Натуральное возмещение по осаго когда рассмотрят. Возможные санкции в отношении страховщика


Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,

Изменения правил ОСАГО в 2018 году

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.

На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:

Количество нарушений

Повышающий коэффициент

Что такое возмещение по ОСАГО

Законодательство обязует всех владельцев ТС иметь страховой полис, по которому страхуются риски всех потерпевших: для людей – риск получения вреда жизни/здоровью; для автотранспортных средств – риск нанесения вреда имуществу. Для приобретения полиса ОСАГО потребуются представить:

  • паспорт собственника машины и страхователя;
  • диагностическую карту техосмотра (если авто более 3 лет);
  • удостоверение на вождение всех предполагаемых водителей;
  • свидетельство о регистрации ТС.

После оформления страховщик выдает страхователю оригинал страховки (полис), страховые правила, памятку на случай ДТП, документ, подтверждающий внесение средств. Полис необходимо всегда возить с собой в машине. Документ, оформленный страхователем самостоятельно электронным путем через сайт страховой организации, нужно обязательно распечатать.

Страховая компания виновника ДТП компенсирует убытки тем, кто пострадал, денежными суммами либо ремонтом. Выплаты осуществляются в пределах лимитов, определенных Законом. Так, законодательно защита гарантирована всем участникам ДТП: пострадавший получает страховочную компенсацию, у виновника отсутствует обязанность платить за ремонт чужого авто полностью. Страхователь должен четко понимать:

  • у него нет права и возможности истребовать компенсацию, если он – виновник аварии;
  • вред возмещается только пострадавшей стороне, которая признается сотрудниками ГИБДД.

Если у виновника есть полис КАСКО, то в отличие от обязательной страховки, ему будут положены выплаты по этому виду страховых услуг как на себя, так и на свое авто в зависимости от договора. Помимо того, в КАСКО максимальная сумма, как и минимальная, возможна любая и не ограничивается официальным лимитом ОСАГО при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

Практика применения нормативных актов доказывает, что есть сложные ситуации, нерешаемые по закону быстро и просто. В некоторых случаях гражданин может одновременно признаваться пострадавшим и виновным, тогда уже у него есть право на выплаты как жертве аварийного происшествия. Разногласия, возникающие в ходе установления виновных лиц, размеров компенсаций решаются судебным порядком с применением срока исковой давности, обычного для гражданских дел – 2 или 3 года.

Основной нормативный акт выделяет 2 типа пострадавших – люди и транспорт. Вид группы объекта и определяет форму возмещения субъекту, понесшему ущерб. В ДТП может пострадать много человек и законодательство конкретно описывает лиц, наделенных правом на страховые выплаты. Это могут быть физические лица – сами пострадавшие при аварии либо, при их гибели, их прямые наследники и лица по завещанию:

  • водитель, не виновный в происшествии;
  • пассажиры;
  • пешеходы;
  • велосипедисты.

Страховая компания оплачивает расходы, когда наступает ответственность владельца страховки ОСАГО при аварии с участием его машины и наносится имущественный вред такого рода: повреждение чужих автомобилей, светофора, зданий, сооружений, конструкций, то есть объект обязательной автостраховки – это имущественный интерес пострадавших от действий обладателя полиса.

Выплаты по ОСАГО в 2018 году осуществляются с учетом следующего: если стоимость ремонта выше стоимости машины до аварии – перечисляется максимально возможная сумма; компенсация на восстановление учитывает расходы по транспортировке эвакуатором и амортизацию транспорта. Если установленного Законом лимита хватает для ремонта, то виновнику происшествия доплачивать не придется.

В случае превышения затрат, у пострадавшего есть право требовать доплаты от виновного в судебном порядке, как и компенсацию морального вреда, требуемую с виновника только в судебном порядке. Если же подсчитанная страховая выплата не устраивает лицо, которое пострадало, и есть намерения получить выплаты по максимуму, необходимо будет подавать к страховщику письменную претензию. Если доплата в течение пяти дней после этого не получена, придется уже подавать исковое заявление. Важно учесть, что страховая компания может отказать в удовлетворении заявления по основаниям:

  • в автомобиле находились опасные для окружающих людей вещества;
  • у гражданина отсутствовали водительские права;
  • в полисе не указан виновник аварии.

Максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП в 2018 году

Последними законодательными новшествами лимит к выплате ОСАГО был поднят и в 2018 году составляет:

  • при вреде жизни и здоровью потерпевшего – 500000 рублей на каждого;
  • при ущербе имуществу потерпевшего – 400000 рублей на каждого.

Если виновник аварийной ситуации заключил договор страхования до октября 2018 г., убытки рассчитываются по тарифам на время оформления полиса. Указанные выше цифры – максимальные и получить по обязательной страховке сумму свыше не возможно. Конкретные суммы считаются страховщиками с учетом износа ТС, степени тяжести увечий, расходов для восстановления и многих других факторов: специалисты тщательным образом изучают повреждения, чтобы не переплатить лишнего8

Максимальные компенсации­определены статьей 7 «Страховая сумма» Закона № 40-ФЗ и по имуществу составляют 400 тыс. руб. на каждое лицо, потерпевшее в происшествии, то есть эта величина не разделяется на всех участников, право претендовать на полноту компенсаций дано каждому. Затраты возмещать должен страховщик за свой счет проведением ремонтно-восстановительных работ. Если виновны оба водителя, они могут рассчитывать на половину ущерба.

В случае составления Европротокола

Законом предусмотрено оформление документации о ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельное направление выгодоприобретателем извещения страховой компании. Экземпляр заполняется виновным вместе с потерпевшим на месте аварии и в течение 5 рабочих суток направляется в страховую компанию. Необходимо сфотографировать место ДТП, повреждения, оценить примерные убытки и сохранить машину в поврежденном виде до осмотра представителем страховой компании.

Максимум для страхового возмещения в этом случае – 50000 рублей. Условия для компенсации убытков через так называемый «Европротокол»: в столкновение участвуют только два ТС; пострадавших (погибших) нет, иному имуществу вред не причинен; разногласий о деталях аварии, повреждений между участниками нет. Европротокол оформляется по правилам:

  • используется шариковая ручка;
  • каждый участник заполняет соответствующую часть протокола о своих сведениях;
  • подписи обоих сторон проставляются на лицевой стороне;
  • дополнения, корректировки подписываются тем человеком, который не имеет против них возражений.

За вред здоровью

Страховка по ОСАГО выплачивается гражданам, получившим при ДТП увечья – это водитель (не виновный в происшествии), пассажиры, пешеходы, велосипедисты и другие пострадавшие при аварии лица и, в случае гибели, их наследники (причисляемые к таковым членам семьи и граждане по завещанию). Для потерпевших физических лиц установлен широкий спектр расходов, которые страховая компания должна учитывать в выплатах, но, если травмы возможно вылечить по системе обязательного медицинского страхования, шансы получить дополнительные денежные средства снижаются.

Выплаты производят пропорционально полученному ущербу. Возмещаемые расходы следующие:

  • оказание первой медицинской помощи;
  • диагностическое исследование;
  • лечение и пребывание в медучреждении, включая питание, лекарства, медикаментозные препараты и специальные материалы;
  • протезирование;
  • потеря заработка при утрате трудоспособности.

При установлении инвалидности пострадавшего

При получении от аварии урона жизни и здоровью пострадавшему проводится полное обследование. Величина выплаты по ОСАГО определяется причиненным вредом на основании медицинского заключения:

В случае смерти потерпевшего

В случае гибели участника аварии возмещение вреда получают лица, наделенные гражданскими законодательными нормами правом на возмещение при смерти кормильца (при их отсутствии – это супруг, родители, дети и лица, на чьем иждивении находился погибший). Семья получает средства на погребение не более 25000 рублей и также компенсацию ущерба 475000 рублей.

На итоговый результат расчета покрытия влияет много факторов. Для определения принимаются во внимание:

  • износ ТС с учетом времени эксплуатации, пробега (для денежной компенсации) и деталей, подлежащих замене;
  • мощность транспорта;
  • особенности повреждений;
  • место и обстоятельства происшествия;
  • стаж вождения;
  • срок действия полиса;
  • регион регистрации полиса;
  • состояние, вид, стоимость ТС до происшествия.

Натуральная форма возмещения причиненного ущерба в 2018 году

В соответствие с последними законодательными поправками ОСАГО по страховым полисам, оформленным после 28 апреля 2017 г., убытки при страховом случае возмещаются проведением ремонта за счет страховщика. Необходимость такого нововведения была одобрена Госдумой, чтобы перекрыть путь мошенничеству на получения средств мнимыми пострадавшими: так, по информации Агентства финансовых исследований в 2016 году доля выплат по автогражданке людям, не пострадавшим реально в ДТП, достигла половины всех выплаченных сумм.

При этом на сегодня при натуральной форме возмещения есть много проблем, уязвимых мест, вызывающих недовольства водителей этой новой системой:

  • использование неоригинальных запчастей, деталей;
  • недостаточность выделенных часов на работы;
  • практика проведения ремонта деталей вместо их замены новыми;
  • неполное устранение повреждений;
  • общее неудовлетворительное качество ремонтно-восстановительных услуг.

В итоге, если пострадавший сомневается в правильно определенной стоимости запчастей или недоволен качеством исполнения ремонта по ОСАГО, он может обратиться за независимой экспертизой и предъявить претензию страховщикам, а при отказе последних уже идти за разрешением вопроса судебным путем. Для пострадавшей стороны такие трудности усложняют весь процесс, без того хлопотный и малоприятный.

По закону страховая компания должна заключать договора со станциями технического обслуживания и реализовывать конкретные условия организации качественных услуг ремонта:

  • станции техобслуживания (СТО), предоставляемые пострадавшему, должны располагаться в пределах 50 км от ДТП либо места проживания владельца ТС;
  • ремонт такими мастерскими не может длиться свыше 30 дней;
  • если предложенный выбор станции техобслуживания водителя не устраивает, он может согласовать с компанией выбор другой СТО.

Процедура ремонта начинается с выполнения страховой организацией калькуляции стоимости ремонта по восстановлению транспортного средства:

  1. Страховщиком производится оценка работ, вычисляются затраты восстановительного ремонта согласно единой методики регулятора страхового рынка (Положение Центробанка от 19.09.2014г. N 432-П), где сумма определяется без учета износа ТС, как при денежной форме выплат.
  2. Владельцу поврежденного автотранспорта предлагается выбрать СТО из предложенного перечня. Для гарантийных авто работы выполняются дилерскими центрами с сохранением гарантии.
  3. В течение месяца работы СТО должны быть завершены.

Получить по ОСАГО компенсацию деньгами взамен ремонта поврежденного ТС можно, когда:

  • автомобиль полностью уничтожен;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит 400 тыс. рублей, и владелец не намерен доплачивать СТО;
  • страховая компания в отведенные сроки не способна организовать качественный ремонт;
  • у владельца тяжелые материальные условия и комиссия Российского Союза автостраховщиков одобрила его просьбу;
  • есть письменная договоренность страховщика и получателя на сумму, определенную страховой организацией (как правило меньшую).

Порядок оформления страховых выплат по ОСАГО в 2018 году

Получение страховки по ОСАГО на первый взгляд не представляется сложным, но важно четко следовать следующим действиям:

  • если есть пострадавшие, звонить в «Скорую помощь»;
  • вызвать представителя ГИБДД;
  • уведомить страховую компанию о страховом событии;
  • собрать нужные документы;
  • оформить письменное заявление и направить страховой организации по месту ее нахождения или ее представителя;
  • дополнительно, помимо письменной формы, документы можно отправить в электронном виде.

От гражданина-претендента на страховку по происшествию в рамках ОСАГО требуется представить пакет документации:

  • паспорт (ксерокопия) виновника;
  • документы на ТС (копии);
  • справка из ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • протокол (копия) об административном правонарушении/определения об отказе в возбуждении административного нарушения;
  • реквизиты для перечисления.

Сроки выплат в 2018 году

Для разрешения вопроса выплат пострадавшему и страховым организациям дается ограниченное время. В течение 5 календарных дней заявление о страховом случае необходимо отправить страховой организации, которой дано 20 рабочих дней для перечисления средств на восстановительный ремонт либо представления обоснованного отказа от возмещения. При несоблюдении двадцатидневного срока, компании грозят штрафы за задержку – она будет должна заплатить потерпевшему пеню по ставке 1% от страховки за каждый день просрочки, но в пределах всей страховой премии по договору.

Видео

Актуальные разъяснения и комментарии по состоянию законодательства на 2018 год о порядке возмещения причиненного в ДТП вреда, образцы исковых заявлений , претензии содержатся в публикации "Страховое возмещение по ОСАГО. Порядок, формы, иски, претензии, сроки ".

Общее правило: страховое возмещение в форме ремонта ТС!

Если договор ОСАГО заключен 28.04.2017 года и позже , страховое возмещение причиненного вреда осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего. Такая (натуральная) форма страхового возмещения с указанной даты приоритетна для граждан России, являющихся собственниками легковых автомобилей, зарегистрированных в России (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Приоритет натуральной формы страхового возмещения (т.е. ремонта ТС) над страховой выплатой действует только в отношении зарегистрированных в России легковых автомобилей , принадлежащих гражданам Россиии. То есть, по-прежнему сохраняется право выбора формы страхового возмещения в отношении:

  • грузовых автомобилей;
  • автомобилей организаций;
  • автомобилей, зарегистрированных в других государствах.

Исключения из общего правила о натуральной форме страхового возмещения

Итак, с 28.04.2017 года, вне зависимости от желания потерпевшего гражданина страховое возмещение может быть осуществлено только путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного авто. Но имеются и исключения из указанного "приоритета".

Нет выбора: только деньги!

  • полной гибели транспортного средства;
  • смерти потерпевшего;

Есть выбор: деньги или ремонт!

В некоторых случаях, потерпевший, желающий получить деньги вместо ремонта должен прямо указать об этом в заявлении о страховом возмещении или не согласиться на доплату за ремонт на СТО. Потерпевший вправе выбрать деньги (страховую выплату) вместо ремонта в случае (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

1. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения ;

2. если потерпевший является инвалидом, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 17 закона об ОСАГО, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения ;

3. если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тысяч рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с п. 22 статьи 12 закона об ОСАГО все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания ;

Другими словами, в том случае, если стоимость ремонта превышает 400000 рублей (пп. "б" ст. 7 Закона об ОСАГО) или 50000 рублей при "европротоколе" (п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО), либо страховка меньше из-за учета степени вины всех участников ДТП (п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), вам сделают ремонт только при вашем согласии на доплату необходимой на ремонт суммы. Если нет – выплатят денежные средства в размере причитающейся вам страховой выплаты (в пределах сумм, указанных выше).

4. если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям и потерпевший не дал согласия в письменной форме на получение направления на ремонт на одну из таких СТО. В этом случае страховщике возмещает вред в форме страховой выплаты (абз. 6 п. 15.2 статьи 12 закона об ОСАГО).

В каком случае СТО признается не соответствующей требованиям к организации ремонта? Такие требования, в частности, установлены в п. 15.2. ст. 12 закона об ОСАГО :

  • срок проведения ремонта поврежденного автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления авто на СТО или передачи автомобиля страховщику для организации его транспортировки на СТО;
  • максимальная длина маршрута по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км ., за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
  • ремонт "гарантийного" автомобиля должен производиться только на СТО производителя или импортера . Восстановительный ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться СТО - официальным сервисным центром данной марки автомобиля. Верховный Суд РФ в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 разъяснил, что "потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежном эквиваленте, если гарантийное обязательство производителя составляет более двух лет с года выпуска ТС , и на момент его повреждения в результате страхового случая по договору ОСАГО срок обязательства не истек, и страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на СТО, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором).."

5. если при прямом возмещении убытков страховщик не может организовать ремонт на СТО , которая была указана при заключении договора ОСАГО, потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться в письменной форме на проведение ремонта авто на другой предложенной страховщиком СТО (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

6. если потерпевший и страховщик заключили письменное соглашение о страховом возмещении в форме страховой выплаты (получении денежных средств вместо организации и оплаты ремонта ТС).

С 28 апреля 2017 года начали действовать поправки к Закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (№40-ФЗ). Теперь в подавляющем большинстве случаев вместо денег на ремонт машины её владелец будет получать натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.

Натуральное возмещение по ОСАГО – это ремонт автомобиля, оплачиваемый страховой компанией, и происходящий в сервисе, который выбирает потерпевший. Однако место обязательно должно быть согласовано со страховщиком, поскольку у него должен быть заключён договор с конкретной станцией техобслуживания (СТОА).

Если машина пострадавшего была на гарантии, обязательства производителя в этой сфере сохраняются. Автомобиль, отслуживший менее двух лет, будет проходить починку в сервисе официального дилера, если его владелец не решит по-другому.

На все виды ремонтных работ даётся гарантия полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год.

Новый закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО гласит, что все владельцы страховых полисов, полученных после 28 апреля, будут получать не денежные выплаты, как это происходило раньше, а починку авто за счёт страховщика. Эта норма распространяется только на физических лиц. У компаний же по-прежнему остаётся выбор, как именно им получать компенсацию. Однако и для обычных автолюбителей законом предусмотрены случаи, когда вместо ремонта можно рассчитывать на получение денежных выплат.

Как происходит возмещение

Если происходит авария, владелец повреждённого авто, как и раньше, обращается в свою страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, и предоставляет для осмотра свою машину. После осмотра и, при необходимости, экспертизы, он получает направление в СТОА. Максимальный срок, за который такое направление должно быть выдано – 20 рабочих дней.

Забирая транспортное средство со станции техобслуживания, его хозяин должен будет проверить качество выполненной работы. Если у него не возникает никаких претензий, он подписывает специальный акт, и забирает свою машину. При наличии каких-либо сомнений в качестве работ ничего подписывать не следует. Вместо этого нужно описать все замеченные проблемы и потребовать от страховой компании их устранения.

Можно потребовать от страховщика и исправления дефектов, когда они проявились не сразу. При отказе страховой от исполнения своих обязанностей, справедливости придётся добиваться в суде.

Выбор СТОА

Согласно новому законопроекту, выбор сервиса для починки своего автомобиля владелец может осуществить заранее. Для этого необходимо зайти на сайт страховой и ознакомиться со списком СТОА, с которыми у неё заключён договор. В этом перечне обязательно должны присутствовать официальные дилеры.

Если не указать желаемую станцию техобслуживания при покупке полиса, то при попадании в аварию машина будет отправлена в сервис по выбору страховщика.

Также можно попробовать договориться о проведении ремонта в каком-либо другом автосервисе, но для этого необходимо грамотно и убедительно обосновать свой выбор. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно будет отдельно написать заявление страховщику, в котором следует указать:

  • полное название СТОА;
  • адрес, по которому расположен сервис;
  • ОГРН и ИНН компании, производящей починку;
  • платёжные реквизиты фирмы.

Восстановление авто в сервисе страховой компании

Если станция техобслуживания выбрана из списка страховщика, она должна располагаться в пределах 50 км от места ДТП либо от места проживания владельца машины. В противном случае доставка авто в СТОА – обязанность страховой компании. Также существует ряд условий, которые автосервисы обязательно должны соблюдать при натуральном возмещении по ОСАГО:

  1. Срок проведения работ – не более 30 рабочих дней, считая с того момента, когда автомобиль был доставлен в сервис.
  2. В машину должны быть установлены новые, но не обязательно оригинальные запчасти. Исключение составляют транспортные средства, к которым не представляется возможным отыскать такие детали.
  3. У сервиса должна быть возможность использовать в ремонте и диагностике машины современные методы.
  4. Все взаимодействия СТОА, страховой и потерпевшего должны производиться в максимально короткие сроки.
  5. Обязательно должна быть сохранена заводская гарантия, если гарантийный срок автомобиля ещё не истёк.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное ОСАГО имеет как достоинства, так и недостатки. К первым можно отнести:

  • отсутствие необходимости самостоятельно искать СТОА;
  • возможность получить действительно качественную починку авто, если грамотно выбрать страховую компанию;
  • возможность заодно устранить недостатки, не относящиеся к страховому случаю, но за дополнительную плату.

Минусы же могут быть такими:

  • ремонт может быть выполнен некачественно из-за желания страховщика сэкономить;
  • СТОА может быть расположен крайне неудобно, пусть даже формально его местоположение соответствует законным требованиям;
  • ремонт машины по ОСАГО может занять больше времени, чем аналогичные работы, проведённые самостоятельно.

В целом отзывы о нововведениях неутешительные. Автолюбители, успевшие оценить их, отмечают низкое качество деталей, которые не являются оригинальными. Конечно, негативно отзываются и о желании СТОА и страховщиков сэкономить на ремонте машины, зачастую во вред качеству выполняемых работ.

В каких случаях можно отказаться от натурального возмещения

Новый закон предусматривает ряд случаев, в которых вместо починки в сервисе страховщика можно получить деньги на ремонт автомобиля. Страховая обязана заменять ремонт в своём сервисе денежными выплатами, если:

  1. Автомобиль невозможно отремонтировать.
  2. Имеется предварительная договорённость страховщика и владельца машины, закреплённая в договоре.
  3. Хозяин транспортного средства погиб в результате ДТП.
  4. Потерпевший имеет международную страховку.
  5. Страховая компания или сотрудничающая с ней станция техобслуживания по каким-либо причинам не может выполнить все требования закона.

Также можно выбрать возмещение ущерба деньгами, дополнительно указав это в заявлении к страховой, в следующих случаях:

  • владелец автомобиля сильно пострадал в аварии (имеется в виду получение вреда здоровью, классифицируемого как тяжкий либо средней тяжести);
  • потерпевший имеет инвалидность;
  • превышен лимит на ремонт по ОСАГО (400 тысяч рублей) или Европротоколу (100 тысяч), а владелец машины не хочет за него доплачивать.

Кроме того, можно добиться получения денежных компенсаций, если ни одна из СТОА, имеющая договор со страховщиком, не соответствует законным требованиям. Например, все они расположены слишком далеко от мест аварии и проживания владельца автомобиля. В таком случае направление в неподходящий сервис может быть выдано только с письменного согласия хозяина автомобиля. Если он не дал такого согласия, страховая обязана возместить ущерб деньгами.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.

Привет, это Кулик Илья! Собираетесь обратиться в страховую за возмещением по ОСАГО? Тогда вам, да и вообще всем автомобилистам, необходимо знать, что оно бывает двух видов: денежная выплата и натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.

С первым все более-менее понятно: деньги они и есть деньги. А по второму варианту возникают вопросы.

Сейчас я расскажу, что это такое, как оно осуществляется. Это важно знать еще и в связи с новыми поправками в закон «Об обязательном страховании». Поехали!

Согласно действующей редакции Федерального закона «Об ОСАГО» №40-ФЗ, натуральное возмещение причиненного вреда – это организация и оплата страховщиком ремонта транспортного средства потерпевшего на станции техобслуживании (СТОА), которая выбрана и согласована потерпевшим со страховой компанией, причем у этого сервиса должен быть заключен договор со страховой.

Если сказать простым языком, то возмещение в натуре – по страховке вам не платят деньги, а бесплатно ремонтируют машину в сервисе из списка, утвержденного страховщиком. Пока что клиент может сам выбирать, что ему больше нравится – выплата деньгами, или бесплатный ремонт в сервисе.

Как происходит возмещение

Если вы хотите получить натуральное возмещение, это необходимо указать в заявлении на получении выплаты. Возмещение в натуре предполагает согласие клиента на вероятность увеличения срока ремонта, например, при обнаружении дополнительных неисправностей, или при ожидании привоза запчастей.

Конечно же, если машину разбита так, что ремонту она не подлежит, или ее ремонт будет равноценен ее стоимости на момент до аварии, натуральное возмещение предлагаться не будет. А также страховая не заплатит за ремонт больше, чем максимальная выплата по «автогражданке» (по Европротоколу – 50 тыс. руб.).

Выбор СТОА

Страховая компания в двадцатидневный срок после поступления к ней заявления, выдает направление на ремонт на определенную техстанцию. Страхователь может выбрать самостоятельно станцию из списка сервисов, с которыми у страховой фирмы заключен договор. Его можно посмотреть на сайте компании. можно скачать список СТОА, работающих с Росгосстрахом, а – автотехстанции Ингосстраха.

Не забывайте, что список может изменяться со временем.

Особенности восстановления в сервисе от страховой

Страховая оплачивает ремонт с учетом износа, а в сервисе ставят новые детали. Поэтому от потерпевшего потребуется доплата, которая указывается в направлении на ремонт.

Примечание. По закону, износ не может быть больше 50%.

Если при ремонте выявились какие-то поломки, необнаруженные при первом осмотре, решение по их ремонту согласовывается СТОА со страховщиком и страхователем, причем порядок этого процесса сообщается при приеме автомобиля. Тогда же оговариваются и вопросы по исправлению поломок, не относящиеся к ДТП, конечно же, за деньги клиента.

Получение отремонтированного авто означает, что страховая вам больше ничего не должна. Поэтому внимательно проверяйте при приеме автомобиля насколько хорошо восстановлен авто, особенно скрытые повреждения.

Хорошо это или плохо

Как почти у любого явления у натурального возмещения убытков есть как положительные, так и отрицательные стороны. Причем в ситуации с типом возмещения наличие плюсов и минусов зависит от множества параметров. В одном случае у возмещения в натуре будут одни плюсы, в другом – их не будет вообще. Поэтому вот весь набор всевозможных выгод и недостатков.

Плюсы

  • не надо заботиться о поиске автосервиса;
  • у серьезных страховых, как правило, соответствующие партнеры, в число которых входят и дилеры. Читайте отзывы, в некоторых сервисах работают действительно хорошо;
  • возможность дополнительно устранить другие повреждения, правда, за свои деньги.

Минусы

  • ремонт может выполняться неквалифицированным персоналом, со всевозможной экономией на комплектующих и технологии, что резко снизит его качество;
  • ремонт в сервисе страховая оплачивает с учетом износа автомашины, по-любому придется доплачивать, а также остается вероятность искусственного увеличения износа СК при расчете (будет исключено с марта 2017 года);
  • неудобство ремонта в автотехцентре, например, из-за его удаленности;
  • время ремонта на техстанции из списка страховщика может оказаться больше, чем в других сервисах.

Что выбрать

Каждый конкретный случай надо рассматривать по отдельности. Если вы не уверены, что сами сможете найти хороших мастеров, а про предлагаемую СТОА не известно категорически отрицательных высказываний, почему бы и не воспользоваться ей? Тем более, если автомашина относительно новая (износ насчитают небольшой), расположен автосервис удобно и является дилером марки вашего авто.

Если же у вас есть знакомый мастер, которому вы доверяете, или вы планируете самостоятельно чинить авто, знаете, где можно дешево починить машину, ехать до техстанции страховой далеко и неудобно, в отзывах про нее люди рассказывают, что там полный швах – тогда, конечно, получить деньги будет предпочтительнее.

В общем, сами прикидывайте по ситуации, как и где отремонтировать машину в вашем случае будет дешевле, качественнее и быстрее. Если это взаимоисключающие параграфы, что, в общем-то, не редкость, выбирайте, что вам важнее.

Но помните: скорее всего, скоро у автомобилистов не будет права выбора вида возмещения.

Натуральное возмещение: поправки в закон в 2017

Еще с весны прошлого года по сети ходила информация, что натуральное возмещение станет обязательным. И действительно, был подготовлен законопроект о поправках в закон об ОСАГО. В нем говорится в том числе и об обязательности возмещения в натуре для физлиц. Судя по тому, что он принят в первом чтении в декабре прошлого года, и в него внесли уточняющие поправки, рассмотрение которых пройдет 10 января, вопрос быть ему или нет уже решен.

С уверенностью можно сказать, что с марта 2017 по умолчанию все автолюбители по «автогражданке» будут направляться на станции техобслуживания. Чтобы получить выплату деньгами, надо будет привести веские доказательства.

Основные положения

Итак, при вступлении закона с новыми поправками в силу (март 2017), водители в обязательном порядке будут направляться на ремонт в автосервис.

Так же, как и сейчас, при подаче заявления о возмещении надо будет самостоятельно выбрать подходящий вам сервис из перечня, предложенного страховщиком. Причем выбор можно будет сделать на стадии покупки полиса. Если вы конкретный техцентр не укажите, отправитесь в тот, который выбрала страховая.

А также страховщик будет выбирать сервис, если ДТП произошло в регионе, отличном от региона покупки страховки.

Положительные нововведения

В новых поправках есть пункты, которые призваны устранить те недочеты, из-за которых сейчас натуральное возмещение невыгодно. Давно пора. Итак, добавится во что:

  • заводская гарантия будет сохраняться, потому что автомобили не старше двух лет будут отправляться только к официальным дилерам марки (если, конечно, владелец не захочет противоположного);
  • износ ТС при ремонте учитываться не будет, то есть если максимальная сумма по «автогражданке» покрывает повреждения, никаких доплат от владельца не потребуется;
  • отвечать за качество и полноту ремонта будет страховая компания. Это закреплено отдельным пунктом. Раньше ответственность страховой за некачественный ремонт иногда нужно было доказывать в суде;
  • сервисы обязываются законом выполнять работы с надлежащим качеством.

Гарантия

На выполненные работы устанавливается как минимум двухмесячная гарантия, срок которой начинает отсчитываться со дня выдачи автовладельцу.

Если клиенту не понравилось качество работы, или он считает их выполненными не до конца, он должен сообщить об этом страховой и в сервис, причем сделать это можно в течении всего двухмесячного гарантийного срока. Не позже чем через пять дней страховщик должен провести экспертизу, и, если она выявит недостатки, указанные клиентом, недоделки будут бесплатно устранены.

Требования к сервисам

Все автосервисы, в которые будут направляться владельцы по ОСАГО, обязаны удовлетворять требованиям, установленным Банком России. Они будут закреплены в правилах ОСАГО.

Основные требования такие:

  • 50 км – максимальное расстояние от сервиса до места аварии (места проживания владельца);
  • 30 суток – наибольший срок ремонта ;
  • список выполняемых работ ;
  • возможность использования современных методов ремонта и диагностики;
  • оперативность взаимодействия техсервиса, страховой и потерпевшего по обсуждению ремонта;
  • возможность сохранения заводской гарантии.

Не исключаются и иные критерии. Возможно незначительное изменение отдельных требований, так как это только предварительные сведения.

Когда будет можно отказаться

Тем не менее, в законе предусмотрены случаи, когда можно будет от возмещения в натуре отказаться и получить деньги на карточку или наличными. В основном именно этому и посвящены поправки ко второму чтению.

Итак, в следующих случаях натуральное возмещение осуществляться не будет:

  • полное уничтожение транспортного средства;
  • ремонт выйдет дороже , чем максимальная предусмотренная выплата по ОСАГО (или выплата по Европротоколу), кроме случаев, когда клиент захочет доплатить;
  • повреждено не транспортное средство ;
  • международная страховка у потерпевшего;
  • в автотехцентр отправить невозможно , например, из-за его удаленности.

После первого чтения добавлены еще причины получения выплат деньгами:

  • тяжелая травма или смерть водителя , а также другие подобные случаи (для получения денег по этой причине надо будет предоставить обоснование, в спорных случаях разрешение получить выплату деньгами будет приниматься специальной комиссией при РСА);
  • предложенный сервис не соответствует установленным требованиям или не может выполнить ремонт согласно требованиям (по желанию клиента можно будет сделать ремонт и в неподходящем СТОА);
  • обязательность денежной выплаты прописана в страховом договоре.

Конечно, не факт, что все поправки примут, возможно, будет и третье чтение. Но основные положения утверждены, и в целом ситуация понятна.

Возмещение ущерба станет обязательным, но многие существующие сейчас отрицательные стороны должны исчезнуть.

Выводы

  • натуральное возмещение ущерба – это ремонт в сервисе за счет страховой вместо денежной выплаты;
  • с 2017 года такое возмещение станет обязательным для физлиц;
  • главные новшества : износ не будет вычитаться, предоставляется гарантия, если сделано плохо – доделывается, гарантийные авто обязательно отправляются к дилерам, за нарушение сроков и качества ремонта отвечает страховая.
  • в исключительных случаях останется право на денежную выплату.
  • натуральное возмещение лучше выбирать тогда , когда возможный износ минимален, а лучше, если замены деталей не требуется, нужны только кузовные работы (пока есть выбор, когда пропадет выбор, исчезнет и проблема износа);
  • поищите отзывы о сервисе в интернете , прежде чем выбрать его, а также уточните список выполняемых там работ и его специализацию;
  • следите по возможности за ходом восстановления , постарайтесь узнать о такой возможности перед выбором техстанции;
  • тщательно проверяйте все отремонтированные детали при получении автомобиля, если не уверены, что сможете сделать это сами, найдите разбирающегося в авто человека.

Заключение

Сейчас вы знаете, что это такое, возмещение убытков по «автогражданке» в натуре. Пока что оно действует наравне с денежным возмещением. Смотрите сами, что вам лучше выбрать в конкретной ситуации. Но с весны 2017 год, скорее всего, оно станет обязательным.

Какой тип возмещения вам больше нравится?

Если вы ремонтировали свою машину по ОСАГО в сервисе страховой, поделитесь своим опытом через форму «Оставьте комментарий», расположенную ниже. А также пишите, что вы думаете по поводу обязательного натурального возмещения.

Видео-бонус: 10 жутких призраков снятых на камеру. Момент с женщиной упавшей в обморок просто капец! Смотрим:


Не забывайте оформить подписку на мой блог, и сообщить друзьям в социальных сетях о статье. Встретимся еще!

П.С.: фото взял тут: drive2.ru/b/3103156. На фото Порш Панамера.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...