Налогоплательщиками на доходы физических лиц признаются. Налогоплательщики – физические лица: понятие, признаки


Характеристика

Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, который обращен непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Правовая основа

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер, распространяется на всех (принцип равенства налогоплательщиков). В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П указывается - в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ указанный принцип равенства требует обязательного учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Также в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности или организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, а также местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные, региональные и местные.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это федеральный налог, то есть он установлен НК РФ, и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные же носят характер имущественных налогов или пошлин, и не имеют такой регулярности в уплате. НДФЛ вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а также зачастую пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

В соответствии со ст.11 НК РФ, физическими лицами являются:

1. Граждане Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации», граждане Российской Федерации - это:

а) лица, которые имеют гражданство Российской Федерации на день вступленияв силу указанного Закона:

б) лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Законом.

2. Иностранные граждане. В соответствии со ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" ими являются лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и имеют гражданство (подданство) иностранного государства;

3. Лица без гражданства, то есть лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и не имеют доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации")

Исходя из ст.207 НК РФ, плательщики НДФЛ делятся на две категории:

1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если они выступают в данном случае плательщиками НДФЛ, подразумевается, что они получили доход относящийся к объекту налогообложения. Налоговыми резидентами являются физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации, если выезд осуществлялся для краткосрочного (то есть менее шести месяцев) лечения или обучения.

Следует иметь в виду, что российские военнослужащие, которые проходят службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от того, сколько времени они фактически находились в Российской Федерации.

2.Физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, и при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Соответственно, это относится к прочим лицам, которые, согласно ст.208 НК РФ, получили, в том числе:

Дивиденды и процентыот российской организации, а кроме того - проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации, в связи с деятельностью обособленного подразделения такой организации в Российской Федерации;

Страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, кроме того - выкупные суммы от российской организации и (или) от иностранной организации, полученные в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

Доходы от использования в Российской Федерации авторскихили же иныхсмежныхправ;

Доходы от сдачи в арендулибо иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

Субъект налогообложения

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения, согласно ст.209 НК РФ, признается доход, который был получен налогоплательщиками - физическими лицами, если они являются налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Ставка налога

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет один календарный год, а налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены четыре разные налоговые ставки:

1) общая налоговая ставка в размере 13 %;

2) налоговая ставка по дивидендам 9 %;

3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9 %;

4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %;

5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35 %:

    стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4000 рублей;

    процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

    суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышенияустановленных размеров

    виде платы за использование денежных средств членов "кредитного потребительского кооператива" (пайщиков), а также процентов за использование "сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом" средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения определенных размеров

Налоговый период

Налоговый период - равен календарному году. (Ст. 216 НК РФ)

Сроки уплаты

Налоговые агентыперечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Отражение в учете (начисление и перечисление)

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ).

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. (в ред. ФЗ от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

Отдельные категории физических лицуплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

    за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

    за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

    за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и налоговых представителей можно назвать обязанными лицами, то есть это такие субъекты налоговых правоотношений, которые в основном несут обязанности. И основная обязанность - обязанность по уплате налогов, тогда как другую сторону налоговых правоотношений - сторону государства - представляют налоговые органы и приравненные к ним таможенные органы. И это управомоченная сторона.

Понятие налогоплательщиков и плательщиков сборов

Ст.19 НК не дает определение, но указывает на тех лиц, которые признаются на сегодняшний день налогоплательщиками. Таковыми являются физические лица и организации. При этом организации и физические лица раскрываются в ст.11 НК. И здесь важно, что эта статья на самом деле воспроизводит положение Гражданского кодекса. Отсюда вытекает, что государственные органы налогоплательщиками не являются и являться не могут. Не говоря о здравом смысле, но даже чисто из формального момента из ст.19 они не могут являться налогоплательщиками, потому что они не подпадают ни под понятие физических лиц, ни под понятие организаций, поскольку организации расшифровываются в ст.11, как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а на сегодняшний день юридические лица создаются только в соответствии с гражданским законодательством. А государственные органы создаются вовсе не в соответствии с ГК, а в соответствии с иными законодательными актами. Поэтому государственные органы никаким образом налогоплательщиками быть не могут. Но государственные органы могут выступать налоговыми агентами.

Физические лица

Физическими лицами в соответствии со ст.11 НК выступают граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, на самом деле для того, чтобы выступать налогоплательщиками, совершенно не важен факт наличия или отсутствия гражданства. С самим фактом гражданства законодатель статут налогоплательщика не связывает. Статус связывается именно с физическим лицом. Поскольку специального подтверждения статус физического лица не требует, то никакого документа, подтверждающего статус физического лица налогоплательщика, не требуется. Наоборот, действует обратный принцип: налогоплательщик - физическое лицо должен доказать, что он не налогоплательщик, представив соответствующие документы. В противном случае действует презумпция того, что он признается налогоплательщиком.

Точно так же законодателю не важен факт возраста налогоплательщика и его дееспособности. Поэтому налоговая правосубъектность возникает у физического лица с момента его рождения. Поэтому, рождаясь, физическое лицо рождается как налогоплательщик и через какое-то время ему будет присваиваться ИНН. Так, в западных странах факт рождения одновременно означает присвоение ИНН и мы точно так же идем в эту сторону.

Наличие или отсутствие дееспособности точно так же безразлично. Физическое лицо может быть сколь угодно сумасшедшим, но это не освобождает его от обязанности платить налоги. Естественно, и малолетние, младенцы скажем, несовершеннолетние в целом, если говорить, и недееспособные граждане в налоговых отношениях должны быть представлены надлежащим образом, то есть, будучи налогоплательщиками, исполнять обязанности они должны особым образом. На сегодняшний день эта особенность реализована через институт законных представителей для физических лиц, каковыми выступают либо родители, либо усыновители, либо опекуны в соответствии с гражданским законодательством.

И есть очень хороший вопрос и хороший ответ. На самом деле, обязан ли родитель уплачивать налоги за своих детей? На сегодняшний день НК позволяет доказать, что не обязан, хотя, наверное, законодатель не хотел этой конструкции. Но, тем не менее, те нормы, которые посвящены представительству, посвящены ответственности и порядку исполнения налоговой обязанности, указывают на то, что законный представитель - это законный представитель, но обязанность по уплате налогов предусмотрена все-таки за самим недееспособным или за самим несовершеннолетним гражданином. И если родитель не исполняет эту обязанность, то в отношении ответственности на сегодняшний день можно утверждать, что ответственность не предусмотрена.

В таком налогоплательщике, как физическое лицо, важна еще такая категория, как индивидуальный предприниматель. Индивидуальные предприниматели выделяются законодателем, как особая категория плательщиков, и опять в ст.11 НК под индивидуальными предпринимателями понимаются те лица, которые таковыми являются и по ГК. Но для целей налогообложения, то есть исключительно в рамках налоговых отношений к индивидуальным предпринимателям приравниваются также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Это лица, которые должны иметь лицензию на осуществление этих видов деятельности, деятельность которых предпринимательской не признается по действующему законодательству. Поэтому в данном случае НК толкует расширительно понятие индивидуального предпринимателя, но это опять же исключительно в рамках налоговых отношений. И проявляется это в том, что они уплачивают налог в особом порядке, не как остальные физические лица, а в особом порядке - на основании поданной декларации, постановки на учет, авансовым образом и т.д.

Кроме этих трех категорий лиц, которые являются приравненными, в ч.2 НК всплывает еще одна категория - адвокаты (именно в социальном налоге), как отдельная самостоятельная категория, которые в ч.1 НК не приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Кроме того для целей налогообложения физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но которые не зарегистрированы в качестве таковых, по ГК указано, что не имеют права ссылаться на то, что они не индивидуальные предприниматели в гражданских правоотношениях.

И по НК почти аналогичная ситуация: при возложении налоговых обязанностей нет прав ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. То есть речь идет о том, что для НК факт регистрации или отсутствия таковой не важен, если лицо занимается предпринимательской деятельностью. На практике это ситуации, когда граждане сдают внаем свое жилище и получают доход. Так вот, налоговые органы считают, что такая деятельность есть предпринимательская деятельность и, следовательно, эти граждане, не будучи даже зарегистрированными в качестве предпринимателей, обязаны уплачивать налоги так, как их уплачивают индивидуальные предприниматели. Но этот вывод налоговой сталкивается с целым рядом практических проблем, когда реализовать этот подход достаточно затруднительно, хотя прямое толкование ст.11 и 19 НК на самом деле это позволяет.

Наконец, в отношении физических лиц еще один момент выделяется законодателем - это деление физических лиц на резидентов и нерезидентов. Резидентами являются физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Обратите внимание, речь идет не о гражданах РФ, а о физлицах, поэтому резидентами могут оказаться как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое количество дней. Нерезидентами являются физлица, столь долго не проживающие на территории РФ. Поэтому нерезидентами могут оказаться и российские граждане. И резиденты, и нерезиденты являются плательщицами. А выделение этих двух категорий обусловлено только тем, что законодатель определяет особый порядок уплаты ими налогов. В данном случае речь идет о разнице в объектах налогообложения. Резиденты уплачивают налог со всех доходов, а нерезиденты - только с тех доходов, которые получены на территории РФ.

Организации

Организация как налогоплательщик определяется опять же в ст.11 НК, как юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. И далее они именуются российские организации и они же понимаются как резиденты-организации. Надо обратить внимание, что состав уставного капитала значения не имеет: это может быть российский капитал, это может быть иностранный капитал, это может быть совместное предприятие, но важен факт образования в соответствии с законодательством РФ.

К организациям, кроме российских, относятся и иностранные организации, которые могут быть иностранными юридическими лицами, а могут не быть юридическими лицами, если в национальном праве предусмотрена возможность существования хозяйствующего субъекта без юридического лица. Это могут быть компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе личные компании или полные товарищества в ряде иностранных государств не являются юридическими лицами, однако с точки зрения нашего законодателя они приравниваются именно к иностранным организациям.

Кроме того, к иностранным организациям относятся международные организации, а также филиалы и представительства всех вышеперечисленных организаций, то есть и иностранных юрлиц, и корпораций, и компаний, и международных организаций. На сегодняшний день это единственный случай, когда филиал или представительство признается налогоплательщиком и приравнивается к организации. Речь идет только об иностранных организациях.

В отношении российских организаций ни филиалы, ни представительства налогоплательщиками не признаются. Вместе с тем, проблема филиала или представительства существовала до НК и после НК она, к сожалению, тоже осталась. До 1 января 1999 года, то есть до вступления в силу ч.1 НК филиалы и представительства, а также иные обособленные подразделения признавались самостоятельными налогоплательщиками, становились на учет как налогоплательщики самостоятельно, уплачивали налоги самостоятельно и самостоятельно несли ответственность. Всё это порождало массу проблему, поскольку это прямо не соответствовало гражданскому законодательству. Филиал или представительство самостоятельным юридическим лицом не является, поэтому его ответственность, его участие в гражданских правоотношениях зависит от доверенности или от положения, утвержденного в этом структурном подразделении. Поэтому возникала масса вопросов, в частности, например, когда имущество передавалось от головной организации к филиалу, возникал объект налогообложения по НДС или по налогу на имущество, что в общем-то совершенно с точки зрения гражданского права было ненормально, поскольку перемена или смена собственника не происходила, а сама эта учетная операция превращалась в объект налогообложения. Поэтому НК ситуацию поменял кардинально: филиалы или иные обособленные подразделения плательщиками не являются.

Но вместе с тем в той же ст.19 предусмотрено, что на них возложена обязанность по уплате налогов и сборов за организацию или от имени организации по месту нахождения этих филиалов или иных обособленных подразделений.

Почему необходимо было так или иначе эту схему сохранять? Речь идет о том, что у нас федеративное государство, о том, что у нас бюджеты субъектов самостоятельны и местные бюджеты теперь тоже. Поэтому если филиалы и другие структурные подразделения вывести из процесса уплаты налогов, то мы придем к тому, что такая мощная структура, как Газпром, будет платить налоги только в одном месте по месту своей юридической регистрации, тогда как деятельность осуществляет на всей территории Российской Федерации. Следовательно, все налоги придут в бюджет Москвы, а все остальные бюджеты потеряются в этой части. Поэтому подобная схема совершенно невозможна.

Поэтому отказавшись от признания филиалов самостоятельными налогоплательщиками, тем не менее, законодатель оставил их в числе участников уплаты налогов, возложив на них обязанности по уплате налогов за их организации по месту их нахождения, то есть уплачивать, соответственно, налоги в бюджет субъекта Федерации и в местные бюджеты. При этом с учетом ч.2 НК эта обязанность или доля налогов, которая подлежит уплате, зависит от двух параметров: от доли работающих в общей численности и от стоимости основных фондов. В соответствии с той нормой, которая есть в ч.2 НК, организация может выбирать тот или иной критерий, который ей позволяет рассчитать таким образом налоговые последствия и выбрать наиболее удобный для нее вариант.

Какие здесь проблемы на сегодняшний день уже обозначились и существуют? Во-первых, ГК знает только филиалы и представительства. Ст.50 ГК говорит о том, что филиалы - это структурные подразделения, которые осуществляют часть функций, а представительства осуществляют только функции представительства, не занимаясь основной деятельностью юридического лица. Но на самом деле в жизни встречаются не только представительства и филиалы, но и иные структурные подразделения. Более того, эти иные структурные подразделения прямо предусмотрены в иных нормативных актах. Например, если мы откроем закон об образовании, то увидим, что высшее учебное образование в качестве своих структурных подразделений имеет факультеты, институты и может иметь научно-производственные комплексы. Таким образом, иные структурные подразделения имеют право на существование, и это вытекает не из ГК, а из иных законов.

И тогда стали толковать ГК: означает ли упоминание в ст.50 филиалов и представительств исчерпывающим перечень структурных подразделений или ГК выделил только эти два структурные подразделения, не считая нужным урегулировать какие-то иные. На сегодняшний день, очевидно, нужно признать, что филиалы и представительства не могут рассматриваться, как исчерпывающие виды структурных подразделений, поскольку это противоречит огромному массиву нормативных актов.

Но НК пошел дальше. Он оставил филиалы как специфические структурные подразделения и указал на наличие иных обособленных подразделений, как того участника налогового процесса, на которого могут быть возложены налоговые обязанности. При этом НК совершенно всё равно, что это будет под иным обособленным подразделением - представительство либо какая-то иная структура.

Но для того, чтобы все-таки какие-то критерии этого иного обособленного подразделения выделить, законодатель счет нужным ввести формальные критерии, породив при этом массу проблем. Очевидно, что таких универсальных формальных критериев, наверное, нет. Но законодатель указал, что обособленное подразделение тогда признается таковым, когда оно действует не менее одного месяца и когда созданы рабочие места. Представьте себе торговую точку на улице. Это обособленное подразделение или не обособленное? Если каждые 29 дней эту точку создавать и ликвидировать, то можно обойти этот критерий, когда обособленного подразделения нет. А если обособленного подразделения нет, то, следовательно, не надо вставать на налоговый учет, не надо вести бухгалтерский учет по этой точке, уплачивать налоги с этой точки. Поэтому на практике возникли такие проблемы.

Возникла и ещё одна проблема. Это обособленное структурное подразделение где должно находиться, чтобы стать таковым? Если, скажем, юридическое лицо стоит на учете в Василеостровской налоговой инспекции и на территории Васильевского острова имеются, скажем, отдельно стоящие цеха или даже филиалы, магазины, это обособленное подразделение или нет? В чем смысл выделения этого обособленного подразделения? Поскольку речь идет об интересах бюджетов, то, следовательно, должны тогда ввести дополнительный критерий, что обособленное подразделение связано или завязано на территориальную юрисдикцию деятельности налогового органа. Только тогда возникает это обособленное подразделение, потому что сами налоговые инспекции привязаны к бюджету, кроме Санкт-Петербурга, который, и в этом вопросе совершенно другую схему дает.

Таким образом, мы можем иметь ситуацию, когда у юрлица будет 10 филиалов, но если все они находятся на одной и той же территории, где зарегистрировано лицо в налоговой инспекции, то с точки зрения налогообложения не будет вообще никаких обособленных подразделений. И наоборот, отдельно стоящая торговая точка в другом районе Санкт-Петербурга будет создавать вот это обособленное подразделение и, соответственно, проблемы, связанные с исчислением и уплатой налогов за это обособленное подразделение. Поэтому наличие такого участника, как обособленное подразделение, порождает определенные проблемы.

Но надо сказать, что НК уже действует и отчасти эти проблемы обозначились, так или иначе решились, потому что всё равно практика какое-то решение находит. И на сегодняшний день те моменты, которые названы, они уж решены, поэтому особого труда не составляют, хотя спорные ситуации все равно остаются и в судах такие споры не редкость.

Вопрос 422. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, принцип определения налоговой базы, виды налоговых вычетов.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст. 207 НК).

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Кроме того, независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, – от источников в Российской Федерации и (или) за пределами Российской Федерации;

2) для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, – от источников в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 41 НК доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.Таким образом, возникновение обязанности по уплате НДФЛ связано с получением налогоплательщиком (физическим лицом) дохода, полученного в денежной, натуральной формах или в виде материальной выгоды.

Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Положения ст. 211-214.4 НК раскрывают особенности определения налоговой базы.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов. Виды налоговых вычетов перечислены в ст.218-221 НК.

Так, стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.

Физическое лицо может обратиться к своему работодателю за получением социального вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования. Для получения социального вычета обязательными являются следующие условия:

Необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика;

Взносы по указанным договорам должны быть удержаны и перечислены работодателем в соответствующие фонды.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Налогоплательщики вправе переносить на будущее убытки от операций с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Для подтверждения права на налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок налогоплательщик представляет документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при представлении налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты , и другие лица, занимающиеся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов реализуется путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода (ст. 221 НК).

Из книги Налоговый Кодекс РФ часть 2 автора Дума Государственная

ГЛАВА 23. Налог на доходы физических лиц Статья 207. НалогоплательщикиНалогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 190. Особенности определения налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок 1. В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется

Из книги Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году автора Зрелов Александр Павлович

Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Статья 207. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также

Из книги Земельный налог. Особенности исчисления и уплаты автора Кузьмин Г В

Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы 1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ,

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения 1. Организации, которые до перехода на упрощенную

Из книги автора

Статья 376. Порядок определения налоговой базы 1. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной

Из книги автора

Статья 391. Порядок определения налоговой базы 1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося

Из книги автора

Статья 167. Момент определения налоговой базы Комментарий к статье 167В связи с изменением налогового периода по НДС (см. комментарий к ст.163 НК РФ) моментом определения налоговой базы по товарам (работам, услугам), о которых говорится в абз.1 п.9 комментируемой статьи,

Из книги автора

Глава 23. Налог на доходы физических лиц Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации Комментарий к статье 208С 1 января 2008г. вступают в силу поправки, заменяющие по тексту всей главы 23 (в частности, в ст.208 и

Из книги автора

Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые

Из книги автора

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы Комментарий к статье 251При определении налоговой базы, согласно соответствующим положениям п.1 рассматриваемой статьи, не будут учитываться доходы:в виде сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих

Из книги автора

Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения Комментарий к статье 346.25Текст статьи претерпел

Из книги автора

Порядок определения налоговой базы Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в

Из книги автора

40. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), его назначение Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) установлен гл. 23 НК РФ. Его назначение – изъятие части дохода, полученного налогоплательщиком в пользу государства.Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица,

Из книги автора

Вопрос 423. Налог на доходы физических лиц: налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога, устранение двойного налогообложения, налоговая декларация. Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 НК признается календарный год.В ст. 224 НК предусмотрены

Глава 3. Организации и физические лица.

Статья 18. Организации

Организациями в целях настоящего Кодекса признаются следующие образования:

1) организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с федеральными законами;

2) корпорации, компании, фирмы и иные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства;

3) филиалы, отделения и иные обособленные подразделения, являющиеся структурными подразделениями предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи организаций и имеющие отдельный баланс и расчетный либо иной счет;

4) простые товарищества, паевые инвестиционные фонды, партнерства и другие аналогичные образования, не предусмотренные пунктами 1 - 3 настоящей статьи;

5) межгосударственные и межправительственные организации (фонды, сообщества, содружества и иные аналогичные образования).

Статья 19. Российские и иностранные организации

Российскими и иностранными организациями признаются соответственно:

1) российской организацией - организация, местом нахождения которой является Российская Федерация и (или) место управления которой находится в Российской Федерации;

2) иностранной организацией - организация, не являющаяся российской организацией в соответствии с настоящей статьей.

Статья 20. Место нахождения организации

1. Местом нахождения организации (кроме хозяйственного товарищества и организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса) признается место государственной или иной аналогичной регистрации организации, а при отсутствии такового - место, указанное в учредительных документах (уставе, договоре, положении) организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При отсутствии государственной регистрации и указания на место в учредительных документах (отсутствии учредительных документов) местом нахождения организации признается основное место осуществления деятельности этой организации. При этом основное место осуществления деятельности организации определяется органом налоговой службы на основе данных, представленных этой организацией, а при непредставлении таких данных или представлении недостоверных данных - на основе имеющейся информации.

При отсутствии достаточной информации и невозможности определить основное место осуществления деятельности организации местом нахождения организации признается место управления организацией или место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией).

3. Местом нахождения хозяйственного товарищества или организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса (кроме паевого инвестиционного фонда), признается место нахождения (место жительства) того участника, на которого в соответствии с договором (соглашением) между участниками возложено ведение дел этого образования. Если одним из участников хозяйственного товарищества или организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса, является российская организация либо физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, ведение учета результатов деятельности такого товарищества или организации, предусмотренной пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса, в целях налогообложения должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества или организации, предусмотренной пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса.

Если ведение дел хозяйственного товарищества не поручено одному или нескольким из его участников и осуществляется участниками товарищества совместно, местом нахождения указанного хозяйственного товарищества признается его место государственной регистрации с учетом особенностей, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Если ведение дел простого товарищества не поручено одному или нескольким из его участников и осуществляется участниками товарищества совместно, местом нахождения указанного простого товарищества признается место нахождения российской организации - участника этого простого товарищества. В случае если участниками простого товарищества являются только физические лица, ведение дел этого товарищества не поручено одному или нескольким из его участников и осуществляется участниками товарищества совместно, органы налоговой службы вправе определить место нахождения указанного простого товарищества на основе данных, представленных участниками товарищества, а при непредставлении таких данных или представлении недостоверных данных - на основе имеющейся информации.

4. Местом нахождения паевого инвестиционного фонда признается место нахождения его управляющей компании (управляющей организации).

Статья 21. Место управления организацией

1. Местом управления организацией (кроме хозяйственного товарищества и организации, предусмотренной пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса) признается место осуществления полномочий действующим в соответствии с уставом (иными учредительными документами) советом директоров, руководителем или иным подобным органом управления организацией, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Местом управления хозяйственным товариществом или организации, предусмотренной пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса, признается место нахождения соответствующего образования.

3. Если управление организацией осуществляется управляющим (другой организацией или физическим лицом), действующим в соответствии с договором или решением о назначении, местом управления организацией признается соответственно место нахождения управляющего организации или место жительства управляющего физического лица.

В аналогичном порядке определяется место управления организацией, если фактически она управляется другой организацией (физическим лицом) без соответствующего договора или решения.

4. При отсутствии указанного в части первой настоящей статьи органа управления организацией или постоянного места нахождения этого органа управления организацией, а также в случае, если управляющий не осуществляет непосредственного управления организацией, местом управления организацией признается место нахождения исполнительного органа управления организацией (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа).

В аналогичном порядке определяется место управления организацией при невозможности определить место управления указанным в части первой настоящей статьи органом управления.

Статья 22. Постоянное представительство организации

1. Постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации признается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, место осуществления ее представительской деятельности (место управления, бюро, контора, агентство или иное подобное место осуществления такой деятельности, а если такую представительскую деятельность осуществляет физическое лицо - место жительства этого лица).

К постоянному представительству, в частности, относится любое место, связанное с разведкой и (или) разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования или оказанием других работ или оказанием других услуг.

2. Представительской деятельностью признается продолжительное ведение дел от имени организации и (или) в ее интересах каким-либо лицом (другой организацией, обособленным подразделением этой или другой организации либо физическим лицом), за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

3. Если иностранная организация, являющаяся акционером (участником) российской организации, местом нахождения которой является Российская Федерация, осуществляет в своих интересах экономическую деятельность в Российской Федерации через эту российскую организацию (кроме выполнения от имени этой российской организации зафиксированных в учредительных документах обязанностей), такая иностранная организация приравнивается к организации, осуществляющей экономическую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, а эта российская организация - к ее постоянному представительству.

4. Если иностранная организация осуществляет экономическую деятельность в Российской Федерации не самостоятельно, а через посредника (брокера или иного независимого агента, действующего на основе договора поручения, комиссии или консигнации либо другого аналогичного договора), не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени этой иностранной организации, то деятельность посредника не приводит к образованию постоянного представительства этой иностранной организации.

5. Не признается постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации место, используемое (независимо от того, кто его использует) в Российской Федерации исключительно для:

1) хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих этой иностранной организации;

3) закупки товаров или изделий либо для сбора информации для этой иностранной организации;

4) осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах этой иностранной организации;

5) подготовки к заключению или простому подписанию контрактов от имени этой иностранной организации относительно кредитов (займов), поставки товаров или изделий либо предоставления услуг технического характера;

6) осуществления любой комбинации предусмотренных пунктами 1 - 5 настоящей части видов деятельности.

6. Постоянное представительство российской организации в Российской Федерации или за ее пределами определяется применительно к порядку, установленному настоящей статьей для постоянного представительства иностранной организации.

7. Постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации признается таковым со дня его учреждения, наделения соответствующими полномочиями либо начала осуществления представительской деятельности.

При наличии договора (соглашения) по вопросам налогообложения, участниками которого являются Российская Федерация и иностранное государство, постоянное представительство соответствующей иностранной организации в Российской Федерации признается таковым в порядке и на условиях, установленных указанным договором (соглашением).

Статья 23. Физические лица

Физическими лицами признаются:

1) граждане Российской Федерации;

2) граждане либо подданные иностранного государства;

3) лица без гражданства (подданства).

Статья 24. Физические лица - налоговые резиденты и нерезиденты Российской Федерации

1. Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, если иное не предусмотрено настоящей статьей, физические лица, которые фактически находились на территории Российской Федерации более 182 дней в налоговом периоде, а также физические лица, которые фактически находились на территории Российской Федерации не менее 31 дня в налоговом периоде, если расчетное количество дней фактического нахождения этих лиц на территории Российской Федерации в течение двух лет, предшествовавших налоговому периоду, и в налоговом периоде составляет более 182 дней.

2. Физические лица, родившиеся на территории Российской Федерации и находившиеся на этой территории в течение 182 дней после рождения, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации со дня рождения. При этом выезд за пределы территории Российской Федерации такого лица на лечение учитывается при определении времени фактического нахождения указанного лица на территории Российской Федерации в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.

При выезде за пределы Российской Федерации с иной целью по прошествии 182 дней указанные физические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.

3. Расчетное количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации определяется как сумма числа дней в налоговом периоде, числа дней в прошлом по отношению к налоговому периоду году, умноженного на 1/3, и числа дней в позапрошлом по отношению к налоговому периоду году, умноженного на 1/6.

4. Ко времени фактического нахождения на территории Российской Федерации относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Российской Федерации, а также время, на которое это лицо выехало за пределы территории Российской Федерации специально на лечение, отдых, в командировку или на учебу.

5. Днем пребывания в Российской Федерации считается любой день, в течение которого физическое лицо фактически находилось на территории Российской Федерации независимо от продолжительности этого пребывания.

6. Не относится ко времени фактического нахождения на территории Российской Федерации время, в течение которого физическое лицо пребывало в Российской Федерации:

1) в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

2) в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Российская Федерация, или в качестве члена семьи такого сотрудника;

3) на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Российской Федерации исключительно с этими целями;

4) исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Российской Федерации одним транспортным средством, либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование).

7. Налоговыми нерезидентами Российской Федерации признаются физические лица, не являющиеся в соответствии с настоящей статьей налоговыми резидентами Российской Федерации.

8. Статус налогового резидента либо налогового нерезидента Российской Федерации устанавливается применительно к каждому налоговому периоду.

Статья 25. Место жительства и место пребывания физического лица

1. Местом жительства физического лица признается место, если иное не предусмотрено настоящей статьей, где это лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано в установленном порядке).

2. Местом жительства несовершеннолетнего физического лица, физического лица, не достигшего четырнадцати лет, или физического лица, находящегося под опекой или попечительством, признается место, где эти лица постоянно или преимущественно проживают (зарегистрированы в установленном порядке), место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов или попечителей либо место нахождения органа опеки и попечительства, где проживает физическое лицо, находящееся под опекой или попечительством.

3. Местом пребывания физического лица признается место, где это лицо временно проживает, если иное не установлено настоящей частью.

Местом пребывания военнослужащих, а также физических лиц, связанных по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (в том числе лиц плавающего состава морского и речного флотов, работников геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн) признается место, где эти физические лица временно проживают или зарегистрированы в установленном порядке (в том числе место дислокации воинских частей, соответствующих пароходств, флотилий или организаций).

4. При наличии у физического лица более одного дома (квартиры или иного жилого помещения) место жительства или место пребывания этого лица могут быть определены органами налоговой службы по согласованию с указанным физическим лицом.

5. В целях регулирования налоговых правоотношений к месту жительства физического лица приравнивается его место пребывания, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При определении места жительства физического лица положения настоящей статьи применяются в той последовательности, в которой они изложены. При этом каждое последующее положение применяется только, если не может быть применено предыдущее.

Статья 26. Индивидуальный предприниматель

1. Физическое лицо признается индивидуальным предпринимателем в порядке и на условиях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. К индивидуальным предпринимателям приравниваются физические лица, самостоятельно и на свой риск осуществляющие экономическую деятельность без учреждения какой-либо организации, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на основе лицензии, свидетельства или иного документа, выданного уполномоченным органом, те виды экономической деятельности, которые в соответствии с федеральными законами не относятся к предпринимательской деятельности.

3. Осуществление физическим лицом экономической деятельности с нарушением установленного порядка регистрации, получения лицензии, свидетельства или иного подобного документа, не может служить основанием для непризнания этого физического лица в целях налогообложения индивидуальным предпринимателем.

При осуществлении физическим лицом экономической деятельности с нарушением установленного порядка, том числе без постановки на учет в органе налоговой службы, указанное лицо не вправе учитывать при налогообложении затраты, связанные с осуществлением этой деятельности.

Глава 4. Налогоплательщики и налоговые агенты

Статья 27. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиком признается лицо, удовлетворяющее хотя бы одному из признаков, установленных настоящей статьей.

2. Физическое лицо признается налогоплательщиком, если такое лицо:

1) является налоговым резидентом Российской Федерации;

2) осуществляет экономическую деятельность в Российской Федерации или получает доходы от источников в Российской Федерации;

3) является собственником имущества, подлежащего налогообложению в Российской Федерации;

4) совершает на территории Российской Федерации операции или действия, подлежащие налогообложению;

5) становится участником правоотношений при перемещений товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации;

6) становится участником правоотношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора, установленного в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Организация признается налогоплательщиком, если в соответствии с настоящим Кодексом она является российской организацией либо удовлетворяет хотя бы одному из признаков, предусмотренных пунктами 2 - 5 части второй настоящей статьи.

4. Каждое лицо может быть налогоплательщиком одного или нескольких налогов в зависимости от осуществляемой им деятельности, владения имуществом или иных обстоятельств, при наличии которых возникает соответствующее налоговое обязательство.

Статья 28. Права налогоплательщиков

1. Налогоплательщики имеют право:

1) не уплачивать налоги, установленные в нарушение Конституции Российской Федерации и настоящего Кодекса;

2) на получение официального разъяснения акта налогового законодательства;

3) получать в органах налоговой службы по месту учета и иных органах, осуществляющих налоговый контроль (кроме федеральных органов налоговой полиции) информацию о соответствующих действующих налогах, законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок и условия их уплаты, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков;

4) представлять свои интересы в органах, осуществляющих налоговый контроль, самостоятельно, через своих законных или уполномоченных представителей;

5) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленными настоящим Кодексом и (или) иными актами налогового законодательства;

6) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит при наличии оснований и в порядке, установленными настоящим Кодексом;

7) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

8) представлять органам, осуществляющим налоговый контроль, и должностным лицам этих органов пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;

9) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

10) получать копию акта налоговой проверки;

11) требовать от должностных лиц органов, осуществляющих налоговый контроль, соблюдения налогового и иного законодательства при совершении ими действий (бездействия) в отношении налогоплательщиков;

12) требовать всестороннего и объективного рассмотрения должностными лицами налоговых органов всех обстоятельств дела о допущенном ими нарушении налогового законодательства;

13) на применение соразмерной допущенному ими нарушению налогового законодательства меры ответственности, на освобождение от ответственности, смягчение ответственности либо на налоговую амнистию при наличии оснований и в порядке, установленными настоящим Кодексом;

14) не выполнять неправомерные не соответствующие настоящему Кодексу акты и требования органов, осуществляющих налоговый контроль, и их должностных лиц;

15) обжаловать в установленном порядке требования органов налоговой службы или таможенных органов об уплате налога, а также другие решения, действия или бездействие органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов;

16) требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов.

2. Налогоплательщики имеют другие права, кроме прав, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.

3. Права налогоплательщиков, уплачивающих налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, кроме прав, предусмотренных частью первой настоящей статьи, определяются также Таможенным кодексом Российской Федерации.

Статья 29. Обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики обязаны:

1) встать на учет в установленном настоящим Кодексом порядке в органах налоговой службы. Настоящее положение распространяется также на постоянное представительство в Российской Федерации иностранной организации;

2) вести в установленном порядке учет своих доходов, затрат и объектов налогообложения, необходимый для исчисления и уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

3) представлять в органы налоговой службы по месту учета в установленном порядке по тем налогам (кроме сборов), в отношении которых они являются налогоплательщиками, налоговые декларации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства;

4) в случае ходатайства о приобретении гражданства Российской Федерации представлять в органы налоговой службы декларацию о доходах, а также документы, подтверждающие отсутствие задолженности по налоговым обязательствам в стране, гражданином которой являлись ранее;

5) исполнять налоговое обязательство в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

6) представлять налоговым органам и должностным лицам этих органов при проведении налоговых проверок и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы (сведения), необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При непредставлении необходимых документов (сведений) налоговый орган самостоятельно определяет величину налогового обязательства налогоплательщика в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, и применяет соответствующие меры по обеспечению исполнения налогового обязательства.

7) выполнять законные требования органов, осуществляющих налоговый контроль, об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц указанных органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) корректно относиться к должностным лицам налоговых органов, иных участников налоговых правоотношений и их представителям;

9) сообщать в орган налоговой службы по месту учета:

а) в пятидневный срок об открытии или закрытии расчетных или иных счетов организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей в кредитных организациях (для российских организаций - об используемых ими счетах в Российской Федерации и за ее пределами, а для иностранных организаций - об используемых ими счетах в Российской Федерации и тех счетах, через которые осуществляется экономическая деятельность в Российской Федерации);

б) обо всех организациях, в которых участвует, и о каждом случае участия в организации с местом нахождения в Российской Федерации или за ее пределами, если доля такого участия превышает 20 процентов, - не позднее одного месяца со дня первого такого участия. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с правоотношениями, регулируемыми настоящим Кодексом или другими актами налогового законодательства;

в) об обособленных подразделениях организации не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

г) о прекращении своей экономической деятельности, об объявлении о несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

д) об изменении места нахождения, места управления и (или) места жительства индивидуального предпринимателя - не позднее десяти дней соответственно со дня принятия такого решения или со дня регистрации места жительства;

10) заявлять об использовании налоговых льгот и представлять соответственно органу налоговой службы по месту учета, органу, осуществляющему налоговый контроль, либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на такие льготы;

11) обеспечивать сохранность документов, на основе которых ведется учет объектов налогообложения и составляются налоговые декларации, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные затраты) и уплаченные (удержанные) налоги: для организаций - в течение пяти лет, а для физических лиц - в течение трех лет.

2. Налогоплательщики несут другие обязанности, кроме обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.

3. Все предусмотренные настоящей статьей сведения представляются налогоплательщиками в соответствующие органы, осуществляющие налоговый контроль, в письменной форме.

4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщиков обязанностей они несут ответственность в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами.

5. Обязанности налогоплательщиков, уплачивающих налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяются с учетом норм, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Статья 30. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога.

Налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, имеющие договорные отношения с осуществляющими экономическую деятельность в Российской Федерации помимо своего постоянного представительства в Российской Федерации, либо получающими доходы от источников в Российской Федерации иностранными организациями или физическими лицами, если в результате таких отношений эта иностранная организация или физическое лицо имеет доходы, подлежащие налогообложению, или иной объект налогообложения, предусмотренный российским налоговым законодательством.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать у налогоплательщиков и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) письменно сообщать в орган налоговой службы по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщиков в течение пяти дней со дня, когда им стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять налоговым органам документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и уплаты налогов.

4. Налоговые агенты несут другие обязанности, кроме обязанностей, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налоговых агентов обязанностей они несут ответственность в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами.

Статья 31. Защита прав налогоплательщиков, налоговых агентов или иных обязанных лиц

Налогоплательщикам, налоговым агентам или иным обязанным лицам гарантируется судебная и административная защита их прав и законных интересов.

Защита прав налогоплательщиков, налоговых агентов или иных обязанных лиц по признанию недействительными актов налогового законодательства либо их отдельных норм, необоснованности решений, действий или бездействия органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов, а также пресечение действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц этих органов или иных обязанных в силу налогового законодательства лиц, нарушающих права налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица, осуществляются в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 32. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами признаются лица, наличие особых отношений между которыми может оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

К особым отношениям, участники которых признаются взаимозависимыми лицами, относятся, в частности, отношения, при которых:

1) лица являются учредителями (участниками) одной организации;

2) одно лицо участвует в другом лице, являющемся организацией, если доля такого участия составляет не менее 20 процентов;

3) организация находится под контролем другого лица;

4) лица совместно (непосредственно или косвенно) контролируют третье лицо;

5) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица;

6) лица, состоят в брачных отношениях, в отношениях усыновителя (удочерителя) и усыновленного (удочеренной) в соответствии с федеральным семейным законодательством или в иных родственных отношениях.

Лицами, состоящими в иных родственных отношениях с каким-либо физическим лицом признаются:

1) его родственники по каждой прямой восходящей и каждой прямой нисходящей линиям, а также родственники его супруга (супруги) по каждой прямой восходящей и каждой прямой нисходящей линиям;

2) его сестры (братья), а также сестры (братья) его супруга (супруги);

3) сестры (братья) его родителей, а также сестры (братья) родителей его супруга (супруги);

4) супруги и дети лиц, указанных в пунктах 1, 2 или 3 настоящей части.

В целях настоящей статьи сводные сестры (братья) приравниваются к родным сестрам (братьям), а усыновленные (удочеренные) дети приравниваются к родным детям.

Опекунские отношения, при которых лица связаны друг с другом как родитель и ребенок, приравниваются к родственным отношениям.

Глава 5. Представители налогоплательщиков

Статья 33. Право на представительство в налоговых правоотношениях

1. Налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Законный представитель вправе вести все дела налогоплательщика, а уполномоченный представитель - дела, определенные статьей 36 настоящего Кодекса.

3. Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

4. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на налоговых агентов.

Статья 34. Законные представители налогоплательщиков

1. Законными представителями организаций признаются их органы и (или) иные лица, уполномоченные представлять эти организации на основании настоящего Кодекса, иного федерального закона и учредительных документов указанных организаций.

Законными представителями хозяйственного товарищества или организаций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса (кроме паевого инвестиционного фонда) признаются законные представители того участника этого хозяйственного товарищества или указанных организаций, на которого возложено ведение учета результатов деятельности этого хозяйственного товарищества или организации, предусмотренной пунктом 4 статьи 18 настоящего Кодекса.

Законными представителями паевого инвестиционного фонда признаются законные представители управляющей компании (управляющей организации).

Законным представителем крестьянского (фермерского) хозяйства признается предприниматель, ведущий это хозяйство.

4. Законными представителями физического лица признаются лица, которые осуществляют соответствующие полномочия на основании настоящего Кодекса и иных федеральных законов.

Статья 35. Действия (бездействие) законных представителей организации

1. Действия (бездействие) законных представителей организации, связанные с участием этой организации в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой этой организации.

2. Действия (бездействие) организации - участника налоговых правоотношений квалифицируются так же, как квалифицировались бы соответствующие действия (бездействие) ее законных представителей.

Статья 36. Уполномоченные представители налогоплательщиков

1. Уполномоченными представителями налогоплательщика признаются лица, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с органами, осуществляющими налоговый контроль, другими участниками налоговых правоотношений, судами в соответствии с подведомственностью рассмотрения дел.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица органов, осуществляющих налоговый контроль, судьи, следователи или прокуроры, а также должностные лица указанных органов, судьи, следователи или прокуроры, уволенные из органов, осуществляющих налоговый контроль или соответствующих правоохранительных органов, за противоправное деяние, в течение пяти лет со дня оставления должности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика действует на основе доверенности, выдаваемой налогоплательщиком, в которой указывается конкретный перечень его полномочий.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

4. Доверенность уполномоченному представителю налогоплательщика выдается и действует в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 37. Полномочия представителей налогоплательщиков при участии в судебных процессах и производстве по делу об административном правонарушении

При участии в рассмотрении дела в судах, в производстве по делу об административном правонарушении представители налогоплательщиков осуществляют свои полномочия в порядке, установленном соответственно федеральными арбитражным процессуальным законодательством, гражданским процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Новая редакция Ст. 207 НК РФ

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства).

Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Комментарий к Статье 207 НК РФ

Статья 207 НК РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п. 2 ст. 11 НК РФ).

К физическим лицам, согласно терминологии НК РФ, относятся:

Граждане Российской Федерации;

Иностранные граждане;

Лица без гражданства.

Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или удостоверение личности гражданина РФ; до получения этих документов - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.

Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет. Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение. Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке - 30 процентов вместо 13 (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на стандартные налоговые вычеты (подробнее о том, как рассчитать НДФЛ с доходов нерезидентов, см. раздел "НДФЛ с доходов, выплаченных иностранцам").

Понятие "налоговый резидент" закреплено в ст. 11 НК РФ. Так, налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Чтобы правильно определить срок пребывания человека на территории России, необходимо использовать правила, установленные ст. 6.1 НК РФ. Согласно этой статье "течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало".

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после того дня, как этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается со следующего дня после его отъезда за границу.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом является загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства - их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.

Федеральный закон N 137-ФЗ внес поправки в гл. 23 НК РФ. Они будут действовать с 1 января 2007 г. Статья 207 НК РФ пополнилась двумя пунктами, дающими определение налоговых резидентов. Предпринимателям напомнили, что налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения. Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Другой комментарий к Ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица - нерезиденты РФ, если они получают доходы от источников в РФ. Налогообложение НДФЛ доходов резидентов и нерезидентов РФ производится по различным налоговым ставкам.

При определении налогового статуса физического лица организации или индивидуальному предпринимателю необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). На это указал и Минфин России в письме от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268.

Минфин России в письме от 16.03.2007 N 03-04-07-01/30 обратил внимание, что в данной формулировке речь идет о физических лицах, "фактически находящихся" в Российской Федерации не менее 183 календарных дней, а не о лицах, когда-либо находившихся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Никаких положений о "перманентном" налоговом резиденте статья 207 НК не содержит. Минфин России отметил, что, как и прежде, определение резидентства никаким образом не основывается на гражданстве физического лица или каких-либо иных критериях, таких, как место рождения, место постоянного жительства и т.п.

Как отметил Минфин России, само установление соответствия физического лица понятию "налоговый резидент" осуществляется с 01.01.2007, как и ранее, за часть налогового периода, определяемую на дату выплаты дохода, если удержание налога с выплачиваемого физическому лицу дохода производится налоговым агентом, либо за весь налоговый период, если уплату налога в соответствии с главой 23 НК осуществляет сам налогоплательщик - физическое лицо по итогам налогового периода.

В письме от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258 Минфин России пояснил, что 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение вышеуказанных 12 следующих подряд месяцев.

В письме от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210 финансовое ведомство указало, что при установлении налогового статуса физического лица в статье 207 НК используется критерий фактического нахождения в Российской Федерации. Следовательно, любой выезд за пределы Российской Федерации, за исключением выездов для лечения или обучения, предусмотренных пунктом 2 статьи 207 НК, не учитывается при подсчете 183 дней пребывания в Российской Федерации. При этом сам 12-месячный период не прерывается. Аналогичную позицию Минфин России занимает и в письме от 15.06.2007 N 03-04-06-01/189, обращая внимание на то, что дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

А в письме от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207 Минфин России, указал, что налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в Российской Федерации и заметил, что определение налогового статуса, исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации, НК не предусмотрено.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...