Нафта - это что такое? Североамериканская зона свободной торговли (нафта).


список стран входящих в НАФТА

  1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement) соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза) . Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

    Первым шагом стал план Эббота, принятый в 1947 г. , целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

    Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

    В сентябре 1988 после нелгких трхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

    Подписание соглашенияВ свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

    Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г. , сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

    Ведущую роль в организации играет США, которое использует данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки.

    Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

    Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

    В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

    Цели НАФТА:

    снятие таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
    создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
    привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
    обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
    создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
    создание базы для будущей трхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
    создание единого континентального рынка.

Предпосылки и история создания НАФТА

Объединение - одна из крупнейших в мире региональная зона свободной торговли с территорией 21,78 млн км 2 , населением более 450 млн чел. и совокупным ВВП около 16,5 трлн долл. США в 2008 г. (на момент формирования соответственно 390 млн чел. и 8.04 трлн долл.).

Соглашение о создании НАФТА - итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению (табл. 1). На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канад- ское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Период Соглашение Основная идея
1947 г. Принятие «Плана Эббота» Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики
1959 г. Соглашение о совместном военном производстве Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники
1965 г. Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт) Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала
Конец 1970-х гг. Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики Первоначально - энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли
1988 г. Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА) Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет
1992 г. (1994 г.) Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Особенности и основные направления деятельности НАФТА

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. 2):

§ Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.

§ Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.



§ Смягчение режима для североамериканских капит&то&тожений в Мексике.

§ Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.

§ Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.

§ Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходною периода в 10 (в некоторых случаях - 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление зашиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Таблица 2. Ключевые положения соглашения о НАФТА

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА Ключевые моменты Соглашения
Доступ к рынкам Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г. Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами. Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику
Инвестиции Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике. Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике. Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом: право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения
Государственные закупки Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок
Права интеллектуальной собственности Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность. Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий. Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки
Разрешение споров Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров
Услуги Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые
Временный въезд для бизнесменов Перемещение представителей деловых кругов

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

§ Устанавливаетограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и тек- стильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.

§ Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

§ Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе: право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Выводы

В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают ТНК. Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США - Канада, США - Мексика.

Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг - банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор.

ПИИ положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны.

Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности.

Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США - Канада, США - Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой.

В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

3 Этапы интеграционного процесса

НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа:

Первый этап становления НАФТА характеризуется тем, что в течение 5 лет страны-участницы активно отменяют тарифные барьеры. К примеру, США отменили 79 % тарифов на канадский экспорт и на 84 % мексиканского экспорта. Нетронутым остался лишь «нефтяной экспорт». В свою очередь, Мексика ликвидировала 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % - на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал и химические товары.

Во время второго этапа, в 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы почти по 1200 видам товаров. Мексика, в свою очередь, устранила тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе, который был закончен в 2004 году, США и Канада сняли тарифные ограничения на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика сняла тарифы на 48% американского и канадского экспорта.

На четвёртом этапе должны быть устранены оставшиеся тарифные ограничения на импорт особых видов товаров, которые чувствительны к сдвигам на рынке и климатическим условиям. Пошлины на них предполагается полностью отменить к 2010 году.

Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении импорта мексиканских товаров на рынок США и Канады, что, в свою очередь, способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта. Устранение тарифных ограничений также будет способствовать модернизации мексиканской экономики и обеспечению более надёжного инвестиционного климата.

Несмотря на основную идею создания Североамериканской зоны свободной торговли - полное реформирование торговли между странами на взаимовыгодных условиях, допускается ряд исключений. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА определённых отраслей. Но для стран эти отрасли являются стратегическими, поэтому при заключении соглашения были сохранены основные объёмы ограничений на капиталовложения.

В рамках НАФТА также были рассмотрены вопросы о торговле услугами, движении инвестиций и правах интеллектуальной собственности.

2 Начало интеграционных процессов в североамериканском регионе

Первым шагом, направленным на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом развития двусторонних отношений между США и Канадой стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию многих других отраслей.

Торгово-политическое объединение США, Канады и Мексики начало активно претворяться в жизнь в 1970-е годы. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза. Затем были рассмотрены перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. Подобная идея была поддержана президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем в 1980-е г.

В сентябре 1988 г. после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна быть сформирована зона свободной торговли. В январе 1989 г. это соглашение вступило в силу.

Изменение экономической и политической ситуации в мире в конце 1980-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азии, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано 7 октября 1992 г. президентами США и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с 1 января 1994 г.

НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%.

НАФТА — комплексное региональное соглашение, объединяющее три страны, находящиеся на разных уровнях экономического, социального и политического развития; регулирует их отношения в различных аспектах — торговле товарами и услугами, инвестиционном сотрудничестве, охране интеллектуальной собственности, экологии. Соглашение подписано в 1994 г. с целью плавного сокращения торговых барьеров в различных отраслях экономики США. Канады и Мексики для обеспечения и облегчения доступа товаров и услуг на рынки стран-участниц и формально означало единую континентальную систему свободной торговли. НАФТА — зона свободной торговли, все условия которой распространяются только на членов НАФТА, а по отношению к третьим странам каждое государство вырабатывает самостоятельную внешнеэкономическую политику.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

К началу XXI в. на всех континентах земли сложились свои интеграционные блоки. Рассмотрим некоторые из них.

Северная Америка охвачена интеграцией в рамках НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение между Канадой, США и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. Феномен альянса состоит в объединении двух развитых стран с относительно отсталой страной. В период подписания договора (1992 г.) среднегодовой составлял в США — 23,2 тыс. долл., в Канаде — 20,7 тыс. долл., в Мексике — 3,5 тыс. долл. (или в 6,6 раза ниже, чем в США).

Инициатором и лидером объединения являются США, которые совместили свою финансовую и инновационную мощь с богатейшими природными и дешевыми трудовыми ресурсами Мексики, принципиально расширили рынки сбыта американской конкурентоспособной продукции. Американские пронизывают всю Северную Америку. Не последнюю роль играют геополитические амбиции США, которые рассматривают Мексику, как ворота в Латинскую Америку — старт для создания панамериканской зоны свободной торговли, охватывающей весь американский континент (FTAA).

Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили реструктуризировать экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры (дорог, мостов, телекоммуникаций и др.). Удельный вес американских ТНК в общей сумме иностранных инвестиций составил примерно 2/3. На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК. Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США. Доля США в мексиканской внешней торговле повысилась до 90%. Ежегодно в США въезжает до 500 тыс. мексиканских брасерос. Их финансовые переводы на родину достигают 10 млрд. долл. в год, что сопоставимо с доходами Мексики от экспорта нефти.

Однако были и проигрыши: разорение мелких производителей, резкое падение курса песо, возрастание зависимости от конъюнктуры американского рынка. Валютный кризис был преодолен с помощью чрезвычайного займа , предоставленного под давлением США.

Канадско-американская зона свободной торговли была создана еще в 1988 г. Создание НАФТА увеличило товарооборот между Канадой и Мексикой, однако до сих пор сохраняются асимметричность их отношений и доминирующие позиции США.

В рамках НАФТА не создано наднациональных структур управления, подобных . Институциональная структура НАФТА включает в себя ряд комиссий и комитетов, главной из которых является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли трех стран.

Круг ведения трехстороннего договора включает в себя:
  • устранение барьеров в торговле товарами и услугами;
  • создание системы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • либерализацию инвестиционных потоков (недискриминационный режим);
  • формирование механизма урегулирования споров между странами-членами.

Снижение тарифов происходит поэтапно, с сохранением протекционистских мер для «особо чувствительных товаров» каждой из стран. До сих пор сохраняются изъятия (исключения) из правил свободной торговли, особенно для сельскохозяйственной продукции. Так, Мексика защищает от импорта отечественное производство фасоли, США — овощи и фрукты, Канада — молочные продукты. Под изъятия в сфере услуг подпадают перевозки (авиа, морские, наземные), радиовещание, здравоохранение, юридические услуги и некоторые другие.

Важно, что в рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара. Это страна, где товар подвергся существенной переработке, а доля местного компонента не ниже 50%.

Соглашение не предусматривает создание таможенного союза, хотя включает элементы, выходящие за рамки Зоны свободной торговли.

11.1. Предпосылки и история создания НАФТА

Объединение — одна из крупнейших в мире региональная зона свободной торговли с территорией 21,78 млн км 2 , населением более 450 млн чел. и совокупным ВВП около 16,5 трлн долл. США в 2008 г. (на момент формирования соответственно 390 млн чел. и 8.04 трлн долл.).

Соглашение о создании НАФТА — итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению (табл. 1). На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канад- ское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Соглашение

Основная идея

Принятие «Плана Эббота»

Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики

Соглашение о совместном военном производстве

Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники

Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт)

Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала

Конец 1970-х гг.

Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики

Первоначально — энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли

Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА)

Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет

1992 г. (1994 г.)

Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА)

Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Особенности и основные направления деятельности НАФТА

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. 2):

  • Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.
  • Смягчение режима для североамериканских капит&то&тожений в Мексике.
  • Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.
  • Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.
  • Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходною периода в 10 (в некоторых случаях — 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление зашиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Таблица 2. Ключевые положения соглашения о НАФТА

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА

Ключевые моменты Соглашения

Доступ к рынкам

Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.

Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику

Инвестиции

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике.

Либерализация деятельности американских и канадских банков на в Мексике.

Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом: право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения

Государственные закупки

Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок

Права интеллектуальной собственности

Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность.

Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий.

Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки

Разрешение споров

Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров

Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые

Временный въезд для бизнесменов

Перемещение представителей деловых кругов

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

  • Устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы — промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и тек- стильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.
  • Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.
  • Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе: право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Выводы

В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают . Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США — Канада, США — Мексика.

Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг — банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор.

Положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны.

Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности.

Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США — Канада, США — Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой.

В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Показатели социально-экономического развития стран – членов НАФТА в 1999 году

показатель

Население (млн. чел.)

Территория (тыс. кв. км)

ВВП (млрд. долл.)

ВВП на душу населения (млрд. долл.)

Золото-валютные резервы (млрд. долл.)

(млрд. долл.)

Импорт (млрд. долл.)

Сальдо (млрд. долл.)

Доля в мировом экспорте (%)

Экспорт услуг (млрд. долл.)

Импорт услуг (млрд. долл.)

Доля в мировом экспорте услуг (%)

Экспортная квота

(%)

Инвестиционный климат (доля иностранного капитала в общем объеме прямых инвестиций, %)

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли “снизу вверх” – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями.

В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Оно предусматривало взаимные обязательства двух стран ликвидировать ограничения в торговле товарами и услугами (на транспорте, в телекоммуникациях, компьютерных, финансовых системах, в области туризма), отменить ограничения на иностранную собственность в кредитно-финансовой системе Канады и канадских банков в США и ряд других положений.

Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно “чувствительных” к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено “чувствительностью” соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран – участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течении 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течении пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, “чувствительных” для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.

Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течении десяти лет.

Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.

Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован в новый товар и соответственно попадать под другую тарифную позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах – участницах соглашения.

Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам.

Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Такой скромный эффект объясняется, с одной стороны, сравнительно низкими барьерами в торговле и активной инвестиционной деятельности между США и Канадой еще до заключения соглашения, что благоприятствовало взаимному перемещению товаров и услуг, а с другой – относительно небольшим размером экономики Мексики по сравнению с американской и канадской. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

(Обзор подготовлен на основе исследования, выполненного ВНИКИ по заказу Министерства экономического развития РФ )

Лекция 5 Североамериканский и латиноамериканские экономические регионы

Время – 2 часа.

Вопросы лекции:

1. Общая характеристика североамериканской группировки стран НАФТА.

2. Характеристика экономик ведущих государств Северной Америки: США, Канады, Мексики.

3. Общая характеристика южноамериканских группировок стран МЕРКОСУР и КАРИКОМ.

4. Характеристика экономик ведущих государств Латинской Америки: Бразилии, Аргентины, Венесуэлы.

Вопрос 1 Общая характеристика североамериканской группировки стран НАФТА

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке - снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне.

В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д.

Цели . Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА :

Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

Привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

Обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

Создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

Создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

Создание единого континентального рынка.

Основные характеристики НАФТА

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы - США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...