Нужны ли карманные деньги детям — за и против. Карманные деньги: «за» и «против


Карманные деньги детям: давать или нет? Нужны ли детям карманные деньги, чтобы не вырастить маленького вымогателя?

Одни родители считают, что детям не нужны карманные деньги, другие же поинтересуются — с какого возраста ребенок нуждается в личных средствах?

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы ни разу не заводил разговор со своим отпрыском на финансовую тему. Мы готовим детей к самостоятельной жизни, учим писать и читать. Но не менее важно привить бережное отношение к деньгам и другим материальным ценностям, уметь рассчитывать свои возможности.

Зачем детям нужны деньги?

Психологи отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы чувствовать свою значимость, полноценной личностью. Если у детей нет возможности, хотя бы изредка самому покупать себе желаемое, то они будут испытывать частые отрицательные эмоции. Это может послужить причиной появления жадности, зависти и комплекса неполноценности. Родители, которые являются противниками карманных денег, читают, что дети не умеют распоряжаться деньгами и все необходимые покупки должны делать взрослые. Дети еще не в состоянии сделать правильный выбор, поэтому нужно эту ответственность переложить на себя. К тому же, если часто давать средства на карманные расходы, даже если это незначительные суммы, то такие дети становятся капризными и избалованными, которые не смогут критично относиться к своим желаниям.

Противники карманных денег придерживаются мнения, что когда дети становятся взрослыми, то самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, ставят в пример американский опыт. Богатые родители не дают своим чадам ни копейки денег, заставляя работать посыльными или курьерами. Таким образом, дети узнают настоящую ценность денег.

У сторонников одной и другой точки зрения есть доля правды. Конечно же, можно и не давать ребенку карманные деньги, а всю инициативу по удовлетворению его желаний взять исключительно на себя. Этим вы покажете свою власть и авторитетность. Но в то же время, кроме зависти, обиды и жадности, появиться привычка во всем полагаться на вас.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Регулярно давать средства на карманные расходы. Сперва дите будет чрезмерно счастлив (правда, со временем этот восторг будет не столь выраженным), и это, возможно будет способствовать становлению самостоятельности. Но не исключено, что спустя время вы пожалеете о своем решении, когда ваше чадо превратится в избалованное существо. Поэтому каждый родитель должен сам решить стоит ли давать детям карманные деньги.

Когда можно давать детям карманные деньги

Если ребенок понимает, что деньги нужно зарабатывать и на это уходит немало труда и времени. В случаях, когда родители с раннего детства рассказывают детям о своей работе, то уже к начальным классам школы может возникнуть такое понимание.

Если ваш отпрыск знает и может внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет за них приобрести. Не важен конечный результат: будет ли он покупать себе жвачки и конфеты или будет складывать деньги в копилку. Главное, чтобы он понимал, зачем ему нужны деньги.

Когда дети самостоятельно делают покупки в магазине. Прежде чем выдавать деньги на карманные расходы, проверьте, умеет ли он совершать покупки для дома, не забывает ли сдачу в магазине.

Когда не стоит выдавать карманные деньги

Когда дети не имеют представления, что такое зарплата и как ее зарабатывают родители. Причем такими наивными могут дети не только обеспеченных родителей, не знающие истинную цену деньгам, но и дети, родители, которых зарабатывают мало, но стараются, что их ребенок не замечал, как тяжело достаются деньги.

Детям с плохим поведением, которые умеют врать, не держат обещания, личные средства только усугубят ситуацию. Они считают, карманные деньги должны выдаваться просто так, по их желанию, а не за заслуги.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.

Лошакова Мария

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение ………………………………………………………………2

Из истории денег ……………………………………………………… ..3

Что такое карманные деньги …………………………………………… 4

Результаты опроса ……………………………………………………….. 7

Заключение ……………………………………………………………... 10

Литература ……………………………………………………………..…..11

Приложение …………………………………………………………….… 12

Введение

Трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних “свои” деньги появляются раньше, у других позднее.

Зачем мне деньги? Чтобы покупать чипсы и колу, отдать долг, и смотря сколько денег,: можно купить компьютерную игру или сходить с ребятами в кино, или купить что-нибудь необходимое на данный момент.

Говорить о деньгах в нашем обществе не слишком-то принято. Особенно с детьми. Однако, как бы родителям ни хотелось иногда верить в обратное, сами дети о деньгах думают. И немало. Рано или поздно все родители задумываются о том, что подросшему ребенку уже недостаточно покупок, сделанных во время совместных походов в магазин, - ему нужны собственные, "отдельные", деньги. Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.

Я решила разобраться, что думают мои сверстники и родители о карманных деньгах, хорошо это или плохо, нужны ли они и какие бывают системы «денежного воспитания» , поэтому цель моей работы исследование понятия «карманные деньги» и его положительных и отрицательных сторон.

Задачи:

Узнать историю денег;

Выяснить, что означает термин « карманные деньги»;

Выяснить какие системы выдачи карманных денег существуют;

Узнать общественное мнение по поводу наличия карманных денег у

Детей.

Из истории денег

Деньги - специфический товар , который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.

Точно неизвестно, когда появились первые деньги. Самому древнему упоминанию о них 4500 лет. Клинописный текст на глиняной таблетке из Двуречья (юг современного Ирака) сообщает о платеже в виде обусловленной меры серебра. Позже во многих древних государствах металл определенного веса или меры стал выполнять функцию денег, что привело к появлению монет.

Какими были деньги? В роли денег в разные времена выступали каменные диски, служившие жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре. Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства. Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.

Монеты - металлические пластинки с рисунком. Первые монеты были изготовлены в 7 в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия (ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.

Примерно в это же время в Китае начали чеканить монеты из железа. 910 г. В Китае начат массовый выпуск денег из бумаги. Банкноты -это просто листки бумаги. 1440 год. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, который предназначался для изготовления книг. Однако в скором времени было предложено использовать его для печатания бумажных денег - их выпуск стал более быстрым и менее затратным. Ранее принцип печатного станка для печати денег использовали китайцы, однако об этом европейцы, судя по всему, не знали.

1768 (1769) год – выпущены первые русские бумажные деньги (по преданию, из старых дворцовых салфеток и скатертей). Манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 г. (по старому стилю) был основал "Променный Банк", переименованный позднее в "Ассигнационный Банк", который выпустил одновременно в своих двух отделениях – Санкт- Петербургском и Московском первые ассигнации номиналом в 25, 50, 75 и 100 рублей.

Что такое карманные деньги?

Начну с определения, что же такое карманные деньги. Карманные деньги – это определенная сумма, которая находится в полном распоряжении ребенка. Цель карманных денег - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Если у него ограниченная сумма, то это вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Сколько денег получают дети в западных странах? Результаты исследования зарубежных специалистов показали, что Британские родители не спешат учить детей обращению с деньгами - чтобы не лишать их детства. Но все равно дарят копилки и предлагают откладывать туда фунты, например, из карманных денег. Большинство родителей в Англии (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. В среднем дают £5-10 ($8-15,5) в неделю, а подростку - £20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им заработать у них же. Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить так называемый родительский сбор - 10% от своей зарплаты.

Детям-шведам деньги на карманные расходы дает государство! В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители, а потом они сами могут получать их до 20 лет. Но при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать. В среднем маленькие шведы с 6-7 лет получают 20-45 крон ($3-6) в неделю. При этом детям не приходится тратиться в школе. Потому что школьное питание - бесплатное. А в самой школе и возле нее ничего не продается.
Когда дети вырастают из своей одежды, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать одежду, игрушки и другие личные вещи. Шведы стараются как можно раньше научиться зарабатывать и стать самостоятельными в финансовом смысле. Подростки часто подрабатывают тем, что устраивают дискотеки. Более того, уже с 15 лет они могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят более «щадящие» налоги. Еще детей с ранних лет приучают жертвовать на благотворительность.
Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за поцелуи! В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1-2 лиры ($0,5-1), дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу. А свои карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10-30 лир ($5,5-16).
Турецкие родители с детства прививают детям серьезное отношение к деньгам. Папы частенько водят своих сыновей к себе на работу, чтобы показать, как нелегко достаются деньги, поэтому их нужно ценить. Даже очень обеспеченные семьи настраивают детей на то, чтобы они старались поступать в бесплатное учебное заведение, если же за учебу ребенка надо платить, то родители требуют, чтобы он хорошо учился. Подрабатывать же турецкие школьники начинают в 15-16 лет. Но при этом родители все равно продолжают их финансово опекать.
Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям. Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей. Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями». Так, чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9-10 лет), ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку.
Младшим школьникам дают «на карман» $5-10 в неделю, а подросткам - около $15. Этих денег хватает и на школьный обед, и на разные безделушки. Если же на них хочется купить что-то более дорогое, то родители не будут докладывать недостающую сумму, а предложат ребенку ее накопить или заработать.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом.

Результаты опроса

Чтобы выяснить, как относятся к карманным деньгам мои сверстники и родители, я провела среди них анкету. В анкетировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов и их родители. Вопросы анкеты приведены в Приложении 1. Нужно сразу отметить, что большинство ответов родителей и детей совпали.

На вопрос «Как часто вы выдаете детям деньги?» большинство родителей и детей ответили « по мере необходимости» - 89%, «регулярно» - 8%, «не выдают» - 3%. «С какого возраста детям необходимо выдавать карманные деньги?» - 84% ответили, что с первого класса, 16% - в 5-6 классе. Родители считают, что сумма должна зависеть от возраста ребенка, от доходов семьи. Большинство родителей контролируют расходы своих детей, а вот дети считают, что родители не должны этого делать (Приложение 2). На вопрос «Должны ли дети зарабатывать деньги?» родители ответили «да» - 85%, « нет» - 15%, в качестве «работы», по мнению родителей, могут выступать заработанные оценки, работа по дому. Дети ответили на этот вопрос «да» - 64%, « нет» - 36%. Чаще всего карманные день учащиеся тратят на сладости, газировку, чипсы, обеды в столовой, необходимые мелочи, пополняют счет телефона, лишь 23% откладывают деньги, чтобы купить какую-то вещь или потратить на подарки родителям, друзьям.

Основные аргументы, которые приводили родители против:
ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами,
слишком много внимания денежным вопросам – будет жадным, алчным,
если регулярно снабжать деньгами – станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания,

Не зарабатывает – не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое,
носить с собой деньги сейчас просто опасно – зависть других детей, могут отнять или даже побить.

Аргументы за:
ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги – родителей, друзей, одноклассников,
пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет – наделает ошибок, так под родительским присмотром и с малыми потерями,
если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег.

Аргументы детей за карманные деньги

Всегда можно купить то, что тебе нужно, и не просить родителей;

Приучают к самостоятельности, планированию.

Аргументы против: 50% опрошенных ответили, что не видят никаких отрицательных сторон, остальные назвали жадность, зависть.

Из проведенной анкеты можно выделить несколько схем, по которым родители выдают деньги своим детям. Я попыталась проанализировать каждый из них и определить плюсы и минусы каждой схемы.

схема

достоинства

недостатки

Фиксированная (когда деньги выдаются определенной суммой на месяц или неделю)

Появляется возможность распоряжаться деньгами, планировать свои траты, есть возможность моделировать

« взрослые» отношения: откладывать деньги, планировать траты.

Может появиться увлечение к накопительству, ребенок может стать жадным скрягой.

Деньги по заявке

(деньги выдаются по просьбе ребенка)

Спокойное отношение к наличию денег и их отсутствию, деньги не становятся сверхцелью.

Ребенок не может распоряжаться деньгами сам: ему выдают сумму на определенную покупку.

Зарплата (деньги выдаются за какую-то сделанную работу)

Зарплата может быть стимулом для учебы, работы. Поскольку ребенок сам зарабатывает, то он понимает ценность заработанных денег

Может оказаться так, что ребенок будет требовать деньги за любую работу, может стать расчетливым и жадным.

Заключение

Проведенные мною исследования показали, что дети в России на карманные расходы получают сумму значительно меньшую, чем их сверстники из зарубежных стран. Основным источником дохода детей являются родители. Большинство опрошенных детей признали, что просят деньги у родителей сами. Очевидно, что система регулярных выплат в России еще не сложилась.

В современном мире без денег не обойтись. И если ребенок начинает учиться строить свои отношения с деньгами с детства в этом можно увидеть много положительных сторон. Карманные деньги приучают детей к самостоятельности, умению планировать, строить «взрослые» отношения. Но в то же время отсутствие контроля со стороны родителей может привести к тому, что дети могут стать жадными, алчными и могут думать, что все можно купить за деньги.

Согласно анкете, большинство детей расходует карманные деньги на сладости, газировку и жвачку. В целом же диапазон детских увлечений может быть очень широким.Все эти увлечения, разумеется, оплачиваются родителями и зависят от суммы, выдаваемой на руки, и детских пристрастий. Идеальных схем для выдачи карманных денег нет, у каждой есть, на мой взгляд, свои положительные стороны и свои недостатки. Но родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому.

Для маленького ребенка деньги - это волшебные золотые ключики. С их помощью можно открыть потайную дверцу, за которой рассыпаны предметы их желаний. Подрастая, ребенок учится правильно обращаться с этими ключами. Учиться этому все равно придется, и именно родители должны стать для него главным примером.

Литература

1.Деньги., Википедия.,[интернет ресурс], //http://ru.wikipedia.org/wiki

2. На что школьники тратят карманные деньги., [электронный ресурс] :/РИА-новости/, http://ria.ru

3. Свиридов, Д.Почему детям не нужно выдавать карманные деньги? [электронный ресурс] :Д.Сивридов./ Школа жизни// Познавательный журнал//, http://shkolazhizni.ru
4.Скарлощ, С.Воспитание по расчету.[текст]://Русский репортер/ № 8.,2010., с.74

5. Шуманская, Т.З.Карманные деньги [электронный ресурс]:Т.З. Шуманская, Е.С. Сапожникова. -

Изучение финансовой грамотности не возможно без практического применения получаемой информации.

Согласитесь, как можно изучать функции денег, не имея возможности ими распоряжаться. Или, например, как можно привить основы финансовой грамотности подростку, привить основы экономного и расчетливого расходования денежных средств, не давая при этом возможность тратить деньги самостоятельно.

И даже если подросток тратит выданные ему деньги на всякую «ерунду», он уже получает свой первый жизненный опыт в огромном мире финансов.

Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, обсудим, нужны ли карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков.

Откуда берутся карманные деньги у детей

Чем старше становится ребенок, тем большую потребность в независимости от родителей, в том числе финансовой независимости, он испытывает.

Конечно, пока ребенок учится в школе, у него нет возможности полноценно зарабатывать свои собственные деньги. Да и труд малолетних детей в нашей стране запрещен. А в отношении труда подростков существуют достаточно серьезные ограничения, от продолжительности такого труда, до вида работ, которые может выполнять подросток.

Поэтому, практически единственным источником денежных средств, которые могут появиться у подростка, - это деньги, которые ему дают родители или родственники.

В большинстве случаев, конечно, это подарки на день рождения либо крупные праздники. Но некоторые родители также дают своим детям небольшие денежные средства «просто так» на мелкие расходы. Кто – то дает деньги раз в неделю, кто – то раз в месяц. Но именно эти деньги, данные «на мелкие расходы», и принято называть карманными деньгами.

Зачем ребенку карманные деньги

Быстро меняющийся мир финансов, требует способности быстрой адаптации к новым реалиям и условиям жизни человека.

Давно ли мы с вами получали заработную плату, выстаивая очереди в кассу предприятия, расписываясь в зарплатной ведомости? А сегодня заработанные нами деньги в день зарплаты поступают на банковскую карту, освобождая нас от необходимости ожидания своего часа возле кассы предприятия.

Давно ли мы платили за коммунальные услуги, стоя в очереди в сберкассе? Сегодня достаточно нескольких секунд, и наш платеж, посредством мобильного банка, будет проведен.

Можно привести многочисленное количество примеров развития прогресса именно в мире денег и финансов. От банка на ладони до проведения платежей бесконтактным способом. О том, какие бывают виды банковских карт, зачем нужна и как пользоваться виртуальной банковской картой, читайте на нашем сайте сайт.

Да и прогресс не стоит на месте – развитие чипов, блокчейн – технологий с каждым годом упрощают процессы денежных платежей.

Но согласитесь, пока мы на личном опыте, или руками не попробовали все эти технические новинки, мало кто из нас понимал, как это работает. Да еще и многие люди, особенно люди преклонного возраста, сильно противились необходимости получения своих денег не наличными деньгами, а на маленькую пластиковую карточку.

Наши бабушки до сих пор предпочитают получать пенсию бумажными деньгами, как говорится «на руки», категорически отвергая саму идею получать пенсию «на карточку».

У наших детей то же самое. Пока они на личном примере не попробуют, что такое деньги, для чего они нужны, и как ими можно распоряжаться, даже путем проб и ошибок, включая нецелесообразное использование денег, они не поймут и основ финансовой грамотности.

Таким образом, основная причина, по которой детям необходимо давать карманные деньги – это необходимость получения личного опыта обращения с деньгами. С настоящими деньгами, которые подросток может тратить на свои нужды и не отчитываться за эти деньги перед родителями.

Конечно, наличие у подростка карманных денег имеет свои плюсы и минусы. Это также необходимо понимать.

Плюсы или преимущества карманных денег у подростков

  1. Получение своего личного опыта в мире финансов. Подросток, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются. Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, - умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, - это первый шаг к богатству завтра.

  2. Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.

  3. Повышение своего социального статуса перед сверстниками. Подросток, имеющий собственные деньги, выглядит гораздо старше и более продвинутым в глазах своих сверстников, что позволяет ему обрести некий авторитет в собственном классе или среди друзей. Немаловажное значение имеет и возможность пригласить в кино или в клуб подругу.

  4. В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.

Минусы карманных денег у подростков


Несмотря на многочисленные очевидные плюсы карманных денег у детей, существуют и негативные стороны.

  1. Постоянное наличие денег в кармане ребенка, особенно если вы даете слишком много денег, может привести к тому, что ребенок перестанет их ценить, воспринимая как должное. На самом деле, такая ситуация нивелируются, если у ребенка будет возможность зарабатывать деньги самостоятельно.

  2. Использование карманных денег на вещи, которые не одобряются родителями (сигареты, постоянные хождения по клубам, слабоалкогольные напитки, тоники и т.п.). Через это проходят все подростки (правда, об этом знают далеко не все родители). Бороться с таким можно только путем бесед и объяснений. Желательно на реальных цифрах. Например: за этот месяц мы дали тебе на карманные расходы 1 000 рублей. Ты их истратил на посиделки в игровом клубе. А тем временем, если бы ты откладывал эти деньги, то за пол – года можно было накопить 6 000 рублей. А на эти деньги можно было бы купить очень даже приличный телефон. Но ты предпочел сидеть с друзьями в клубе.

  3. У ребенка деньги могут отобрать более старшие или сильные сверстники. Главное, что - бы ребенок не боялся вам об этом рассказать. А что сделать с вымогателями, я думаю, вы и сами знаете. Еще один способ – не давать сразу много денег, выдавайте понемногу, например, один раз в неделю.

Правила выдачи карманных денег

Если вы для себя решили, что вашему ребенку необходимы карманные деньги, а также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос финансово грамотным человеком, при выдаче карманных денег необходимо соблюдать несколько несложных правил.

  1. Выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней. Нерегулярная или, что еще хуже, эпизодическая выдача денежных средств не приведет к желаемому эффекту, и не станет начальным этапом для обучения ребенка финансовой грамотности.

  2. Ваш ребенок должен понимать, зачем и для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Также он должен знать, что за эти деньги ему не нужно отчитываться перед родителями.

  3. Объясните ребенку, что деньги, полученные на карманные расходы, он может не только тратить на свои личные нужды, но и копить на любую вещь, которую хочет иметь ребенок.

  4. Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания. Не важно, какой проступок совершил ваш ребенок, ни в коем случае нельзя наказывать его полной отменой карманных денег. Можно снизить сумму выдаваемых денег, или не выдавать деньги в течение короткого промежутка времени, но нельзя полностью отменять карманные деньги.

  5. Нельзя постоянно менять условия выдачи и размер денежных средств, которые вы даете своему ребенку. Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.

  6. Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Если, конечно, это не в ущерб учебе.

  7. Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.

  8. Если в какой - то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.

Сколько денег давать подростку?

Этот вопрос очень сложен для любой семьи. Основной критерий – финансовая возможность семьи. Конечно, если среднемесячный семейный доход составляет всего 15 000 рублей, то даже 500 рублей на карманные расходы будет слишком большой суммой.

Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

Мультик для детей: Что такое деньги?

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?


Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно .

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить.

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

Доводы ЗА

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.

Доводы ПРОТИВ

  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги ребенку

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно )
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание- получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше. Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил. Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.
  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.
  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...