Направления по борьбе с бедностью. Бедность в мире: проблема масштабная



В широком смысле бедность - это ситуация, при которой у человека постоянно не хватает средств, чтобы удовлетворить свои нормальные, прежде всего физиологические и социальные, потребности. Напомним, что к первым относятся потребности в питье, пище, одежде, укрытии, а также в том, что позволяет эти потребности удовлетворять, - в работе, знаниях, профессиональных навыках и т. п. Ко вторым относятся потребности в определенном социальном положении, в деятельности, уважаемой обществом, в общении.
Если человек имеет доступ только к минимальным ресурсам еды, одежды и других благ, необходимых для поддержания физического существования, говорят об абсолютной бедности (нищете). Если же человек не обладает достаточными средствами, чтобы «социально выжить», т. е. обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей на уровне, позволяющем сохранить здоровье, нормально работать, то говорят о социальной бедности.
В России бедные были всегда, и к ним, как правило, относились сочувственно, считая бедность несчастьем, а не виной человека. «Бедность - не грех», «Бедность - не порок» - говорят русские пословицы. С 1992 г. границей бедности в нашей стране стал прожиточный минимум - стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для социального выживания. Натуральным выражением прожиточного минимума является минимальная потребительская корзина (она содержит перечень необходимых продуктов питания и услуг). В этом же году к бедным было отнесено 33% населения. С этого времени этот показатель колебался в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. Сегодня, по разным оценкам, в стране насчитывается от 20 до 25 млн бедных.
Во всех демократических странах ведется борьба с бедностью. Пути здесь могут быть различными. Один из них, используемый и в нашей стране, - предоставление пособий малообеспеченным гражданам по программам государственной помощи: социальных пенсий (минимальной пенсии при отсутствии каких-либо оснований для ее назначения),
-

пособий одиноким матерям, пособий на детей и т. п. В ряде случаев поддержка оказывается в натуральной форме (бесплатные школьные обеды, бесплатные лекарства, продовольственные талоны и др.).
Другой путь нацелен не столько на смягчение проявлений бедности, сколько на искоренение ее причин. Он предусматривает создание новых рабочих мест, помощь в овладении востребованной в настоящий момент профессией. Это направление особенно актуально для нашей страны. Вернемся к данным, характеризующим стратификацию российского общества.
К низшим слоям общества относятся малоквалифицированные работники, а также безработные. Обратим внимание и на то, что среди бедных много сельских жителей. Это требует от государства специальных мер по восстановлению инфраструктуры сел и поселков (школ, больниц, транспортного сообщения), а также по развитию сельскохозяйственного производства.
Все указанные меры так или иначе связаны с общим уровнем экономического развития. Следовательно, магистральное направление преодоления бедности - подъем экономики. Важна, как мы уже видели, и социальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения.
Помимо практической помощи, эта политика удовлетворяет чувство социальной справедливости значительной части нашего общества, поскольку многие расценивают личное обогащение весьма негативно, говорят о нем, как о неправедно нажитом.
ЦБ Основные понятия: социальная стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение.
1111 Термины: социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина.
Проверьте себя Чем характеризуется социальная стратификация современного российского общества? 2) Какие группы населения относятся к высшему классу? 3) Как и почему менялось положение среднего класса в последнее десятилетие? Какие социальные группы образуют «зону бедности»? Покажите основные тенденции развития социальных отношений в нашем обществе. 6) Раскройте понятие «социальное государство». 7) Что включает в себя социальная политика государства? 8) Назовите основные социальные права человека, закрепленные в Конституции. 9) Из чего складывается система социального обеспечения? 10) Каковы главные направления борьбы с бедностью?

Сравните роль социальных факторов, определявших социально-экономическое неравенство населения в нашей стране в 1992 и в 2001 гг. Как изменилось значение отдельных из них? Почему?
Образование

Eff1"

6%

Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, у нас расходятся в 14 раз (так же в США; в Москве - почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных.
ЖДУ

Как вы оцениваете такой масштаб социального расслоения в нашей стране? Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано столь существенное социальное расслоение? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бедными в Москве? Самая опасная форма бедности - застойная бедность. Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6-8%. Вот какие характеристики дает исследователь такой категории людей: «Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из него выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, которое оттесняет поиски заработка на второй план. Следующая точка - семь лет: человек уже окончательно погружается в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с собой бедность.
Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности - социальной деградации и социальной агрессии. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью. Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему? Повысить зарплаты всем работающим. Помочь включиться в трудовую деятельность незанятым трудоспособным - официально зарегистрированным безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое информирование о вакансиях и т. п.). Оказывать социальную помощь всем малообеспеченным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии различного рода социальные выплаты, предоставлять разнообразные льготы - бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т. п.). Добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги современного отечественного социолога.
Что затрудняет изучение социальной структуры современного российского общества?
К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анализировать происходящие сдвиги ученым приходится не из «прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся обществ, что не может не сказываться на точности оценок. Наконец, исследования практически ведутся «в реальном времени», без достаточного временного лага, требуемого для
ЖДУ

серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубокого теоретического осмысления стоящих проблем...
Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние годы глубоким идейно-методологическим кризисом... Ни классические, ни новые общественные теории не оказались способными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что - при тех или иных условиях - они могли трансформироваться и в каких направлениях движутся в настоящее время.
Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и перспективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали принципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за аналогичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эффективно использовать западные теории в российских условиях, их надо критически переосмыслить...
Сегодня большинство социологов вынуждены ограничиваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В результате научная картина трансформации российского общества носит дисперсный, мозаичный характер.
Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. -М., 2004. -С. 16 - 19.
1Я1Ц Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного российского общества? 2) Как автор расценивает значение и возможности привлечения западного опыта для исследования нашей действительности? 3) Чем можно объяснить ограничение фронта исследовательских работ по практической социологии небольшими «пилотажными» опросами?
Выводы к главе I Общество представляет собой совокупность различных социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке, они образуют социальную стратификацию общества. Критерии социальной стратификации различны; основные из них, по оценкам социологов, - доходы, власть, образование, престиж. Глубина и формы социальной стратификации меняются с развитием общества. Важную роль в жизни общества играют социальные институты - комплексные образования, охватывающие оп
ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, символов, учреждений и организаций, необходимую инфраструктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образование, религию. Эти социальные институты существуют тысячелетия человеческой истории. При этом они проходят определенные стадии в своем развитии, изменяют свои формы. Такой элемент социальных институтов, как правила и нормы, лежит в основе социального контроля - особого механизма поддержания общественного порядка. Помимо норм, социальный контроль включает и санкции. Виды социальных норм многообразны. Основными регуляторами общественной жизни выступают моральные и правовые нормы. Поведение, не согласующееся с социальными нормами, называется отклоняющимся. Наиболее опасное проявление негативного отклоняющегося поведения - преступление. Положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играет семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации. К основным формам социального взаимодействия относят сотрудничество и соперничество. Последнее может принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд стадий в развитии конфликта, связанных с его возникновением, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль конфликтов в обществе и их последствия противоречивы. В социологической науке сложились различные трактовки понятия «нация»: от акцентирования внимания на этнической составляющей до отождествления нации с государством. Межнациональные отношения в современном мире сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция как к межнациональному сближению, интеграции, так и к размежеванию по национальному признаку. Межнациональные конфликты относят к наиболее острым в современном мире. Демократические государства стремятся проводить политику, направленную на справедливое разрешение межнациональных противоречий, на предотвращение любых попыток разжигания межнациональной розни. Молодежь - понятие не только возрастное, но и соци
альное. Овладение молодыми новыми социальными ролями в различных сферах - процесс непростой и довольно длительный. Различные общественные институты, прежде всего государство, семья, учреждения образования, призваны содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь. Общность социальной позиции, особенности сознания, сти- "
ля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоциальные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. В развитии современного российского общества сохраняется тенденция к росту социальной дифференциации. Наряду с социально-экономическим она обретает сегодня и территориально-региональное измерение. Возрастает социальная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее острые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действующей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.

Борьба с бедностью или ее профилактика - важнейшая задача всякой социально ориентированной экономики. В мировой практике широко используются два главных способа. Первый способ заключается в обеспечении и поддержании минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для сохранения действующих в стране стандартов потребления. Такой способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем благосостояния. Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно худшем, чем остальные граждане, положении. Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) - основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны. Примером первой модели служит Франция, где доля государства в системе борьбы и профилактики бедности весьма значительна. В этой стране для всех работодателей установлена обязательная к применению минимальная ставка заработной платы на уровне, достаточном для удовлетворения основных потребностей работающего, которая регулярно индексируется. Помимо этого для борьбы с бедностью широко используют механизм обязательного социального страхования, предусматривающего высокие трудовые пенсии, пособия по безработице, пособия и льготы на детей, а также качественное медицинское обслуживание. Особую роль во Франции и грают социальные службы при муниципалитетах. В случае отсутствия у человека страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), а также в силу особых жизненных ситуаций и обстоятельств (потеря кормильца, недееспособность и т.п.) он имеет право подать соответствующее заявление в муниципалитет, после чего ему будет оказана необходимая помощь, и не только материальная, но и психологическая, правозащитная и т.н.

В США помощь бедным оказывается в рамках специальных программ, которые охватывают от 15 до 20% населения. Основные социальные группы, которые получают субсидии, - это семьи с маленькими детьми, в первую очередь с одним родителем или безработным кормильцем, люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, малообеспеченные работающие (через налоговые льготы), а также все граждане, имеющие доход ниже определенного уровня. В США широкое распространение получила помощь в натуральной форме: талоны на питание, дешевое жилье, медицинское обслуживание пожилых, уход за малолетними и другие виды.

В постсоциалистичсских странах гарантированный прожиточный минимум, соответствующий уровню минимальной пенсии, установлен лишь в Чехии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут рассчитывать лишь тс, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

В Российской Федерации система социальной защиты бедных, малообеспеченных и семей с детьми функционирует по второй модели - как система адресной помощи.

Проблема бедности в России является одной из приоритетных в сфере социальной политики. Она решается двумя путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью - это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники. Раздача денежных пособий по принципу "всем сестрам по серьгам" не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.н.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный затратный характер. Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает прежде всего экономическое оздоровлением экономики на основе ускорения темпов производительности общественного труда, ускорения реструктуризации отдельных народно-хозяйственных комплексов.

Социальные программы ориентированы как на текущую поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и на борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделять часть национального дохода страны в условиях ограниченных ресурсов и доводить помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, "настроенного" на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

  • установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
  • отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
  • установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
  • обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.

Действующая в Российской Федерации система социальных льгот и компенсаций бедным слоям населения в настоящий момент подвергается изменениям. Помощь оказывается социально незащищенным категориям с низкими доходами. В ряде регионов страны были проведены пилотные программы по введению адресной помощи на базе финансирования как федерального, так и регионального бюджетов. Наиболее сложной оказалась оценка нуждаемости семей. Например, в Республике Коми предельной величиной уровня нуждаемости признавался гарантированный денежный доход (ГДД), равный 50% прожиточного минимума, в Волгоградской области - денежный доход также до 50% прожиточного минимума, что привело к значительному отсеву пенсионеров из числа бедных, так как минимальная пенсия плюс компенсации оказались выше этого уровня. Система разного рода ограничений привела к тому, что размер пособий но нуждаемости составил: в Коми - 85 руб., в Волгоградской области - 68 руб. в месяц, выплатами были охвачены лишь 2-6% населения, в то же время, по данным Росстата, численность нуждающихся в этих регионах составляла не менее 20%.

В ходе борьбы с бедностью главное - это создание способов для личной самозащиты от бедности, поощрение стремления зарабатывать свой доход с предоставлением льгот но налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

Борьба с бедностью и её профилактика являются приоритетными задачами любой социально ориентированной государственной политики. Бедность сама по себе никуда не исчезнет, поэтому с ней нужно бороться.

Вообще борьба с бедностью - это неотъемлемая часть общей экономической и социальной политики любого государства. Для решения данной проблемы не существует «готового рецепта» и нельзя воспользоваться опытом других стран более менее обеспечивающих высокие стандарты практически всего своего населения.

В мире известны два основных способа борьбы с бедностью. Первый способ используется в развитых странах, он направлен на обеспечение высоких социальных гарантий, достойных минимальных доходов (таких как заработной платы, пенсий), обеспечивающих высокие стандарты потребления. Второй же метод представляет собой систему адресной помощи нуждающимся. Этот метод в развитых странах применяется в качестве дополнительного, исключительно для узкого круга лиц, которые попали в экстремальную ситуацию. Однако в развивающихся странах он является основным.

Рассмотрим, каковы категории населения, попадающие под определение бедных? Можно смело сказать, что среди наиболее уязвимых категорий граждан находятся: матери одиночки, инвалиды, молодёжь (не способная найти работу по окончанию учебного заведения), мигранты, работники старших возрастов. Особенно к группам высшего риска бедности относят неполные семьи возглавляемые женщинами, и одиноких пенсионеров старших возрастов, среди которых так же преобладают женщины.

Если же рассматривать половозрастной состав бедного населения, то наиболее высокий удельный вес бедности (в% от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (23,8%), молодёжи от 16 до 30 лет (25,6%) и женщин от 31 до 54 лет (20,3%).

Отличительной чертой современного этапа развития России является то, что на фоне социальной бедности с традиционными категориями населения - одинокими пенсионерами, многодетными, неполными семьями с детьми, инвалидами, растёт так же и экономическая бедность. Рост экономической бедности заключается в том, что работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или её задержке. По оценкам экспертов более 30 млн. работающих получают заработную плату в размере менее 10 тыс. руб. в месяц.

Для снижения уровня бедности в РФ необходимо выделить следующие государственные меры по снижению бедности:

· создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;

· поддержание макроэкономической стабильности;

· проведение антиинфляционной политики;

· увеличение минимального размера оплаты труда;

· разработка социальных программ и механизмов их реализации;

· повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности;

· повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела понятие бедности, причины возникновения бедности в РФ, представила три концепции измерения бедности, отметив какая применима в России. Так же рассмотрела понятие прожиточного минимума и потребительской корзины. Проанализировала динамику уровня доходов населения в РФ в современных условиях и динамику уровня бедности.

Все характеристики бедности тесно взаимосвязаны. Неполноценность по одним критериям неизбежно ведёт к ущемлённости по другим. Так, низкий доход не даёт возможности получить хорошее образование и эффективно заботиться о здоровье, осложняет внутрисемейные отношения, затрудняет налаживание социальных связей. Как следствие плохие здоровье и образование в свою очередь не позволяют получить высокооплачиваемую работу, полноценно участвовать в жизни общества и т.д. В результате бедность превращается в особое, устойчивое состояние индивида, образ жизни, изменить который невозможно просто путем увеличения доходов. Уровень доходов отдельно взятого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Главная особенность Российской бедности заключается в том, что большинство лиц из данной категории являются семьи трудоспособных, как правило, работающих граждан.

Немного больше по теме

Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая не...

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространения такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Это явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Бедность как социально-экономическое явление присуще всем без исключения обществам. Единых методологических подходов в определении понятия бедности не существует, так как государство, определяя содержание и масштабы бедности, исходит в первую очередь из уровня своего социально-экономического развития. То обстоятельство, что бедность распространилась более чем на четверть населения России, причем при использовании самых низких стандартов для ее измерения, свидетельствует об остроте проблемы бедности в нашей стране. Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи - разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

Борьба с бедностью - это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

первое, - это созданий условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

Прежде всего, следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности.

В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения.

Одновременно надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится в настоящее время в центре внимания Правительства России и Федерального Собрания Российской Федерации и пока не найдено приемлемого решения. Что касается размера

заработной платы, то действительно, если с 1сентября 2005 г МРОТ равнялся 800 рублей, а с 1 мая 2006г. она повысилась на 300 рублей до уровня в 1100 рублей, то на совещании представителей правительства, «Единой России»,профсоюзов и объединения работодателей КСОРР

в Госдуме принято решение о повышении минимального размера оплаты. Согласно проекту МРОТ с 1 сентября 2007 года повышен до 2300 рублей - на 25% больше, чем предполагалось ранее,а к концу 2008 года - до 4300 рублей.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов «серой» и «теневой» экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.

Еще одно направление содействия сокращению бедности - это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний

рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др.меры. Все эти меры уже применяются, но не в достаточном объеме. К примеру, на общественные работы были привлечены 675 тысяч человек, или почти на 20 процентов больше, чем в 2006 году. Временно трудоустроили 116 тысяч безработных - увеличение на 30 процентов. Дали подзаработать 1 миллиону 100 тысячам ребят 14-18 лет - рост 22 процента. Однако эти оптимистичные рапорты регионов скрывают один нюанс. Проверки Роструда показали, что нередко в договорах на временное трудоустройство детей и безработных работодатели устанавливали зарплату ниже минимального размера оплаты труда. А в Курской области, республиках Северного Кавказа и Якутии она и вовсе не предусматривалась. Выплачивалось только небольшое поощрение от службы занятости, предусмотренное законодательно. Так что увеличение числа трудоустроенных по этим программам пока не говорит о том, что людям дали возможность достойно заработать. По данным органов службы занятости, ежегодно порядка 12-15 процентов безработных готовы пройти профессиональное обучение. В прошлом году услуга была предоставлена 271 тысяч человек-это на треть меньше, чем в 2006 году. Психологическую поддержку оказали 290 тысяч безработных - тут снижение почти на 20 процентов. Впрочем, еще накануне передачи полномочий эксперты предвидели такую ситуацию, полагая, что на «морально-образовательной поддержке» региональные власти наверняка будут стараться экономить. Однако было отмечено, что урезание каких-либо активных программ занятости недопустимо. Есть определенный пакет услуг, предоставляемый службами занятости населения. Деньги на них выделяются их федерального бюджета. И корректировать пакет по личному усмотрению, перераспределять средства региональные власти права не имеют.

Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.

Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.

Итак, массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. И еще одним важным обстоятельством, препятствующим проведению полноценной социальной политики, является то, что наше государство слишком мало выделяет средств для проведения социальной политики (в бюджете 2007 года - 0,75 трл. руб.) Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда.

Для начала следует ознакомиться с тактикой других стран по борьбе с бедностью среди населения. Многие зарубежные страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:

1. разработать комплексные стратегии.

2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.

3. стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.

4. укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского правительства. Международное сообщество декларировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.

В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.

Социальная сфера сегодня – тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере – задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция РФ, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права. Однако механизм социальной защиты населения в стране на сегодняшний день четко не отлажен. Немалые средства выделаются государством для адресной помощи определенным группам населения, но зачастую они не доходят до адресата, простого гражданина. Следует более систематизировано и грамотно подойти к решению проблем бедности, к созданию программ социального и экономического развития, к распределению денежных средств для разработанных программ. Четко скоординированная направленная помощь нужна сегодня многим сферам нашей жизни. Программы развития должны скрупулезно разрабатываться совместно со многими специалистами разных областей, должны учитывать, в первую очередь, интересы обычных граждан страны. Финансовая поддержка со стороны государства должна направляться напрямую на решение поставленных задач.

Сегодня государство пытается поддержать малообеспеченные и многодетные семьи. Одним из направлений помощи является бесплатное школьное питание всех учеников 1-2 классов начального звена, детей из малообеспеченных и многодетных семей. В нашей школе такое питание получили 513 учеников, что составляет около 34 % от общего количества учащихся. Статистика малообеспеченных семей по школе дает результат в 305 семей, т. е. 30 % от всех учащихся. Полученная цифра малообеспеченных семей по одной только нашей школе чрезвычайно высока.

В настоящее время государством налажена поддержка безработного населения страны, подразумевающая денежные выплаты по потере работы. Происходит выплата денежных пособий по безработице в связи с временной нетрудоспособностью из-за болезни, материнский капитал, детское пособие, пенсии по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии военнослужащим и ряд других социальных пособий. Другое дело, что суммы этих выплат весьма невелики.

Однако можно с большой уверенностью говорить о постепенной стабилизации положения уровня жизни населения как по стране в целом, так и по Удмуртии. Здесь денежные доходы в среднем на жителя республики увеличились с 1514 рублей в 2000 году до 7370 рублей в 2007, или в 4, 9 раза. На социальную поддержку ветеранов войны и труда направлено 3 млрд. 357 млн. рублей, на выплату детских пособий – 2 млрд. 75 млн. рублей, на отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - 113 млн. рублей. За три последних года малоимущим многодетным семьям было выделено 23 млн. рублей безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, 2486 молодых семей получили льготные кредиты и жилищные займы на сумму 959 млн. рублей. Но не будем забывать, что это лишь статистика. Реальное же положение мы с вами ощущаем на себе. Кто-то уверен в завтрашнем дне, кто-то ожидает помощи от государства.

На мой взгляд, говоря более конкретным языком, правительству страны на сегодняшний день для решения проблем бедности к тем направлениям, которые уже сейчас им проводятся, необходимо добавить следующие пункты:

1. ввести прожиточный минимум отдельно на сельское, городское население и города-миллионеры. Таким образом, мы сможем устанавливать более объективные цифры, нежели сейчас. И как следствие этого, сможем разрабатывать более конкретные программы для поддержки той или иной группы населения;

2. ужесточить уголовную ответственность за выплату зарплаты ниже уровня, установленного государством, за задержку выплаты заработной платы;

3. проведение жесткой ценовой политики со стороны государства, фиксированные цены хотя бы на продукты, входящие в продовольственную корзину;

4. увеличение пенсий до размера прожиточного минимума, без учета льгот;

5. увеличение стипендий как минимум до размера стоимости продуктовой корзины;

6. создание общероссийской программы по борьбе с безработицей, включающей в себя создание новых рабочих мест в перспективных отраслях хозяйства и промышленности, помощи в поиске работы по всей стране и переезде на новое место жительства в другую область по нахождении там вакансии;

7. отладить четкий и слаженный механизм работы всех структур власти, слежения за выделяемыми средствами по той или иной программе.

Итак, социальная и экономическая политика должна быть точно сориентирована на центральную фигуру всей системы – человека, на его потребности, для обеспечения нормального уровня жизни.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...