НДС по-новому: если все станут налоговыми агентами. Введение НДС на лом благоприятно для отрасли, но цены сбивает


С 1 января 2018 года пп. 25 п. 2 ст 149 НК РФ утратил силу. Это значит, что реализация лома, отходов черных и цветных металлов больше не подлежит освобождению от налога на добавленную стоимость. Изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ.

В чем суть изменений

При приобретении лома и отходов черных/цветных металлов покупатель становится налоговым агентом по НДС. При этом не важно, является ли он плательщиком данного налога или нет. Обязанность по расчету и уплате НДС теперь лежит не нем. Изменения в законодательстве не распространяются на физических лиц, у которых отсутствует регистрация в ИФНС в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как покупателю избежать уплаты НДС

С 2018 года ст. 161 НК РФ будет дополнена новым восьмым пунктом, в соответствии с которым перечень налоговых агентов будет расширен.
Избежать уплаты НДС в качестве налоговых агентов покупатели металлолома могут при условии, что приобретают его у неплательщиков НДС или лиц, освобожденных от уплаты налога, так как согласно п. 8 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента возникает лишь по отношению к плательщикам налога на добавленную стоимость.

Пример 1
Физическое лицо продает пункту приема вторсырья металлолом. Покупатель не уплачивает НДС в качестве налогового агента, так как физическое лицо не является плательщиком НДС.

Пример 2
Индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения продает лом металла в компанию. Покупатель не начисляет и не уплачивает НДС в бюджет.

НДС у покупателя

Налоговая база для исчисления суммы налога определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом налога. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 18/118 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС. Это значит, что при стоимости товара 118 руб., 18 руб. – это НДС.

Если в договоре поставщик указал стоимость 100 000 руб. (без НДС), то налоговая база будет равняться 118 000 руб., включая НДС, который составляет 18 000 руб.

Налоговый агент удерживает налог на добавленную стоимость из денежных средств, перечисляемых поставщику в счет предстоящих поставок, даже если это предоплата.

Для налоговых агентов момент определения налоговой базы производится на одну из наиболее ранних дат:

  • деть отгрузки
  • день оплаты/частичной оплаты

В настоящее время порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, не закреплен в Налоговом кодексе РФ. В связи с этим можно лишь предположить, что он будет идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, указанных в п. 5 ст. 161 НК РФ.

Таким образом, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты/частичной оплаты предстоящих поставок, то на день отгрузки в счет оплаты/частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Рассмотрим на примере.

Налоговый агент перечисляет аванс поставщику металлолома и начисляет НДС на сумму предоплаты. На дату отгрузки налоговый агент повторно производит расчет НДС, но уже со стоимости отгруженного лома. НДС с аванса заявляет к вычету.

В случае отсутствия предоплаты, момент определения налоговой базы по НДС возникает только на дату отгрузки.

Если покупатель использует металлом в деятельности, облагаемой НДС, то налог, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету. При изменении цены или количества приобретенного металлолома сумма НДС подлежит корректировке.

Сумма НДС к уплате определяется налоговым агентом по итогам каждого налогового периода.
Налоговые агенты должны представить налоговую декларацию по месту своего учета не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки сдачи декларации налоговыми агентами в 2018 году


НДС у продавца

Продажа лома, отходов черных и цветных металлов до нововведений, освобождалась от НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ при условии, что у продавца есть в наличии лицензия, и реализация производится на территории РФ.

Если продавец металлолома является неплательщиком НДС или освобожден от уплаты данного налога, то в договоре купли-продажи необходимо это указать. Цена металлолома указывается с отметкой «Без налога (НДС)». Первичная документация также должна дублировать это.

Продавец металлолома должен выставлять счета-фактуры. Как было сказано выше, выделять НДС не нужно, а вот поставить штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» следует.

Образец заполнения счет-фактуры

Законодательство РФ предусматривает четыре случая, когда начислять и уплачивать НДС будет продавец металлолома.

Во-первых, если он обманул покупателя (указал в первичных документах и договоре об отсутствии НДС, в то время как оснований на это не было). В таком случае платить в бюджет должен именно продавец (абз. 7 п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 1 января 2018 года).

Во-вторых, при реализации металлолома физическим лицам.

В-третьих, при продаже металлолома на экспорт.

В-четвертых, если продавец потерял право на применение специального налогового режима или освобождения от НДС.

На Ваши вопросы дает ответ Эльвира Митюкова, к.э.н., управляющего партнер аудиторской компании ООО «Академия Успешного Бизнеса», аттестованный аудитор.

Мы расскажем все налоговые и юридические риски, трудовые и денежные затраты, которые повлекут за собой налогосберегающие схемы.

Ближайшие семинары:

Напомним, что с 01.01.2018 начался эксперимент, предполагающий исчисление и уплату налога при реализации некоторых видов товаров не продавцами, а покупателями – налоговыми агентами. Это следует из п. 8 ст. 161 и п. 3.1 ст. 166 НК РФ. В число таких товаров вошли:

    Лом и отходы черных и цветных металлов;

    Алюминий вторичный и его сплавы.

До указанной даты реализация лома и отходов черных и цветных металлов НДС не облагалась в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сего­дня данная норма утратила силу, тем самым реализация указанного продукта (с добавлением вторичного алюминия и его сплавов) вновь введена в налогооблагаемый оборот.

Определяемся с налоговой базой.

В роли налоговых агентов могут выступать и «упрощенцы» – покупатели названных объектов (далее по тексту перечислять их не будем, обобщим – «металлолом»). Но только в случае, если их контр­агентом является плательщик НДС. Продавец выставит покупателю счет-фактуру с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (графа 7), а покупатель исчислит (расчетным методом) налог и уплатит в бюджет (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Обратите внимание:

Налоговые агенты обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Оплата товара продавцу производится за вычетом налога. Расчеты покупателя с продавцом металлолома (стоимость покупки условно 118 руб., в том числе НДС 18 руб.) покажем в таблице.

Налоговый агент, приобретающий металлолом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров по ст. 105.3 НК РФ (из договорной стоимости), с учетом налога (абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Из нормы п. 15 ст. 167 НК РФ следует, что порядок исчисления НДС налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, обозначенных в п. 4 и 5 ст. 161. То есть налоговый агент определяет налоговую базу как стоимость товаров без включения в нее суммы НДС.

Расчетный метод исчисления налога предполагает применение расчетной ставки – в нашем случае 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Принимая во внимание приведенные нормы, покажем, как налоговому агенту, обязанному исчислить НДС, определить налоговую базу с учетом того, что стоимость металлолома в договоре может указываться по-разному, в частности:

    С налогом, например, «118 руб., в том числе НДС». Тогда налоговая база равна 118 руб. Налог, определяемый расчетным методом, соответственно равен 18 руб.;

    Без НДС, например, «100 руб. без НДС». Налоговая база в этом случае также равна 118 руб. (100 руб. + 100 руб. х 18 %). Сумма НДС – 18 руб. (118 руб. х 18/118).

Поскольку налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из средств, перечисляемых налогоплательщику (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета налога, в любом случае продавец получает оплату за вычетом НДС.

Налоговый кодекс предусматривает особенности исчисления НДС налоговыми агентами и при предварительной оплате, и при возврате, и в случаях изменения стоимости металлолома. Остановимся подробнее на «авансовом» НДС.

«Авансовый» НДС.

С учетом п. 15 ст. 167 НК РФ покупатели металлолома определяют момент определения налоговой базы в порядке, установленном п. 1 ст. 167, – либо на дату отгрузки продавцом товара, либо на дату получения последним предварительной оплаты товара.

В пункте 2 Письма № СД-4-3/480@ ФНС разъяснила: при предоплате предстоящих поставок металлолома налоговый агент исчисляет НДС как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки металлолома в счет этой оплаты (частичной оплаты). Далее ведомство, ссылаясь на ст. 171 НК РФ (п. 3, 5, 8, 12 и 13, в частности), указывает: суммы исчисленного «агентского» («авансового») налога подлежат вычетам. А принятые к вычету суммы налога (в силу пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170) подлежат восстановлению.

Обратите внимание:

Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

По мнению автора, рекомендация главного налогового ведомства страны не вызывает вопросов у налоговых агентов – плательщиков НДС. Мы же говорим об «упрощенцах» – а у них здесь может возникнуть «запинка». Дело в налоговом вычете – вправе ли его применить плательщик «упрощенного» налога?

Однако если внимательнее изучить нормы НК РФ, сомнения развеются. Пункты 12 (о вычете «авансового» НДС) и 13 (о вычете НДС при корректировке отгрузки) ст. 171 могут применять и те, кто не платит НДС (в отличие от п. 3, 5 и 8, из которых четко следует, что эти нормы адресованы только налогоплательщикам).

При таком подходе покупатель-«упрощенец» при перечислении предоплаты будущей поставки металлолома исчислит «авансовый» НДС. Когда же продавец отгрузит товар, исчисленный за продавца «авансовый» НДС покупатель может принять к вычету.

Пример 1:

«Упрощенец» закупает лом черных металлов у организации на условиях предоплаты товара. Стоимость лома (по договору) – 500 000 руб. (без НДС).

Аванс (60 % стоимости договора – 300 000 руб.) перечислен в январе 2018 года, оставшаяся сумма – при отгрузке металлолома (в марте).

В январе «упрощенец» исчислит «авансовый» НДС. Сумма налога составит 54 000 руб. ((300 000 руб. + 300 000 руб. х 18 %) х 18/118).

В марте (при отгрузке металлолома покупателю) будет исчислена сумма «отгрузочного» НДС в размере 90 000 руб. ((500 000 руб. + 500 000 руб. х 18 %) х 18/118).

При этом «авансовый» НДС в сумме 54 000 руб. «упрощенец» примет к вычету.

Вычет «авансового» и «отгрузочного» НДС за себя «упрощенцу» не полагается!

Покупатель, перечисляющий аванс в счет будущей поставки, вправе рассчитывать на вычет НДС с предоплаты (за себя – покупателя) только в случае, если он является плательщиком НДС. В нашем случае «упрощенец» (лицо, не признающееся плательщиком НДС в силу применения специального налогового режима – п. 2 ст. 346.11 НК РФ) НДС с аванса за себя к вычету не принимает (поэтому в дальнейшем и не восстанавливает данный налог).

По той же причине покупатель не сможет принять к вычету НДС, исчисленный по отгрузке металлолома. Таким правом (о чем сказано в абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ) располагают покупатели – налоговые агенты (поименованы в п. 8 ст. 161 НК РФ), исчислившие НДС в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ, при условии, что металлолом приобретен ими для целей, указанных в п. 2 ст. 171, в частности:

    Для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за исключением товаров, предусмотренных в п. 2 ст. 170, по которым налог учитывается в их стоимости);

  •  для перепродажи.

Пример 2:

Воспользуемся условием примера 1.

Заявить вычет НДС, исчисленный в марте при отгрузке металлолома в сумме 90 000 руб., покупатель-«упрощенец» не вправе.

Когда обязанностей налогового агента у «упрощенца» не возникает

Если металлолом приобретен у продавцов, освобожденных от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), или «спецрежимников», НДС покупатели (в том числе «упрощенцы») не рассчитывают и не уплачивают. В этом случае в договоре, первичных документах продавец делает отметку «Без налога (НДС)» (абз. 6 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Пример 3:

При ликвидации объекта ОС организацией (освобожденной от обязанностей плательщика НДС в силу ст. 145 НК РФ) получен металлолом, которого установлена в сумме 150 000 руб. (без НДС). Металлолом продан компании, применяющей УСНО.

В данном случае покупатель (налоговый агент) НДС не исчисляет, так как продавец не уплачивает НДС.

Сумма налога, исчисленная на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивается на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на сумму вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычета НДС при экспорте товаров.

Обратите внимание:

Для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не определены, поскольку такие агенты не вправе принимать к вычету налог, восстановление которого предусмотрено пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ. Иными словами, так как НДС к вычету не принимался, и восстанавливать нечего.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по каналам ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

И еще. «Доходно-расходные» «упрощенцы» суммы уплаченного «агентского» налога по приобретенному металлолому могут учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ).

«Упрощенец» – продавец металлолома.

«Упрощенец» может быть и продавцом металлолома. Что нужно иметь в виду при таких обстоятельствах?

По общему правилу продавцы при реализации металлолома НДС не исчисляют. В договоре и первичном учетном документе продавцы-«упрощенцы» делает соответствующую запись («Без налога (НДС)»).

Но при утрате права на применение УСНО согласно гл. 26.2 НК РФ бывший «упрощенец» исчисляет и уплачивает налог по операциям реализации металлолома самостоятельно. Это следует из абз. 8 п. 8 ст. 161 НК РФ. Исчисление и уплата налога производятся начиная с периода, в котором плательщик перешел на ОСНО, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на применение УСНО.

Пример 4:

Организация, применяющая УСНО и соответственно сопровождающая документы записью «Без налога (НДС)», 15.04.2018 продала металлолом.

На 10.06.2018 у нее была превышена максимальная величина дохода (150 млн руб.) для применения УСНО и поэтому компания потеряла право на применение спецрежима с начала II квартала 2018 года (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

По лому, отгруженному во II квартале 2018 года за период с 01.04.2018 до 10.06.2018 (в данном случае продажа состоялась 15.04.2018), организация исчислит НДС самостоятельно, не передавая «процедуру» покупателю.

Обобщим сказанное.

Покупатели – налоговые агенты, находящиеся на УСНО, при покупке металлолома у плательщиков НДС исчисляют «агентский» НДС. В отношении налога, исчисленного при предоплате за продавца, они смогут применить вычет. По «авансовому» и «отгрузочному» НДС за себя такого права у них нет.

Заинтересованному читателю рекомендуем ознакомиться с Письмом от 16.01.2018 № СА-4-3/480@, в котором ФНС привела примеры заполнения НДС-документов при совершении сделок с металлоломом. Здесь же приведены новые группы кодов видов операций (КВО). Первая группа КВО – для использования в книге покупок и книге продаж продавца, а также в журнале учета посредника (33 и 34), вторая – для использования в книге продаж и книге покупок покупателя (41, 42, 43, 44).

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов: разбираемся с НДС

При производстве металлопродукции (реализация которой облагается НДС) образуются лом и отходы черных и цветных металлов, которые предприятия могут продать на сторону. Является ли продажа такой продукции лицензируемой деятельностью? При каких обстоятельствах при реализации лома и отходов черных и цветных металлов не начисляется НДС? Что делать с суммой "входного" НДС по черному и цветному металлу, ранее предъявленной к вычету?

О начислении НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров на территории РФ, включая передачу права собственности на товары на безвозмездной основе, признается объектом обложения НДС. Однако в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов является операцией, не подлежащей обложению НДС.

Определение. В Налоговом кодексе отсутствует понятие лома и отходов черных и цветных металлов. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, можно воспользоваться определением, представленным в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Лом и отходы цветных и черных металлов представляют собой пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. На то, что для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться приведенным определением, указал и Минфин России в Письме от 01.07.2011 N 03-07-07/32.

Кстати, в ГОСТ 1639-2009 <1> отходы и лом разделены. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

<1> ГОСТ 1639-2009 "Межгосударственный стандарт. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия", введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2010 N 175-ст.

Необходимо учитывать: перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).

На основании пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов подлежат лицензированию. Исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 2 обозначенной статьи).

Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 (далее — Положение). В соответствии с п. 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:

  • заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов;
  • заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.

При этом под заготовкой следует понимать приобретение лома черных или цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации. В связи с этим становится понятно, почему нормы Положения не распространяются на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

Таким образом, реализация лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции, не относится к лицензируемой деятельности, поэтому для применения освобождения от обложения НДС лицензия не нужна.

Еще один момент: налогоплательщик, осуществляющий операции, как подлежащие налогообложению, так и не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) НДС, обязан вести раздельный учет таких операций (п. 6 ст. 149 НК РФ). Ссылаясь на эту норму, а также на пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ (налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена для них законодательством о налогах и сборах), Президиум ВАС настаивает на следующем. Налогоплательщик обязан обосновать право на применение льготы по НДС путем ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения (Постановление от 08.06.2010 N 1650/10).

К сведению. Денежные средства, получаемые продавцом за перегруз вагонов при осуществлении операций по реализации лома и отходов черных металлов, в налоговую базу по НДС не включаются (Письмо Минфина России от 13.11.2009 N 03-07-11/302). Основание — п. 2 ст. 162 НК РФ, из которого следует, что полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), налоговую базу по НДС не увеличивают.

О "входном" НДС

Надо ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС в связи с реализацией лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в результате производства металлопродукции? Минфин настаивает: суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые признаются возвратными отходами и приходуются на склад в качестве лома и отходов, подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором такие отходы и остатки начинают использоваться для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения (Письмо от 16.04.2013 N 03-07-11/12802). Финансисты такой позиции придерживаются уже давно (см. Письмо от 01.09.2008 N 03-07-07/84). Чиновники исходят из того, что в описанной ситуации подлежит применению пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ в определенных случаях суммы НДС по товарам (работам, услугам), принятые в установленном порядке к вычету, подлежат восстановлению. Одним из таких случаев является дальнейшее использование этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в том числе операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) (пп. 2). Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

У автора другая точка зрения. Черные и цветные металлы закупаются и фактически используются для производства металлопродукции, реализация которой облагается НДС. Следовательно, "входной" НДС по металлу правомерно принят к вычету и восстановлению не подлежит.

Налогоплательщики вполне могут придерживаться такого подхода, рассчитывая на поддержку судей. В качестве примера приведем выводы, сделанные ФАС ПО в Постановлении от 05.05.2011 по делу N А55-16525/2010. Общество приобретало черные и цветные металлы для производства и реализации товаров (продукции), подлежащих обложению НДС. Образовавшиеся в ходе производства этих товаров отходы черных и цветных металлов не являются специально произведенными обществом товарами. Реализованные отходы (стружки, опилки, обрезки), непригодные для производства продукции, не являются тем же товаром (металлом), который приобретался налогоплательщиком для производства товара, облагаемого НДС. Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС, ранее правомерно предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектом обложения НДС, но впоследствии не используемых в этих операциях в связи с браком <2>.

<2> См. также Постановления ФАС ПО от 30.11.2010 по делу N А55-33697/2009 (в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 15.03.2011 N ВАС-2416/11), от 15.07.2010 по делу N А55-29172/2009 (в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определениями ВАС РФ от 25.11.2010 N ВАС-14097/10 и от 18.10.2010 N ВАС-14097/10).

Еще один пример — Постановление ФАС УО от 11.12.2012 N Ф09-12020/12. Общество приобретало у поставщика металлопрокат с НДС и металлоотходы без НДС. В результате переработки этих материалов общество производило собственную продукцию — стальной лист неответственного назначения (лист стальной горячекатаный, холоднокатаный, с покрытием по СТО N 202). Эту продукцию общество реализовывало потребителям с учетом НДС. Помимо этого, оно реализовывало лом без НДС, образовавшийся в процессе технологического цикла.

Реализуемые обществом лом и отходы металла образуются в результате технологического процесса обработки металлопроката и металлоотходов. В процессе производства происходит смешение металлоотходов и металлопроката неответственного назначения, фактически невозможно определить, сколько лома образуется в процессе производства из металлопроката, а сколько — из металлоотходов. В связи с этим раздельный учет продукции на выходе обществом не ведется.

НДС по приобретенному товару (металлопрокату) заявлен обществом в составе налоговых вычетов по НДС при оприходовании сырья. При последующей реализации лома, образовавшегося в процессе производства, НДС, принятый ранее к вычету по прямым расходам, к уплате в бюджет не восстанавливался. В части косвенных расходов НДС налогоплательщиком самостоятельно восстанавливался к уплате в бюджет и отражался в налоговой отчетности.

Суд решил: отходы сырья, не подлежащие дальнейшему использованию в производстве готовой продукции, не являются товаром, непосредственно изготовленным из приобретенного обществом сырья.

Реализация лома и отходов цветных металлов

Соответственно, в указанном случае отсутствуют условия, обязывающие налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет налог, ранее правомерно предъявленный к вычету при приобретении металлической продукции для производства стального листа неответственного назначения, реализация которого является для налогоплательщика объектом обложения НДС.

О раздельном учете

Если придерживаться позиции финансистов, необходимо помнить о том, что согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. В случае отсутствия раздельного учета суммы налога вычету не подлежат и в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не включаются.

В то же время налогоплательщик вправе отказаться от ведения раздельного учета в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае все суммы "входного" НДС подлежат вычету.

* * *

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, в том числе полученных в результате производства металлопродукции, НДС начислять не надо, поскольку данная реализация является операцией, не подлежащей налогообложению. Спорить с этим никто не будет, поскольку это прямо предусмотрено Налоговым кодексом. А вот с "входным" НДС по металлу дело обстоит иначе. Финансисты настаивают на том, что при реализации лома и отходов цветных и черных металлов, образовавшихся в результате производства товаров, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, в отношении остатков лома и отходов подлежат восстановлению. Рассчитывая на поддержку судей, можно рискнуть и налог не восстанавливать.

О.В.Давыдова

Редактор журнала

"Промышленность: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Все статьи Продажа металлолома собственного производства, или Безотказная льгота по НДС (комментарий к Письму Минфина России от 2 сентября 2015 г. N 03-07-07/50555) (Мухин В.)

Продажа металлолома, который образовался в процессе собственного производства организации, не лицензируется. Означает ли это, что такая операция облагается НДС?

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса (далее" — Кодекс). При этом в силу положений п. 6 ст. 149 Кодекса данные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) "при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ".
В свою очередь порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемой юрлицами и ИП (за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у них в процессе собственного производства), определен Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287.
Таким образом, деятельность по продаже лома черных и цветных металлов, образовавшегося у организаций и ИП в процессе собственного производства, не является лицензируемой. В то же время, как указал Минфин России в Письме от 2 сентября 2015 г. N 03-07-07/50555, освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса, применяется и в том случае, если деятельность не лицензируется.
Аналогичной позиции чиновники придерживались и ранее (см., напр., Письма ФНС России от 16 августа 2006 г. N 03-1-03/1562@, УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 19-11/35889). И в этой части суды полностью с ними солидарны (см., напр., Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2015 г. N Ф07-4091/2015 по делу N А42-3285/2014, ФАС Московского округа от 25 марта 2014 г. N Ф05-962/2014 по делу N А41-6141/11, ФАС Уральского округа от 27 мая 2014 г. N Ф09-2580/14 по делу N А60-29784/2013 и т.д.). Арбитры подчеркивают, что налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома черных и цветных металлов, должен иметь соответствующие лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. В отсутствие таких лицензий налогоплательщик вправе воспользоваться освобождением от обложения НДС, только если лом образовался исключительно в процессе собственного производства.
Между тем необходимо отметить, что на самом деле в рассматриваемой ситуации говорить о том, что налогоплательщик "вправе" воспользоваться освобождением от обложения НДС, было бы не совсем правильно. Ведь это подразумевает, что имеет место право выбора — облагать соответствующие операции НДС или нет. В то же время в соответствии с п.

Service Temporarily Unavailable

5 ст. 149 Кодекса налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от обложения НДС при осуществлении операций по реализации товаров, работ, услуг, предусмотренных в п. 3 ст. 149 Кодекса. А это означает, что от льготы, которая предусмотрена в п. 2 ст. 149 Кодекса, налогоплательщик отказаться не вправе.
На практике это означает, что при продаже лома черных или цветных металлов, образовавшихся, к примеру, при демонтаже или ликвидации оборудования, компания (ИП) "попадает" на раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС. Раздельный учет можно не вести только в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов, приходящихся на не облагаемые НДС операции, не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

2018-04-2121.04.2018 19:23

Здравствуйте. Да, Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в статью 149 НК РФ в части порядка уплаты НДС на лом. Согласно этим поправкам исчислять НДС на металлолом в 2018 году должны покупатели как налоговые агенты (ст. 161 НК РФ). Налоговым агентом при покупке лома может выступать любая организация, в том числе на упрощенке или освобожденная от НДС по статье 145 НК РФ. Это обусловлено тем, что организации при УСН также выполняют обязанности налоговых агентов (п.

Реализация металлолома не облагается ндс

5 ст. 346.11 НК).При этом сами продавцы на ОСНО не начисляют налог и не оформляют счета-фактуры (п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 168 НК). Счета-фактуры оформляют покупатели - налоговые агенты. А продавцы согласно Федеральному закону при реализации указанных товаров продавцы, являющиеся налогоплательщиками НДС, составляют счета-фактуры без учета сумм этого налога, делая в них соответствующую надпись "НДС исчисляется налоговым агентом". (письмо Минфина России от 20.12.2017 № 03-07-14/85218).

В соответствии с пунктом 3 порядка заполнения налоговой декларации по НДС при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заполняются титульный лист ираздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231». Об этом сказано письме ФНС от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@

Там также сказано, что до внесения соответствующих изменений и дополнений в приложения к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ о порядке заполнения декларации по НДС, то ФНС России рекомендует налоговым агентам, заполнять декларацию в следующем порядке.

  • строки 010 — 030 не заполняются;
  • по строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 4.1 статьи 173 Кодекса;
  • по строке 070 указывается код 1011715, применяемый при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кроме того, указанными налоговыми агентами формируется раздел 9 налоговой декларации по НДС, в котором отражаются записи по счетам-фактурам, полученным налоговыми агентами от налогоплательщиков-продавцов вышеуказанных товаров. При этом сведения по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС, отражаются ими в разделе 9 налоговой декларации по НДС с отрицательным значением при применении вычетов в установленном порядке. В аналогичном порядке производятся записи по счетам-фактурам (корректировочным счетам-фактурам) в разделе 9 налоговой декларации по НДС, в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса.

В письме сказано, что указанный порядок применяется в отношении налоговых периодов до 1 января 2019 года, а начиная с налогового периода за первый квартал 2019 года записи по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, а также в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 Кодекса, производятся в разделе 8 налоговой декларации по НДС, в целях применения вычетов в установленном порядке.

По ходу так.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня предлагаю Вашему внимаю тему налогообложения при осуществлении деятельности с ломом черных и цветных металлов, а именно НДС (налог на добавленную стоимость).

Как не странно, но данный вопрос часто поступает к специалистам Центра Лицензирования Титан, как правило, его задают бухгалтеры наших клиентов (ранее не имевшие опыта в сфере обращения с ломом черных и цветных металлов), либо предприниматели, рассматривающие сферу деятельности как новое направление их бизнеса. Платить НДС или не платить, вот в чем вопрос?

Предлагаю начать с законодательной базы :

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров, включая передачу на безвозмездной основе, являются операциями, облагаемыми НДС.

Реализация металлолома - 2018. Первые разъяснения ФНС

Но в силу пп.25 п.2 ст.149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит обложению НДС. Налоговый кодекс не дает понятия лома черных и цветных металлов, но в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ, представляется возможным использовать формулировку, представленную в ФЗ №89 « об отходах производства и потребления». В соответствии с определением лом и отходы черных и цветных металлов – это пришедшие в негодность или потерявшие потребительские свойства изделия из металлов и их сплавов, отходы, полученные при производстве изделий из металлов, а также брак, образовавшийся в процессе производства изделий из металлов. В соответствии с письмом Министерства финансов 01.07.2011 №03-07-07/32 указанное выше определение используется для освобождения от обложения НДС.

Примером могут служить – списанные суда, железнодорожные вагоны с истекшим сроком использования, черный и цветной металл, полученный при демонтаже крупногабаритных металлоконструкций (зданий, строений, сооружений), автотранспорт, отходы от производства, станки и иные агрегаты производств, списанные в связи с истечением срока полезного использования или неустранимыми дефектами.

Важно : в соответствии с п.6 ст.149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции с ломом металлов при наличии у налогоплательщика лицензии на осуществление деятельности с ломом черных и цветных металлов (лицензирование деятельности с ломом рассмотрено в одноименной статье в разделе нашего сайта «мнение эксперта»).

Налогоплательщик, осуществляющий деятельность с ломом черных и цветных металлов, а также иную деятельность обязан вести раздельный учет операций.

На основании постановления ВАС от 08.06.2010 №1650/10, на налогоплательщика возлагается обязанность по обоснованию законности применения налоговой льготы по НДС, по средствам ведения учета своих доходов/расходов, раздельного учета операций подлежащих налогообложению и освобожденных от налогообложения.

Часто встречающиеся ошибки:

    Выставление счет-фактур по операциям с ломом металлов, в данном случае НДС Вы показали, как следствие платить его придется.

    Заключение договоров на покупку/продажу лома черных и цветных металлов с НДС, как следствие при оформлении первичных документов неопытные бухгалтеры отталкиваются от условий договора.

    Металлолом образовался в результате списания основных средств. Бухгалтер благополучно оприходовали металлолом на баланс, а так как деятельность с ломом черных и цветных металлов (а именно реализация) подлежит лицензированию, а лицензии нет, то льгота по НДС не может быть принята. Это глубочайшее заблуждение. Во-первых, для реализации лома металлов образовавшегося в результате собственной производственной деятельности предприятия, лицензия на реализацию лома не требуется (подробнее можете ознакомиться в разделе нашего сайта «законодательство»), а в соответствии с налоговым кодексом такие операция не облагаются НДС (письмо ФНС «О налоге на добавленную стоимость» от 16 августа 2006 года №03-1-03/1562@).

    Нет лицензии на заготовку, переработку, хранение и реализацию лома черных и цветных металлов, деятельность ведется, НДС бухгалтером начисляется – в данном случае Вы нарушаете нормы КоАП и УК РФ (подробнее можете ознакомиться в разделе «Ответственность» на нашем сайте), так как данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

    При реализации металлолома образовавшегося в результате списания основных средств необходимо подтвердить его происхождение. В процессе оприходования на баланс предприятия образовавшийся лома черных и/или цветных металлов необходимо учитывать требования ГОСТов (лом черных/цветных металлов) и определение ФЗ №89 « об отходах производства и потребления», в приходных документах должен быть указан вид металлолома (черный/цветной), категория (в соответствии с ГОСТ), вес, стоимость. Должным образом необходимо составить акты о списании основных средств, в результате списания которых образовался лом металлов, данные акты понадобятся в случаи проверки налоговых органов. В случаи оприходования металла черного/цветного, без указания категорий металлолома и т.д., налоговый орган вправе отказать в освобождении от уплаты НДС по операциям и доначислить налог (в связи с некорректным оформлением документов).

И так подведем итог, мы рассмотрели вопрос применения НДС при осуществлении деятельности по заготовке, переработке, хранении и реализации лома черных и цветных металлов. Рассмотрено действующее законодательство, основные ошибки, возникающие при осуществлении бухгалтерского учета.

С уважение к Вам и Вашему бизнесу

Центр Лицензирования Титан!

О НДС при реализации металла.Как платить НДС при реализации металлолома? Кто выполняет обязанности налоговых агентов? Читайте об этом в нашей статье.

Вопрос: подскажите пожалуйста, как правильно оформить реализацию металла в 1 с? какими документами? какой % НДС(если нужно) ставить в торг-12?

Ответ: Налогообложение зависит от квалификации реализуемого имущества - является оно металлоломом или нет.

Лом цветных металлов - это непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа. Отходы цветных металлов - это отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Такие определения даны в пункте 2.2 и 2.3 ГОСТ Р 54565-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения. Лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (ст. 1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ).

Если реализуемое имущество подпадает под указанное определение металлолома, то НДС должен платить покупатель как налоговый агент (п. 8 ст. 161 НК РФ). Продавец-плательщик НДС оформляет накладную на реализацию (например, по форме ТОРГ-12), и счет-фактуру. Ставку НДС указывают «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре и товарной накладной на поставку металлолома продавец указывает стоимость металлолома с учетом НДС. Например, при стоимости партии металлолома без НДС 10 000 руб. продавец фиксирует в документах 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Одновременно в договоре делает приписку, что покупатель - налоговый агент оплачивает (перечисляет продавцу) только стоимость товара без НДС (10 000 руб.), а НДС в размере 1800 руб. самостоятельно исчисляет к уплате в бюджет. Такая приписка обеспечит правильное отражение выручки от реализации металлолома в бухучете продавца (10 000 руб.) и ее соответствие первичным документам. В счете-фактуре в графе 5 продавец указывает стоимость без НДС, в графе 9 ставит прочерк. Ниже приведены примеры заполнения товарной накланой и счета-фактуры продавцом металлолома-плательщиком НДС.

Если реализуемое имущество не подпадает под определение металлолома, то НДС уплачивает продавец. Налог начисляет в обычном порядке, по ставке 18 процентов. Документы оформляет как при обычной реализации.

При этом ФНС России вправе назначить экспертизу для разрешения вопроса идентификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов (письмо ФНС России от 10.04.2017 № СД-4-3/6740@).

Как платить НДС при реализации металлолома

С 2018 года действует новый порядок уплаты НДС при реализации металлолома, вторичного алюминия и сырых шкур животных. Теперь начислять налог должны не продавцы, а покупатели, на которых возлагают обязанности налоговых агентов.*

Чтобы применять новые нормы Налогового кодекса на практике, Правительство должно дополнить постановление от 26.12.2011 № 1137 , а ФНС - внести изменения в форму и порядок заполнения декларации по НДС. Предварительные разъяснения по новым правилам налоговая служба дала в письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480 . Руководствуйтесь ими в операциях с металлоломом, вторичным алюминием и сырыми шкурами животных.

Кто выполняет обязанности налоговых агентов

Выполнять обязанности налоговых агентов при покупке (получении) металлолома должны все организации и предприниматели. В том числе и покупатели, которые применяют спецрежимы (упрощенку, ЕСХН, ЕНВД, патент) или используют освобождение от уплаты НДС по .

Исключение составляют посредники - комиссионеры или агенты, которые приобретают металлолом не для себя, а для третьих лиц - комитентов или принципалов. В этих случаях посредники не признаются налоговыми агентами. Исчислять и платить НДС должны фактические покупатели. Они же имеют право на вычеты НДС, предусмотренные для налоговых агентов - покупателей металлолома.

Кроме того, не исполняют обязанности налоговых агентов покупатели, которые приобретают металлолом у продавцов, признанных банкротами (подп.15 п. 2 ст. 146 НК , письмо ФНС от 25.04.2018 № СД-4-3/7966).

Рассчитать НДС налоговый агент обязан, если он приобретает металлолом у продавцов - плательщиков НДС, которые не применяют освобождение от уплаты этого налога. Продавцы - плательщики НДС не предъявляют налог покупателям. В счетах-фактурах на аванс и на отгрузку они делают пометку «НДС исчисляется налоговым агентом». На основании этих документов покупатели сами определяют налоговую базу (увеличивают ее на сумму НДС) и начисляют НДС к уплате в бюджет. Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 161, пунктом 5 статьи 168 НК.

Выполнять обязанности налогового агента (т. е. начислять НДС вместо продавца) не нужно, если продавцами металлолома являются:

Физлица, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей;
- организации и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы;
- организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения, но используют освобождение от уплаты НДС по .

Проще говоря, если реализация металлолома не облагается НДС у продавца, то покупатель не должен выполнять функции налогового агента. Но для этого у покупателя должны быть подтверждающие документы. Если продавец использует освобождение от НДС, он обязан выставить покупателю счет-фактуру с пометкой «Без НДС». Если продавец применяет спецрежим, счета-фактуры от него у покупателя не будет. Но в этом случае запись «Без НДС» должна быть в договоре и первичном документе (накладной, акте закупки и др.). Такая же запись должна быть и в документе, подтверждающем покупку металлолома у физлица, которое не является предпринимателем. Это следует из пункта 8 статьи 161 НК и подтверждается письмами Минфина от 18.01.2018 № 03-07-11/2283 и .

Важно: новые правила распространяются на операции, совершенные после 31 декабря 2017 года. Поэтому, если продавец отгрузил металлолом до 1 января 2018 года, покупатель не выполняет обязанности налогового агента. В этом случае продавец применяет освобождение от НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК, который действовал до 1 января 2018 года. Дату отгрузки определяйте по первому первичному документу, который продавец оформил на покупателя или перевозчика. Когда по условиям договора к покупателю переходит право собственности на металлолом, значения не имеет. Такие разъяснения - в письме Минфина от 09.02.2018 № 03-07-11/8067 .

Что касается вторичного алюминия и сырых шкур животных, то в 2017 году реализация этих товаров не освобождалась от НДС. Поэтому если продавец отгрузил их до 1 января 2018 года, то он должен был начислить налог к уплате в бюджет, а покупатель вправе принять предъявленный ему НДС к вычету на общих основаниях. Об этом сказано в письме Минфина от 11.04.2018 № 03-07-11/23983 .

Счета-фактуры, книги покупок и продаж

Специальных правил оформления и регистрации счетов-фактур при реализации металлолома в постановлении Правительства от 26.12.2011 № 1137 нет. Пока в него не внесли поправки, руководствуйтесь письмом ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 и приложениями к нему. Там же есть новые коды операций для регистрации счетов-фактур в книге продаж, книге покупок и журнале учета счетов-фактур.

Продавец - плательщик НДС

Счета-фактуры. Продавцы металлолома - плательщики НДС выставляют покупателям счета-фактуры на аванс и на отгрузку с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». Исключение - продажа металлолома на экспорт и физлицам. Покупатели - налоговые агенты счета-фактуры на аванс и на отгрузку металлолома самостоятельно не составляют. Такой порядок следует из пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166 и пункта 5 статьи 168 НК.

Надпись «НДС исчисляется налоговым агентом» продавец делает в графе 7 счета-фактуры «Налоговая ставка». В графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» продавец ставит прочерк. Применяйте этот порядок как в счетах-фактурах на отгрузку, так и в счетах-фактурах на аванс. Ведь продавец металлолома НДС не исчисляет и покупателю не предъявляет.

В счетах-фактурах, выставленных налоговому агенту при отгрузке металлолома, продавец указывает стоимость товаров без учета НДС. То есть вписывает стоимость товаров только в графу 5 . В графе 9 (стоимость товара с налогом) счета-фактуры на отгрузку продавец ставит прочерк.*

В счетах-фактурах, выставленных налоговому агенту на аванс, продавец ставит прочерки в графах и (количество и цена товара), а также в графах и (сумма налога и стоимость с НДС). В графе 5 продавец указывает сумму аванса (без НДС), полученного от покупателя.

Исправленные и корректировочные фактуры составляйте в аналогичном порядке. Такие разъяснения есть в приложении к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 .

Пример, как продавцу металлолома - плательщику НДС составить и зарегистрировать в книге продаж счета-фактуры на аванс и на отгрузку

ООО «Альфа» (продавец) и ООО «Торговая фирма "Гермес"» (покупатель) заключили договор поставки металлолома. Одно из условий договора - частичная предварительная оплата. «Альфа» - плательщик НДС. Поэтому «Гермес» - налоговый агент по операциям, которые связаны с реализацией металлолома. Не важно, является «Гермес» плательщиком НДС или нет.

В январе «Гермес» перечислил продавцу аванс в счет предстоящей поставки - 100 000 руб. (без учета НДС). Бухгалтер «Альфы» выставил «Гермесу» счет-фактуру на аванс и зарегистрировал его в книге продаж . В графе 2 он указал код вида операции 33. В графу 14 он вписал сумму аванса без НДС - 100 000 руб., а в графах 13б и 17 поставил прочерки.

В феврале «Альфа» отгрузила партию металлолома стоимостью 300 000 руб. (без учета НДС). Бухгалтер «Альфы» выставил «Гермесу» счет-фактуру на отгрузку и зарегистрировал его в своей книге продаж . В графе он указал код вида операции 34. В графу 14 он вписал стоимость товаров без НДС - 300 000 руб., а в графах 13б и 17 поставил прочерки.*

Книга покупок продавца. При операциях с металлоломом продавец заполняет книгу покупок, если регистрирует корректировочный счет-фактуру на уменьшение стоимости отгрузок. В этом случае укажите в графе 2 книги код вида операции 34. В графе 15 (стоимость с НДС) укажите разницу в стоимости. Если составляете книгу покупок на бумаге, в графе 16 (сумма НДС к вычету) поставьте прочерк. Если формируете книгу покупок в электронном виде или выгружаете сведения в раздел 8 декларации по НДС, укажите в графе 16 цифру «0». Такие разъяснения приведены в приложении к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 .

Книга продаж налогового агента. Покупатель металлолома - налоговый агент регистрирует в книге продаж счета-фактуры на аванс и на отгрузку, которые он получил от продавца. Книга продаж у налогового агента единая. Несмотря на то что он действует и вместо продавца, и как покупатель, все операции по начислению (восстановлению) НДС налоговый агент регистрирует в одной книге.

Как отразить НДС в первичных документах

Сведения об НДС продавцы и покупатели металлолома отражают в договорах и первичных документах. Продавцы - плательщики НДС и продавцы, которые не являются налогоплательщиками, заполняют документы по-разному.

Продавцы, которые не являются плательщиками НДС, в договорах и первичных документах указывают стоимость металлолома без налога и делают соответствующую отметку «Без НДС» (п. 8 ст. 161 НК). Такая запись освобождает покупателей от исполнения обязанностей налогового агента.

Пример оформления первичных документов при реализации металлолома. Продавец применяет специальный налоговый режим

ООО «Альфа» применяет упрощенку. В феврале 2018 года организация отгрузила покупателю ООО «Гермес» одну тонну металлолома стоимостью 50 000 руб.

Продавцы - плательщики НДС заполняют документы по-другому.

В договорах и товарных накладных на поставку металлолома продавцы указывают стоимость металлолома с учетом НДС. Например, при стоимости партии металлолома без НДС 10 000 руб. продавец фиксирует в документах 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Одновременно в договоре делают приписку, что покупатель - налоговый агент оплачивает (перечисляет продавцу) только стоимость товара без НДС (10 000 руб.), а НДС в размере 1800 руб. самостоятельно исчисляет к уплате в бюджет. Такая приписка обеспечит правильное отражение выручки от реализации металлолома в бухучете продавца (10 000 руб.) и ее соответствие первичным документам.

Аналогично следует оформлять приложения к договорам (например, спецификации) и приемосдаточные акты.

Остальные сведения в товаросопроводительных документах указывайте по общим правилам .

Пример оформления первичных документов при реализации металлолома. Продавец - плательщик НДС

ООО «Альфа» - плательщик НДС. В феврале 2018 года организация заключила с ООО «Гермес» договор на поставку 1 тонны металлолома по цене 50 000 руб. С учетом НДС стоимость металлолома составляет 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).

Сведения о стоимости металлолома в договоре сформулированы так:

«Цена товара составляет 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.). Покупатель оплачивает товар по цене без учета НДС (50 000 руб.). Сумму НДС в размере 9000 руб. покупатель исчисляет к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 8 статьи 161 Налогового кодекса».

Раздел товарной накладной, в котором отражаются данные о стоимости металлолома, бухгалтер «Альфы» заполнил следующим образом:

При приемке металлолома бухгалтер «Гермеса» составил приемосдаточный акт. Сведения о стоимости товара он отразил следующим образом:

2.Из ГОСТ Р 54565-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения

2. Термины и определения

2.1 вторичная металлургия цветных металлов: Подотрасль цветной металлургии, проводящая заготовку и переработку лома и отходов цветных металлов и сплавов, а также их переплавку в металлургических агрегатах с использованием дополнительных материалов и особых технологических режимов с целью изменения структуры металла, доведения его химического состава до параметров, соответствующих требованиям нормативных документов на марки цветных металлов и их сплавов с определенными технологическими и эксплуатационными свойствами. en recycling metallurgy of non-ferrous metals
2.2 лом цветных металлов: Непригодные для прямого использования изделия или части изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа. en scrap of non-ferrous metals
2.3 отходы цветных металлов: Отходы при производстве изделий из цветных металлов и сплавов, а также изделия из цветных металлов и сплавов, имеющие неисправимый брак, возникающий в процессе производства.*

3.Из письма ФНС России от 10.04.2017 № СД-4-3/6740@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросам, касающимся применения налога на добавленную стоимость (далее - налог) в отношении приобретаемых отработанных свинцовых батарей, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Понятие "лом и отходы цветных и черных металлов" содержится в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон). Так, согласно статье 1 указанного Федерального закона лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
При этом вопросы классификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов, к компетенции ФНС России не относятся.
Вместе с тем при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе в порядке, установленном статьей 95 Кодекса , назначить экспертизу для разрешения вопроса идентификации товаров, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...