Новое в страховании автомобиля в году. Страхование автомобиля: как правильно оформить осаго и какие документы для этого нужны


При покупке машины автовладелец обязан зарегистрировать ее в установленном порядке.

Управлять транспортным средством нельзя без наличия обязательной страховки.

Для быстрого и беспрепятственного получения полиса необходимо знать .

Обязательное автострахование действует в РФ с июля 2003 года. С его помощью формируется финансовая база для покрытия убытков, понесенных владельцами транспорта в результате аварии.

Договор страхования является двусторонним, его субъектами выступают:

Правила оформления полиса ОСАГО разрешают заключать договор не только собственнику машины, но и любому другому человеку (родственнику, другу, другому водителю и т. д.).

Объект договора

Объектом соглашения по автострахованию выступают имущественные интересы, сопряженные с риском ответственности гражданина (страхователя) по обязательствам, которые могут возникнуть при управлении автомобилем из-за причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пострадавших.

Договор ОСАГО действует только на территории России. При поездке за рубеж нужно оформить полис «Зеленая карта».

Условия договора

Соглашение ОСАГО должно включать основные условия оформления сделки.

Оно содержит пункты, свидетельствующие о достижении между субъектами договора взаимопонимания о нижеследующем (ст. 942 ГК РФ):

  • об объекте страхования;
  • о страховом случае;
  • о размере выплаты;

Размер компенсации за причиненный вред жизни и здоровью не может превышать 500 тыс. р. на одного потерпевшего, а возмещение ущерба имуществу - 400 тыс. р. (ст. 7 Закона об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.02) .

Что нужно для оформления?

Для покупки полиса страхователю нужно посетить страховую компанию.

При себе необходимо иметь (ст. 15 Закона № 40-ФЗ):

  1. заявление об оформлении договора. Его бланк можно посмотреть в Приложении 2 к Положению о правилах ОСАГО № 431-П, утвержденному ЦБ РФ 19.09.14 ;
  2. паспорт или иную подтверждающую личность бумагу (для физлиц);
  3. свидетельство о регистрации юрлица (для организаций);
  4. документ о регистрации машины в ГАИ (ПТС, свидетельство, техпаспорт, техталон или иной документ);
  5. водительские права. Если к управлению автомобилем допущены определенные граждане, необходимы копии их водительских удостоверений;
  6. карту о прохождении диагностики для подтверждения соответствия авто требованиям безопасности. Документ не предоставляется на транспорт, который не подлежит техосмотру по законодательству РФ и в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 10 Закона № 40-ФЗ ;
  7. печать (для организаций).

Если страховку оформляет не собственник, то необходима доверенность. Это относится и к представителю юрлица. Следует предъявить страховщику предыдущий полис ОСАГО. Это сделает процедуру оформления нового документа более легкой и быстрой.

При оформлении полиса на неограниченное число водителей предоставление водительских прав не требуется.

Что делать, если в страховке отказано?

Договор ОСАГО является публичным, т. е. он доступен всем желающим. Страховая организация не имеет права отказать клиенту в оформлении обязательной страховки.

Иногда страховщики не хотят составлять договор, ссылаясь на следующие причины:

  • недостаток пустых бланков;
  • нежелание клиента купить другие виды страховки;
  • отсутствие у гражданина опыта вождения.

Вышеуказанные и подобные поводы для отказа в страховке - это грубое нарушение законодательства.

Потенциальный страхователь может пожаловаться на неправомерные действия страховщика в следующие инстанции:

  1. ЦБ РФ;
  2. Федеральную антимонопольную службу;
  3. Роспотребнадзор.
  4. прокуратуру.

Для начала можно сделать звонок в РСА по телефону горячей линии.

Приобретать полисы следует в офисах продаж или через официальные сайты страховых компаний.

Как сэкономить?

Стоимость страховки формируется на основании базовых ставок и коэффициентов. Их величины зависят от вида, назначения, технических характеристик транспорта и других условий.

Для того чтобы сэкономить на ОСАГО, нужно следовать следующим правилам:

Наказание по ОСАГО предусмотрено за следующие провинности:

  • сообщение страховой компании недостоверной информации при оформлении полиса;
  • не уведомление о ДТП;
  • специально спровоцированная авария.

При соблюдении вышеизложенных правил автолюбитель сможет сэкономить часть своих средств при оформлении ОСАГО.

Обязанности страховщика

Один из пунктов договора и Правила ОСАГО содержат обязанности страховой компании:

  • потерпевшим в результате ДТП;
  • предоставление в 3-дневный срок страхователю по его требованию расчета страховки;
  • переоформление полиса при необходимости;
  • хранение второго экземпляра полиса и копий бумаг клиента;
  • рассмотрение заявления потерпевшего в 15-дневный срок;
  • выплата страховки при досрочном расторжении договора по ДТП, произошедшим за период его действия;
  • осмотр и оценка повреждений автомобиля в течение 5 дней с момента подачи заявления потерпевшим;
  • членство в профессиональном объединении страховщиков;
  • наличие в каждом субъекте РФ уполномоченного представителя.

Что делать, если произошла авария?

В случае ДТП автовладелец должен незамедлительно сообщить об этом страховщику. В 5-дневный срок ему нужно обратиться в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков) или в СК виновника. Первый вариант допустим, если столкнулись два авто, вред причинен только транспорту и оба водителя застрахованы по ОСАГО.

Для получения страховки нужно сделать следующее:

  • подготовить бумаги (извещение о ДТП, справу от ГАИ и т. д.);
  • позвонить страховщику и определиться, в какой офис и когда лучше подъехать;
  • посетить страховую фирму для оформления заявления, оценки ущерба и составления акта.

Если при ДТП пострадали люди, необходимо обратиться к страховщику виновного в аварии водителя.

В каких случаях выплачивается страховая компенсация?

С 22 марта 2017 года закон об ОСАГО изменился и уже как год работает по-новому. Что поменялось в работе этого закона об ОСАГО и какие нововведения ждут автовладельцев в 2018 году? Давайте попробуем разобраться. Скажем сразу - закон об ОСАГО уже с самого начала 2019 года начнет работать по-новому для автолюбителей, в том числе благодаря свежему Постановлению Верховного суда РФ, которое разъяснило такие спорные вопросы, как оплата износа деталей при ремонте страховщиком и возможность получить деньги вместо ремонта. Но об этом мы поговорим ниже в этой статье.

Ремонт вместо выплаты денежных средств по ОСАГО

Замена денег ремонтом на СТО – это, пожалуй, самое ожидаемое изменение в закона об ОСАГО, которое полностью переписало заново весь порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. В настоящее время закон о замене денежной страховой выплаты ремонтом на СТО работает только для полисов, которые получены после 28 апреля 2017 года.

Итак, по новой страховке ОСАГО водителю-потерпевшему, попавшему в ДТП и обратившемуся в свою страховую компанию с полисом ОСАГО, после оформления документов и осмотра автомобиля теперь вручается направление на ремонт автомобиля на СТО. Причем станцию технического обслуживания выбирает далеко не сам автомобилист, так как ограничивать выбор несколькими СТО (дружественными) при оформлении водителем полиса имеет возможность именно страховая компания. Понятно, что таким образом законодатель защитил страховые компании от возможной попытки автомобилиста договориться со своим дружеским автосервисом по ремонту автомобиля с последующим денежным «откатом» части страховой выплаты. Дружеские сервисы теперь будут только у страховых компаний!

В конце 2017 года автодилеры пролоббировали поправки в закон об ОСАГО, которыми они хотели обязать автовладельцев производить ремонт по ОСАГО новых автомобилей возрастом до 2-х лет исключительно в дилерских автоцентрах. Данная поправка была принята. Однако, при одобрении обязанности ремонта по ОСАГО на СТО у дилера стоимость такого ремонта будет не всегда покрываться страховкой ОСАГО, так как цены на ремонтные работы от дилера всегда выше среднерыночных. В этом случае можно получить деньги вместо ремонта.

Есть у замены денежной выплаты по ОСАГО ремонтными работами на СТО и свои плюсы. Так, например, износ транспортного средства при принудительном ремонте по ОСАГО теперь не будет учитываться страховой компанией . Ради проталкивания принудительного ремонта страховщики согласились даже на такой шаг в пользу автомобилистов. Ремонт без учета износа по ОСАГО будет, конечно же, положительно воспринят автомобилистами. Но в 2019 году всё еще не так легко отремонтировать автомобиль на СТО страховщика без учета износа.

Замена денежной выплаты ОСАГО принудительным ремонтом позволит так же отсечь с этого спорного рынка автоюристов, перекупщиков долгов по ОСАГО, которых в стране с каждым годом становилось все больше и больше. Автоюристы и адвокаты по ДТП с 2019 года будут больше заниматься делами по страховым случаям ОСАГО в части взыскания ущерба, морального вреда и 50% штрафа в случае некачественного или не полного ремонта автомобиля.

Качество ремонтных работ наших автосервисов вызывает большие вопросы и нарекания, поэтому автомобилисты, конечно же, будут использовать Закон «О защите прав потребителей» в свою пользу и с придиркой проверять полноту и качество проведенного в рамках ОСАГО ремонта, а при наличии погрешностей в ремонте – смогут возместить свой ущерб и вполне справедливо неплохо заработать на страховом случае. В настоящее время в судах слушается не так много судебных споров между автовладельцами и автосервисами по вопросу качества проведенного ремонта истца после получения им страховой выплаты. И это вполне понятно. Сегодня подавляющее большинство граждан, получивших деньги по ОСАГО от страховой компании или посредника-автоюриста, сознательно обращается в дешевый автосервис с одной лишь целью – сделать недорогой ремонт автомобиля, при котором от полученных по ОСАГО денег осталась хоть какая-то маржа.

С заменой денежной выплаты по СОАГО ремонтом на СТО страховщика всё, конечно же, поменяется, и суды столкнуться с наплывом истцов, требующих возмещения вреда по некачественному ремонту своих автомобилей. С начала 2019 года уже заметен всплеск таких исковых заявлений от автолюбителей.

Ремонт вместо денег по ОСАГО имеет ряд исключений. В некоторых случаях, гражданин может получить денежную выплату и отказаться от ремонта автомобиля на СТО . Давайте рассмотрим эти случаи:

  • В результате аварии произошло полное уничтожение автомобиля и чинить уже нечего (тотальная гибель);
  • Если стоимость ремонтных работ и запчастей получается выше суммы предполагаемой страховой выплаты (например, стандартные 400 тысяч рублей или разница в износе деталей) и автовладелец не желает доплачивать недостающую для производства ремонта денежную сумму;
  • Если страховая компания не сможет по каким-то причинам организовать ремонт автомобиля в СТО, которую изначально выбрал гражданин при заключении договора страхования из предложенных страховой компанией станций технического обслуживания;
  • Страховая компания не может, не успевает организовать ремонтные работы в соответствии с требованиями правил Банка России (к примеру, не успевает организовать ремонт машины в течение 30 дней после обращения клиента в страховую компанию);
  • Автовладелец не хочет делать ремонт на СТО, а хочет получить деньги, и специальная комиссия РСА, рассмотрев заявку этого гражданина, пошла ему навстречу, например, из-за его тяжелого материального положения;
  • Страховая компания и автовладелец письменно пришли к соглашению о выплате денег вместо ремонта по ОСАГО и гражданин согласен с предложенной (конечно же - существенно заниженной) денежной суммой, которой, по его мнению, хватит для самостоятельного ремонта машины.
Положительным моментом новых изменений на рынке ОСАГО в виде замены выплаты денег ремонтом автомобилей может стать постепенное принудительное улучшение качество работы автосервисов, с целью исключения последующего ремонту спора с автовладельцем относительно качества проделанной работы. Однако, как это скажется на цене такого ремонта, в том числе как отразится на стоимости ремонта отсутствие конкуренции принудительных ремонтных работ по ОСАГО – покажет время. Возможно, изменения ОСАГО в 2019 году станут наконец полезны и для автовладельцев, а не только для страховых компаний.

Последние новости ОСАГО 2019 года

Познакомьтесь с практикой работы в 2019 году обновленного закона об ОСАГО о замене денежной выплаты принудительным ремонтом на СТО. Когда можно получить деньги вместо ремонта и надо ли платить за износ деталей при ремонте, как того может потребовать страховщик?

Электронный полис ОСАГО

Итак, еще одни изменения в ОСАГО - с 1 января 2017 года в России вступили в законную силу поправки в закон об ОСАГО, и теперь все без исключения страховые компании обязаны выдавать электронные полюсы ОСАГО и заключать договоры ОСАГО через интернет в электронном виде с любым обратившимся по сети клиентом.

Теперь, после того, как клиент по интернету подаст заявку о заключении договора страхования, страховая компания направляет на электронный адрес клиента страховой полис ОСАГО и размещает в личном кабинете клиента на сайте копию полиса ОСАГО, которую пользователь сможет скачать в любой момент. После оформления электронного полиса ОСАГО, его можно распечатать и возить с собой в автомобиле, либо, при недоверии современным технологиям, можно обратиться в страховую компанию и получить привычный бумажный бланк оформленного по интернету страхового полиса ОСАГО.

Несомненно, выдача страховыми компаниями полисов ОСАГО сможет устранить нарушение прав граждан по навязыванию недобросовестными страховыми компаниями дополнительных услуг при оформлении договоров страхования. Как известно, почти все страховые компании весь 2017 год ухищрялись и придумывали всяческие способы навязать допуслуги своим клиентам. Для того, чтобы получить полис ОСАГО без дополнительно навязанных услуг страховых компаний гргражданам в 2017 году приходилось отстаивать большие и искусственно созданные страховщиками очереди в их офисах или ждать появление якобы дефицитных бланков полисов ОСАГО. В 2019 году эти препоны со стороны страховых компаний по оформлению договоров ОСАГО уйдут в прошлое, в том числе благодаря новому рассматриваемому изменению и появлению возможности получить полис ОСАГО через интернет. Уже с начала года можно констатировать, что в 2019 году оформление полисов через интернет стало еще более популярным у автолюбителей.

Стоит заметить, что в 2017 году эксперимент по выдаче электронных страховых полисов ОСАГО проводился в нескольких регионах РФ, в том числе в Ростовской области. Нехотя и со скрипом, страховые компании наладили данную электронную услугу в экспериментальных регионах, в результате чего за полгода клиентам было выдано несколько десятков тысяч электронных страховых полисов ОСАГО. Однако, в прошлом году страховые компании не обязаны были заниматься выдачей электронных страховых полисов ОСАГО, и осваивали эту процедуру в добровольном порядке в качестве эксперимента. С 1 января 2019 года выдача электронных страховых полисов ОСАГО стала обязанностью для страховщиков, за нарушение которой им грозит приличный штраф и отзыв лицензии. Эти изменения ОСАГО 2019 года однозначно идут на пользу автомобилистам.

Адвокат - автоюрист Геннадий Ефремов

Изменение базовых ставок ОСАГО в апреле 2019 сказалось на общей стоимости автострахования.

Удорожание обязательного автострахования подтолкнуло собственников машин детальнее изучать не только действующие тарифы, но и возмездные будущие корректировки. Важным вопросом остается, сколько будет стоить ОСАГО в 2019 г и грядут ли значимые для автолюбителей изменения.

Почему нужна реформа в сфере обязательного автострахования

За все время действия обязательного автострахования в России наблюдается лавинообразное формирование проблем и сложностей, которые испытывают не только водители, но и страховые компании. Точечная корректировка некоторых моментов не приводит к должному результату. Для решения проблем необходимо глобальное изменение системы.

В 2019 г намечается ряд нововведении в ОСАГО, которые должны положительно отразиться на обязательном автостраховании и частично решат следующие проблемы:

  • Получение информации о КБМ. Зачастую некорректное значение бонус-малус является причиной завышения стоимости ОСАГО. В 2019 г эту проблему должны решить;
  • Возможность оформления электронных полисов.
  • Повышение выплат по Европротоколу. Текущая максимальная сумма 50 тыс. рублей давно не является актуальной.
  • Борьба с мошенниками и поддельными полисами.

Для решения этих проблем был разработан пакет изменений. Кардинальные корректировки в 2019 не планируют вводиться, так как это потребует значительных финансовых вложений со стороны страховых компаний.

Перечень изменений в ОСАГО в 2019 г

Во второй половине августа 2019 г Министерство Финансов РФ официально опубликовало перечень изменений в законодательной базе относительно обязательного автострахования. Работа по формированию этого документа длилась больше года и внесение корректировок должно положительно отразиться на отношениях страховых компаний и автовладельцев.

  • Приоритет ремонта автомобиля. Это означает, что владелец поврежденной машины будет получать направление на СТО для восстановления. Срок гарантии должен быть не менее 2-х месяцев . Выплата денежной компенсации возможна только в крайнем случае.
  • Увеличение лимита при оформлении ДТП по европротоколу до 100 тысяч рублей . Изменение максимальной суммы в 400 тыс. рублей для Москвы и Санкт-Петербурга не оговаривается.
  • Появится новый вид штрафа – за отсутствие «зеленой карты» при выезде за пределы РФ. Это будет контролировать Таможенная служба.
  • Регресс. Изменился перечень оснований, предъявляемых к виновнику ДТП. Запрещено требовать дополнительные выплаты в отношении виновников-пешеходов, получивших травмы во время происшествия.
  • Заполнение электронного полиса ОСАГО должен выполнять только его будущий владелец. Однако пока неясен механизм контролирования этого процесса.
  • Появится возможность получения личных данных из базы РСА. В настоящее время это осуществляется только по запросу страховых компаний.

Ориентировочное время вступления этих изменений в силу — июль 2019 г.

Как видно, нет никаких сведений об изменении стоимости ОСАГО в 2019 г. Но окончательное утверждение законопроекта состоится только 14 октября 2019 г или позже. Поэтому говорить об окончательной ситуации с тарифами обязательного автострахования еще рано.

Эти изменения носят лишь общий характер и не будут сильно влиять на действующие принципы обязательного автострахования. Но положительные тенденции относительно сервиса дают надежду на постепенное улучшение ситуации с ОСАГО в 2019 г.

Фактически неизвестно, с какого года существенно изменятся расценки обязательного автострахования. Дополнительно необходимо учитывать степень подготовки страховщиков к подобным нововведениям. Поэтому большая их часть не была опубликована в официальном перечне изменений.

Невошедшее в законопроект

Появление слухов об увеличении стоимости ОСАГО обусловлено постоянными корректировками предложений на законодательном уровне. Часть парламентариев выдвинули проект о временной «заморозке» тарифов как минимум на 1 год. Но он пока не прошел стадию окончательного утверждения. Большая часть подобных проектов была направлена на изменение стоимости ОСАГО в 2019 г.

К ним относятся следующие корректировки:

  1. Коэффициент мощности силовой установки должен быть отменен. Цена полиса стала бы немного ниже.
  2. должен составлять не 800 рублей, а минимум 8000 р . Дополнительно предлагалось лишать водительского удостоверения при выявлении поддельного полиса.
  3. Ввод нового коэффициента для нарушителей ПДД. С его помощью планировалось улучшить ситуацию на дорогах, повысить ответственность каждого участника движения.
  4. Формирование лимитов для отдельных типов полиса – «Эконом», «Стандарт» и «Премиум». Разница между этими пакетами услуг пока не была объявлена.
  5. Применение новых коэффициентов за опасное вождение.
  6. Возможность оформления полиса ОСАГО сроком на 3 года .
  7. Отмена региональных коэффициентов.

Насколько актуальны эти корректировки для водителей – еще не ясно. Но несомненно, что система обязательного автострахования должна быть реформирована. В первую очередь это должно касаться не повышения стоимости ОСАГО в 2019 г, как было сделано в апреле 2019 г. Важно оптимизировать отношения страховых компаний с их клиентами и уменьшить вероятность мошеннических действий как с одной, так и с другой стороны.

Это же должно положительно повлиять на исключение ошибок. В особенности это касается применения коэффициента бонус-малус. Его размер существенно сказывается на стоимости ОСАГО и применение устаревших данных могут искусственно завысить цену полиса.

Изменения коэффициента бонус-малус

Помимо вышеперечисленных корректировок планируется применить другой принцип расчета КБМ. В настоящее время он присваивается автовладельцу и на машину. То есть фактически при наличии выплат по страховке происходит изменение коэффициента бонус-малус для всех лиц, прописанных в полисе.

Это влечет за собой безосновательное увеличение стоимости при переоформлении ОСАГО.

Какие позитивные моменты будут от этого новшества?

С 1 января 2019 г КБМ будет присваиваться каждому водителю индивидуально. При этом возникают следующие положительные факторы:

  • Появляется возможность улучшать собственный коэффициент бонус-малус без привязки к конкретному автомобилю.
  • Перерасчет КБМ будет выполняться не после завершения договора, а один раз в год – 1 января. Это может создать путаницу при оформлении краткосрочных договоров автострахования. Но такой подход в совокупности с возможностью лично узнать КБМ на сайте РСА сделает процесс формирования стоимости прозрачнее.
  • Упростится процесс оформления групповых видов ОСАГО. Но пока неизвестно, по какому принципу будет начисляться бонус-малус.

В целом эти возможные изменения должны положительно повлиять на принципы гражданского обязательного автострахования. В первую очередь это относится к формированию стоимости полиса. Но на практике подобный законопроект пока находится на стадии рассмотрения.

Конечный результат может существенно отличаться от вышеописанного. Поэтому рекомендуется периодически проверять изменения в действующем законодательстве. Любое изменение на законодательном уровне сначала проходит стадию рассмотрения, затем утверждение. После этого требуется минимум полгода, чтобы постановление или указ вступили в действие.

Проблемы автострахования

На практике каждый автолюбитель сталкивался с определенными ограничениями при оформлении ОСАГО. Страховые компании стараются получить максимальную прибыль и поэтому разрабатывают схемы своеобразной «фильтрации» потенциальных клиентов.

Максимальный доход возможен при повышенных значениях коэффициентов ОСАГО.

Поэтому нередко действуют следующие негласные ограничения:

  • минимальная мощность двигателя – от 100 л.с. ;
  • возраст водителя — от 30 лет ;
  • иное место регистрации автомобиля.

В итоге это сказывается на стоимости ОСАГО. В 2019 г ситуация скорее всего не изменится, потому что у РСА и Центробанка нет надежных механизмов контроля за подобными действиями. По большей части эти нарушения относятся к дилерам страховых компаний. Аргументами в оспаривании зачастую выступают отсутствие очередей и упрощенная процедура оформления автострахования, чем в центральных офисах.

В идеале страховые компании должны контролировать отсутствие подобной деятельности у своих дилеров. Но на практике это затруднительно, так как будет отнимать значительную часть ресурсов.

Также на окончательную цену влияют дополнительные услуги, которые предоставляются вместе с основными. Тарифы по ним превышают базовые и, соответственно, прибыльность от реализации подобного пакета выше. Поданные жалобы рассматриваются Центробанком слишком долго, от одного месяца и более, что является неприемлемым для автовладельца. В итоге приходится приобретать полный пакет, что значительно повышает стоимость ОСАГО.

Цены на электронные полисы ОСАГО

Для решения вышеизложенных проблем Центробанк России постановил ввести обязательную услугу по оформлению электронных полисов автострахования. Это поможет избежать контакта с сомнительными дилерами страховщиков и приобрести ОСАГО по оптимальной стоимости. С 1 января 2019 г подобная функция должна быть у всех страховых компаний на их официальных сайтах.

Однако перед оформлением полиса необходимо продумать следующие нюансы:

  1. Формирование нового полиса возможно только для водителей заключивших ранее договор со страховщиком. Как будет выполняться регистрация для нового автовладельца пока неизвестно.
  2. Вероятность ошибки. Заполнение полиса в бумажном виде выполняется работниками страховой компании. Они же отвечают за корректность вводимой информации. В электронной форме поля редактируются непосредственно автовладельцем. Даже малейшая ошибка может послужить причиной отказа в страховой выплате.
  3. Разработка системы контроля за алгоритмом формирования стоимости ОСАГО в 2019 г со стороны Центробанка. С целью получения дополнительной прибыли страховые компании могут включить скрытые услуги, отказаться от которых пользователь не сможет. На данный момент подобного механизма нет.
  4. Обеспечение круглосуточной работы системы. Это необходимо не только для оформления страховки, но и с целью своевременной корректировки данных. Сделать это на практике будет затруднительно средним и небольшим страховым компаниям, так как потребует значительного вложения средств.


Ценовой разницы между бумажным и электронным полисом нет. Поэтому любые внутренние траты страховщика не будут отражаться на стоимости ОСАГО. В 2019 г она должна остаться на прежнем уровне, но с обеспечением большей прозрачности и упрощением процедуры оформления.

28 апреля 2017 года вступают в силу изменения к закону об ОСАГО. Они будут касаться только тех договоров, которые подписаны после указанной даты. Президент уже одобрил изменения, которые предусматривают замену денежной компенсации ремонтом транспортного средства.

До 28 апреля автовладельцы могут требовать денежную компенсацию, как это было и раньше. Если ОСАГО было оформлено до этой даты, то и после нее автовладельцу выплатят денежное возмещение. Так будет до окончания срока договора. После выдачи нового полиса начнут действовать уже обновленные правила. Страховые компании самостоятельно занимаются ремонтом автомобиля, а деньги выплачивают только в крайнем случае.

Через полгода вступают в силу и другие нововведения. Они разрешают получать прямое возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали большее двух автомобилей.

Обязательная денежная компенсация

Возмещение убытков деньгами положено в таких случаях:

  • Восстановление автомобиля невозможно.
  • Установлена обоюдная ответственность участников ДТП.
  • Страховая сумма не покрывает расходы на ремонт.
  • Потерпевший является инвалидом и управляет специальным транспортным средством.
  • Потерпевший в результате ДТП погиб, а родственники отказываются ремонтировать автомобиль.
  • Потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред и он отказывается ремонтировать автомобиль.
  • Страховая компания и потерпевший пришли к соглашению относительно денежной компенсации.
  • Пострадавший не желает делать ремонт в автосервисе, не имеющем договора на гарантийное обслуживание с производителем транспортного средства.

Таким образом, просто по желанию получить деньги на руки не выйдет. Если случай не входит в вышеуказанный список, можно разве что попробовать договориться со страховой компанией.

Старые условия

Ранее страховая компания возмещала убытки двумя способами. При первом деньги перечислялись автосервису, который проводил ремонт. Если страховая сумма не покрывала расходы, разницу автовладелец должен был покрывать из своего кармана. При желании можно было отказаться от ремонта и забрать наличные средства.

Проблема второго способа - высокий риск махинаций. Довольно часто недобросовестные водители с помощью таких же юристов получали незаконные компенсации. Для этого устраивали ДТП специально. Компенсации обычно хватало на ремонт с лихвой, остатки же можно было считать прибылью мошенников. Теперь же простор для маневров существенно сузился.

Нововведения

После 28 апреля страховая компания только оплачивает ремонт с учетом износа автомобиля, а не выдает деньги на руки. Это касается всех легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ и принадлежащих гражданам страны.

Возмещение ущерба

В случае ДТП на место выезжает представитель страховой компании. Проводится экспертиза автомобиля, определяется ущерб. Затем выдается направление на ремонт. Кстати, все устанавливаемые во время ремонта детали должны быть только новыми. Расходы на запчасти определяются с учетом износа автомобиля. Если возмещения будет недостаточно, владельцу ТС придется доплачивать самому.

Ремонт

Направление на ремонт должно быть выдано не позже 20 дней с момента получения заявления о страховом случае. Если ремонт проводится в сервисе, не входящем в список компании, для выдачи направления отводится 1 месяц.

После поступления машины в автосервис все ремонтные работы должны закончиться в течение 30 дней. Сроки продлеваются только в отдельных случаях, если быстрее справиться невозможно. Автовладелец при этом должен быть не против продления ремонта. Если же работы не закончены в указанный срок, страховая компания обязуется выплатить неустойку.

На все кузовные работы предоставляется гарантия на 1 год. На остальной ремонт - 6 месяцев.

Выбор автосервиса

Каждый страховщик заключает договоры с определенными сервисами. Их может быть любое количество. Но автомобиль направляют в сервис, расположенный не дальше 50 км от места проживания автовладельца или места ДТП.

Но если компания готова оплатить транспортировку эвакуатором, то ТС могут отправить в любой сервис, даже если он находится в нескольких сотнях километров от места аварии. Обратная доставка в таком случае тоже осуществляется за счет компании.

Если автомобиль все еще находится на гарантии, компания должна выписать направление в авторизированный автосервис, занимающийся обслуживанием машин определенной марки. Если же в списке страховщика таковых нет, водитель имеет право потребовать денежную компенсацию. Или же можно согласиться на ремонт в другом месте, но это уже не обязательно.

Такое правило действует лишь для автомобилей, возраст которых не превышает 2 лет. По прошествии этого времени, даже если еще продолжает действовать гарантия, страховщик может выбрать для ремонта любой сервис из своего списка и отказать в денежной компенсации. Учитывая то, что гарантия дается на 3-5 лет, это нововведение довольно спорное. Скорее всего, в будущем здесь будут какие-то исправления.

Клиент страховой компании во время оформления полиса может самостоятельно указать тот автосервис, в котором желает ремонтировать свою машину. Подразумевается, что выбирать можно определенный вариант из списка компании. Но разрешается выбрать и другой сервис, если компания согласна на это. Такое согласие должно быть зафиксировано в письменном виде, иначе страховщик будет вправе давать направление в сервис по своему усмотрению.

Если по какой-либо причине ремонт не может быть осуществлен в выбранном сервисе, автовладельцу предоставляется денежная компенсация.

Некачественный ремонт

Если ремонт был выполнен неудовлетворительно или пропущены сроки работ, автовладелец может потребовать денежную компенсацию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.

Доплата за ремонт

Согласно методике Центробанка при оценке запчастей принимается во внимание степень износа. Учитывается и ряд других показателей. Страховая компания анализирует данные экспертизы, оценивает состояние автомобиля перед ДТП и устанавливает максимальную сумму, выделяемую на ремонт. Если ее не хватает, покрывать разницу должен автовладелец.

Для экономии можно договориться со страховой компанией об установке бывших в употреблении запчастей. Старые детали вполне реально найти на разборах, авторынках, а то и в собственном гараже. Договоренность должна быть оформлена в письменном виде.

Теперь также можно потребовать доплату с виновника ДТП, и в таком случае износ не учитывается.

Для владельцев действующих полисов

До 28 апреля все условия полисов ОСАГО остаются старыми. Когда нужно будет заключать новый договор, постарайтесь выбирать страховую компанию как можно более тщательно. Раньше можно было просто забрать деньги. Теперь нужно учитывать, с какими сервисами у страховой заключены договоры.

Закон предписывает каждой страховой компании выкладывать список своих автосервисов на официальном сайте. В этом списке можно будет увидеть адреса сервисов, марки ремонтируемых автомобилей, сроки работ. Все это нужно прочитать до подписания договора, чтобы затем избавить себя от неудобств.

Если у вас уже есть надежный проверенный сервис, узнайте, с какими страховыми компаниями он сотрудничает.

На все заменяемые самостоятельно детали нужно сохранять чеки. Они могут понадобиться в суде.

Даже небольшая ошибка может стать поводом для отказа в компенсации. Поэтому следите, чтобы после ДТП все документы были оформлены правильно.

Будущим автовладельцам

При покупке новой машины ознакомьтесь со списком авторизированных автосервисов, с которыми сотрудничает дилер. Затем в списке страховой компании найдите один из этих сервисов и заключайте договор на обслуживание в нем. При обращении в страховую компанию виновника ДТП также требуйте, чтобы ремонт был проведен в выбранном вами сервисе.

При покупке б/у автомобиля постарайтесь получить у владельца документы на все запчасти, которые были недавно заменены. Особенно осторожно следует подходить к приобретению дорогих б/у автомобилей. Страховка при аварии может не покрыть стоимость ремонта, и разницу придется оплачивать самому. Подумайте, сможете ли вы сделать это.

Каждый из владельцев ТС (транспортных средств) должен иметь обязательный страховой полис ОСАГО. Этот документ, подтверждающий договор между страховой компанией и непосредственно водителем, является основанием для возмещения части ущерба, который нанесен автоводителем при ДТП. При этом такой водитель должен быть признан в такой аварии виновным.

В момент покупки автомобиля, на автовладельца возлагается обязанность по осуществлению регистрации и страхования приобретенного имущества.

Важно знать, что управлять автомобилем без оформленного надлежащим способом либо закончившего срок действия полиса ОСАГО нельзя. Для беспрепятственного управления ТС водитель должен оформить страховку.

Среди автомобилистов существуют двоякие трактовки того, какой существует порядок получения полиса ОСАГО. Чтобы снять все спорные моменты мы собрали всю необходимую информацию по этому вопросу. В этой статье мы поясним все нюансы процедуры оформления страхового полиса на основании мнения юристов, которые являются экспертами в области автогражданской ответственности.

Как получить страховой полис ОСАГО: особенности и нюансы

Начиная с 01.04.2015 г. правила оформления страхового полиса подразумевают обязательное заключение договора со страховщиком на предмет страхования движимого имущества.

Сейчас сама процедура получения страхового полиса ОСАГО унифицирована, а это гарантирует водителю, что вне зависимости от того, в какую страховую компанию он обратиться для заключения договора страхования движимого имущества, комплект необходимых для этого документов будет аналогичен, а сумма, которую нужно будет заплатить за полис примерно одинаковой (имеется незначительный коридор, в рамках которого компаниями устанавливается стоимость ОСАГО).

Однако, эксперты в сфере юриспруденции рекомендуют самостоятельно рассчитывать стоимость полиса перед совершением его покупки. Это гарантированно защитит страхователя от возникновения неточностей и ошибок в определении суммы со стороны работников страховой компании. Помимо этого довольно часто можно наблюдать, что сотрудники страховых настоятельно рекомендуют оформить еще и договор о страховании жизни, а стоимость такого договора добавить к цене самого ОСАГО. Такую меру, конечно, нельзя назвать ненужной, однако водителям следует знать, что это значительно увеличит общую стоимость страховки.

Документы необходимые для оформления ОСАГО в 2018 2019 году

С 01.04.2015 г. согласно правилам оформления полиса ОСАГО, необходимо будет заключить договор со страховщиком:


Для того чтобы процедура оформления страхового полиса не заняла много времени, следует знать, каким категориям автовладельцев какие именно следует подготовить документы для оформление ОСАГО в 2018 2019 году.

Какие документы нужны для ОСАГО физическим лицам

  • Заявление страховщика. Этот документ оформляется на бланке, который предоставляется конкретной страховой компанией и заполняется клиентом собственноручно.
  • Паспорт либо другой документ, который подтверждает личность владельца авто (если владельцами ТС является сразу несколько лиц, то для оформления страховки понадобятся документы, подтверждающие личность каждого из них).
  • Документ, подтверждающий регистрацию машины (свидетельство о регистрации ТС). Если авто новое и регистрацию еще не прошел, то в страховую компанию следует предоставить ПТС (паспорт транспортного средства).
  • Диагностическая карта (техосмотра). Представляет собой документ, в котором содержаться сведения о том, что техническое состояние ТС находится в соответствии с действующими нормами безопасности. Произвести техосмотр ТС можно на любой из станций ТО, а выбрать ее можно как самостоятельно, так и воспользовавшись рекомендациями страховой компании. Обратите внимания, что диагностическая карта является действительной определенный период, а по окончании этого срока она считается недействительной. Кроме того водителям следует знать, что для новых машин (с момента выпуска которых прошло менее 3-х лет), предоставлять для оформления полиса диагностическую карту не нужно.
  • Водительские права. Предоставление этого документа является обязательным, если полис оформляется с правом управления ограниченным кругом лиц. Важно, что в таком случае нужны будут ВУ (водительские удостоверения) каждого из водителей, которых планируется вписывать в страховой полис. В случае, когда страховка оформляется на неограниченный круг лиц, имеющих право управлять ТС, предоставление ВУ не понадобится.
  • Доверенность. Такой документ следует иметь в том случае, когда оформлением страховки занимается не сам владелец ТС, а его доверенное лицо.
  • Предыдущая страховка ОСАГО (полис). Такой документ целесообразно предоставлять в том случае, когда владелец ТС решил продлить сделку в рамках страхового договора, заключенного ранее. Такая мера значительно упрощает оформление полиса, поскольку все необходимые для заключения договора сведения уже содержаться в предыдущем полисе.

После того, как вышеперечисленные документы собраны, владелец ТС либо его доверенное лицо может обращаться в страховую компанию для заключения договора на страхование своего движимого имущества и получения полиса ОСАГО.

Документы для ОСАГО ИП и юридическим лицам

Общей особенностью для этой категории владельцев автомобилей является то, что в дальнейшем они планируют использовать ТС в рабочих целях.
Если вопрос касается индивидуальных предпринимателей (ИП), то для них процедура оформления страхового полиса на машину проходит точно также, как и для физлиц (пакет документов аналогичный).

Юрлицам потребуется предоставить пакет, состоящий из следующих документов:

  • Диагностической карты;
  • Документов на авто (техпаспорт, свидетельство о регистрации либо ПТС);
  • Доверенность, подтверждающая право представлять интересы предприятия (выдается руководителем) либо Устав предприятия;
  • Свидетельство о госрегистрации предприятия, которое является подтверждением внесения записей в ЕГРЮЛ и постановку компании на налоговый учет;
  • Печать предприятия.

После подачи заявления и предоставления комплекта необходимой документации, в страховой проводится рассмотрение запроса и происходит подписание договора страхования.
При этом клиенту выдаются такие документы:

  • Правила ОСАГО;
  • Памятку страхования.

Получение этих документов считается заключительным этапом сделки по страхованию движимого имущества. С этого момента сделку считают заключенной, а авто застрахованным на весь период действия договора.

Куда обращаться за получением полиса

Если вы не знаете, где получить ОСАГО, то рекомендуем воспользоваться одним из указанных способов:

  • Оформление автогражданки в офисе страховой компании. В данном случае следует выбрать соответствующую страховую организацию и предоставить туда необходимый пакет документов.
  • Оформление ОСАГО через портал Госуслуг. Автовладельцы получили возможность через сайт Госуслуг оформить полис ОСАГО: повторный с июля 2015 г., а с октября 2015 г. – уже первичный. Это стало возможным с внесением поправок в законодательные акты, регламентирующие получение ОСАГО.
  • Оформление полиса через интернет. Для этого владельцу автомобиля необходимо пройти несложную процедуру регистрации на сайте выбранной им страховой компании.

Особенности оформления ОСАГО в 2018 2019 году

Установленный порядок оформления полиса автогражданки в 2018-2019 году предполагает выполнение нескольких пунктов. Чтобы не тратить лишнее время на неоднократные визиты в офис страховой компании, рекомендуем придерживаться следующего плана:

  1. Во-первых, выбрать в какой страховой компании лучше всего оформлять ОСАГО;
  2. Собрать пакет необходимых для оформления автогражданки документов;
  3. Посетить офис страховой организации и передать документы для оформления полиса;
  4. Получить страховку на руки.

Следует учитывать, что в процессе оформления ОСАГО, сотрудники страховой компании заинтересованы в продаже дополнительных страховых услуг, что скажется на окончательной стоимости. Чтобы не тратить лишних денег, следует тщательно проверять те документы, которые дают вам на подпись.

После оформления полиса, владелец авто должен иметь на руках такие документы:

  • Оригиналы всех личных документов;
  • Страховой полис (оригинал). Этот документ должен быть подписан обоими сторонами, иметь специальный госзнак и печать страховой компании;
  • Оригинал/копию квитанции о приеме денежных средств за оформление страховки;
  • 2 экземпляра извещений о ДТП (если на весь период действия договора страхования этих бланков не хватит, то за получением дополнительных следует обратиться в офис страховой);
  • Правила ОСАГО;
  • Памятку страхования.

В процессе оформления полиса будьте бдительны и помните, что сотрудник страховой компании обязан принять ваши личные данные непосредственно из оригиналов документов, а не со слов заявителя. Если в ходе заключения договора вам предлагают увеличить водительский стаж либо занизить мощность двигателя авто, следует усомниться в правоте компании.

Правила заполнения бланка полиса ОСАГО

Четких правил, регламентирующих заполнение бланка полиса ОСАГО, законодательством не предусмотрено, однако необходимо следить, чтоб в каждом пункте была указана соответствующая информация.

Следует помнить, что бланк ОСАГО – это официальный документ, который в обязательном порядке должен содержать:

  • Подписи обеих сторон (представителя страховой компании и автовладельца);
  • Печать страховой компании;
  • Дату заключения страхового договора.

Допускается заполнение бланка, как вручную, так и на компьютере. Заполненный бланк не должен иметь исправлений. Их наличие может привести к тому, что договор страхования будет признан недействительным.

Правила ОСАГО: транспортные средства, не подлежащие обязательному страхованию

Действующая редакция правил ОСАГО предусматривает, что некоторым ТС страховой полис ОСАГО не требуется. К ним относят:

  1. Автомобили, технические особенности которых не позволяют им развивать скорость более 20 км/ч;
  2. Автомобили, которые к езде по дорогам не допущены;
  3. ТС, которые находятся в собственности Минобороны (за исключением ТС, осуществляющих хозяйственную деятельность);
  4. Машины, имеющие иностранную регистрацию.

В заключение следует отметить, что ОСАГО является для владельцев автомобилей самой доступной формой страхования. Сейчас оформление этого страхового полиса является для автовладельцев обязательным. Одновременно с автогражданкой можно застраховать жизнь и здоровье водителя и пассажиров автомобиля, что безусловно поможет дополнительно защититься от финансовых затрат, которые могут возникнуть из-за неприятностей на дороге.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...