Общее социально-экономическое положение России: основные черты и особенности современного рынка.


Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе.

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 ᴦ. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населœения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. При этом оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населœения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 ᴦ. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 ᴦ. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелœей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 ᴦ.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всœех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.

В России к осœени 1991 ᴦ. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всœех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счёт немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за всœе время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 ᴦ. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но данный путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 ᴦ. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар.
Размещено на реф.рф
Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населœения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла ʼʼутечка умовʼʼ за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 ᴦ. Первые признаки экономического роста появились в 1997 ᴦ., когда объём промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 ᴦ., при всœей его тяжести и трагичности для части населœения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гᴦ. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 ᴦ. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В данный период России удалось рассчитаться с внешними долгами. При этом еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе." 2017, 2018.

Как уже говорилось, 2014 год оказал значительное давление на российскую экономику. События на Украине создали ряд проблем, которые навредили и так слабой экономической активности. Финансовая изоляция крупнейших российских заемщиков, девальвация рубля и существенно выросшая инфляция стали во многом следствием геополитических процессов. И если еще год назад можно было надеяться на появление каких-либо позитивных сигналов от конечного потребления и капитальных инвестиций, то сейчас очевидно, что в 2015 году экономика все же войдет в рецессию. Сколько она продлится, зависит от множества факторов, главными из которых является продолжительность действия санкций Запада и поведение сырьевых цен.

В 2014 году экономический рост составил 0,6%, скорее всего благодаря "эффекту переноса роста" в 1,3% в 2013 году. Также этомупомогли два фактора:

1. Своевременные ответные мерам Правительства и Банка России, которые способствовали стабилизации экономической ситуации. В ноябре 2014 был проведён ранее запланированный переход к плавающему курсу рубля, а также были проведены оперативные меры по поддержке финансового сектора, включая докапитализацию банков в декабре.

2. Падение цены на нефть и ужесточение санкций началось в конце июля 2014 , потому их влияния на экономику в основном начало ощущаться только в последнем квартале 2014 года. Очевидно, что их влияние будет более глубоким в текущем 2015 и в 2016 годах.

Еще один благоприятный фактор связан с компенсирующим эффектом от снижения импорта, это позволило смягчить удар, обусловленный ухудшением внешнеторговых условий. При этом, значительное ослабление рубля и торговые ограничения придали небольшой импульс ряду обрабатывающих отраслей.

А вот перспективы экономического роста на 2015-2016 годы негативны. В 2015 году в полной мере проявятся последствия двух шоков, в России наступит рецессия.

В базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется спад экономики на 3,8% в 2015 году и небольшое снижение на 0,3% в 2016 году. Представленный диапазон темпов экономического роста опирается на два альтернативных сценария, которые отражают влияние различных цен на нефть на основные макроэкономические параметры .

Альтернативный прогноз на основе более низкой цены на нефть предполагает спад экономики на 4,6% в 2015 году и продолжение рецессии в 2016 году, при этом экономика сократится на 1,0%. В соответствии с прогнозом на основе более высокой цены на нефть спад ВВП составит 2,9% в 2015 году, после чего рост восстановится до 0,1% в 2016 году.

Основные допущения в базовом прогнозе на 2015 и 2016 годы состоят в том, что потребительский спрос, вероятно, снизится в условиях ослабления уверенности, а также высокого уровня задолженности населения и замедления роста доходов. В 2015 году высокая инфляция, обусловленная резким обесценением рубля, будет и далее оказывать давление на доходы и зарплаты. Инвестиции с большой вероятностью вновь сократятся в 2015 году, хотя при некотором улучшении условий привлечения внешних займов и внутренних кредитных ресурсов инвестиционный спрос должен немного повыситься к 2016 году. Правда положительным фактором является то, что слабый рубль может создать стимулы для расширения производства в ряде торгуемых отраслей.

Главным риском, угрожающим среднесрочному экономическому росту, является низкий уровень инвестиций. Низкий инвестиционный спрос говорит о более глубоких структурных проблемах российской экономики и уже заложил основу для новой эпохи низких потенциальных темпов роста экономики. В настоящее время в условиях высоких процентных ставок российские банки испытывают давление по мере роста стоимости финансирования, снижения темпов роста кредитования и роста задолженности по кредитам. В результате возникает порочный круг в виде дефицита кредитных ресурсов для финансирования проектов на фоне замедления экономики и повышения процентных ставок по кредитам. При этом существуют и другие, более фундаментальные факторы, которые могут ограничивать инвестиционный спрос.

Неопределенность, связанная с геополитической напряженностью и санкциями, все еще препятствует инвестиционной активности. Потребуется еще некоторое время, чтобы восстановить доверие инвесторов. В экономике все еще остро ощущаются проблемы, обусловленные неэффективным распределением факторов производства. Это находит отражение не только в ограниченной мобильности трудовых ресурсов, но и в слабости государственных институтов, регулирующих рынки, что приводит к большой избирательности правоприменения. Частным инвесторам необходимы гарантии равных условий, развитие конкурентной среды и снижение коррупции. Хронический низкий уровень инвестиций, в конечном счете, приведет к ослаблению перспектив повышения темпов экономического роста в России, существенно ограничив его потенциал.

Воздействие санкций, скорее всего, будет сохраняться долго (Россия уже 500 лет под санкциями). Как показывает международный опыт, санкции вполне могут привести к изменению структуры экономики и каналов интеграции России в мировое пространство (об этом наглядно говорит опыт Китая). Уже имеются первые признаки изменений - переориентация России

на новых торговых партнеров и на рынки Восточной Азии, Латинской Америки и странами бывшего СССР. Кроме того, усиливается протекционизм и присутствие государства в экономике. Однако независимо от того, какой будет новая экономическая эпоха в России, необходимо будет научиться управлять рискам, связанными с низкими ценами на нефть и экономическими санкциями.

В дальнейшем, несмотря на отчасти избирательный путь интеграции в мировую экономику, Россия по-прежнему будет зависеть от экспорта своих природных ресурсов. В этой связи будет важно добиться успехов в освоении новых технологий добычи нефти и газа на труднодоступных месторождениях.

Если в условиях ограничения доступа к внешнему финансированию в качестве ответной меры доходы от реализации сырьевых ресурсов не будут эффективно инвестироваться для развития "точек роста", то дальнейший рост производительности может быть ограничен.

До тех пор пока доступ к внешнему финансированию будет оставаться ограниченным, первостепенной стратегической целью должно быть тщательное управление рисками в финансовом секторе и создание резервов. Проведение политики регулирования инфляции в рамках гибкого валютного курса способствует поддержанию международных резервов на необходимом уровне.

За последнее десятилетие в России произошло значительное сокращение уровня бедности, что позволило многим стать частью среднего класса. Уровень бедности, рассчитанный по методологии Всемирного Банка, сократился примерно с 40% от общей численности населения в 2001 году до 10% в 2010 году, а численность среднего класса за 10 лет удвоилась с 30% от общей численности населения до более чем 60%. Однако, в базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется рост уровня бедности по методологии Росстата

с 10,8% в 2013 году до 14,2% в 2015 и в 2016 годах. Рост уровня бедности ожидается вследствие снижения располагаемых доходов и потребления. Это станет первым существенным повышением уровня бедности за период после дефолта 1998-1999 годов.

Уровень бедности не повышался в течение финансового кризиса 2008-2009 годов, благодаря некоторому росту располагаемых доходов. Но ввиду текущего ограничения бюджетных ресурсов в 2015-2016 годах, дополнительная поддержка бедного и уязвимого населения будет менее существенной, чем в 2008-2009 годах. Несмотря на то что население в нижней части распределения по доходом, очевидно, находится в наиболее уязвимом положении, в целом в 2015-2016 годах будет меньше возможностей для роста благосостояния, при этом существует вероятность отрицательной динамики данного показателя.

Ожидать скорой реакции от внутренних процессов повышения эффективности пока не приходится. Даже в случае выбора верных направлений, реализация поддержки таких процессов как импортозамещение или директивное наращивание капитальных вложений потребует значительного количества времени.

Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов (формально высшая власть в стране) и Верховный Совет РСФСР (председатель - Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): отпущены цены, стала проводиться приватизация. Выросли внутренние долги, резко упало производство. Инфляция поглотила сбережения граждан в сберкассах. Жизненный уровень большинства населения упал, а «средним классом» стала узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс.

Весной 1993 г. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом, кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г. указом президента. Сопротивление сторонников Верховного Совета было подавлено и закончилось жестоким расстрелом здания Верховного Совета 4 октября. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, согласно которой президент Ельцин получил решающие полномочия (право назначения министров, роспуска парламента, издания указов в обход парламента и др.). Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган - двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума). Выборы в Государственную Думу прошли в 1993, 1995 и1999 гг.

Нынешний председатель Совета Федерации - С. Миронов, Государственной Думы - Г. Н. Селезнёв. Крупнейшие партии и блоки -КПРФ, «Яблоко», ЛДПР, с 1999 г. - «Союз правых сил», «Единство - вся Россия» и др. В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, с 2000 г. президентом стал В. В. Путин. Нынешний премьер-министр - М. М. Касьянов (в 1992-1998 гг. - В. С. Черномырдин, 1998 г. - С. В. Кириенко, в 1998-1999 гг. - Е. М. Примаков, 1999 гг. - В. С. Степашин, 1999-2000 гг. - Путин).

Крупнейшая внутренняя проблема - война в Чечне (1994-1996 и 1999-...)

Начиная с 2000 г. правительство России выполняет план десятилетней программы "Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу". Программа предполагала продолжить курс на создание либеральной экономики. Уже в 2003 г. темпы экономического роста составили приблизительно 7%. Такого прироста удалось достичь не только за счет продажи сырья, но и функционального развития других секторов экономики. Значительным шагом правительства стала налоговая реформа. Она включала две важные меры: переход к 13% ставке обложения доходов и планомерное сокращение, а в дальнейшем и отмена налога на добавленную стоимость НДС. В январе 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс. Он стал необходимой мерой в деле упорядочения трудового законодательства. Летом 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основы, главным образом перенесение большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на население. Важное экономическое и политическое значение имело приятие Государственной Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса. Кодекс закрепил право собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Но уже в июне 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который распространил право собственности на земли сельхозназначения. Данный закон все же не стал основой для подъема сельского хозяйства, так как не был должным образом подкреплен административными мерами. Серьезные опасения в обществе вызвали внесенные в декабре 2003 г. поправки в Лесной кодекс, которые допускали возможность застройки лесов первой категории жилыми и другими объектами, а также возможность приобретение лесных участков иностранными гражданами. Перемены в хозяйстве страны позволили усилить социальную направленность проводимой политики. Государству удалось не только погасить многомесячную задолженность по зарплатам, пособиям и пенсиям, но и повысить зарплату некоторым категориям бюджетных работников. Появились новые рабочие места, выросли реальные доходы граждан. Начался процесс модернизации средней и высшей школы. В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения. Численность населения России, по ее данным, составила 145,2 млн. человек. По этому показателю РФ находилась на седьмом месте в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

Экономика России - это многокомпонентный комплекс хозяйственной и иной деятельности, складывающийся из относительно развитого аграрно-индустриального сектора и сферы услуг. Несмотря на развитие частного предпринимательства и приватизации ряда хозяйственных объектов, государство и государственные компании контролируют около 70 процентов ВВП страны. В то же время современное социально экономическое положение России можно считать неудовлетворительным.

Место России в мировой экономике

В глобальной экономике Россия занимает шестое место по ВВП. В 2017 году совокупный валовый внутренний продукт страны составил около 4 трлн долларов. По уровню номинального ВВП наша страна находится на 11-м месте в мире, а его объем составляет 1527 млрд долларов. В то же время по показателю ВВП на одного человека РФ располагается лишь на 48-м месте.

Общий вклад России и мировую экономику также невелик и составляет до 3,2%, а в секторе мировых активов - 1 процент.

Изменения в экономике страны в историческом прошлом

В 19 веке социально экономическое положение России находилось на очень низком уровне. В советский период экономика страны отличалась стабильностью и имела плановый характер. Решающую роль играли хозяйственные отрасли: добывающая, обрабатывающая, сельскохозяйственная. ВВП на душу населения был небольшим, однако социального неравенства практически не наблюдалось. Но в конце 80-х что-то пошло не так, в результате чего прежняя система рухнула, а на смену ей пришла плохо организованная рыночная. Начался резкий спад производства, рост цен, падение инвестиций, увеличением внешних займов, снижение доходов жителей и прочие негативные явления.

При этом экономика переориентировалась с плановой на рыночную. Несмотря на жесткое налоговое законодательство, наблюдалось систематическое уклонение от уплаты налогов. Также характерным для 90-х годов стало увеличение разрыва в уровне жизни разных российских регионов.

Экономика нулевых годов

Нулевые годы стали самыми успешными в плане восстановления российской экономики. Ежегодный рост ВВП в этот период составлял от 5,1-5,2% в 2001 и 2008 до 1 % в 2000-м и 8,5% в 2007-м. Отмечен рост в промышленном и сельскохозяйственном секторе, а также строительстве. Доходы населения росли. Сокращение бедности составило 16% (с 29 в 2000 до 13 в 2007).

Налогообложение стало более либеральным, а собираемость налогов выросла. Для подоходного налога была установлена плоская шкала. В целом количество налогов уменьшилось в 3 раза (от 54 до 15). В частности, был сокращен налог на прибыль.

В 2001 году введено право собственности на землю. Также были проведены и другие реформы: банковская, пенсионная, льготная, трудовая и другие виды. С 2006 года рубль стал свободно конвертируемой валютой.

Экономика страны после 2010 года

До 2014 года состояние экономики оставалось благоприятным. После выхода из локального кризиса 2008-2009 годов произошло быстрое восстановление и дальнейший рост ВВП страны. В 2012 Россия вошла во Всемирную торговую организацию, что могло сказаться и на дальнейшей судьбе страны. С этого же года прогрессивный тренд в экономике стал переламываться. Если в 2010 и 2011 годовой рост ВВП составлял около 4, %, то в 2012 - 3,3, а в 2013 - только 1,3 процента. Еще более сильно сократился рост промышленного производства. Увеличился вывоз капитала из страны.

Более резкое ухудшение в экономике началось в 2014, что во многом объясняется падением нефтяных цен, а в конце данного года и с введением экономических санкций. Началось снижение доходов населения, отмечено резкое увеличение Официально экономический кризис стартовал в декабре 2014 года.

Социально экономическое положение современной России

Наиболее резкий спад в социально-экономическом благополучии страны произошел в 2015-2016 годах. Цены на нефть рухнули почти в 4 раза, достигнув дна в начале 2016 года, после чего начали постепенно восстанавливаться. Это привело к резкому ослаблению курса рубля по отношению к доллару и евро. Выручка от экспорта резко сократилась.

В этот период доходы населения заметно снизились, а цены, напротив, выросли. Рост цен особенно сильно ударил по наиболее значимым товарам потребления: продуктам и лекарствам. Увеличилась стоимость транспортных услуг. Резко выросла безработица (прежде всего, за счет неофициальных безработных). Пик снижения доходов населения пришелся на 2016 год, а ВВП - на 2015. Об этом свидетельствуют данные Росстат о социально экономическом положении России.

Значительное количество работников стало получать зарплату ниже установленного на тот момент прожиточного минимума.

В 2017 ситуация начала постепенно выправляться. Отмечен рост ВВП страны и резкое снижение инфляции. Зарплаты в некоторых отраслях увеличились, однако в целом уровень доходов продолжал снижаться. Увеличивалась долговая нагрузка на население и количество безнадежных должников.

В 2018 году, несмотря на резкий (до 75 долларов за баррель) рост цен на нефть, социально-экономическая ситуация в стране осталась напряженной.

Особенности экономики в конце 2017 - первом квартале 2018 года

В 2017 году в мировой экономике произошли значительные сдвиги, оказывающие влияние и на нашу страну. Ставшая уже исторической по своим масштабам сделка ОПЕК + Россия стимулировала рост цен на углеводороды. После провала нефтяных цен в начале 2016 года до 25-30 долларов за баррель, они начали постепенно восстанавливаться, однако до середины 2017 удерживались в районе 50 долл./бар.. Со второй половины данного года в течение нескольких месяцев они выросли до 70 - 75 долларов за баррель, после чего закрепились на данном уровне. Одновременно отмечен взлет цен на другие экспортные российские товары: металлы, уголь, древесину.

Данные значения гораздо выше базовых показателей, заложенных в бюджет (40 долларов за баррель). Таким образом, это должно быть стимулом для восстановления экономики страны. Однако мнения экспертов пока не столь оптимистичны. Многие отмечают назревшую необходимость преобразований, которые могли бы стать основой для будущего роста. Пока доходы населения продолжают постепенно понижаться, а экономика растет слишком медленно или даже стагнирует. В конце 2017 было отмечено снижение промышленного производства, а доходы населения за этот год снизились, вопреки прогнозам Минэкономразвития, которое давало небольшой их рост.

Сейчас нет единого мнения относительно будущего развития ситуации. Среди экспертов есть как оптимисты, так и пессимисты. Оптимисты, как и чиновники, рассчитывают на возобновление роста экономики в 2018 году.

Прогнозы на 2018 год

Информация о социально экономическом положении России предоставляется официальными структурами. По прогнозам экономистов, в 2018 году инфляция составит 4 %, а рост ВВП - 1,44 %. При этом ожидается рост доходов населения до 2 процентов. Совокупный объем инвестиций вырастет на 2,2 - 3,9 %. Однако, по мнению Орешкина, из-за отсутствия требуемых реформ рост экономики будет ниже, чем это необходимо для прогрессивного развития страны.

Среди негативных факторов эксперты указывают на следующие:

  • Высокая зависимость отечественной экономики от цен на углеводородное сырье. В этом плане никаких позитивных сдвигов они не наблюдают.
  • Недостаточный уровень государственного управления.
  • Неблагоприятная демографическая ситуация и рост числа пенсионеров.
  • Санкционная политика запада, которая ограничивает возможности для развития страны.

Среди прочих факторов аналитики отмечают возобновление роста оттока капитала.

Ситуация в регионах

В России ярко выражена разница между уровнем экономического развития в разных административных субъектах. Социально экономическое положение регионов России зачастую не одинаково и может различаться по разным показателям. На первом месте по данным параметрам находится город Москва. Далее следует Республика Татарстан, затем Ханты-Мансийский автономный округ. На пятом месте Московская область, на шестом - Тюменская. Седьмую строчку занимает Краснодарский край, а восьмую - Ямало-Ненецкий автономный округ. На девятом и десятом местах - Якутия и Красноярский край соответственно.

На последних местах находятся: Курганская область, Карачаево-Черкессия, Псковская область, Калмыкия, Ингушетия, Ивановская область, Костромская область и некоторые другие регионы страны.

Заключение

Таким образом, социально экономический анализ положения России показывает уязвимость российской экономики перед внешними вызовами. Также он говорит о необходимости смены экономического курса. У нашей страны есть все шансы для достижения высоких показателей, поскольку по разнообразию и количеству природных ресурсов Россия располагается на первом месте в мире. Грамотная и продуманная экономическая политика могла бы вывести ее в число лидеров по показателям развития экономики и социальной сферы.

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции. Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%. Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости. Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов. Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...