Нормативный метод затрат на конкретном примере. Нормативный метод


" № 11/2017

Как известно, значения нормативов затрат должны утверждать органы власти. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)?

Кто рассчитывает нормативные затраты при формировании задания?

Бюджетное законодательство отводит органам-учредителям ключевую роль в процессе формирования государственных (муниципальных) заданий и установления нормативов затрат на оказание услуг и выполнение работ. Именно органы власти должны утверждать конкретные значения нормативов. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)? Давайте разбираться.

Нормативный принцип финансирования сегодня распространился на всю деятельность учреждений. Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ нормативные затраты должны рассчитываться в отношении государственных и муниципальных услуг. Правила применения таких нормативов устанавливаются в порядках формирования и финансового обеспечения выполнения задания, утверждаемых Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией, при этом должны соблюдаться общие требования, определенные федеральными министерствами в своих сферах регулирования. Но использовать нормативы можно и в отношении работ – если такое решение принял орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Во многих случаях (в отношении как федеральных учреждений, так и учреждений регионального и муниципального уровня) данное решение принимается.

Между тем в правовых актах зачастую оговаривается лишь момент утверждения нормативов. В частности, в п. 22 Положения , принятого Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640), сказано: значение базового норматива затрат на услугу утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в установленной сфере деятельности. А, например, в п. 17 Порядка , принятого Постановлением правительства Красноярского края от 09.09.2015 № 539-п, прописано, что для краевых бюджетных и автономных учреждений значения базового норматива затрат на услугу утверждают соответствующие органы-учредители.

И все-таки учредитель или учреждение?

Но «на местах» встречаются примеры, где точно определен круг исполнителей, задействованных в расчете нормативов. Так, в Кусинском муниципальном районе Челябинской области для подведомственных учреждений культуры и дополнительного образования детей нормативные затраты должно рассчитывать управление культуры. А в г. Полярные Зори (Мурманская область) для муниципальных образовательных учреждений нормативные затраты на услуги определяет отдел бухгалтерского учета и отчетности местной администрации. Правда, во втором документе отмечается, что для этого требуются предварительные расчеты и информация, подготовленные подведомственными муниципальными учреждениями.

Но иногда учреждения становятся главными участниками процесса – им полностью передается обязанность по расчетам. Так произошло, к примеру, в Любимском муниципальном районе Ярославской области . Здесь, правда, регулировался порядок определения норматива на работы: исходя из опыта прошлых лет, автономное учреждение должно было использовать для определения норматива структурный метод.

Федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания в правовых актах конкретных исполнителей.

В данном случае передача подведомственному АУ обязанности по расчету вполне понятна: нормативы «создаются» лишь в отношении одного учреждения и оно лучше, чем учредитель, знает структуру своих затрат. А вот схема, когда функцией по расчету нормативов наделяются подведомственные учреждения и их у органа-учредителя много, выглядит сложнее. Рассмотрим, как она устроена, на примере Красногорска Московской области.

В порядке, утвержденном в городском поселении , сказано, что базовый норматив затрат муниципальное учреждение рассчитывает, исходя из затрат, необходимых для оказания единицы услуги с соблюдением заданного качества ее оказания. Руководитель учреждения должен направить в городскую администрацию письменное обращение о рассмотрении базового норматива затрат на оказание услуги на очередной финансовый год и приложением расчета и другой сопутствующей информации. Рассматривает присланные документы и проверяет расчеты отдел ценообразования и социально-экономического прогноза финансово-экономического управления администрации. Если расчет прошел проверку, уполномоченный орган подготавливает проект соответствующего постановления администрации, который сначала согласовывается по отраслевой линии, а потом подписывается главой городского поселения.

По данным официального сайта bus.gov.ru на конец октября 2017 года, в Красногорске действует 90 муниципальных учреждений. И согласно рассматриваемому правовому акту большинство из них (те, которые получают муниципальные задания) должны присылать органу-учредителю свои расчеты. Если на основе каждого расчета утверждаются свои значения нормативов, последние имеют индивидуальный характер (в документе говорится о проверке полученных данных, а не обобщении и выведении итогового норматива, единого для всех подведомственных учреждений).

Как бы то ни было, из анализа документов можно сделать следующий вывод. Конкретные исполнители, на плечи которых ложатся расчеты нормативных затрат, могут быть определены в нормативном акте, изданном в регионе или муниципальном образовании (например, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания или порядке расчета нормативных затрат). Если в нем указано учреждение – выполнять это требование необходимо.

Как еще учреждение может участвовать в расчетах?

Впрочем, федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания конкретных исполнителей. Общие требования к определению нормативных затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг, утвержденные федеральными министерствами в своих сферах регулирования , предполагают использование органами власти нескольких методов расчета. Некоторые из них предусматривают вовлечение подведомственных учреждений в данный процесс.

В частности, если ведется на основе стандартов оказания услуг (а это приоритетный метод), потребуются значения натуральных норм, установленные правовыми актами, ГОСТ, СНиП, СанПиН, порядками и регламентами предоставления услуги. Всю эту информацию можно получить от учреждений (тем более что в настоящее время она должна быть включена в план финансово-хозяйственной деятельности в составе обоснований плановых показателей по выплатам). Если же используется метод наиболее эффективного учреждения, орган-учредитель, выбрав такое учреждение, может передать ему работу по проведению предварительных расчетов, на основе которых в дальнейшем и будет утверждено значение базового норматива затрат.

В любом случае в процесс расчета нормативных затрат вовлекаются и соответствующие подразделения органа-учредителя, и подведомственные учреждения. В какой форме будут задействованы последние – зависит от правовой базы, сформированной «на местах», и видения данного процесса учредителем.

«Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания».

«Порядок формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

См. Постановление администрации Кусинского муниципального района от 22.11.2016 № 258 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальными бюджетными учреждениями культуры Кусинского муниципального района и муниципальными бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования детей Кусинского муниципального района муниципальных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества».

См. Постановление администрации г. Полярные Зори от 20.10.2015 № 1155 «О порядке расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования муниципальными учреждениями».

См. Постановление администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 18.01.2016 № 09-0154/16 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение работ и общехозяйственные нужды муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Наш край» на 2016 год».

См. Постановление администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 14.12.2015 № 1545 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями городского поселения Красногорск».

См., например, приказы Минобрнауки РФ от 22.09.2015 № 1040, Минтруда РФ от 13.07.2015 № 445н, Минкультуры РФ от 09.06.2015 № 1762.

Пункт 11 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Нормативный метод калькулирования (standart costing) удобно применять на тех предприятиях, где процесс производства состоит из повторяющихся однородных операций. Например, при механической сборке в автомобильной, обувной, швейной промышленности. Применение позаказного и попроцессного методов, как правило, на таких предприятиях нецелесообразно.

Обычно эти предприятия имеют массовый, крупносерийный и мелкосерийный характер производства.

Объектом калькулирования является изделие или группа однородных изделий.

Применение нормативного метода основано на предварительном составлении нормативной калькуляции по действующим нормам, учете изменений норм и отклонений от действующих норм.

Применение этого метода также происходит в несколько этапов.

Прежде чем начать производство, необходимо разработать нормы расхода материалов, нормы трудоемкости, ценовые нормативы, нормы накладных расходов и т.д. На основе этих норм составляется нормативная калькуляция на каждую деталь или группу однородных деталей. Далее составляется калькуляция узлов, агрегатов и т.д. В итоге получается нормативная калькуляция всего изделия. В расчет не включаются общехозяйственные расходы. Поэтому калькуляция составляется в пределах производственной себестоимости.

Изменение норм в течение отчетного периода влечет за собой пересчет остатков незавершенного производства. Такой пересчет производится и тогда, когда нормы меняются с начала месяца. Это необходимо для того, чтобы нормативная стоимость незавершенного производства соответствовала нормативной калькуляции, рассчитанной по новым нормам для следующего отчетного периода.

Другим неотъемлемым объектом учета в процессе производства является отклонение от норм. Все производственные расходы документируются по нормам и отклонениям от норм. Это позволяет проводить анализ отклонений, выявлять их причины и виновников.

Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляется в карточках или оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции. По выявленным отклонениям составляются ведомости, в которых указываются вид отклонений, место возникновения отклонений, количество отклонений, отклонения на единицу продукции и на весь выпуск.

В бухгалтерском учете готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 "Готовая продукция" по фактической производственной себестоимости. Но на аналитических счетах по отдельным видам продукции учет может вестись по учетным ценам, в том числе по нормативным.

Фактическая себестоимость калькуляционной единицы - С факт - определяется по формуле:

С факт = С норм + И + О,

где С норм - нормативная себестоимость;

И - величина изменений норм;

О - величина отклонений от норм.

В процессе производства возникают недокументированные отклонения, которые представляют собой разницу между фактической себестоимостью и нормативной.

Возможность учета отклонений от норм является одним из важных преимуществ нормативного метода. Своевременное выявление причин отклонений позволяет выявить резервы снижения себестоимости, оперативно принять управленческое решение, оптимизировать производственные затраты.

Нормативный метод является наиболее прогрессивным. Он позволяет решать одновременно две задачи. Во-первых, обеспечивает оперативный контроль за производственными затратами путем выявления отклонений фактических затрат от нормативных, а во-вторых, позволяет точно калькулировать себестоимость продукции.

Нормативный метод эффективен при обоснованном укрупнении объектов калькулирования, то есть при правильном формировании групп действительно однородных объектов. Нормативный метод не должен применяться при учете издержек в целом по подразделению или предприятию.

калькулирование себестоимость продукция управленческий


Рассмотрим на примере применение организацией нормативного метода учета затрат и формирования себестоимости :

Пример: Нормативная себестоимость единицы продукции ЗАО «ВЕКТРА» составляет 1600 руб., объем выпуска готовой продукции в течение месяца - 200 ед. По сравнению с нормативными затраты на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, составили перерасход в сумме 15 000 руб., а по затратам материалов была достигнута экономия в сумме 8000 руб. На начало периода в незавершенном производстве находилось 40 ед. продукта с нормативной себестоимостью 1500 руб. за ед.

Расчет фактической себестоимости единицы выпуска ЗАО «ВЕКТРА»:

№ п/п Операция Расчет Сумма

1 Определение нормативов 1 600 руб. х 200 ед. 320 000 руб.

себестоимости выпуска

2 Определение отклонения от норм - экономия - 8 000 руб.

перерасход - 15 000 руб.

3 Определение факта изменения норм: 1 500 руб. х 40 ед 60 000 руб.

Остаток незавершенного производства

на начало периода по старым нормам;

Остаток незавершенного производства 1 600 руб. х 40 ед. 64 000 руб.

на начало периода по нормам, принятым

в текущем периоде;

Эффект изменения норм 60 000 - 64 000 - 4 000 руб.

4 Определение фактической 320 000 руб. + 15 000 руб. – 323 000 руб.

8 000 руб. – 4 000 руб.

5. Определение индексов отклонений от

норм и изменения норм:

Индекс экономии (ИЭ) ((–8 000)/ 320 000) х 100% –2,50%

Индекс перерасхода (ИП) (15 000/ 320 000) х 100% 4,69%

Индекс изменения норм (ИИ) ((–4 000)/ 320 000) х 100% –1,25%

6. Определение фактической Сфакт = 1 600 х (100% – 1 615,04 руб.

себестоимости единицы выпуска 2,5% + 4,69% – 1,25%)

Индексы отклонений от норм и изменения норм определяются по общей формуле: Индекс (%) = (Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм / Нормативная себестоимость выпуска) х 100%.

Из данных расчетов следует, что фактическая себестоимость единицы выпуска ЗАО «ВЕКТРА» составит 1 615,04 руб.

Следует отметить, что фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной выше формуле.

Если объектом учета производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.

Коэффициент распределения при этом определяется как частное от деления полученных отклонений по изделиям групп на нормативную себестоимость изделий группы.

Соблюдение такого алгоритма учета и расчетов хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля.

Следует сказать, что нормативный метод имеет модификации, а именно существует полный и неполный учет нормативных затрат.

Организация полного учета изложена выше. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним.

Другие упрощенные варианты нормативного метода учета могут основываться на следующих положениях :

Остатки незавершенного производства при изменении норм не пересчитывают, а все изменения норм и отклонения от них относят на себестоимость готовой продукции;

При незначительном изменении норм в течение отчетного периода их отдельный учет не организуют, а рассматривают вместе с отклонениями от норм.

Следует отметить, что одной из важнейших проблем при внедрении нормативного метода является организация нормативного хозяйства. Под нормативным хозяйством предприятия понимается система норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и энергии на технологические цели, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление, которые пересматриваются по мере осуществления организационно-технических мероприятий.

Организация нормативного хозяйства предполагает проверку наличия и обоснованности норм затрат, разработку новых и недостающих норм, пересмотр действующих. Нормативные издержки остаются неизменными до тех пор, пока отклонения не будут значительными. Срок действия нормативов строго индивидуален для каждого предприятия. Чем чаще предприятия меняют ассортимент продукции или совершенствуют технологию, тем чаще им приходится разрабатывать или пересматривать нормы, так как это напрямую связано с осуществлением прибыльного бизнеса.

1.2. Общая схема учета затрат и калькулирования себестоимости, используемая при нормативном методе

Особенностью нормативного метода учета затрат и калькулирования является использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг).

Схема бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат и калькулирования приведена в приложении 2. В схеме задействован счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство». По кредиту счета 40 отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи»).

Как уже отмечалось, учет затрат ведется по установленным нормативам, отклонение фактических затрат от нормативных фиксируется отдельно. В данном случае нормативная себестоимость готовой продукции, изготовленной за отчетный период, составила 120 руб. (проводка 1). В этой же оценке списана себестоимость реализованной продукции (проводка 2). Остатков готовой продукции на складе нет. Выручка от реализации продукции – 200 руб. (проводка 3), следовательно, предварительно выявленный финансовый результат составляет 80руб. (проводка 4). Отклонения фактических затрат от нормативных учитываются отдельно и относятся на себестоимость продукции. Информация о фактической себестоимости готовой продукции собирается по дебету счета 40 (проводка 5). В данном случае сумма фактических затрат составила 100 руб.

Первого числа каждого месяца(или квартала) на счете 40 определяется отклонение фактической себестоимости от нормативной. На сумму выявленной экономии (фактическая себестоимость ниже нормативной) сторнируется себестоимость реализованной продукции. В случае перерасхода (фактическая себестоимость больше нормативной) делается запись:

В данном случае достигнута экономия в сумме 20 руб. Поэтому сделана сторнировочная запись (проводка 6):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж» 20 руб.

Кт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

И скорректирован финансовый результат (проводка 7):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Прибыль / убыток от продаж» 20 руб.

Кт 99 «Прибыли и убытки»

В приложении 3 рассмотрена обратная ситуация: по результатам работы за месяц установлен перерасход производственных ресурсов против их нормативной величины. Нормативная себестоимость готовой продукции - 120 руб. (проводка 1), в этой же оценке отражена себестоимость реализованной продукции (проводка 2). Фактическая себестоимость готовой продукции составила 150 руб. (проводка 3), выручка от реализации – 200 руб. (проводка 4). Предварительно (до окончания отчетного периода), исходя из нормативных затрат, выведен финансовый результат – 80 руб. (проводка 5). По окончании отчетного периода на сумму перерасхода сделана дополнительная запись(проводка 6):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж»

Кт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

И скорректирован финансовый результат (проводка 7):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж»

Кт 99 «Прибыли и убытки»

Счет 40 может применяться при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: по полной себестоимости или по ограниченной себестоимости.

Особенность счета заключается не только в выявлении отклонений фактической себестоимости готовой продукции от нормативной, но и в том, что отклонения сразу списываются на себестоимость реализованной продукции. Как следствие, готовая продукция на складе также оценивается по нормативной себестоимости.

Себестоимость определяется одним из методов учета затрат, где в зависимости от объекта учета можно применять позаказный, попередельный или попроцессный методы учета. При этом любой из указанных методов можно комбинировать с учетом по фактическим или нормативным затратам, по неполной или полной себестоимости.

Как применяются методы учета затрат

В зависимости от объектов учета применяются:

  • позаказный;
  • попередельный;
  • попроцессный;
  • обезличенный (котловой).

На выбор метода учета влияют масштаб предприятия, ассортимент товара, технология, длительность производства. Позаказный метод учета затрат и калькулирования применяется на предприятиях, где производятся товары маленькими партиями или производство строится на индивидуальных заказах. Например, ремонтные мастерские, ателье. При этом все прямые затраты относятся на каждый заказ и не списываются до приемки клиентом заказа, а косвенные затраты делятся пропорционально.

Если предприятие выпускает однородную продукцию, при этом производство строится как последовательность нескольких циклов производства, то применяется попередельный метод учета. Характерно для непрерывного технологического процесса превращения сырья в готовую продукцию, где каждый процесс составляет один передел и учет ведётся обособленно по каждым цеху, переделу, стадии.

В организациях с массовым производством также используется попроцессный способ учета. В этом случае калькулирование производится целиком по всему процессу, затраты накапливаются на каждой стадии производства.

На небольших предприятиях, где не ставится задача ведения управления учета, выпускается ограниченный ассортимент продукции, может применяться котловой метод учета затрат. Учет ведется в целом по предприятию без детализации. При этом себестоимость можно определять только обезличенно, разделив фактические затраты на количество произведенной продукции.

Кроме того, могут применяться дополнительные методы, например по видам деятельности или функциям, Activity-based costing (abc) — метод учета затрат, при котором все затраты распределяются по видам деятельности. Фактически объект калькулирования в данном случае - функция предприятия.

Другие методы учета затрат

Необходимость учета затрат для разных целей обуславливает и необходимость применения различных методов учета. При использовании разных способов распределения косвенных расходов и включения затрат выделяют методы по полноте учета затрат - учет по полной и неполной (усечённой) себестоимости. Особенно актуально в управленческом учете, при формировании ценообразования, когда такой подход даёт возможность контролировать цены и определять доходность каждого вида продукции. В этом случае себестоимость формируется, как правило, только с учетом прямых затрат, то есть связанных непосредственно с производством продукции. В отличие от метода учета полных затрат, где все косвенные затраты учитываются в себестоимости и распределяются на каждый объект и калькуляционную единицу.

При этом любой из принятых методов учета можно вести по нормативной калькуляции, когда затраты учитываются по текущим нормам и ведётся оперативный учет отклонений от норм с дальнейшим выявлением причин отклонений, их анализом и регулированием в дальнейшем. Отклонения при этом делятся на отклонения затрат сырья и материалов, оплаты труда, общепроизводственных расходов, причиной каждого из них может быть отклонение цены или объема ресурсов. Нормативный метод учета затрат на производство может применяться в сочетании с любым методом учета.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...