Налог, его признаки, отличие от сборов (пошлин). Сходство и различия налога, сбора и пошлины


Налоги и сборы - это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»

1. Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивный метод;

2. Налогово-правовые санкции:

б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;

3. Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принцип справедливости;

4. Основной метод в налоговом праве – это:

в) государственно-властные предписания;

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

б) применение мер налоговой ответственности;

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременный характер платежа;

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет;

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,

16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:

б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться;

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;

20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:

в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;

21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

б) активное поведение;

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;

23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются:

в) выездная и камеральная;

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:

б) только должностные лица организаций;

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:

а) со дня совершения правонарушения;

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:

а) указаны в НК РФ;

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родовой объект правонарушения;

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действием или бездействием;

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

г) независимо от возраста.

34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:

а) только объект налогообложения;

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственного и международного права;

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во всех перечисленных случаях.

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) только на федеральном уровне;

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральных, региональных и местных;

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налоговым законодательством;

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независимо от возраста;

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налоговым органом;

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщиком товаров (работ, услуг);

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализация товаров и услуг и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

б) постановлением Правительства РФ;

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъекты малого предпринимательства;

47. Размер земельного налога зависит:

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщики налогов и налоговые органы;

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четырех лет;

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) срок уплаты налога;

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонний характер;

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:

а) обязательство имеет строго определенный состав участников;

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:

а) имеют право не выполнять;

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:

г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.

г) лично или по почте или по телекоммуникационным сетям.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Сбор – взнос, который является условием совершения в отношении плательщика юридически значимых действий (публично-правовыми субъектами – только они имеются в виду).

Определение сборов – по-сути то же, что и определение налога. Только без индивидуальной безвозмездности, т.к. в сборах есть встречное эквивалентное исполнение.

Сбор похож на «плату за услугу государства».

Но и сборы принимаются через закон. Почему? Т.к. если бы их устанавливали чем-нибудь другим, то можно было бы устанавливать астрономические суммы. Например, ты хочешь зарегистрироваться в своей квартире в Москве. Тебе говорят «мы сделаем эту нехитрую юридическую процедуру, но плати 15.000$».

Конституционный Суд сказал – сбор должен быть сбалансированным, соразмерным той услуге, которую оказывает государство.

Получается необходимо за то или другое регистрационное действие нужно через Парламент закон протаскивать мельчайшие поправки в Налоговый Кодекс. Нудно и не удобно, но это лучше, чем отдаваться во власть произвола. Это будет «дверка, открытая в ад – за маленькими пошлинами потянутся очень не маленькие».

Когда мы платим на налог, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – мы ничего (кроме абстрактных идеалистически категорий, напр.чувство счастья) в ответ не получаем – нет встречного эквивалентного исполнения. Если ты заплатил 100 р., а сосед 300 р. НДФЛа это не значит, что вашего соседа полиция будет защищать лучше.

Но безвозмездность именно индивидуальная, в целом общество получает какое-то благо от государство.

И у налогов и сборов есть две функции:

· Фискальная

Налоги нужны для того, чтобы пополнять бюджет.

· Регулятивная

Налог по неволе воздействует на поведение налогоплательщиков.

У налогов преобладает фискальная функция (практически исключительно для того, чтобы наполнить бюджет, но есть исключения).

Но иногда налоги, например, акцизы устанавливают не только для того, чтобы наполнить казну, но и для того, чтобы воздействовать на налогоплательщика-производителя и на потребителя – акцизы на сигареты, чтобы увеличить на них цену и часть населения отказалась от населения (чтобы сократить объем производства).

Допустим был очень интересный регулятивный налог на холостяков. Хотели таким образом поднять рождаемость в СССР и платили его даже старики.

У некоторых налогов есть только фискальная функция. Например НДФЛ.

Но если у нас сделают прогрессивное налогообложение (чем больше зарабатываешь, тем больше процентная ставка), тогда НДФЛ будет выполнять и регулятивную функцию.

Уже при ставке 35% люди начинают уходить в тень. При 15% люди в тень не уходят, поэтому не надо регулятивной функцией налогов заставить людей заниматься противоправной деятельностью.


У сборов преобладает регулятивная функция .

Например, чтобы необоснованно судебные споры не затеивали.

Естественно, бывают случаи, когда одно от другого не отличить. Пример – таможенная пошлина, что это – налог или сбор? Хоть она и не является налогом с точки зрения законодательства, но отвечает всем признакам налога, да и сбора.

Трудно приравнять таможенную пошлину к сборам, т.к. уж больно там не соразмерное встречное исполнение. Например, администрирование экспортных поставок нефти не стоит тех бешенных денег, которые собирает таможня (т.к. все трубопроводы строит сам производитель).

Следовательно, тут таможенная пошлина выполняет больше фискальную функцию, значит это налог.

Но бывают случаи, когда таможенная пошлина не очень большая, можно даже сказать, что сопоставимая. Тогда можно сказать, что это сбор.

· Сопоставимая таможенная пошлина похожа на сбор.

· Несопоставимая в плане встречного исполнения таможенная пошлина близка к налогу.

Чем отличается сбор от пошлины? Пример сбора – государственная пошлина, например, за рассмотрение дела в суде. Иногда хотят эту пошлину убрать, но иногда говорят, что нужно оставить, чтобы налогоплательщики не таскались в суд с заведомо проигрышными делами.

Пошлина не имеет самостоятельного значения, он либо налог, либо сбор.

Есть еще одна тайна. Налоги и сборы одинаково устанавливаются, разница только на терминологическом уровне. Разница нужно нам для того, чтобы

· понимать нам смысл совершаемых нами платежей в бюджет;

· чтобы законодатель понимал,что он хочет сделать – наполнить казну налогом или ввести сбор (а у него регулятивная функция).

Сегодня все граждане, работающие на территории любого государства, осуществляют какие-либо обязательные платежи и взносы. С их помощью государство формирует свои финансы и за их счёт решает возложенные на него задачи (оборону, социальное обеспечение и так далее). Такие платежи называют налогами, сборами, пошлинами. Это устанавливает государство.

Все три платежа могут существовать с точки зрения закона только тогда, когда у них совершенно чётко определены плательщики, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, ставка. Но почему-то потребовались целых три слова, чтобы обозначить «установленный законом обязательный платёж»! Значит, они чем-то различаются?

Итак, налог – это определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен.

Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов.

Таким образом, налоги и сборы - это обязательные платежи, установленные государством. Заметим, что есть только два вида платежей: налоги и сборы; пошлины - это разновидность сборов. Чем отличаются сборы от пошлин? Существенных различий нет. Традиционно сбором называется платёж, за который плательщик получает особое право на осуществление какой-то деятельности, например, предпринимательство, а пошлина - платёж, в результате которого государство совершает в пользу плательщика услугу, например, регистрацию права собственности, выдачу паспорта или водительских прав.

Следует выделить четыре существенных отличия налога от сбора (пошлины). Во-первых, налог - платёж периодический, а сбор (пошлина) - разовый.

Во-вторых, налог призван обеспечивать деятельность государства в целом, а сборы и пошлины - не обязательно. Они могут применяться для формирования бюджета конкретного государственного органа или для финансирования какой-то отрасли.

В-третьих, налог уплачивается в «пользу государства в целом», а сбор и пошлина - за предоставление какой-то конкретной государственной услуги. Налоги - безвозмездные платежи, лично плательщик прямо от их уплаты ничего не получает (получает потом, косвенно, поскольку все налоги формируют государственный бюджет, так или иначе содержащий «всех плательщиков»); а сбор (пошлина) - платёж не безвозмездный, в обмен на него плательщик получает услуги или права.

И последнее отличие в последствиях неуплаты. Если не уплачен или уплачен не полностью налог, может наступить особый вид ответственности - налоговый, в виде штрафа. В случае неуплаты сбора или пошлины неплательщик не получит нужное право или ему не будет оказана нужная услуга.

Материал подготовлен О.В. Ефановой и Н.С. Мироновой

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

Отличие налога от сбора: законодательная база

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор». Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки. В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Налог и сбор: сходства и различия

Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность ;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.

Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.

Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие. Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти. К примеру, за регистрацию права собственности , за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.

С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...