Ндс при покупке лома цветных металлов. Когда приобретающая лом участница сделки не должна исполнять агентские обязанности, а НДС считает и платит в госбюджет сам продавец? Продавец лома не является плательщиком НДС


В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 – данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “ РУСЛОМ. КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.

Ситуация : В здании, принадлежащем ООО, осуществляют работы по ремонту полов. На полу выложена алюминиевая плитка. Чтобы эту плитку не выбрасывать, решили ее продать (как металлолом).

Какие в данном случае существуют налоговые риски?

Ответ:

Металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль:

— является имуществом, полученным при ремонте основных средств,

— признается внереализационным доходом,

— при этом его стоимость принимается равной признанному доходу.

Металлолом должен быть оприходован в налоговом учете по стоимости возможной продажи, одновременно признается внереализационный доход на ту же сумму; при реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома. В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Операция по реализации металлолома не облагается НДС на основании пп.25 п.2 ст.149 НК РФ независимо от наличия у ООО лицензии на операции с металлоломом, т.к. в данном случае реализуется лом черных и цветных металлов, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений. Появление в учете операций, освобождаемых от НДС, предписывает налогоплательщику вести раздельный учет по НДС.

Несмотря на мнение Минфина о необходимости восстановления «входного» НДС по металлолому, на сегодняшний день сложилась благоприятная для налогоплательщиков судебная практика, опровергающая этот подход. ВАС подтверждает отсутствие оснований для восстановления НДС при подобных операциях.

Обоснование:

Налог на прибыль

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль является имуществом, полученным при ремонте основных средств .

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

НДС

Реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то, что пункт 6 статьи 149 НК РФ определяет наличие лицензии в качестве условия применения льготы, в случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшего у ООО в процессе собственного производства (деятельности), наличие лицензии не требуется. Об этом прямо указано в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2012 года № 1287, регламентирующем порядок лицензирования операций с ломом черных и цветных металлов (пункты 1, 3). Аналогичный подход высказывали официальные органы и суды еще до вступления в силу указанного постановления (например, письма ФНС России от 16.08.2006 года № 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 года № 19-11/35889, Минпромэнерго России от 22.12.2005 года № ИМ-1738/05). При этом под собственным производством понимается не только непосредственно производственный процесс. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 года по делу № А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Таким образом, при реализации организацией металлолома, образовавшегося в результате ее предпринимательской деятельности (в том числе при утилизации собственных объектов капитальных вложений), эта операция освобождается от обложения НДС по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в любом случае независимо от наличия у организации лицензии.

Применение освобождения от обложения НДС операций по реализации металлолома необходимо обосновать: должны быть оформлены первичные документы, содержание которых должно четко указывать на то, что данный металлолом является ломом и отходами черных или цветных металлов и был получен в результате демонтажа полов при их ремонте.

Налоговый кодекс не дает определения понятиям «металлолом», «лом», «черные металлы», «цветные металлы». В этом случае необходимо действовать в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, т.е. воспользоваться значением этих понятий в других отраслях законодательства. По мнению Минфина РФ (письмо от 01.07.2011 года № 03-07-07/32) для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться определением, данным в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: лом и отходы цветных и черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (статья 1).

В ГОСТ 1639-2009 приведено определение термина «металлолом»: металлолом (вторичное сырье, скрап) – это лом и отходы цветных металлов и сплавов. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

Во избежание разногласий с проверяющими органами из первичных документов, подтверждающих факт оприходования металлолома, должно четко следовать, что этот металлолом является ломом цветных и черных металлов и представляет собой изделия из цветных и черных металлов и сплавов, пришедшие в негодность и утратившие свои потребительские свойства.

При реализации металлолома у организации возникает обязанность ведения раздельного учета по НДС, даже в том случае, если эта операция является разовой (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

В определенных случаях суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В том числе это правило применяется в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для осуществления операций, освобождаемых от НДС (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Ссылаясь на это Минфин РФ настаивает на восстановлении в периоде реализации сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые приходуются на склад в качестве лома и отходов и в целях обложения НДС признаются товаром (письма от 16.04.2013 года № 03-07-11/12802, от 01.09.2008 года № 03-07-07/84).

Если налогоплательщик решит придерживаться позиции Минфина, то необходимо также вести раздельный учет «входного» НДС на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Однако такая позиция не бесспорна. Металлолом, образовавшийся при демонтаже основных средств, не является специально произведенным товаром. Более того, это металл, не пригодный для использования его в качестве металла; он изначально не приобретался с целью последующей переработки в лом и дальнейшей реализации. Поэтому этот металлолом не является товаром в том смысле, что предполагает подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась судами. При этом суды приводят следующие основные доводы:

— реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от товаров (объектов основных средств), которые налогоплательщик ранее приобрел для осуществления предпринимательской деятельности;

— пункт 2 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, которые ранее были правомерно заявлены к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены;

— налогоплательщик в случае реализации металлолома реализует не объекты основных средств, а отходы, оставшиеся после уничтожения не полностью амортизированных объектов ОС.

На основании этих доводов суды делают выводы об отсутствии оснований для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при реализации металлолома, оставшегося после демонтажа основных средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 года № Ф04-1006/13, от 27.08.2013 года № Ф04-3298/13, ФАС Поволжского округа от 05.05.2011 года № Ф06-2111/11, ФАС Уральского округа от 11.12.2012 года № Ф09-12020/12). Правомерность аналогичных выводов подтверждает и ВАС, указывая, что выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 18.10.2010 года № ВАС-14097/10, от 25.11.2010 года № ВАС-14097/10, от 15.03.2011 года № ВАС-2416/11).

Таким образом, у ООО отсутствует основание для восстановления сумм «входящего» НДС при продаже металлолома, образовавшегося в результате демонтажа полов. В случае предъявления претензий налоговыми органами организация может сослаться на указанные постановления арбитражных судов и определения Высшего арбитражного суда или обратиться в арбитражный суд для снятия претензий. В последнем случае, учитывая сложившуюся судебную практику, шансы выиграть дело достаточно велики.

Заполнять декларацию по НДС по металлолому за 1 квартал 2018 года нужно с особым вниманием. Дело в том, что буквально за 6 дней до крайнего срока сдачи этого отчёта Налоговая служба России срочно выпустила разъяснения с новыми требованиями к ряду налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость. Внимательно анализируем их в этой статье.

Кого затронут новые разъяснения

Как заполнять продавцам-плательщикам налога

Но есть три исключения:

  • абз. 7 п. 8 ст. 161 НК РФ (недостоверное проставление продавцом-плательщиком в «первичке» фразы «Без НДС»);
  • абз. 8 п. 8 ст. 161 НК РФ (потеря права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика либо на спецрежим);
  • сбыт указанных товаров обычным физлицам без статуса ИП.

Вместе с тем, операции с металлоломом необходимо отразить в книге продаж, а также Разделах 1 и 9 декларации по НДС. При выставлении корректировочных счетов-фактур – в Разделе 8.

Как заполнять покупателям-плательщикам-налоговым агентам

Теперь о том, как заполнить декларацию по НДС с металлолом налоговым агентам в качестве покупателей-плательщиков. Здесь придётся постараться.

ФНС разъясняет, что исчисленный налог и вычеты по нему (п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ) нужно показать в соответствующих строках Разделов 3, 8 и 9 декларации. И не забыть заполнить Раздел 1.

ВНИМАНИЕ

Налоговики обращают внимание: если купленный металлолом и т. п. участвует в сырьевых товарно-экспортных операциях, то вычет НДС производят в порядке п. 3 ст. 172 НК РФ. Поэтому вычеты по сбыту сырьевых товаров указывают в Разделах 4, 5, 6 декларации НДС соответственно.

Как заполнять покупателям-неплательщикам-налоговым агентам

В данном случае заполнить декларацию НДС (лом) в 2018 году налоговики предлагают на основе как бы временных правил, пока не будут внесены соответствующие поправки в упомянутый приказ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558, которым закреплён бланк декларации, формат и регламент заполнения этого отчёта.

В Разделе 2 отражение реализации металлолома в декларации по НДС нужно провести следующим образом:

  • строки с 010 по 030 – оставить пустыми;
  • по строке 060 привести итоговый размер налога к перечислению в казну согласно п. 4.1 ст. 173 НК РФ;
  • по строке 070 указать новый код 1011715 (его используют при реализации сырых животных шкур/лома и отходов чермета и цветмета, вторалюминия и его сплавов).

  • титульник (в графе «По месту нахождения (учета)» указать код 231);
  • Раздел 1 с прочерками;
  • Разделы 2 и 9.
ФНС также сделала важное уточнение по декларации НДС (продажа металлолома) в 2018 году: счета-фактуры от продавцов на аванс, НДС по которым покупатели берут к вычету, в Разделе 9 показывают отрицательным числом. Как сказано в письме ФНС – «… до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС.

С периода 1 квартала 2019 года порядок изменится: записи по счетам-фактурам, отраженные в Разделе 9, при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет будущих поставок (+ на основании п. 5 и 13 ст. 171 НК РФ) делают в Разделе 8 в целях правильного применения вычетов.Если вы уже отчитались по НДС, безопаснее сдать “уточненку”.

Продавцы – плательщики НДС

Они не определяют налоговую базу, поэтому в разделе 3 реализацию металлолома не показывают. В составе декларации они должны сдать титульный лист, раздел 1 и раздел 9.

Покупатели – налоговые агенты – плательщики НДС

Начисление налога и положенные им вычеты должны отражать в разделе 3. В составе декларации сдают титульный лист, разделы 1, 3, 8 и 9.

Покупатели – налоговые агенты – неплательщики НДС

Указывают сумму налога к уплате в бюджет по строке 060 раздела 2. Новый код операции по строке 070 раздела 2 – 1011715. В составе декларации сдают титульный лист, раздел 1 с прочерками, а также разделы 2 и 9. Счета-фактуры на аванс, НДС по которым покупатели принимают к вычету, в разделе 9 отражают с минусом.

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018). И отмена льготы по НДС при реализации металлолома - это уже свершившийся факт.

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

При этом счет-фактуру должен будет составить сам продавец. В нем нужно будет указать стоимость реализации лома без НДС и сделать запись о том, что «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кстати, в связи с внесенными поправками по НДС при реализации металлолома с 2018 года планируются изменения и в декларацию по НДС. Но по предварительной информации обновленную форму налогоплательщики начнут применять не ранее, чем с III квартала 2018 г.

Если же при реализации металлолома или шкур в 2018 году покупателями будут физические лица, то с НДС продавцу придется разбираться самостоятельно, в том числе платить налог в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ). То есть для него это будет обычная облагаемая НДС операция.

Если продавец не является плательщиком НДС

Каких-либо льгот по НДС при реализации металлолома отныне НК РФ не предусматривает. Но если организация (ИП) применяет специальный налоговый режим либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ , то для нее реализация металлолома в 2018 году не облагается НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ).

При этом в договоре, первичных учетных документах должно быть указано, что продавец не является плательщиком НДС или применяет освобождение. Можно проставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупателю-организации (покупателю-ИП) не придется выполнять обязанности налогового агента по НДС.

О НДС при реализации металла.Как платить НДС при реализации металлолома? Кто выполняет обязанности налоговых агентов? Читайте об этом в нашей статье.

Вопрос: подскажите пожалуйста, как правильно оформить реализацию металла в 1 с? какими документами? какой % НДС(если нужно) ставить в торг-12?

Ответ: Налогообложение зависит от квалификации реализуемого имущества - является оно металлоломом или нет.

Лом цветных металлов - это непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа. Отходы цветных металлов - это отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Такие определения даны в пункте 2.2 и 2.3 ГОСТ Р 54565-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения. Лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (ст. 1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ).

Если реализуемое имущество подпадает под указанное определение металлолома, то НДС должен платить покупатель как налоговый агент (п. 8 ст. 161 НК РФ). Продавец-плательщик НДС оформляет накладную на реализацию (например, по форме ТОРГ-12), и счет-фактуру. Ставку НДС указывают «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре и товарной накладной на поставку металлолома продавец указывает стоимость металлолома с учетом НДС. Например, при стоимости партии металлолома без НДС 10 000 руб. продавец фиксирует в документах 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Одновременно в договоре делает приписку, что покупатель - налоговый агент оплачивает (перечисляет продавцу) только стоимость товара без НДС (10 000 руб.), а НДС в размере 1800 руб. самостоятельно исчисляет к уплате в бюджет. Такая приписка обеспечит правильное отражение выручки от реализации металлолома в бухучете продавца (10 000 руб.) и ее соответствие первичным документам. В счете-фактуре в графе 5 продавец указывает стоимость без НДС, в графе 9 ставит прочерк. Ниже приведены примеры заполнения товарной накланой и счета-фактуры продавцом металлолома-плательщиком НДС.

Если реализуемое имущество не подпадает под определение металлолома, то НДС уплачивает продавец. Налог начисляет в обычном порядке, по ставке 18 процентов. Документы оформляет как при обычной реализации.

При этом ФНС России вправе назначить экспертизу для разрешения вопроса идентификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов (письмо ФНС России от 10.04.2017 № СД-4-3/6740@).

Как платить НДС при реализации металлолома

С 2018 года действует новый порядок уплаты НДС при реализации металлолома, вторичного алюминия и сырых шкур животных. Теперь начислять налог должны не продавцы, а покупатели, на которых возлагают обязанности налоговых агентов.*

Чтобы применять новые нормы Налогового кодекса на практике, Правительство должно дополнить постановление от 26.12.2011 № 1137 , а ФНС - внести изменения в форму и порядок заполнения декларации по НДС. Предварительные разъяснения по новым правилам налоговая служба дала в письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480 . Руководствуйтесь ими в операциях с металлоломом, вторичным алюминием и сырыми шкурами животных.

Кто выполняет обязанности налоговых агентов

Выполнять обязанности налоговых агентов при покупке (получении) металлолома должны все организации и предприниматели. В том числе и покупатели, которые применяют спецрежимы (упрощенку, ЕСХН, ЕНВД, патент) или используют освобождение от уплаты НДС по .

Исключение составляют посредники - комиссионеры или агенты, которые приобретают металлолом не для себя, а для третьих лиц - комитентов или принципалов. В этих случаях посредники не признаются налоговыми агентами. Исчислять и платить НДС должны фактические покупатели. Они же имеют право на вычеты НДС, предусмотренные для налоговых агентов - покупателей металлолома.

Кроме того, не исполняют обязанности налоговых агентов покупатели, которые приобретают металлолом у продавцов, признанных банкротами (подп.15 п. 2 ст. 146 НК , письмо ФНС от 25.04.2018 № СД-4-3/7966).

Рассчитать НДС налоговый агент обязан, если он приобретает металлолом у продавцов - плательщиков НДС, которые не применяют освобождение от уплаты этого налога. Продавцы - плательщики НДС не предъявляют налог покупателям. В счетах-фактурах на аванс и на отгрузку они делают пометку «НДС исчисляется налоговым агентом». На основании этих документов покупатели сами определяют налоговую базу (увеличивают ее на сумму НДС) и начисляют НДС к уплате в бюджет. Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 161, пунктом 5 статьи 168 НК.

Выполнять обязанности налогового агента (т. е. начислять НДС вместо продавца) не нужно, если продавцами металлолома являются:

Физлица, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей;
- организации и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы;
- организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения, но используют освобождение от уплаты НДС по .

Проще говоря, если реализация металлолома не облагается НДС у продавца, то покупатель не должен выполнять функции налогового агента. Но для этого у покупателя должны быть подтверждающие документы. Если продавец использует освобождение от НДС, он обязан выставить покупателю счет-фактуру с пометкой «Без НДС». Если продавец применяет спецрежим, счета-фактуры от него у покупателя не будет. Но в этом случае запись «Без НДС» должна быть в договоре и первичном документе (накладной, акте закупки и др.). Такая же запись должна быть и в документе, подтверждающем покупку металлолома у физлица, которое не является предпринимателем. Это следует из пункта 8 статьи 161 НК и подтверждается письмами Минфина от 18.01.2018 № 03-07-11/2283 и .

Важно: новые правила распространяются на операции, совершенные после 31 декабря 2017 года. Поэтому, если продавец отгрузил металлолом до 1 января 2018 года, покупатель не выполняет обязанности налогового агента. В этом случае продавец применяет освобождение от НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК, который действовал до 1 января 2018 года. Дату отгрузки определяйте по первому первичному документу, который продавец оформил на покупателя или перевозчика. Когда по условиям договора к покупателю переходит право собственности на металлолом, значения не имеет. Такие разъяснения - в письме Минфина от 09.02.2018 № 03-07-11/8067 .

Что касается вторичного алюминия и сырых шкур животных, то в 2017 году реализация этих товаров не освобождалась от НДС. Поэтому если продавец отгрузил их до 1 января 2018 года, то он должен был начислить налог к уплате в бюджет, а покупатель вправе принять предъявленный ему НДС к вычету на общих основаниях. Об этом сказано в письме Минфина от 11.04.2018 № 03-07-11/23983 .

Счета-фактуры, книги покупок и продаж

Специальных правил оформления и регистрации счетов-фактур при реализации металлолома в постановлении Правительства от 26.12.2011 № 1137 нет. Пока в него не внесли поправки, руководствуйтесь письмом ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 и приложениями к нему. Там же есть новые коды операций для регистрации счетов-фактур в книге продаж, книге покупок и журнале учета счетов-фактур.

Продавец - плательщик НДС

Счета-фактуры. Продавцы металлолома - плательщики НДС выставляют покупателям счета-фактуры на аванс и на отгрузку с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». Исключение - продажа металлолома на экспорт и физлицам. Покупатели - налоговые агенты счета-фактуры на аванс и на отгрузку металлолома самостоятельно не составляют. Такой порядок следует из пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166 и пункта 5 статьи 168 НК.

Надпись «НДС исчисляется налоговым агентом» продавец делает в графе 7 счета-фактуры «Налоговая ставка». В графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» продавец ставит прочерк. Применяйте этот порядок как в счетах-фактурах на отгрузку, так и в счетах-фактурах на аванс. Ведь продавец металлолома НДС не исчисляет и покупателю не предъявляет.

В счетах-фактурах, выставленных налоговому агенту при отгрузке металлолома, продавец указывает стоимость товаров без учета НДС. То есть вписывает стоимость товаров только в графу 5 . В графе 9 (стоимость товара с налогом) счета-фактуры на отгрузку продавец ставит прочерк.*

В счетах-фактурах, выставленных налоговому агенту на аванс, продавец ставит прочерки в графах и (количество и цена товара), а также в графах и (сумма налога и стоимость с НДС). В графе 5 продавец указывает сумму аванса (без НДС), полученного от покупателя.

Исправленные и корректировочные фактуры составляйте в аналогичном порядке. Такие разъяснения есть в приложении к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 .

Пример, как продавцу металлолома - плательщику НДС составить и зарегистрировать в книге продаж счета-фактуры на аванс и на отгрузку

ООО «Альфа» (продавец) и ООО «Торговая фирма "Гермес"» (покупатель) заключили договор поставки металлолома. Одно из условий договора - частичная предварительная оплата. «Альфа» - плательщик НДС. Поэтому «Гермес» - налоговый агент по операциям, которые связаны с реализацией металлолома. Не важно, является «Гермес» плательщиком НДС или нет.

В январе «Гермес» перечислил продавцу аванс в счет предстоящей поставки - 100 000 руб. (без учета НДС). Бухгалтер «Альфы» выставил «Гермесу» счет-фактуру на аванс и зарегистрировал его в книге продаж . В графе 2 он указал код вида операции 33. В графу 14 он вписал сумму аванса без НДС - 100 000 руб., а в графах 13б и 17 поставил прочерки.

В феврале «Альфа» отгрузила партию металлолома стоимостью 300 000 руб. (без учета НДС). Бухгалтер «Альфы» выставил «Гермесу» счет-фактуру на отгрузку и зарегистрировал его в своей книге продаж . В графе он указал код вида операции 34. В графу 14 он вписал стоимость товаров без НДС - 300 000 руб., а в графах 13б и 17 поставил прочерки.*

Книга покупок продавца. При операциях с металлоломом продавец заполняет книгу покупок, если регистрирует корректировочный счет-фактуру на уменьшение стоимости отгрузок. В этом случае укажите в графе 2 книги код вида операции 34. В графе 15 (стоимость с НДС) укажите разницу в стоимости. Если составляете книгу покупок на бумаге, в графе 16 (сумма НДС к вычету) поставьте прочерк. Если формируете книгу покупок в электронном виде или выгружаете сведения в раздел 8 декларации по НДС, укажите в графе 16 цифру «0». Такие разъяснения приведены в приложении к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 .

Книга продаж налогового агента. Покупатель металлолома - налоговый агент регистрирует в книге продаж счета-фактуры на аванс и на отгрузку, которые он получил от продавца. Книга продаж у налогового агента единая. Несмотря на то что он действует и вместо продавца, и как покупатель, все операции по начислению (восстановлению) НДС налоговый агент регистрирует в одной книге.

Как отразить НДС в первичных документах

Сведения об НДС продавцы и покупатели металлолома отражают в договорах и первичных документах. Продавцы - плательщики НДС и продавцы, которые не являются налогоплательщиками, заполняют документы по-разному.

Продавцы, которые не являются плательщиками НДС, в договорах и первичных документах указывают стоимость металлолома без налога и делают соответствующую отметку «Без НДС» (п. 8 ст. 161 НК). Такая запись освобождает покупателей от исполнения обязанностей налогового агента.

Пример оформления первичных документов при реализации металлолома. Продавец применяет специальный налоговый режим

ООО «Альфа» применяет упрощенку. В феврале 2018 года организация отгрузила покупателю ООО «Гермес» одну тонну металлолома стоимостью 50 000 руб.

Продавцы - плательщики НДС заполняют документы по-другому.

В договорах и товарных накладных на поставку металлолома продавцы указывают стоимость металлолома с учетом НДС. Например, при стоимости партии металлолома без НДС 10 000 руб. продавец фиксирует в документах 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Одновременно в договоре делают приписку, что покупатель - налоговый агент оплачивает (перечисляет продавцу) только стоимость товара без НДС (10 000 руб.), а НДС в размере 1800 руб. самостоятельно исчисляет к уплате в бюджет. Такая приписка обеспечит правильное отражение выручки от реализации металлолома в бухучете продавца (10 000 руб.) и ее соответствие первичным документам.

Аналогично следует оформлять приложения к договорам (например, спецификации) и приемосдаточные акты.

Остальные сведения в товаросопроводительных документах указывайте по общим правилам .

Пример оформления первичных документов при реализации металлолома. Продавец - плательщик НДС

ООО «Альфа» - плательщик НДС. В феврале 2018 года организация заключила с ООО «Гермес» договор на поставку 1 тонны металлолома по цене 50 000 руб. С учетом НДС стоимость металлолома составляет 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).

Сведения о стоимости металлолома в договоре сформулированы так:

«Цена товара составляет 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Покупатель оплачивает товар по цене без учета НДС (50 000 руб.). Сумму НДС в размере 9000 руб. покупатель исчисляет к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 8 статьи 161 Налогового кодекса».

Раздел товарной накладной, в котором отражаются данные о стоимости металлолома, бухгалтер «Альфы» заполнил следующим образом:

При приемке металлолома бухгалтер «Гермеса» составил приемосдаточный акт. Сведения о стоимости товара он отразил следующим образом:

2.Из ГОСТ Р 54565-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения

2. Термины и определения

2.1 вторичная металлургия цветных металлов: Подотрасль цветной металлургии, проводящая заготовку и переработку лома и отходов цветных металлов и сплавов, а также их переплавку в металлургических агрегатах с использованием дополнительных материалов и особых технологических режимов с целью изменения структуры металла, доведения его химического состава до параметров, соответствующих требованиям нормативных документов на марки цветных металлов и их сплавов с определенными технологическими и эксплуатационными свойствами. en recycling metallurgy of non-ferrous metals
2.2 лом цветных металлов: Непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа. en scrap of non-ferrous metals
2.3 отходы цветных металлов: Отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства.*

3.Из письма ФНС России от 10.04.2017 № СД-4-3/6740@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросам, касающимся применения налога на добавленную стоимость (далее - налог) в отношении приобретаемых отработанных свинцовых батарей, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Понятие "лом и отходы цветных и черных металлов" содержится в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон). Так, согласно статье 1 указанного Федерального закона лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
При этом вопросы классификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов, к компетенции ФНС России не относятся.
Вместе с тем при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе в порядке, установленном статьей 95 Кодекса , назначить экспертизу для разрешения вопроса идентификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...