Нормируемые расходы. Понятие и особенности признания


Многие предприниматели прибегают к рекламе своих услуг, работ, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Также при ведении бизнеса возникает множество затрат в виде уплаты сборов, судебных издержек, нотариальных услуг и представительских расходов. Зачастую предприниматели не обращают особого внимания на оформление этих расходов, однако именно они могут доставить большие неприятности в случае отсутствия подтверждающих документов, проверок налоговой или ошибок в договоре. В статье автор раскрывает понятия нормированных видов услуг, особенности их признания и налогообложения, приводятся комментарии экспертов.

Публикация

Предпринимательская деятельность не так безоблачна, как может показаться на первый взгляд. Необходимо позаботиться о рекламе своих услуг, работ, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Кроме того, индивидуальные предприниматели иногда вынуждены за свой счет организовывать встречи с партнерами и учитывать такие расходы в качестве представительских. Также возникает множество затрат в виде уплаты сборов, судебных издержек и нотариальных услуг. Зачастую предприниматели не обращают особого внимания на оформление этих расходов, однако именно они могут доставить большие неприятности в случае отсутствия подтверждающих документов, проверок налоговой или ошибок в договоре.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием рекламных расходов. Рекламные расходы - это расходы организации на рекламные мероприятия через средства массовой информации, на световую и наружную рекламу, изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, об их качестве, достоинствах, преимуществах. Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" основным признаком рекламы является то, что она обращена к неопределенному кругу лиц. Кроме того, реклама должна привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования и способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.


В Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 Федеральная антимонопольная служба на запрос ФНС России о понятии "неопределенный круг лиц", применяемом в законодательстве о рекламе, отметила, что "под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена".

Таким образом, если индивидуальный предприниматель пригласит определенный круг своих коллег в соответствии со списком приглашенных на корпоративный ужин и раздаст им буклеты и каталоги со своей продукцией, то это не будет рекламой. Также не будет рекламой адресная рассылка информации потенциальным клиентам. У индивидуального предпринимателя могут возникнуть проблемы, и ему придется доказывать, что реклама была адресована неопределенному кругу лиц. Также не будут считаться рекламными расходами расходы на вывеску офиса, где арендует помещение индивидуальный предприниматель. Данная вывеска будет носить не рекламный, а информационный характер.

Если индивидуальный предприниматель сам оказывает рекламные услуги, то следует помнить, что такие услуги подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход. Например, в Москве к деятельности, облагаемой ЕНВД, относится распространение и (или) размещение наружной рекламы. Однако если индивидуальный предприниматель захочет распространять так называемую живую рекламу и размещать рекламные плакаты на людях, которые рекламируют товары у метро или в магазинах, то данная деятельность не будет подлежать налогообложению ЕНВД.

Если налогоплательщик - индивидуальный предприниматель применяет общую систему налогообложения и сам является заказчиком рекламной продукции, то необходимо помнить, что такие расходы являются нормируемыми. Их норма составляет 1% от выручки от реализации в соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ.

    расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

    расходы на участие в выставках, экспозициях, ярмарках, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Мнение. Ирина Штукмастер, старший юрист компании "Пепеляев Групп":
Обращаем внимание, что помимо брошюр и каталогов Минфин России допускает не нормировать расходы на изготовление таких рекламных материалов, как лифлеты и флаерсы (Письмо Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93). Напомним, что лифлеты - это разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. Флаерсы - листовки, которые информируют о проведении какой-либо акции или предоставляют скидку.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Вместе с тем если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, то он также может включить затраты на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) в расходы. При этом ст. 346.16 НК РФ не ставит в зависимость выручку индивидуального предпринимателя от размера расходов.

Таким образом, индивидуальному предпринимателю необходимо определиться:

    какие налоги он должен платить при использовании рекламы;

    являются ли данные расходы нормируемыми.


Налогоплательщики, применяющие УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов), учитывают рекламные расходы в том же порядке, что и плательщики налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Таким образом, для целей применения УСН отдельные рекламные расходы нормируются, как и при расчете налога на прибыль, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ (Письма Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63, от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52, от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48).

    протокол согласования цен на рекламные услуги;

    свидетельство о праве размещения наружной рекламы (для наружной рекламы);

    утвержденный дизайн-проект;

    акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

    документы, подтверждающие оплату рекламных услуг;

    требование-накладную и накладную на отпуск материалов на сторону;

    акт о списании товаров (готовой продукции);

    акт об уценке товаров.

Понятно, что не весь перечень данных документов должен иметься у индивидуального предпринимателя. Например, если проводится дегустация, то нет необходимости запрашивать паспорт рекламного места или утвержденный дизайн-проект, также не будет акта об уценке товаров, если таковая не происходит. В целом в договоре будут указаны различные требования к рекламе в зависимости от ее вида. Однако целесообразно четко определить, какую рекламу заказывает (изготавливает) индивидуальный предприниматель, в самом договоре или в приложении к нему. Эта мера позволит минимизировать риск возникновения судебных споров. Например, утверждение и согласование дизайн-проекта объявления в газете позволит избежать ошибок в наименовании, справочной информации: телефонах, адресах и пр.

Также существенным условием договора оказания рекламных услуг является порядок оплаты услуг.

Особое внимание следует уделить приемке-передаче рекламных услуг. Ее следует осуществлять по акту, несмотря на то, что данный документ не предусмотрен законодательно. Также в самом договоре целесообразно предусмотреть штрафные санкции и (или) соразмерное уменьшение цены, если неправильно указана контактная информация или вследствие ошибки потребители вводятся в заблуждение.

Представительские расходы

Понятие представительских расходов

Представительские расходы - это затраты индивидуального предпринимателя по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества.

К представительским расходам относятся:

    расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц;

    транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

    буфетное обслуживание во время переговоров;

    оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Вместе с тем необходимо отметить, что у индивидуальных предпринимателей может возникнуть множество вопросов о том, что можно, а что нельзя относить к представительским расходам.

Минфин России в Письме от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327 сообщил, что расходы на приобретение продуктов питания, выкладываемых на столе для контрагентов, ожидающих документы, не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 НК РФ, и такие расходы не могут быть включены в состав представительских расходов. Поэтому приобретение кофе, чая, печенья не соответствует понятию представительских расходов. Также Минфин полагает, что расходы на приобретение сувениров нормой налогового законодательства не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов. Это подтверждает и Минфин России (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

Судебная практика. Суды по данному вопросу имеют другую позицию. Например, в части затрат на покупку цветов суды считают, что список представительских расходов (п. 2 ст. 264 НК РФ) не является закрытым (Постановления федеральных арбитражных судов Поволжского округа от 01.02.2005 N А57-1209/04-16, Московского округа от 09.08.2006, 16.08.2006 N КА-А40/7454-06, Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40).

В отношении затрат на алкоголь Минфин заявил, что их можно относить к представительским расходам безотносительно к обычаям делового оборота (Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

Налогообложение представительских расходов

Предприниматель вправе воспользоваться таким правом и уменьшить налоговую базу на затраты по проведению деловых встреч. Естественно, для этого должно соблюдаться общее правило признания расходов: как документальное их подтверждение, так и экономическая обоснованность (ст. 252 НК РФ). В налоговом учете сумма представительских расходов включается в состав прочих расходов только в пределах 4 процентов от затрат фирмы на оплату труда (ст. 264 НК РФ).

Однако для упрощенной системы налогообложения в состав расходов представительские расходы не входят, что может служить дополнительными рисками для индивидуального предпринимателя.

Кроме того, налоговые риски могут возникнуть при проведении неофициальной встречи, например, если индивидуальный предприниматель во время командировки встретился в ресторане с контрагентом, то затраты на ресторанное обслуживание нельзя будет учесть в составе расходов.

Признание представительских расходов

Документами, которые призваны служить для подтверждения представительских расходов, являются:

    приказ об осуществлении расходов на указанные цели;

    смета представительских расходов;

    первичные документы;

    акт об осуществлении представительских расходов, подписанный индивидуальным предпринимателем, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;

    отчет о представительских расходах.

Спорным вопросом является приложение списка приглашенных лиц. Судебная практика дает основания полагать, что данный список не обязателен (Постановление ФАС Уральского округа от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7).

Мнение. Ирина Штукмастер, старший юрист компании "Пепеляев Групп":
Суды также не признают правомерными требования инспекции о представлении дополнительных документов, в частности программы мероприятий, списка состава делегаций с указанием должностей приглашенной стороны, исполнительной сметы на каждую встречу, как не основанные на законодательстве (Определение ВАС РФ от 20.02.2008 N 16343/07).

В отчете о представительских расходах должны быть определены:

    цель представительских мероприятий и результаты их проведения;

    дата и место проведения;

    программа мероприятий;

    состав приглашенной делегации;

    участники принимающей стороны;

    сумма расходов на представительские цели.

Мнения. Ирина Штукмастер, старший юрист компании "Пепеляев Групп":
Отметим, что для предпринимателей, уплачивающих НДС, несмотря на то, что расходы на рекламу являются нормируемыми, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по таким расходам, не нормируются и могут быть приняты к вычету в полном объеме. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10. Суд указал, что системное толкование п. 7 ст. 171 НК РФ в его взаимосвязи с гл. 25 НК РФ позволяет считать, что в рассматриваемом положении речь идет только о нормировании вычетов сумм НДС, уплаченных по расходам на командировку и представительским расходам. Таким образом, к вычетам по иным нормируемым расходам ограничение на вычет НДС не применимо.

Уплата сборов

Понятие сборов

Сбор - это плата, взимаемая с индивидуальных предпринимателей при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами совершать юридически значимые действия. Среди сборов можно выделить государственную и таможенную пошлину.

Индивидуальные предприниматели должны уплачивать сборы в следующих случаях:

    при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

    при участии в судах в качестве истца;

    при обращении за совершением нотариальных действий;

    при выдаче дубликатов документов, выписок и т.п.;

    при апостилировании документов;

    при иных юридически значимых действиях.

Учет сборов в составе расходов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом РФ установлены размеры и особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств.

Индивидуальные предприниматели могут учесть сборы в размере, установленном в налоговом законодательстве.

Бывают случаи, когда индивидуальный предприниматель заключает договор со сторонней организацией. Например, физическое лицо регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляет регистрацию не самостоятельно, а обращается в юридическую компанию. В этом случае сумму сбора необходимо учесть в составе расходов, которые будут учитываться при уплате налога по упрощенной системе или оплате труда. А сумму оказанных юридических и консультационных услуг учитывают отдельно.

При применении общей системы налогообложения согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы сборов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, то в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством, признаются в качестве расходов. Услуги сторонних организаций будут рассматриваться в качестве расходов на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Уплата сборов и возврат сборов

Сборы считаются уплаченными на основании платежных документов, подтверждающих уплату сборов.

Вместе с тем бывают случаи, когда индивидуальный предприниматель не в состоянии уплатить сборы. Например, индивидуальный предприниматель подает исковое заявление в суд, однако не имеет достаточных средств для оплаты государственной пошлины. Согласно ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей уплате им государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату. Статистика по отдельным регионам показывает, что число удовлетворенных ходатайств об отсрочке или рассрочке по уплате государственной пошлины значительно превышает число удовлетворенных просьб об уменьшении государственной пошлины. В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 указано, что суд не может отказать в удовлетворении ходатайства истца, если тот доказал недостаточность у него средств для уплаты пошлины. Таким образом, для уменьшения размера госпошлины индивидуальный предприниматель должен представить сведения об отсутствии денежных средств для уплаты пошлины на счетах, а также о тяжелом имущественном состоянии. В случае уплаты пошлины в меньшем размере индивидуальный предприниматель в расходах учитывает реально оплаченную пошлину.

При этом при выигрыше дела в суде пошлина может быть возвращена. Согласно п. 2 ст. 129 АПК РФ при вынесении определения о возвращении искового заявления арбитражный суд решает вопрос о возврате из федерального бюджета государственной пошлины, уплаченной истцом. Для возврата пошлины на основании п. 3 ст. 333.40 НК РФ компания должна подать в суд, в котором рассматривалось дело, заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К заявлению необходимо приложить: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. Также прикладываются подлинные платежные документы (поручения и квитанции, подтверждающие уплату государственной пошлины).

Нотариальные услуги

Понятие нотариальных услуг

Нотариальные услуги представляют собой деятельность непосредственно нотариусов по удостоверению юридических фактов (сделок, договоров, завещаний и т.д.), оформлению наследственных прав, свидетельствованию документов и выполнению других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и обязанностей и предупреждение возможного нарушения их в дальнейшем. В качестве конкретных примеров нотариальных услуг можно назвать: составление проектов документов, изготовление копий документов и выписок из них, представление заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствующий орган и т.д.

Учет платы за нотариальные услуги

Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление учитывается для целей налогообложения. В общей системе налогообложение основанием является пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ. Причем в п. 39 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не признаются расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также могут уменьшить полученные доходы на расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов на основании пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Для того чтобы исключить риски, следует принимать в расходах на нотариальные услуги затраты в пределах тарифов, установленных законодательно. Данная позиция подтверждается и мнением Минфина. Независимо от того, предусмотрена обязательная нотариальная форма сделки или нет, расходы в виде платы частному нотариусу в размере, превышающем установленные нотариальные тарифы, не учитываются при налогообложении прибыли и при расчете налога по упрощенной системе налогообложения "доходы минус расходы". Основанием является п. 39 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.05.2005 N 03-03-01-04/2/91).

Однако следует обратить внимание на другое Письмо Минфина России - от 10.06.2009 N 03-05-06-03/25, в котором ведомство рассматривает ситуацию, когда нотариус взыскал дополнительную плату за "услуги правового характера". За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размерах, установленных в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ о нотариате. Согласно ст. 23 Основ о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Таким образом, уплаченные денежные средства за оказание услуг правового и технического характера также могут быть учтены в расходах как при общей системе налогообложения, так и при "упрощенке" "доходы минус расходы". Однако нотариус должен отдельно выделить плату за эти действия, указав, что индивидуальный предприниматель осуществил расходы на правовые услуги.

Возникает необходимость подтверждения производственных целей с помощью наличия следующих признаков предпринимательской деятельности:

    обращение к нотариусу с целью регистрации заявления индивидуального предпринимателя;

    изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации (например, регистрация у нотариуса сделки по приобретению офисного помещения);

    взаимосвязанность всех совершенных индивидуальным предпринимателем в определенный период времени сделок с фактом извлечения прибыли (например, удостоверение учредительных документов для открытия счета или участия в тендере для дальнейшего извлечения прибыли);

    устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами (например, представление контрагентам заверенных копий документов).

Однако в целом в налоговом законодательстве не определен перечень производственных целей, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель может пользоваться услугами нотариуса. Возможно, в этой связи индивидуальному предпринимателю в каждом случае придется доказывать производственный характер затрат.

Признание оплаты услуг нотариуса

Следует отметить, что до 1 июля 2010 г. унифицированная форма бланка отчетности нотариусов отсутствовала. В этой связи МНС России в Письме N 33-0-11/285@ рекомендовало использовать документ, составленный в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в котором должно быть указано о совершении нотариального действия и размере его тарифа. С 1 июля 2010 г. в нотариальное делопроизводство нотариусов вводится бланк единого образца, имеющий определенные степени защиты. Он применяется при совершении ими юридически значимых действий, оформляемых в нотариальном порядке (Информационное письмо Федеральной нотариальной палаты от 04.03.2010 N 417).

При этом нотариальные услуги не должны подтверждаться чеком. Письмом от 14.04.2004 N 33-0-11/285@ МНС России разъяснило, что положения ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий, не распространяются.

В качестве производственных документов достаточно иметь бланк, полученный от нотариуса, в котором отражены сумма оплаты и вид нотариальных действий.

Покупка программного обеспечения

Понятие программного обеспечения

В Гражданском кодексе РФ содержится определение понятия "программа для электронно-вычислительной машины" (программа для ЭВМ), под которой понимается "представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования электронно-вычислительной машины и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения".

Учет приобретения программного обеспечения

В соответствии с положениями Налогового кодекса к нематериальным активам относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных.

В Письме от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88 Минфин России рассматривает вопрос признания данных расходов при применении общей системы налогообложения. В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных. Расходы по внедрению и доработке программного продукта для ЭВМ также учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Кроме того, возможность признания расходов на покупку программ ЭВМ предусмотрена для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.16 в расходах признаются расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком.

Однако индивидуальные предприниматели иногда сталкиваются с желанием налоговых органов нормировать данные расходы. Вместе с тем эти выводы могут быть опровергнуты в суде. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 N 09АП-9427/2010-ГК, 09АП-9429/2010-ГК суд указал, что суд первой инстанции не имел права устанавливать размер компенсации, определяя стоимость для программ ЭВМ. Также в Постановлении ФАС МО от 17.06.2009 N КА-А40/5421-09 суд признал, что налогоплательщик правомерно учитывал расходы по договорам на передачу неисключительных прав на программы для ЭВМ.

Мнение. Ольга Горбатова, бухгалтер GSL Law & Consulting:
В соответствии со ст. 221 НК РФ состав расходов индивидуальных предпринимателей, на которые они могут уменьшить полученные доходы, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Официальная позиция Минфина России заключается в том, что расходы на приобретение программ (если в договоре срок передачи неисключительных прав не установлен) нужно учитывать равномерно. Налогоплательщик сам устанавливает срок, в течение которого будут учитываться расходы на приобретение таких программ. В то же время есть письма Минфина России и УФНС, в которых они высказывают противоположную точку зрения, указывая на то, что при приобретении программ по договорам, в которых не оговорен срок передачи неисключительных прав, расходы можно учесть единовременно:
1. Расходы нужно распределить (Письма Минфина России от 29.01.2010 N 03-03-06/2/13, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/185, от 27.11.2007 N 03-03-06/1/826, от 07.06.2007 N 03-03-06/1/366, от 21.02.2007 N 03-03-06/2/37).
2. Расходы можно учесть единовременно.
3. Расходы не нужно распределять (Письма Минфина России от 06.02.2006 N 03-03-04/1/92, УФНС России по г. Москве от 28.06.2005 N 20-12/46408 "О порядке учета для целей налогообложения прибыли затрат на приобретение неисключительного права на пользование программным продуктом", Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2009 N КА-А40/6263-09 по делу N А40-92124/08-128-107).

Признание покупки программ ЭВМ

Индивидуальным предпринимателям следует обратить особое внимание на то, что в законодательстве предусмотрены административные и уголовные (ст. ст. 146, 272, 273 УК РФ) санкции за незаконное использование программного обеспечения. В указанных случаях законодательством предусмотрена ответственность в виде: штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Индивидуальным предпринимателям в рабочем процессе следует использовать программное обеспечение, приобретенное исключительно на основе лицензионного договора.

Собственник программного обеспечения имеет исключительное право на него. Указанные выше права на программное обеспечение могут быть переданы его собственником другому лицу либо организации частично либо в полном объеме. В случае полной передачи прав на программное обеспечение такая передача осуществляется на основании договора об отчуждении исключительного права на программное обеспечение. Однако в случае частичной передачи также следует заключить договор. В практике возможно заключение сублицензионного договора, по которому приобретатель прав на программное обеспечение при наличии на то письменного согласия его собственника предоставляет право использования программы другому лицу (лицам), при этом оставаясь ответственным за его действия перед собственником. В лицензионный договор должно быть включено название конкретной программы, права на которую предоставляются, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на программу. Кроме того, в договоре целесообразно указать, на какой срок предоставляется программное обеспечение и где оно может быть использовано.

Программное обеспечение может быть передано по акту приемки-передачи. В договоре и акте приемки-передачи следует прописать способ передачи программы, например на диске или путем предоставления доступа для скачивания программы через интернет-ресурс.

Сами затраты следует подтверждать платежными документами.

К нормируемым относятся следующие расходы.

  • 1. Потери и недостачи товарно-материальных ценностей. Пункт 7 ст. 254 НК РФ, содержащей перечень материальных расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, установлено, что к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери, потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке (естественная убыль) товарно-материальных ценностей обусловлены физико-химическими характеристиками этих ценностей. К естественной убыли не относятся потери ценностей при хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации и повреждением тары.
  • 2. Командировочные расходы относятся на расходы, учитываемые при налогообложении, если они обусловлены производственной необходимостью. К ним относятся затраты:
    • o на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
    • o наем жилого помещения и оплата дополнительных услуг, оказываемых гостиницей (связь, сейфовая ячейка и т.д.);
    • o оформление и выдача виз, паспортов, приглашений и иных документов;
    • o суточные в пределах норм, утверждаемых локальным приказом руководителя организации;
    • o прочие расходы (пользование в поездах постельным бельем, услугами носильщика, камерой хранения, залом ожидания).

День приезда и день отъезда рассматриваются как два дня независимо от времени отправления (прибытия).

  • 3. Расходы на компенсацию работникам использования для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов включаются в налоговую базу в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ № 92 от 08.02.2002. При этом в нормах учтено возмещение затрат по эксплуатации, а именно: сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт. Размер компенсации может зависеть от интенсивности использования личного автомобиля для служебных поездок. Однако правительственные нормативы дифференцируются только в зависимости от рабочего объема двигателя, например: до 2000 куб. см - 1200 рублей в месяц, свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц, мотоциклы - 600 руб. в месяц.
  • 4. Представительские расходы - это затраты организации по официальному приему и обслуживанию как отечественных, так и иностранных представителей, прибывших в целях установления и поддержания взаимовыгодных отношений, а также участников заседаний совета директоров. В протоколе встречи должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, участники со стороны организации, величина расходов. К представительским расходам не относятся расходы по организации развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболевания.

В течение отчетного (налогового) периода представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов на оплату труда за этот же период.

5. Расходы на рекламу производимых или реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с целью получения коммерческого результата законодательством нормированию не предусмотрены. Однако расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов и подарков во время проведения массовых рекламных компаний, а также на иные не указанные виды рекламы в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (ст. 249 НК РФ).

  • o расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;
  • o расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • o расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • o суммы уценки товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
  • 6. Расходы па страхование имущества - это платежи по добровольному и обязательному страхованию.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Если тарифы не утверждены, то расходы включаются в размере фактических затрат.

Расходы на добровольное страхование имущества также включаются в прочие расходы, но налоговым законодательством определены только следующие виды добровольного страхования имущества:

  • o средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованных;
  • o грузов;
  • o основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного производства;
  • o рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
  • o товарно-материальных запасов;
  • o ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством РФ;
  • o другие.
  • 7. Расходы по добровольному страхованию работников. Современные трудовые отношения и, соответственно, трудовые договора невозможны без такой существенной статьи затрат, как страхование. Страховые взносы в зависимости от видов страхования и назначения могут относиться к расходам на оплату труда и к прочим расходам.

К расходам на оплату труда в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ относятся страховые выплаты по договорам:

  • o долгосрочного страхования жизни, если такие договора заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этого срока не предусматривают страховых выплат в пользу застрахованного лица;
  • o пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;
  • o добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;
  • o добровольного личного страхования, заключаемым на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, уплачиваемых по данным договорам учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда.

Другие виды добровольного страхования работников (жизни, безработицы и т.д.) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщикам медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемые исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб. в год, рассчитанной как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам к количеству застрахованных работников.

8. Проценты по долговым обязательствам.

Под долговыми обязательствами понимаются товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их составления.

При определении расходов, принимаемых к учету по долговым обязательствам, используется один из двух способов расчета предельного размера расходов, предусмотренный п. 1 ст. 269 НК РФ. Этот способ должен быть зафиксирован в учетной политике.

1. При применении первого способа используется средний уровень процентов по сопоставимым кредитам. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в одинаковой валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов (физических или юридических лиц), считаются несопоставимыми.

  • 2. При применении второго способа предельный размер процентов принимается равным ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза по долговым обязательствам в рублях или равным 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.
  • 3. В случае если заемщик - российская организация имеет задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией (заимодавец), которая владеет (прямо или косвенно) более чем 20% уставного (складочного) капитала заемщика - российской организации, или российская организация, признается аффилированным лицом указанной иностранной организации, то к расходам в целях налогообложения, принимается часть фактически начисленных процентов, рассчитываемых в следующем в порядке:
    • o налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления непогашенной контролируемой задолженности на размер собственного капитала, соответствующей доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном капитале российской организации, и деления полученного результата на три.

При определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам.

  • 9. Расходы па приобретение права на земельные участки подразделяются на:
    • o приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках;
    • o приобретение права, на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды.

По выбору налогоплательщика эти расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке: инвентаризация нормируемый социальный налог

  • 1) сумма расходов признается равномерно в течение срока, который не должен быть менее пяти лет, либо признается расходами в размере, не превышающем 30% исчисленной налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения. Для расчета предельных размеров расходов, налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов на приобретение права на земельные участки. Если земельные участки приобретаются на условиях рассрочки, срок которой превышает 5 лет, то такие расходы признаются равномерно в течение срока, установленного договором;
  • 2) сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежит включению в состав прочих расходов с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права. Если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит государственной регистрации, то расходы на приобретение права аренды признаются расходами равномерно в течение срока действия этого договора аренды.
  • 10. Расходы при реализации товаров или имущественных прав.

В соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ при реализации товаров или имущественных прав организация имеет право при получении отрицательного результата (расходы, связанные с реализацией превышают доходы от этой реализации) включать в состав прочих расходов сумму полученного убытка равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком использования этого имущества.

К нормируемым для целей налогообложения расходам можно отнести следующие расходы:

  • представительские расходы (ст. 264 НК РФ);
  • расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на добровольное страхование работников (ст. 255 НК РФ);
  • расходы на создание резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
  • расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ);
  • расходы на формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).

Разницы между БУ и НУ нормируемых расходов признаются положительными постоянными разницами , так как эти расходы признаются в НУ частично, а в БУ в полной мере.

Рассмотрим налоговый учет некоторых из перечисленных нормируемых расходов.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам

относятся расходы организации па официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. К представительским расходам относятся: расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетное обслуживание во время переговоров, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и т.п.

В БУ представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав расходов полностью.

В НУ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Представительские расходы признаются в БУ и НУ на дату первичных документов, подтверждающих расходы, независимо от срока оплаты расходов (для организаций, применяющих метод начисления).

НК РФ не устанавливает требований к перечню и формам первичных документов, подтверждающих обоснованность представительских расходов. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-Р был утвержден план мероприятий «Совершенствование налогового администрирования», включающий мероприятия по сокращению количества документов, подтверждающих при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль представительские расходы (п. 10 разд. IV). Во исполнение данного пункта Минфином России было разъяснено, что «подтверждающим обоснованность представительских расходов, может быть отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем организации. При этом все расходы, перечисленные в отчете о представительских расходах, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами» (см. письмо Минфина от 10.02.2014 № 03-03-P3/16288).

Поэтому первичными документами, подтверждающими в НУ представительские расходы, могут быть: акт, накладная счет, авансовый отчет работника.

Сумма представительских расходов, учитываемая при расчете налога на прибыль, рассчитывается в течение налогового периода нарастающим итогом.

Пример 4.18

В ООО «Орион» представительские расходы и расходы на оплату труда за девять месяцев и 12 месяцев 2014 г. составили 522 тыс. руб. и 623 гыс. руб. соответственно. Расчет предельного размера представительских расходов приведен в табл. 4.18.

Таблица 4.18

Расчет суммы представительских расходов

Как видно из таблицы, за девять месяцев 2014 г. фактическая сумма представительских расходов в НУ не может превышать 348 000 руб. За 12 месяцев 2014 г. в НУ можно учесть всю сумм представительских расходов.

  • эфирные справки при размещении рекламы на радио и телевидении;
  • скриншоты при размещении рекламы через интернет-ресурсы;
  • фотографии наружной рекламы и т.п.

Пример 4.19

ООО «Орион» произвело в 2015 г. нормируемые рекламные расходы в сумме 80 000 руб. Выручка без НДС составила 5 000 000 руб.

Сумма расходов, признаваемых в НУ: 5 000 000 х 1% = 50 000 руб.

ООО «Орион» на отчетную дату 30 июня 2015 г. имеет непогашенную дебиторскую задолженность в сумме 15 670 тыс. руб.

Шаг 1. Расчет максимальной суммы резерва приведен в табл. 4.19.

Таблица 4.19

Шаг 2. Расчет предельной суммы расхода на формирование резерва. По данным налогового учета выручка, рассчитанная по правилам ст. 249 НК РФ, за период с 1 января по 30 июня 2015 г. составила 73 550 тыс. руб. (с НДС). Предельная величина резерва, включаемого во внереализационные расходы при расчете налога на прибыль, составляет: 73 550 х 10% = 7 355 тыс. руб.

В БУ резерв по сомнительным долгам может создаваться по правилам, отличающимся от правил, установленных НК РФ. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам в БУ устанавливается организацией в УП для бухгалтерского учета.

При наличии разниц меду расходами на создание резерва по сомнительным долгам между БУ и НУ отражается временная разница: положительная (если расход на резерв в НУ меньше расхода в БУ) или отрицательная (если расход на резерв в НУ меньше расхода в БУ). Для устранения разниц организации следует сблизить учетные политики для БУ и НУ.

  • В соответствии с и. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, условно можно разделить на ненормируемые и нормируемые. Список ненормируемых рекламных расходов является закрытым.Они признаются налогоплательщиком в размере фактических затрат. К ненормируемым расходам относятся следующие затраты: распространение рекламы через СМИ; размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин,выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов;
  • 50% сомнительного долга - по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней; не создаются - но сомнительной задолженности до 45 дней. Шаг 2. Рассчитывается предельная сумма расхода на формированиерезерва, исходя из выручки с НДС за отчетный период. Сумма резервов не может превышать 10% от выручки (с НДС) отчетного периода. Выручка рассчитывается исходя из всех поступлений(в денежной или натуральной форме), связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, иное имущество либо имущественныеправа (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Не все расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, принимаются в размере фактических затрат. Некоторые из них уменьшают налоговую базу только в пределах нормативов. К нормируемым расходам по налогу на прибыль можно, в частности, отнести:

  • расходы на добровольное страхование работников (п. 16 ст. 255 НК РФ);
  • расходы на НИОКР (ст. 262 НК РФ);
  • представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на создание (п. 4 ст. 266 НК РФ);
  • расходы на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ);
  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам по контролируемым сделкам и (ст. 269 НК РФ);
  • расходы на создание резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).

Указанные выше расходы нормируются в соответствии с порядком, предусмотренным в НК. Существуют и отдельные виды затрат, учитываемые по нормативу, который устанавливается иными нормативными актами.

Так, к примеру, в составе материальных расходов учитываются потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли. Эти нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 №814 .

Рекламные расходы: нормируемые и ненормируемые

Расходы на рекламу - это затраты на распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информации, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ).

НК в целях расчета налога на прибыль подразделят расходы на рекламу на те, которые учитываются в размере фактических сумм, и те, которые принимаются только по нормативу (нормируемые расходы).

Ненормируемые рекламные расходы

К рекламным расходам, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль по налогу на прибыль в размере фактических затрат, относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

Нормируемые рекламные расходы в 2016 году

В состав нормируемых расходов на рекламу относятся все иные расходы на рекламу, не перечисленные выше, включая затраты на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний.

Ряд расходов предприятия учитывают в ограниченном размере с учетом предельной величины, определенной законодательством в НК РФ и постановлениях Правительства. Порядок нормирования зависит от вида расходов и устанавливается в фиксированной сумме или процентном отношении от величины выручки, оплаты труда. В статье расскажем про учет нормируемых расходов, дадим советы по расчету.

Виды используемых нормируемых расходов

При возникновении у предприятия расходов, относящихся к нормируемым, учет осуществляется особенно тщательно. Верность расчетов исключает занижение налога на прибыль. Ряд расходов встречаются практически у всех предприятий.

Вид расходов Размер нормы расхода
Пенсионное и личное страхование наемных работников 12% от фонда оплаты труда
Медицинское страхование работников 6% от фонда оплаты труда
Замена бракованных периодических изданий 7% от стоимости тиража
Убыль печатной продукции 10% от стоимости тиража
Отдельные виды рекламы 1% от суммы выручки
Представительские нужды 4% от фонда оплаты труда
Резервы по сомнительным долгам Ст. 266 НК РФ

В особом порядке учитываются отдельные виды расходов:

  • Уплачиваемых за нотариальное оформление документов, учитываемая в размере установленных законодательством тарифов.
  • Затрачиваемых на НИОКР в виде других расходов в зависимости от оплаты труда и сумм, направляемых на формирование фондов от суммы реализации.
  • Направляемых на содержание транспорта в размере норм, установленных Правительством.
  • Возникших в виде потерь от естественной убыли в пределах норм, определенных Правительством.

Нормы, устанавливаемые НК РФ, ведомственными актами или постановлениями Правительства, регулярно пересматриваются. До применения нормативов определяется их актуальность.

Нормирование в учете предприятия

Нормирование расходов используется в налоговом учете . Условия принятия и списания расходов для целей бухгалтерского учета не зависят от их размера. Согласно ПБУ 10/99, расходы для принятия в бухучете должны быть подтверждены и экономически оправданы. Читайте также статью: → “ ». При соответствии показателя требованиям расходы принимаются полностью, в сумме понесенных затрат.

В налогообложении используются ненормируемые расходы, учитываемые в полном размере и нормируемые, имеющие ограничения в установленных пределах. Расходы учитываются для снижения облагаемой базы по прибыли. В преимущественном большинстве случаев нормируются прочие расходы. В учете возникают разницы, рассчитываемые в соответствии с ПБУ 18/02.

Нормирование расхода тепловой энергии

Потребление тепловой энергии используется для производственных и управленческих нужд предприятия. Величина поставляемого энергоносителя определяется техническими требованиями оборудования котельных и обслуживающих инженерных сетей. Стоимость потребления определяется по объему поставки и тарифам производителя энергии, закрепляемая договорными условиями.

При заключении договора рассчитывается плановая потребность предприятия, величина поставки определяется фактическим потреблением. В учете предприятия могут возникать потери энергоносителя в процессе транспортировки и хранения. Потери учитываются в размере норм естественной убыли, определяемых постановлением Правительства (п.7 ст. 254 НК РФ).

Учет затрат при использовании автомобиля

Эксплуатация транспорта требует несения текущих расходов и затрат, связанных с ремонтом техники. Расходы учитываются по транспорту, находящемуся в собственности организации, полученному по договору аренды или лизинга при условии принятия техники в эксплуатацию или на забалансовый учет. В учете ИП используют личные транспортные средства лица, расходы по которому учитываются в затратах при условии использования их в получении дохода.

Вид расхода Как определяется
Топливо Нормы устанавливаются распоряжением Минтранса. Расход определяется в зависимости от сезонности, масштаба города и повышающих коэффициентов с учетом года выпуска
ГСМ Нормы определяются Минтрансом и предприятием в зависимости от интенсивности эксплуатации. Читайте также статью: → “ ».
Расходы на ремонт На предприятии создается резерв на ремонт основных средств в соответствии со ст. 324 НК РФ
Компенсация в связи с использованием арендуемого служебного транспорта Суммы выплачиваются в размере норм (п. 1 пп. 11 ст. 264 НК РФ), установленных в зависимости от объема двигателя техники

Предприятия должны отразить в приказах нормы расходования, определить круг ответственных лиц, контролирующих затраты.

Учет расходов по командировочных поездкам

Взаимосвязи предприятий с партнерами других регионов требуют проведения переговоров, личного обсуждения контрактов и прочих оснований служебных поездок. При исполнении служебного задания предприятие несет затраты, часть из которых относятся к нормируемым. В составе затрат учитываются:

  • Стоимость проезда к месту исполнения служебного задания.
  • Плата за проживание в гостинице, оформление дополнительных документов.
  • Суточные и полевые расходы. Выплаты работникам не нормируются и учитываются при налогообложении в полном размере (пп.12 п.1 ст. 264 НК РФ).

При начислении суточных учитывают положение п.3 ст. 217 НК РФ. Суммы, начисленные свыше 700 рублей в день по командировкам внутри страны, не относятся к компенсационным выплатам, считаются доходом работника и облагаются налогами.

Нормирование процентов по займам и кредитам

Проценты по долговым обязательствам обычных сделок учитываются в полном объеме. Нормирование расходов предусмотрено для контролируемых сделок и договоров между взаимозависимыми лицами. В составе расходов учитываются размер фактической процентной ставки по договору либо ключевой ставки ЦБ РФ при превышении величины норматива. Порядок учета определен в ст. 269 НК РФ.

При наличии у предприятия контролируемых или неконтролируемых сделок порядок списания расходов определяются самостоятельно. Учет расходов в налогообложении зависит от метода учета. При кассовом методе включение в состав производится в момент оплаты, при начислении – в последний день отчетного периода.

Нормирование рекламных мероприятий предприятия

  • Мероприятия рекламного характера в форме информационного оповещения через СМИ и коммуникационные системы.
  • Наружная световая реклама, установка щитов и стендов.
  • Обеспечение выставок, демонстрационных залов, печати рекламной продукции, участия в экспозициях и аналогичные формы.

Виды рекламы, не указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ и затрачиваемые на приобретение призов при проведении рекламных мероприятий, должны учитываться в составе нормируемых затрат. Предельная сумма установлена в размере 1% от суммы, полученной от реализации в отчетном или налоговом периоде.

Пример расчета расходов

Предприятие «Визит» провело рекламную акцию для продвижения продукции в форме выставки. Общая стоимость затрат составила 250 000 рублей. В ходе мероприятия были предоставлены призы за конкурс на знание истории создания продукции в сумме 10 000 рублей. Выручка в учетном периоде составила 150 000 рублей. В учете предприятия «Визит» производятся операции:

  1. Определили величину ненормируемых затрат: 250 000 – 10 000 = 240 000 рублей;
  2. Произвели расчет допустимой нормы расходов: 150 000 х 1% = 1 500 рублей.
  3. Вывод: сумма расходов, принимаемых на учет, составила 241 500 рублей.

Нормирование представительских расходов

Предприятия несут расходы по переговорам с компаньонами или потенциальными партнерами, приему, доставке лиц и их размещению. Перечень допустимых расходов установлен в п.2 ст. 264 НК РФ. Для подтверждения расходов необходимо обеспечить подробный учет.

Учетная операция Документальное оформление
Утверждение перечня затрат, используемых для представления интересов компании Приложение к приказу об учетной политике
Издание приказа На каждый прием или переговоры приказ составляется отдельно
Утверждение перечня затрат Составляется смета
Заключение договора с поставщиком работ, услуг В документ вносится подробное описание предоставляемых услуг или работ
Подтверждение исполнения договора Оформляются акт, накладная и прочие формы
Представление отчета на утверждение руководителю Отчет о мероприятии включает цель, время, место проведения, программа, состав лиц, стоимость постатейно
Расчет нормируемых затрат Производится в соответствии с фондом оплаты труда

Размер нормы имеет ограничение в пределах 4% от ФОТ. Списание расходов производится в течение налогового периода по расчету прибыли – календарного года пропорционально норме.

Пример расчета нормы расходов

Предприятие «Крона» подготовило конференц-встречу с партнерами с целью переговоров по условиям контрактов. Стоимость расходов составила 20 000 (включая НДС 3050,85) рублей на проведение мероприятия. Предприятие представляет квартальную отчетность по налогу на прибыль. Величина фонда оплаты труда за 1 квартал 2016 года составила 200 000 рублей. В учете предприятия «Крона»:

  1. Определили размер нормы расходов: 200 000 х 4% = 8 000 рублей;
  2. Вычислили сумму, не учитываемую в расходах: 20 000 – 8 000 = 12 000 рублей;
  3. Определили сумму НДС для применения вычета: 8 000 х 18/118 = 1220,34 рублей.
  4. Вывод: в составе расходов 1 квартала 2016 года учитывается сумма 8 000 рублей, вычет по НДС за 1 квартал – 1220,34 рублей.

Учет НДС по нормируемым расходам

В учете имеется взаимосвязь между налогами НДС и прибыли. К вычету принимаются налог, представленный поставщиком по расходам, учитываемых в налогообложении прибыли. Законодательством установлено, что вычет по НДС в пределах нормы применяется только в отношении командировочных и представительских расходов (п.7 ст. 171 НК РФ).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...