Налоговая тайна участника предпринимательской деятельности (Егорова Е.).


Налоговая тайна

Если спросить у бухгалтера, что собой представляет понятие “налоговая тайна“, боимся, что далеко не каждый сможет ответить подробно. И, несмотря на то что этому посвящена статья Налогового кодекса, возникают вопросы.

Права судебных приставов

Не так давно Минфин России отвечал на такой запрос: составляют ли сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также сведения о наличии у должника имущества налоговую тайну? В силу пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса - да. А если такие сведения запрашивает судебный пристав-исполнитель или взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению? По мнению чиновников, налоговики обязаны предоставить эти сведения в соответствии с пунктами 8-10 статьи 69 Закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (далее - Закон). Нарушения налоговой тайны в таком случае нет (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-02-07/2-207).

Это подтверждает и арбитражная практика. Например, постановление ФАС Московского округа от 31 января 2008 г. по делу N А40-29632/07-149-226. Судьи встали на сторону судебного пристава-исполнителя, который запросил в налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность организации за последние три года. Это было необходимо для выяснения платежеспособности данной организации, финансового состояния и определения рыночной стоимости ее обязательств. Организация была дебитором должника, в отношении которого велось дело.

Однако налоговики отказались выдать соответствующие сведения. Они сослались на то, что такая информация может быть затребована только в отношении налогоплательщика-должника и не должна выдаваться на руки лицам, не имеющим доступа к налоговой тайне (по их мнению, именно такие люди были указаны в запросе). В итоге на руководителя инспекции был наложен штраф.

Приложение N 43
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.06.2008 N 126

Обратите внимание, что к запросам судебных приставов предъявляется ряд требований:

согласно пункту 8 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава в письменной форме;

в соответствии с пунктом 9 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель вправе требовать предоставления сведений только о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях;

право требования информации, являющейся банковской тайной, возникает у судебного пристава-исполнителя только в рамках возбужденного исполнительного производства; запрос судебного пристава-исполнителя должен соответствовать форме запроса, содержащейся в Приложении 43 к Инструкции по делопроизводству в федеральной службе судебных приставов“, утвержденной приказом Минюста России от 25 июня 2008 г. N 126 (далее - Инструкция N 126).

Согласно вышеперечисленным требованиям судебный пристав-исполнитель в запросе указывает:

наименование, номер, дату выдачи исполнительного документа, орган (лицо), выдавший исполнительный документ;

полное наименование и адрес должника;

наименование взыскателя;

предмет исполнения;

Налоговики предоставляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса. Но при обращении взыскателя с заявлением о предоставлении информации они имеют право запросить у него подтверждение наличия исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению. Это делается для соблюдения налоговой тайны и возможности ее разглашения в установленном федеральным законом случае.

Неправильный запрос

Арбитражный суд Волгоградской области решением от 17 марта 2008 г. N А12-3352/08-с6 признал постановление судебного пристава-исполнителя о привлечении банка к административной ответственности незаконным, установив, что запрос не соответствовал требованиям статьи 69.

В банк поступил запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений по счетам и вкладам должников, не содержащий письменного разрешения старшего судебного пристава. Помимо этого запрос не соответствовал требованиям Приложения 43 к Инструкции N 126. В документе отсутствовали сведения, позволяющие определить наличие возбужденного исполнительного производства: номер исполнительного производства и дата его возбуждения, наименование исполнительного документа и другие.

Банк оставил запрос без исполнения, за что был привлечен судебным приставом-исполнителем к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей. Не согласившись с наказанием, банк обратился в суд и выиграл его.

Внимание

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Вопрос в тему

Организация обратилась в налоговую инспекцию с запросом: имеется ли у ее контрагентов задолженность по налоговым обязательствам? Инспекторы отказались сообщить эту информацию. Правы ли они?
Обратимся к законодательству. В подпункте 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса говорится, что инспекторы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение. При этом пункт 2 данной статьи устанавливает, что налоговики также несут другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В письме МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252 чиновники поясняют, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну. А вот судьи по данному вопросу высказываются по-разному. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) суд встал на сторону налогоплательщика. Арбитры признали отказ налоговиков предоставить сведения о задолженности его контрагентов по налогам и сборам незаконным. По мнению судей, статья 102 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне. Согласно ему сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Другой пример. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3620 судьи приняли противоположное решение. Они отметили, что налогоплательщики имеют право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговики обязаны предоставить бесплатно информацию только в объеме, установленном в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса. Информация о нарушении законодательства о налогах и сборах к ней не относится. Дело в том, что в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые обязывают предоставить запрашиваемые сведения. Отказ в их предоставлении не нарушает права и обязанности налогоплательщика, который действует на свой страх и риск при заключении договоров с контрагентами. Информацию об исполнение ими требований налогового законодательства налогоплательщик должен узнать самостоятельно, не перелагая это бремя на инспекцию.

Еще одна ситуация. Получив отказ налоговой инспекции на свой запрос о предоставлении сведений по исполнительному листу, организация обратилась в суд. Налоговая инспекция, не согласившись с решением суда, подала кассационную жалобу. Налоговики мотивировали свой отказ тем, что взыскатель приложил к заявлению копию исполнительного листа, заверенную, по их мнению, ненадлежащим образом. Суд оставил жалобу налоговиков без удовлетворения. Цепочки рассуждений были следующими. На основании пункта 8 статьи 69 Закона и Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях могут быть предоставлены налоговым органом взыскателю по его заявлению с приложением копии исполнительного листа, заверенной в установленном порядке. Если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации (Указ президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х). Единственным основанием, позволяющим налоговому органу отказать взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, является истечение срока давности исполнительного листа (п. 8 ст. 69 Закона) (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2008 г. N Ф09-6266/08-С1).

В судебной практике (и в арбитражных судах и в общей юрисдикции) все чаще в качестве доказательств по неналоговым спорам используются налоговые декларации сторон по НДС с приложениями (книги покупок и продаж, журналы полученных счет-фактур). Ситуации разные: в качестве доказательства правовой природы платежа в споре об оплате, в качестве доказательства реальности исполнения договора, в качестве доказательства по спорам о признании сделок мнимыми или притворными и т.д. Налоговые органы отказывают сторонам дела в предоставлении информации со ссылкой на налоговую тайну, однако по запросу суда легко предоставляют весь объем, без исключения записей, не относящихся к делу.

Так в одном из последних дел мы с коллегами стали невольными обладателями знаний о том, с кем работает контрагент нашего доверителя (книги покупок и книги продаж всем в помощь). Указанные документы были представлены в дело по спору, связанному с разногласиями относительно толкования условий договора между истцом и ответчиком: на базе документов налогового учета ответчика определялось реальное понимание им условий договора, а не то, которое он транслировал в суде. Однако, помимо действительно необходимой для правильного рассмотрения дела информации, участникам дела (включая третьих лиц) был предоставлен доступ к сведениям, которые могут поставить под угрозу дальнейшие деловые связи ответчика.

В другом деле (общая юрисдикция, спор о наследстве, количество участников в деле - 10, у каждого по представителю) налоговый орган предоставил в материалы дела (без указаний, что в них содержится налоговая тайна) книгу продаж ответчка - автосалона по продаже автомобилей люксового бренда за два года. Так вот в этой книге можно легко найти многих "уважаемых" и известных в широких кругах людей, которые приобретали дорогие автомобили в этот период (цена указана). И понятно, что ФИО без второго элемента (дата рождения, адрес, ИНН или др.) еще не есть персональные данные, но узнаваемые сочетания фамилии, имени, отчества идентифицируются легко.

В рамках строительного спора в арбитражном суде истец, доказывая, что работы были выполнены и завершены именно им, а не другим подрядчиком, которого привлек ответчик после расторжения договора подряда с истцом, истребовал в качестве доказательств книги покупок ответчика за соответствующий период. Но вместе с информацией о том, что счета-фактуры подрядчика не отражены в книге покупок, он получил сведения о других подрядчиках, которые работают на строительстве данного объекта. Репутация ответчика оказалась под угрозой.

Получается, что несмотря на налоговую и коммерческую тайну, любое лицо, приложив некоторые усилия может вполне на законных основаниях получить к ней доступ.

Такая практика, на мой взгляд, несмотря на указанные выше преимущества в доказывании, может привести к злоупотреблениям со стороны кредиторов, ведь при желании можно создать искусственный спор, в рамках которого получить доступ к закрытой информации, и далее использовать ее в своих интересах (например, в банкротстве, спорах разделе совместно нажитого имущества и пр.).

В качестве превентивной меры стали рекомендовать клиентам самостоятельно представлять истребованную информацию в необходимом объеме в виде выписок или выборочных копий страниц с необходимыми сведениями, а в случае требования суда - представлять полные книги продаж и книги покупок только для обозрения в судебном заседании.

Е.Е. Смирнова,
к.э.н.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), федеральных законов, а также принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

Разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

Об идентификационном номере налогоплательщика. Кроме того, общедоступной считается также информация, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Налоговые органы обязаны предоставлять сведения из ЕГРЮЛ всем желающим (письмо МНС России от 04.12.2002 N ФС-6-09/1868@);

О нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Так, дело по данной теме рассматривалось в ФАС Московского округа. Организация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа о взыскании налога, пени и штрафа. Суд первой инстанции установил, что налоговый орган не обосновал сумму недоимки и обязал налоговый орган сделать сверку. Однако налоговый орган отказался делать ее, равно как и рассекречивать содержание оспариваемого решения, ссылаясь на налоговую тайну. Кассационный суд указал на то, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением законодательства и информация об этом не представляет тайны, тем более что сведения о задолженности были предназначены в данном случае не для третьих лиц, а для этой же организации и касались только ее (постановление ФАС Московского округа от 09.12.2003 N КА-А40/9826-03);

Предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

Предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной либо коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностным лицам вышеназванных органов, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определено понятие коммерческой тайны - это конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны, может быть научно-технической, технологической, производственной, финансово-экономической [в том числе составляющей секреты производства (ноу-хау)] и может иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Можно условно выделить виды информации, которые налоговые органы не имеют права разглашать, а именно:

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации : содержание договоров организации; себестоимость выпускаемой продукции, структура цены; бюджет организации; данные о доходах организации и объемах продаж; информация о составе и размерах имущества организации, денежных средствах, запасах на складе сырья, материалов; данные о товарно-денежных оборотах; сведения о банковских операциях (и о состоянии счетов), о кредитах, долговых обязательствах; содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (что относится к коммерческой тайне в силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"); плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности, особенно рентабельность; результаты маркетинговых исследований;

Сведения о структуре организации : организационная структура организации и функции подразделений; информация о персонале, адреса, домашние и мобильные телефоны руководства и сотрудников организации, в том числе размер оплаты труда;

Сведения об отношениях организации с клиентами и партнерами : состав поставщиков, партнеров, потребителей; списки представителей и посредников организации; сведения о подготовке и ведении переговоров.

Отметим, что это приблизительный перечень данных; в каждом случае состав коммерческой тайны должен определяться индивидуально исходя из особенностей конкретного бизнеса. Но вот о чем не стоит забывать: есть сведения, которые не могут быть засекречены ни при каких обстоятельствах, например содержание учредительных документов, данные о составе и численности сотрудников, системе оплаты труда и т.д.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Например, приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033 утвержден Перечень должностных лиц органов внутренних дел, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 - Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), часть первая НК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и иные нормативные правовые акты.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдъегерской связью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Нарушение налоговой тайны может принести немалый вред налогоплательщику. Однако, решая вопрос о том, является ли предоставление информации разглашением секретных сведений, суды учитывают, кому данная информация была предназначена. Одна организация обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что налоговый орган распространял сведения, порочащие деловую репутацию организации, в направленном в нижестоящие налоговые органы письме, в котором сообщалось о незаконных схемах возмещения налога, применявшихся данной организацией. Арбитражный суд решил, что данные, изложенные в этом документе, нельзя было считать распространением сведений или относить к сведениям, порочащим репутацию организации, так как они содержались в документе, адресованном самой организации и нижестоящим налоговым органам (постановление ФАС Московского округа от 11.12.2006 N КГ-А41/11807-06).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В ГК РФ говорится о наказании за разглашение служебной тайны, к которой относится и налоговая тайна. Вред, причиненный организации незаконными действиями государственных органов, подлежит возмещению за счет казны (ст. 1069 ГК РФ). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) также устанавливает ответственность лица, имевшего доступ к конфиденциальной информации и ее рассекретившего, - это штраф в сумме от 4000 до 5000 руб. (ст. 13.14 КоАП РФ).

Наказание за разглашение налоговой тайны установлено и ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Если вышеуказанные деяния повлекли тяжкие последствия (например, экономическое разорение или дезорганизация работы налогоплательщика), то виновные в разглашении налоговой тайны наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

В соответствии со ст. 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В НК РФ не содержится толкования понятия "убытки", поэтому при его определении следует руководствоваться ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Реальный ущерб - это расходы, которые организация понесла для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение имущества.

Упущенная выгода - это доходы, которые организация могла бы получить, но не получила из-за того, что ее права были нарушены.

Убытки, которые понесла организация по вине государственных органов, должны быть возвращены в полном объеме из федерального бюджета.

За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" говорится о том, как надо определять размер неполученных доходов. Допустим, из-за действий налоговых инспекторов произошла недопоставка сырья и комплектующих и в результате организация не выпустила продукцию. Для определения размера упущенной выгоды надо из цены реализации этой продукции вычесть расходы по ее изготовлению. Получается, что упущенная выгода - это прибыль, которую организация могла бы получить, если бы изготовила и реализовала товары. При этом можно использовать документы, которые подтвердят возможную сумму дохода, если организация уже занималась похожей деятельностью, например торговала аналогичными товарами.

В последнее время организации начали активно использовать данное им право на возмещение упущенных возможностей, но процент выигранных дел невелик. Отказывая той или иной организации, судьи, как правило, аргументируют это тем, что организация не смогла доказать:

Факт того, что выгода была действительно упущена;

Что действия проверяющих были действительно неправомерны;

Наличие причинно-следственной связи между незаконными поступками проверяющих и неполученными доходами.

Кроме того, убытки могут быть возмещены только в случае, если определен их размер.

Например, если действия налоговых инспекторов повлекли простой оборудования, налогоплательщику придется в суде:

Доказать, что в результате такого простоя он не получил доходы, которые он мог бы получить;

Доказать, что простой произошел именно в результате действий налоговых инспекторов, а не по каким-либо другим причинам.

И, самое главное, судьи должны прийти к выводу, что действия проверяющих были действительно незаконны.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2004 по делу N Ф04/2899-629/А46-2004 судьи заняли позицию налогового органа, отказав индивидуальному предпринимателю в возмещении упущенной выгоды, из-за того что последний не сумел доказать причинно-следственную связь. Дело состояло в том, что индивидуальный предприниматель дважды уплатил налог на доходы физических лиц. При повторной уплате ему были дополнительно начислены пени за просрочку платежа.

Подавая иск, индивидуальный предприниматель утверждал, что налоговые инспекторы бездействовали. Ведь они должны были сообщить о факте переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ), но не сделали этого. Бездействие налоговых инспекторов привело, по мнению истца, к возникновению упущенной выгоды. Ведь на сумму переплаты и пени индивидуальный предприниматель мог бы купить товар и перепродать его. В качестве доказательств истец представил счета-фактуры на полученные от поставщиков товары, отчет о результативности деятельности за предыдущие годы, расчет упущенной выгоды. Однако судьи решили, что эти документы не позволяли установить, каким образом бездействие налогового органа повлияло на закупку и реализацию товара.

Однако в некоторых случаях организациям удавалось взыскать с налоговых органов упущенную выгоду. В частности, такой случай имел место в Центральном округе (постановление ФАС Центрального округа от 03.09.2003 по делу N А14-1305/02/52/18). Организация занималась выпуском и реализацией двух видов продукции. На производство одного из них у организации закончилась лицензия. На этом основании налоговые инспекторы отключили оборудование. Однако они не учли, что это оборудование использовалось и для производства товаров, лицензия на которые не истекла.

В результате простоя организация понесла значительные потери. Обратившись в суд, организация выиграла дело. Судьи признали действия налоговых инспекторов незаконными. Проверяющих обязали возместить организации не только реальные убытки, но и упущенную выгоду.

К налоговой тайне относятся, в первую очередь, любые сведения, связанные с налогообложением налогоплательщика, но также информация иного характера, которая в ходе выполнения должностных обязанностей стала известна сотрудникам налоговых, правоохранительных, следственных, таможенных органов и работникам внебюджетных фондов.

Форма представления сведений не имеет значения. Информация, имеющая отношение к налоговой тайне, может поступить как на любых электронных носителях, так и в печатном варианте. Это могут быть документы, фотографии, аудиофайлы, видеозаписи.

Важно отметить, что каждый налогоплательщик имеет право потребовать соблюдения режима конфиденциальности только касательно сведений, имеющих отношение непосредственно к нему. Однако информация о других лицах, ставшая известной налоговым или другим органам, также должна находиться под охраной, но как профессиональная тайна. На практике может возникнуть ситуация, когда разглашение налоговой тайны в соответствии с требованием федеральных законов приведет к непреднамеренному раскрытию профессиональной.

Налоговую тайну составляют лишь те сведения, которые были получены в ходе законных действий государственных органов и при исполнении их сотрудниками должностных обязанностей. Налоговой тайной не являются сведения, размещенные в открытых источниках.

В налоговом кодексе нет перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Тем не менее, к таким сведениям можно отнести:

  • информацию, отраженную в первичных документах налогоплательщика. Это могут быть кассовые документы, платежные поручения, товарные накладные, акты оказанных услуг и т.п.;
  • финансовую отчетность и документацию, не опубликованную в открытом доступе;
  • информацию о налоговых и страховых отчислениях во внебюджетные фонды;
  • сведения личного характера и информацию, относящуюся к коммерческой тайне организации;
  • сведения, имеющие отношения к научно-техническим разработкам, патентам, и т.п.

Законодательство в области налоговой тайны регламентирует не только ее сбор и порядок получения, но также обеспечивает соблюдение режима секретности, защиту от несанкционированного доступа, вводит уголовную, дисциплинарную и административную ответственность за ее разглашение и незаконную передачу третьим лицам.

Соблюдение режима налоговой тайны обеспечивает защиту конституционных прав, коммерческих и экономических интересов налогоплательщиков.

Налоговая тайна имеет некоторое сходство и взаимосвязь с понятием «банковская тайна». Банки и финансовые учреждения хоть и не заинтересованы в разглашении персональных данных своих клиентов, но тем не менее в ряде случаев, предусмотренных федеральными законами, обязаны предоставить требуемые данные налоговым, следственным и другим государственным органам. Отметим также, что с 2018 года начнет действовать глобальная система обмена финансовой информацией (CRS), в которую входит также и Россия, а это значит, что произойдут значительные изменения в принципах сохранения банковской тайны.

ФНС откроет налоговую тайну, а главбуха накажут вместо директора

На кого гендиректор сможет переложить ответственность, чем опасны зарубежные счета и какие данные о вашей компании рассекретят? Узнайте о последних новостях в налоговой сфере из статьи электронного журнала «Генеральный директор».

Какая информация не входит в содержание налоговой тайны

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне, подробно перечислены в ст. 102 Налогового кодекса РФ. В отношении этих сведений конкретный налогоплательщик не может требовать соблюдения режима конфиденциальности.

Общедоступная информация

Защита персональных данных физических лиц, относящихся к налоговой тайне, регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Закон определяет, какие личные данные относятся к открытой информации:

  • ФИО – фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • номера личных телефонов (мобильных и «домашних»);
  • сведения о профессии (место работы, должность и т.п.).

К общедоступным сведениям о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях принято относить:

  • наименование компании;
  • форму собственности и ведения бизнеса (ООО, ЗАО, ОАО, полное или смешанное товарищество);
  • адрес ведения деятельности ИП, юридический и фактический адреса организаций;
  • ФИО ИП и руководителя компании, а также ФИО членов совета юридического лица;
  • структуру органов управления ЮЛ.

Сведения об ИНН

ИНН налогоплательщика также является общедоступной информацией. Идентификационный номер налогоплательщика можно узнать, используя информационные сервисы налоговой службы.

Данные о нарушениях налогового законодательства

Данная информация имеет большое значение при выборе контрагента для осуществления сделок. Узнать о налоговых долгах организации можно по запросу в налоговую инспекцию. Также проверить возможную задолженность контрагента по уплате налогов и сборов можно на сайте ИФНС, используя ИНН налогоплательщика.

Данные о результатах налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, а также информация о доходах и имущественном положении кандидата, а также его супруги (супруга) должна быть представлена членам избирательной комиссии, сформированной для проведения федеральных или региональных выборов. И хотя данная информация по своим признакам не относится к налоговой тайне, однако члены избирательной комиссии не имеют права разглашать ее третьим лицам.

Сведения о налоговом режиме налогоплательщика

Информация о выбранном режиме налогообложения также является открытой и не подлежит соблюдению конфиденциальности. Организация или ИП может быть на общем или специальном режиме налогообложения. К ним относят УСН, ЕНВД, ЕСХН, налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции.

Данные, предоставляемые органам местного самоуправления

Сведения, предоставляемые налогоплательщиком в органы МСУ для расчета местных налогов и сборов.

1 мая 2016 года Федеральный закон №134-ФЗ внес значительные изменения по налоговой тайне в НК РФ. Существенно расширился список сведений, не относящихся к данному понятию. Отчасти это связано с необходимостью избегания противоречий с законодательными актами, требующими от отдельных категорий ЮЛ обязательного размещения в средствах массовой информации данных . Таким образом, с 1 июня 2016 года к налоговой тайне больше не относят:

  • сведения о доходах и расходах за прошлый календарный год в соответствии с бухгалтерской отчетностью;
  • данные о среднесписочной численности работников за предыдущий отчетный период;
  • информацию по недоимкам, пеням и штрафам;
  • сведения по суммам уплаченных налогов и сборов за прошедший календарный год.

Данная информация находится на информационном портале ФНС в свободном доступе.

Как получить доступ к налоговой тайне

Чтобы получить доступ к налоговой тайне, во-первых, необходимо направить письменный запрос на получение данной информации. Во-вторых, должны быть соблюдены следующие условия.

  1. Запрос предоставляется на фирменном бланке организации с указанием всех необходимых реквизитов, так как это официальное письмо, которое должно быть зарегистрировано.
  2. Способ отправления может быть любой: посредством электронной почты, курьерской службой, Почтой России и т.п.
  3. Письмо обязательно должно быть подписано руководителем организации/учреждения или лицом, исполняющим его обязанности, должностным лицом. Электронный документ должен быть заверен ЭЦП.
  4. Запрос должен содержать ссылку на нормативно-правовой акт или иной документ, предоставляющий право заявителю на получение сведений конфиденциального характера.
  5. Следует указать цель получения сведений, составляющих налоговую тайну, с указанием реквизитов конкретных документов (например, определения суда, судебные постановления, уголовное дело и т.д.), в которых обоснована необходимость получения информации.

Если при отправлении запроса не соблюдено хотя бы одно из этих условий, налоговый орган имеет право отказать в предоставлении сведений.

Ответная информация может быть выдана в бумажном или электронном варианте в зависимости от технических возможностей заявителя и налогового органа.

Кто может запрашивать сведения, составляющие налоговую тайну

1. Государственные органы и их сотрудники в рамках своей работы (судебные дела, проверки, следственные мероприятия и т.п.).

2. Информацией, составляющей налоговую тайну, могут интересоваться контрагенты налогоплательщика (поставщики, покупатели, кредитные учреждения, поручители, организации-займодавцы и т.д.). Может запрашиваться следующее:

  • персональные данные в отношении определенного физического лица;
  • данные о финансовом положении налогоплательщика, стоимости его активов и т.д.;
  • сведения коммерческого характера, маркетинговые исследования, производственные технологии, научно-технические разработки, стратегически планы развития – все, что можно отнести к коммерческой тайне.
  • сведения, охраняемые в режиме банковской тайны (информация о банковских операциях, выданных кредитах, вкладах, выписки с расчетного счета и т.д.).

Также часто запрашивают устав, копии учредительных документов, лицензии на осуществление деятельности, прочие разрешительные документы.

Целью получения такой информации является проверка надежности потенциального партнера перед осуществлением сделки. В некоторых случаях закон обязывает ее участников обмениваться документами и информацией такого рода до подписания договора, например, при проведении аукционов, тендеров, торгов. В остальных случаях истребование сведений, составляющих налоговую тайну, может являться доказательством проявления осмотрительности при выборе, например, поставщика. Отсутствие должной осторожности в таких ситуациях может являться основанием для отказа в вычете НДС и непризнания расходов для целей налогового учета, если контрагент оказался недобросовестным. Однако налогоплательщик имеет право ответить отказом на подобный запрос.

В этом случае можно обратиться в налоговую инспекцию с запросом на предоставление сведений, в отношении которых не соблюдается режим налоговой тайны.

Кроме того, могут запрашиваться сведения следующего содержания.

Документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность. Отметим, что контрагенты налогоплательщика имеют право на ознакомление с бухгалтерской отчетностью за прошедший год. Для кого представляют интерес сведения, содержащиеся в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках? Для поставщиков, покупателей, инвесторов, кредитных учреждений, поручителей и т.д. Данные бухгалтерского учета могут размещаться публично и носят общедоступный характер.

Иная ситуация складывается с данными налогового учета, так как они уже являются налоговой тайной налогоплательщика согласно статье 84 (пункт 9) и статье 102 НК РФ. Государственные органы и внебюджетные фонды не имеют права распространять данную информацию, кроме случаев, когда организация выражает согласие на разглашение налоговой тайны. Кроме того, закон не запрещает организации добровольно и по своему усмотрению передавать эти сведения заинтересованным лицам.

Если в своей политике организация относит документы налогового учета к коммерческой тайне, они будут также регулироваться и охраняться соответствующим Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Кроме того, к данной категории информации могут быть отнесены сведения экономического, финансового и другого характера, если они нигде не размещены в свободном доступе. Для этого нужно:

  • подготовить соответствующие документы, в частности, прописать сведения, относящиеся к коммерческой тайне, в локальном нормативном акте;
  • определить общий порядок и принципы работы со сведениями и документами такого рода;
  • обозначить круг лиц, которые в силу своих должностных обязанностей сопричастны к данной информации, и проинформировать их об ответственности за разглашение сведений;
  • установить режим защиты коммерческой тайны, обеспечить должный контроль за его соблюдением;
  • нанести соответствующий гриф на все необходимые документы и другие носители информации.

Следует иметь в виду, что если утаивание какой-либо информации может угрожать общественным интересам, то такие сведения априори не могут относиться к коммерческой тайне.

Банковская карточка, банковские счета. При открытии расчетного счета в банковском учреждении оформляется банковская карточка с образцами подписей лиц, имеющих право заверять платежные и прочие банковские документы. Это могут быть образцы подписей руководителя, главного бухгалтера и других доверенных лиц на усмотрение руководства. Обязательность оформления данной карточки регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И, однако в этом законодательном документе нет указаний на необходимость ее предоставления каким-либо третьим лицам, например, при подписании договоров.

Тем не менее, участники сделки по взаимному согласию могут обменяться копиями банковских карточек в целях осуществления принципа должной осмотрительности при выборе контрагента. В качестве компромиссного варианта можно предоставить образец подписи только руководителя организации. Отказ от предоставления карточки также вполне правомерен.

Паспортные данные учредителей, директора. Все сотрудники организации имеют право на защиту персональных данных (дата рождения, адрес прописки и проживания, семейное положение, паспортные данные и т.д.) в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ и утвержденным в организации локальным нормативным актом «О персональных данных работников». Следовательно, за передачу сведений такого рода третьим лицам (в том числе контрагентам и партнерам компании) без письменного согласия сотрудников работодатель несет ответственность. Прописанные в договоре условия о передаче персональных данных и прочие договоренности являются прямым нарушением действующего законодательства.

Разглашение налоговой тайны

Сотрудники налоговых органов, внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, ФСС и ФФОМС, а также ряд экономических фондов), правоохранительных и следственных органов, таможенных органов, а также привлекаемые для работы экспертные организации и специалисты обязаны соблюдать налоговую тайну.

Кроме того, в обязанность вышеуказанных учреждений входит создание и соблюдение особого режима сбора, обработки, хранения и защиты информации, составляющей налоговую тайную. В государственных органах должен быть утвержден список должностных лиц, имеющих право на доступ к сведениям этой категории.

Разглашение налоговой тайны сотрудниками вышеперечисленных госорганов происходит в случаях:

  • распространения и передачи (в том числе продажи) сведений третьим лицам и организациям, если это не предусмотрено федеральными законами;
  • непреднамеренной потери документов и иных носителей информации.

Отдельно стоит сказать о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН). На практике организации могут объединяться в крупный холдинг с целью минимизации налогообложения, условия создания которого регулируются главой 3.1 Налогового кодекса. В этом случае не является разглашением налоговой тайны получение сведений одним из участников КГН в отношении всех остальных членов холдинга.

Сведения о налогоплательщике могут быть выведены из-под налоговой тайны и перестать носить конфиденциальный характер. Это относится к следующей информации:

  • данные бухгалтерской отчетности;
  • результаты налоговых проверок;
  • данные выписок с банковских счетов, состояния лицевого счета;
  • сведения об обособленных подразделениях организации, филиалов, дочерних компаний;
  • сведения, содержащиеся в лицензиях, разрешительных документах и т.п.;
  • расчетные данные налоговых деклараций;
  • сведения о налоговых обязательствах, суммах начисленных и перечисленных в бюджет налогов, сборов, страховых взносов и т.п.;
  • сведения о доходах физических лиц из утвержденных форм налоговых деклараций.

Для того чтобы обеспечить свободный доступ к вышеперечисленной информации для заинтересованных лиц, требуется согласие налогоплательщика на разглашение налоговой тайны.

Письменное согласие необходимо отправить в налоговую инспекцию, к которой прикреплена организация согласно юридическому адресу или физлицо по адресу прописки. Предоставить документ можно лично или через доверенное лицо.

Кроме того, разместить письмо-согласие можно на официальном сайте ФНС через личный кабинет налогоплательщика.

Если налогоплательщик имеет усиленную ЭЦП, можно предоставить согласие в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи (ТКС).

Чтобы у налогового органа не возникло повода для отказа в принятии согласия, необходимо полностью указать все реквизиты налогоплательщика:

  • полное наименование организации (для ИП – ФИО);
  • юридический адрес (адрес офиса для ИП);
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • подписи с расшифровкой ФИО руководителя или доверенного лица.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ.

Часть 1 статьи 183 определяет ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Подкуп – получение информации или попытка получения за денежное, материальное или иное вознаграждение сотруднику организации или должностному лицу государственного органа.

Похищение – незаконное завладение информацией путем грабежа, кражи, обманным способом или в результате разбойного нападения.

Угроза – присвоение информации с помощью шантажа или угрозы физическим насилием, нанесением урона имуществу, представляющему материальную ценность для лица, владеющего необходимыми сведениями.

Также к преступлениям можно отнести завладение информацией с помощью прослушивающих устройств, компьютерных программ, позволяющих копировать контент с персонального компьютера и т.п.

Виды наказаний:

  • штраф в размере годового дохода обвиняемого или в размере до 500 000 рублей;
  • исправительные работы по основному месту работы на срок до 1 года;
  • принудительные работы на срок до 2 лет с удержанием из заработка, полученного в местах отбывания наказания, в пользу государства (но не более 20%);
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

К данной части статьи 183 относят преступления незначительной степени тяжести.

Привлечь к ответственности за подобные правонарушения могут любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 статьи 183 устанавливает ответственность за распространение информации, относящейся к налоговой тайне, без согласия налогоплательщика. При этом сведения могут быть проданы, бесплатно переданы заинтересованному лицу или в обмен на материальные ценности, информацию, услуги.

Разглашение информации может исходить как от сотрудника организации, имеющего доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, так и должностных лиц государственных органов, владеющих информацией в силу своих рабочих обязанностей.

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере заработка (дохода) привлеченного к ответственности лица за 2 года или до 1 000 000 рублей;
  • исправительные работы на срок до 2 лет, если преступление определено как небольшое или средней тяжести;
  • принудительные работы сроком до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, если судебное наказание ограничено штрафом, с обвиняемым должен быть расторгнут трудовой договор и введен запрет на работу в определенных должностях либо на осуществление видов деятельности, перечень которых определяется в судебном порядке. Срок действия запрета – максимально до 3 лет.

Часть 3 предусматривает ответственность за нарушения, указанные в частях 1 и 2 статьи 183 УК, но характеризующиеся более тяжкими последствиями и наличием злого умысла в действиях осужденного. К тяжким последствиям здесь относят причинение крупного ущерба вследствие утраты информации ее владельцем. Это могут быть как реальные финансовые или имущественные потери, так и упущенные возможности по получению дохода. Также к этой части статьи 183 относят преступления лиц, действовавших с корыстной заинтересованностью, собирая или распространяя информацию ради материальной выгоды.

Мера наказаний:

  • штраф в размере заработка (дохода) виновного лица за 3 года или до 1 500 000 рублей, а также аналогично части 2 статьи 183 осужденный лишается права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности. Срок запрета также составляет до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет.

Исправительных работ в качестве наказания здесь не предусмотрено, так как обычно их применяют при совершении преступлений небольшой степени тяжести.

Часть 4 определяет ответственность за тяжкие преступления при особо отягчающих обстоятельствах. К таковым может относиться, например, повторное совершение правонарушения, совершение преступления с особой жесткостью, с применением физического насилия, с использованием оружия, химических, ядовитых веществ и т.п.

В зависимости от степени тяжести последствий для владельца информации в качестве наказания могут быть предусмотрены:

  • принудительные работы сроком до 5 лет – может быть альтернативой лишению свободы, только если преступление совершено впервые;
  • лишение свободы сроком до 7 лет.

В ряде случаев утечка информации, составляющей налоговую тайну, из налоговых, таможенных органов или органов внутренних дел может быть связана с ненадлежащим исполнением сотрудником указанных государственных учреждений своих обязанностей. Если в конечном итоге потеря документов привела к причинению крупного ущерба, такие действия должностного лица расцениваются как халатность, и за них предусмотрена ответственность по статье 293 Уголовного кодекса.

Потери и убытки, полученные налогоплательщиком в результате халатности должностных лиц, незаконных действий сотрудников госорганов или их бездействий, возмещаются в полном объеме из федерального бюджета. На это указывают статья 1069 Гражданского кодекса, статьи 35 и 103 Налогового кодекса и статья 13 Федерального закона «О налоговых органах.

Некоторые юристы считают, что при разглашении сведений, составляющих налоговую тайну и имеющих отношение к личной жизни налогоплательщика, может произойти причинение морального вреда, которое также необходимо компенсировать (на основании статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса). Но на сегодняшний день не сложилось достаточной судебной практики по данному вопросу.

Даже если преднамеренные или непреднамеренные действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов не привели к причинению крупного ущерба и тяжкого вреда, тем не менее в отношении виновных лиц предусматривается дисциплинарная ответственность согласно Федеральному закону от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». В качестве наказания может быть вынесение замечания или выговора, решение об увольнении и т.п.

Если нарушения, совершенные сотрудниками государственных органов, расценены как незначительные, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности, что подразумевает уплату штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей.

Не является правонарушением предоставление сведений по требованию суда или запросу правоохранительных органов в ходе проведения следственных мероприятий.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...