Необходимо ли лицензирование аудиторской деятельности. Отмена лицензирования оздоровит рынок аудиторских услуг



2010 год стал для аудиторских организаций началом "новой эры" в работе. С1 января от-менено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно введено обязательное членство для аудиторов и для аудиторских компаний в одной из аккредитованных при Мини-стерстве финансов РФ саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Перспектива перехода от лицензирования к саморегулированию в этой сфере была опреде-лена уже давно. Практика работы СРО аудиторов насчитывает более пятнадцати лет, поэтому процесс этот оказался не столь болезненным, более того, по мнению специалистов, он открыл перспективу оздоровления рынка аудиторских услуг. Эти и другие изменения в аудиторской деятельности читателям "Уральской кредитной линии" прокомментировала Светлана Витальевна Киселева, генеральный директор Группы компании "ВнешЭкономАудит".

Начиная с 2010 года, аудиторские услуги в России могут оказывать только аудиторские компании-члены аккредитованных СРО, причем аудиторы, работающие в этих организациях, также должны вступить в СРО. Речь о том, чтобы отменить лицензирование, велась еще с 2005 года. Это решение преследовало несколько важных целей: прежде всего, повысить качество аудита, очистить рынок аудиторских услуг от недобросо-вестных игроков, укрепить позиции профессио-нальных аудиторских компаний. "Не секрет, что раньше некоторые предприятия, подпадающие под обязательный аудит, практиковали"покупку" аудиторских заключений у недобросовестных аудиторских компаний. Порог входа в профессию и на рынок был достаточно низким. Для того чтобы получить лицензию, достаточно было набрать в штат пять аудиторов и заплатить «копеечный» лицензионный сбор. Как правило,такие компании не осуществляли страхование деятельности, не являлись членами профессиональных аудиторских объединений, формально относились к повышению квалификации своих сотрудников. Теперь таким компаниям придется либо пересмотреть свои представления о работе в сторону повы-шения качества, либо уйти с рынка. Дело в том, что членство в СРО требует от аудиторской компании строгого соблюдения стандартов качества аудита. Кроме того, далеко не все аудиторские фирмы смогут позволить достаточно существенные фи-нансовые затраты на осуществление аудиторской деятельности ",-поясняет генеральный директор ГК "ВнешЭкономАудит" Светлана Киселева.
"Дело в том, что аудиторские компании, помимо взносов за вступление в СРО, должны произвести отчисления в компенсационный фонд который гарантирует заказчику выплату штрафных санкций,если аудиторские услуги были предо-ставлены некачественно, - продолжает Светлана Киселева. -Также компания должна ежегодно выплачивать членские взносы не только за себя, но и за своих аудиторов. Увеличилась стоимость по-вышения квалификации аудиторов, параллельно с этим усилился контроль за их обучением. Кроме того, аудиторская компания должна будет про-ходить процедуру внешнего контроля качества и, соответственно, нести дополнительные финансо-вые затраты,
Получается, что теперь аудит - достаточно недешевый бизнес, и заниматься им могут только финансово устойчивые аудиторские организации. "С отменой лицензирования я увидела для себя и для своей компании ряд положительных измене-ний, прежде всего, направленных на повышение качества работы аудиторов и повышение качества услуг, предоставляемых на рынке",- заключает генеральный директор.
Есть еще одна новость, которая вызывает массу противоречивых мнений среди аудиторов.
Речь идет о планируемых поправках в закон "об аудиторской деятельности", предусматривающих освобождение от обязательного аудита субъектов малого бизнеса в статусе обществ с ограниченной ответственностью. Планируется освободить от обязательного аудита организации с выручкой менее 400 миллионов рублей и суммой активов бухгалтерского баланса менее 160 миллионов. На сегодня аудиторской проверке подлежат все ком-пании, чья выручка составляет более 50 миллио-нов, а сумма активов бухгалтерского баланса более 20 миллионов рублей
С одной стороны, изменение законодательства и отмена обязательного аудита вызовет сокращение спроса на аудиторские проверки у региональ-ных аудиторских компаний, в том числе челябин-ских, и, как следствие, произойдет уменьшение выручки от аудиторской деятельности. Основная причина - в Челябинской области и самом Челя-бинске не так много компаний, выручка которых превышает 400 миллионов рублей.
Однако,с другой стороны, эта нововведение может способствовать тому, что на рынке не останется места для недобросовестных аудито-ров, которые за небольшую плату "штамповали" аудиторские заключения. Поскольку основная клиентура таких "аудиторов"-небольшие пред-приятия, они просто перестанут обращаться за данной услугой.
По мнению Светланы Киселевой, принятия поправки об отмене обязательного аудита для субъектов малого и среднего бизнеса, в первую очередь, стоит опасаться банкам, так как возможно появление большого числа "некачественных" заемщиков и, как следствие- ухудшение качества кредитного портфеля.
Несмотря на то что в банках есть свои специалисты, которые проводят анализ хозяй-ственной деятельности организаций-заемщиков, они делают это на основании бухгалтерской отчетности, предоставленной организацией, и не занимаются проверкой ее достоверности. Отличие работы аудиторов заключается в том, что мы, прежде чем выражать свое мнение, обязаны проверить и подтвердить данные бухгалтерской отчетности. Наличие у организации аудиторского заключения от аудиторской компании с хорошей репутацией является для банка своеобразной гарантией того, что его потенциальный заемщик ведет прозрачную, легитимную деятельность. Банк может быть уверен в том, что денежные средства получит добропорядочная организация, деятель-ность которой, как и ее бухгалтерская отчетность, не вызывает сомнений.
По мнению Светланы Киселевой, у серьезных аудиторских фирм, предлагающих рынку качествен-ные аудиторские услуги, нет особых опасений, что спрос на их услуги, в связи с грядущим нововведе-нием, пропадет. "Те клиенты, которые заказывают
аудиторские проверки в нашей компании сейчас, понимают, зачем они инициируют проведение ауди-та и осознают те преимущества, которые получат в результате аудиторской проверки. Ведь аудит-это та процедура внешнего и, главное, независимого контроля, которая, прежде всего, полезна собствен-никам компаний»,- добавляет Светлана Киселева.
Проведение аудита -это практически единственная возможность для добросо-вестных участников обществ оградить себя от несанкционированных вмешательств со стороны недружественных участников и других лиц так как выполняя аудиторские процедуры, мы обяза-тельно увидим и просигнализируем о выводе или присвоении активов, о создании "искусственной" дебиторской и кредиторской задолженности, о на-личии признаков банкротства. Кроме того, помимо обязательного аудита, компании инициируют ауди-торскую проверку с целью проверить и минимизи-ровать возможные правовые и налоговые риски, в том числе при приобретении бизнеса, при смене директора или главного бухгалтера.
Для решения таких задач клиенты обращаются только в проверенную аудиторскую компанию, которой доверяют. В начале 2009 года у нас были некоторые опасения, что в связи с кризисом заказов на аудит станет меньше. Но, как показала практика, от обязательного аудита отказались единицы. Зато в разы увеличилась потребность во владельческом аудите, налоговом консалтинге и налоговом аудите, финансовом анализе, в выяв-лении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства компаний-партнеров. Я считаю, что большая часть наших клиентов заинтересована в качественном аудите, поскольку понимает, что желание минимизировать расходы на его проведе-ние может привести к неприятным последствиям.

Мадрих - Юридическая компания

Закон «О лицензировании РФ» предусматривает выдачу лицензий при осуществлении каждого из таких видов деятельности:

Кто имеет право на получение лицензии

Закон «Об аудиторской деятельности» дает возможность стать аудитором физическому лицу, имеющему специальный сертификат, который подтверждает его квалификацию для осуществления такой деятельности.

Претендовать на получение лицензии может физическое лицо, которое имеет:

  • диплом о наличии высшего экономического или юридического образования;
  • опыт работы юристом, экономистом, финансистом, бухгалтером или ассистентом аудитора не менее трех лет;
  • навыки сферы экономики, финансов, аудита в области хозяйственного права.

Условия для получения сертификата

Перед получением сертификата претендент должен сдать письменный квалификационный экзамен по утвержденной Аудиторской палатой программе.

Важно! Выданный сертификат будет действовать в течение пяти лет, после чего его можно будет продлить, пройдя контрольное тестирование по специальности.

Для получения сертификата следует подготовить и подать:

  • заявление установленной формы;
  • копию паспорта;
  • копию заверенного у нотариуса диплома об образовании и трудовой книжки;
  • квитанцию об уплате сбора за получение сертификата.

Условия для получения лицензии

Лицензию выдаёт Министерство финансов в зависимости от вида деятельности на несколько лет. По истечении срока действия она не продлевается автоматически, а претендент должен подать повторное заявление.
Для получения лицензии аудиторская компания должна выполнить ряд установленных законом требований:

  • лицензию не может получить компания, функционирующая в форме ООО;
  • уставный фонд компании должен составлять не менее 100 минимальных заработных плат;
  • доля аттестованных аудиторов в уставном капитале должна составлять не менее 51%;
  • наличие в компании не менее двух аудиторов, получивших лицензию в этой области.

Если на получение лицензии претендует ИП, то ему необходимо иметь действующий квалификационный аттестат аудитора в соответствующей сфере аудиторской деятельности.

Важно! Новые лицензии аудиторская компания и ИП может получить при строгом соблюдении требований лицензирования.

Качество проведения аудиторских проверок и соблюдение лицензионных требований контролируется комиссией по аудиторской деятельности.

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Лицензирование аудитора осуществляется на основании Правил и Порядка, утвержденных Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Генеральную лицензию выдают представители соответствующей комиссии. Они могут быть получены Минфином и Центробанком РФЦБ РФ. После этого проверяется пакет установленных законом документов. Затем уполномоченный Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии, производит выдачу лицензии единого образца аудитору или непосредственно аудиторской организации.

Квалификационный аттестат выдается после уплаты аудитором ИП сбора 50 МРОТ, а аудиторской компании 150 МРОТ на один год деятельности.

Чтобы наверняка получить сертификат и лицензию на осуществление аудиторской деятельности, необходимо тщательно изучить нормы законодательства, а лучше всего обратиться за квалифицированной помощью к опытным юристам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятель­ности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоя­тельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятель­ностью только после получения лицензии на ее осуществление. Поря­док лицензирования аудиторской деятельности в Российской Феде­рации утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 (см. табл. 2.1).

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Мин­фином РФ.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается по заявлению соискателя на 5 лет. По заявлению соискателя срок дей­ствия лицензии может быть продлен на 5 лет неограниченное количе­ство раз.

Соискателями лицензии могут быть аттестованный аудитор, зарегист­рированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудитор­ская фирма.

Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) за­явление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетель­ство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), кви­танцию об оплате, справку с места жительства.

Аудиторская фирма представляет в лицензирующий орган заявле­ние, учредительные документы, свидетельство о государственной ре­гистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), доку­мент об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заве­ренных копий аттестатов, о кадровом составе фирмы. При этом учре­дительные документы аудиторской фирмы должны соответствовать следующим требованиям:

По организационно-правовой форме не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией;

Уставный капитал не менее 100 МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской фирмы);

Доля граждан Российской Федерации, постоянно в Российской Федерации проживающих, должна составлять не менее 50% кад­рового состава фирмы (а если руководитель иностранец - не ме­нее 75%);

Предусмотренные уставом виды деятельности - только аудитор­ская деятельность и сопутствующие аудиту услуги.

Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 300 руб.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы и в течение 60 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок уведомить об этом соискателя и выдать ли­цензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензионного сбора (1 тыс. руб.).

В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата- аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата - аудиторской фирмы лицензиат обязан не­замедлительно подать заявление в лицензирующий орган на пере­оформление лицензии.

Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осущест­влять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г.:

Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее со­ответствия лицензионным требованиям и условиям (самостоя­тельно либо через общественную аудиторскую организацию, чле­ном которой является лицензиат);

Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и докумен­ты при проведении проверок; ,

Составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;

" выносить решения об устранении лицензиатом выявленных на­- рушений в установленный срок;

;■ выносить лицензиату предупреждение;

Приостанавливать действие лицензии в случае выявления неод­нократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий (на срок не более 6 месяцев);

Аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом лицен­зионного сбора в течение 3 месяцев;

Направлять в суд заявление об аннулировании лицензии в слу­чае, когда лицензиат, у которого действие лицензии приостанов­лено, в установленный срок не устранил выявленные лицензиру­ющим органом нарушения.

К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, на­пример, могут относиться:

Предоставление аудиторского заключения без проведения про­верки;

Систематическое нарушение требований законодательных, нор­мативных актов, федеральных стандартов;

Уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом;

Наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов;

Неквалифицированное проведение аудиторских проверок и ока­зание сопутствующих услуг;

Нарушение принципа конфиденциальности;

Проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих та­кую возможность;

Осуществление предпринимательской деятельности, не связан­ной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутству­ющих услуг.

Требование лицензирования аудиторской деятельности распрост­раняется только на проведение аудиторских проверок.

Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информа­ционные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требу­ют наличия какой-либо лицензии.

Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские фир­мы могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оцен­ка активов.

Осуществление аудиторской фирмой деятельности без соответству­ющей лицензии влечет за собой взыскание штрафа от 400 до 500 МРОТ с юридического лица и от 40 до 50 МРОТ с должностного лица.

Деятельность без лицензии, осуществляемая аудитором - индиви­дуальным предпринимателем, влечет за собой штраф от 20 до 25 МРОТ.

Очень понравился сервис «Правовой центр 21 век». Быстро получила консультацию через онлайн-чат, мне очень развернуто объяснили что надо делать

Katerina Andreeva

В 21 веке работают настоящие профессионалы. Спасибо большое! 2 юриста выдали прекрасные, подтвержденные ссылками на законы, ответы.

Константин

Все ответы исчерпывающие, доказательные. Благодарю за работу. Буду советовать Вашу юридическую компанию знакомым

Ирина Коновалова

Неожиданно быстро ответили. И много юристов. Все подробно расписали. Благодарю.

Владимир

Никогда раньше не пользовался онлайн-сервисами юридической консультации. Результат превзошёл ожидания. Получил ответы на основные вопросы и уточнения. Ответы сопровождались подтверждающими ссылками и цитатами законов. Если снова появятся вопросы, обращусь в правовой центр 21 век.

Сергей

Сервис юркомпании 21 век мне понравился. Но ответы юристов в качестве консультации не всегда дают полное решение вопроса. Приходится доплачивать за корректировку документа. И гонорар я передаю тому, кто первый внятно предложил условия для дальнейшей проработки

Антон Александрович Воробьев

Вопрос решен быстро, перезвонили в течение 15 минут. Удивило, что не пришлось ничего объяснять по поводу постановлений правительства в сфере расчета горячей воды, юрист их знает и сразу понял в чем дело. Рекомендую, 21 век предоставляет отличный сервис обслуживания.

Татьяна

Очень жаль, что не знала о правовом центре 21 век раньше! Спасибо за оперативные и разносторонние ответы. Безусловно, никто не примет за тебя решения - но советы юристов очень и очень помогут. Буду обращаться к Вам и впредь. Спасибо большое, с уважением, Ольга.

Ольга

Видимо, вопрос был слишком сложный, так что однозначного ответа я не получил. Хотя, с точки зрения юридической консультации, ответ юристов корректный: "как оно будет неизвестно, минимизируйте свои риски вот так-то". Не факт, что оффлайн юрист дал бы другой ответ.

Дмитрий

Добрый день. Передайте нашу благодарность всем ответившим юристам, их советы были нам очень полезны. Мы даже не ожидали, что получим столько ответов. Ситуация разрешилась в нашу пользу благодаря вам!

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...