Налоги и их виды: полная информация. Функции и виды налогов


Налоги в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет выявить следующие признаки налога:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность;

3) денежная форма налога;

4) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

5) публичная цель -- финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Функции и виды налогов

Сущность налога проявляется в его функциях, позволяющих определить, какую роль играют налоги в государстве, и каково их влияние на общество.

1. Фискальная функция является основной и характерна для любой налоговой системы. Сущность ее заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций.

2. Стабилизирующая функция. Ее суть заключается в том, что налоги являются эффективным инструментом перераспределения. Налоги влияют на производство путем стимулирования или сдерживания его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

3. Социальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого обеспечивается осуществление социальной функции государства. Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование учреждений здравоохранения, образования и т.д., а также выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Важность ее резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

4. Контрольная функция. Реализация данной функции направлена не столько к плательщикам, сколько к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость - налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;

2) акцизы - по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг. Акцизы являются косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. К числу товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, и др.

3) налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ; В России минимальная ставка подоходного налога составляет 12%, максимальная - 45%.

4) налог на прибыль организаций - основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

5) налог на добычу полезных ископаемых - налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог - налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

8) государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций - объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;

2) налог на игорный бизнес - взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор; Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, облагаются по ставке 90%,

3) транспортный налог - налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог - один из целевых налогов; одна из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

2) налог на имущество физических лиц - объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) Кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2)На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

3)У источника. Этот налог вносится лицом, получающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, в которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Классификация позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств и т.д. Классификация важна не только для теории, но и для практики. Налоги делятся на группы по многим признакам.

Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. (Таблица 1)

Таблица 1. Прогрессивное налогообложение.

Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

Различают также маркированные и немаркированные налоги. Маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач по усмотрению государства или иных уполномоченных органов (примером немаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы и др.).

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с физических лиц, социальный, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования недрами, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за загрязнение окружающей природной среды, сбор за использование государственной символики РФ, федеральные лицензионные сборы.

К Региональным налогам и сборам относятся региональный налог на прибыль предприятия, региональный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональный налог с владельцев транспортных средств, лесной налог, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, региональный лицензионный сбор.

К местным налогам и сборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные лицензионные сборы, сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный сбор. Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц.

Физические лица (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) - это индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятся частные нотариусы, частные детективы и охранники и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством РФ к предпринимательской.

Юридическое лицо (согласно Гражданскому кодексу РФ) - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.

Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путём вычитания из неё суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.

Налоги, их виды и функции

Налоги играют решающую роль в доходах государственного бюджета. Налоги представляют собой инструмент перераспределения национального дохода.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

Предельная ставка – ставка налога, взимаемая в определенном диапазоне налоговой шкалы.

Средняя (эффективная) ставка – ставка налога, представляющая собой отношение суммы налога к размеру налоговой базы (долю налоговых отчислений в налоговой базе).

Сумма налога – сумма денежных средств, уплачиваемая по данному налогу с определенной налоговой базы.

Существуют три основных формы налогообложения:

Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого увеличивается при увеличении налоговой базы.

Налогоплательщики с более высокими доходами платят не только большую абсолютную сумму, но и большую долю дохода.

В подавляющем большинстве стран подоходный налог, взимаемый с доходов граждан страны, является прогрессивным. Только РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии и может быть некоторых других странах подоходный налог является пропорциональным.

Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого уменьшается при увеличении налоговой базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).

Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не изменяется при изменении налоговой базы.

Твердый (аккордный) налог фиксируется в абсолютной сумме или в сумме, кратной, например, размеру минимальной оплаты труда.

Некоторые виды налогов с установленной единой ставкой, например, 5-процеитный налог с продаж, являются фактически регрессивными, посколь­ку затрагивают значительно большую часть доходов бедняков, чем богачей.

В со­временных условиях налоги выполняют три важнейшие функции:

    Фискальная функция налогообложения.

Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.

    Стимулирующая функция налогообложения.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.

    Перераспределительная функция налогообложения.

Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

Существуют различные классификации налогов. Основными кри­териями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжа­ющиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимуществен­ные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчерк­нуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.

Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.

Прямые налоги взимаются непосредственно с платель­щика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налого­плательщика - дома, земли, транспортные средства и т. п.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложе­ния признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, вы­деляют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосу­дарственные налоги.

Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделя­ют три основных метода исчисления налогов:

    исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;

    исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта - 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;

    исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта. Выделяют шесть основных методов взимания налогов:

    у источника - при получении дохода, например при выплате заработ­ной платы, при получении процентов по вкладам;

    в момент расходования дохода - при покупке товаров и услуг;

    в процессе потребления - налогоплательщик самостоятельно определя­ет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспорт­ного налога;

Кадастровый - при начислении налога используется кадастр, т. е. ре­естр, который содержит классификацию объектов налогообложения, напри­мер земельный кадастр;

    административный - налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;

    декларационный - предусматривает уплату налога при налоговой де­кларации дохода налогоплательщика.

Появление налогов связано с возникновением государства и необходимо­стью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государ­ственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансиро­вания государства принято называть фискальной функцией налогов. Фис­кальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что име­ет стоимостную, количественную или физическую характеристики - сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.

Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предполо­жим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на со­ставляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребле­ния и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение ис­ходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же на­правлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокуп­ного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохо­да. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воз­действие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный де­фицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, сти­мулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.

Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривает­ся в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зре­ния кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом пред­ставляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следова­тельно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство стро­ится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога - это на­лог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы сти­мулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработ­ную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают при­влекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд от­дыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.

Американский экономист Артур Лаффер - сторонник теории предложе­ния, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не долж­но вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляцион­ное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совме­стимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зави­симость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюд­жет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некото­рого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономи­ческой активности и сокращения налоговой базы. Если экономика нахо­дится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное - влияние снижения налогов на стимулы оказывается незна­чительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие - меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход - налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.

Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на бла­госостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачивают­ся из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых - относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).

Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени - как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Нало­ги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложе­нию согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать по­доходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупате­лей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законода­тели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами - силами спроса и пред­ложения.

Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.

Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, прави­тельство использует эти налоговые поступления на производство обществен­ных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффек­тивности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и по­требления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная поте­ря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.

Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с нало­гообложением.

Таким образом, «налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают резуль­таты функционирования рынка.

Налоговая система РФ

Налоговая система - это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.

Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.

Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о приро­де и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.

Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам постро­ения налоговой системы относятся:

Принцип способности заплатить налог - налоги должны взиматься в со­ответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонталь­ная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше на­логов, чем бедные;

    определенность - плательщикам необходимо четко знать, когда, сколь­ко и как они должны платить. При установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, нало­говый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности зако­нов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;

    правовой характер налогообложения, стабильность действующей нало­говой системы - налоги устанавливаются, изменяются или отменяются зако­нами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана­ми своих конституционных прав;

    пропорциональность - установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

    экономичность и эффективность системы налогообложения - издерж­ки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные по­тери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законода­тельство. Однако сложность налогового законодательства есть результат по­литического процесса, согласования интересов различных групп налогопла­тельщиков;

    неотвратимость - трудности уклонения от уплаты налога;

    удобство - налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;

    единство - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» нало­говую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффектив­ности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вно­сит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.

Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Пер­вый уровень - федеральные налоги, второй - налоги субъектов РФ, третий - местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в ре­гионах, на местах.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наи­более существенное отличие отечественной системы от зарубежных состо­ит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность - ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет при­мерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на до­лю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.

Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих нало­говых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она со­ставляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздей­ствует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.

Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы:

  • 1. Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
  • 2. Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
  • 3. Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
  • 4. Единица обложения - единица изменения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны; по земельному налогу - гектар, акр).
  • 5. Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают:
    • а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.
    • б) долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.
  • 6. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
  • 7. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).

Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Виды налогов.

По способу изъятия налоги бывают двух видов:

  • 1) Прямые налог (налоги на доходы и имущество): подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008. - 432 с.
  • 2) Косвенные налоги (налоги на товары и услуги): налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные.

По субъекту уплаты налога:

  • 1) Юридические лица - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  • 2) Физические лица - гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных субъектов, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.

По назначению:

  • 1) Общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете;
  • 2) Специальные налоги - имеют строго целевое назначение (например, ЕСН).

По способу обложения:

  • 1) Кадастровые - представляют собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам (размер участка, объем двигателя);
  • 2) Декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

По принадлежности к уровню власти и управления:

  • 1) Федеральные - устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории государства:
  • 1. налог на добавленную стоимость;
  • 2. акцизы;
  • 3. налог на доходы физических лиц;
  • 4. единый социальный налог;
  • 5. налог на прибыль организаций;
  • 6. налог на добычу полезных ископаемых;
  • 7. водный налог;
  • 8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • 9. государственная пошлина.
  • 2) Региональные - вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории
  • 1. налог на имущество организаций;
  • 2. налог на игорный бизнес;
  • 3. транспортный налог.
  • 3) Местные - вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов
  • 1. земельный налог;
  • 2. налог на имущество физических лиц.

По характеру налогообложения:

  • 1) Пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • 2) Прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается) Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то - 20%;
  • 3) Регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает). Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Основными налогами являются:

  • 1) Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) - является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога - в Швеции.
  • 2) Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).

Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

  • а) Классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
  • б) Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
  • в) Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
  • г) Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).
  • 3) Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.
  • 4) Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
  • 5) Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и экономики в целом.

Были рассмотрены теоретические аспекты налогообложения, обозначены и охарактеризованы существующие в российской налоговой системе налоги.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из определения налога вытекают такие признаки, как: общеобязательность, безвозмездность, налог имеет стоимостной (денежный) характер, устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом), налог социально обусловлен (имеет определённую цель взимания) и основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налог обладает следующими функциями: фискальная, контрольная, распределительная, экономическая, регулирующая функция, социальная (перераспределительная), стимулирующая.

Каждый налог содержит следующие основные элементы: субъект налога или налогоплательщик; объект налога; источник налога; единица обложения; налоговая ставка; налоговый оклад; налоговые льготы.

Существуют также разные налоги и их виды:

По способу изъятия налоги бывают двух видов: прямые (налоги на доходы и имущество) и косвенные (налоги на товары и услуги) налоги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные. По субъекту уплаты налога: юридические и физические лица. По назначению: общие налоги и специальные налоги. По способу обложения: кадастровые и декларационные. По принадлежности к уровню власти и управления: федеральные, региональные и местные налоги. По характеру налогообложения: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

Основными налогами являются: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций), социальные, поимущественные налоги, налоги на товары и услуги.

Налоги и сборы

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

обязательность;

индивидуальная безвозмездность;

отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

обязательность;

одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функции налогов

Функция налога - это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с

до ).

Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение

. Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция - это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

центральные;

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;

немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики - они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то - 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...