Объединенная валюта: фантастика или реальность? Единая мировая валюта – не новая идея.


Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор предусматривает и валютный союз - переход на общую денежную единицу, которой могут стать российский рубль или совсем новая валюта - так называемый алтын. Портал Банки.ру спросил у российских банкиров и экономистов, верят ли они в реальность валютного союза и выгоден ли он нашему банковскому сектору.

Смысла переходить на единую валюту в рамках ЕАЭС до формирования единого финансового рынка в 2025 году нет, заявила на днях министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая. Сложности с введением единой валюты на территории союза связаны с разной реакцией национальных валют и национальных экономик на внешнюю конъюнктуру, в частности на динамику нефтяного рынка, отметил в свою очередь министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев.

Президенты России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко 29 мая в Астане подписали договор о Евразийском экономическом союзе. Ожидается, что к трем странам в ближайшее время присоединится Армения, а затем и Киргизия. Документ, который вступит в силу с 1 января 2015 года, предусматривает высокий уровень интеграции экономик стран-участниц. В том числе валютный союз - переход на общую денежную единицу, которой могут стать российский рубль или совсем новая валюта - алтын. Есть такая русская пословица: «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Портал Банки.ру спросил у российских банкиров и экономистов, верят ли они в реальность валютного союза и выгоден ли он нашему банковскому сектору.

«В среднесрочной перспективе валютный союз невозможен»

Алексей Девятов, главный экономист ИК «Уралсиб Кэпитал»:

Преимущество валютного союза заключается в полном отсутствии валютных рисков и снижении издержек на конвертацию между торговыми партнерами из разных стран. Что касается минусов, при использовании единой валюты в рамках валютного союза малые страны лишаются возможности проводить независимую монетарную политику. Пример - зона евро и Греция, где была глубокая рецессия и для стимулирования экономики необходимо было ослабить национальную валюту. Однако этот инструмент был недоступен из-за того, что Греция была частью зоны евро. В этом наиболее существенный минус. Плюсы единой валюты перевешивают минусы, когда экономики стран-участниц похожи по структуре, у них синхронизирована денежно-кредитная политика. Я не могу сказать что Россия, Казахстан и Белоруссия являются близкими по своей экономической структуре, потому говорить о том, что валютный союз возможен в среднесрочной перспективе, пока не стоит.

«Не думаю, что это хорошая идея»

Юрий Амвросиев, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка:

Не думаю, что это хорошая идея. На примере введения евро, а также нежелания отдельных стран ЕС вступать в зону евро можно предположить, что успешного развития эта инициатива иметь не будет. Иногда единственный возможный и логичный шаг для финансовых властей - это девальвация национальной валюты по отношению другим, что невозможно при единой валюте. Наличие национальной валюты, вместо евро, спасло некоторых членов ЕС от судьбы Греции.

«Единая валюта будет сильнее, чем валюты отдельных стран»

Дмитрий Белов, начальник управления торговли на международных рынках СБ Банка :

Я считаю, что введение единой валюты расширит экономическое пространство России и других государств, входящих в ЕАЭС. Это, безусловно, шаг вперед в интеграции и объединении экономик наших стран. Единая валюта будет определенно сильнее, чем валюты отдельных стран нового союза. Ее введение я считаю абсолютно реальным делом. Зависит это, прежде всего, от политической воли глав государств. В качестве единой валюты, конечно, хотелось бы видеть российский рубль, но это может быть и новая региональная валюта. Тогда для организации единого эмиссионного центра необходимо будет создать общий банк ЕЭК. В случае введения такой единой валюты увеличится количество банковских счетов и банковских операций. Российские финансово-кредитные организации смогут обслуживать клиентов на всем пространстве союза, что расширит географию и спектр банковских услуг. В целом это должно положительно повлиять на российский банковский сектор.

«Последствия введения единой валюты могут быть негативными»

Сергей Наркевич, управляющий по стратегическому анализу Промсвязьбанка:

С одной стороны, внедрение единой валюты помогает снижать валютные риски в торговле между странами – участницами валютной зоны. Однако важным негативным эффектом является, по сути, добровольный отказ каждой из стран от независимой денежно-кредитной политики. В случае России и Казахстана – нетто-экспортеров сырья – монетарная политика может быть унифицирована относительно безболезненно даже с учетом различий в отношении политики обменного курса (в Казахстане курс тенге фиксирован к доллару, а в России курс варьируется в широком диапазоне, и планируется переход к плавающему курсу). Однако в Белоруссии, которая является чистым импортером ресурсов, цели и действия Национального банка могут существенным образом отличаться. С учетом данного противоречия последствия введения единой валюты могут быть даже негативными.

Заявление о перспективах внедрения чего-либо на горизонте более десяти лет ставит под вопрос вероятность его реализации. В реальности это могут быть два варианта: либо российский рубль, либо какая-нибудь новая объединенная валюта по аналогии с евро. С учетом негативных последствий отказа от самостоятельной денежно-кредитной политики и Белоруссия, и Казахстан будут, как могут, противиться использованию российского рубля. Однако перспективы создания общей валюты с единым эмиссионным центром также более чем туманны. Необходимо определиться, каковы будут правила принятия решений, где будет расположен эмиссионный центр, каковы правила ведения монетарной политики, санкции за невыполнение...

«Торопиться явно не стоит»

Иван Копейкин, аналитик БКС экспресс:

В принципе, идея неплохая: уменьшатся расходы на обменные операции, трансакционные издержки. Но вот с реализацией торопиться явно не стоит. На текущий момент экономики стран союза не сильно интегрированы друг в друга, да и существенные риски внутри почти каждой страны присутствуют. Для создания единого необходимо разобраться с частностями, а именно с проблемами в экономиках отдельных стран. Появление единой валюты возможно, но не думаю, что в сжатые сроки. Переход на рублевые расчеты вряд ли заинтересует всех участников нового союза. Поэтому если будет что-то делаться в этом направлении, то, скорее всего, не с рублем. Банковский сектор в этом случае будет перестроен, уменьшатся доходы отдельных организаций в основном от обменных операций, но в целом больших потерь не предвидится.

«Сейчас бизнес не будет готовиться к объединению на базе новой валюты »

Дмитрий Савченко, главный аналитик Нордеа Банка:

Единая валюта - очень далекая перспектива, которая, впрочем, является закономерным шагом в направлении единого экономического пространства. Вероятность появления единой валюты, безусловно, есть, но для этого нужно последовательное сближение экономик. Ну и также следует понимать, что 2025 год – слишком отдаленная перспектива, чтобы сейчас всерьез говорить и готовиться к введению такой валюты. Скорее, единой валютой будет рубль, как валюта самой сильной страны среди экономик территории евразийского экономического пространства. Сейчас бизнес, конечно, не будет готовиться к объединению на базе единой валюты. Если это случится, к тому моменту экономики будет настолько интегрированы друг в друга, что банковский сектор по сути уже будет готов к изменениям, и никаких резких перемен не произойдет.

«Двадцать лет назад мало кто верил в евро»

Игорь Дмитриев, заместитель председателя правления Банка расчетов и сбережений:

Евразийская интеграция - процесс положительный, так как он предполагает и интеграцию валют. Это, безусловно, достаточно сложная работа, но она, по сути, является завершающей стадией в данном процессе. Двадцать лет назад мало кто верил в евро. Сейчас мы видим, что евроинтеграция проходит вполне успешно, несмотря на колоссальную разницу в экономическом положении стран-членов. Исходя из этого, можно предположить, что у ЕАЭС гораздо больше шансов на успех. При этом надо понимать, что на отрезке до 2025 года произойдет как минимум еще один экономический кризис. Как он отразится на этом процессе, предугадать сейчас нереально. Но в итоге, в результате введения единой валюты выиграют корпоративные банки с сильными позициями по обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности.

«Пока это звучит как фантастика »

Мадина Абаева, аналитик инвестиционной компании QB Finance:

Считаю, что в ближайшие 30 лет введение единой валюты маловероятно. Валютный союз будет работать только в том случае, если все его участники равноправны и взаимозависимы плюс экономики должны находиться на одном уровне развития. А в случае Евразийского союза каждый участник, скорее всего, будет тянуть одеяло на себя. Европейское экономическое сообщество было образовано в 1957 году, евро ввели только в 1999 году. Поэтому пока введение единой валюты в Евразийском экономическом пространстве звучит как фантастика.

Валютный союз – это соглашение между странами об использовании в обороте определенной валюты, проведении расчетов в ней.

При заключении такого союза формируется валютная зона, где будут использоваться те денежные единицы, о которых идет речь в соглашении. Самым ярким примером валютного союза последних лет можно назвать Евросоюз.

Существует валютный союз и на территории России. По соглашению 2008 года российский рубль является официальной денежной единицей Южной Осетии, Абхазии.

Формирование валютных союзов: плюсы и минусы

В современных реалиях все шире между странами заключаются между государствами соглашения об использовании в обороте определенных денежных единиц. Рассмотрим возможности и угрозы, которые несет странам формирование валютных союзов: плюсы и минусы таких договоренностей очевидны. Из положительных моментов можно выделить экономическую интеграцию стран в международную экономику, расширение внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности. К отрицательным последствиям можно отнести сокращение самостоятельности государств в проведении валютно-финансовой политики.

Европейский валютный союз

В Европейский валютный союз входят 19 стран ЕС и 9 стран, не использующих евро. Датой его создания можно считать 1 июля 1990 года, когда был отменен валютный контроль и произошла либерализация движения капиталов внутри Евросоюза. 1 ноября 1993 года формирование ЭВС было завершено вступлением в силу Маастрихтского договора. 1 января 2002 года введены в обращение банкноты и монеты евро – единая валюта ЭВС. В настоящее время развитие ЭВС продолжается, формируется единая кредитно-денежная политика. Прис создании ЭВС был допущен ряд ошибок, поэтому сейчас ведется работа по преодолению кризиса, устраняются такие недостатки, как осутствие гибкости кредитно-денежной политики.

Виды валютных союзов

Два или несколько государств могут образовать объединение с закрытыми денежными связями. Существуют такие виды валютных союзов:

  • национальные, в которых кредитно-денежный и политический суверенитет сосредоточен в одних руках, как в Британском валютном союзе, включающем Англию, Уэльс и Северную Ирландию, Шотландию;
  • международные – сотрудничество нескольких независимых территорий, например ЭВС – Европейский экономический и валютный союз.

Территории, входящие в валютный союз, получают стабилизацию курсов национальных валют, снижение транзакционных издержек, развитие экономических связей.

Существующие валютные союзы

В настоящее время работает несколько договоров об использовании общих денежных средств. Крупнейшие существующие валютные союзы:

  • Еврозона;
  • Африканский, включающий 54 региональных и 23 нерегиональных членов;
  • Ямайская валютная система, в которую входят 187 стран;
  • Единая система региональных взаиморасчётов латиноамериканских государств;
  • Валютное соглашение Лихтенштейна и Швейцарии;
  • Долларовая зона;
  • Французское тихоокеанское банковское соглашение;
  • Западноафриканский экономический и валютный союз;
  • Экономическое сообщество стран Центральной Африки;
  • Организация Восточно-карибских государств и другие.

Формальные валютные союзы

Договор об использовании общей валюты – формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости денежных средств во внутренних расчетах. Всего с 1864 по настоящее время действовало 43 таких договора, но 19 из них уже не существуют. В настоящее время планируется создание еще нескольких подобных объединений в разных частях света. Сегодня в мире существуют такие формальные валютные союзы:

  • 3 объединения с расчетной денежной единицей;
  • 15 объединений с денежной единицей в обращении;
  • 6 объединений, включающих непризнанные и частично признанные государства, такие как Турецкая Республика Северного Кипра, Нагорно-Карабахская Республика.

Планируемые к созданию валютные союзы

В настоящее время начат процесс создания нескольких объединений государств для использования общей валюты. Все они должны начать работу до 2020-2025 года, а в настоящее время делают первые шаги к заключению договоров, определению планов введения единой валюты, обсуждению торговых соглашений. Планируемые к созданию валютные союзы:

  • Евразийский экономический союз;
  • Азиатская зона свободной торговли;
  • Восточноафриканское сообщество;
  • Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива;
  • Западно-Африканская валютная зона.

Экономический и валютный союз: закономерности формирования

В декабре 1991 г был определен порядок формирования ЭВС, состоящий из трех этапов. Рассмотрим, как создавался экономический и валютный союз: закономерности формирования и принципы работы. ЭВС предусматривает «четыре свободы движения» - товаров, услуг, капиталов, рабочей силы – и образование единого рынка без границ с координацией макроэкономической политики и введением единой валюты, усиливающей интеграцию хозяйственных систем. ЭВС прошел несколько этапов развития:

  • создание единого рынка;
  • координация политики и сближение основных экономических показателей;
  • ввод единой валюты и создание единого центрального банка.
Совет от Сравни.ру: Почерпнуть знания о деятельности валютных союзов во всем мире можно из открытых источников. Изучение новой информации позволяет нам анализировать финансовое положение в мире, которое отражается на наших финансах.

С ростом влияния биткоина и других альтернативных валют, которые предоставляют возможность проведения финансовых операций с большой степенью свободы, может показаться, что создание мировой валюты – это совершенно новая идея.

Сегодня для этой цели используются новейшие технологии, но идея создания мировой валюты далеко не нова. Обсуждение этой темы в МВФ продолжается в течение многих лет. В 2009 году МВФ опубликовал статью под названием “Альтернативные валюты в рамках посткризисной международной валютной системы”. В статье прослеживается история американского доллара, начиная от Бреттон-Вудской конференции 1944 года, и рассматривается возможность создания резервной мировой валюты на его основе. Затем обсуждаются потенциальные конкуренты доллару США. В ней кратко упоминаются такие валюты как Евро и Юань. Затем рассматривается возможность создания альтернативной валюты с использованием специальных инструментов от МВФ (используется механизм беспроцентных займов и кредитов). Все эти варианты имеют свои недостатки. Но имеется и более интересная концепция создания нового вида мировой валюты. Вот цитата из статьи.

Амбициозным решением является переход к действительно глобальной валюте, которая будет распространяться наряду с действующими валютами всех стран. Она будет соответствовать реальной стоимости и станет независимой от экономических и политических условий. Чтобы реализовать эту идею, необходимо создать глобальное финансовое (монетарное) учреждение, которое станет выпускать мировую валюту в зависимости от экономических условий во всем мире. Такая финансовая система будет способна выступать в качестве глобального кредитора для всех стран. Для этого необходимо создать безупречный бухгалтерский учет, абсолютно точные механизмы управления, что будет способствовать доверию и принятию новой валюты”.

Если мы прочитаем выделенные курсиво предложения в предыдущем абзаце внимательно, то сможем предположить, что речь идет о как раз биткоине или иной альтернативной валюте. Если продолжить чтение, то станет понятно, концепция биткоина не отличается от идеи, заложенной в статье. Там написано о необходимости “создать глобальное финансовое (монетарное) учреждение, которое станет выпускать мировую валюту”. Это больше похоже на GSD, над которым работает Klickex.

Ранее было опубликовано много материалов, в которых говорилось о создании глобальной валюты. Но статья, которая появилась в январе 1988 года, на удивление точно прогнозирует предстоящие события. Интересен еще один факт, в тот период времени идея создания мировой финансовой системы широко не обсуждалась.

Давайте посмотрим несколько интересных цитат из статьи и прокомментируем некоторые из них. При редактировании следующего абзаца мы заменим SDR или Klickex GSD словом “Феникс”.

“В течение тридцати лет, начиная с 2018 года, люди из богатых стран (американцы, японцы, европейцы) а так же из некоторых бедных, будут оплачивать свои покупки в новой валюте. Цены будут котироваться не в долларах, йенах или немецких марках, а в альтернативной валюте, которую можно условно назвать феникс. Феникс займет лидирующее положение в мировой финансовой системе, так как окажется более привлекательной валютой для людей. На этом фоне существующие национальные валюты окажутся причиной многих нарушений в экономике 20 века”.

Таким образом, под идею создания мировой валюты подходят и биткоины. Давайте посмотрим, о чем дальше говорится в этой статье.

“… вскоре после того, как будет подписано соглашение о создании единой валюты, события будут развиваться по известному сценарию. Вся система рано или поздно рухнет. Правительства не готовы подчинить свои внутренние интересы идее международной финансовой стабильности. Обвал обменного курса, изменения в фондовых рынках подорвут доверие к альтернативной валюте. И чем больше пройдет времени, тем серьезнее окажутся последствия. После 2018 года будет наблюдаться постепенный спад интереса к новой валюте, утопия валютного союза станет очевидной”.

Достаточно точный прогноз, где есть начало создания нового финансового инструмента, развитие и постепенный коллапс.Далее идет утверждение, которое будет интересно пользователям биткоинов. Все это было написано еще в январе 1988 года.

“Так как высокие технологии продолжают развиваться, все операции с деньгами будут осуществляться быстрее и с меньшими операционными затратами ”.

Можно еще долго говорить о перспективах биткоина. Но в статье автор говорит о другом. О чем-то большем, чем мировая валюта, такая как SDR (или даже Klickex GSD).

“Экономическая зона феникса будет ограничивать возможности национальных правительств. Уйдет в прошлое такое понятие, как национальная денежно-кредитная политика. Все финансовые инструменты будут принадлежать Центральному банку, которым возможно станет МВФ. Это означает потерю экономического суверенитета. На другой чаше весов стоят преимущества использования альтернативной валюты. Но даже в мире плавно меняющихся обменных курсов, отдельные политики считают, что любое изменение на бирже несет угрозу национальным интересам”.

Теперь мы видим, что мировая валюта формируется Центральным банком, что несет угрозу экономическому суверенитету многих стран. В этом отличие биткоина от прогнозов. Далее в статье говорится.

“Подготовка соглашений по использованию новой финансовой системы феникс приведет к тому, что количество участников на момент подписания будет минимальным. Одновременно, развитие этой системы позволит людям “голосовать кошельками”. Феникс начнет свое существование как коктейль из национальных валют и достигнутых договоренностей. Со временем его противостояние по отношению к национальным валютам уйдет в прошлое, так как люди начнут им пользоваться, и оценят такие преимущества как стабильность, покупательская способность и удобство”.

Пользователи биткоина увидят много общего с фениксом . Но фактически, здесь обсуждаются вопросы, которые намного важнее, чем SDR. Это может быть GSD (Global Stability Dollar), который представила Klickex в прошлом году. Разница в том, что последние две валюты будут регулироваться с помощью банковской системы, с точки зрения экономики, статья была ожидаемой. Но статья 1988 года явно опередила свое время. Это доказывает, что новый вид мировой валюты уже не является инновационной темой для обсуждения. И упоминание о 2018 годе выглядит устрашающе реалистично, так как мы можем наблюдать события, которые разворачиваются сегодня.

В 1989 г. министр финансов Франции Ж. Делор изложил трехступенчатый план валютного объединения Европы. Этот план включал в себя:

  • осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ;
  • учреждение центрального банка ЕС;
  • замену национальных валют единой валютой ЕС.

Реализация первого этапа началась с 1 июля 1990 г. и заключалась в координации валютной политики, унификации внутреннего законодательства, создания общеевропейской системы платежей и Европейского валютного института — прообраза Европейского центрального банка.

В 1992 г. в Маастрихте подписываются Маастрихтские соглашения. В них были сформулированы основные требования к странам — претендентам на вступление в ЕВС по уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита, внутреннему и внешнему государственному долгу.

1 января 1994 г. во Франкфурте-на-Майне создан Европейский валютный институт, целью которого была подготовка создания европейской системы центральных банков. Это ознаменовало начало второго этапа введения общей валюты.

Основные задачи Европейского валютного института:

  • усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;
  • осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

В соответствии с уставом Европейский валютный институт отвечал за проведение следующих мероприятий:

  • разработку основных правил и стандартов бухгалтерского учета в целях составления консолидированной отчетности европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) как для внутренних, так и для внешних пользователей;
  • подготовку теоретических основ построения ЕСЦБ и организацию коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;
  • определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС.

В 1995 г. стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 г. единой валюты для ряда стран ЕС. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья»:

  • не должен превышать 3% ВВП;
  • должен составлять менее 60% от BBП;
  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС;
  • на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран — членов ЕЭС (±15%);
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах.

Без выполнения этих жестких условий переход на единую валюту бесполезен. В противном случае начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее развитые, следствием чего будет обесценение евро и в перспективе — угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Участники Совета решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев, это звучало слишком по-французски). Евромарка также не прошла, поскольку возмутились французы. Остановились на евро, как на наиболее нейтральном варианте.

Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта стран ЕС. В декабре 1996 г. Европейский валютный институт представил публике дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002 г. Заключительными шагами на пути к образованию европейской системы центральных банков стали:

  • принятие в 1997 г. Пакта стабильности и роста, определяющего бюджетную дисциплину стран — участниц ЕЭВС (дополнения к Пакту были представлены в мае 1998 г. в Декларации Совета Европы);
  • определение 2 мая 1998 г. состава государств — участников ЕЭВС. вводящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую валюту.

В число стран, вводящих евро, вошли 11 из 15 государств Европейского союза: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Однако Великобритания, Дания и Швеция отказались ввести евро. Экономическое положение Греции в тот период не соответствовало критериям введения евро; Греция ввела евро с 1 января 2001 г.

25 мая 1998 г. правительства 11 стран-участниц утвердили Президента, вице-президента и четырех членов исполнительной дирекции Европейского центрального банка (ЕЦБ). Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998 г., и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а следовательно, и европейской системы центральных банков. С момента основания ЕСЦБ Европейский валютный институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации. Проделанная им значительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается европейской системой центральных банков.

Третий, завершающий этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с 1 января 1999 г. в условиях функционирования европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Первым Президентом ЕЦБ стал голландец В. Дуйзенберг, который с 1997 г. возглавлял Европейский валютный институт. Профессор Колумбийского университета Р. А. Манделл, выдвинувший в 1961 г. теорию оптимального валютного пространства и прослывший абстрактным теоретиком, удостоен Нобелевской премии по экономике за 1999 г.

Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике конца XX в. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на единую европейскую валюту преследуют экономические, социальные и политические цели. Логичным продолжением деятельности ЕЭВС становится превращение территории Европейского союза в единое экономическое пространство, в границах которого экономические субъекты стран-участниц будут иметь равные условия деятельности.

Замена национальной валюты на евро позволяет добиться снижения затрат на производство в реальном секторе экономики. Стабильные и невысокие процентные ставки — не только способ подавления инфляции, но и важнейшее условие подъема экономики стран.

На протяжении 90-х годов только из-за колебаний курсов национальных валют страны ЕС ежегодно недосчитывали 0,5% объема прироста ВВП и теряли тысячи рабочих мест. Подобная ситуация не могла способствовать решению проблемы безработицы, которая в целом по ЕС достигала 11%, в то время как в США и Японии — 5,5 и 3,5% соответственно. Общая валюта позволяет инвесторам значительно снизить валютные риски при оценке эффективности проектов, а для проектов в зоне евро не учитывать их вообще. Это приведет к увеличению количества рентабельных проектов и, следовательно, к снижению безработицы. В Германии, например, она может сократиться с 9 до 8%, что эквивалентно появлению 400 тыс. новых рабочих мест.

Прогнозируемый ЕС экономический подъем должен способствовать повышению конкурентоспособности европейской продукции на мировом рынке. Решение этой проблемы позволит странам Западной Европы упрочить свои позиции на международном рынке разделения труда и строить свои отношения с США, Японией и странами Юго-Восточной Азии на качественно иной основе. Евро позволяет в значительной степени экономить на издержках обращения национальных валют. Существование различных валют ежегодно обходилось предприятиям европейских стран в 20-25 млрд ЭКЮ, включая расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета операций с валютами стран ЕС, страхованием валютных рисков, обменными операциями, составлением прейскурантов в различных валютах и т.д.

Ввод общеевропейской валюты предусматривался поэтапно.

Первый этап. В мае 1998 г. Европейский совет определил 11 стран — участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в зону евро на первом этапе. Европейский валютный институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк. В 1998 г. Совет управляющих Европейского центрального банка одобрил проекты монет и банкнот будущей общеевропейской валюты.

Второй этап начался с 1 января 1999 г. и продлился до 1 января 2002 г. ЭКЮ — расчетная единица Европейского союза — упразднена, и ей на смену введена новая общеевропейская денежная единица — евро. Все ссылки на ЭКЮ в юридических документах заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 г.).

Европейский центральный банк и национальные центральные банки стран — участниц ЕЭВС всс счета ведут в евро, всс межбанковские расчеты и операции рефинансирования также проводятся в евро. С 1 января 1999 г. в евро проводятся операции на финансовых рынках и эмиссия государственных ценных бумаг.

В безналичных расчетах внутри стран — участниц «зоны евро» до 1 января 2002 г. евро использовались наравне с национальными валютами. Специальные процедуры пересчета изымаемых национальных валют в евро позволили избежать курсовой разницы из-за погрешностей округления. Банки стран — участниц ЕЭВС в период параллельного хождения осуществляли конверсию национальных валют в евро (и обратно) без взимания комиссии и предоставляли выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте.

Курс каждой валюты был рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей отдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к ЭКЮ, кросс-курсы валют стран ЕЭВС и т.д. Предварительные курсы были объявлены в начале 1998 г., а окончательные стали известны I января 1999 г. и оставались неизменными до 1 июля 2002 г., когда национальные валюты полностью прекратили хождение.

Были установлены следующие курсы конвертации национальных валют одиннадцати стран-участниц в евро:

  • Австрийский шиллинг 13.76030
  • Бельгийский франк 40.33990
  • Голландский гульден 2.203710
  • Ирландский фунт 0.787564
  • Испанская песета 166.38600
  • Итальянская лира 1936.21000
  • Люксембургский франк 40.33990
  • Немецкая марка 1.95583
  • Португальский эскудо 200.48200
  • Финская марка 5.94573
  • Французский франк 6.55957

Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные соглашения между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляет инициативу.

Начала работу международная платежная система ТАРГЕТ (TARGET), объединяющая национальные системы обработки платежей в реальном масштабе времени (RTGS). В июле 1999 г. после необходимой технической подготовки начались производство евробанкнот и чеканка евромонеты.

Третий этап. На третьем этапе, начавшемся 1 января 2002 г., выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продолжалось с 1 января по 30 июня 2002 г.; при этом каждая страна самостоятельно определяла сроки параллельного хождения национальной валюты. С 1 июля 2002 г. евро является единственным законным средством платежа на территории стран-участниц.

Четвертый этап начался 1 июля 2002 г., когда прекратились все расчеты в национальных валютах стран — участниц ЕЭВС. Оставшиеся на руках у населения суммы в национальной валюте могут быть беспрепятственно обменены на евро в течение длительного периода времени в любом банке. Но только в банке — из платежного оборота национальные валюты выведены полностью.

Введение наличных евро с 1 января 2002 г., по мнению стран- участниц, было успешным, несмотря на то что в первый день в евро была проведена относительно небольшая доля сделок (в среднем 20%, в Италии — 10%). К 18 января 2002 г. этот показатель возрос уже до 85%. Основными проблемами были отсутствие денежных машин в Австрии, отсутствие должной подготовки у итальянских банков и общая тенденция по всей Европе использовать ситуацию для увеличения цен. В мае того же года министр финансов Германии признал, что переход к евро вызвал рост цен. В июне специальная комиссия провела обследование 12 700 человек и установила, что из числа опрошенных 68,8% (в Испании — 80%) считают, что цены увеличились в результате перехода на единую валюту. Наиболее «злостными» нарушителями признаны кафе и рестораны (цены на муку возросли на 10%). Организация потребителей Франции оценила рост цен на уровне 10%. В сентябре правительство Греции поддержало забастовку потребителей в знак протеста против роста цен на ряд основных потребительских товаров (например, оливковое масло) на 10-12%.

Имелись определенные проблемы с качеством банкнот и разменной монеты. Например, монеты, изготовленные в одной стране, не всегда опознавались машинами по пересчету и торговыми автоматами в другой; во многих торговых автоматах принимались тайские (Таиланд) разменные монеты. Была отмечена эмиссия некачественных, не соответствующих стандарту банкнот (например, без специальной голограммы).

Сегодня Европейская валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты — евро, с децентрализованной эмиссией на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран — членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики.

ЕВС — валютная система группы стран, входящих в Евросоюз (ЕС). Членство в ЕС вовсе не предполагает автоматического участия в ЕВС. Членами ЕС являются 27 европейских стран: с 1 января 2007 г. в ЕС приняты Болгария и Румыния. Наиболее бурно ЕС расширялся в 2004 г., когда в Евросоюз вошли сразу 10 стран, включая Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Чехию и Словакию. Членство в ЕС отнюдь не предполагает автоматического участия в

ЕВС. Для вступления в зону евро страны обязаны соответствовать уже упоминавшимся критериям «финансового здоровья».

Рис. 2.1. Карта зоны евро 8 2006 г.

В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Европейского союза (ERM I): Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Словении, Финляндии, Франции.

В механизме формирования валютных курсов (ERM II) принимают участие Дания, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам всту пления в ЕВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства.

Вероятность вступления в ЕВС будет зависеть от степени и скорости конвергенции стран — претендентов в экономики ЕС. До вступления в зону евро страны-кандидаты должны участвовать вERM II не менее двух лет. Жесткая привязка национальных валют стран-претендентов к евро должна, в принципе, облегчить проведение структурных реформ в национальной экономике. Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него. Прежде всего, это сохраняющиеся различия в уровне экономическою развития, в налоговой и бюджетной политике, в трудовом законодательстве. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией.

За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны — члены зоны евро несут коллективную ответственность. Однако при вхождении в еврозону страны деноминировали свои национальные внешние и внутренние долги вевро. Больше нет таких понятий, как задолженность в лирах, франках или дойчмарках. Это внутренний и внешний долг в евро. Однако за обслуживание этих долгов отвечают отдельные страны. Например. Италия может обанкротиться (как штат Калифорния в 2003 г.), если инвесторы перестанут верить в ее способность обслуживать долг. Этот факт в первые годы функционирования евро был хорошо известен финансистам. Однако в дальнейшем коллективная ответственность стала все в большей степени превалировать над индивидуальной. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы.

При проведении в Швеции в 2003 г. референдума по вопросу вхождения в зону евро большинство населения высказалось отрицательно. В Великобритании продолжаются дискуссии, и на каждый довод «за» имеется не менее веский довод «против».

Теория оптимального валютного пространства

Современные процессы формирования валютных зон и объединений находятся в русле теории оптимального валютного пространства, созданной лауреатом Нобелевской премии (1999 г.) Р. Манделлом. В 1961 г. он теоретически обосновал возможность и целесообразность отказа группы стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Эта теория стала основой формирования европейского экономического и валютного союза.

Под оптимальным валютным пространством понимается группа государств, которые пришли к соглашению проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики — развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие свободному движению капитала между этими странами, обеспечение устойчивого экономического роста.

В соответствии с этой теорией для создания оптимального валютного пространства необходимы следующие условия:

  • наличие политической воли. У стран Западной Европы такая воля имелась. Хронология интеграции с 40-х и до начала 90-х годов XX в. подтверждает последовательное и неуклонное движение к сближению государств. За полвека страны Европейского союза прошли в сфере валютно-финансового сотрудничества многотрудный путь от замкнутых неконвертируемых национальных денежных единиц к единой валюте, способной потеснить доллар США на мировых рынках;
  • свободное движение товаров и факторов производства между странами. В странах Западной Европы правительства уделяли особое внимание поддержанию высокой динамики взаимною торгово-экономического сотрудничества, проводя политику либерализации торговых отношений, создавая благоприятные условия для перелива капиталов и передвижения рабочей силы;
  • активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых ликвидных валютных рынков. В странах Западной Европы взаимный товарооборот в основном осуществлялся в национальных валютах, и в них же проводилась существенная доля внешнеторговых операций. Так, в середине 90-х годов крупнейшие страны ЕС (Германия, Великобритания. Франция, Италия, Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40-50% импорта;
  • обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу , в том числе с помощью механизмов ограничения взаимных колебаний курсов. Страны Западной Европы продвигались к решению этой задачи в течение 25 лет: сначала в рамках «валютной змеи», потом с помощью механизма обменных курсов Европейской валютной системы и, наконец, в формате валютного союза.

Оптимальное валютное пространство существенно отличается от валютного союза с единой валютой. По сравнению с валютным союзом единое валютное пространство обладает значительно большей гибкостью, его легче создать, и оно требует меньших предварительных условий:

  • в рамках единого валютного пространства одновременно действует несколько сильных валютных центров, которые координируют деятельность между собой;
  • в рамках единого валютного пространства создаются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений. Это общие программы для стран, входящих в такое пространство. Благодаря этому механизму государства-участники получают возможность сообща противостоять финансовым кризисам, вызванным внешними причинами;
  • внутри единого валютного пространства происходит сближение систем торговли валютой (при существовании нескольких центров торговли, деятельность которых постоянно координируется), что позволяет значительно улучшить условия для развития взаимной торговли.

Теория оптимального валютного пространства, подтвержденная практикой, является теоретической базой разработки концепций валютно-финансовой интеграции других региональных объединений.

ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ, высшая форма валютной интеграции в виде региональной валютной системы, основанной на единой валюте, одном эмиссионном центре, обеспечивающем проведение единой денежно-кредитной и валютной политики. Этому определению полностью соответствует валютная система, созданная в рамках Европейского союза на основе новой региональной международной валюты - евро. Валютный союз в Западной Европе - неотъемлемая часть экономического союза. Экономическое сближение стран ЕС до того как валютный союз начал функционировать в 1999 году, продолжалось более 50 лет. В этом процессе определяющую роль играли и играют наднациональные органы, координирующие экономическую и валютную конвергенцию стран - участниц этого интеграционного объединения. Созданию валютного союза предшествовали постоянное тесное взаимодействие национальных центральных банков и других органов, осуществляющих экономическую и финансовую политику, создание общих правовых норм, введение единых стандартов в производстведственной и социальной сферах, отработка элементов валютной «модели» от жёстко фиксированных курсов валют между странами-участницами до введения единой валюты.

Термин «валютный союз» применяется и в других региональных объединениях, которые в отличие от ЕС не являются интеграционными группировками в полном смысле слова. В этих случаях взаимодействие стран ограничивается областью взаимных расчётов, однако здесь отсутствует единая валюта. Примерами таких систем расчётов могут служить валютный союз стран Латинской Америки и Африки. В 1964 году был создан Центральноамериканский валютный союз (в него входят Гватемала, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор). Высший орган союза состоит из президентов центральных банков этих стран. Стоящий во главе этой группировки совет призван посредством регулярных консультаций содействовать развитию координации монетарной и кредитной политики. Система расчётов функционирует на основе совместной валюты - центральноамериканского песо, приравненного к доллару США. Каждый национальный центральный банк валютного союза предоставляет другим членам кредит на покрытие дебетового сальдо по взаимным операциям в определённой сумме и на определённый срок. Фактически - это многосторонний валютный клиринг стран-участниц.

Валютный союз Центральной Африки возник на базе участия ряда африканских стран в зоне французского франка. В 1972 году члены союза заключили соглашение с Францией о валютном сотрудничестве, которое предусматривало создание регионального эмиссионного института - Банка государств Центральной Африки (БГЦА). Основная функция этого банка - эмиссионная деятельность. Его банкноты и монеты имеют единый для всех стран союза образец. Наряду с эмиссией этот банк выполняет кредитные функции в отношении правительств стран-участниц и частного сектора. Денежные единицы банка выражены во франках КФА (франк финансового сотрудничества в Африке). БГЦА осуществляет валютный контроль в данной валютной группировке. Страны-участницы (Габон, Камерун, Конго, Чад, ЦАР) обязались согласовывать свою валютную политику и приняли единые правила, определяющие выпуск общей денежной единицы, контроль за внешними расчётами и общими валютными резервами, организацию банковского дела и кредитования экономики. БГЦА кредитует местные банки, предприятия и национальные казначейства стран-членов путём переучёта векселей, устанавливая каждой стране максимальную сумму кредитов.

Особый случай валютного союза - союз стран СЭВ (1949-91), создавший механизм многостороннего клиринга с расчётной единицей - переводным рублём и учредивший международный банк, который должен был осуществлять перевод денег со счёта одной страны на счета других стран - членов СЭВ. Переводной рубль не конвертировался в твёрдые валюты. А его конверсия в национальные валюты создавала серьёзные проблемы. Из расчётно-учётной единицы переводному рублю так и не удалось превратиться в полноценную международную валюту.

Лит.: Новая единая европейская валюта евро (программа ТАСИС МГУ имени Ломоносова). М., 1998; Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под редакцией Л. Н. Красавиной. 3-е изд. М., 2005.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...