Налоговая система. V


Вопросы:

    Понятие налоговой системы

    Принципы налоговой системы Российской Федерации

    Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

    Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    Виды налогов и сборов в России

  1. Понятие Налоговой системы

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Налоговая система - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Функции налоговой системы

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Основу налоговой системы России также составляет Налоговый кодекс . Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

виды налогов и сборов;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

формы и методы налогового контроля;

ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Основные элементы налоговой системы

Инструментом фискальной политики являются налоги.

Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенными законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему .

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:

1) фискальная функция;

2) экономическая или регулирующая функция:

а) перераспределительная функция;

б) стимулирующая функция;

в) учетная функция;

г) контрольная функция.

1) Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

Фискальная функция фактически доминировала до начала 1930-х гг. Однако по мере развития системы налогообложения и изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшилась и на определенном этапе развития экономики стала проявляться регулирующая функция.

2) Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т. е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях:

а) Перераспределительная подфункция проявляет себя через перераспределение доходов между бюджетами различных уровней.

б) Стимулирующая подфункция преследует цель смягчать цикличность развития производства и обеспечивает равномерность и поступательность движения общества. Она проявляется через налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок.

в) Учетная подфункция вытекает из того, что налоги - это часть на­ционального дохода и что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы.

г) Контрольная подфункция тесно связана с учетной и дополняет ее. Она характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах

К элементам налогов относятся:

1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

2) носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

3) объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;

4) ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают следующие виды ставок налога:

а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода;

б) пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

в) прогрессивные ставки предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;

г) регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1) По способу платежа

а) прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

б) косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Например, акцизы на табачные и алкогольные изделия уплачивается производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

2) По использованию налоги подразделяются на следующие виды:

а) общие налоги – поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

б) специальные (целевые) налоги – имеют строго определенное назначение. Например, налог на реализацию горюче-смазочных материалов поступает в дорожный фонд, который используется для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают следующие виды налогов:

а) федеральные налоги поступают в федеральный бюджет и устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налог на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

б) региональные налоги поступают в бюджет субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

Транспортный налог;

Налог на имущество организаций (предприятий);

Налог на игорный бизнес.

в) местные налоги формируют бюджет местных органов власти. К ним относятся:

Налог на землю;

Налог на стройку объектов производственного назначения в курортной зоне;

Налог на перепродажу каров, вычислительной техники и персональных компьютеров;

Местные регистрационные и лицензионные сборы, которые включают:

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К иным сборам относятся:

Целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и остальные цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за роль в бегах на ипподромах, сбор на выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, сделанных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку местности населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность. Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог;

В современных условиях выработаны следующие принципы налогообложения, сформулированные шотландским экономистом А. Смитом:

1) Принцип выгоды .

Разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

2) Принцип платежеспособности .

Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика, т.е. налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов;

3) Однократность взимания налога.

С одной налогооблагаемой базы взимается один вид налогов.

4) Обязательность уплаты налогов .

Система штрафов, санкций и общественного мнения в стране должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем их своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

5) Простота и понятность процедуры уплаты налогов.

Система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для налоговых органов;

6) Гибкость налоговой системы.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно0политическим потребностям.

Эти принципы просты, но реализовать их сложно. Поэтому в современном обществе затруднено точное соблюдение всех принципов.

Известный экономист Артур Лаффер (1940) предложил следующую связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

Рисунок 3 – Кривая Лаффера

По мере роста ставки налога от нуля до 100 % налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня «А», а затем будут снижаться до нуля. Сокращение налоговых поступлений после уровня «А» объясняется тем, что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, следовательно, налоговая база (национальный доход) будет сокращаться. Если экономика находится в точке «В», тогда снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. Если ставки налога снизить с «R b » до «R c », то правительство будет собирать неизменное количество налоговых поступлений. Это объясняется следующим: более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков. Это приведет к расширению национального производства и дохода. Кроме того, сокращение бюджетного дефицита будет обеспечиваться следующими обстоятельствами:

1) Уменьшатся масштабы уклонения и неплатежа налогов.

Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налоги посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций, выплата процентов по которым не облагается налогом; укрывательство доходов. Поэтому снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях;

2) Стимулы к производству и увеличению занятости.

Стимулы к производству и увеличению занятости могут возникнуть в результате снижения налоговых ставок, что обеспечит сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице, в результате – сокращение дефицита бюджета.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики , государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.


4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.

Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии :

Разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

Практическое применение налогового механизма;

Проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

Анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги - тем выше экономика.

В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.

Ключевые определения

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги - невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налоговых систем

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная . Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

  • Евроконтинентальная . Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
  • Англосаксонская . Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
  • Латиноамеринская . Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
  • Смешанная . Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.

Виды налогов

Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

  • Федеральные: поступающие в государственную казну.
  • Региональные: собираемые в пользу определенного региона - республики, области, края.
  • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта - города, села, поселка и т. д.

По типу налогоплательщика выделяются налоги:

  • С физических лиц - на их доходы, имущество и т. д.
  • С юридических лиц - на прибыль, НДС и т. д.
  • Смешанные.

По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

  • доход;
  • потребление;
  • имущество;
  • капитал.

По виду изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция - наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная - перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая - решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная - отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Функции налоговой системы

Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • социальная;
  • регулирующая.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета - обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики - при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены - соотношение "прямые-косвенные налоги" должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики - система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения - налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными - по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма - разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Виды систем налогообложения в РФ

Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:

  • Основная система налогообложения (ОСН).
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  • Упрощенная система (УСН).
  • Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).

Правильное функционирование налоговой системы - это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система строится с учетом опыта, накопленного теорией налогов, и исторических реалий. Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Кроме того, любая национальная налоговая система функционирует на объективной идеологической базе - комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе.

Таким образом, под налоговой системой следует понимать целостное единство основных ее элементов, основанное на определенных принципах, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Такими элементами являются:

  • - налоговое сознание. Это часть экономического мировоззрения общества, положенного в основу экономической политики государства;
  • - законодательные органы, принимающие на разных уровнях государственной власти с учетом их иерархии решения о введении либо отмене налога;
  • - система (совокупность) налогов, основанная на законах, определяющих субъектный состав, объекты налогообложения, порядок определения базы налогообложения, ставки, перечень льгот, преференций и условия их применения, материальную ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • - налогоплательщики во всем многообразии их количественного и качественного состава;
  • - органы, осуществляющие процесс изъятия и контроль применения законодательных норм;
  • - международные договоры и соглашения, в которых участвует государство, вовлекая национальную налоговую систему в процессы международной интеграции.

Элементы налоговой системы оказывают взаимное влияние друг на друга и обеспечивают функционирование налогового механизма, представляющего собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему соответствующих инструментов (ставок, льгот, методик и др.).

Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Соответственно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Комплекс принципиальных положений системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

  • 1) классические, или наднациональные, принципы, которые при условии строгого их использования, обеспечивают оптимальность налоговой системы;
  • 2) организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся условиям развития общества.

Следует отметить, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Как бы ни были унифицированы национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются следующие основные вопросы:

  • - соотношение налогов физических и юридических лиц;
  • - базисные показатели производства и домашнего хозяйства, служащие основой для возникновения налоговых обязательств;
  • - ставки налогов с каждого базисного показателя.

В любом государстве при формировании налоговой системы действуют следующие подходы к выбору основной налоговой базы:

  • - налогообложение результатов производства;
  • - формирование налогов на основе ренты (земельный, лесной и т.д.);
  • - налогообложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ;
  • - обложение потребления.

Налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его целям, задачам и экономической политике. Особенно важен выбор видов налогов, методов управления ими.

Преобладание прямых или косвенных налогов определяет особенности национального налогообложения.

Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений.

Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образования объекта.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога.

Декларационный способ предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта налогообложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.

Административный способ основан на исчислении и изъятии налога у источника образования объекта обложения. Обычно это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, который выплачивает доход. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и т.п. Сумма изъятого налога переводится предприятием-сборщиком непосредственно в бюджет.

Применяются следующие методы оплаты налога: наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме; безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета; гербовыми марками, когда, плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу.

Обязательным условием высокой эффективности системы налогообложения является соответствие ее следующим требованиям:

  • - она должна создавать возможности и стимулировать процессы на предприятиях, способствующие созданию вновь созданной стоимости, поскольку это позволит обеспечить необходимые темпы экономического роста объема производства, максимальную занятость населения, устойчивость денежной единицы и предпосылки сохранения сложившегося уровня цен. Поэтому возлагаемое на предприятия государством налоговое бремя не должно быть чрезмерным, и не должно лишать предприятия источников самофинансирования;
  • - быть предельно простой, легко доступной для восприятия любым плательщиком;
  • - должна быть цельной. Отдельные элементы налогообложения должны бать взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга;
  • - иметь справедливый, нейтральный по отношению ко всем плательщикам налогов характер, обеспечивать равные требования к субъектам хозяйствования с точки зрения их участия в формировании фонда денежных ресурсов;
  • - обладать гибкостью, создавать в случае необходимости через систему льгот предпочтительные условия развития для тех направлений деятельности, в которых в данный период в наибольшей мере заинтересовано общество;
  • - нормативные ставки налоговых платежей и порядок исчисления налогов должны оставаться длительное время стабильным и устойчивыми.

Следует отметить, что построить систему налогообложения, отвечающую всем принципам, нелегко, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...