме случая, когда ликвидируется компания. Если она работает в опасных или вредных условиях, то ее нужно перевести на более безопасную работу.

Она не может быть привлечена к подземным работам, если это не санитарные работы. По ее заявлению, она может быть переведена на а более легкую работу, для нее можно снизить норму выработки, сохранив при этом среднюю зарплату.

По ее желанию, ей должны сокращать рабочий день или неделю, но зарплата также выплачивается пропорционально рабочему времени. Словом, беременной женщине должны быть созданы максимально благоприятные трудовые условия.

Увольнение беременной женщины работодателем наказывается по закону, так как социальное страхование в связи с материнством является обязательным, как и трудовые права женщины.

  • При этом если компания ликвидируется, либо у женщины закончился трудовой договор, то она может быть уволена.
  • Кроме того, она может быть уволена, если работодатель предлагал ей варианты работы, от которых она отказалась, а организация не может предоставить больше никакую работу даже с более низкой оплатой, которую она могла бы выполнять.
  • Пособие для женщин, рано вставших на учет, подлежит индексации, это федеральное пособие, регионы могут установить и свои выплаты.

Пособие по беременности и родам начинает выплачиваться по уходу в декрет, при его выплате учитываются 140 дней декрета, при затрудненной беременности этот срок составляет 156, а при многоплодной 194 дня.

Выплата происходит по среднему заработку, пособие не может облагаться налогом. Если она проходит обучение, то при его расчете учитывается стипендия. Если женщину уволили по ликвидации компании за год до предполагаемого дня ухода в декрет, она также может получить его в минимальном размере.

По врачебному заключению, беременной полагается полноценное питание, как правило, это молочные продукты, их можно бесплатно получить в специальных пунктах. Ей могут быть назначены препараты и витамины, необходимые при беременности, их также должны предоставить бесплатно.

Если имеются показания и женщина находилась в стационаре, она может быть бесплатно отправлена на курорт. По закону, не может быть сокращено, можно только добавлять льготы и услуги.

Как в любой развитой стране, в РФ предусматриваются , их количество и расчет зависит от количества детей в семье. Все ее члены могут бесплатно лечиться и они должны получать скидки при покупке отдельных, прописанных врачом препаратов.

Льготы действуют, только если имеется свидетельство о смерти кормильца. Помимо медпомощи, семья может получить годовую выплату в размере 15000 рублей. Она выплачивается независимо от возраста, оставшегося в живых кормильца, не имеет значение также место его работы, либо получение им пенсии.

Дети из такой семьи имеют льготы при получении образования в детском саду и школе, если в семье один ребенок, эти скидки составляют 20%. Если детей двое, то 50%.

Если их больше, то они будут зависеть от социального положения оставшегося кормильца. В связи с тем, что образование является бесплатным, дети из таких семей должны бесплатно получить двухразовое питание в столовой.

Они должны бесплатно получать всю учебную литературу. Для каждого ребенка выплачивается пособие в 750 рублей, также можно получить всю сумму этой выплаты за полгода, предшествующих оформлению выплаты.

Еще один важный момент заключается в том, что оставшийся кормилец должен задуматься о том, для таких семей это особенно важно.

Акция! Платная консультация - БЕСПЛАТНО!

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...