Налоговый агент по ндс. Кто такой налоговый агент по НДС? Налоговый агент по НДС


Встречаются ситуации, при которых обязанности по уплате налога в бюджет государства ложатся не на налогоплательщиков непосредственно, а на иных лиц ― налоговых агентов. От них зависит полнота расчета и перечисление налогов, таких как НДФД, НДС и налог на прибыль. Рассмотрим подробнее кто такой налоговый агент по НДС.

Кто такие налоговые агенты

В процессе хозяйственной деятельности у экономических субъектов помимо обязанности перечислять налоги в бюджет по результатам работ может возникнуть и необходимость совершать платежи и в качестве налоговых агентов. Налогами в таких ситуациях выступают НДФЛ, налог на прибыль и НДС. Такие субъекты признаются налоговыми агентами. При этом налоговые агенты сами могут и не быть плательщиками перечисленных налогов. Например, налоговый агент по НДС вправе не рассчитывать налоги от собственной деятельности, но перечислять его за прочих представителей обязан при возникновении некоторых ситуаций.

Обязанности налоговых агентов

Налог За кого перечисляется В каких случаях
НДФЛ За физ.лиц Если физ.лица являются наемными работниками или оказывают определенные виды услуг
Налог на прибыль За юр.лица российские и зарубежные При выплате дивидендов, начислении доходов иностранным организациям
НДС Юр. лица За аренду муниципального имущества, при работе с иностранными учреждениями

Согласно НК РФ, у налогового агента имеются те же права, что и у непосредственных налогоплательщиков. Это лица, которые должны удержать у определенных категорий субъектов налог и перечислить его своевременно и в полном объеме в бюджет страны.

Обязанности налоговых агентов

Возникновение обязанностей у налоговых агентов, касающихся начислений и выплат денежных средств в пользу государства, возникает лишь в случае появления денежных расчетов с непосредственными плательщиками. Если при совершении сделки предусмотрены выплаты в натуральной форме или проведение взаимозачетов, то необходимости в выполнении функций налоговых агентов не возникает.

В таких ситуациях потенциальные агенты обязаны известить налоговые органы о невозможности удержания налога у субъекта и перечислении в бюджет требуемых сумм. Предоставить соответствующее уведомление требуется не позже месяца с момента возникновения причины, в результате которой налог удержан не будет.

Обязанности у субъектов в качестве налоговых агентов по НДС возникают в следующих случаях:

  1. При покупке товаров у незарегистрированных в РФ иностранных лиц.
  2. Приобретение в собственность или в аренду имущества у органов муниципальной власти.
  3. Выступление в качестве посредников при реализации товаров иностранными лицами, не имеющими регистрации в РФ.
  4. Продажа имущества (конфиската, бесхозных вещей), принадлежащего государству.

Не имеют статуса налогового агента лица, занимающиеся реализацией товаров иностранных поставщиков, связанных с проведением Олимпийских игр. Данное правило действует до начала 2017 года.

Налоговыми агентами могут быть признаны и лица, сами плательщиками НДС не являющимися.

Ответственность налогового агента

Налоговые агенты уполномочены совершать следующие действия:

  1. Ведение учета по полученным доходам, начисленным налогам и перечисленным суммам плательщиков, отдельно по каждому представителю.
  2. Своевременное предоставление в контролирующие органы документов с расчетами о начисленных и удержанных суммах. В качестве такого документа налоговые агенты по НДС используют налоговую декларацию по НДС. Сюда же относят и уведомление о невозможности удержания суммы в денежном выражении.
  3. Обеспечение хранения документов, подтверждающих начисление и уплату в сроки не менее 4-х лет.

В зависимости от видов налогов, функции агентов могут быть более расширенными.

При неисполнении своих обязательств налоговые агенты несут ответственность согласно законодательству. Основными причинами выступают случаи неудержания или перечисления налогов не полностью. Подобные действия могут привести к штрафам, равным 20% от стоимости недоимки.

Однако если сама сумма налога не была вовремя удержана из средств непосредственно налогоплательщика, то принудить налогового агента выплатить недостающие средства за счет собственных невозможно, о чем свидетельствует в последнее время судебная практика. Но следует помнить, что неуплата влечет за собой штрафы и растущие пени за каждый просроченный день платежа. Неуведомление о действиях контролирующие органы (отсутствие декларации) также приводит к начислению штрафов.

Налоговый агент по НДС для иностранных организаций

Приобретение товаров и услуг у поставщиков ― иностранцев порождает необходимость исполнения агентских обязательств по НДС.

Условия для возникновения исполнения обязанностей налоговых агентов следующие:

  • покупатель зарегистрирован в налоговых органах как юр. лицо или ИП;
  • местом приобретения товара у иностранного лица признается территория РФ;
  • иностранный продавец не обладает регистрации в ФНС РФ.

Несоблюдение даже одного из условий означает, что дальнейшей необходимости по исполнению обязанностей лица как налогового агента по НДС не возникает. Например, если иностранный продавец зарегистрирован в качестве налогоплательщика в органах ФНС, то у него же и появляется необходимость начислять и уплачивать НДС.

В целях устранения дальнейших разногласий рекомендуется запрашивать при заключении договоров у иностранных контрагентов документы, подтверждающие регистрацию на территории РФ.

Налоговая ставка к перечислению в бюджет рассчитывается в зависимости от условий договора. Применение цены, включающей НДС, предполагает ставку 10/110 или 18/118. Если в стоимости товара НДС не учтен, используют 10% или 18%.

Если предметом реализации представляется товар, освобожденный от НДС согласно НК РФ, то необходимости выполнять функции налоговых агентов не возникает.

Налоговый агент по муниципальному имуществу

При использовании экономическим субъектом муниципального имущества (приобретение, аренда помещения) требуется рассчитать НДС в качестве налогового агента. По итогам расчетов предоставляется декларация в органы ФНС.

Пример . Организация ООО «Ветер» применяет режим ЕНВД (про учет на ЕНВД читайте :). Основой вид деятельности ― розничная торговля. С этими целями ООО «Ветер» арендует помещение у муниципальных властей. Стоимость аренды ― 30 000 рублей в месяц. Организация на этих условиях обязана ежеквартально предоставлять декларацию в органы ФНС по месту осуществления деятельности. Размер начисленного и перечисленного налога за квартал составит 18% от 30 000 за каждый месяц, равен 16 200 рублей.

Налоговый агент по НДС – понятие, предусматривающее взятие на себя организацией обязанностей по начислению и уплате налога за контрагента. Для реализации такой задачи необходимо соблюдение сразу нескольких условий – соответствие поставщика услуг или товаров требованиям, указанным в НК РФ в ст.161, и наличие официально подтвержденных договорных отношений между предприятиями.

Кто является налоговым агентом по НДС?

В роли налогового агента может выступать любая российская компания. Исключение не делается даже для тех, кто освобожден от уплаты НДС. Главное – предприятие зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории РФ, получило услуги от определенных категорий контрагентов и оплатило их. Источником для уплаты НДС может быть как часть суммы за поставленный товар, так и собственные средства налогового агента.

При начислении НДС в качестве налогового агента выступает организация, сотрудничающая на платной основе с:

  • иностранными компаниями в части приобретения у них товаров или услуг при условии их реализации в пределах территории РФ;
  • органами власти при аренде или покупке у них государственного имущества.

Более редкие случаи возникновения функций налогового агента предполагают продажу конфискованного имущества и приобретение активов банкрота, исполнение роли посредника при реализации товаров и услуг иностранных контрагентов на территории России.

Кто является налоговым агентом по НДС, если у иностранного юридического лица в РФ есть зарегистрированные представительства? Предприятие-покупатель, если договор заключен непосредственно с головной организацией, на счет которой будут перечисляться средства. Если договорные отношения закреплены между отечественной компанией и представительством зарубежной фирмы, то это филиальное подразделение самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС. То есть при составлении контракта необходимо предварительно уточнить, имеет ли фирма-контрагент регистрацию в России и есть ли у нее представительства в нашей стране. В последнем случае при начислении и уплате в бюджет сумм НДС налоговый агент – иностранная организация.

Важно! Для приобретения статуса налогового агента необходимо иметь подтверждение того, что товары или услуги были получены на территории РФ, и они включены в перечень облагаемой налогом продукции.

Определяется место продажи товаров по стране его нахождения в момент отгрузки. В случае с услугами необходимо руководствоваться нормами ст. 148 НК РФ. Налоговый агент по НДС – отечественное предприятие, которое пользуется сервисом в виде:

  • предоставленных патентов с торговыми марками, лицензиями или авторскими правами;
  • разработки программных продуктов;
  • консультирования;
  • юридического, бухгалтерского, аудиторского сопровождения;
  • инжиниринговых услуг;
  • рекламы и маркетинговых мероприятий;
  • услуг по обработке информации;
  • аренды имущественных объектов за исключением автомобилей и недвижимости.

Начисляет НДС налоговый агент: проводки и тонкости бухучета

НДС начисляется налоговым агентом, исходя из суммы договора по ставке 10% или 18%. Если в контракте итоговая цена указана с учетом НДС, то размер налога к уплате определяется путем умножения суммы договора на 18/118 или 10/110. При осуществлении расчетов в иностранной валюте, доход рассчитывается в рублях по курсу на момент перечисления денег. При отсутствии в сумме соглашения НДС, его размер находится путем умножения общей стоимости товаров и услуг на 10% или 18%.

После проведения оплаты по договору с иностранной компанией или органами власти в течение 5 дней налоговому агенту необходимо самому себе выставить счет-фактуру . В полях реквизитов контрагента указываются все его данные, кроме ИНН. Параллельно делаются проводки по НДС налогового агента за иностранца:

  1. При оказании услуг иностранной организацией Дт 25, 26, 44 и Кт 60.
  2. При отражении начисленного, но не уплаченного НДС в варианте с иностранным контрагентом Дт 19 – Кт 68.
  3. При уплате налога сумма списывается с Дт 68 и Кт 51.
  4. При отражении налогового вычета НДС Дт 68 и Кт 19.

НДС, начисляемый и уплачиваемый в качестве налогового агента, всегда учитывается на отдельных субсчетах. При составлении платежного поручения КБК НДС налоговый агент указывает комбинацию цифр 182 1 03 01000 01 1000 110. Сделать перевод средств надо до 20 числа месяца, который следует после текущего квартала (при приобретении товаров) и одновременно с выплатой аванса иностранной фирме за услуги. До 20 числа по окончании квартального периода необходимо подать Декларацию по НДС с заполненным вторым разделом.

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества ?

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС - в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором - организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Совет : подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы - налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы - арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации - уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету .

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество? Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла.

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты - арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ситуация: нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества?

Нет, не нужно.

Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.

Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.

Ситуация: должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован?

Да, должна.

Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.

Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).

Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).

Ситуация: должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом ?

От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.

Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:

  • в безвозмездное пользование получено имущество казны;
  • имущество получено для ведения уставной деятельности.

Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).

Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.

Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.

Совет : есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.

Организация - ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).

Ситуация: должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности?

Нет, не должна.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай - когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение - арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству

ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:

  • в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды - 100 000 руб.;
  • в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды - 150 000 руб.

При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:

По участку, находящемуся в городе Дмитрове:

  • код операции (графа 1) - 1010251;
  • стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) - 450 000 руб. (150 000 руб. × 3 мес.).

В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией?

Нет, не нужно.

Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:

  • обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
  • услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.

Ответственность

Внимание: если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.

Организация или ИП становится налоговым агентом по НДС, если:

  • приобретает у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ (п. 1,2 ст. 161 НК РФ);
  • как посредник реализует на территории РФ товары (работы, услуги, имущественные права) иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, и участвует при этом в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ). В поименованных двух ситуациях исполнять обязанности налогового агента вы не должны, если приобретаете имущество у физлица-иностранца, не являющегося ИП (Письмо Минфина от 05.03.2010 № 03-07-08/62);
  • арендует у госорганов и органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципалитетов (абз.1 п.3 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает у органов власти государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (абз.2 п.3 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает (кроме освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика) сырые шкуры животных, лом и отходы черных и цветных металлов, вторичный алюминий и его сплавы (п.8 ст.161 НК РФ);
  • продает на территории РФ конфискованное имущество, имущество, продаваемое по решению суда (кроме случаев, когда должник признан банкротом), клады, ценности (бесхозяйные, скупленные, а также перешедшие по праву наследования государству) (пп. 15 п. 2 ст. 146 , п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает судно, которое в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • предоставляет на территории РФ железнодорожный подвижной состав или контейнеры на основании посреднического договора (за исключением международной перевозки товаров и транспортировки экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ) (п.5.1 ст.161 НК РФ).

Обязанности налогового агента по НДС

Говоря простым языком, налоговый агент по НДС должен уплатить налог вместо налогоплательщика, который не может это сделать. В обязанности налогового агента в общем случае входит:

  • исчисление суммы налога;
  • удержание налога из доходов налогоплательщика, выплачиваемых налоговым агентом;
  • перечисление налога в бюджет (п. 1 , пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

При этом не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Даже если вы применяете какой-либо из спецрежимов или применяете общий режим, но освобождены от уплаты НДС, в указанных выше ситуациях вы должны будете выполнять обязанности налогового агента по НДС (Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96).

Плательщики НДС, удержавшие и перечислившие налог в качестве налогового агента, смогут принять его к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Исключение составляют случаи уплаты налога в соответствии с пп. 4 , , 5.1 ст.161 НК РФ .

Если НДС удержать невозможно

Если удержать НДС из доходов налогоплательщика вы не можете, поскольку между вами нет денежных расчетов, то о невозможности удержания налога и сумме образовавшейся задолженности плательщика перед бюджетом необходимо сообщить налоговикам (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ , п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). На это у налогового агента есть месяц со дня, когда стало известно о невозможности удержания НДС. Утвержденной формы для сообщения нет, поэтому можно направить в ИФНС письмо в произвольной форме.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечислять в бюджет удержанный из доходов налогоплательщика НДС налоговый агент должен по месту своего нахождения. Исчисленную сумму налога нужно разделить на 3 и каждую из полученных сумм перечислить в бюджет каждого из 3-х месяцев, следующих за кварталом, в котором сумма НДС была удержана (п. 1 , 3 ст. 174 НК РФ). То есть, например, когда:

  • перечислена оплата иностранной организации за поставленный товар (Письмо Минфина от 11.07.2012 № 03-07-08/177),
  • перечислены деньги органу госвласти по договору аренды помещения;
  • посредником получена оплата за реализованные товары (работы, услуги) иностранного лица (Письмо ФНС от 03.04.2009 № ШС-22-3/257@).

Иное правило установлено для перечисления сумм налога при приобретении облагаемых НДС работ и услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ. В этом случае НДС должен быть уплачен в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Поэтому в банк нужно направлять сразу 2 платежки: одну на оплату работ или услуг иностранца, другую - на перечисление налога в бюджет (Письмо Минфина от 09.02.2012 № 03-07-08/33).

Особенности заполнения платежки на уплату налога

При оформлении платежки на перечисление НДС налоговый агент указывает в поле 101 код «02» (Приложение № 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н). А КБК должен быть поставлен тот же, что и при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В 2018-2019 гг. это 182 1 03 01000 01 1000 110.

Как заполнить декларацию по НДС налоговому агенту

В декларации по НДС налоговый агент в обязательном порядке заполняет титульный лист и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ , п. 3 Порядка заполнения декларации).

В зависимости от того, по каким операциям вы являетесь налоговым агентом, раздел 2 декларации заполняется отдельно (п. 36 Порядка заполнения декларации):

  • по каждому иностранному лицу;
  • по каждому органу госвласти и управления, местного самоуправления.

Другие разделы включаются в декларацию при необходимости отражения в них соответствующих данных. Например, организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками НДС, в обязательном порядке сдают в составе декларации раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».

Скачать бланк декларации можно .

Способы представления декларации налоговыми агентами

Налоговые агенты должны сдавать декларации по НДС в ту ИФНС, в которой состоят на учете. Некоторые из них вправе сами выбирать - сдавать им декларацию на бумаге или в электронном виде. Это налоговые агенты, которые одновременно:

  • не являются посредниками, действующими в интересах другого лица;
  • не являются плательщиками НДС, либо являются плательщиками, но освобождены от обязанности платить НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • не являются крупнейшими налогоплательщиками;
  • имеют среднесписочную численность работников за предыдущий календарный год не более 100 человек (для вновь созданных организаций в указанный лимит должна укладываться численность работников) (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Остальные налоговые агенты должны сдавать декларацию по НДС исключительно в электронном виде. Декларация же, представленная в ИФНС на бумаге, не будет считаться принятой. Из-за чего налоговики могут оштрафовать и заблокировать счета налогового агента (пп. 1 п. 3 ст. 76 , п. 5 ст. 174 НК РФ , Письмо ФНС от 30.01.2015 № ОА-4-17/1350@).

Срок представления декларации

Декларация должна быть представлена налоговикам не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (

По каждому иностранцу, который не состоит на учете налоговой службы, но предоставляет ему свои услуги, товары, работы (является продавцом) отдельно.

Налоговым агентом является арендатор муниципального, государственного и федерального (в том числе и субъектов федерации) имущества в случае, если органы власти и местного самоуправления предоставили его как такового.

Это также лицо, которое выплачивает денежные средства или другим лицам, состоящим на учёте в качестве налогоплательщиков, однако является реализатором операций, подлежащих обложению каким-либо налогом.

Яркий пример налогового агента – работодатель по отношению к зарплате, которая выплачивается работающим на предприятии.

Основные случаи уплаты налога налоговым агентом

Среди основных случаев обязательной уплаты НДС налоговым агентом:

  • реализация операций по продаже или услуги на российской территории иностранными лицами по факту отсутствия их на учете контролирующего налогового органа, в то время, как налоговый агент (организация и индивидуальный предприниматель) состоит на учёте и приобретает у иностранца;
  • при передаче в аренду государственного и муниципального имущества органами власти и местного самоуправления на российской территории. Исходя из этого, налоговым агентом стает арендатор имущества.

Декларация НДС для налогового агента

Список необходимой документации

При составлении декларации, контрагент обязан руководствоваться данными из , регистрами бухгалтерского учета. Нормы расчета налога предусмотрены ст. 161 Налогового Кодекса.

Руководство к заполнению

При заполнении декларации по налогу на добавленную стоимость всем отчитывающимся налоговым агентам обязательны к заполнению титульный лист, и декларации, согласно действующему федеральному законодательству. Неплательщики налога в качестве налоговых агентов, которые выставляют счета-фактуры, заполняют дополнительно .

Реквизиты по регистрации налогового агента прописываются на титульном листе. Декларация подписывается уполномоченным лицом организации. В случае передачи НДС-декларации доверенным лицом от лица плательщика налога прописываются на титульном листе данные доверенного лица (паспортные данные, рабочая должность, номер доверенности) и заверяется подписью.

Раздел 2 – основной раздел в декларации для налогового агента

Второй раздел декларации по НДС выводит сумму налога к уплате для налогового агента и оформляется отдельно по каждому предприятию, в отношении которого налогоплательщик признается налоговым агентом.

Контрагент заполняет 2 раздел декларации при наличии одного и больше договоров с одним налогоплательщиком (арендодателем).

Если работа с каждым лицом ведется больше чем по одному договору, в таком случае раздел подается на одном листе. Если имеет место факт реализации контрагентом конфискованного имущества, клада или вещей, не имеющих собственника, раздел также подается на одной странице.

Раздел 2 НДС-декларации может подаваться на нескольких страницах, если были осуществлены операции с более чем одним партнером.

При этом раздел 2 оформляется отдельно по каждому:

  • арендодателю (муниципальный или государственный орган, который предоставляет аренду или продажу некое имущество);
  • иностранному лицу, который признается неплательщиком налога по факту отсутствия его на учете контролирующего налогового органа в РФ и который является продавцом товара (услуги), а также по факту продажи товаров зарубежному предприятию по агентским/комиссионным договорам;
  • поставщику-продавцу товара, который реализует муниципальное или государственное имущество, не закрепленное за каким-либо соответствующим предприятием.

К заполнению обязательны строки 010-070.

  • Строка: 010 – КПП отделения организации иностранного лица, за которое предоставляется раздел и уплачивается НДС;
  • Строка: 020 – имя или название иностранного лица (арендодателя, продавца в соответствии с договором), чьим налоговым агентом представляется заполнитель;
  • Строка: 030 – ИНН лица, по операциям с которым признается заполнитель, если таковое имеется. В противном случае поставить прочерк;
  • Строка: 040 – КББ – двадцатизначный код, который используется для учета бюджетов (доходов и расходов);
  • Строка: 050 – код контрагента в ОКТМО;
  • Строка: 060 – сумма налога, которая подлежит окончательной уплате в бюджет;
  • Строка: 070 – семизначный код операции с иностранным лицом;
  • Строка: 080 – сумма налога по отгрузке услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 090 – сумма с оплаты (в том числе и частичной), полученной в налоговом периоде, в счет отгрузки товаров в предстоящем времени, услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 100 – сумма налога, которая исчисляется строками 080 и 090.

Другие разделы декларации

Вычеты по НДС налоговые агенты могут отразить после уплаты налога государству - по этим данным прописывается строка 180 в 3 разделе.

Позиция ФНС такова, что право на налоговый вычет может возникнуть только в следующем отчетном квартале после уплаты налога, однако, возможным представляется также заполнение сразу разделов 2 и 3, в случае, когда покупка товаров (к примеру, у иностранного лица) и перечисление налога в государство осуществляются в одном квартале, по усмотрению законодательства.

Также требуется заполнить 12 раздел в случае, если представитель декларации не уплачивает налог или признан освобожденным от его уплаты, но выставил налогоплательщикам счета-фактуры с отображением суммы НДС.

Подача декларации, строки и нарушения

Контрагенты подают отчетность с заполненным титульный листом, разделами 1 и 2. Также зачастую необходимо заполнить 2 раздела на дополнительных листах.

Налоговая декларация подается налоговым агентом в электронном формате.

Лица, признаны освобожденными от уплаты налога (либо неплательщики НДС), которые признаются налоговыми агентами, могут воспользоваться правом подачи отчетности лично инспектору, либо прибегнуть к услугам почтового отделения и отправить документ, представив опись вложения.

Условия сроков, нарушений и формы подачи декларации других налогоплательщиков не отличаются для налоговых агентов: ее следует представить до 25 числа месяца, который наступит после отчетного квартала, а в случае обнаружения ошибки налоговый инспектор потребует объяснений в той форме, в которой подавалась декларация.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...