Не финансируется из местных бюджетов предприятия. Расходы местных бюджетов


Расходы местных бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города.

Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов, которые финансируют органы местного самоуправления.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления);
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения;
  • организацию транспортного обслуживания населения;
  • содержание учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрану окружающей природной среды;
  • реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и референдумов;
  • прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Через территориальные финансы органы представительной и исполнительной власти местного самоуправления активно проводят социальную политику. Им предоставлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социально-культурные мероприятия.

Органы власти из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, киноустановок) и многих других учреждений непроизводственной сферы. Финансирование этих учреждений в ряде районов составляет более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства.

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений” и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” расширены права и повышена ответственность органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов, конкретизированы расходные обязательства. Все это должно положительно сказаться на укреплении местных финансов.

Большое место в укреплении местных финансов принадлежит улучшению взаимоотношений местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории, которые должны строиться на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусороперера- ботки и захоронении бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.

В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.

Перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды. Отсюда следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к обсуждению проблем бюджетов по финансированию расходов.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти, местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета и осуществляется через банки, которые обязаны выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.

Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Бюджетные организации должны иметь сметы расходов, в соответствии с которыми и осуществляется финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.

Осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Федерации и субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.

Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ продолжают перевод на казначейскую систему исполнения всех бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на договорной возмездной основе.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие бюджеты являются региональными и какие местными?
  • 2. Охарактеризуйте роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
  • 3. Какими полномочиями наделены органы власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений?
  • 4. Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в области бюджетных отношений?
  • 5. За счет каких основных источников формируются доходы бюджетов субъектов Федерации и местных?
  • 6. Какие налоги относятся к региональным и местным, формирующим доходы бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований?

Расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная частьместных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различногоуровня. Так, город-ским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В веде-нии же поселковых и сельских органов власти находятся в ос-новном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах по-давляющая часть расходов приходится на финансирование соци-ально-культурных мероприятий.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики исоциальной сферы административного района или города.

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательскогориска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

Формирование муниципальной собственности и управление ею;

Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органовместного самоуправления;

Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;


Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

Обслуживание и погашение муниципального долга;

Целевое дотирование населения;

Проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

Финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Сле-дует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство сред-ства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.

Роль местных бюджетовв финансировании отраслей народ-ного хозяйства скромнее. Тем не менее, вобщебюджетных рас-ходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыбо-ловства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%. Местным органам подведомственна подавляющая часть со-циально-культурных учреждений и в первую очередь учрежде-ний народного образования и здравоохранения. Поэтому в рас-ходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по-селковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные ме-роприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здра-воохранение, просвещение и науку, что связано с развитием се-ти медицинских учреждений и расширением научных и проект-ных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам гра-достроительства, комплексного развития административно-тер-риториальных единиц и т. д. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями (не договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, поддержание дорог в районе прилегающих к ним территорий. В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры. Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями.

Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки. Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Расходы местных бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.

Расходная часть местного бюджета включает довольное большой перечень видов расходов, которые финансируют органы местного самоуправления.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) образуют региональные фонды финансовой поддержки соответственно поселений и муниципальных районов (округов).

2 Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций.

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления);

организацию, содержание и развитие муниципального жилищнокоммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организацию утилизации и переработки бытовых отходов;

организацию транспортного обслуживания населения;

обеспечение противопожарной безопасности;

охрану окружающей природной среды;

реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

обслуживание и погашение муниципального долга;

целевое дотирование населения;

проведение муниципальных выборов и референдумов;

прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Через территориальные финансы органы представительной и исполнительной власти местного самоуправления активно проводят социальную политику. Им предоставлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социальнокультурные мероприятия.

Органы власти из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, киноустановок) и много других учреждений непроизводственной сферы. Финансирование этих учреждений в ряде районов составляет более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно коммунального хозяйства, благоустройство населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства. Структура расходов дана в табл. 13.1. г

1 В составе бюджетов муниципальных районов могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений.

Таблица 13.

Структура расходов районного бюджета за 2000 г. (в % к итогу)

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 120ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расширены права и повышена ответственность органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов, конкретизированы расходные обязательства. Все это должно положительно сказаться на укреплении местных финансов.

Важное значение в укреплении местных финансов принадлежит улучшению взаимоотношений местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории, которые должны строиться на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.

В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления.в создании объектов инфраструктуры.

Перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально экономического развития территорий, охраны окружающей среды. Отсюда следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к обсуждению проблем бюджетов по финансированию расходов.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета и осуществляется через банки, которые обязаны выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.

Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Бюджетные организации должны иметь сметы расходов, в соответствии с которыми и осуществляется финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие; расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.

Осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Федерации субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.

Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ завершают перевод на казначейскую систему исполнения всех бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на договорной возмездной основе.

В целях финансирования все муниципальные предприятия можно разделить на четыре категории:

1. Муниципальные предприятия, которые изначально и неизбежно убыточны. Очевидно, что сюда входят предприятия, оказывающие населению обязательные услуги, которые в соответствии с решениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления должны предоставляться бесплатно.

2. Муниципальные предприятия, имеющие возможность частично работать на принципе хозрасчёта. Сюда относятся предприятия, оказывающие обязательные услуги населению и имеющие возможность получения доходов:

Услуги частично оплачиваются потребителем;

Определённый объём услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объёма услуги предоставляются на платной основе;

Услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.

3. Полностью самофинансируемые предприятия, услуги которых полностью оплачиваются потребителями.

4. Муниципальные предприятия, которые учреждаются в расчёте на их коммерческий успех.

В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства:

- местного бюджета, т.е. средства налогоплательщиков;

Внебюджетных фондов органов местного самоуправления;

Немуниципальных фондов, образовавшихся с участием органов местного самоуправления;

Независимых фондов;

Финансово–кредитных организаций, привлечённые средства;

Муниципальных предприятий (самофинансирование);

Других юридических лиц (привлечённые);

Физических лиц (займы, сборы, платежи).

Каким образом органы местного самоуправления и органы управления муниципальными предприятиями должны строить свою финансовую политику, чтобы субъекты финансирования были заинтересованы в направлении средств в эти предприятия? Укрупненно эти условия могут быть сформулированы следующим образом:

Обязанность финансировать;

Участие в прибыли;

Получение процентов на кредит;

Совпадение целей;

Получение части продукции;

Получение услуг.

По отношению к предприятиям первой группы, оказывающим услуги бесплатно, органы местного самоуправления должны исходить из обязанностей их финансирования.

По отношению к предприятиям второй группы, оказывающим обязательные услуги населению, но имеющим возможность получения самостоятельных доходов, из бюджетных средств возможно возмещение расходов на оказание бесплатных услуг, и разницу между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплаченных услуг (обязательное бюджетное финансирование).

Третья группа предприятий должна существовать за счёт собственных средств. В отношении этих предприятий проводится политика на перевод их в категорию прибыльных.

Финансирование предприятий четвёртой группы из бюджетных средств недопустимо. Условием финансирования может быть участие в прибыли, при этом финансовая политика органов местного самоуправления по отношению к этим предприятиям должна быть гибкой: нельзя этим предприятиям предоставлять полную свободу распоряжения полученными доходами, так как их основная задача – пополнение муниципальной казны, но нельзя и полностью забирать заработные средства, так как пропадает стимул к эффективной деятельности. Нельзя также устанавливать высокие цены, даже если рынок это позволяет, так как основная функция местной власти – социальная.

Финансово–кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставленный кредит. Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в следующих случаях:

Расчёт на участие в прибыли;

Расчёт на получение части товаров и услуг (долевое строительство жилья);

Заинтересованность в благотворительной деятельности.

Рассмотрим, как применяется алгоритм решения вопроса о финансировании муниципальных предприятий на конкретном примере. Допустим, необходимо финансировать муниципальное строительное предприятие в целях строительства муниципального жилья. Определим, к какой категории объектов финансирования относится данное муниципальное предприятие.

Его нельзя рассматривать как убыточное, так как строительная деятельность может осуществляться на прибыльной основе. С другой стороны, оно не может быть заведомо прибыльным в связи с тем, что муниципальное жильё предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. То есть, данное предприятие относится к категории частично самофинансируемых. Следовательно, финансирование этого предприятия из средств местного бюджета или целевых внебюджетных фондов может осуществляться в той части, в которой не может быть произведено за счёт прибыли предприятия, получаемой от строительства других объектов на коммерческой основе.

Объём финансирования, выделяемого на строительство муниципального жилья, может быть недостаточен, поэтому необходимо определить, из каких ещё источников могут быть привлечены средства, и при каких условиях другие субъекты финансирования могут предоставить эти средства.

Остаётся ещё возможность привлечь заёмные средства (средства банков и других кредитных организаций), негосударственных и немуниципальных организаций, физических лиц.

При каких условиях субъекты финансирования могут принять решение о финансировании строительства?

1. Может возникнуть интерес к получению части продукции (жилья);

2. Получение прибыли за счёт продажи жилья.

Предложенный алгоритм имеет следующий вид:

1. Устанавливаются характеристики объекта финансирования;

2. Определяется собственная политика органов местного самоуправления по поводу финансирования объекта из муниципальных средств;

3. Определяется перечень предполагаемых внешних источников финансирования;

4. По отношению к каждому субъекту финансирования, принимающему решение о выделении средств, определяются возможные условия финансирования;

5. Субъектам финансирования направляются предложения;

6. По факту предложений, поступающих от потенциальных субъектов финансирования, принимается окончательное решение об объёме и порядке финансирования.

7.5 Контроль над деятельностью муниципальных предприятий

Каждое предприятие должно обладать большой степенью хозяйственной самостоятельности. Эта предпринимательская свобода необходима для успешного ведения дела и достигается она организационно-правовыми методами, в частности – выбором организационно-правовой формы предприятия, договора. Такая свобода предусматривается ГК РФ.

Но всё же такая самостоятельность не может быть безграничной по следующим причинам:

Социальная значимость для всего населения функций, которые призваны выполнять муниципальные предприятия;

Использование такими предприятиями средств муниципального бюджета;

Монопольное положение большинства муниципальных предприятий.

Эти причины говорят о необходимости установления контроля над деятельностью муниципальных предприятий и расходованием муниципальных средств.

Контроль над деятельностью муниципальных предприятий должен сочетаться с невмешательством муниципальных органов в оперативную деятельность, которая является компетенцией предприятий.

Возникает вопрос о поиске такой формы контроля, которая соответствовала бы всем критериям. Наиболее удачным инструментом контроля может быть создание Наблюдательного Совета в качестве органа, являющегося противовесом директору.

Компетенция Наблюдательного Совета.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

I. Налоговые доходы в том числе:

  • 1. Налог на прибыль
  • 2. Налог на доходы физических лиц
  • 3. Налог на добавленную стоимость
  • 4. Акцизы
  • 5. Налог на имущество физических лиц
  • 6. Налог на имущество предприятий
  • 7. Платежи за использование природных ресурсов

II. Неналоговые доходы в том числе:

  • 1. Доходы от государственной собственности или от деятельности
  • 2. Доходы от продажи принадлежавшего государствe имущества

III. Безвозмездные перечисления в том числе:

  • 1. От других уровней власти, из них:
    • - Дотации
    • - Субвенции
    • - Средства, перечисляемые по взаимным расчетам
    • - Трансферты
  • 2. От целевых бюджетных фондов

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей.

Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств(инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.

Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:

  • - отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
  • - отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
  • - планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

В практике бюджетного финансирования используются два его способа:

  • 1) по системе «нетто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;
  • 2) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании) - бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

В области расходов бюджета выделяются следующие основные задачи:

  • 1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • 2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
  • 4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • 9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляет представительный орган МСУ. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Именно в прогнозе должна содержаться исходная информация, необходимая для разработки проекта бюджета и в первую очередь система приоритетов в расходовании средств бюджета. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и исполнение местных бюджетов - обязанность органов местного самоуправления. Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: собственных доходов; поступлений от регулирующих налогов; средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; заемные средства; другие источники.

Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению в местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов.

Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

  • - часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;
  • - дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ, а по федеральным программам - и из федерального бюджета;
  • - средства из Фонда Финансовой Поддержки муниципальных образований;
  • - другие средства, получаемые местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основная часть налоговых доходов местных бюджетов формируется в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Т.е. основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах.

Так как темпы роста расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.

Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных.

Расходы формируются по следующим направлениям:

  • - На финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);
  • - На финансирование социально-культурного развития, науки;
  • - На содержание органов власти и управления;
  • - Расходы связанные с обслуживанием долга.

Исходя из того что бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития. Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя: расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления; расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Расходная часть местных бюджетов включает расходы:

  • - связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • - связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;
  • - связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам и муниципальным займам;
  • - ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • - иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Как правило, бюджеты и субъектов РФ и муниципальных образований в особенности, социально ориентированы. В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение).

Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится:

  • 42% всех расходов на социальную политику,
  • 57%- на здравоохранение и физкультуру,
  • 42% - на культуру и искусство,
  • 66% - на ЖКХ,
  • 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%)

Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете Российской Федерации за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20%.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной

деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...